О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника
Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.
Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру
Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.
Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок
В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».
Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.
Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.
Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.
Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад)
Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.
Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.
Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».
Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.
Какие термины нужно знать для начала игры
Есть несколько терминов, которые нужно понимать во время игры. К ним относятся такие, как:
- Шах. Нападение на короля. Предполагает, что фигура в опасности, но у оппонента еще есть простор для ответных действий и защиты.
- Мат. Поражение короля, которое противник не способен отбить.
- Пат. Такая ситуация складывается в том случае, если у противника не остается простора для ходов и вне зависимости от его действий далее будет поставлен мат.
- Рокировка. Продвинутый прием, который позволяет горизонтально переставить короля в сторону ладьи на две клетки. Есть предел по количеству таких маневров – не более одного на партию.
Партия делится на три основных этапа – дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Это начало, середина и конец соответственно.
Как правильно мотивировать ребёнка
В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:
- Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
- Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
- Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.
Идем к победе в шахматах: какую стратегию выбрать?
В игре много двусмысленности жизни и много возможностей учиться через конфликты и игру. В этом разделе по очереди рассмотрим каждую из этих стадий игры.
1. Начало. «Цель» первой игры состоит в том, чтобы контролировать центр доски. Центр доски контролирует игру, поэтому игрок, который контролирует его – контролирует игру.
Если достигнете контроля, не понимая, зачем это делать – можете потерять центр и контроль процесса игры. Освойте классические навыки. Именно внутреннее понимание оживит все элементы и сделает их действительно ценными. Мастерство в шахматах начинается не с внешних инструкций, а с собственного понимания, которое вдохнет жизнь в указатели, если им будет отдан приоритет.
2. Первое, что должен понять начинающий шахматист – это где проходит линия между начальной и средней партией. Цель начала должна заключаться в том, чтобы контролировать центр доски и продвигать свои фигуры (выводить их в центр доски). Как только эта работа сделана (обычно за 8–12 ходов), вы официально находитесь в середине игры.
Эмоциональное состояние сильно влияет на психику, поэтому возьмите под контроль замешательство и сосредоточьтесь на результатах каждого шага, который можете сделать. Представьте себе ход, а затем посмотрите на три возможных хода вперед, которые оппонент может сделать в ответ.
Позже увеличьте количество ходов, которые может сделать противник, а затем потренируйтесь в прочитывании ходов. Предугадывать ход, который, скорее всего, сделает оппонент – очень ценный навык, потому что он позволяет обдумывать ход, а это ключевой элемент игры. Возможность делать все больше и больше шагов наперед означает, что вы усиливаете свою способность контролировать игру.
3. Финал. Он станет величайшим испытанием для новичка, но следует помнить о двух вещах, независимо от того, как поначалу справляетесь. Выиграете или проиграете, но достижение добросовестного финала само по себе является достижением.
Эти навыки являются необходимыми для тех, кто хочет освоить шахматное обучение, и должен понимать, что это способности, которыми может овладеть каждый. Думать наперед и распознавать типы личности — это повседневные навыки. Только вам решать, сколько хотите над ними работать, но это навыки, которые принесут пользу в повседневной жизни.
Научиться играть в шахматы самостоятельно
Также всегда соблюдайте основные приемы стратегии:
- защищайте Короля;
- ни в коем случае не отдавайте фигуры, ведь каждая из них играет большую роль;
- контролируйте центр доски;
- задействуйте «в бою» все фигуры;
- часто играйте.
«Ставим мат»
- Срок обучения: 5 уроков с обучающим контентом.
- Форма контента: лекции + задания в видео.
- Связь с преподавателем: нет.
- Срок регистрации на поток: без ограничений.
- Необходимый уровень знаний: для новичков.
- Проверка домашки: без проверки.
Обучающая программа: узнаем, как дать мат противнику и добиться победы!
Вы не понимаете, как победить с ферзем или ладьей против одинокого короля противника? Вам приходилось давать пат одинокому королю? Это курс для вас! Узнав о разных видах мата, вы начнете выигрывать больше партий!
Вот что вы узнаете:
- Как дать мат королем и ферзем
- Как дать мат королем и ладьей
- Как дать мат с помощником
- Как дать мат двумя ладьями
- Как дать детский мат в четыре хода!
- Как поставить детский мат в четыре хода.
- Как поставить мат с помощью короля и ферзя.
- Как ладья поможет атаковать противника.
Шахматисты всех стран, объединяйтесь!
Разумеется, время не может не сказываться на традиционных развлечениях. И, хотя шахматы не только давно существуют, но и популярны уже очень много веков, более менее устаканились правила этой игры только в 19 столетии. Окончательно игра приобрела статус не только “повсеместной”, и но “международной” с созданием организации ФИДЕ. История и цель появления этого сообщества типичны для любого подобного объединения в спортивном мире. С ростом популярности какого-то развлечения увеличивается количество различных трактовок правил, которые делают практически невозможными проведение более-менее масштабных соревнований.
Чтобы превратить настольную игру в настоящий спорт, необходимо создать унифицированную систему правил, механизм присвоения спортивных званий и регламент соревнований. Именно эти вопросы ФИДЕ и решает уже с 1924 года — то есть, почти столетие. Разумеется, никто не мешает тебе создать свой свод правил — только вот с кем ты будешь играть? А изучив общепринятые правила, одобренные в ФИДЕ, ты можешь играть в шахматы с компьютером, с китайцем или с чемпионом мира — и со всеми по одним и тем же правилам! В этом плане игра в шахматы является универсальным языком общения, ведь, куда бы ты ни приехал, ты всегда сможешь сыграть партейку-другую с любым местным жителем, ничуть не беспокоясь о языковом барьере. Вам просто не понадобится говорить: ваши ходы скажут всё за вас!
По каким книгам учиться играть в шахматы?
Рекомендуемые книги по шахматам для начинающих
Хорошим способом начать обучение шахматам станет
использование специальных книг. Покупать их стоит в бумажном формате, потому
что так будет удобнее возвращаться к уже прочитанному, делать закладки и
пометки. Вот несколько наиболее интересных изданий:
- «Стратегия и тактика шахмат» Лисицин Г.М. Книга написана в 1958 году, но до сих пор остается максимально полезной. Рассказывает про разные стратегии для фигур, общие положения. Рекомендуется использовать в тесном сочетании с практикой и сразу отрабатывать приемы, которые вы будете постигать таким образом.
- «Путешествие в шахматное королевство» Ю.Л. Авербах, М.А. Бейлин. Хороший ответ на вопрос о том, как научиться играть в шахматы детям. Также издание пригодится и взрослым – его можно свободно использовать вплоть до третьего разряда. Материал подан по принципу «от простого к сложному» и очень хорошо изложен.
- «Шахматы» И. Майзелис. Еще один пример книги, в которой материал подается максимально удобно, в формате самоучителя. Книга выдержала множество переизданий и рекомендована самим Анатолием Карповым.
Если стоит цель научиться играть в шахматы в самом раннем
возрасте, привить ребенку интерес к игре, рекомендуем такие издания, как:
- «Шахматные Приключения Лисёнка Фимки» Анна
Дорофеева. - «Шахматы для самых маленьких» Игорь Сухин.
- «Шахматы с енотом» Екатерина Волкова и Екатерина
Прудникова.
На более продвинутом уровне, когда вы уже освоитесь с особенностями игры, можно будет переходить к значительно более сложным изданиям – с различными комбинациями. Множество книг написано и для разбора конкретных стадий игры. К примеру, «Шахматные окончания» Ю. Авербаха поможет вам правильно сыграть в Эндшпиле.
История шахмат для детей
Увлечь ребёнка шахматами поможет занимательный рассказ о происхождении игры. Наверняка малышу будет любопытно, почему слон зовётся слоном, хоть на него и не похож, а белые всегда ходят первыми.
Впервые игра, похожая на шахматы, появилась в Индии более полутора тысяч лет назад. Тогда на доске разыгрывались целые баталии, в которых две армии стремились уничтожить друг друга. Оттуда-то в современных шахматах и появились слоны, ладьи, пешки и кони: каждая армия состояла из лучников на слонах, колесниц, пехоты и конницы, которые бились не на жизнь, а на смерть за своего раджу (а у персов, которые вскоре тоже полюбили эту игру, — за шаха, откуда и пошло русское название: «шах мат» в переводе с персидского означает «правитель мёртв»).
Существует несколько версий происхождения игры. По одной из легенд, шахматы помогли остановить кровопролитную войну, в которой два брата-близнеца (один всегда носил чёрную одежду, а другой — белую, отсюда и цвета фигурок) пытались определить, кто из них будет править Индией после смерти отца. Великий мудрец подарил им шахматы и предложил перенести сражение на игровое поле, ведь ни один из братьев не мог победить в той войне. Как гласит легенда, победил тот брат, который носил белое; поэтому теперь белые фигуры всегда ходят первыми.
Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля
Родители, которые хотят научить своего малыша данной игре, должны понимать, что их личный пример и последовательность действий будут залогом будущего успеха. Следует использовать опыт педагогов шахматных школ и придерживаться следующих правил при обучении детей:
- балансируйте между победами и проигрышами, чтобы приучить ребенка к возможностям обеих вариантов;
- установите временные рамки для обучения и придерживайтесь режима;
- демонстрируйте дополнительные источники, где можно применить или создать фигуры;
- обсуждайте ходы и действия в процессе и по завершении партии;
- хвалите достижения крохи;
- купите новую и красивую доску, желательно с крупными фигурками, так легче их воспринимать и изучать;
- не спешите участвовать в турнире, как только выучите правила, поскольку высока вероятность психической травмы.
Стоит набраться терпения и позитивно настроиться перед началом занятий по обучению шахматам с нуля.
Не пренебрегайте особенностями мировосприятия своего малыша и его склонностями, поскольку не для всех шахматы становятся интересными.
Шахматы для развития детей 4-5-6 лет
Шахматы выполняют важнейшие функции в дошкольном развитии детей.
- Познавательная. Игра в шахматы значительно расширяет горизонты мыслительной деятельности и сознания малыша, учит его рассуждать логически и аналитически, принимать решения, просчитывать реакцию и следующий шаг соперника, развивает фантазию и приумножает врожденный творческий талант.
- Воспитательная. Одной из главных проблем первоклассников считается неусидчивость, но в ваших силах избавить своего кроху от нее, если вы задолго до первого звонка сможете увлечь его шахматами. Ведь для того чтобы побеждать, ему придется научиться выдержке, сосредоточенности, наблюдательности. Кроме того, ребенок гораздо спокойнее сможет относиться к личным неудачам и самостоятельно находить пути их разрешения.
- Физическая. Длительное сидение за шахматной доской требует от игрока стойкости, выносливости и высокого уровня работоспособности. Неспроста у любого гроссмейстера мирового уровня обязательно имеется личный тренер по физподготовке.
Прекрасно, если кто-то из родителей владеет азами игры, в этом случае на начальном этапе он сможет взять ознакомление ребенка с ее алгоритмом на себя. Прививать любовь к этому виду спорта следует деликатно и без какого-либо давления. Тогда несложно будет сделать вывод о том, какими способностями малыш обладает. И уже на основании этого составить приблизительный план его обучения.
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
Основные правила шахмат
Подходит для начинающих, поверхностно знающих правила игры. Многие ошибочно считают, что зная ход фигур и их расстановку можно сразу приступать к изучению стратегии. На самом деле, перед началом обучения необходимо освежить в голове все нюансы. Быстро вспомнить и усвоить базовые принципы игры позволит короткое 13-минутное видео. В ролике рассказывается о рокировке, изменении ценности фигур, правилах превращения пешки в сильную фигуру. Объясняют особенности игры в определённых игровых ситуациях, приводится отдельный разбор лёгких (конь и слон) и тяжёлых (ладья, ферзь) фигур
Особое внимание уделено королю
Во сколько лет начать обучение ребенка игре в шахматы?
Проштудировав соответствующую литературу и интернет-статьи, ответим на первый важный вопрос следующим образом: начинайте обучение, пока ребенок еще мал. Хотите узнать, сколько это «еще мал» в годах? Точного ответа никто не даст — все индивидуально, но общие критерии таковы:
1. С 3-х лет можно знакомить ребенка с правилами игры в шахматы;
2. В четыре года можно пробовать начинать игру, показывая, как ходят фигурки, куда их нужно ставить, чем они отличаются;
3. С пяти лет, если с ребенком занимались обучением, он, по наблюдениям многих тренеров, уже сможет предвосхищать некоторые шаги и несложные комбинации соперника;
4. Но самый плодотворный возраст для обучения — с 6 до 8 лет. Именно в этом возрасте наиболее полно раскрываются таланты и предрасположенности детей. Именно в этом возрасте они уже смогут обдуманно играть и знать, что значит сыграть «е2 — е4», абсолютно железно.
Шахматы — это игра, предназначенная не только для взрослых и школьников. Маленькие дети просто великолепно впитывают знания из окружающего мира, а игра в шахматы поможет им отточить критическое мышление и навыки решения проблем.
Задача №4. Как объяснять правила игры?
РешениеТолько после того, как ваш ребенок уверенно называет фигуры, называет их место расположение, куда и как они могут передвигаться, вы можете начать объяснять правила игры.Не делайте это заумными словами.Условно-две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна, которая захватит короля. Начинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял, как это происходит. Потом мотивируйте на успех вашего будущего гроссмейстера.И так, шаг за шагом, игру за игрой, ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.Помните, никакого насилия!! Только живой интерес.Ребенок должен сам теребить вас достать шахматы из тайного места. Игра может стать серьезной мотивацией – сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.
Как выбрать секцию
Бесплатные секции по шахматам в вашем городе Барнаул, Брянск, Волгодонск, Екатеринбург, ЗАТО Северск, Ишим, Казань, Каменск-Шахтинский, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Муром, Мценск, Нижний Новгород, Ноябрьск, Обнинск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Радужный, Рязань, Салехард, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сургут, Тольятти, Тула, Тюмень, Хасавюрт, Химки, Челябинск, Чита, поселок Голышманово, село Борогонцы, село Каякент
Выбор секции шахмат для детей должен опираться в первую очередь на поиски хорошего инструктора. Желательно, чтобы у него были личные достижения, как минимум разряд кандидата в мастера спорта, а лучше звание гроссмейстера или мастера спорта. Если это персональный тренер, то необходимо поинтересоваться об опыте в преподавательской деятельности, узнать о достижениях учеников и наличии программы обучения
Немаловажное значение имеет и рейтинг шахматиста в профессиональном рейтинге ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Обязательно почитайте отзывы от тех, кто уже пользовался услугами данного репетитора. Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение
Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение
Обратите внимание на близость секции к дому, лучше всего, если ребенку не придется ездить на общественном транспорте. Прогулка после долгого нахождения в сидячем положении пойдет ему на пользу
Важные правила
На большинстве видео как правильно играть в шахматы не рассказывается о нескольких важных моментах:
- Ограничение рокировки. Исключено в том случае, если до нее ладья или король уже делали ходы. Попытка проведения такой рокировки будет означать признание проигрыша.
- До непосредственного хода трогать фигуры не разрешается. Если вы сделали это, нужно ходить.
- Между королями всегда должно быть расстояние. Минимальное удаление – одна клетка.
- Пешка может превратиться в любую фигуру. Для этого ей нужно просто преодолеть все поле и оказаться на наиболее удаленной линии соперника. При этом одну из пораженных фигур можно вернуть на место. Таким образом, можно ввести на доску любое нужное количество сильных фигур, таких, как ферзь. Но сделать подобное будет крайне сложно.
Спорт, наука или искусство
Мы попадаем на территорию извечного спора, что такое шахматы. Это наука, искусство или спорт? Скорее всего, шахматист высокого уровня должен одновременно делать все хорошо, быть научно подготовленным, потому что огромную роль играет дебютная подготовка и знания планов, идей, позиций и так далее.
Шахматы — это спорт, потому что в течение 6 часов решать задачи крайне сложно. Плюс в этой игре очень высокий уровень адреналина и порой зашкаливает, ты находишься в стрессовой ситуации. Эмоциональный фон очень высокий, но при этом ты не можешь двигаться. В футболе у тебя эмоции выходят через движение. А здесь они никуда не выходят. Это так называемая гиподинамическая нагрузка, когда много всего происходит внутри, а движения ограничены и физически ничего не проявляется.
Игрока раздирает множество сомнений, идей, планов одновременно. Это совмещается с необходимостью точно считать варианты, ничего не упускать из виду. И при этом нужно еще творить. И находиться в состоянии, в котором может осенить какая-то идея, чтобы ты увидел необычное.
И третье определение шахмат — это искусство, потому что ты практически в каждой партии попадаешь на неизведанные территории, где ты должен заниматься творчеством. Нужно строить планы, генерировать идеи, воплощать их, оценивать, как идет воплощение. Это похоже на процесс создания картины, музыкального произведения. Вроде все по сценарию, но сценария ты на самом деле не знаешь и не видишь. На разных стадиях партий ты должен подключать разные аспекты игры.
Поначалу шахматы — это скорее наука. Надо знать, как расставить фигуры, но со временем игра превращается в творчество, совмещенное с четким счетом, со своего рода математикой. Когда мало времени остается, это превращается в спорт, потому что ты должен всю свою концентрацию, напряжение, все эмоции выдать за ограниченный промежуток времени. Сочетание несочетаемого.
Константин Кавуцкий (США)
Международный мастер Константин Кавуцкий (США)
Какой совет вы даете своим ученикам, который, по вашему мнению, помог бы большому количеству шахматистов?
Не беспокойтесь о своем рейтинге и сосредоточьтесь на улучшении своих шахмат. Какой бы ни была ваша ближайшая цель по рейтингу, будь то 1200, 1600, 2200 и т.д., После этого вы все равно захотите улучшиться. Поэтому вам следует подумать о долгосрочной перспективе и о том, каким игроком вы хотите стать, а затем делать то, что, по вашему мнению, приведет вас туда. В противном случае вы будете начинать с нуля каждый раз, когда достигнете произвольного рубежа. Если ваш рейтинг 1775 и вы просто пытаетесь добраться до 1800, вместо этого вам следует подумать о том, что потребуется, чтобы добраться до 2000. Если вы уже вплотную приблизились к 1800, одна или две удачные партии, и вы доберетесь до намеченной планки. На следующий день ты упадешь.
Ваша сила не меняется ежедневно, меняется только ваша форма. Но если вы хотите значительно улучшиться, вы должны думать об этом с долгосрочной точки зрения. Часто требуется 3-6 месяцев напряженной работы, прежде чем люди увидят какие-либо значительные результаты. Сосредоточьтесь на том, чтобы насладиться той частью, где вы узнаете больше об игре, и рейтинг в конечном итоге вырастет.
Какую недооцененную шахматную книгу должен прочитать каждый шахматист?
Excelling at Chess Якоба Огорда. Это первая книга в серии для продвинутых клубных игроков (1700+), но она очень доступна и посвящена тому, как стать «настоящим шахматистом», то есть на чем на самом деле сосредоточиться как за доской, так и за ее пределами. Было абсолютным удовольствие читать ее, когда я сам был клубным игроком.
Шаг 2. Найдите преподавателя
Можно обучаться игре в шахматы самостоятельно по книгам и видеоурокам, но вначале будет трудно «считывать» тактику соперников на доске и разрабатывать собственную. Опытный наставник способен за час объяснить то, до чего вы сами будете додумываться несколько дней.
Где взять преподавателя?
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть два курса по шахматам: для начального уровня и для продвинутого, по 30 занятий и 50 интерактивных задач в каждом.
Секретами мастерства с учениками делится кандидат в мастера спорта по шахматам, обладатель тренерской лицензии «С» Немецкой шахматной федерации Алексей Ерофеев.
Шахматные курсы не входят в базовую программу «Экстерната Фоксфорда», но ими можно дополнить свой образовательный маршрут.
<<Форма демодоступа>>
Процесс обучения в игровой форме
Ребёнка нужно сразу приучать играть на стандартной шахматной доске. Не стоит использовать сувенирную с небольшим размером. Шахматные фигурки могут быть резными и изображать воинов и других персонажей.
Рекомендации как научить ребенка шахматам сразу после изучения названий фигур и правил, в соответствии с которыми они ходят:
- Начать с пешек. Расставить их на позиции и в первое время играть только ими. Предложить малышу сделать ход каждой фигурой и попробовать «съесть» соперника. Если ребёнок делает ошибки, то не ругать, а сделать своеобразное землетрясение — потрясти доску. Такой подход добавит элемент игры, обязательно понравится и не создаст напряжение из-за совершённой ошибки.
- Постепенно добавлять в игру новые фигуры. В процессе придумывать им роль в битве, которая станет разыгрывается на шахматной доске. Постараться для изучения каждой новой шахматной фигуры выделить одно занятие. При необходимости закрепить полученные знания на следующий день.
После освоения основных ходов стоит начать обучать ребенка основным принципам шахматной партии:
- король должен быть всегда защищён от фигур противника;
- слабые фигуры лучше располагать в центре доски;
- отдавать свою фигуру на «съедение» желательно только для последующего более выгодного хода;
- стараться играть всеми фигурами, так как у каждого своя роль и выиграть партию эффективнее, используя их в взаимосвязи;
- осознание ценности каждой из фигур, когда роль коня более сильнее, чем у пешки;
- объяснить, что у противника малыш должен убрать с шахматной доски ферзя или другие сильные фигуры.
Как научить ребенка игре в шахматы, чтобы он учился выигрывать — нужно объяснить базовые ходы:
- Рокировка. Важный ход, который спасает в сложной ситуации. Происходит между королём и ладьёй. Они должны располагаться на одной линии и поменяться местами. Ладья становится в центр линии для защиты, а король смещается в бок, спасаясь от ходов противника. Рокировку проводят один раз за паритию, причём, это может сделать каждый из игроков.
- Взятие на проходе. Происходит между двумя пешками в начале игры. Если противник сделал ход через клетку и оказался на одной линии с пешкой соперника, то она может быть «съедена». Причём та пешка, которая её «съела» встаёт не на её место, а на клетку выше.
Стоит помнить, что шахматы — это игра, требующая усиленной умственной работы и ребёнок может быстро устать и переутомиться, особенно, когда обучение идёт с самого нуля. Пусть в начале игра не превышает 15-30 минут.
Для детей 10 лет и старше есть программы на компьютере, которые созданы с постепенным усложнением игры. В них можно задать вопрос виртуальному помощнику для получения развёрнутого ответа.
Ещё одним вариантом как научить ребенка играть в шахматы — видео уроки, которые можно приобрести или найти в интернете. В них наглядно показаны сложные комбинации и предложена схема выхода из них.
Читайте еще: Как научить ребенка кататься на велосипеде
Есть отдельная школа Борисова: как научить ребенка играть в шахматы. Он сам воспитывает сына в будущего шахматного чемпиона, который научился играть с 4 лет. Борисов водит сына на чемпионаты, где тот обыгрывает детей 9-10 лет. На его сайте есть полезные статьи обо всём, что касается обучения игры в шахматы.
Наиболее благоприятным местом, где научить ребенка играть в шахматы быстрее и лучше всего — дом. Здесь его не будут отвлекать посторонние люди, можно лучше понять смысл игры с помощью обучающего видео, а сам процесс превратить в обычную игру.
Обратите внимание. Если ребёнок устал, переутомился или в плохом настроение, не нужно настаивать или заставлять его играть в шахматы. Из-за этого он может перестать любить шахматы
Из-за этого он может перестать любить шахматы.
Детский мат
Знакомство с шахматной нотацией и фигурами – лишь начальный этап обучения, который поможет решать элементарные задачи и играть со своими сверстниками на интуитивном уровне. Но без понимания стратегии ребенок будет проигрывать уже в первые секунды партий с более подкованными соперниками даже не понимая собственную ошибку и её причину. Автор видео учит избегать «детского мата» и развивает базовый навык в дебютной игре, не оставлять поле f7 слабым. Усвоив эту маленькую хитрость, дети не только обеспечат себе безопасный дебют, но и сам сможет применять ловушку против неопытных соперников. В некоторых случаях школьник сможет быстро одолеет и взрослых людей, слабо разбирающихся в игре.