Как научить ребенка правильно говорить сложный звук?

Как научить ребенка говорить букву Л

Учиться произносить правильно букву «Л», стоит начать как можно раньше, пока это не превратилось в привычку и даже в проблему, из-за которой вам придется обращаться к логопеду.  Возможно, малышу просто нужно помочь разобраться в том, как правильно произносить эту букву. При правильном произношении, положение должно быть таким:

  • губы немного приоткрыты
  • язык должен быть тонким, его кончик должен упираться в основание передних зубов
  • воздух выходит по краям языка, затем из уголков губ

Произносите как можно чаще слова с буквой «Л», это должен быть определенный набор слов, не меняйте его. Но чтобы подобрать этот набор, сначала нужно понять, в каких случаях ребенку труднее всего произносить букву.

  1. Пила
  2. Зло
  3. Молоток
  4. Колобок
  5. Клапан
  6. Клубок
  7. Лунтик
  8. Платье
  9. Лук
  10. Стул

Возьмите для начала такой набор слов, потом судя по тому, как ребенок будет справляться с их произношением, вы скорректируете его.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р — вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр

Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки

Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток
Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

ИНТЕРЕСНО: когда дети говорят свое первое слово?

Азбука: учимся читать по слогам

Скачать в Google Play.
Игры для обучения детей буквам в приложении Азбука.Интерфейс Азбуки с вариантами игр для развития детей.Приложение «Азбука — учимся читать по слогам».

Еще одно развивающее приложение от 1С Publishing. На этот раз дети учатся говорить под присмотром Смешариков. «Азбука» поможет научить ребенка говорить, читать и писать. В программе изучаются буквы, слоги, слова и предложения.

Предусмотрена мотивация путем собирания призовых наклеек для составления цельных карт космоса, набора коллекций животных и др. Дети могут играть и обучаться самостоятельно.

В приложении найдутся задания для развития речи, мышления, памяти и внимания. «Азбука» подойдет малышам и дошкольникам от 2 до 7 лет. Разнообразные игры в виде раскрасок, пазлов, поиска ответов и «повторялок» помогут научить говорить ребенка.

Когда необходима помощь логопеда?

Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:

  • русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
  • малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
  • кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.

Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.

Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.

Языковая и когнитивная терапия

Скачать в Google Play.
Вариант задания на сопоставление предметов.Варианты заданий с указанием уровня сложности.Приложение «Языковая и когнитивная терапия».

Приложение будет полезно для детей с задержкой в развитии речи и сниженной обучаемостью. Специальные карточки с заданиями на сравнение и соотнесение объектов позволят развить образное мышление, что даст ускорение в общем развитии и улучшении разговорного навыка.

Благодаря занятиям дети лучше понимают сложные предложения и им становится легче концентрировать внимание. Карточки составлены профессионалами в области детского развития

Приложение автоматически подбирает подходящие по сложности задания в зависимости от способности ребенка. Есть анимированные персонажи и мотивирующие награды. Без рекламы.

Карточки составлены профессионалами в области детского развития. Приложение автоматически подбирает подходящие по сложности задания в зависимости от способности ребенка. Есть анимированные персонажи и мотивирующие награды. Без рекламы.

Как научить говорить ребенка букву Ш

Если малыш не выговаривает шипящие звуки, а в частности букву «Ш», то домашние занятия вполне могут ему помочь, так как к логопеду детей в основном записывают только с пяти лет. Это обосновано тем, что до этого возраста речь ребенка еще только формируется, и неправильное произношение вполне нормальное явление. Но если вы хотите помочь ребенку сами, то вполне можете с этим справиться.

Правильное положение губ, языка и зубов при произношении буквы «Ш», должно быть таким:

  • Широкий кончик язычка должен быть поднят, но не прижат к верхнему небу, при этом он должен быть расслабленным
  • Края язычка касаются верхних коренных зубов
  • Губы вытягиваются вперед
  • Между зубов должна оставаться щель
  • Вдыхая воздух, подносите ладонь ко рту
  • На выдохе шипите, ладонь должна ощущать теплую струю воздуха

Обязательно подберите слова для тренировки, буква «Ш», должна в них находиться и в начале, и в конце, и в середине. Так вам проще будет разобраться, на что делать упор в занятиях.

