Как научить ребенка понимать время по часам?

Знакомство с циферблатом

Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.

Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:

  • маленькая толстая обозначает часы;
  • длинная показывает минуты.

Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.

Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.

Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».

Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей

Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12

Полезные советы

СОВЕТ №1

Начните с простых понятий времени, объясняя ребенку, что означают часы, минуты и секунды. Покажите ему на часах каждую из этих единиц времени и объясните, как они работают.

СОВЕТ №2

Играйте в игры, связанные с определением времени. Например, попросите ребенка показать на часах определенное время или задавайте ему вопросы о времени в течение дня. Это поможет ему закрепить знания и развить навык определения времени.

СОВЕТ №3

Используйте визуальные помощники, такие как картинки с часами или интерактивные приложения для определения времени. Это поможет ребенку визуализировать понятие времени и лучше его понять.

Ознакомление ребёнка с понятием времени

Умение понимать, что такое время и уметь его определять – важный навык, который малышу, желательно, освоить как можно раньше. Но для этого надо ещё доступно объяснить маленькому человеку, чтоб собой представляет этот загадочный термин.

С данным явлением малыш сталкивается каждый день, но его вопросы, касающиеся минуты или часа, иногда ставят взрослых в тупик. Что нужно сделать в первую очередь, так это сказать ребёнку, что час, как и минута являются мерой времени. Безусловно, за этим последует дополнительные вопросы, в ходе которых следует правильно и вразумительно давать ответы.

Итак, самый волнующая проблема – как сделать это доступно, чтобы малыш понял. Первый этап можно считать ознакомительным:

Важным моментом является знакомство часами. Для первого урока достаточно показать ему всевозможные варианты этого устройства, имеющиеся в доме. Путь малыш их потрогает, рассмотрит, наверняка его заинтересует их различная форма и внешний вид

Желательно показать все существующие виды приспособления, включая самые простые песочные и электронные часы.
Позже можно начать понемногу акцентировать внимание ребёнка на технических деталях часов. Путь малыш понаблюдает, как они ходят, как двигаются стрелочки – большая, маленькая и секундная.
На первых порах ребёнку не надо запоминать каких-то особенных нюансов – пусть он просто смотрит, трогает самые разные часы

Не лишним будет почитать с ним детские книги и стихотворения о часах, либо провести малыша в специализированный магазин и устроить ему настоящую экскурсию. Если в нём проснётся интерес к этому предмету, в дальнейшем обучение пойдёт более легко и успешно.

Только на втором этапе, в простых словах, объяснив дочери или сыну устройство часов, можно начинать обучение и запоминание некоторых тонкостей:

Начать можно со времени утреннего пробуждения – пусть малыш знает, во сколько встаёт он сам, мама и папа, когда они уходят на работу, если в семье есть старшие взрослые, то бабушка и дедушка

Важно, чтобы ребёнок понимал, что если это 6 часов утра, то большая стрелка будет стоять на двенадцати, а маленькая показывать на шесть. Хорошо, если малыш сам поставит это время на простом механическом будильнике.

Папам и мамам придётся запастись терпением и прививать важные знания постепенно – когда ребёнок усвоит и, самое главное, поймёт, как устанавливать стрелки и что это значит, можно продвинуться дальше

Теперь он должен узнать и запомнить, когда в семье обедают, ужинают. Наверняка, ему будет интересно узнать, во сколько ему нужно собираться на прогулку, сколько часов она длится, когда он сядет пить чай с бабушкой и дедушкой.

Научить ребёнка определять время возможно, если максимально заинтересовать его этим вопросом и стараться в каждой ситуации подчёркивать значение этого понятия

Заострять внимание ребёнка можно на разных мелочах – сколько длится любимый мультик, продолжается понравившаяся песенка, успел малыш за отведённое время построить пирамидку или обойти препятствия Малыш лучше запомнит пройденный урок, если даже в играх будут участвовать часы. Можно засекать время, пока малыш отгадывает загадки, подбирает рифму к слову, прыгает, рисует и многое другое

После этого необходимо разобраться вместе с крохой, что он успел или не успел за отведённое время.

Если родители не знают, как научить ребенка понимать время на часах со стрелками, им стоит посоветовать – всё делать по часам, отводя для этого конкретное количество времени. Это касается всего, чтобы делает ребёнок вместе со взрослыми или самостоятельно.

