Быстрый счет в уме: обучение для детей
Научив малыша пользоваться сложением и вычитанием на пальцах, родители задаются вопросом, как научить ребенка считать в уме, и не всегда находят на него ответ.
Обратите внимание! Существует несколько методик обучения устному счету, с помощью которых взрослый сможет объяснить ребенку, какие действия нужно произвести, чтобы получить ответ. Каждая методика — это алгоритм определённых действий:
Каждая методика — это алгоритм определённых действий:
- Раскладка на десятки и единицы в сложении, умножении, делении.
- Вычитание 7, 8, 9. Например, чтобы вычесть из любого числа 9, надо вычесть из этого числа 10 и прибавить 1. И так по образцу делают с 7 и 8.
- Быстрое сложение двузначных чисел. Для этого нужно округлить цифру двузначного числа в сторону увеличения, выполнить сложение, а затем вычесть то число, на которое было сделано увеличение. Например: 14+29=14+30-1=43.
Научить ребенка считать до 100, вычитать и складывать в пределах от единицы до двадцати можно самостоятельно без учителя и до школы. Такое действие, как быстрый счет в уме, дается детям сложнее и не сразу. Обучение для детей — это, в первую очередь, игра, поэтому стоит не торопиться, а лучше проявить терпение, и все получится.
Как помочь ребенку?
Чтобы дети как можно быстрее научились считать в уме, предложите им «поиграть» с цифрами:
- «Щупаем» числа. Сделайте крупные заготовки цифр из картона, обклейте их тканью или плотной бумагой. Затем сложите их в коробку или непрозрачный мешок. Предложите малышу наощупь обследовать цифру пальцами и сказать, как она называется.
- Находим пару. На листе большого формата нарисуйте или наклейте числа разного размера и цвета. Попросите ребенка найти одинаковые, не отвлекаясь на посторонние признаки.
- Рисуем на спине. Встаньте сзади малыша и нарисуйте пальцами какую-нибудь цифру. Пусть он попробует ее отгадать. Потом предложите ему поменяться местами.
- Игральный кубик. Возьмите карточки с изображениями чисел и игральный кубик. Бросьте его и попросите малыша подсчитать количество точек, а затем найти подходящую карточку. Чтобы усложнить задание, бросайте два кубика одновременно.
- Домик. Изобразите на большом листе дом, вертикальными линями поделите его на 3 части. В центре положите карточку с какой-то цифрой. Ребенку нужно найти соседствующие числа и разместить слева и справа.
- Многоэтажка. На листе изобразите 9-этажный дом. Вручите малышу карточки с числами и попросите пронумеровать каждый этаж.
- Пропажа. Разложите на поверхности цифры от 1 до 9. После попросите малыша зажмуриться и уберите одну. Ему нужно сказать, какая карточка потерялась.
Есть еще один эффективный способ, позволяющий добиться положительных результатов – игры от BrainApps. Сервис предлагает родителям уникальную возможность провести время с ребенком за полезными и развивающими тренажерами. Например, в освоении устного счета помогут:
- «Числовой охват». Нужно запомнить предложенные цифры и воспроизвести их в точной последовательности.
- «Фруктовая математика». На мониторе появятся 3 области, в которых расположатся разнообразные фрукты. Основное задание – быстро их сосчитать и ответить на указанный вопрос.
- «Прокликай в правильном порядке Плюс». На экране отобразится таблица с цифрами, расположенными случайным образом. В зависимости от предложенного задания необходимо прокликать все числа в порядке убывания или возрастания.
Также стоит обратить внимание на игры «Копилка», «Сложение цифр по памяти», «Запоминай и прокликай», «Угадай операцию» и другие
Методики обучения в разном возрасте
Для детей 2-3 лет
Необходимо привить ребенку в игровой форме понимание счета и начальные навыки применения его к предметам. Например, считаем пальчики на одной ручке, просим принести один, два… предмета. Прививаем понятия: “много”, “мало”, “большой”, “маленький”.
Для детей 4-5 лет
Нужно использовать желание малыша помочь родителям в домашних делах.Вместе складывая игрушки в коробку можно их сосчитать или попросить ребенка подать одну или несколько тарелок со стола.
Постепенно у малыша должно быть сформировано понятие “один” и “много”, “меньше”, “больше”, “шире”, “уже”. Также ненавязчиво малыша нужно знакомить с пониманием формы предметов: круглый мяч или квадратный кубик и т.д.
Контактное обучение гораздо эффективнее, в этот момент малыш ощущает предмет, включается несколько зон восприятия объекта и обучение проходит легче.
Малыши сравнивают “много” и “один”. Разные предметы нужно сравнивать, чтобы выработать понимание их свойств, не перегружая малыша характеристиками предмета. Постепенно ребенок должен сам объединять разные предметы по одному признаку (маленькие -большие, длинные – короткие).
На занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры (предлагается накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.).
Для детей 5-6 лет
Дети учатся сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.
Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.
Для учеников 1 класса
Прежде всего ребенок осваивает счет группами по 2, по 3, по 5, постепенно его подводят к пониманию десятичной системы исчисления.
В этом возрасте большое внимание уделяется устному счету, для чего применяют обучающие способы с игровым уклоном. Например, пособие “Тысяча плюс” (автор Зайцев Н.А.). Например, пособие “Тысяча плюс” (автор Зайцев Н.А.)
Например, пособие “Тысяча плюс” (автор Зайцев Н.А.).
Методика позволяет операции сложения и вычитания в пределах 100 довести до автоматизма, при чем в уме.
При использовании метода Глена Домана дети обучаются счету в процессе игры, используя карточки с точками, при этом развивается зрительная память у ребенка. Существуют и иные методы обучения детей счету.
Вам никак не удается научить ребенка правильно ставить ударения? Или у вас проблемы с определением времени по часам? Тогда вам стоит ознакомиться с нашими материалами, посвященными этим темам.
Для учеников 2 класса
Во втором классе можно продолжить применять методики, которые использовались при обучении в первом классе
Важно выбрать какой-то один метод обучение, чтобы ребенку было легче усваивать материал
Материал используемый дома должен коррелировать с теми, которые применяет учитель в школе. В форме игры можно на скорость в уме решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами.
Если у вас все еще остались вопросы по обучению счету школьников, то советуем вам посмотреть следующее видео:
Как научить ребенка считать
У малышей преобладает образно-наглядное мышление. Математические понятия детишкам воспринимать и заучивать трудно, потому что большинство из них абстрактны. Поэтому обучать ребенка вычитать и складывать лучше, основываясь на практических действиях с предметами. Специалисты рекомендуют использовать разные методики:
- счет на пальцах;
- особые приемы выполнения математических действий;
- освоение состава чисел;
- заучивание таблиц математических действий;
- работу с развивающими книгами;
- освоение счетного материала.
- Психологи утверждают, что дети осваивают знания в три стадии: привыкание, понимание материала, запоминание информации. Обязательно соблюдайте очередность этапов.
- Не учите складывать и вычитать по единице (1+1+1=3 и т.д.). Это не стимулирует умственное развитие и вырабатывает устойчивую привычку подсчитывать медленно. Не учите прибавлению и отниманию по линейке – такая техника не развивает память.
- Оптимальный объем информации ребенок получит, если вы будете заниматься с ним трижды в день по 10 минут. Он не будет уставать и терять энтузиазм.
- Закрепляйте знания в повседневной жизни. например, на прогулке считайте все вокруг: собак, машины, мальчиков и девочек и т.д.
- Не давайте слишком сложные упражнения. Увеличивайте трудность постепенно. Не ругайте малыша, если он делает ошибки. Лучше дайте больше заданий, которые он точно сможет решить правильно.
- Переходить к сложению и вычитанию в столбик можно, когда ребенок полностью выучит, как пишутся цифры. С этого момента он не ассоциирует их с количеством каких-то определенных предметов.
- Не повторяйте изученный материал ежедневно. Лучше вспоминать информацию, когда она нужна для решения упражнений посложнее.
- Следите за реакциями малыша. Если вы заметите, что ему стало скучно, попробуйте сменить методику.
Счет на пальцах
Это базовый навык, который малыш способен освоить в 2-3 года. Примеры заданий:
- Пусть малыш поднимет 2 пальца на одной руке, и 1 – на другой. Попросите его посчитать общее количество.
- Пусть ребенок расправит все 5 пальцев одной руки, загнет 2. Предложите сосчитать, сколько осталось прямыми.
