Как научить ребенка читать

Метод целых слов

Метод, в корне противоположный звуковому, известен в России как метод Глена Домана. Доман создал систему физической реабилитации, а также общего развития интеллекта, обучения счету и чтению для детей с отклонениями, которую потом стали применять и к обычным детям.

Малышу предлагается запомнить сразу целые слова, которые пишут на отдельной карточке крупными красными буквами. По мнению Домана, увидев слово несколько раз и услышав, как оно произносится, ребенок его запоминает, а узнав достаточное количество новых слов, начинает читать. Родители делают карточки и показывают их ребенку несколько раз в день, причем начинать такие занятия можно уже с первого года жизни. Но малыши мало интересуется однообразными карточками, а родители устают постоянно делать все новые. Или ребенок не воспринимает слова, если они написаны не на карточке, а просто на листе бумаги карандашом или напечатаны в книге.

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

С чего начинать учить ребенка читать

Всегда начинайте с самого простого: постепенно учите буквы и звуки в обычной жизни, не учебной. Вышли на прогулку : нарисуйте буквы и слоги палочкой на песке, сложите их из камушков, слепите в песочнице, найдите буквы на одежде, на вывесках, на упаковках продуктов и игрушек и т.д. Объясните, что буквы и звуки окружают нас везде

Расскажите разницу между буквой и звуком: буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.
При обучении чтению очень важно чувство ритма. Чувство ритма хорошо развивают танцы, песни, подвижные игры (игры со скакалкой, мячом и прочее)

Поэтому смело включайте веселую музыку и танцуйте. Это не только отточит ритм малыша, но и поднимает настроение.
Далее можно начать более организованное обучение, необходимо постепенно приучать к усидчивости и умению убирать за собой. Организуйте для ребенка удобный стол и стул, полку для его принадлежностей( книга, тетрадь, ручка, карандаш). Вначале для занятий хватит и 10 -15 минут.
Показывайте ребенку хороший пример, ведь именно от вас он впитывает любовь или не любовь к чтению. Читайте больше сами, ребенок это обязательно заметит. Кроме этого обсуждайте с малышом прочитанное, задавайте ему вопросы по прочитанному. Маленьким детям можно задавать вопросы по картинкам (Кто нарисован? Что он делает?), детям постарше — по сюжету. Стимулируйте к раздумьям (Почему он так поступил? А как вы ты сделал на его месте?).
Обучать чтению лучше с простых слогов и слов и учитывать правильно ли ребенок произносит звуки в слогах (н-р, если малыш не говорит звук «С» или «Л» то не стоит обучать чтению с данными звуками, иначе неправильно произношение только укрепится). Поэтому лучше начинать с таких слов, как: ма — ма, па — па и т.д.
Применяйте игровые приемы при обучении чтению: можно нарисовать красным цветом гласные буквы на карточках и разместить их по всей комнате, менять их местами. Также потом поступить с согласными, но раскрасить их синим цветом. Это важно! Ребенку необходимо различать гласные и согласные звуки, это облегчит процесс чтения.
Купите букварь, который окажется вам ближе. Пользуется хорошим спросом букварь Н.С. Жуковой.
При помощи букваря ребенок научится сначала читать слоги , а далее слова. Он очень прост в понимании, с четкими инструкциями и подсказками.
Занятия проводите систематически и регулярно. Лучше каждый день 5-10 минут, чем один раз в неделю 20 минут. Это можно делать нак за столом, так и по дороге домой, на прогулке, в машине, в поезде, в кафе (читать вывески, называть буквы, находить предметы похожи на буквы и т.д.)
Самое главное правило — занимайтесь только в хорошем настроении! Никаких слез и истерик. Это не принесет пользы. Лучше отложите занятие или договоритесь с ребенком. Сейчас ты смотришь мультфильм, а потом мы почитаем.

В каком возрасте учить читать по слогам?

Чтение по слогам – достаточно сложная деятельность, которая требует сформированности определенных структур мозга. Поэтому раньше 4 лет это редко имеет смысл. Если ребенок раньше начинает интересоваться письменным текстом, буквами – лучше сосредоточиться именно на играх и показывать слова целиком. А вот уже в 5-6 лет большинство детей вполне готовы учиться читать.