  1. Шишка
  2. Крышка
  3. Укушенный
  4. Шерстка
  5. Кошка
  6. Шалаш
  7. Шмель
  8. Кашалот
  9. Шар
  10. Матрешка

Если вы регулярно будете проводить со своим крохой занятия в игровой форме, то справитесь без логопеда. Ну а если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, то назначенные логопедом занятия, также нужно будет проводить дома, в обязательном порядке.

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким

При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.

Еще один способ — постановка «р» через «с»

Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе

Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться

Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р»

Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

pexels.com &nbsp/&nbsp

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Причины отклонений

Отклонения в речи это не заболевания сами по себе, это следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС (центральной нервной системы), нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Многолетние наблюдения показывают, что подобные отклонения могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременные роды, и другие нестандартные родовые ситуации: стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы. Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность и даже раннее отлучение от груди, перевод на искусственное вскармливание.

В первые три года наличие тяжело протекающих детских болезней, травмы из-за частых падений, особенно черепно-мозговые, понижение слуха — все это может стать толчком к развитию отставаний в развитии речи. Немалый вклад вносят и условия, в которых растет ребенок, причем как биологические, так и социальные. Неблагоприятные воздействия повреждают те области головного мозга, развитие которых наиболее интенсивно в данный момент времени. Исследования показывают, что ЗРР и ЗПРР страдают дети пьющих родителей, страдающих психическими расстройствами, в семьях с частыми конфликтами.

Подобные отставания характерны для деток синдромом гиперактивности, с детским аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна.

Независимо от первоначальных причин, приведших к повреждению мозга, результат этого одинаков – отдельные его зоны начинают неправильно или неактивно работать. Несложно понять, что у деток с задержкой психо-речевого развития повреждены зоны, ответственные за речь, интеллектуальные, умственные способности. Однако — это все же не приговор и во многих случаях своевременное обращение за помощью может все исправить.

Сами по себе отрицательные социальные факторы патологически не воздействуют на ребенка, но отражаются на психическом развитии, страдает психология ребенка. Поэтому часто проблемы с развитием речи бывают у двойняшек и близнецов, деток, которые растут в плохой языковой среде или просто в двуязычных семьях.

Наследственный фактор, безусловно, играет существенную роль. К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье, кинематограф тоже вносит свою лепту. Однако – эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям.

Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность – это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам.

Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет, ребенку, да и вам тоже, доведется осваивать методы альтернативной коммуникации – карточную, письменную, жестовую, но разговаривать, в общем понимании, он уже не сможет никогда!

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

Мимическая гимнастика

Во время мимической гимнастики осуществляется тренировка всего артикуляционного аппарата, принимающего непосредственное участие в произношении звуков.

Взрослый показывает картинки и говорит, что на них изображено, а ребенок играет мимикой:

  • «Вот лисенок. А это взрослый лось. Глянь, насколько он подрос» − малыш должен показать удивление;
  • «Коту дали молоко, он его лакает. А Полина в стороне мило улыбается» − ребенок должен показать, как кот пьет молоко, и улыбку девочки;
  • «Плакала малышка Маша, потеряла она кашу» − кроха показывает, как плачет девочка.

Мимическая гимнастика также включает в себя упражнения с маленьким шариком, в который продет шнур:

  • ловить шарик при помощи рта, не используя рук;
  • толкать шар языком;
  • выталкивать губами, прилагая определенные усилия;
  • произносить скороговорки с шариком во рту.

Еще одна разновидность мимических упражнений – с использованием ложки:

  • взять ложку небольшого размера в кулак, поместить в рот и толкать при помощи языка, стараться провернуть ее в разные стороны;
  • совершать легкие похлопывания ложкой по языку;
  • обвести ложкой овал губ, предварительно сложив их трубочкой.

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким

При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.

Еще один способ — постановка «р» через «с»

Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе. Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться

Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р»

Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

pexels.com &nbsp/&nbsp

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий