Как научить ребёнка говорить в разном возрасте: советы и конкретные упражнения

Что мы можем сделать как родители

Говорите со своим ребенком как можно больше – это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования. В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми. Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:

Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час

Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов
Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости! 

Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи
К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи
К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Рекомендации логопеда

Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком

Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
Проводите инсценировки

Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь

Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Эти правила подходят фактически любым детишкам.

  1. Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
  2. Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
  3. Дошкольникам надобно игровое обучение.
  4. Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
  5. С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
  6. Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
  7. Читая книжки, обсуждайте их героев.
  8. С двух лет любимой игрой детей становится “что это?”. В нее особенно интересно играть на улице.

Профилактика проблем с речью дошкольников

Общайтесь.

Самое простое и эффективное, что вы можете сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним. С первых дней его жизни. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди поешь», «пора спать». Обсуждайте всё, что происходит вокруг, подробно отвечайте на любые «почему» и спрашивайте сами, рассказывайте истории, шутите. От того, как вы общаетесь с ребёнком, во многом зависит, как он будет строить отношения с людьми всю жизнь.

Чтобы у малыша хорошо формировалась речь, необходимо говорить с ним:

  • грамотно, чётко, разборчиво и с расстановкой;
  • простыми законченными предложениями;
  • периодически повторяя новые слова, чтобы ребёнку было легче их запомнить;
  • с разными интонациями и темпом;
  • выразительно, содержательно и логично.

Пока дети учатся говорить, они путают слоги и звуки или выдумывают заменители слов, которые им трудно произнести. Взрослых это обычно умиляет, и они начинают использовать «неправильные» слова в общении с ребёнком и даже между собой. Этого делать не рекомендуется: ребёнок может так и привыкнуть говорить, а переучиться будет трудно. Ругать малыша за ошибки, конечно, не стоит. Не перебивая, мягко поправляйте его каждый раз, и он научится говорить правильно.

Развивайте мелкую моторику.

Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Поэтому развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов и другие развивающие занятия.

Играйте в коррекционные игры.

Есть много весёлых способов развить речевой аппарат. Например, гимнастика для языка, когда кривляться не только можно, но и нужно! А ещё свистульки и мыльные пузыри — узнайте у логопеда, как можно использовать их с пользой. Кроме того, есть сотни забавных упражнений на произношение разных звуков, которые ребёнок с удовольствием будет повторять за вами.

Читайте художественную литературу.

Дети, которым с младенчества читают книжки, легко овладевают грамотной речью. Слушая сказки и стихи, ребёнок усваивает готовые языковые формы, воспринимает словесные образы и знакомится с новыми понятиями. В результате его речь становится чище, богаче и выразительнее.

2 возрастной период: 6-12 месяцев

Здесь закладывается умение услышать и повторять. Концентрация внимания крохи может превышать 10 минут.

Очень эффективно обучение с помощью коротких музыкальных сказок – не более 10 минут.

Многократным их повторением достигается запоминание звуков и слов крохой. Вскоре кроха будет узнавать мелодию. Он ищет глазами источник звука. Лексикон ребенка к году насчитывает до 20 простых слов, звукоподражаний. Сформирован и пассивный запас слов.

Обязательно контролируйте физическое и психологическое развитие карапуза в этот период. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев вы узнаете из нашей статьи.

Кстати, если вам интересно как приучить ребенка к горшку в 1 год, то это вы можете узнать, прочитав наш обзор.

Как научить ребенка говорить: способы

Развитие речи включает в себя целый ряд мероприятий, которые стимулируют и улучшают речевые навыки.

Способы обучения:

  1. Общение. Этот метод является самым основным, с ребенком необходимо поддерживать общение с самого рождения. Бесспорно, все дети копируют своих родителей. И правильность речи ребенка во многом зависит от того, насколько грамотно выражаются его родители.
  2. Гимнастика артикуляционного аппарата. Данные упражнения помогут крохе научиться говорить как можно легче и быстрее. Проводить такую зарядку вовсе несложно, она заключается в выполнении несложных упражнений. Например, открывание и закрывание рта, вытягивание губ и растягивание рта в улыбке.
  3. Массаж лица и ладошек. Такой массаж способствует развитию речевых навыков, во время процедуры рекомендуется рассказывать малышу забавные стишки и потешки.
  4. Развитие мелкой моторики. Упражнения, развивающие мелкую моторику, не только помогают крохе быстрее заговорить, но и способствуют формированию творческих навыков.

Овладение техникой речи – это важное событие в развитии каждого малыша. Этот период может сопровождаться, как радостными моментами, так и возникновением трудностей

Как научить ребенка говорить правильно

Многие детишки начинают говорить очень рано, но вот понять их могут только близкие люди

Потому очень важно научить ребенка говорить правильно. Этим нужно опять же заниматься с малышом с самого рождения

Поэтому мы не устаем повторять, что мама должна постоянно беседовать с крохой. Малыши, с которыми родители постоянно разговаривают, осваивают речь гораздо раньше, чем крепко встают на ножки.

Врачи настоятельно советуют родителям по возможности отказаться от пустышки. Доказано, что малыши, увлекающиеся соской, начинают говорить позже своих сверстников. К тому же у них может сформироваться неправильный прикус, что часто влияет на правильное произношение звуков и артикуляцию.

Для того, чтобы у малыша была красивая речь, развивайте его познавательные способности. Часто родители отмахиваются от детей, когда они тыкают пальчиками на различные предметы с вопросительной интонацией. Не совершайте подобных ошибок, объясняйте ребенку значение и название всех окружающих предметов и вещей. Постоянно расширяйте его словарный запас, вводя новые слова. Объясняйте значение новых слов только простыми фразами, которые будут понятны малышу.