Однако, если 5-летний малыш пытается уклониться от таких занятий, всячески демонстрируя скуку, желание заняться чем-то другим – отстаньте от него на пару месяцев, а потом попробуйте по-другому, больше играть, чем заниматься.

Иногда бывает и так, что даже в 6 лет ребенку чтение дается с трудом. Тут уж выбор за родителями. Можно героически преодолевать трудности, искать педагогов и репетиторов. А можно еще подождать, возможно, через полгода-год ситуация изменится в лучшую сторону. Кроме того, этот год, конечно, надо не просто ждать, а заниматься, только не чтением, а… мелкой моторикой – строить из Лего, складывать фигурки из бумаги, лепить из пластилина и глины. Все эти занятия помогут сформироваться нужным структурам мозга. Тогда и чтение пойдет значительно легче.

3 правила, как научить ребенка читать

Обучайте в виде игры и веселых рассказов

В дошкольном возрасте игра у малыша — это его жизнь, поэтому когда вы ему читаете не обязательно читать текст в точности. Можно и даже нужно отходить от текста, чтобы говорить о картинках: кошка, мальчик, девочка, собачка.

Постарайтесь  связывать картинки с чем-то в реальной жизни. Используйте забавный тон голоса, когда читаете своему малышу. Вы можете даже напевать некоторые из рассказов. Тогда процесс обучения для малыша становится веселым, интересным.

Не перебарщивайте со временем

Чтобы обучение малыша чтению было эффективным урок должен длиться приблизительно 3-5 минут

Так, удерживая детское внимание в течение короткого времени, вы помогаете ему развивать любопытство, благодаря которому чадо захочет узнать больше. Для этого материалы должны быть простыми, интересными

Называйте звуки, а не буквы

У ребенка еще не сформировано абстрактное мышление, поэтому нужно говорить буква «С», а никак не «ЭС», буква «Л», а не «ЭЛ». Конечно, для взрослого это неудобно, однако для малыша — это единственный исключительно верный вариант наименования букв.

Чтобы научиться читать, детям необязательно нужно знать, а также помнить все буквы. Они удерживаются в памяти в ходе обучения. Теперь рассмотрим несложный метод быстрого обучения, состоящий из нескольких ступеней, который великолепно применим в домашних условиях.

Учимся читать по слогам

Слоговой период обучения является важнейшим этапом формирования навыков. От того, насколько успешно он пройдет и закрепится, во многом будет зависеть грамотность ученика, а именно умение переносить слово на следующую строку и отсутствие самой частой ошибки школьников – пропуска буквы из-за невнимательности. Именно поэтому подходить к слоговому чтению нужно обстоятельно.

Сегодня у родителей есть масса помощников, но самыми полезными остаются букварь и кубики, в которых буквы уже объединены в слоги. Сначала лучше изучать открытые слоги: ма-ма, ру-ка, но-га, до-ма. Позже можно перейти к закрытым слогам, но начинать стоит с простых слов: дом, сон, лук, кот. Не нужно заставлять малыша читать стразу слова с большим количеством букв, пусть он сначала освоит и закрепит свои навыки на простейших примерах.

Когда слоговое чтение будет освоено, можно приступать к воспроизведению слов целиком. Этот этап чаще всего вызывает трудности у родителей. От детей, которые привыкли разбивать слово на слоги, требуется читать его целиком, без запинок и пауз. Научиться этому помогает только практика. Предлагайте знакомиться с небольшим текстом несколько раз подряд, и тогда дети начнут более бегло читать уже знакомые им слова, и постепенно их навыки улучшатся.

Нужно обязательно уделять внимание тому, как хорошо сыну или дочке удается запоминать и понимать прочитанное. Объясните им, что целью знакомства с любым текстовым материалом, является усвоение новых знаний, а не просто бездумное воспроизведение прочитанного

Только тогда, когда ребенок быстро читает и хорошо понимает текст, можно говорить о достаточном уровне развития его навыков

Важно проследить за этим, если родители предпочитают заниматься со своим чадом дома

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие — наработка, второе — закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю — 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе — пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Что, если есть желание ребенка, но терпения родителя не хватает?

Чаще всего терпение у нас кончается, когда мы слишком гонимся за результатом или устанавливаем ребенку очень высокую планку. Хотим, чтобы, выучив буквы, он через неделю уже мог читать Толстого.

Мой совет — не торопить детей, дать им обучаться в своем темпе. И обязательно праздновать даже самые маленькие успехи.

Допустим, ваш ребенок выучил первые четыре буквы. Устройте из них игру «Мемори»: вырежьте по две карточки с каждой буквы, разложите рубашками вверх и соревнуйтесь, кто быстрее найдет пару. А потом отпразднуйте это, приготовьте пирог, напишите на нем глазурью эти буквы — и будет всем счастье.

Сущность скорочтения

В процессе чтения участвуют такие психические явления, как память, внимание, восприятие, воображение, зрительный и слуховой катализаторы, а также, если говорить о чтении вслух, артикуляционный аппарат

Критерии быстрого чтения

Для начала поговорим о быстром правильном чтении, которым, в идеале, должен владеть ученик 2 класса. Критериями такого чтения для детей 7 – 9 лет считается:

  • скорость чтения от 50 слов в минуту;
  • правильность прочтения слов, без их замены, с четким произношением окончаний и верными ударениями;
  • соблюдение логических ударений, интонаций, то есть выразительность чтения.

Вышеперечисленные критерии соответствуют среднестатистической скорости. Если же говорить о скорочтении, то для ребенка 7 – 9 лет это должно быть беглое чтение 110 – 130 слов в минуту. Чтобы достигнуть таких результатов, необходимо регулярно заниматься определенными упражнениями.

Суть упражнений, повышающих скорость чтения

Упражнения, которые помогут научить ребенка хорошо и быстро читать, можно делать дома, для этого не нужно никаких особых условий. Только литература, соответствующая возрасту обучаемого, и желание родителей помочь своему чаду в этом непростом, на первый взгляд, начинании.

Занятия такого рода в первую очередь направлены на развитие психических функций, участвующих в процессе чтения

Поэтому они помогут не только в обучении скорочтению, а также поспособствуют развитию других интеллектуальных способностей ребенка: натренируют память, разовьют логическое мышление, научат ребенка концентрировать внимание, улучшат способность усвоения информации и многое другое

Чтобы процесс обучения был еще и веселым, родители применяют технику чтения хором

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись

Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Комплекс игр и упражнений

Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.

Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?

  1. Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
  2. «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
  3. «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
  4. «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
  5. «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
  6. «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
  7. «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
  8. «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
  9. Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.

Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.

Дети, поступающие в первый класс, должны обладать определённым запасом знаний. Необходимо знать буквы и уметь делить слова на слоги. Подготовка к школе начинается в старшей группе детского сада. Однако не всем детям достаточно этих занятий. Малыши часто пропускают сад из-за болезней и карантинов. Поэтому родителям пригодятся базовые знания о методике обучения чтению по слогам, чтобы по необходимости помочь ребёнку обучаться.

Три самых популярных методики обучению чтению

Кубики Зайцева, метод Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, кубики Чаплыгина — это далеко не полный перечень обучающих чтению методик. Все они имеют, как положительные отзывы, так и отрицательные черты. Сложность в том, что все они требуют времени и ресурсов или поиск грамотного специалиста.

Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Кубики Зайцева

Набор состоит из 52 кубиков со складами, из которых можно составить любые слова. Они также наполнены разным наполнителем, в зависимости от того, звонкий, глухой, мягкий или твердый склад. В комплекте идут и обучающие таблицы. Начинать использовать кубики можно чуть ли не с рождения. Сначала малыш будет использовать их, как погремушки, потом складывать свои первые слова.

Плюсы: ребенок быстро учится беглому чтению в игровой форме, грамотному письму, обучать можно в любом возрасте и в 2, и в 6 лет.

Минусы: пособия довольно дорого стоят, а вот трудности у ребенка будут уже в первом классе, когда надо будет учить сначала буквы, потом слог, потом слово и делать фонематический разбор слова. Логопеды же сетуют на то, что дети проглатывают окончание слов.

Методика Глена Домана

Обучение по методике Домана можно начинать с 6 месяцев. Для этого надо будет показывать малышу карточки со словами и произносить то, что на них написано. Постепенно карточки надо будет добавлять, а после изучения слов переходить к словосочетаниям и целым предложениям.

Плюсы: ребенок обучается чтению в процессе игры, развивает свою память.

Минусы: придется изготовить огромное количество карточек и следить за последовательностью занятий. Дети не всегда понимают связь между теми словами, что они заучили и теми, что они слышат в устной речи.

Методика Марии Монтессори

Самое главное правило для Монтессори подхода — ребенок должен быть готов и проявлять интерес к чтению и письму. Тогда ему предлагаются дидактический материал: шершавые буквы, вкладыши, поднос с манкой для рисования букв и т.д. Причем сначала дети овладевают письмом, а потом уже чтением.

Плюсы: метод Монтессори — эффективный и самодостаточный, дети быстро и с удовольствием начинают читать.

Минусы: сложно повторить в домашних условиях, так как требует специальных пособий и грамотного Монтессори-педагога.

Регрессии

Регрессии — это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток один из самых распространенных.

Если убрать регрессии, то скорость чтения автоматически возрастает.

Как избавиться от регрессий во время чтения?

Регрессии, прыжки назад, и длительность фиксации можно минимизировать, если использовать что-то, чтобы следить за текстом и задавать себе скорость чтения. Рука, карандаш, небольшая указка могут послужить вспомогательным средством, которое помогает следить за текстом и управляет эффективностью и точностью фиксации. Это позволяет не отвлекаться и лучше удерживать фокус.

Как тренироваться?

Пусть ребенок, во время чтения текста, пальцем или карандашом ведет под строкой, которую читает, стараясь при этом концентрироваться именно на том месте, где в данный момент находится указатель.

При этом обязательный контроль: нельзя останавливаться и возвращаться к прочитанным словам и предложениям. Читая таким способом, не нужно переживать насчет того, удается ли ребенку понять прочитанное. Эта техника рассчитана именно на скорость, а не на понимание.

С детьми, которые любят рисовать, вместо пальчика можно использовать кисточку. Развивая свое воображение, ребенок может мысленно раскрашивать «длинные» или малопонятные слова. Кисточка поможет и в том случае, если ребенок часто ошибается при прочитывании концовок слов. Можно кисточкой закрывать на 1 секунду в каждом слове текста последние 1–2 буквы.

Секрет данного упражнения прост: чем больше движется рука, тем меньше — глаза.

Как вообще лучше учить ребенка чтению?

Я делю этот процесс на три этапа: обучение буквам, обучение слогам и собственно чтение слов. По этому принципу, кстати, построены мои пособия «Учусь читать с динозаврами» и «Учусь читать с кошками». Я и придумала их, глядя на младшего сына.

На первом этапе мы изучаем буквы. О том, как делать это в игровой форме, я уже рассказала. Но вот еще несколько примеров из пособий.

Здесь мы предлагаем ребенку пририсовать буквам хвосты и мордочки, чтобы они превратились в динозавров. Вроде бы ничего особенного, просто веселая игра, но малыш постепенно запоминает образ буквы.
Или просим ребенка дописать буквы А или О в зависимости от того, что хочет сказать главный герой — енот Платошка.

После того, как буквы освоены, мы потихоньку учимся соединять их в слоги. Тоже в игровой форме. Например, в этом задании малышу предлагается обвести все слоги МА, чтобы майазавр мог найти свою маму

Важно, что в этот момент у ребенка есть цель — не просто повторять скучные слоги, а кого-то спасать, это сразу повышает мотивацию

Еще один пример задания на слоги — нужно помочь велоцираптору перейти поле с горящей лавой, и для этого обвести все кочки, где встречается слог ВЕ.

Наконец, на финальном этапе ребенок учится читать слова. Вот пример задания: нужно отгадать, что любят делать вымышленные динозавры, придуманные енотом Платошкой, а для этого сначала прочитать их названия. На первый взгляд может показаться, что задания слишком сложные для первого чтения, но у всех у них общее окончание ЗАВР — ребенок быстро считывает его, и процесс чтения уже не кажется таким сложным.

Методики обучения

Существует несколько методик по обучению детей слоговому чтению. Разберем самые популярные.

Монтессори

Вспомним небезызвестную для родителей Марию Монтессори.

Ее методика обучения строится на воздействии на три органа чувств – осязание, зрение и слух. Родителю предлагается вырезать карточки по количеству букв в алфавите.

Подберите разноцветный картон, допускается использование неоднородных поверхностей (шершавых, ребристых, с блестками и т. п.).

Родитель называет букву и показывает карточку с ней. Озвучивает ее, предлагает малышу провести по ней пальцем, повторяя очертание написанной буквы. Одновременно с этим нужно озвучить букву и предложить ребенку повторить.

Затем можно назвать несколько слов, которые начинаются на нее.

Подробнее ознакомиться с методикой можно, прочитав книгу М. Монтессори «Мой метод. Начальное обучение».

Доман

Методика Домана рассчитана на ранний старт обучения и предполагает начало занятий до достижения возраста 1 год.

В это время вы можете показывать малышу карточки с изображением фруктов, овощей, животных, предметов быта, и рассказывать, что это и для чего нужно.

В дальнейшем можно переходить к более сложным карточкам, на которых написаны различные слова. Например, показывая ребенку карточку со словом «мама», вы должны прокомментировать: «Это слово значит мама», продемонстрировать карточку в течение пары секунд и убрать ее.

Далее покажите еще 3-4 карточки из этой серии (папа, бабушка, дедушка, сестра). Подход завершается словами: «Ты молодец!».

Затем постепенно увеличивайте количество подходов, расширяйте сферы, проговаривая слова из других областей.

Этапы обучения делятся на освоение отдельных слов, словосочетаний, чтение простых и распространенных предложений и уже в конце – чтение книг.

Считается, что в первые три дня обучения малыш усвоит 15 слов, которые затем нужно постепенно заменять на новые, а далее составлять из них словосочетания. Например, мама Аня, еловая шишка, желтый банан и т. д.

К моменту начала изучения простых предложений у ребенка будет запас из примерно 50-60 слов. Этого количества достаточно, чтобы составить разнообразные предложения.

Например, если сначала было предложение «Собака спит», то теперь можно составить более сложную версию «Собака крепко спит».

При выборе книги для чтения отталкивайтесь от следующих правил: на странице должно быть не больше 1 предложения, текст должен быть написан крупными буквами высотой около 1 см, слова должны быть знакомыми, а иллюстрации располагаться после текста или на отдельной странице.

Вы можете самостоятельно придумать небольшую книжку и оформить ее вместе с малышом.

Поляков

Методика Полякова состоит из 70 уроков, материал в которых изложен от простого к сложному.

Первые уроки (первые 2 ступени обучения) посвящены буквами и складам – буквосочетание из двух символов или одной гласной или согласной.

Третья ступень обучения предлагает освоить навык чтения по складам. Четвертая ступень – переходный период от складов к слогам.

Пятая ступень – чтение предложений, шестая – чтение и пересказ созданных автором книжек, а заключительная седьмая ступень содержит в себе более 10 книг для прочтения.

Фрагмент изучения чтения по методике Полякова можно посмотреть в видео:

Чаплыгин

Как и многие другие методики, система обучения Чаплыгина предполагает использование кубиков. В ней не изучают отдельно такие понятия, как гласные и согласные буквы и алфавит.

Ребенок за несколько дней учится читать, используя набор из 30 кубиков – 10 одинарных и 10 двойных.

Система разделена на 11 блоков, в каждом из которых предусмотрено несколько занятий.

Например, первое занятие первого блока предполагает знакомство с кубиками. Потребуются кубики с нумерацией 1 и 2.

Взрослый завлекает малыша, предлагая ему поиграть. Показывает элемент с цифрой 1 и говорит, что когда буквы стоят вот так, то это обозначает слог «ма».

Затем берутся элементы с цифрами 2, 3, 4 и 7 и ребенку предлагается отыскать такие же буквы и на них.

Составив два слога вместе, получается слово «мама». Поздравляем, ваш малыш прочел первое слово!

На маркетплейсах вы можете найти различные игры, созданные по данной методике, которые упростят процесс обучения и сделают его интересным и веселым для детей и родителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий