6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку
Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).
Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.
Захват пинцетом
Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.
Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.
Салфеточный метод
Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.
Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.
Дартс
Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.
Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.
Мелки
Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.
Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.
Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.
Метка на пальчике
Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.
Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.
«Баю-бай», ручка
Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш
Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».
Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.
Как научить ребёнка правильно держать карандаш
Опубликовано 04.09.2023
Материал подготовила воспитатель 5 группы Суполка И.Ю.(читать в PDF)
Сначала давайте выясним, зачем учить ребенка правильно держать карандаш, если он говорит что-то вроде: « Мне так неудобно»?
Учителя начальных классов обращают внимание на то, что при правильной позиции пальцев рука ребёнка меньше устаёт. И это, абсолютно точно, так как если указательный палец наверху, то на него приходится основная нагрузка, а он лучше всех приспособлен для выполнения мелких и точных движений
Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец – с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Правильный захват:
Что же делать, если никак не удаётся приучить ребёнка держать карандаш правильно? Есть простые рекомендации.
1. Просто регулярно вкладывайте карандаш ребёнку правильно.
2. Тренируйте «пинцетный» захват.
Для этого девочке, например, купите бусинки – пусть под вашим контролем нанизывает их на ниточку и делает браслетики и другие нехитрые украшения.
Мальчик может играть в дартс. Захват дротика в этой игре сам по себе предполагает «пинцетный» захват.
И мальчикам и девочкам рекомендуем недельки две рисовать только восковыми мелками, которые при этом следует предварительно разломать на мелкие кусочки (сантиметра по три, не больше). Удерживать такой крохотный мелок, возможно, используя только «пинцетный» захват, то есть удержание в кулаке будет постепенно уходить. Все карандаши большой длины на это время следует убрать. Летом пусть ребёнок рисует мелками на асфальте, кусочки мелков также должны быть маленькими.
Так постепенно ребёнок привыкнет держать предмет для рисования не в кулаке, а пальчиками, причём правильным захватом. Потом пробуйте вернуться к карандашам большой длины
Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же нужно держать и карандаш
3. Предлагается еще один простой, но эффективный метод, который поможет вам в этом деле:
– Возьмите половинку бумажной салфетки.
– Попросите ребёнка зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем.
– Затем предложите ребёнку взять карандаш остальными тремя пальцами, напомните, что салфетка при этом должна оставаться в руке зажатой.
Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.
4. Существую карандаши, облегчающие ребёнку процесс тренировки правильного захвата – это толстые трёхгранные карандаши, поищите такие в магазинах канцтоваров.
5. Есть и специальные насадки на ручки и карандаши. Они могут быть выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок, а могут быть простыми. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно. Эти насадки есть как для правшей, так и для левшей, а также отдельно есть насадка для столовых приборов.
Простые насадки:
Насадки в виде игрушек:
Ещё один важный момент. Обычно дети очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы рисование красками.
Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании. Он должен знать правила:
Он должен знать правила:
• сидеть прямо;
• придерживать бумагу рукой, свободной от рисования;
• локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.
Немного тренировки и терпения, и ребенок сам будет следить за своими пальчиками
Как сидеть за письменным столом?
Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.
На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.
При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.
С какого возраста нужно обучать ребенка
Педагоги советуют показывать детям верное положение карандаша или фломастера сразу, как только они заинтересуются этими предметами.
Но в раннем возрасте (1-2,5 года) мелкая моторика развита плохо, поэтому ребенку может быть сложно удерживать ручку несколькими пальцами.
Чтобы подготовить малыша к письму, надо:
- выполнять пальчиковую гимнастику;
- перекатывать или нанизывать на нитку бусины;
- делать аппликации из бумаги;
- развязывать простые узелки;
- мять в руках игрушки разной формы.
В 3 года можно подключать такие занятия, как:
- пришивание пуговиц или заплетание косичек;
- закрашивание крупных элементов раскраски;
- дорисовывание фигуры по контуру;
- сборка крупных конструкторов;
- лепка из пластилина.
Пять Советов, Как Научить Ребенка Правильно Держать Карандаш:
Вот несколько простых уроков, которые помогут вам научить вашего ребенка правильно держать рукописный предмет:
1. Правило трех пальцев:
Технически для захвата требуется использование двух пальцев и большого пальца. Рукоятка штатива — еще одно название этой техники, и это идеальный способ держать карандаш. Пользователи обычно берут карандаш за большой, средний и указательный пальцы. Учите ребенка брать рукописный предмет, прилагая одинаковое давление всеми пальцами.
2. Краткое и краткое изложение:
Начните уроки письма маленьким карандашом. Малышам легче научиться писать короткими карандашами. Короткая длина обеспечивает лучший захват, так как малышам приходится сжимать пальцы вместе, чтобы крепко держать рукописный предмет. Желательно представить длинные карандаши позже. Некоторым малышам вначале может быть сложно пользоваться длинным карандашом, но это не повод для беспокойства. Когда они овладеют захватом, им будет легче работать с пишущими инструментами всех форм и размеров.
3. Давление и отсутствие давления:
Большинству малышей трудно правильно надавливать карандашом. Если линии не видны или светлые, они не оказывают достаточного давления. Но чрезмерное усердие может привести к поломке грифеля рукописного предмета или разрыву бумаги. Научите ребенка правильно нажимать на карандаш, когда они научатся держать его. Обучение слишком многим вещам одновременно может сбивать с толку вашего малыша и разочаровывать вас. Урок может закончиться даже слезами или истерикой. Поэтому рекомендуется учить вашего ребенка шаг за шагом, чтобы в конечном итоге он стал идеально правильным.
4. Правильное время:
Очень важно также научить пользоваться карандашом в нужное время. В противном случае может оказаться очень трудно заставить ребенка разучиться неправильной хватке и начать уроки с нуля
В идеале познакомьте вашего ребенка с искусством держать рукописный предмет, когда ему исполнится 4 или 5 лет, это примерно то время, когда он начнет ходить в детский сад. Если он научится пользоваться рукописным предметом дома, детский сад станет для него намного веселее.
5. Развлекайся:
Обучение начинается дома. Поэтому родители могут многое сделать, чтобы учеба была интересной для своих малышей. Лучше не делать упражнения по захвату карандашей или письму утомительными, заставляя вашего малыша изучать технику за ночь. Начинайте уроки, когда ваш ребенок в хорошем настроении. Позвольте ему изучить письменные принадлежности, прежде чем вы начнете урок. Дайте ему почувствовать предмет (и даже мелки) и позвольте ему или ей, использовать их на бумаге. Наблюдайте и наблюдайте, как он без посторонней помощи держит карандаш. Это даст вам представление о том, сколько работы вам предстоит.
Некоторые дети младшего возраста используют рукоятку штатива, чтобы держать карандаш или мелок и легко рисовать. Но большинство малышей держат предмет в кулаке и строчат. Сравните рукоятку штатива с клювом птицы и продемонстрируйте своему ребенку, как он может удерживать предмет в письме
Такие сравнения могут быть интересны для детей и могут помочь удерживать их внимание дольше, чем обычно
Теперь вы знаете, как научить ребенка идеально держать карандаш. Зачем теперь ждать? Займитесь с ним веселыми каракулями!
Как вы научили своего ребенка держать карандаш? Мы хотели бы узнать ваши идеи и советы по этому поводу.
Как же правильно держать ручку в ладони
Разберем подробнее, за что отвечает каждый палец на ладони:
— Ручка должна располагаться с левой стороны среднего пальца (для правшей, для левшей – соответственно, наоборот).
— Указательный палец захватывает ручку сверху-справа.
— Большой палец должен поддерживать ручку сверху-слева.
— Важно, чтобы ребенок не сжимал ручку чересчур сильно, а все три пальца были чуть-чуть скруглены. — Ручка не должна упасть, если приподнять указательный палец, который ее поддерживает. — Ручка не должна упасть, если приподнять указательный палец, который ее поддерживает
— Ручка не должна упасть, если приподнять указательный палец, который ее поддерживает.
— Мизинец и безымянный палец могут лежать как внутри ладони, так и находиться свободно у основания пальца. В процессе письма мизинец должен быть загнут вовнутрь, а рука должна опираться на его верхний сустав.
На первый взгляд вроде бы все понятно. Но далеко не у всех первоклашек это получается с первого раза
Необходимо не только показать и рассказать ребенку, как правильно держать ручку при письме, важно, чтобы он представлял сам процесс и чувствовал уверенность в своих силах. Кроме того, стоит иметь ввиду еще несколько важных моментов:. 1
Проверьте, правильно ли ребенок сидит. Его ноги должны стоять прямо, и сидеть нужно тоже прямо. Между столом и грудью расстояние должно быть 1,5 – 2 см. Оба локтя рук лежат на столе
1. Проверьте, правильно ли ребенок сидит. Его ноги должны стоять прямо, и сидеть нужно тоже прямо. Между столом и грудью расстояние должно быть 1,5 – 2 см. Оба локтя рук лежат на столе.
2. Проследите, чтобы тетрадь располагалась на столе правильно, а именно под углом в 30 градусов. При этом нижний угол листа, на котором ребенок пишет, соответствовал середине груди.
Как объяснить ребенку, что от него требуется?
Попросите ребенка представить, что на третьем пальце правой руки находится невидимая подушечка. Именно на эту подушечку и укладывается ручка. Затем надо показать, как указательный и большой палец захватывают ручку сверху. При этом проследите, чтобы расстояние от кончика ручки до указательного пальца было 1,5 см — в противном случае будет чувствоваться легкое напряжение в руке.
Веселые уроки: учимся держать ручку с помощью игр
Для того чтобы ребенок быстрее понял, как правильно держать ручку, можно придумать несколько занимательных игр. Вот несколько из них:
Способ № 1
На помощь приходит обычная салфетка, с её помощью малыш быстрее поймет, как надо держать ручку. Салфетку складываем в несколько раз. Затем просим ребенка зажать её мизинцем и безымянным пальцами, а остальные пальцы выпрямить вверх. После этого остается только взять оставшимися пальцами ручку, и она будет лежать в ладони правильно.
Способ №2
Ваш ребенок когда-нибудь играл в дартс? Если нет, то самое время купить ему мишень и дротики. Если представить, что ручка — это дротик, то обнаружится, что принцип захвата пальцами тут одинаковый. Пробуйте, в таком варианте ребенок с легкостью освоит нужный навык.
Способ №3
Можно приобрести устройство, надевающееся на ручку. Взять ручку не правильно в этом случае будет просто невозможно. Подобные насадки на ручки бывают очень красочные, в форме разных зверушек, и детям они очень нравятся. Такие насадки подойдут и правшам, и левшам.
Способ №4
Можно купить ребенку ручку со специальной подсказкой для пальцев. Эти ручки разработаны специалистами эргономики, образования и медицины, а выпускает такую продукцию известная фирма Stabilo LeftRicht. Ручки с подсказками для пальцев так же изготавливаются отдельно для детей-правшей и детей-левшей.
Способ №5
Попробуйте такой способ. Ручка берется за самый-самый краешек и ставится вертикально на стол. Пальцы скользящим движением спускаются вниз вдоль ручки, не доходя до её основания на 1,5 см. При этом надо будет проследить, чтобы рука ребенка слегка наклонилась под нужным углом.
Способ №6
Этот метод подойдет для самых маленьких, а называется он «Спокойной ночи, ручка!». Попросите ребенка положить ручку «спать». Причем «спать» ручка должна в руке ребенка. Средний палец – кроватка, указательный – подушка, большой палец – одеяло.
Вот, наверно, и все основные способы и методы, которые помогут обучить малыша как правильно держать ручку. В некоторых случаях они могут оказаться полезными не только для детей. Ведь бывает и так, что взрослые, которых никто не проконтролировал в свое время, тоже не умеют правильно держать ручку. Что ж, учиться никогда не поздно! К тому же, используя данные техники и методики, можно научить левшу писать обеими руками, не переучивая использовать левую руку в качестве основной. Успешных занятий вашим малышам!
Как сидеть за письменным столом?
Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.
На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.
При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.
Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.
Почему возникают ошибки
Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.
Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.
Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.
Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.
С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.
Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.
На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.
Три года – важный рубеж
На то, как именно берёт карандаши ребёнок, стоит обратить внимание уже в три года. В этот период детки легко обучаются новым навыкам – скорректировать неправильное положение кисти будет достаточно просто. А вот с пятилетним сорванцом решить эту проблему гораздо сложнее
А вот с пятилетним сорванцом решить эту проблему гораздо сложнее
В этот период детки легко обучаются новым навыкам – скорректировать неправильное положение кисти будет достаточно просто. А вот с пятилетним сорванцом решить эту проблему гораздо сложнее.
Обычно обучение начинается с рисования – крохе дарят заветную коробочку с цветными карандашами и первый альбом. Малыши полны энтузиазма! Яркий подарок будит интерес и стимулирует творческий процесс – освоение новой «игрушки» нравится всем без исключения детям.
За рисованием они проводят много времени
Поэтому необходимо уделить особое внимание качеству карандашиков. Они должны быть:
- достаточно длинными;
- не толстыми и не тонкими;
- имеющими трёхгранное сечение – такой предмет легче зажать и удержать в руке (есть модели, имеющие специальные силиконовые насадки).
Те же самые требования выдвигаются и к ручкам. Родители могут приобрести модель с прорезиненными памятками (насадками) – дитя сразу поймёт, куда именно нужно поместить пальчики.
Чтоб ручку правильно держать, её положим «на кровать».
Занимаясь любыми обучающими занятиями с детьми, родители должны не забывать о хорошей помощи в этом деле, игровой составляющей. Малышам тяжело воспринимать просто учебу. Им нравятся чередовать занятия и весёлые разминки, играть с предметами обучения. Попробуйте научить ребенка держать ручку правильно, подойдя к процессу обучения, по-новому. Уложите ручку «спать».
Попросите ребёнка проявить немного фантазии, пусть он представит, что ручка лежит на кроватке, роль которой будет выполнять средний палец. Спать без подушки и одеяла она не может, на эту роль подойдут указательный палец — «подушка» большой палец в роли «одеяла».
Зачем нужно учить детей правильно держать ручку
К школьному обучению ребенок должен уметь разборчиво изображать печатные буквы и цифры. Для этого необходимо сразу научить ребенка правильно держать ручку или карандаш, чтобы впоследствии не надо было переучивать. Правильное положение ручки (карандаша) в руке ребенка поможет быстрее овладеть навыками красивого письма. Это нужно, чтобы учитель мог определить правильность написанного слова, а ученик прочитать его. Главное условие к овладению такими навыками – развитие моторики и зрительного восприятия форм
Упражнения по развитию моторики и координации движений является важной составляющей подготовки руки к письму. При стимуляции мелких мышц руки активизируются соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь. Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью
Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью.
Если будущие ученики не правильно держат ручку (карандаш), то очень трудно добиться от них четкого написания букв в приемлемое время. Таким образом у ребенка формируется медленная, излишне напряженная манера писать, что является серьёзной причиной неуспешности выполнения письменных заданий в школе и необходимость большего времени для выполнения домашнего задания. Обучать письму следует начинать не с написания букв, а с простых бытовых действий: координировать свои движения при одевании, раздевании, уборке игрушек, помощи маме в чистке овощей и фруктов, рисовании любимых картинок и других бытовых действий. Успехи в технике письма зависят от сформированности и натренированности мышц руки.
Частые ошибки детей
При овладении письмом ребенок часто неправильно держит ручку. Специалисты выделяют наиболее распространенные ошибки:
- Бывает, что дети не чувствуют, какие усилия нужно прилагать при надавливании на карандаш, следовательно, он часто ломается. Нередко это заканчивается плохим настроением ребёнка, отпадает желание рисовать. Чувство «давления карандаша» можно развивать даже в быту. Хорошо помогает обучение намазыванию бутерброда: если прилагать слишком слабые усилия, то масло останется на ноже, а при сильном надавливании в хлебе получится дырка. Детям такое занятие обычно нравится, а награда за верное намазывание получается наглядная, вкусная – «свой бутерброд» вкуснее! Родители должны правильно подобрать степень сложности задания: трёхлетним дошкольникам лучше брать масло, с этим продуктом справиться гораздо проще, и кроха обрадуется, услышав от мамы: «Видишь, ты можешь сделать самостоятельно. Молодец!». Намазать на хлеб мёд либо сгущённое молоко – задача уже детям постарше.
- Ошибкой можно считать момент, когда ребенок начинает пользоваться ручкой слишком рано. Специалисты не советуют этого делать, так как ребенку нужно прикладывать достаточно много усилий при закрашивании, обведении контуров, проведении линий. Малыш устает от приложенных усилий, нервничает и негативно относится к предмету письма в дальнейшем. Ручку нужно давать после освоения карандаша, фломастера и кисточки.
- Часто у младших школьников встречается неправильное положение пальцев при удержании письменных принадлежностей. Психологи утверждают, что проблема начинается еще в грудничковом периоде. Кроха зажимает погремушку в кулачке и привыкает к такому обхвату предметов, а взрослые не придают этому должного значения.
Важно! Родителям нужно знать, что существует несколько показателей неправильного захвата ручки ребенком:
- держит ручку в кулаке;
- указательный палец ниже большого;
- держит пишущий предмет в самом низу;
- ручка лежит между большим и указательным пальчиками;
- пальцы располагаются либо слишком близко, либо слишком или далеко от основания предмета для письма;
- пишущий предмет направлен в противоположную сторону от плеча;
- неоптимальный нажим (или чересчур сильно, или, наоборот, слабо);
- рука напряжена и часто устаёт;
- при письме поворачивается бумага, а не кисть.
Поможет научить ребенка красиво писать правильный захват ручки или карандаша. Ориентиром служит нарисованная точка, куда следует размещать указательный пальчик. Правильное положение ручки: мизинец, безымянный и средний пальцы загнуты к ладони, указательный и большой пальцы соприкасаются. Письменную принадлежность нужно положить сверху на углубление между пальцами на согнутый средний палец. Взять её, согнув большой и указательный пальцы. Держать предмет для письма требуется на 1,5 см от нижнего края, направив на плечо. Руку при письме следует опирать на внешнее ребро ладони, расслабив указательный, запястье является основной точкой опоры.
Дополнительные помощники
Когда идёт речь о подготовке ребёнка к школе, то правильное положение ручки при письме могут обеспечить насадки и ручки-подсказки.
Специальные насадки для правильного расположения пальцев
С такой насадкой, выполненной в виде забавных зверушек, расположить пальцы неправильно на ручке попросту невозможно – в них сделаны специальные отверстия для пальчиков. Использовать такой тренажёр достаточно просто, нужно взять силиконового зверька (рыбка, дельфинчик и пр.) указательным и среднем пальчиками за ушки, а большой палец поместить в отверстие на пузе зверушки.
К тому же насадки выпускаются как для правшей, так и для левшей, остаётся лишь проследить, чтобы ребёнок не заворачивал к себе саму кисть руки при старательном выведении букв и цифр: рука будет очень быстро уставать, а впереди ещё так много занятий и так много «писанины»!
Такой тренажёр не предназначен для переучивания, если ребёнок уже освоился держать ручку неверно. Коррекции не получится. Можно лишь посоветовать приобрести его раньше, чем малыш начал писать.
Ручки-подсказки
По подобному принципу выпускаются не только съёмные тренажёры, но и ручки с «подсказкой» для пальчиков. Они так и называются – «обучающие ручки». Эти оригинальные трёхгранные «самописки» не только красочно сделаны, но и имеют облегчённый вес.
Как ребёнок должен правильно держать ручку
Самое важное – показать малышу, как правильно нужно брать ручку или карандаш. Если не поправлять его, а позволять ему рисовать или писать так, как ему удобно, потом процесс переучивания может занять много времени
Письменный прибор ложится на средний палец, а именно на его верхнюю фалангу. Фиксируется ручка с двух сторон: сверху указательным пальцем, а сбоку – большим.
Два пальчика: безымянный и мизинец, нужно загнуть в руку, чтобы не мешать во время письма. Если малыш держит карандаш левой рукой, процесс правильного захвата точно такой же, только зеркально отражается.
Родители должны объяснить ребёнку, как правильно нужно держать ручку, чтобы в будущем у малыша не было проблем с почерком, скоростью написания упражнения и осанкой
Взрослые даже не задумываются о том, как они берут письменные принадлежности. У них эта привычка уже доведена до автоматизма, но ребёнок, который только учится рисовать, не может так быстро научиться правильному захвату. Задача родителей внимательно следить за малышом и поправлять его, если заметили, что карандаш в маленьких пальчиках лежит неправильно. Со временем он запомнит и уже автоматически пальцы будут правильно захватывать ручку.
В некоторых случаях малыш может жаловаться, что удерживая карандаш таким способом ему неудобно рисовать
В большинстве ситуаций важно не только правильное расположение пальцев, но и как высоко от стержня ребёнок держит карандаш или ручку. Объясните, что письменные принадлежности нужно держать на расстоянии одного-двух сантиметров от стержня, тогда процесс рисования или написания чего-либо будет удобным.
Родители должны обратить внимание, если ребёнок во время письма или рисования:
- удерживает письменную принадлежность в кулаке;
- ручка ложится на безымянный палец, а поддерживает её не указательный, а средний палец;
- нет наклона во время письма: кончик смотрит вверх, а не в сторону плеча;
- слишком сильно надавливает на карандаш;
- в процессе рисования поворачивает тетрадь или альбом, а не письменную принадлежность.
В этих случаях родителям следует поправлять сына или дочь и учить их писать или рисовать правильно, чтобы в дальнейшем не было проблем со здоровьем и успеваемостью малыша.
Как научить так, чтобы потом не пришлось переучивать?
Переучивание всегда отнимает больше времени и нервов не только у вас, но и у вашего дитяти. И учиться начнём с правильной посадки за столом!
- Посадите малыша ровно, выпрямите ему спинку, подвиньте стульчик так, чтобы между столешницей и грудкой ребёнка проходили ваши два пальца.
- Теперь положите на стол ручки крохи, чтобы оба локотка лежали на столешнице, а ножки под столом были параллельны ножкам стула или стояли на невысокой подставочке. Бумага или альбом должны лежать чуть наискосок, «указывая» одним из ближних углов на середину грудки малыша.
Правильное положение принято, приступаем к задаче «приручения» карандаша.
Родители учат ребенка тому, как правильно держать карандаш и писать буквы
Поможем карандашу спрятаться
Расскажем малышу, что карандаш хочет спрятаться между пальчиками. Спрячем его, положив на средний палец, сверху прикроем подушечкой большого, а сбоку — указательным пальчиком.
Указательный и большой пальцы должны быть на одном уровне – щепотью, сама же кисть руки должна покоиться на согнутом внутрь мизинце и безымянном пальце. Уложите карандаш правильно в ручку малыша и, прикрыв её сверху своей рукою, нарисуйте вместе несколько линий или кружочков. Пусть ребёнок почувствует, что при таком положении карандаша рисовать гораздо удобнее.
Съезжаем вниз по карандашику
- Сложите вместе три пальчика малыша: указательный, средний и большой.
- Вставьте между ними карандаш или ручку и обоприте острым концом о поверхность стола или бумаги.
- Опускайте щепоть вниз по карандашу вертикально, пока до кончика отточенного грифеля не останется 3-4 см.
- Загните внутрь ладони малыша его мизинец и безымянный пальчик и плавно положите на них кисть ребёнка. Карандаш сам примет нужное положение.
- Опять накрываем своей рукою руку малыша и делаем несколько штрихов-линий на листке.
Платочек-помощник
Платочек должны придерживать именно мизинец и безымянный палец, чтобы положение карандаша или ручки в руке было правильным
Можно взять маленький носовой платочек, свернув его несколько раз, пока он не станет величиной со спичечную коробку. Попросите малыша крепко прижать свёрнутый платочек мизинчиком и безымянным пальцем к ладошке, а оставшимися указательным, большим и средним — ухватить карандаш. Вы удивитесь, насколько правильно ваш ребёнок будет держать свой карандаш, пока платочек прижат к ладони. С помощью платочка-помощника так же легко научить ребёнка правильно держать ручку. Не забудем помочь крохе нарисовать несколько кружочков, палочек, накрыв его ручку своей.
Если у малыша никак не получается сохранить такое положение карандаша или ручки, потренируйте пальчики с помощью обычных восковых мелков. Для этого разломайте мелки на кусочки по 3-4 см длиной. Такой короткий инструмент для рисования никак не получится зажать в кулачке, придётся волей-неволей брать кусочки мелков в щепоть, а чтобы можно было давить на мелок, придётся сложить пальчики правильно, чего мы и добиваемся.
Все эти методы действенны для ребятишек 1,5-2-х лет, для детишек постарше можно добавить ещё пару способов.
Для деток старше 3-х лет
- «Дартс». Если у вашего 5-летнего ребёнка есть игра со стрелками «Дартс», то он знает, как правильно держать стрелку для поражения мишени. Пусть точно так же возьмёт в руку карандаш, это и будет правильным его положением во время письма. Вариант удобен и прост. Но есть еще один способ, как научить ребёнка правильно держать ручку.
- Точка. На среднем пальчике «испытуемого» поставьте точку лаком для ногтей или ярким фломастером там, где ручка или карандаш касаются пальца. На сам карандаш нанесите круговую линию выше грифеля или кончика стержня на положенные 3-4 см. Объясните ребёнку, что инструмент для письма должен всегда соприкасаться этой линией с точкой на пальце. Прижмите карандаш (ручку) указательным и большим пальцами, попросите ребёнка нарисовать что-либо. Пусть рисует и смотрит за совмещением «точка-линия».