Не торопите ребенка и не загружайте его сразу большим объемом информации. Это может вызвать у крохи обратную реакцию, и он замкнется в себе. Лучше делать все постепенно, и тогда результат не заставит себя ждать.

Что тормозит речь, поводы для беспокойства

Считается, что развитие речи – это показатель умственных способностей ребенка. Но мнение это ошибочно. Тормозить развитие речи могут как внешние факторы, так и отклонения, требующие помощи специалиста.

Тормозить речь могут:

слаборазвитые мускулы рта;
слабое слуховое внимание;
плохой слух;
недостаточное общение родителей со своим ребенком;
проживание в недоброжелательной атмосфере.

Для начала нужно разобраться в причине того, почему ребенок вместо того, чтобы говорить предпочитает молчать. Неумение говорить далеко не всегда свидетельствует о серьезном отклонении.

Поводы для беспокойства:

  1. Ребенок не играет и никак не идет на контакт со своими сверстниками.
  2. Говорит невнятно.
  3. Не понимает обращенных к нему фраз или заданных ему вопросов.
  4. Не узнает людей из своего окружения, либо не помнит предназначение того или иного предмета.
  5. Не может назвать своих членов семьи.

Если у крохи наблюдается хоть один из этих признаков, следует обратиться к специалисту.

Важные советы по развитию речи

Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.

Родителям необходимо постоянно следить за тем, что говорят их дети, и как говорят. Это поможет раньше заметить недостатки и поработать над ними. Правильная речь детей является залогом хорошего развития мышления.

А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.

Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.

Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:

  1. Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
  2. Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
    • произнести название предмета;
    • рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
    • назвать отдельные части предмета;
    • научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
    • дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.

К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.

Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.

Классификация нарушений

Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:

Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании

Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.

Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития

Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.

В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.

Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.

Учимся правильно выговаривать сложные буквы

Неправильное произношение сложных букв бывает обусловлено особенностью строения речевого аппарата. Причина может заключаться в слишком маленьком либо большом языке, связке расположенной под ним, очень тонких, либо пухлых губах.
Артикуляцию способы нарушить также аномалии строения челюсти и зубов. Но чаще всего плохое произношение отдельных букв связано с неправильным педагогическим подходом.

Обычно, возникают трудности с шипящими звуками Щ, Ш, Ч, Ж. Также у ребенка может не получаться произносить Р, Л, С, К, Г, Ц, З. Чтобы научить малыша выговаривать сложные буквы, нужно регулярно с ним заниматься. Примеры упражнений приведены ниже в таблице.

Название упражнения
Цель
Суть
Расслабим язычок
расслабление языка и улучшение произношения шипящих звуков
Положить язык на нижние зубы. Верхней челюстью постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Отдохнуть. Пошлепать по языку верхней губой, произнося «па-па-па»
Подъем кончика языка вверх
укрепление мышц языка
Открыть рот на 2-3 см. Высунуть кончик языка, распластав его по нижней губе. Положить на него жевательную резинку либо кусочек конфеты. Прилепить продукт к небу за верхними зубами

Важно при этом использовать только язык
Выдувание воздуха через середину языка
произношение буквы Ф
Улыбнуться и высунуть кончик языка, прижав его к нижней губе. Положить на стол ватку

Попытаться сдуть ее, не надувая щек. При этом произносится подобие буквы Ф
Произнесение букв Ш и Ж
выговаривание Ш и Ж
Произнести слог «СА». Подвинуть язык глубже в рот и снова повторить «СА». Аналогичное действие проделать, но выговаривая слог «ЗА»
Произношение буквы Ч
Произношение Ч
Языком ударить по альвеолам, произнося «ТЬ». Расслабиться и пропустить через щелочку звук Щ. Сначала это нужно делать очень медленно. Затем надо ускорить произношение двух звуков, не делая при этом пауз
Парус
произношение буквы Р
Широко открыть рот. Кончик языка расположить за верхними зубами, его нижнюю часть прогнуть вперед, а края прижать к зубам. Выполнить упражнение трижды по 10 секунд
Катание с горки
произношение буквы К
 На ладонь положить ватный шарик. Приоткрыть рот, корень языка приподнять, а кончик – опустить. Быстро выдохнуть и сдуть ватку с ладони

Беспокоиться и решать проблему молчаливости малыша нужно, когда ему исполнится 3 года. Но это не означает, что до этого времени родителям не нужно проводить развивающие занятия с ребенком.

Причины нарушений речи

Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.

Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей.

Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:

Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.

Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.

Подгузники

Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет. Нет и повода для коммуникации

Нет и повода для коммуникации.

Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.

Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.

Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.

Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.

Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.

Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой

Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Несколько полезных рекомендаций

Если вы видите, что ваш ребёнок в возрасте двух с половиной-трёх лет уже чётко понимает вас, но при этом отказывается разговаривать и выражает свои желания младенческими звуками «а, давай, не» и др., ни в коем случае не потакайте его капризам. Стимулируйте малыша к тому, чтобы он чётко или хотя бы словом выразил свое желание.

Интересно! Можно ли гулять с ребенком при температуре 37,5?

Если малыш уже дошкольного возраста, и не выговаривает основные буквы (р, л, к), то научить ребёнка говорить буквы л и р сможет только логопед-дефектолог. Хотя специалисты уверяют, что ребенок должен полностью выговорить все звуки к шести годам. Занятия с логопедом проходят по аналогии, представленной на видео ниже.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий