1-ая часть. Звуковой анализ.
В тетради по обучению грамоте я буду размещать примеры, задания звукового и звуко-буквенного анализа, который мы с детьми выполняем на уроках по литературному чтению, на уроках русского языка.
Для чего делать звуковой, звуко-буквенный анализ? С первых уроков обучения грамоте необходимо тренировать ребенка читать слова, сначала – орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически (т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы “столкнем” орфографию с орфоэпией, тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.
Пропуски букв, их замена, искажение слов, ошибки при написании слов с орфограммами – все это результаты слабой работы по звуко-буквенному анализу слова. В “Букваре” с первых уроков обучения грамоте мы параллельно разбираем как звуковую, так и буквенную модель (схему) слова. Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно овладевают рядом умений: выделять звуки путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные звуки от согласных, находить ударный слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных звуков.
Анализируйте! Сравнивайте! Делайте вывод! Постоянно обращайте внимание детей на слова, написание которых расходится с произношением (она, оно, они). Следите, чтобы при произнесении звуков дети их не “тянули” (“мэ”, “вэ”), а произносили четко и кратко , – звук, как щелчок
Следите, чтобы при произнесении звуков дети их не “тянули” (“мэ”, “вэ”), а произносили четко и кратко , – звук, как щелчок.
Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!!
Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа.
Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки – это то, что мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Буквы служат для обозначения звука.
Для звукового анализа используются специальные символы звуков – цветные кружочки или квадратики (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).
Позиционный анализ
Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова – это первый звук, с него слово начинается. Конец слова – это самый последний звук. Середина слова – это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук в слове “аист”. Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук в слове “шарик”. Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)
Звуковой анализ слова (количественный и порядковый)
Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть – определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.
Пример: выполняем звуковой анализ слова “лиса” (выделяем последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).
Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук – согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.
Какой звук мы слышим дальше? ЛИ-И-И-ИСА – звук – это гласный, обозначаем красным цветом.
Какой звук слышим после ? ЛИС-С-С-С-СА. Звук – согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.
Что слышим после ? ЛИСА-А-А-А-А – звук – гласный, обозначаем красным цветом.
Назови все звуки в слове ЛИСА , , , . Всего четыре звука.
- Познакомьтесь с самыми популярными средствами по уходу
- Сохраните красоту и естественное здоровье кожи
- Создайте новый образ с брендовой коллекцией сезона
- Создайте особое настроение к любому празднику или мероприятию
Подробнее
Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги
Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах. Гласные звуки (их шесть: , , , , , ) бывают ударными/безударными
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё , ю , я , е
Гласные звуки (их шесть: , , , , , ) бывают ударными/безударными. Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё , ю , я , е .
Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.
Звуко-буквенный разбор слова: теория
Что такое фонетический разбор и зачем он нужен? Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.
Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов.
Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.
Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.
Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.
Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.
В состав анализа входят:
Подсчитывание количества букв |
Определение числа звуков в слове |
Постановка ударения |
Распределение звуков на согласные и гласные |
Классификация каждого звука |
Составление транскрипции (графической формы слова) |
Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей:
Некоторые буквы не дают звук |
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся |
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся |
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв |
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими |
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных |
Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:
В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:
Придают мягкость | Придают твёрдость |
«Я» — «Ё» — «Ю» — «Е» — | «А» — «О» — «У» — «Ы» — «Э» — |
Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука.
Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.
В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):
Звонкие непарные буквы | Й’, Л, М, Н, Р |
Глухие непарные | Х, Ц, Ч’, Щ’ |
Звонкие парные | Б, В, Г, Д, Ж, З |
Глухие парные | П, Ф, К, Т, Ш, С |
Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).
Звонкие согласные образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парные согласные образуют пару из глухого и звонкого звука (-, -, -), а непарные — не образуют пары (, , )
При фонетическом анализе слова стоит учесть, что:
Согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог;
Согласные , и — всегда твердые, даже если после них идут мягкие гласные, поэтому при звуко-буквенном разборе пишется ;
Звуки , , , , , , , , — сонорные, поэтому они всегда будут звонкими, так как при их произношении используется голос, а не шум;
Буквы и не дают звука;
Удвоенные согласные сливаются в один;
Ться произносится как ;
Звуки и под ударением.
Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:
- Ёлка;
- Яблоко;
- Ёж;
- Юла;
- Ехать.
Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.
Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:
- Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
- После гласной (Якутия, умею, объятия);
- После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).
Но в этом правиле имеется исключение:
Если стоит после мягкого знака, то при звуковом анализе слова выделяют уже не один звук, а два — и .
Пример
Соловьи; Муравьи; Ручьи;
Ульи; Плясуньи.
Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать?
В слове два ровно три звука. В слове три — тоже. В слове четыре их шесть. Вот и получается, что если сложить слова два и три — получится слово четыре. Подобные упражнения помогут в форме игры в разы быстрее разобраться в представленной теме.
При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак
Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже.
Правила фонетического разбора
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова.
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → . Иногда в транскрипции ставят знак ударения: ;
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — , и — , м — и т. д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — ;
- Мягкость согласного звука помечается вверху справа знаком апострофа: м — ;
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → , грузчик → ; вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Правила для «ь», «ъ»
- Буквы «ь», «ъ» не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква «ь» делает мягким предыдущий согласный.
- Буква «ъ» используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков , , , . В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы «а», «о», «у», «ы», «э» предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы «я», «ё», «ю», «и», «е» предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой «е» остаётся твёрдым.
Кафе → , купе → , отель → .
Буквы «я», «ю», «е», «ё» после согласных обозначают следующие звуки: я → , ю → , е → , ё → .
Мяч → , мел → .
Буквы «я»,» е», «э», «о» после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → или , е → , э → или , о → .
Ряби́на → , пятно́ → , ве́село → , коро́ва → .
- Буква «ё», «я», «ю», «е» после гласных, после «ъ», «ь» и в начале слова обозначают следующие звуки: я → , ю → , е → , ё → (под ударением) и я → , е → (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо «й» пишут «j».
- Буква «и» после «ь» обозначает звук .
Ручьи → .
Буква «и» после согласных «ж», «ш», «ц» обозначает звук .
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
Под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
Без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
В начале слова | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После гласных | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После «ь», «ъ» | а | о | й’и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После «ж», «ш», «ц» | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: , , и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие , или черточкой над звуком.
- Буквы «й», «ч», «щ» всегда обозначают мягкие звуки: , , . Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные «а», «о», «у», «ы», «э».
- Буквы «ж», «ц», «ш» всегда обозначают твёрдые звуки: , , . Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные «я», «ё», «ю», «и», «е».
- Буква «й» всегда обозначает звонкий и мягкий звук .
- Буквы «л», «м», «н», «р», «й» всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы «х», «ц», «ч», «щ» всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → , д → , г → , з → , в → :
столб → , поезд → .
Непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корне не обозначают звука:
чувство → , солнце → .
Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → , теннис → .
Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → , аллея → .
В некоторых случаях:
Буква с в начале слова означает звонкий звук :
сделал → .
Буква «г» перед глухой согласной произносится как или :
когти → , мягкий → .
Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → .
Буква «н» обозначает мягкий звук перед согласными «ч», «щ»:
стаканчик → , сменщик → .
Сочетание -чн-, -чт- произносится как :
конечно → , скучно → , что → .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
изжить → , уезжать → .
В конце возвратных глаголов сочетание букв -ться-, -тся обозначают звуки :
купа́ться → .
Сочетание букв -стн- произносится как , -стл- — , -здн- — :
звёздный → , лестница → .
В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная «г» обозначает звук :
золотого → , синего → .
Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук :
счастливый → , извозчик → , перебежчик → .
Правила звукобуквенного разбора 2 класс «Школа России»
Звукобуквенный или фонетический разбор – это анализ слова, характеристика его звуковой и буквенной структуры.
Алгоритм действий при выполнении письменного звукобуквенного разбора слова:
- Произнесите слово по слогам. Старайтесь выделить ударение.
- Определи, сколько слогов в слове, запиши значение.
- Произнесите слово по звукам, запишите их в квадратных скобках.
- Укажите ударение, мягкость.
- Распишите каждый звук по списку, определяя его характеристику.
- Определи, сколько букв и звуков в слове, запиши их количество.
Как определить, сколько слогов в слове:
- Посмотрите, сколько гласных звуков. Сколько будет и слогов.
- Разложите слово для переноса. По каким частям слово переносится, те и слоги.
Виды слога:
- открытый, заканчивается на гласный звук (открытка, книга);
- закрытый, заканчивается на согласный звук (тревожный, телефон).
Примеры слов с разным количеством слогов:
- 1 слог – класс, кит, дом, ком;
- 2 слога – кни-га, вес-на, зи-ма, до-мик, па-ук, про-езд, трам-вай;
- 3 слога – гра-мо-та, во-ро-на, у-чё-ба, по-го-да, у-ли-ца, на-у-ка;
- 4 слога – жа-во-ро-нок, вол-шеб-ни-ца, ав-то-мо-биль;
- 5 слогов – ма-те-ма-ти-ка, па-ра-зи-тель-но, ки-бер-не-ти-ка.
Мягкость согласным звукам на письме дают буквы е, ё, ю, я, и. К примеру, лён, мёд, вилы, мел, люк, мята. А также мягкий знак в словах:
- конь;
- деньги;
- коньки;
- день.
Всегда твердые согласные – , , .
Всегда мягкие согласные – , , .
Образец (пример) звуко-буквенного разбора слова
- Записать слово по правилам орфографии.
- Разделить слово по слогам.
- Обозначить ударный слог.
- Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
- Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
- Подсчитать количество звуков и букв в слове.
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:
Ёлочный — 3 слога, 7 букв, 8 звуков
ё-ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.
- буква «ё» — — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- — гласный ударный;
- буква «л» — — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «о» — — гласный безударный;
- буква «ч» — — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
- буква «н»— — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «ы» — — гласный безударный;
- буква «й» — — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а – гласный, безударный;
г – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а – гласный, ударный;
ж – согласный, парный, глухой, твёрдый.
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный.
Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о – гласный, ударный;
ж – согласный, парный, глухой, твёрдый;
ь
Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, безударный;
ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный.
Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и – гласный, безударный;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о – гласный, ударный;
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь
Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о – гласный, безударный;
б – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – гласный, ударный;
д – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о – гласный, безударный;
л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
ц – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о – гласный, ударный.
Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а – гласный, ударный;
й – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а – гласный, безударный.
Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – гласный, безударный;
р – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е – гласный, ударный;
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь
Июнь – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и – гласный, безударный;
ю – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Маяк – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а – гласный, безударный;
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о – гласный, ударный;
с – согласный, парный, глухой, мягкий;
е – гласный, безударный;
н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и – гласный, ударный;
т – согласный, парный, глухой, мягкий;
ь
Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»
Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.
Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.
1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков . Звук — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков , , . Согласный — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.
Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная произносится как — .
Звуковой анализ слова «группа».
1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.2) Слог «гру» составляют три звука . Первый — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударн. (карточка алого цвета). 3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука . Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук — гласн., безударный (алая карточка). 5) Ставится ударение в схеме.6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.
Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова, необходимо придерживаться следующего плана:
- Поставить в слове ударение и определить количество слогов в слове.
- Выписать все буквы в слове, а напротив каждой буквы записать соответствующий ей звук.
- Для каждого звука написать характеристику.
- Записать транскрипцию слова, а также посчитать все буквы и звуки в слове.