Когда можно знакомить ребенка с часами

Еще с грудного возраста ребенок чувствует на себе течение времени: вначале, он привыкает к режиму приема грудного молока и ощущает смену дня и ночи. Немного став взрослее, он свободно апеллирует с понятиями дня, ночи, вечера и утра, а спустя еще небольшой промежуток времени, для него не будет проблемой рассказать, что такое времена года, какой сегодня месяц или день недели

Так, постепенно ребенок подходит к очень важному моменту, а именно — знакомству с часами

В современном мире часы с циферблатом практически исчезли из нашей жизни, а на смену им пришли электронные цифры, поэтому научить ребенка понятию времени по часам со стрелкой стало еще труднее. Кто-то из родителей спросит: «Так, может, не стоит заморачиваться с циферблатом и сразу приступать к занятиям с электронными механизмами?»

Ответ – отрицательный, так как, только поняв принцип работы механических часов, ребенок осознает, как бежит время, что такое секунда, минута, час, к тому же ему будет гораздо проще делать математические вычисления, складывая временные отрезки. Глядя на бегущие стрелки, дитя усвоит и некоторые философские понятия, такие как цикличность времени и то, что утраченное время уже не вернуть. А переучить ребенка воспринимать время по электронному табло, потом не так уж и сложно.

Психологи и специалисты в области воспитания дошколят, советуют моделировать ситуации, для ознакомления малыша с часами, начиная приблизительно с 6-летнего возраста. Но это совершенно не значит, что на более ранних этапах ребенку не стоит показывать механические часы, наоборот, чем чаще малыш будет сталкиваться с этими устройствами, тем лучше

А родителям следует непросто показывать часы, но и акцентировать на них внимание голосом (через 5 минут пойдем на прогулку; подогреем молоко в микроволновке 2 минуты; надо встать в 7 часов утра, чтобы не опоздать в садик)

Так, поневоле ребенок начнет задаваться вопросом, как родители определяют по этой штуке, когда начнутся мультики. Когда он созреет можно приступать к познаниям этого сложного и такого нужного понятия, как время.

Малышам мало увидеть циферблат, им нужно почувствовать течение времени. Для этого ребенку можно предложить в игровой форме нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги за определенный отрезок времени, например, за одну минуту. Потом попросить повторить процедуру, но увеличить срок выполнения задания до двух минут. Сравнить полученные результаты

Важно чтобы ребенок сам отслеживал ситуацию, можно при помощи стрелок на циферблате или песочных часов

Частые вопросы

Как научить ребенка определять время по часам?

Научить ребенка определять время по часам можно с помощью следующих методов:

– Игровой подход: используйте игрушечные часы или часы с большими цифрами, чтобы ребенок мог легко видеть их. Попросите его показывать время на часах и объяснить, сколько времени прошло или сколько времени осталось до определенного события.

– Практический опыт: включите ребенка в повседневные задачи, связанные с временем, например, попросите его помочь вам приготовить обед в определенное время или напомнить вам, когда нужно забрать его из школы. Это поможет ему понять, как время влияет на нашу жизнь.

– Визуальные подсказки: используйте календари или расписания, чтобы помочь ребенку видеть, как время проходит и какие события запланированы на определенные даты и часы.

Какие проблемы могут возникнуть при обучении ребенка определять время по часам?

При обучении ребенка определять время по часам могут возникнуть следующие проблемы:

– Сложность в понимании абстрактных понятий: некоторым детям может быть сложно понять, что стрелки на часах представляют собой определенное количество времени.

– Затруднения с числами: некоторым детям может быть сложно различать и запоминать числа на циферблате часов.

– Отсутствие интереса: если ребенок не видит практической пользы в умении определять время по часам, он может не проявлять достаточного интереса и мотивации для обучения.

Как помочь ребенку преодолеть проблемы при обучении определению времени по часам?

Чтобы помочь ребенку преодолеть проблемы при обучении определению времени по часам, можно использовать следующие подходы:

– Визуальные подсказки: используйте цветовые маркеры или наклейки, чтобы помочь ребенку различать и запоминать числа на циферблате часов.

– Практические примеры: дайте ребенку практические задания, связанные с определением времени, например, попросите его показать, когда наступит определенное время или сколько времени осталось до определенного события.

– Создание интереса: покажите ребенку, как определение времени может быть полезным в повседневной жизни, например, объясните, что это поможет ему быть пунктуальным и организованным.

Как объяснить ребенку, что такое время

Если спросить взрослого человека: «Что такое время?», он может ответить, что это некий параметр, или определенный промежуток между событиями, или выскажет еще какое-нибудь философское размышление.

А вы не задумывались, как ответит на этот вопрос ребенок? Что для него понятие «время»? Проведите простейший эксперимент и спросите своих детей. Ответы могут оказаться очень интересными.

Чтобы постепенно дать представление малышу о времени, необходимо сформировать понятия:

  • время суток;
  • время года;
  • единицы измерения времени;
  • течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).

Эти понятия дают дошкольнику родители и педагоги детского сада. Для этого они могут использовать следующие приемы: беседы, рассказы, игры, стихи, загадки

До того как объяснить ребенку время на часах, важно его подготовить к восприятию времени в более широком смысле

Времена года

В 3 года дошкольник начинает ассоциировать погоду с временем года. Сначала это первичные и ярко выраженные признаки: летом – жарко, зимой – холодно.

С взрослением объем информации постепенно увеличивается, и к 7 годам ребенок знает количество и порядок времен года, количество месяцев в году, порядок месяцев, классификацию месяцев по сезонам.

Всю эту информацию дети получают, наблюдая за погодой, рассматривая иллюстрации, заучивая стихотворения, слушая загадки. Для лучшей фиксации памятью каждый месяц связывается с явлением природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.

Например: Мама объясняет малышу: «Зима наступила. Смотри, на улице снег. Наденем шубу, шапку и сапоги. Холодно. Дети лепят снеговика. Скоро Новый год, мы будем наряжать елку, и дед Мороз принесет подарки».

Особое внимание уделяется календарю. С его помощью ребенок сможет наглядно понять длительные промежутки времени: день, неделя, месяц, год

Четыре времени суток

Простые понятия «день – ночь» дети начинают усваивать в возрасте до 3-х лет. Позже они начинают понимать значения «утро – вечер». Для формирования этих понятий рекомендуется использовать картинки с действиями животных или людей в разное время суток, дидактические игры («Когда это бывает?»), загадки, потешки.

Например, отгадать загадку: «Дети вышли на прогулку, наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, птички весело поют. (День)

Часовые интервалы

В возрасте 5 – 7 лет можно научить детей понимать время по часам. Как определить подходящий возрастной момент?

Если дошкольник стал сам проявлять интерес к часам, просит объяснить, что показывают часики, где находятся стрелки, когда начинается любимый мультфильм, во сколько вернется с работы папа, то ваш ребенок готов усвоить сложную информацию о часовых интервалах.

А чтобы данная информация способствовала восприятию времени, а не поверхностному пониманию «циферки» на часах, как раз и важна предварительная подготовка, описанная выше.

Веселые задания с часами

Что больше всего любят дети? Правильно – играть! Так почему бы не предложить своему чаду интересные игры, в процессе которых можно научиться разбираться в часах. Предлагаем для закрепления материала такие игры:

  • Возьмите ваши самодельные часы и закройте с помощью ярких листочков определенные цифры. После этого попросите ребенка назвать эти цифры и понять, какое время вы показываете.
  • Читая малышу его любимые сказки, добавьте в них детали. К примеру, скажите, что Белоснежка начала убираться в домике у гномов в 13:35. При этом попросите ребенка показать это время на часах или рассказать, где будут расположены стрелки.
  • Составьте с дошкольником подробный распорядок на следующий день. Каждый временной промежуток, указанный там, попросите показать на часах. А когда наступит утро, пусть дите попробует следовать графику, наблюдая за настоящим циферблатом.
  • Нарисуйте на бумаге несколько циферблатов, показывающих разное время. Также подготовьте листочки, где эти временные промежутки будут прописаны. Пусть ваше чадо попробует подобрать каждым часикам пару.

В обучении деток можно также использовать стихотворения, песни и видео. Результативность того или иного метода будет зависеть от того, какая память преобладает – зрительная или слуховая.

Теперь, когда вы знаете, как объяснить ребенку время, можете приступить к занимательному процессу обучения. Малыш будет гордиться собой, когда сможет самостоятельно определять время на часах и ему не придется спрашивать родителей, когда начнутся мультики.

С чего лучше начать

Здесь следует придерживаться золотого правила, которое гласит, что начинать нужно с простого.