С предметами на бумаге
Когда решение задач на пальцах малышу будет даваться легко, переходите к этапу посложнее. На бумаге рисуйте примеры сложения и вычитания, схематически отображая количество какими-либо символами. Примеры:
«У нас есть три сердечка (рисуем первое, второе, третье). К ним надо добавить еще одно сердечко (ставим плюс, изображаем фигурку). Сколько всего сердечек получилось?». Можно дать крохе нарисовать ответ самостоятельно
Важно, чтобы он запоминал значения символов «плюс, минус, равно».
«У нас есть семь кружочков. Минус три
Сколько кружочков у нас осталось?».
С цифрами
Обучение счету на этом этапе самое сложное, подойдет дошкольникам. Пишите ребенку обыкновенные примеры. Сначала делайте не больше трех упражнений с числами от 1 до 10. Постепенно увеличивайте количество до 7-10 упражнений в день. Сперва научите складывать, а затем отнимать. Можете вводить небольшие двузначные числа. Примеры:
- 5+4= ?;
- 9-3= ?;
- 10+7= ?;
- 19-2= ?.
Техника деления
Математическая формула деления – это «обратное» умножению. То есть при умножении складывали, а при делении вычитают. Чтобы разделить 56 на 7, подбирают число, при умножении которого на 7 в итоге будет 56. Зная таблицу умножения, сделать это просто, искомое число 8.
При делении многозначного числа на однозначное от исходного показателя «отрезают» круглые части, каждая из которых будет делиться на 8, в соответствии с таблицей умножения.
Пример 6144/8 решают так:
- Из 6144 выделяют максимально большую часть, делимую на 8. Это 5600, поскольку следующее число по таблице умножения 64.
- 6144-5600 = 544.
- Итого 6144/8 = (5600+544)/8 = 700+544/8.
- Чтобы поделить 544 на 8, снова выделяют из числа большую часть, делимую на 8 по таблице умножения. Это будет 480. В итоге получают остаток 64, поскольку 544-480 = 64.
- Продолжают деление 544/8 = (480+64)/8 = 60+64/8.
- Вспоминают все полученные ранее результаты: 700+60=760, решают задачу 64/8 = 8.
В итоге получают 760+8 = 768.
Техника деления на двузначное число
Эта самая гениальная техника, ни на что не похожая. Решая пример 5148/66, делают так:
- подгадывают, в каком десятке будет лежать результат;
- получают 70, поскольку при решении 70*66 = 4620, это самое близкое число к исходному делимому 5148;
- применяют математический закон о последней цифре результата умножения двух чисел – она всегда совпадает с последней цифрой результата умножения;
- получают искомое число, которое при умножении на 66 дает 5148 – это будет окончание на 3 или на 8 (3*6 = 18, 8*6 = 48);
- считают по окончаниям в десятке между 70 и 80 – находят всего два числа 73 и 78;
- теперь умножают 78*66 = 78*60+78*6 = 4680+468 = 500+148 = 5148.
Правильный ответ примера 5148/66 = 78.
Деление на 5, 50, 25
Применяют правило – умножают число на 2 и перемещают запятую на одну цифру назад. Например, 145/5 = 145*2 = 290, смещение запятой назад дает в итоге 29.
При делении на 50, 25 применяют формулы:
- А/50 = А*2/100;
- А/25 = А*4/100.
Например, 2350/50 = 2350*20/100 = 4700/100 = 47 и т.д.
Развивающие игры и задания для обучения устному счету
«Кубики знаний»
Набор можно приобрести в магазине игрушек или канцелярских товаров. Всего кубиков 108 штук. В каждой коробочке находится 36 кубиков. Кроме того, нужны карточки с цифрами от 1 до 5. Используют еще коробочку с нарисованными пустыми клеточками для кубиков, которые будет считать ребенок. Кубики и карточки с цифрами помогут малышу отождествлять действия с числами.
Ход игры:
- Малыш берет кубик и устанавливает его в коробочке на первую клетку слева.
- Перед коробкой размещает карточку с цифрой «1».
- Затем рядом с первым кубиком ребенок устанавливает второй.
- Взрослый спрашивает, сколько теперь кубиков в коробке.
- Малыш должен сказать «два» и заменить карточку «1» на столе жетоном с цифрой «2».
