Как научить ребенка считать в пределах 10

Самые интересные приемы

Чтобы умножить любое однозначное число на 9, нужно посмотреть на свои пустые ладони. Загнем палец, соответствующий по порядку (считая от большого пальца левой руки) числу первого сомножителя. Смотрим, сколько пальцев слева от загнутого — это будут десятки искомого произведения, а справа — его же единицы.
Умножение на 11 любого двузначного числа, сумма цифр которого не достигает 10, осуществляется забавно и просто: мысленно раздвинем цифры этого числа и поставим между ними их сумму, результат получен. Пример:24 (2+4=6<10)*11=264. В случае, если сумма цифр умножаемого на 11 числа окажется равна 10-ти или более 10-ти, то между мысленно раздвинутыми цифрами этого числа следует поставить их сумму и сложить первые две цифры слева, оставив две другие без изменения, – получили произведение. Пример: 59 (5+9=14>10)*11= (5+1)49=649.

С какого возраста учить ребенка считать?

Точного срока не сможет назвать родителям даже специалист, но если принимать во внимание психологию ребенка, то начиная с трехлетнего возраста, мозг ребенка вступает в ту фазу развития, когда у карапуза возникает потребность в получении новой информации и знаний. На этом этапе малыш начинает схватывать все на лету, его можно учить считать, читать, рисовать, он будет впитывать все знания как губка. Малыш на подсознательном уровне тянется ко всему новому и интересному и эту тягу нужно поддерживать, развивая у карапуза те или иные способности

Малыш на подсознательном уровне тянется ко всему новому и интересному и эту тягу нужно поддерживать, развивая у карапуза те или иные способности.

Именно этот возраст является лучшим периодом для ознакомления ребенка с цифрами. Однако можно приступать к обучению и с полутора лет. В этом возрасте дети уже способны отличать одну цифру от другой, хотя пока полноценный счет для них непосильная задача.

Устный счет с опорой на состав числа

Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.

Для лучшего запоминания рекомендуется решать с ребенком несложные задания:

  • Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
  • Предложить ребенку дополнить число до нужного. Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.

Дальше нужно усложнять задачу и решать примеры “выходящие” за десяток, например 8+5. Для этого нужно:

  • Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого “забрать” число 2.
  • Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
  • Высчитать 8+2+3=13,

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.

Зачем учить устному счету?

Счет в уме — прекрасный вариант тренировки мозга. Те, кто регулярно «упражняется» таким образом, имеют более высокий уровень интеллектуального развития, а значит, легко и успешно усваивают практически любую информацию, подаваемую в школе.

Чем еще полезен устный счет для детей:

  • позволяет формировать более быстрые мыслительные реакции;
  • способствует развитию речевых функций;
  • улучшает память;
  • формирует нестандартное мышление;
  • повышает самооценку;
  • способствует развитию аналитических способностей мозга;
  • в любой ситуации облегчает поиск верного решения за счет способности «просчитывать» возможные результаты.

Счет в уме полезен для людей любого возраста. Доказано, что такие занятия способны на много лет «отодвинуть» угасание мозговых функций даже у пожилых!

игра учимся считать цифры

Пусть обучение счету будет частью вашей повседневной жизни. Считайте с малышом все и везде: поднимаясь или спускаясь по лестнице — ступеньки, идя по улице — считайте машины, проезжающие мимо, в супермаркете считайте покупки, которые вы кладете в корзину. Только следите, чтобы счет не опережал действия, лучше пусть будет наоборот. Например, опуская в корзину пакет молока говорим — один, следующий в корзину опускается йогурт — два и так далее. Таким образом счет для ребенка станет привычным и не будет вызывать затруднения.

Эта игра называется «Счет вслепую». Сложите несколько предметов (пуговицы, конфеты) в мешочек. Пусть малыш посчитает их не глядя и не вынимая. Такая игра отлично развивает воображение и мелкую моторику рук, необходимую для общего развития.

Методика Полякова

Работа ведется с цветными кубиками и коробками с ячейками, где могут поместиться 10 кубиков. С помощью набора детям объясняют понятия «состав числа» и «десяток» и обучают навыку устного счета.

Даже сообразительный ребенок порой может не понимать самых простых вещей. Это не говорит о его непонятливости или несмышлености, скорее всего это свидетельствует об отсутствии интереса.

Ведь дети могут воспринимать информацию и запоминать ее только тогда, когда она вызвала в них эмоциональный отклик. Яркие положительные эмоции дети испытывают во время интересной игры, поэтому обучение навыку счета в уме лучше проводить в игровой деятельности.