  1. Для начала необходимы будут часы (со стрелками, а не электронные). Можно – настоящие, но лучше – макет.
  2. Разъясняем ребенку, для чего они нужны.
  3. Рассказываем и показываем, в какую сторону двигаются стрелки, что такое часовая стрелка и минутная (ввиду сложности темы о секундной стрелке лучше пока не упоминать).
  4. Поясняем, что такое минута, а что такое час, в чем их различие, сколько минут в часе.
  5. Рассказываем и показываем, как определить, какое именно время показывают часы.

Например, ставим большую стрелку на 12, а часовую, например, на 1. Объясняем, что это означает один час времени. Для сравнения и закрепления оставляем большую стрелку на той же отметке, а часовую – ставим, к примеру, на 5 и говорим, что в данном случае часы показывают уже не один час, а пять часов.

  1. Разъясняем, что такое полчаса. Говорим, что это – 30 минут, и показываем, где в это время должна быть минутная стрелка, а где – часовая.
  2. По такому же принципу рассказываем ребенку, что такое четверть часа.
  3. Приступаем к изучению и пониманию минут. Рассказываем, что цифра 1 соответствует 5 минутам, 2 – 10 минутам и так далее.
  4. Не следует огорчаться, если ребенок с первого раза всех премудростей не поймет: тема-то действительно сложная. Терпеливо ему повторяем. Если малыш по-прежнему не понимает (бывает и такое), ограничиваемся до поры до времени изучением понятий «час», «половина часа» и «четверть часа». Когда ребенок твердо усвоит эти понятия, уже затем приступаем к постижению минут.
  5. Объясняем, что такое «до полудня» и «после полудня». Если на улице день, и часовая стрелка прошла отметку 12, значит, наступило послеполуденное время, после которого наступает вечер, а за ним и ночь.
  6. Обычно малыш легче ориентируется во времени и постигает его значения, когда живет по распорядку дня. В этом случае ему нужно рассказать и показать, что, допустим, когда утром на часах большая стрелка стоит на отметке 12, а маленькая – на отметке 8, это означает время завтрака. А если большая стрелка, опять же, показывает на 12, а маленькая – на 1, то это значит, что наступил день и пора обедать. Ну, и так далее – принцип в целом понятен.

Обучающие игры

И все равно – понять хотя бы самые основные значения на часах ребенку бывает непросто. В этом случае хорошо помогают специальные обучающие и развивающие игры. Их существует много (а если мама или папа проявят фантазию, то таких игр будет еще больше). Назовем лишь некоторые из них.

  • Игры в интернете. Там их можно найти множество, на любой вкус и любой детский возраст. И все они, так или иначе, помогут малышам усвоить, что такое время вообще, что такое часы и как ими пользоваться.
  • Тематические (на тему времени) мультфильмы. Их также немало в интернете.
  • Игра в «автостанцию». Играть, разумеется, необходимо вместе – маме (или папе) и ребенку. Суть игры проста. Отправляем с «автостанции», обязательно оборудованной часами, игрушечные автобусики по разным маршрутам и в разное время.
  • Игра в «часы и минуты». Мама выставляет на часах какое-то определенное время, а ребенок должен его правильно назвать. За каждый верный ответ – приз.
  • Выполняем какие-то детские дела и занятия в определенное время. Ребенок сам должен следить за часами и называть «урочный час». Например: «Уже 3 часа дня, пора на прогулку». Или: «Уже половина шестого, надо смотреть мультики».
  • Необходимо чаще читать и рассказывать ребенку сказки, рассказы и стихи, в которых упоминается время. Так малыш быстрее и легче закрепит полученные от родителей понятия.

И в заключение – несколько полезных советов

  • купите малышу часы – пускай он с ними играет и изучает, как и сколько хочет;
  • старайтесь как можно чаще у ребенка спрашивать, сколько времени. Так он быстрее освоится в теме;
  • одновременно с изучением стрелочных часов необходимо изучать и электронные. Без этого – не обойтись, так как электронных часов в современном мире гораздо больше, чем стрелочных.

В заключение посмотрите на эту же тему видео.

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

Запоминание и понимание чисел

Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста

Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д. до 60)

до 60).

Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

Знакомство с циферблатом и стрелками

Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять). Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый

Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

Переходим к минутам

Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д

Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат. Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

  1. Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

  2. Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).

Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

Как научить ребенка временам года?

  • Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года. Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
  • Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации, и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
  • Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут, а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день, а в году 12 месяцев
  • Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас. Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях

Времена года

  • Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
  • Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
  • Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц

Иллюстрируйте свой рассказ о временах году

Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.

Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре. Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.

Вместе с ребенком нарисуйте времена года

  • При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
  • Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении, Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
  • Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер, не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал

Важные навыки для понимания времени по часам со стрелками

Взрослому может показаться, что читать время по стрелкам очень просто. Но ребенок без базовых знаний математики просто не сможет этого сделать. Особенно, когда речь идет про сложные показатели, такие, как 23.33 и аналогичные.

Есть сразу несколько основных навыков, которыми потребуется предварительно овладеть. К ним относятся такие, как:

Счет до 100. При этом нужно уметь закреплять полученный навык при выполнении упражнений – разделять числа на четные и нечетные, считать от большего к меньшему.

Понимать принципы разделения чисел по кратности

В случае с часами особенно важно понять, какие числа кратны пяти. Проще всего указать, что это все, которые заканчиваются на 0 или на 5

При этом также можно выполнять самые разные упражнения – делить числовой ряд, считать как вперед, так и назад.

Различать «право» и «лево». В таком случае можно будет указать малышу, что такое движение по часовой стрелке и против нее. Для многих это станет максимально важным навыком.

Интересный факт, о котором не знают многие родители – изначально у ребенка нет самого понятия времени. Ему сложно различать такую категорию, понимать, как именно она влияет на жизнь окружающего мира.

По этой причине, прежде чем искать ответ на вопрос, как научить ребенка понимать время на часах со стрелками, потребуется донести до него основные понятия – «прошлое», «будущее», «вчера», «сегодня», «завтра»

Также нужно обратить внимание и на время суток. Проще всего будет сделать это в том случае, если привязывать время суток к каким-либо рутинным привычкам – утром и вечером мы чистим зубы, в середине дня обедаем, ночью ложимся спать

Когда базовый минимум навыков получен, можно будет приступать к занятиям непосредственно на основном тренажере – в нашем случае им становятся стандартные часы со стрелками. Чтобы было удобнее, можно купить различные дополнительные игрушки в виде часов, которые помогают существенно упростить весь процесс обучения.

С чего начать знакомить ребенка с навыком определения времени по часам с циферблатом

До того, как начинать обучать ребенка определению времени по часам родители могут начинать рассказывать о важности времени в жизни человека. При интересе к этому умению можно пытаться понемногу объяснять роль часов в жизни человека и показывать некие вехи на часах

Так, например, скажите малышу, что вы пойдете на улицу, когда часовая стрелка будет находиться в определенном положении

При интересе к этому умению можно пытаться понемногу объяснять роль часов в жизни человека и показывать некие вехи на часах. Так, например, скажите малышу, что вы пойдете на улицу, когда часовая стрелка будет находиться в определенном положении.

Три способа подготовки к обучению детей разных типов

  1. Для детей-практиков. У 3-5-летних преобладает предметно-действенное мышление. Они понимают, учатся, когда сталкиваются с предметом, рассматривают его, трогают, производят действия. Такому ребёнку придётся пожертвовать часики, самые обычные, без стекла. Чем меньше ребёнок, тем больше нужны стрелки (будильник не подойдёт). Существуют специальные игрушечные часы-конструкторы. Игрушку-часы нужно сначала собрать из сегментов, потом прикрутить к ней стрелки, закрепить по местам цифры.
  2. Для детей-художников. Нарисуйте циферблат. Удобно рисовать на картонной тарелке, если её слегка расплющить. Можно просто на картоне. Взрослый делит круг на 12 сегментов, как пирог. Ребёнок – подпишет цифры, если он уже умеет писать. Малыш с удовольствием разукрасит каждый час-сегмент в любимые цвета. Ребёнку с преобладающим образным мышлением легко будет «увидеть» каждый час: один – зелёный, как трава; два – малиновый, как малинка, три – серый, как слон…
  3. Для детей-логиков. Наглядность им тоже нужна, особенно дошкольникам. Но только этот тип детей способен воспринимать рассуждения родителей. Только им хорошо бы ответить на вопрос «Долго ждать?» так: «Осталось ждать 20 минут. Я дам тебе игрушку, когда маленькая стрелочка будет стоять на цифре 5, а большая пройдёт 4 деления».

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?

Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени. Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.

Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:

  • Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
  • Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять

Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее

После того, как ребенок научился считать, можно переходить к непосредственному изучению времени. Для этого:

Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут

Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка. Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует

Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует

После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа

Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время

Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий