Процесс коррекции речи
Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:
• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.
• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.
• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.
• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.
• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким
При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться
• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.
• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.
• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.
Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.
«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».
Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:
• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.
• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».
При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.
«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».
В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.
Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.
Еще один способ — постановка «р» через «с»
Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе. Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться
Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р»
Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».
Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.
pexels.com  / 
Рекомендации родителям по автоматизации и дифференциации
После того как вы поставили правильное произношение, его нужно закреплять в речи. Начинать работу по автоматизации нужно с простого − со слогов, постепенно усложняя речевой материал до составления рассказов и пересказов. Если кроме каппацизма, у ребенка есть паракаппацизмы, то при подборе слов для закрепления будьте аккуратными: в словах не должно быть звуков, похожих по акустическим признакам.
Ребенок вместо К говорит Т − это одна из наиболее часто встречающихся форм паракаппацизма. Вообще, замены одной звука на другой могут быть из-за отсутствия одного из них. На этапе дифференциации обязательно проговаривайте с ребенком артикуляцию смешиваемых звуков и делайте акцент на их отличиях.
Проводить дифференциацию начинайте с изолированного произношения. Когда ребенок сможет безошибочно определять нужный звук, усложняйте речевой материал. Но смешиваемые звуки должны находиться в сильной позиции, чтобы ребенок мог их четко слышать. Данный этап нужно отрабатывать только тогда, когда у ребенка исправлено звукопроизношение и идет этап автоматизации в слогах и словах, тогда коррекционная работа будет эффективной.
Упражнения
«Язычок – борец»
Укрепляем мускулатуру языка.
Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.
Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.
«Массаж»
Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.
Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.
«Самомассаж»
Научится расслаблять распластанный на губе язык.
Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».
«Блинчик»
Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.
Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.
«Мостик»
Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.
Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».
«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»
Связываем упражнения напряжения и расслабления.
Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.
«Лопаточка»
Расслабляем мышцы языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.
«Ветер дует с горки»
Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.
Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу
Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа
Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».
«Катание с горки»
Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.
На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.
Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно
Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс
Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.
https://youtube.com/watch?v=hrzxiXES73g
Артикуляция звука К
При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3-5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Голос при этом не образуется. Чтобы ребенок мог правильно сделать смычку, можно проделать перед этим следующее: полоскать горло водой, а затем и без нее. Можно провести упражнение «дедушка храпит», одновременно часто нажимая под нижней челюстью ближе к гортани, указательным пальцем или ребёнок сам это проделывает большим. Это дополнительный стимул для подъязычной мышцы. К этому можно еще добавить: при выполнении последнего упражнения надавливать на кончик языка ложечкой, отодвигая его вовнутрь рта. При этом ребенка просим «пострелять» – выталкивать воздух, одновременно сжимая глотку. Это можно проделывать и лежа. Тыльной стороной чувствовать толчкообразную струю воздуха. Голос при этом звуке отсутствует. Когда появится звук, то переходим к его автоматизации.После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.
Автоматизация звука в слогах
Проговаривай слоги, чётко произнося звук К (выделяя голосом)
ко – ко ка – ка ку – ку кы – кы
ка – ка – ка ко – ко – ко ку – ку – ку кы – кы – кы
ка – ко – ка ко – ко – ка ка – ку – ко ка – кы – кы
ка – ко – ку ку – ко – ка и т .п.
Упражнение “Послушай. Запомни. Повтори”
ка – ко – ку – кы ко – ку – кы – ка ку – кы – ка – ко кы – ка – ко – куак – ок – ук – ык ок – ук – ык – ак ук – ык – ак – ок ык – ак – ок – ку
Ребенок 5 лет не выговаривает буквы Р, Ш, Л. Посоветуйте пожалуйста по какой методике можно с ним позаниматься дома?