Например, дети представляют, что кубики – это гномики, а коробка – их домик. В домике было 2 гномика, к ним в гости пришло еще 3. Наглядно демонстрируется задача, закрывается крышка коробки и задается вопрос: «Сколько гномиков стало в коробке?». Чтобы ответить на поставленный вопрос, детям придется посчитать в уме, без опоры на кубики.

Постепенно задачи усложняются, дети учатся складывать и вычитать с переходом через десяток, а потом и двузначные числа.

Видео сюжет расскажет об обучении детей по методике Сергея Полякова

Развивающие игры и задания для обучения устному счету

«Кубики знаний»
Набор можно приобрести в магазине игрушек или канцелярских товаров. Всего кубиков 108 штук. В каждой коробочке находится 36 кубиков. Кроме того, нужны карточки с цифрами от 1 до 5. Используют еще коробочку с нарисованными пустыми клеточками для кубиков, которые будет считать ребенок. Кубики и карточки с цифрами помогут малышу отождествлять действия с числами.

Ход игры:

  1. Малыш берет кубик и устанавливает его в коробочке на первую клетку слева.
  2. Перед коробкой размещает карточку с цифрой «1».
  3. Затем рядом с первым кубиком ребенок устанавливает второй.
  4. Взрослый спрашивает, сколько теперь кубиков в коробке.
  5. Малыш должен сказать «два» и заменить карточку «1» на столе жетоном с цифрой «2».

«Дом для гномов»
Надо договориться с ребенком, что кубики будут «гномами», коробка станет «домом», клетка — «комнатой». Занятие обеспечивает наглядность — основное условие успешного счета в уме. Кубики помогут ребенку освоить счет десятками, научиться складывать и вычитать.

Ход игры:

  1. Малыш помещает в «дом» сначала одного «гнома», затем остальных по очереди.
  2. Взрослый накрывает коробку рукой или крышкой.
  3. Ребенка спрашивают, сколько останется «гномов», если 1–2–3 из него выйдут.

Играть и обучаться устному счету — это просто!


Ребенок 5–6 летМалыша надо заинтересовать!«215» — это 2+1+5.

Процесс обучения разнообразят в домашних условиях с помощью настольных игр. Подходят виртуальные деньги «Монополия». Часто используют для обучения устному счету чашки, контейнеры, пластиковую одноразовую посуду.

Таблица сложения – ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: составить таблицу сложения в пределах 20 и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать составные задачи с недостающими данными в условии; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

(Учащиеся по очереди выходят к доске, решают примеры и вписывают ответы в окошки.)

2. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше: сахар или конфеты? (Сахар.)

• Г руша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)

• За пакет муки, пачку сахара и пачку кофе уплатили дороже, чем за такой же пакет муки, пачку сахара и булку. Что дороже: кофе или булка? (Кофе.)

3. Работа над задачами

— Составьте задачи по рисункам и выражениям.

5 – 3

5 + 3

5 – 3

3 + 2

5 – 2

— Почему выражение 5 — 3 записано два раза?

III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите выражения в каждом столбике.

8 + 3

6 + 6

7 + 6

7 + 7

7 + 4

7 + 5

8 + 5

8 + 6

6 + 5

8 + 4

9 + 4

9 + 5

— Как изменяется первое слагаемое? второе слагаемое?

— Изменится ли сумма?

— Что общего в примерах каждого столбика? (Одинаковые ответы.)

— Придумайте пример в каждый столбик так, чтобы надо было прибавлять по частям.

— Откройте учебник на с. 72. Прочитайте тему урока.

— Мы знаем уже все случаи сложения, когда надо прибавлять по частям. Почему в красной рамке записаны эти же примеры?

— Поставьте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Сравните примеры каждого столбика.

— Что изменяется в примерах каждого столбика? (Второе слагаемое. )

— Как оно изменяется? (Увеличивается на 1.)

— Как это влияет на сумму? (Если первое слагаемое не изменяется, а второе слагаемое увеличивается на 1, то и сумма увеличивается на 1.)

— Сравните примеры в каждой строке.

— Как изменяется первое слагаемое? второе слагаемое?

— Изменяется ли сумма? (Если первое слагаемое уменьшается, а второе увеличивается на одно и то же число, то сумма не изменяется.)

— Прочитайте равенства в третьем столбике разными способами.

— Закройте ответы во втором столбике, оставив первый пример открытым. Как узнать ответы в остальных примерах?

— 13 — это 7 и сколько?

— К какому числу прибавили 6, если получили 11?

— На сколько увеличили 9, если получили 18?

— Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 13?

— Сумма каких двух чисел равна 14?

(Учитель задает еще несколько подобных вопросов.)

№ 1 (с. 72).

(Первое задание учащиеся выполняется устно с комментированием, второе задание — под руководством учителя с целью подготовки к изучению табличного вычитания. Далее работа в парах по карточкам. Каждый ученик достает из конверта по пять карточек с примерами. Учащиеся по очереди показывают пример соседу, тот называет ответ, затем карточка переворачивается и ответ проверяется.)

V. Физкультминутка

Раз, два – наклонилися слегка.

Три, четыре — руки в боки, будем делать многоскоки.

Пять, шесть — на лесенку надо залезть.

Семь, восемь — пробежаться вас попросим.

Девять, десять – вот и все.

Скоро встретимся еще.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 72),

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

— Известен ли рост Даши и Наташи?

— Что известно в задаче?

— Если девочки были весной одинакового роста, то какие числа мы будем сравнивать?

— Что значит “выше”?

— Запишите решение задачи самостоятельно.

№ 3 (с. 72).

(В первой задаче учащиеся подбирают данные самостоятельно

При подборе данных во второй задаче учителю необходимо обратить внимание детей на то, что сумма чисел — цен ручки и блокнота — должна быть меньше 10 руб. Решения и ответы учащиеся записывают самостоятельно. Проверка.)

Проверка.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 38).

VII. Рефлексия

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 44—45). Дополнительно можно предложить задание на полях. Взаимопроверка.)

— Оцените своего соседа по парте:

• молодец, все решено правильно;

• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Какие задачи мы ставили в начале урока?

— Кто смог назвать без ошибок все примеры, когда вы выполняли задание в парах?

VIII. Подведение итогов урока

— Как таблица поможет нам считать быстро?

— Как поступить, если не помнишь ответ в одном из примеров в столбике?

ПредыдущаяСледующая

Обучение сложению и вычитанию

Когда ребенок изучил порядок цифр от 0 до 10, научился запоминать их, а также считать в стандартном и обратном порядках, можно переходить к процедурам сложения и вычитания.

Так выглядят обычные примеры для такого обучения:

  • На столе стоит две тарелки. В одной из них 2 конфеты, а в другой 5 конфет. Сколько конфет всего?
  • В корзинке лежит 10 яблок. Как поровну разделить их между 5 детьми?

В такой же форме можно придумывать новые примеры и помогать ребенку обучаться. А также на этом этапе рекомендуется в игровой форме сообщить малышу о том, что от перемены слагаемых сумма не изменяется. Проще всего это сделать с помощью первого примера. После первого ответа необходимо поменять тарелки местами и задать вопрос снова. Тогда он поймет, что ничего не изменилось.

https://youtube.com/watch?v=rSaxEYe4JyQ

Надеемся, вам понравились предложенные материалы о том, как научить считать ребенка в пределах 10. Считается, что на этом дошкольное обучение ребенка счету можно закончить, поскольку дальнейшие этапы будут хорошо отработаны в школе. Однако при желании можно продолжить обучение. Для этого рекомендуется использовать таблицы сложения и вычитания до 10, примеры с переходом через десяток и, конечно, таблицу умножения.

Когда можно решать примеры в пределах 20

При полном усвоении навыков счета до 10 рекомендуют приступить к действиям на втором десятке. Здесь необходимо только понимание, без подсказки и списывания у соседа. Как научить считать и разъяснять примеры ребенку в пределах 20?  Следует придерживаться пошаговой методики:

  1. Выучить порядковый счет второго десятка, очередность каждого элемента числового ряда. Для облегчения запоминания используют одинаковые предметы – карточки, кубики. Нанести числа только на первые десять единиц. Разложить их рядами, первый десяток с подписями, под ним второй, «слепой».
  2. Запоминать по схеме 14 – к слову четыре добавляется «– надцать», и так с каждым новым термином. Ребенок должен усвоить смысл названия порядковых чисел от 11 до двадцати.
  3. Приступить к понятию первый десяток, потом добавлять элементы второго ряда и проговаривать действия. «Десять плюс четыре получится четырнадцать». Должны прозвучать так все данные в интервале второго десятка.
  4. Отработать действия со сложением без перехода. По типу 10 + 6 = 16; 16 – 6 = 10. Когда этот этап освоен, выполняют действия повышенной сложности.

Пазлы для счета до 20

Примеры с переходом через десяток требуют развивать навыки устного счета. Знание состава числа при равной сумме облегчают запоминание алгоритма расчета по действиям на сложение и вычитание в пределах 100.

Современные способы обучения

Как отечественные, так и зарубежные педагоги сходятся во мнении, что учить устному счету следует начать до школы. Современные методики акцентируют внимание на заинтересованности изучаемым предметом

Важно!
До 7 лет желательно строить процесс учебы лишь в игровой форме

Важно!
До 7 лет желательно строить процесс учебы лишь в игровой форме.

По Монтессори

Методика развития умственных способностей Марии Монтессори, в частности способностей устного счета, основывается на эмпирических и игровых способах обучения с красочными и интересными пособиями.

Для закрепления результатов теоретических знаний часто используется игра с разменом монет, что достаточно интересно детям.

Кроме того, для обучения счету используются брусочки из дерева размером от 1 дм и до 1 м, которые имеют синий и красный цвет с отметками в 10 см. Ученик раскладывает бруски по мере увеличения длины. После чего каждый необходимо назвать цифрой с учетом количества цветных отрезков.

Подключение осязания и визуального восприятия делает эту методику достаточно эффективной в обучении детей.

По Доману

Согласно исследованиям Г. Домана, дети в возрасте до 5-7 лет способны обрабатывать большой объем информации. Для обучения используются специальные карточки, приобретенные или изготовленные самостоятельно. На данных карточках изображены красные точки в разном количестве.

Карточки демонстрируются, когда обучающийся пребывает в хорошем настроении. Время демонстрации карточек небольшое, а упор делается на количество подходов.

На первом этапе демонстрируются карточки с цифрами от 1 до 10. Во время демонстрации родитель должен внятно обозначить выбранную цифру. Дальше задача усложняется. С помощью карточек можно обучить сложению, вычитанию, умножению и делению.

К ним прилагается достаточно подробная инструкция, с которой родители с легкостью разберутся и смогут в форме игры обучить ребенка устному счету.

По Полякову

Данный способ обучения заключается в том, чтобы на первом этапе необходимо научить считать до 10 и сделать упор на запоминании результатов всех вариаций сложения и вычитания в пределах 10. После этого можно приступить к двузначным числам.

Существует до 50 уроков по данной методике, с подробным описанием и примерами. Поэтому для родителей не составит труда самостоятельно заняться со школьником изучением счета. Отличие от других способов обучения заключается в том, что она обучает мыслить группами чисел.

Ментальное обучение

Ментальная арифметика пришла к нам из Японии. Обучение счету происходит с использованием специальных счет – соробан и абакус. После того как освоена работа на данных счетах, начинается процесс обучения в уме. Эффект обучения заключается в том, что после запоминания принципа работы соробана и абакуса, их легко представить в уме и проделать необходимые математические операции.

Ментальной арифметике можно обучить самостоятельно либо отдать ребенка на специализированные курсы.

Как учить ребенка считать до 10

В 2-3-летнем возрасте малыш усвоил понятия «один» и «много». Они базовые. Пришла пора переходить на числовой этап счета. Легче всего научить считать до 10 поэтапно. Сначала необходимо, чтобы дошкольник усвоил счет до 5. Затем расширить задачу, используя все цифры.

Самый простой способ – это обучение на пальчиках. Прикосновение к пальчикам, обхватывание их попарно, тройками… позволяет задействовать все органы восприятия. Малыш одновременно видит, ощущает и слышит, что значит «один», «два», «три» и т.д. Такая всесторонняя информация обязательно откладывается в памяти.

В дальнейшем необходимо научить ребенка считать без пальцев. Выставляется определенное количество предметов и каждый из них озвучивается порядковым числом. Например, взрослый кладет на стол карандаш и озвучивает: «один» (не используйте слово «раз»). Кладет второй – «два», третий – «три». «Всего три карандаша». Обобщение обязательно. Теперь повторяет дошкольник.

Необходимо каждодневное закрепление с помощью бытовых ситуаций. Например, считать ступеньки, покупки в корзине супермаркета, предметы на полке, ложки, тарелки к обеду, чашки к чаепитию, количество гостей, игрушки в ванной для купания и т.д.

Знакомство с цифрами

Важно не просто познакомить дошкольника с устным счетом, но и ввести в оборот графические образы цифр – научить соотносить их как знак числа с определенным количеством предметов. Например, покажите ребенку 3 кубика, посчитайте вместе

Обобщите количество: «Всего три кубика». Покажите цифру 3. При необходимости повторите еще раз. Альтернативный вариант настоящим игрушкам и предметам – это картинки. Можно использовать специальные цифровые карточки, где есть изображение и соответствующая цифра

Например, покажите ребенку 3 кубика, посчитайте вместе. Обобщите количество: «Всего три кубика». Покажите цифру 3. При необходимости повторите еще раз. Альтернативный вариант настоящим игрушкам и предметам – это картинки. Можно использовать специальные цифровые карточки, где есть изображение и соответствующая цифра.

Главное, чтобы ребенок мог воспринимать цепочку зрительно. Постепенно он начнет ассоциировать количество предметов с цифрой.

Обучение порядковому счету

Знакомить с порядковым счетом рекомендуется с 4 лет. Что бы ни считал ребенок, он каждому объекту присваивает порядковую цифру

Малыш не может охватить вниманием всю совокупность того, что нужно посчитать, и выдать сразу обобщение

Теперь можно переходить к порядковым числительным. Сначала необходимо объяснить, что иногда бывает необходимо узнать, какое место занимает предмет. Для этого считают по-другому: первый, второй, третий… Это новые понятия для дошкольника, и потребуется несколько повторений до полного усвоения порядкового счета.

Закреплять знания и навыки счета можно с помощью игровых упражнений: «Какой по счету?». Выкладывайте ряд из 5 (10) предметов. Дошкольнику необходимо назвать, какой по счету карандаш (мячик, матрешка и пр.).

Обратный счет

Навык обратного счета в дошкольном возрасте – это умение считать от 10 до 1. Эти знания понадобятся на первом же этапе обучения в школе. И ребенок должен быть готов.

При обучении опирайтесь на наглядно-образное мышление дошкольника, используя игрушки или предметы. Начните с небольшого количества. Например, с трех. Посчитайте вместе предметы в обратном направлении, убирая их в корзинку или ведерко. Например, «На столе три банана, сейчас два, а теперь один. Три, два, один». Постепенно добавляйте количество предметов, доведя до 10. Следующий этап – это обратный счет без визуализации. К примеру, на прогулке практикуйтесь в счете, опираясь на память.

Решаем правильно примеры в пределах 20

На этом этапе обучение несколько усложняется. Однако, если ребенок уже освоил простые математические действия в пределах от 1 до 10, особых трудностей обычно не возникает.

Сначала обучаемый должен выучить цифры от 11 до 20, а также познакомиться с таким понятием, как «десяток». Проще всего это делать при помощи кубиков, выкладывая их рядами. Пусть в одном будет 10 и во втором столько же.

Рассмотрим несколько популярных техник или как научить ребенка быстро считать в уме в пределах 20.

Обучение счету при помощи вычислительных приемов

На первых порах можно объяснить ребенку, что при сложении или вычитании цифры «перепрыгивают», например, «10+2» — было 10, лягушка перескочила через 2 кочки, попала на 12.
Также нужно показать ребенку следующие приемы:

  • перестановка. То есть если задан пример: «2+16», то гораздо легче поменять цифры местами в уме, получив «16+2»;
  • просчет частями. Например: «8+6». 8 можно «разбить» на 4 и 4, тогда 4+6=10, а 10+4=14. Особенно этот прием помогает, когда нужно складывать и вычитать более сложные примеры, состоящие из двухзначных цифр;
  • поиск самого легкого варианта подсчета. Пример: «14+3-4». Гораздо проще сначала от 14 отнять 4, а потом уже к 10 прибавить 3.

Подсчет при помощи кубиков

Лучше осваивать в несколько последовательных этапов:

  1. задача: выстроить ряд из 10 элементов, затем добавлять по 2, 3 и т.д. кубика (поочередно). Это позволит закрепить цифры второго десятка и освоить самые простые примеры;
  2. также можно показать, как складывать десятки. Например, в 1-м ряду выложить 13 кубиков, а в другом — 14. Сначала нужно объяснить, что складываются десятки, получается 20, а затем 3+4=7, а все вместе будет: 20+7=27.

К вычитанию (можно использовать любую из техник) стоит переходить тогда, когда хорошо освоено сложение.

Чего делать нельзя?

Во время обучения родители должны помнить о том, что некоторые вещи делать категорически нельзя.

Давайте рассмотрим, какие же ошибки могут быть допущены:

  • Начало занятий в слишком раннем возрасте. Немногие малыши способны обучаться в раннем возрасте. Не стоит слишком рано осваивать этот навык. В будущем это может вызвать такие проблемы, как нежелание учиться вообще.
  • Неправильное изучение алфавита. Стараясь выполнить все грамотно, многие папы и мамы начинают изучать с крохой именно буквы, а не звуки, то есть «эр», «эм», «эн». Изучив буквы, ребенок может читать слово «рама» как «эр-а-эм-а».
  • Нельзя ругать дошкольника или школьника, если у него что-то не получается. Психологическое давление вряд ли окажет положительное влияние на освоение навыков чтения.
  • Отсутствие примера в семье. Если мама, папа, старшие братья и сестры не являются личным примером для карапуза, скорее всего, его также не заинтересует процесс чтения. Занимайтесь вместе, устраивайте семейные вечера, где вы сможете все вместе провести время за книгой.

Ну и, конечно же, используйте методики, подходящие ребенку по возрасту. Любая техника рассчитана на различные возрастные категории. Например, для ускорения скорости чтения у школьников может использоваться техника Николая Зайцева, а для дошкольников больше подойдет слоговое чтение.

Этапы обучения

Чтобы научить ребенка считать в уме, важно использовать последовательные методы

Числа

Начните с азов – познакомьте малыша с цифрами, расскажите о том, что каждая цифра символизирует определенное количество предметов.

Например, на прогулке покажите, что под деревом сидит одна кошка, в песочнице сделано два куличика, на площадке есть три качели и т. д.

Используйте обучающие карточки для малышей, связывайте цифры с любимыми героями из мультфильмов и сказок – три медведя, два глаза у экскаватора Капу, три богатыря. Посчитайте пальцы на руке, освойте счет до 5, а затем усложните задачу, предложив считать до 10.

Опора на примеры

В возрасте 3-4 лет важно проводить обучение в игровом формате, опираясь на наглядные примеры. Считайте все вокруг: кубики, детали пирамиды, элементы пазла или конструктора, машины, птиц

Когда ребенок освоит счет до 5, предложите ему разобраться в простых действиях с числами – сложением и вычитанием. Предлагайте игры: расскажи, сколько будет машин в этом гараже, если мы добавим сюда еще одну; если на ветке сидело 3 птицы, а потом две из них улетели, сколько птиц на ветке осталось?

Пусть ребенок считает вслух, используя свои пальцы, например, – этот этап очень важен для освоения устного счета.

Счет вслух

Когда предыдущий этап стал получаться у малыша легко и быстро, можно переходить к новому уровню – считать вслух без наглядных примеров перед глазами.

Например, по дороге в сад или в гости к бабушкам и дедушкам предлагать сосчитать простые примеры: «Сколько будет 1 + 2, сколько будет 3 – 1» и т. п.

Старайтесь довести это умение до автоматизма без использования счетных палочек или собственных пальцев.

Счет в уме

И последний этап обучения, к которому мы и стремимся, – научиться решать примеры в уме.

Первое время малыш может проговаривать свои действия, постепенно переводя это действие в устный счет. Об этом поговорим подробнее ниже.

Быстрый счет в уме: обучение для детей

Научив малыша пользоваться сложением и вычитанием на пальцах, родители задаются вопросом, как научить ребенка считать в уме, и не всегда находят на него ответ.

Обратите внимание! Существует несколько методик обучения устному счету, с помощью которых взрослый сможет объяснить ребенку, какие действия нужно произвести, чтобы получить ответ. Каждая методика — это алгоритм определённых действий:. Каждая методика — это алгоритм определённых действий:

Каждая методика — это алгоритм определённых действий:

  • Раскладка на десятки и единицы в сложении, умножении, делении.
  • Вычитание 7, 8, 9. Например, чтобы вычесть из любого числа 9, надо вычесть из этого числа 10 и прибавить 1. И так по образцу делают с 7 и 8.
  • Быстрое сложение двузначных чисел. Для этого нужно округлить цифру двузначного числа в сторону увеличения, выполнить сложение, а затем вычесть то число, на которое было сделано увеличение. Например: 14+29=14+30-1=43.

Научить ребенка считать до 100, вычитать и складывать в пределах от единицы до двадцати можно самостоятельно без учителя и до школы. Такое действие, как быстрый счет в уме, дается детям сложнее и не сразу. Обучение для детей — это, в первую очередь, игра, поэтому стоит не торопиться, а лучше проявить терпение, и все получится.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий