Отцы и дети
Если ребенок до этого момента уже имел опыт отвержения, критики и обесценивания своих чувств и решений, то вероятность того, что он снова обратится к «родокам» крайне мала.
По словам когнитивно-поведенческого терапевта, решение не обращаться к родителям часто происходит на подсознательном уровне: если из этого все равно ничего не выйдет, то зачем с ними делиться? Только проблем и неприятностей себе наживать, которых и так хватает.
Пропасть между родителями и детьми становится еще больше из-за современных гаджетов, которые сегодня заменили детям общение. Взрослые быстро теряют свой авторитет, а на арену выходят ровесники, которые испытывают схожие проблемы и могут разделить твои переживания.
Контакт установлен
Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.
Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.
К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.
Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.
Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:
Смотрит в глаза взрослому (примерно к концу третьей недели жизни), выражая интерес и давая понять, что настроен на коммуникацию;
Отвечает улыбкой на действия взрослого (в конце первого месяца жизни), демонстрируя удовольствие от общения;
Оживляется, чтобы привлечь внимание взрослого (на третьем месяце жизни);
Гулит, вокализирует в паузах между обращенными к нему репликами взрослого.
Идите в ногу со временем
Иногда приходится высказываться на темы, в которых дети разбираются лучше нас. Легко ли говорить с ребенком о баттлах рэперов, если большинству взрослых придется сначала погуглить, что это вообще за формат. А многие подростки без труда могут назвать десяток прошедших баттлов, помнят высказывания участников.
Стоит признать, что к разговору на незнакомые темы надо готовиться. И делать это нужно не менее тщательно, чем при составлении плана урока. Мы можем повысить шансы на взаимопонимание, если начнем с вопроса: «Объяснишь мне, что такое баттлы?» Наша искренняя любознательность позволит подростку высказаться свободно, почувствовать себя знающим и примерить на себя роль эксперта, информация которого интересна и значима.
За стеклом
Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.
Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.
Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.
Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?
- Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
- Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
- Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
- У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
- У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.
Стратегия и тактика ваших действий
Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»
Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка)
Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Как наладить отношения с ребенком
Новые дети чрезвычайно прямолинейны, искренни и имеют собственное мнение на любой счёт. Часто это мнение отличается от общепринятого просто по причине того, что двуличие и сокрытие истинных чувств только для того, чтобы всё было «прилично», для таких детей – табу. Они часто неудобны тем, что делают как чувствуют и говорят, как есть. Абсолютно не терпят вранья в их адрес, они чувствуют диссонанс между реальным положением вещей и тем, что им пытаются показать, и для них этот раздрай невыносим физически.
Если родитель в обращении с ним делает вид, что всё хорошо, а на деле скрывает своё истинное состояние, если в общении родителей не всё гладко, а перед ребёнком разыгрывается лоснящийся спектакль, где все всех наигранно любят и улыбаются – готовьтесь к эмоциональному взрыву ребёнка.
Он не осознаёт почему, но он чувствует себя очень плохо при этом. Возрастает возбудимость, мучительное ощущение дискомфорта заставляет вести себя непотребным образом, отсутствие спокойствия подталкивает к тому, чтоб любыми способами лишить наигранного спокойствия и родителя. Зачем? С одной единственной целью. Чтобы вы не заболели серьёзными болезнями, такими, как рак, фатальные нарушения работы сердечно-сосудистой системы и другими, которые перечислять и читать здесь никому большой радости нет.
Аргументируйте
В нашей занятой родительской жизни мы может даже не замечать собственные крики или ворчание на детей «это сделай» или «это нельзя делать», как: “Убери свою обувь сейчас же!”, “Выключи компьютер!”, “Перестань!” и т.д.
И последствия такого невнимания будут разочаровывать, потому что дети начинают игнорировать наши слова, сопротивляться делать то, что мы просим. Мы сталкиваемся с началом борьбы за власть, с манипуляциями.
Но мы сможем уйти от этих проблем, если поможем детям понять, почему мы их просим это делать, то есть необходимо объяснять, аргументировать свои слова.
/Примечание: “Потому что я так сказала”, – это не аргумент, и, в большой вероятности, приведет к более сложной борьбе за власть, или, наоборот, отстранению ребенка от вас, формированию секретов./
Например: «Пожалуйста, обувайся. Мы должны выйти в течение одной минуты, иначе мы опоздаем подобрать твоих друзей, и это будет совсем невежливо по отношению к ним».
Эта стратегия не гарантирует немедленного выполнения ваших обращений, но она будет показывать детям, что ваши запросы являются мотивированными. А также будет формировать модель важности использования веских причин для мотивации поведения
Не будьте навязчивым
Чтобы контакт с глазами был эффективным, он должен быть и желанным, и уместным. Все дело в том, что нежелательный контакт выливается в пристальный взгляд, а это всегда ставит человека, на которого так смотрят, в неловкое положение.
Следствием зрительного контакта является физиологическое возбуждение. При этом усиливается префронтальная активность мозга, активизируется работа симпатической нервной системы, ускоряется сердечный ритм, учащается дыхание и усиливается потоотделение. Причем, такие симптомы проявляются не только, когда человек кому-то смотрит в глаза, но и когда он чувствует на себе чей-то взгляд.
Россияне назвали профессии, где можно подработать
Вперед в будущее. Илон Маск открыл скоростной туннель в США
Хромченко назвала платья, которые будут уместны в любой ситуации
С одной стороны, такое возбуждение может быть положительным, например, в случае двух влюбленных, что только усилит их интимную связь. Но с другой, когда человек неожиданно ощущает на себе пристальный взгляд постороннего, в нем возникает ощущение, что он хищник, которого преследует охотник, и организм начинает сигнализировать, что для него имеется угроза.
Из этого можно сделать вывод, что в основе хорошего зрительного контакта должна лежать только взаимность. И если на 2-3 попытки такого контакта со стороны одного человека, другой ему не отвечает, то следует прекратить это делать.
Фукусима: Японии придется сбрасывать радиоактивную воду в Тихий океан
Российский модный бренд создает вещи из вторсырья с помощью 3D-принтера
Что делать с путёвками? Куда россиянам предлагают улететь вместо Турции
Как правильно общаться с ребенком
Часто естественному процессу коммуникации с собственным ребенком мешают какие-то факторы, по причине которых общение становится настоящим испытанием. Что делать? Как себя вести в таких случаях?
Несколько советов от специалиста помогут правильно сориентироваться в такой ситуации:
Увеличьте время общения с малышом
Ведь с процессом взросления ваше чадо начинает понимать, что у мамы, кроме него, есть еще и работа, она должна уделять внимание другим детям, папе. Возникает ревность. Чтобы ее нейтрализовать, маме необходимо побольше говорить со своим малышом;
После школы и детского сада активно интересуйтесь, как прошел день, какие были впечатления у малыша, как прошли занятия, что интересного он сегодня узнал;
При общении используйте правило «на равных»
Уважайте личность и достоинство ребенка. Ведите спокойный диалог, поощряя малыша рассказывать о том, что его интересует;
Строго придерживайтесь «присутствия взрослого человека» в своем лице. Иногда родители приходят в замешательство и растерянность. Такое поведение может вызвать у малыша неуверенность в вашем авторитете. И в ситуации стресса он перестанет вам доверять;
Не словом, а собственным поведением. Будьте примером для своего чада. Ваши мысли, чувства, движения, поведение навсегда остаются в памяти малыша. И в схожей ситуации ребенок будет копировать ваш тип поведения;
Общайтесь с ребенком с определенной целью. Бесцельная беседа не даст каких-либо результатов;
Общение с ребенком предполагает диалог. Разговаривая с малышом, дожидайтесь ответа.
Чтобы ее нейтрализовать, маме необходимо побольше говорить со своим малышом;
После школы и детского сада активно интересуйтесь, как прошел день, какие были впечатления у малыша, как прошли занятия, что интересного он сегодня узнал;
При общении используйте правило «на равных». Уважайте личность и достоинство ребенка. Ведите спокойный диалог, поощряя малыша рассказывать о том, что его интересует;
Строго придерживайтесь «присутствия взрослого человека» в своем лице. Иногда родители приходят в замешательство и растерянность. Такое поведение может вызвать у малыша неуверенность в вашем авторитете. И в ситуации стресса он перестанет вам доверять;
Не словом, а собственным поведением. Будьте примером для своего чада. Ваши мысли, чувства, движения, поведение навсегда остаются в памяти малыша. И в схожей ситуации ребенок будет копировать ваш тип поведения;
Общайтесь с ребенком с определенной целью. Бесцельная беседа не даст каких-либо результатов;
Общение с ребенком предполагает диалог. Разговаривая с малышом, дожидайтесь ответа.
Как найти общий язык с ребенком
Общение с детьми — процесс очень интересный и веселый, если вы пытаетесь его понять. Для такой коммуникации нужно отказаться от штампов, которые в вашем арсенале накопились с раннего детства, проявлять палитру эмоций.
И ребенку позволяйте проявлять эмоции: положительные и отрицательные. Не следует говорить плачущему мальчику, что он плакса или что плачут только девчонки. Правильнее будет научить преодолевать эмоции, поняв, что вызвало ту или иную реакцию малыша.
В отношении к ребенку необходимо огромное внимание. Чем капризнее и непослушнее малыш, тем больше внимания и ласки ему необходимо. Надо отложить все дела, подойти к такому ребенку, приласкать, внимательно выслушать, придумать какую-нибудь увлекательную игру
Надо отложить все дела, подойти к такому ребенку, приласкать, внимательно выслушать, придумать какую-нибудь увлекательную игру.
Не следует ставить ребенка в сравнение с другими детьми. Это ранит малыша. Он не пытается стать лучше, а воспринимает эту информацию как сигнал о том, что родители его не любят.
Нельзя ругать детей, лучше поощрять их выполнять самостоятельные действия: поливать цветы, помогать в быту. Позвольте им ошибаться, получать маленькие жизненные уроки.
Не отвлекайте ребенка от важного занятия
Это очень простое правило, но многие родители не в состоянии ему следовать, потому что большая часть занятий ребенка совершенно не кажется взрослым значимой
Подумаешь, конструктор, это ведь просто игра, что может быть важнее, чем то, что маме нужно срочно что-то сказать? Разговор с другом? О чем таком уж важном могут разговаривать дети в таком возрасте? Куда важнее общение с бабушкой! Подобный тип мышления — это источник многих проблем. Помните, что очень важно не принижать значимость действий ребенка. Постарайтесь учитывать собственные приоритеты, не мешая ребенку делать то, что для него важно, уважайте его личное пространство
Представьте, каково было бы взрослому в той же ситуации, которую вы создаете. Лучшее решение – спрашивать малыша, может ли он отложить то, чем занят, на какое-то время
Постарайтесь учитывать собственные приоритеты, не мешая ребенку делать то, что для него важно, уважайте его личное пространство. Представьте, каково было бы взрослому в той же ситуации, которую вы создаете
Лучшее решение – спрашивать малыша, может ли он отложить то, чем занят, на какое-то время.
Мужчина съел на конкурсе 75 хот-догов и рассказал, что ему помогает не толстеть
От рабочих лошадок к роскошным лайнерам: эволюция пикапов Ford и других брендов
«Ура, скидка!»: какие убеждения, которым мы следуем, приводят к нищете
Есть ли контакт?
- Малыш с низким уровнем такой ориентации практически не вступает в игровое взаимодействие, не подает реплик. Тем не менее постарайтесь вызвать у него если не голосовую реакцию, то хоть какие-то действия. Дня этого надо все время словесно побуждать ребенка их совершить.
- При среднем уровне ориентации на партнера ребенок вступает в игру после длительной паузы. Кроха медленно подхватывает диалог, он чуть скован, не проявляет инициативы. Помогите малышу наводящими вопросами и словами.
- При высоком уровне партнерской ориентации ребенок моментально вступает в диалог. Его ответы эмоциональны. Малыш может придумать новый поворот событий, взять на себя роль режиссера, он будет придумывать реплики, подсказывать взрослому, что лучше ответить.
Устраивая такие игры, вы увидите, что малыш все теснее взаимодействует с вами, улучшается его речь, совершенствуется его способность вести диалог. Ребенок поднимается на более высокую ступень эмоционального и речевого развития.
Будьте гибче
Когда взрослый играет с ребенком, он нередко старается придерживаться конкретных правил игры, которые были сформулированы давным-давно. Предполагается, что стоит заставлять ребенка следовать четким правилам, потому что это важный воспитательный момент: в конце концов, во взрослой жизни тоже очень много ситуаций, в которых нужно придерживаться правил, даже если делать этого не хочется. Тем не менее это ошибочное поведение
Не забывайте о важности воображения и проявления собственной инициативы. Взрослому человеку такие навыки тоже нужны, причем куда больше, чем постоянная скованность и жизнь только по правилам. Пусть ребенок придумывает собственные условия игры и называет ее по-своему
Внезапно процесс станет куда более захватывающим и интересным. А если нет, это все равно окажется прекрасным примером – ребенку следует знать, что что-то новое не всегда лучше, чем старое, но это не означает, что пробовать совершенно не стоит
Пусть ребенок придумывает собственные условия игры и называет ее по-своему. Внезапно процесс станет куда более захватывающим и интересным. А если нет, это все равно окажется прекрасным примером – ребенку следует знать, что что-то новое не всегда лучше, чем старое, но это не означает, что пробовать совершенно не стоит.
Налаживаем контакт сразу после родов
Что можно сделать, чтобы первое знакомство родителей и малыша прошло успешно и контакт был установлен?
- Ответственно отнеситесь к выбору роддома: узнайте, практикуется ли в этом учреждении пребывание мамы и ребенка в одной палате, возможны ли совместные роды с мужем, если вы в этом заинтересованы, насколько уважительно персонал относится к желанию мамы проводить максимальное количество времени вместе с малышом.
- Поскольку в нашей стране это пока не принято, стоит заранее договориться с врачом-акушером о том, чтобы малыш как можно скорее после родов был выложен вам на живот. Все традиционные процедуры по уходу за только что родившимся ребенком могут быть отложены на некоторое время (кроме мер экстренной помощи): это можно сделать после того, как кроха приложился к груди.
- После рождения, когда малыш выложен вам на живот, постарайтесь установить контакт глаз: загляните ему в глаза и дайте ребенку разглядеть вас. Прикоснитесь к малышу, погладьте его.
- Дайте ребенку отдохнуть и начать самостоятельную поисковую активность. Когда он нашел вашу грудь, помогите ему правильно взять сосок. Несколько капель молозива обеспечат иммунную защиту, а контакт «кожа к коже» позволит малышу безопасно заселить свой организм вашими бактериями.
- Постарайтесь находиться в одной палате с малышом до самой выписки. Только мама под воздействием гормонов может вовремя реагировать на сигналы со стороны малыша. Помимо этого, отделение новорожденного от матери сразу после родов вызывает у него сильный стресс, и это может сказаться на общей стабильности его здоровья: такие дети хуже сосут, у них наблюдаются более значительные потери в весе в первое время после рождения.
- Попросите медицинский персонал обучить вас уходу за новорожденным. Поначалу делать это не так сложно: он только ест, спит и пачкает подгузники. С первых дней возьмите ответственность по уходу за малышом на себя: без постоянной опоры на медицинский персонал вы быстрее овладеете всеми необходимыми навыками и обеспечите себе легкое вхождение в совместную с малышом жизнь дома.
Как расположить людей к себе
Чтобы постоянно устанавливать и поддерживать необходимые контакты, нужно стараться расположить людей к себе. Опытные специалисты советуют воспользоваться следующими рекомендациями:
- вступить в новый клуб или присоединиться к делу единомышленников;
- стараться знакомиться с новыми людьми;
- не бояться шутить над собой, но делать это очень аккуратно;
- искренне стараться найти новые контакты, не уединяться и не находить себе отговорок;
- больше помогать знакомым и незнакомым людям;
- налаживать отношения на регулярной основе;
- стараться не озвучивать возникшие отношения, люди могут испугаться того, что от них чего-то ждут;
- проявить дружелюбие;
- быть вежливым;
- быть приятным в общении.
Чтобы наладить контакт с окружающими, необходимо единственное условие: иметь желание. Тип темперамента, обстоятельства и привычки не будут иметь никакого значения, если человек откроется внешнему миру и искренне захочет найти себе настоящих друзей и единомышленников.
Общение с малышом сразу после рождения
В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций
В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.
Реакцией мам на такое поведение было резкое возрастание уровня окситоцина (гормона привязанности и удовольствия). Исследователи сделали вывод, что новорожденные используют доступные им двигательные навыки для стимуляции выработки окситоцина у матери и, как следствие, для налаживания первого контакта. Поскольку окситоцин отвечает за эмоциональное состояние, после родов он позволяет женщине расслабиться и отдать молоко, которое начинает вырабатываться под воздействием другого гормона — пролактина, выделяющегося, когда малыш сосет грудь. Окситоцин также вызывает сокращения матки и уменьшает послеродовое кровотечение, что ускоряет наступление восстановительного послеродового периода.
Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.
Особенности подросткового возраста у девочек
Подросток начинает готовиться ко взрослой жизни. У него происходят изменения в эмоциональной сфере, появляется необходимость выбора жизненного пути, но еще большее значение имеет социальная группа.
Родители уже перестают быть авторитетом, мнение друзей имеет больший вес, с этим и связано часто вовлечение детей в противоправные действия. Мудрый и терпеливый родитель может научиться устанавливать контакт с дочерью и помочь ей безболезненно пройти сложный период.
Еще недавно маленькая девочка забиралась к маме на колени, спрашивала совета, делилась переживаниями, но вдруг наступил момент, когда всё это закончилось. Дочь по физиологическим показателям еще маленькая, но уже хочет ощущать себя взрослой, делать и говорить, как взрослая. Родители при этом продолжают относиться к ней, как к ребенку, часто не учитывая появление новых потребностей и социальных ролей.
Любая просьба со стороны матери или отца встречается сопротивлением, подросток может замыкаться в себе, отказываться делать уроки, работу по дому, грубить. Родители не понимают в чем проблема, ведь, с их точки зрения, они желают своей дочери только добра.
Изменение гормонального фона, проблемы с самоидентификацией, отношения со сверстниками часто переживаются подростками довольно сложно, и задача родителей не давить и заставлять, а помочь и принять изменения.
Бурные выяснения отношений, попытки давать и заставить выполнить то, что требуется родителям, могут иметь следующие последствия:
ребенок замкнется в себе;
девочка будет расти безынициативной, сдавшись давлению родителей и выполняя все их требования;
подросток может начать сопротивляться, грубить, идти на скандалы, заказывать истерику;
в тяжелых случаях ребенок может уйти из дома, не выдержав давления.
Во всех этих случаях требуется немедленная корректировка внутрисемейных отношений. Это вовсе не означает, что родители должны дать девочке полную свободу и потакать ее прихотям. Воспитание и налаживание отношений должно идти аккуратно и продуманно, а в некоторых случаях может потребоваться и помощь психолога.
Трудности, с которыми сталкиваются приемные родители
Всем родителям знакомы такие проявления детского поведения, как капризы, конфликты, а в подростковом возрасте и открытый бунт. И это с теми детьми, которых растили с момента появления на свет, ждали и любили еще до их рождения. А если ребенок приемный?
Почему-то многим кажется, что забрав ребенка из государственного учреждения и окружив его семейной заботой и теплом, они непременно и моментально получат ответную любовь и нежность. Но этого почему-то не происходит — малыш может оставаться замкнутым, отказываться от предложенного распорядка, демонстрировать плохое поведение, а то и открыто провоцировать конфликты, словно проверяя приемных родителей на прочность.
Причина вовсе не в испорченности детей или, как любят утверждать диванные эксперты, «в порочных генах». Источником плохой социализации ребенка являются, в первую очередь, травмы, которые им пришлось пережить. Ведь в детский дом не попадают те, у кого в жизни все благополучно.
За плечами таких детей — отказ родных, гибель или асоциальное поведение родителей. Многим из них пришлось столкнуться с насилием в различных его формах — с моральным прессингом, избиениями, домогательствами, а то и надругательствами.
После всего пережитого ребенок теряет доверие к миру, и в первую очередь — ко взрослым. Даже если он рос в благополучной и любящей семье, которую потерял в результате несчастного случая — в его душе сплетены боль от потери любимых, и неосознанная злость на них за то, что они его оставили.
У длительно пребывавших в детских учреждениях детей происходит нарушение привязанности, которое выражается в отчуждении от мира либо наоборот — малыш каждого встречного называет мамой и папой.
Приемные родители чаще всего сталкиваются с такими проблемами:
- эмоциональные нарушения — агрессия, плаксивость, замкнутость, истеричность, недоверие;
- отсутствие навыков аккуратности и самообслуживания;
- проявления ревности в отношении других детей, приемных или родных, а также прочих членов семьи и домашних животных;
- невротические проявления — ночные страхи, депрессия, энурезы.
Следует учитывать, что многие воспитанники детского дома обладают внушительным багажом диагнозов, которые ухудшают адаптацию.
Чем младше ребенок, тем легче приемным родителям преодолеть трудности и вылечить раны своей любовью. Сложнее всего приходится с приемными подростками. У них уже сложилась искаженная картина мира и человеческих взаимоотношений. Поэтому чтобы растопить лед и наладить контакт с приемным подростком, потребуется много времени, терпения, чуткости и настойчивости.
Ребенок и Вы.
Если вы ругаетесь со своим ребенком по одним и тем же поводам если не можете найти с ним общего языка, вам помогут наши советы. “Не успела я как-то войти в дом, как споткнулась обо что-то. Оказалось, мой любимый сын оставил свой рюкзак прямо на пороге!” «Степан, – позвала я, – быстро убери свои вещи!» Сын показался из своей комнаты и удивленно спросил: «Какие вещи?» – «Вот эти! раздраженно отрезала я, показав на сваленные в одну кучу рюкзак, кеды и ноутбук. – Я ведь прошу тебя об этом каждый день!» Я действительно говорю ему каждый день: «Степа, застели кровать! Не ешь за компьютером! Повесь одежду в шкаф, почему она валяется на полу?!» На все это сын, как всегда, отвечает одно и то же: «Зачем убирать кровать, если вечером ее нужно снова стелить? Это моя комната – мне все равно, что тут все разбросано!» Какой-то бесконечный День сурка… Для подростков естественно возражать взрослым. На самом деле это нормальная стадия развития. Если ребенок отвечает: «Зачем мне убирать мои вещи, если я все равно возьму их с собой при выходе», – он начинает размышлять самостоятельно, находить свое собственное решение. Подростки не соглашаются, оспаривают авторитет взрослого и раздвигают границы дозволенного – все это нормальный этап взросления.