Начинать разбор слова необходимо с постановки ударения в слове (необходимо правильно произнести слово). После этого определяют, сколько в слове слогов. Количество слогов и количество вариантов переноса слова — это не одно и то же. Количество слогов в слове совпадает с количеством гласных букв, именно поэтому, чтобы посчитать слоги, достаточно посчитать гласные буквы. Затем необходимо записать все буквы в слове, а к каждой букве подобрать соответствующий ей звук (то, как буква произносится). Существуют буквы, которые не обозначают звуков — ь, ъ. Однако, если гласная находится в начале слова или гласная расположена после мягкого или твердого знака, то такая гласная будет обозначать сразу два звука. Звуки записываются в квадратных скобках. После того, как все звуки выписаны, необходимо дать каждому звуку характеристику, то есть описать его. В русском языке звуки делятся на две большие группы: гласные и согласные. Гласные звуки делятся на ударные или безударные. Согласные звуки бывают твердые или мягкие (парные или непарные), звонкие или глухие (парные или непарные). Если звук мягкий, то над ним справа ставится черточка. Если звук парный, значит такой звук имеет себе пару, но только по данному признаку (например, если звук — парный звонкий, то звук — парный глухой). В самом конце записывают транскрипцию слова в квадратных скобках. Транскрипция слова — это совокупность всех звуков, то, как мы произносим это слово. Завершается звуко-буквенный разбор написание количества всех букв и звуков.
Шпаргалка с символами фонетической транскрипции
Шпаргалка с символами фонетической транскрипции
j → его, ст съест, ата́нт адъютант, га вьюга, бун бульон ш’ → щеки, ещё, чаща, прищур, щука ^ → болезнь, моя, грамматический ъ → пароход, город, водовоз, задал и э → его, ещё, идёт, никто, несла ь → мировой, замер, если, веки ы э → транскрипция, жалеть, лошадей -звук j используется для обозначения йотированных гласных е, ё, ю, я [вjý]га вьюга и обозначения й [ма́jкʌ] майка -звук щ (обозначается на письме буквой щ); удвоенный (долгий) звук обозначается чертой сверху или двоеточием щека, чаща-звук j используется для обозначения йотированных гласных е, ё, ю, я га вьюга и обозначения й -во втором, третьем предударных слогах, в заударных слогах гласные , , звучат после твёрдых согласных: крыша , целиком рыба -в предударном слоге после мягких согласных на месте гласных , , звучит звук, близкий к . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как , хотя этот звук звучит скорее как с призвуком – . -во втором, третьем предударных слогах, в заударных слогах гласные , , звучат после мягких согласных: рядовой , поле , часовщик -после твёрдых , , перед мягким согласным на месте обычно звучит звук, средний между и (обозначается )
ЗНАКИ ТРАНСКРИБИРОВАНИЯ
Границы транскрипции (выделение звука, слова или его части)
Знак мягкости согласного
или Знак долготы звука
и э Звук, средний между и и е
Ъ, ь Редуцированные гласные (о, а, е) во всех безударных слогах, кроме первого предударного
^ Редуцированный гласный (о, а) в первом предударном слоге и абсолютном начале слова: ,
Знак («ер») передает очень краткий звук, по своему качеству средний между и . Гласный — один из самых частотных звуков в русской речи. Он произносится, например, во 2-м предударном и в заударных слогах после твердых: прохóд пароход, вдовóз водовоз, зáдл задал, гóрд город.
В аналогичных позициях после мягких согласных фиксируется звук, напоминающий , но более краткий. Этот гласный передается знаком («ерь»): ровóй мировой, ловóй меловой, зáр замер, зáжи залежи.
Тест на тему Транскрипция
вернуться на страницу «Таблицы«, «Фонетический разбор«
Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Характеризуем звуки
Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.
Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.
Как дать правильную характеристику гласным
У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.
С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.
Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так
Все, переходим к согласным.
По твердости/мягкости
Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:
- Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
- Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).
Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц»
И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.
Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.
Парные по твердости/мягкости
Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.
То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.
Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.
Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.
По звонкости/глухости
Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.
Вот вам хорошая картинка для запоминания:
Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».
Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».
Парные по звонкости/глухости
Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».
Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.
Памятка фонетического разбора
Запомните также следующие правила:
- После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук : жираф ;
- Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
- Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
- Непроизносимая согласная не пишется;
- Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка , сапог ;
- Звуки , только под ударением.
В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.
Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.