«Дом для гномов»
Надо договориться с ребенком, что кубики будут «гномами», коробка станет «домом», клетка — «комнатой». Занятие обеспечивает наглядность — основное условие успешного счета в уме. Кубики помогут ребенку освоить счет десятками, научиться складывать и вычитать.
Ход игры:
- Малыш помещает в «дом» сначала одного «гнома», затем остальных по очереди.
- Взрослый накрывает коробку рукой или крышкой.
- Ребенка спрашивают, сколько останется «гномов», если 1–2–3 из него выйдут.
Играть и обучаться устному счету — это просто!
Ребенок 5–6 летМалыша надо заинтересовать!«215» — это 2+1+5.
Процесс обучения разнообразят в домашних условиях с помощью настольных игр. Подходят виртуальные деньги «Монополия». Часто используют для обучения устному счету чашки, контейнеры, пластиковую одноразовую посуду.
Учимся считать — первые шаги в обучении
Излишне усердствовать не стоит, чтобы не отбить у «ученика» желание познакомится со счетом. Достигнуть быстрых результатов не удастся, для усвоения даже простейшего порядкового счета потребуется как минимум неделя ежедневных занятий. Постепенно формируя навык в игровой форме, вы и не заметите, как ваш малыш научится самостоятельно считать.
Счет в играх и повседневной жизни поможет без лишних усилий запомнить правильную последовательность. 10-15 минут в день целенаправленно уделяйте время такому мини-занятию. Посчитайте, сколько у ребенка машинок, кубиков, сколько колец на пирамидке. Очень эффективный способ — поднимаясь по лестнице, вслух считать ступеньки
Таким образом за месяц можно научить ребенка считать до 10
Очень важно, чтобы ребенок понимал количественные числительные. Покажите ему две картинки, на одной, к примеру, зайчики, на другой — медведи
И там, и там их по пять, хотя медведи больше зайчиков по размеру, но количество от этого не меняется. Ребенок должен знать, что все в мире можно сосчитать, и муравьев, и слонов, так к нему твердо придет понятие цифры «2», «5» и т.д. Для обучения счету выберите одну, наиболее понятную и комфортную для вас с ребенком методику. Разные способы знакомства со счетом могут даже самого смышленого малыша сбить с толку.
Методики обучения в разном возрасте
Для детей 2-3 лет
Необходимо привить ребенку в игровой форме понимание счета и начальные навыки применения его к предметам. Например, считаем пальчики на одной ручке, просим принести один, два… предмета. Прививаем понятия: “много”, “мало”, “большой”, “маленький”.
Для детей 4-5 лет
Нужно использовать желание малыша помочь родителям в домашних делах.Вместе складывая игрушки в коробку можно их сосчитать или попросить ребенка подать одну или несколько тарелок со стола.
Постепенно у малыша должно быть сформировано понятие “один” и “много”, “меньше”, “больше”, “шире”, “уже”. Также ненавязчиво малыша нужно знакомить с пониманием формы предметов: круглый мяч или квадратный кубик и т.д.
Контактное обучение гораздо эффективнее, в этот момент малыш ощущает предмет, включается несколько зон восприятия объекта и обучение проходит легче.
Малыши сравнивают “много” и “один”. Разные предметы нужно сравнивать, чтобы выработать понимание их свойств, не перегружая малыша характеристиками предмета. Постепенно ребенок должен сам объединять разные предметы по одному признаку (маленькие -большие, длинные – короткие).
На занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры (предлагается накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.).
Для детей 5-6 лет
Дети учатся сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.
Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.
Для учеников 1 класса
Прежде всего ребенок осваивает счет группами по 2, по 3, по 5, постепенно его подводят к пониманию десятичной системы исчисления.
В этом возрасте большое внимание уделяется устному счету, для чего применяют обучающие способы с игровым уклоном. Например, пособие “Тысяча плюс” (автор Зайцев Н.А.)
Например, пособие “Тысяча плюс” (автор Зайцев Н.А.).
Методика позволяет операции сложения и вычитания в пределах 100 довести до автоматизма, при чем в уме.
При использовании метода Глена Домана дети обучаются счету в процессе игры, используя карточки с точками, при этом развивается зрительная память у ребенка. Существуют и иные методы обучения детей счету.
Вам никак не удается научить ребенка правильно ставить ударения? Или у вас проблемы с определением времени по часам? Тогда вам стоит ознакомиться с нашими материалами, посвященными этим темам.
Для учеников 2 класса
Во втором классе можно продолжить применять методики, которые использовались при обучении в первом классе
Важно выбрать какой-то один метод обучение, чтобы ребенку было легче усваивать материал
Материал используемый дома должен коррелировать с теми, которые применяет учитель в школе. В форме игры можно на скорость в уме решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами.
Если у вас все еще остались вопросы по обучению счету школьников, то советуем вам посмотреть следующее видео:
Современные способы обучения
Как отечественные, так и зарубежные педагоги сходятся во мнении, что учить устному счету следует начать до школы. Современные методики акцентируют внимание на заинтересованности изучаемым предметом
Важно!
До 7 лет желательно строить процесс учебы лишь в игровой форме
Важно!
До 7 лет желательно строить процесс учебы лишь в игровой форме.
По Монтессори
Методика развития умственных способностей Марии Монтессори, в частности способностей устного счета, основывается на эмпирических и игровых способах обучения с красочными и интересными пособиями.
Для закрепления результатов теоретических знаний часто используется игра с разменом монет, что достаточно интересно детям.
Кроме того, для обучения счету используются брусочки из дерева размером от 1 дм и до 1 м, которые имеют синий и красный цвет с отметками в 10 см. Ученик раскладывает бруски по мере увеличения длины. После чего каждый необходимо назвать цифрой с учетом количества цветных отрезков.
Подключение осязания и визуального восприятия делает эту методику достаточно эффективной в обучении детей.
По Доману
Согласно исследованиям Г. Домана, дети в возрасте до 5-7 лет способны обрабатывать большой объем информации. Для обучения используются специальные карточки, приобретенные или изготовленные самостоятельно. На данных карточках изображены красные точки в разном количестве.
Карточки демонстрируются, когда обучающийся пребывает в хорошем настроении. Время демонстрации карточек небольшое, а упор делается на количество подходов.
На первом этапе демонстрируются карточки с цифрами от 1 до 10. Во время демонстрации родитель должен внятно обозначить выбранную цифру. Дальше задача усложняется. С помощью карточек можно обучить сложению, вычитанию, умножению и делению.
К ним прилагается достаточно подробная инструкция, с которой родители с легкостью разберутся и смогут в форме игры обучить ребенка устному счету.
По Полякову
Данный способ обучения заключается в том, чтобы на первом этапе необходимо научить считать до 10 и сделать упор на запоминании результатов всех вариаций сложения и вычитания в пределах 10. После этого можно приступить к двузначным числам.
Существует до 50 уроков по данной методике, с подробным описанием и примерами. Поэтому для родителей не составит труда самостоятельно заняться со школьником изучением счета. Отличие от других способов обучения заключается в том, что она обучает мыслить группами чисел.
Ментальное обучение
Ментальная арифметика пришла к нам из Японии. Обучение счету происходит с использованием специальных счет – соробан и абакус. После того как освоена работа на данных счетах, начинается процесс обучения в уме. Эффект обучения заключается в том, что после запоминания принципа работы соробана и абакуса, их легко представить в уме и проделать необходимые математические операции.
Ментальной арифметике можно обучить самостоятельно либо отдать ребенка на специализированные курсы.
Методика изучения сложения и вычитания для дошкольников
Перед началом занятий устным счетом малыш должен научиться:
- перечислять предметы окружающего мира по порядку, от 1 до 10 (и больше). Основные игры, способствующие развитию этого навыка, – прятки (проговаривая считалочку);
- изображать числа графически. Дошкольник должен знать, как выглядит число, и что оно обозначает. Один из легких способов, развить данную способность – многократно проговаривать встречающиеся на пути числа (номера кабинетов, машин, домов и т.д.);
- раскладывать числа в пределах 10 по порядку возрастания или убывания. Вместе с этим изучаются понятия сравнения, продолжения ряда, объединения и исключения лишнего предмета. Эффективны упражнения на соединение чисел по точкам (при этом двузначные используются в дошкольном возрасте крайне редко).
Как научить ребенка складывать и вычитать, если базовые понятия о числе у него уже имеются? Специалисты применяют следующие приемы:
- Изучение счета на пальцах. В настоящее время этот метод не принимают многие, однако в качестве основы для решения простых примеров в пределах десятка он подойдет. Не следует слишком долго использовать данный метод. Оптимальный возраст ребенка – от 2 до 4 лет.
- Основываясь на составе числа. Нецелесообразно начинать изучение до 5-летнего возраста. Обязательно нужно разобрать в деталях понятие «состав числа» и графически изобразить его для каждой цифры. Наиболее распространенный вариант изображения – домик с окнами в 2 столбика, где крыша – это целое число, а в окнах – его слагаемые. В качестве дополнительного материала можно взять разноцветные кубики и коробку с ячейками из методики Полякова.
- Изучение и заучивание таблиц сложения и вычитания. Данный прием эффективен лишь при многократном повторении.
Счет на пальцах
Решение примеров в пределах 10
Как научить ребенка складывать, вычитать и решать небольшие примеры в пределах 10? Зная значения понятий сравнения, дошкольник сможет отвечать на простые вопросы, такие, например, как:
- У Оли 3 яблока, а у Антона 4. У кого яблок больше?
- Мама приготовила 3 печенья. Вася съел одно. Сколько печений осталось?
- На ветку сели 6 синиц и 2 вороны. Сколько всего птиц сидит на ветке?
Для малыша важна наглядность. Примеры на сложение и вычитание чисел вначале следует сопровождать наглядным материалом, например, счетными палочками:
- выложить 5 палочек и попросить убрать 2. Спросить, сколько палочек осталось;
- обратная задача – положить 1 палочку и попросить прибавить еще 4. Спросить, сколько теперь палочек на столе.
Вместо специального материала можно использовать карандаши, мелки, кукол, продукты, ветки и т. д. Процесс счета также можно проводить в любом месте и в любое время – считать проезжающие на улице машины, ступеньки в подъезде, пролетающих птиц.
Решение примеров в пределах 20
К счету в пределах 20 нужно переходить только в том случае, если дошкольник может уверенно сложить и отнять числа первого десятка, а также хорошо ориентируется в составе числа.
В первую очередь предлагается слагать числа, близкие к 10. Например:
Маша съела 8 пельменей, а затем еще 2 (8 + 2 = 10). Потом мама положила Маше добавки – 5 пельменей (10 + 5 = 15). Сколько пельменей всего съела Маша?
Далее можно предложить задания на вычитание. Поначалу основным лучше брать число, близкое к десяти (11, 12, 13). Пример:
Катя принесла в садик 13 конфет. Сначала она дала 3 конфеты Васе (13 – 3 = 10), а потом столько же конфет Саше (10 – 3 = 7). Сколько осталось у Кати конфет?
Наиболее популярные вопросы
Эффективно ли обучать ребенка счету на пальцах?
Существуют противоположные мнения по поводу обучения счету по пальцам. Как правило, такой счет нежелателен, так как является неудобным. Допускается обучение счету на пальцах на первоначальном этапе.
Существуют ли компьютерные тренажеры для обучения счету в уме?
Существует множество онлайн-программ и компьютерных тренажеров для освоения данного навыка. Но злоупотреблять ими нежелательно, так как это негативно влияет на зрение, и исключает важный фактор – контакт с родителем.
Для эффективного обучения ребенка счету в уме важно своевременно обращаться к методикам развития математических навыков. Слишком рано начинать заниматься не желательно, как и слишком поздно
Существует множество хороших способов научить считать, и адаптировать ребенка к школьной программе. Главным условием является хорошее настроение и психологическая готовность ребенка обучаться. Заставлять не стоит, так как есть риск отбить желание познавать новое.
Самые интересные приемы
Чтобы умножить любое однозначное число на 9, нужно посмотреть на свои пустые ладони. Загнем палец, соответствующий по порядку (считая от большого пальца левой руки) числу первого сомножителя. Смотрим, сколько пальцев слева от загнутого — это будут десятки искомого произведения, а справа — его же единицы.
Умножение на 11 любого двузначного числа, сумма цифр которого не достигает 10, осуществляется забавно и просто: мысленно раздвинем цифры этого числа и поставим между ними их сумму, результат получен. Пример:24 (2+4=6<10)*11=264. В случае, если сумма цифр умножаемого на 11 числа окажется равна 10-ти или более 10-ти, то между мысленно раздвинутыми цифрами этого числа следует поставить их сумму и сложить первые две цифры слева, оставив две другие без изменения, – получили произведение. Пример: 59 (5+9=14>10)*11= (5+1)49=649.