Упражнение 53. Звуки Ш — Ж. А) Шар, шаль, шустрый, сушеный, пушка, душ, жаль, жесть, желудь, жук, лужа, ружье, жажда. Б) Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить. В) Жужжит жужелица, жужжит кружится. Шли шесть мышей, несли шестнадцать грошей; две мыши поплоше несли по два гроша. Вожжи из кожи в хомут вхожи. Упражнение 58. Звуки М, Н, Л, Р, Й. А) Мак, мама, обман, лампа, мятый, милый, нос, наш, сон, няня, низ, лак, луна, лейка, Оля, боль, рана, рейка, риск, говор, ель, майка, я, вьюн. Б) Мама — мяла, мал — мял, мыло — мило, знаком — знакомь, Нана — няня, ныть — нить, нос — нес, лак — ляг, лук — люк, ел — ель, рад — ряд, ров — рев, брак — бряк, пожар — пожарь, рак — лак, рука — лука, ров — лов, дарить — удалить. В) Мама Милу мылом мыла. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Проснулась Ульяна ни поздно ни рано: все с работы идут, а она тут как тут. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели. более подрбней смотри здесь: <a rel=”nofollow” href=”http://technics-speech.ru/index.html” target=”_blank”>http://technics-speech.ru/index.html</a>
Нам помогли логопедические книги, автором которых является Жукова О.
Лучше покажите его специалисту логопеду, вам датут точные указания. У нас была проблема с Р и Л, за месяц “поставили” эти звуки. Но с логопедом. Мне сказали, если неправильно ставить, потом очень сложно переучить.
научите его выговаривать слова, которые начинаются на эти буквы (Шапка, Рыба и тд) . пусть он их выговаривает выделяя первую букву (РРРыба, ШШШапка) и тд. меня помню в детстве так учили произносить. А вообще в таком возрасте многие дети плохо выговаривают эти буквы, вам так не кажется? удачи вам!!
<a rel=”nofollow” href=”http://www.logoped.ru/zv-r.htm” target=”_blank”>http://www.logoped.ru/zv-r.htm</a> на звук “Р” <a rel=”nofollow” href=”http://www.logoped.ru/zv-sh01.htm” target=”_blank”>http://www.logoped.ru/zv-sh01.htm</a> звку “Ш” <a rel=”nofollow” href=”http://www.logoped.ru/zv-l03.htm” target=”_blank”>http://www.logoped.ru/zv-l03.htm</a> звук “Л”
<a rel=”nofollow” href=”http://www.corrects.ru/zvsh.php” target=”_blank”>http://www.corrects.ru/zvsh.php</a>
Бегоооом к логопеду на консультацию!
5 лет – надо к логопеду. Не тяните до школы!
Советы даются очень просто, они, конечно, от души – согласны ль с этим ВЫ .. и это маленькая панорамма, она предложена без грамма, но от души – какой, поймете ль Вы – зачем тогда все буквари.. . а я упрямо говорю – забудьте все свою мечту – она по новой расцветет и будет мир Ваш без забот.. . я научу летать, порхать, затылком книги там читать, в кармане паспорт там найти, когда отец там будет в забытьи.. . а школа наша – все же дрянь, система – долбаная рвань и что бы правду там найти приходится сознаться, что – УВЫ.. . Удачи!
Только к специалисту-логопеду – срочно!! ! Самостоятельно проблему не решить. Методика – это лишь “инструмент” – им нужно уметь пользоваться
Вам следует обратиться к логопеду, который определит причину речевого дефекта (это может быть укороченная подъязычная связка, “готическое” небо, слабость мышц, неправильное направление воздушной струи или вообще ее отсутствие, пр) , вид дефекта (межзубное произношение шипяшего, щечное и пр. ; видов нарушений произношения Р и Л тоже, поверьте, множество) . Специалист проконсультирует Вас в соответствие с индивидуальными особенностями Вашего ребенка. А давать общие советы по постановке звука (а его еще надо автоматизировать после вызова и, при необходимости, дифференцировать) не видя и не слыша ребенка, я считаю, некорректно.
попробуйте разговаривать с ним нараспев! РЫЫ-БААЛ-КААА тяните гласные
идите к логопеду если дома найдите стишки где есть эти буквы и пусть их выучет слова с этими буквами пусть проговаривает по слогам
К логопеду, а там и методки и книги порекомендуют
По поводу проблем с речью обратитесь к известному специалисту в области логопсихокоррекции – Елене Николаевне Садовниковой. Мой друг и многие другие дети у неё лечились. Без химии и заоблачных сумм. До сих пор не заикаются. Если что, вот её группа в вк – <a rel=”nofollow” href=”https://vk.com/vzerkale44″ target=”_blank”>https://vk.com/vzerkale44</a>
Логопедическая диагностика
Логопед смотрит на состояние артикуляционного аппарата: состояние прикуса, мышечный тонус языка и губ. Для этого он просит дошкольника выполнить упражнения на удержание определенного положения и динамические задания. Кроме этого, логопед оценивает речевое дыхание: смотрит, как малыш делает вдох-выдох, просит сыграть на дудочке.
Для диагностики звукопроизношения специалист подбирает речевой материал, в котором С находится в начале, середине и конце слова. При этом в словах не должно быть смешиваемых звуков. Это З, Ц и шипящая группа. Сначала логопед просит сказать звук изолированно, затем в слогах, словах, фразовой речи и предложениях
Потом он просит ребенка составить рассказ или описать то, что нарисовано на картинке и обращает внимание на то, как звучит С в обычной речи. Затем делают диагностику фонематических процессов
Логопед называет звуки, а ребенок должен сделать определенное действие, когда услышит нужный. Постепенно специалист усложняет речевой материал, называя слоги и слова. Затем пациенту предлагают назвать нужное слово из пары паронимов, выбрать из списка слова с нужным звуком
Затем делают диагностику фонематических процессов. Логопед называет звуки, а ребенок должен сделать определенное действие, когда услышит нужный. Постепенно специалист усложняет речевой материал, называя слоги и слова. Затем пациенту предлагают назвать нужное слово из пары паронимов, выбрать из списка слова с нужным звуком.
На основе данных диагностики логопед составляет план коррекционной работы. Если речевое нарушение сложное, то малышу необходимо оказать комплексную помощь. Она включает совместную работу логопеда, невролога, дефектолога.
Способы постановки
Самый простой способ постановки в домашних условиях − это по звукоподражанию. Для этого попросите ребенка покашлять (кхэ). Вы должны широко открывать рот, чтобы малыш видел правильную артикуляцию. Покашливать нужно с маленьким выдохом, чтобы не было ярко выраженного Х между К и Э.
Потом предложите покашлять шепотом. Это поможет убрать призвук Х, в результате должен получиться слог КЭ. Потренируйте этот слог, затем предложите малышу соединить с другими гласными. Попробуйте проговорить звук изолированно.
Но звукоподражательный способ не всегда помогает в случае сложных речевых нарушений. Для таких вариантов есть другие способы постановки заднеязычной группы звуков:
Постановка на вдохе. Взрослый просит спрятать язык как можно дальше. Обязательно покажите малышу, как это делать. На таком вдохе нужно произносить слоги, наподобие КА. Потренировавшись, усложните задание: делайте такой вдох, на выдохе говорите этот слог. Когда заднеязычный звук будет получаться четким, отрабатывайте его произношение изолированно.
Механический способ. Для этого вам нужен логопедический шпатель. Попросите малыша произносить слоги ТА-ТА-ТА
Вы нажимаете шпателем на кончик языка и осторожно проталкиваете вглубь рта. Перед этим обязательно предупредите ребенка о том, что вы будете делать, попросите его, чтобы он не убирал язык
Когда вы услышите четкий К, акцентируйте внимание малыша на его звучании
Пускай ребенок попробует его произнести без помощи взрослого
Конечно, у него может и не получиться сразу произносить его самостоятельно, и взрослому нужно будет ему помогать. Когда ребенок научится говорить его самостоятельно, приступайте к закреплению в слогах.
Это были способы постановки звука К самостоятельно дома. Чаще всего его удается поставить при помощи звукоподражания, потому что артикуляция заднеязычных имеет одинаковую базу. И если у ребенка есть один из звуков этой группы, то он довольно легко усвоит артикуляцию других заднеязычных.
Родители обращаются с вопросом к логопеду: «Ребенок не выговаривает букву К, как быстро ему выучить правильную артикуляцию?» Во-первых, логопед ставит звуки, буквы учат на занятиях по обучению грамоте. Во-вторых, продолжительность коррекционной работы зависит от речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.
Постановка звуков «к», «г», «х»
Помогают занятия по развитию слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. Педагог указывает ребенку на точную артикуляцию, правильное положение языка, губ, а также отрабатывает чистое звучание изолированной фонемы с помощью речевых и неречевых заданий, пассивной артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, упражнений с бездефектными звуками.
Логопед подбирает дошкольнику 2 упражнения для постановки заднеязычных согласных, а навыки закрепляют родители в домашних условиях:
- «Язычок-борец, или Кто сильнее». Дошкольник принимает исходное положение при постановке велярного согласного: приоткрытый рот в улыбке. Логопед легким нажатием на язык отодвигает спинку вглубь рта. Ребенок сопротивляется. Педагог, попеременно надавливая на кончик и переднюю спинку, добивается поднятия задней части языка. Во рту образуется «горка».
- «Катание с горы». Ребенок сам выгибает язык «горкой», кончиком касается нижних резцов. Затем толчкообразно выдыхает на ладонь с ватным шариком, сдувает его и называет фонему.
Артикуляционная гимнастика.
Основные способы
В работе с дошкольниками различают 3 метода:
По образцу
Педагог показывает ребенку, как правильно произносить велярный согласный, акцентируя внимание на четкой артикуляции, положении органа речи, звучании .
Механический способ. Применяется логопедом при формировании правильного положения органов речи
Используются массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, шпатели, зонды.
Смешанный метод. Предполагает использование всевозможных логопедических приемов для становления и автоматизации фонемы. Выбор зависит от индивидуальности ребенка.
При постановке велярного согласного учитель выбирает один вариант или комплекс упражнений:
«Покашливание»:
дошкольник выдыхает, имитирует легкое покашливание, произносит слог «кхе», ощущает поток воздуха на ладони;
при возникновении иного звучания педагог использует логопедический прием: указательным и большим пальцами слегка сдавливает область горла под подбородком, придает механически нужный уклад органам речи;
следующим шагом будет научить малыша покашливанию шепотом, чтобы услышать чистый призвук ;
заднеязычный согласный закрепляется в других слогах: «ка», «ко», «ку»;
в заключение ребенок дифференцирует изолированную фонему .
«Вдох-выдох»:педагог учит дошкольника называть слог «ка» любым способом на вдохе, делаются упражнения «Улитка» и «Храп» (в первом случае нужно втянуть язык вглубь горла, как будто улитка прячется в раковину, во втором желательно изобразить беззвучный храп и научиться выговаривать звук , произносить слог «ка»);
логопед учит шепотом говорить «ка» на вдохе и выдохе, также делаются упражнения «Улитка» и «Храп»;
на выдохе педагог закрепляет у дошкольника отдельный велярный звук, подготавливает тренировку на слогах с поставленными гласными , , , , .
«Постановка от »:
коррекционный педагог логопедическим инструментом фиксирует положение речевого аппарата в момент медленного проговаривания дошкольником слога «та», нажимает шпателем на корень языка, когда слышит от ребенка звук ;
далее учитель с помощью инструмента надавливает на переднюю спинку языка, чтобы получить звучание «тя»;
логопед продолжает продвигаться инструментом к корню, образует «горку», добивается от дошкольника произношения слогов «кя», «ка»;
ребенок, как только научился чисто произносить изолированный заднеязычный согласный с помощью инструмента, переходит к самостоятельному произношению фонемы.
«Постановка от »:
при чистом произношении фонемы детское внимание фиксируется на правильной артикуляции органов, желательно установить язык «горкой», корнем касаться неба и перекрывать щель;
дошкольник внимательно следит за движением педагога, а затем также изображает легкое покашливание, выдыхает воздух на ладонь с фонемой ;
при появлении напряженного, срединного призвука логопед поэтапно добивается чистого произношения заднеязычного согласного через тихое покашливание, начиная с легкого для ребенка слога «кэ» и заканчивая соединениями с другими гласными.
Артикуляционный профиль.
Артикуляционная гимнастика для звука т
Постановка звука Т
- Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
- Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
- Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
- Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
- Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.
Постановка звука Ть
- Проговорить с ребенком Та-Та.
- Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
- Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
- Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.
Формирование правильного произношения звуков
Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.
- Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
- Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
- Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
- Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
- Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.
https://youtube.com/watch?v=TV5XKa3i5ps
Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.