Выбор зубной щётки
В зависимости от особенностей ребёнка и его готовности к гигиене полости рта в качестве зубной щётки подойдут:
Специальные силиконовые зубные щётки-напальчники .
Мануальные зубные щётки. Размер головки и жёсткость щетины зависят от возраста, чувствительности и состояния полости рта ребёнка . Можно подобрать зубную щётку с персонажем любимого мультфильма.
Электрические зубные щётки. Они изначально были придуманы для людей с ограниченными возможностями. Такие щётки облегчают процесс чистки и делают его более эффективным. Детям обычно нравится вибрация, и чистка зубов превращается в увлекательную игру .
С какого возраста необходимо начинать чистить зубы?
Полость рта маленького ребенка необходимо очищать после каждого приема пищи. Для этого рекомендуется давать ребенку кипяченую воду, а также очищать полость рта мягкой марлевой салфеткой или ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. После прорезывания первого молочного зуба необходимо приступать к применению детских зубных щеток с мягкой щетиной.
Правила использования зубной щетки:
- Дети должны чистить зубы детской зубной щеткой, подобранной соответственно возрасту. Длина головки должна равняться ширине 2-3 зубов.
- Края головки должны быть закруглены, чтобы не повредить десны и чувствительную слизистую оболочку ротовой полости.
- Щетка должна быть искусственной. Волокна такой щетины, в отличие от натуральной, отшлифованы, кончики закруглены. Кроме того, натуральные щетины имеют полый канал, в котором скапливаются и размножаются микробы.
- Ручка щетки должна быть объемной и удобной, легко удерживаться рукой ребенка.
- Перед и после чистки зубов необходимо тщательно вымыть щетку. Перед первым применением щетки ее следует вымыть с мылом (мыть кипятком не стоит, т.к. щетины сплавятся и могут повредить зубки и десны ребенка).
- Щетка должна храниться щетиной вверх. Футляр щетки используется только для транспортировки.
- Щетку необходимо менять 1 раз в 3 месяца (один раз в сезон), либо после инфекционных и вирусных заболеваний.
Требования к детским зубным пастам:
- Низкое содержание фтора. Для детей до 6 лет рекомендуется применение зубной пасты, массовая доля фтора в которой равна 0,02-0,05% (200-500 р.р.m). Для детей старше 6 лет этот показатель увеличивается до 0,07-0,1% (700-1000 р.р.m).
- Низкая абразивность, так как эмаль молочных зубов тонкая и нежная.
- Низкое содержание пенообразующих веществ.
- До 3-х лет паста не должна содержать вкусоароматических добавок, для детей от 3-х до 10 лет может содержать фруктово-ягодные отдушки, для детей старшего возраста – фруктово-мятные отдушки.
Почему важно здоровье молочных зубов малыша [1, 2]
Подойти к уходу за зубами ребёнка с особым вниманием стоит для того, чтобы сформировать правильный прикус, не спровоцировать заболевания постоянных зубов, а также дать постоянным зубам прорезаться без патологии. Некоторые родители считают тщательный уход за первыми зубами ребёнка необязательным
Своё мнение они подкрепляют тем, что молочные зубы — это временно. Чуть позже произойдёт смена на постоянные зубы, и вот тогда нужно будет более внимательно следить за их состоянием. Такой подход ошибочный — если кариес разрушил молочный зуб и возникло воспаление, то оно может неблагоприятно повлиять на зачаток коренного зуба. А раннее удаление разрушенного молочного зуба приводит к деформациям прикуса
Некоторые родители считают тщательный уход за первыми зубами ребёнка необязательным. Своё мнение они подкрепляют тем, что молочные зубы — это временно. Чуть позже произойдёт смена на постоянные зубы, и вот тогда нужно будет более внимательно следить за их состоянием. Такой подход ошибочный — если кариес разрушил молочный зуб и возникло воспаление, то оно может неблагоприятно повлиять на зачаток коренного зуба. А раннее удаление разрушенного молочного зуба приводит к деформациям прикуса.
Для своевременной перестройки зубного ряда с молочного на постоянный не должно быть воспалительного процесса или очага инфекции.
Молочный прикус — начальный этап развития прикуса у ребёнка, начинающийся в возрасте 1 года и завершающийся в 6 лет. Формирование корневой системы завершается только после появления постоянных зубов.
Признаки правильного прикуса (окклюзии) следующие:
верхние резцы должны быть немного больше нижних;
радиус верхней дуги зубного ряда немного больше нижнего;
зубная дуга имеет ровную полукруглую форму;
верхние резцы должны немного выступать над нижними (на треть);
к трём годам у ребёнка должно быть 20 жевательных зубов.
Если тщательно не ухаживать за молочными зубами малыша, есть риск раннего кариозного поражения, сдвинутся физиологические сроки прорезывания, сформируется кривой зубной ряд, и, как следствие, у ребёнка будет неправильный прикус. Это дополнительная нагрузка на височно-нижнечелюстной сустав, неравномерное механическое воздействие на зубы, повышенная стираемость зубов, нарушение дикции и др.
Как убедить ребенка чистить зубы?
Если ребенок не чистил зубы с младенчества, то новая процедура покажется ему интересной в первый или второй раз. А когда он поймет, что это – ежедневное занятие, может начать «забывать» или откровенно протестовать. В этом случае рекомендуем действовать следующим образом:
- Устраняем негатив.
Если ребенок злится или плачет и не хочет чистить зубы, не добивайтесь от него подчинения любой ценой. Не пугайте словами: «Не будешь чистить зубы, отведу к врачу».Так он станет бояться стоматологов. Кроме того, не обещайте наград: «Почистишь зубы – разрешу тебе еще поиграть перед сном», иначе потом будет трудно отказаться от этого сценария.
Вместо этого позвольте ему выразить эмоции и не ругайте за них. Скажите: «Я вижу, ты расстроен/злишься. Тебе не хочется чистить зубы». Когда человек чувствует, что его понимают, градус негатива снижается. Можно дать ему лист бумаги и попросить показать, как сильно он расстроен или зол. Если ребенок, например, скомкает бумагу или яростно что-то начеркает, скажите: «Я понимаю, ты очень сердит».
Не ругайте ребенка за негативные эмоции, разрешайте ему проявлять их
- Чистим зубы вместе.
Покажите ребенку на личном примере, что чистка зубов – ежедневная процедура, обязательная даже для родителей. Можно завести общий ритуал, когда папа, мама и малыш вместе чистят зубы. Это позволит ребенку понять, что он в чем-то сравнялся с родителями, так как у него те же обязанности.
Покажите ему, как правильно чистить зубы, и даже если сначала у него будет получаться слишком медленно, не торопите и подбадривайте.
- Даем ребенку проявить самостоятельность.
Позвольте малышу самому выбрать зубную щетку и пасту. Так он почувствует себя более самостоятельным. Кроме того, процесс для ребенка будет интересней, если на щетке или упаковке с пастой изображены любимые герои из мультфильмов.
Чтобы процедура не была слишком короткой, купите песочные часы, отмеряющие две минуты, и поставьте их в ванной. Так Ваш малыш сможет сам контролировать время.
Средство для индикации зубного налета окрасит в насыщенный цвет плохо очищенные места и мотивирует ребенка тщательнее чистить зубы
- Обсуждайте с детьми здоровье зубов.
Предлагайте мультфильмы и книжки про уход за зубами и обсуждайте то, что ребенок из них почерпнул. Часто там рассказаны истории про героев, которые не чистили зубы, и в итоге они у них заболели.
Кроме того, можно предложить ему поиграть в стоматолога и купить игрушку, которой нужно вылечить зубы. Так у ребенка появится информация о том, почему нужно ухаживать за полостью рта.
Проигрывая разные ситуации, ребенок перестает бояться врачей и понимает важность ухода за зубами
Детские зубные щетки
Каким характеристикам должна отвечать детская зубная щетка
- Зубная щетка для малыша должна быть привлекательной и яркой.
- Должна иметь эргономичную, большую ручку, которая не будет скользить и удобно ляжет в детскую руку, у нее может быть упор для большого пальца и ребристое покрытие.
- Головка щетки должна быть маленькой и соответствовать высоте детских зубов, обязательно охватывать 2 зуба.
- Самым главным в детской зубной щетке является щетина. Во-первых, она обязательно должна быть искусственной (естественная щетина имеет продольную пору, внутри которой способны скопиться бактерии). Во вторых, чем большее количество щетинок есть на рабочей головке, тем лучше износоустойчивость щетки и качество очистки зубов. Более эффективной чистке будет способствовать вертикальное расположение щетинок, одинаковая высота и ее плавный переход от одного к другому участку. Щетина на детской зубной щетке должна быть мягкой, желательно с закругленными концами щетинок. Очищение поверхности зуба должно быть не только качественным, но при этом щетина должна воздействовать на десну бережно.
Все зубные щетки можно разделить на обычные и электрические.
На сегодняшний день многие крупные производители изготовляют для детей электрические зубные щетки. Они имеют как и свои плюсы, так и минусы. Основными плюсами являются возможность щеткой самостоятельно совершать круговые и поступательные движения, частично снижая нагрузку с кисти. Чаще всего они имеют встроенный таймер, который помогает определить минимальное время, которое необходимо для чистки зубов, а вибрация и звуки, создаваемые такой щеткой, позволяют хорошо подготовить малыша к стоматологическим манипуляциям.
Каждая электрическая щетка имеет минус – с ее помощью невозможно совершить трудоемкие и очень сложные самостоятельные движения во время гигиенических мероприятий ротовой полости. Как следствие, ребенок не имеет возможности освоить навыки чистки зубов самыми простыми средствами (как пример, может быть катание на лодке и умение плавать, управление автомобилем с автоматической и механической коробкой передач). Именно поэтому электрические щетки можно рекомендовать, как дополнительное средство ухода, которое можно использовать несколько раз в неделю (самостоятельно ребенком и с помощью родителей) для проведения гигиенических мероприятий ротовой полости.
Как выбрать зубную щетку?
Главное при выборе – это материал щетины: она должна быть синтетической, так как натуральные материалы плохо просыхают и в них могут скапливаться микробы. Кроме того, она должна быть мягкой или ультрамягкой.
Малышам в возрасте от года до двух необходима щетка с головкой не более 1,5 см и ручкой не длиннее 10 см. Рекомендуется выбирать модели с резиновыми или силиконовыми вставками на рукоятке, чтобы они не выскальзывали из рук. С двух до пяти лет подойдет щетка с длиной головки в 2 см и ручкой в 15 см, а с пяти до семи лет – в 2,5 см и 17 см соответственно.
Детям от трех лет можно пользоваться электрической зубной щеткой. Во-первых, она более качественно очистит зубы. Во-вторых, часто такие щетки можно синхронизировать со смартфоном. Так ребенок сможет следить за временем процедуры и видеть на экране подсказки о том, как правильно чистить зубы.
Менять обычную щетку или насадку для электрической необходимо каждые два-три месяца, а также сразу после того, как ребенок переболел инфекционным заболеванием, например, простудой.
Замеряйте время чистки по песочным часам, так ребенок будет понимать, сколько еще осталось времени до конца процедуры
Особенности посещения стоматолога ребёнком с ДЦП:
Чтобы избежать рвотного рефлекса, проводить приём лучше утром после лёгкого завтрака. Подростку могут назначить противорвотное средство за час до приёма .
Необходимо определить, где будет сидеть ребёнок — в инвалидном или стоматологическом кресле.
Стабилизировать голову и туловище.
При необходимости зафиксировать ноги и руки.
Использовать роторасширитель, чтобы исключить непроизвольное закрытие рта.
Соблюдение перечисленных рекомендаций и регулярное наблюдение у стоматолога помогут сохранить здоровье полости рта ребёнка с особыми потребностями и избежать необходимости длительного и дорогостоящего стоматологического лечения.
Список источников:
Чуйкин О. С., Галеева Р. Р., Галеева З. Р. Профилактика и лечение стоматологических заболеваний у детей с церебральным параличом // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21587 (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Терехова Т. Н., Лосик И. М. Способ профилактики кариеса зубов и болезней периодонта у детей, страдающих детским церебральным параличом // Инструкция по применению, БГМУ, Минск, 2012.URL: https://www.bsmu.by/downloads/vrachu/instrukcii/s2.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Ахтямова Ю. А., Липес Ю. В. Развивающий уход за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Часть 2.URL: https://city-yaroslavl.ru/upload/iblock/869/uhod_za_detmi_s_narushen2.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Я помогу тебе! Развитие молодых людей с ДЦП: пособие для родителей и специалистов. — М., 2019. — 72 с.URL: https://admpereslavl.ru/userfiles/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Шаковец Н. В. Гигиенический уход за полостью рта у детей раннего возраста // Современная стоматология, №1, 2012.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskiy-uhod-za-polostyu-rta-u-detey-rannego-vozrasta/viewer (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Белоусова Е. Ю. Оптимизация стоматологической санации у детей с ограниченными возможностями здоровья // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата медицинских наук, Нижний Новгород, 2020.URL: http://www.ma.cfuv.ru/docs/252557/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%20-%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%AE.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Dental Care for Children with Disabilities // Reiter & Walsh, PC. URL: https://www.abclawcenters.com/blog/2017/10/09/dental-care-for-children-with-disabilities/ (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Особенности детского стоматологического приема, возрастные особенности поведения детей.URL: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_detstom/stud/2019-1/t-3-2.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Атежанов Д. О. Супиев Т. К. Бакиев Б. А. Особенности санации полости рта у подростков с органическими поражениями центральной нервной системы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2019. — № 1. — С. 66–71.URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12642 (дата обращения: 01.10.2020 г.).
Методы ухода за зубами
Если ребёнок может самостоятельно ухаживать за собой, его необходимо научить чистить зубы по методу KAI или Марталера. В противном случае родители сами должны освоить метод Марталера. В отличие от стандартного метода, в этих вариантах очищение начинают с жевательной (ямки и бугорки), а не вестибулярной (передней) поверхности, т. к. дети вначале особенно усердны и могут легко повредить периодонт
Важно, чтобы на каждый обрабатываемый участок приходилось не менее 10 движений
Метод чистки зубов Марталера :
Горизонтальными возвратно-поступательными движениями очистить жевательную поверхность зубов сначала справа налево на верхней челюсти, потом слева направо на нижней.
Ребёнку необходимо открыть рот, сомкнуть зубы и расслабить щёки. Вертикальными зигзагообразными движениями очистить вестибулярную поверхность зубов, захватывая одновременно верхний и нижний ряд и двигаясь справа налево.
Короткими вертикальными движениями вверх-вниз очистить оральную (внутреннюю) поверхность зубов.
Метод чистки зубов KAI :
Короткими поступательными горизонтальными движениями очистить жевательную поверхность зубов сначала справа налево на верхней челюсти, потом слева направо на нижней.
Ребёнку необходимо открыть рот и сомкнуть зубы. Круговыми движения очистить вестибулярную поверхность зубов, захватывая одновременно верхние и нижние зубы и двигаясь справа налево.
Подметающими вертикальными движениями от десны к краю коронки очистить оральную поверхность зубов сначала справа налево на верхней челюсти, потом слева направо на нижней.
Чтобы во время чистки ребёнок не захлёбывался пастой и водой, его голова должна быть наклонена вперёд на 20–25 градусов . Можно посадить ребёнка на колени или в коляску. Если он нестабильно держит голову — положить её на свой локтевой сгиб и пальцами этой руки аккуратно контролировать раскрытие рта. Аккуратный массаж поможет немного расслабить напряжённые мышцы щёк и губ. Для ополаскивания рта подойдёт ирригатор. Чтобы ребёнок не проглатывал воду с пастой, можно немного помочь ему: быстро откинуть голову назад и сразу наклонить вперёд .
Если ребёнок с инвалидностью может ухаживать за собой, начните чистить ему зубы, соблюдая последовательность движений и постоянно озвучивая свои действия. Когда ребёнок привыкнет, приучите его держать щётку вместе с вами, а спустя время чистить зубы полностью самостоятельно под вашим контролем .
Важно, чтобы ребёнок не боялся и был максимально вовлечён в процесс: позвольте ему выдавить пасту или открыть кран, поиграть с зубной щёткой, почистить зубы вам. Сядьте так, чтобы он мог наблюдать за стекающей в раковину водой
Сделайте чистку зубов ритуалом: придумайте понятный для малыша сигнал, например звуковой эффект, который будет означать начало процедуры .
Лечение детей с особенностями в стоматологической клинике
Один из ключевых моментов — выбор специалиста. По возможности стоит обращаться к стоматологам, имеющим опыт работы с детьми с особыми потребностями. Стоит поискать контакты на специализированных форумах или пообщаться с родителями детей с похожими нарушениями.
Перед приёмом необходимо подробно рассказать врачу о проблемах со здоровьем и особенностях поведения малыша, чтобы специалист мог подобрать подход, который поможет сотрудничать с ребёнком и сделает работу продуктивной . Так, незнакомые запахи, громкие звуки, непонятный инструментарий в кабинете могут вызвать у ребёнка сенсорную перегрузку, которая нередко перерастает в истерику. Поэтому американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA) предлагает родителям вместе со стоматологом разработать адаптационный план приёмов .
Какую зубную щетку выбрать ребенку
Щетка для самых маленьких
Многие родители задаются вопросом: «В каком возрасте нужно начинать чистить зубы?». Полный «зубной» комплект, а это 20 молочных зубов, появляется у малыша примерно к трем годам. Но это не говорит о том, что зубной щеткой надо начинать пользоваться только с этого возраста. Следует с самого раннего возраста приучать ребенка к проведению гигиенических действий в ротовой полости еще до фактического появления зубов: вреда это не нанесет, а удовольствие малышу доставит неописуемое. Для этого необходимо выбирать щетку в виде напальчника, которая по внешнему виду больше всего напоминает напёрсток с силиконовыми ворсинками на вершине.
Познакомить малыша с зубной щеткой стоит уже с годовалого возраста. Это удобно уже по той причине, что малыш и так все тянет в рот, поэтому можно совместить приятное с полезным. Чем раньше он начнет совершать самостоятельные гигиенические процедуры, тем более стойким окажется этот навык и крепче здоровье в целом.
Щетки для детей от 2 лет
Современные мануальные зубные щетки для детей предназначены для конкретной возрастной группы:
1. для детей от 4 до 24 месяцев2. Для детей от 2 до 4 лет3. Для детей от 5 до 7 лет4. Для детей старше 8 лет и подростков Классическую щетку можно покупать тогда, когда ребенок уже достаточно уверенно стоит на ногах (1,5-2 года)
При покупке такой зубной щетки обратите внимание на следующие факторы: 1. Щетина
Отдавайте предпочтение изделиям с синтетической щетиной. Вершины щетинок закругляются. Качественная щетка должна содержать не менее 90% щетинок с закругленными вершинами. Высота щетины должна быть не более 10-11 мм. Обычно щетка имеет 3 или 4 ряда щетины. Количество пучков в одном ряду не должно превышать 12. Оптимальное число пучков в ряду – 5-6.
2. Ручка. Выбирайте красивые и яркие щетки, это превратит чистку зубов в занимательную игру. Сейчас в магазинах масса моделей выполненных в виде героев сказок и мультфильмов, имеют яркую расцветку, эргономичную форму.
Ручка должна быть удобной, иметь длинную, объемную ручку, обеспечивающую хороший захват, удержание и манипулирование щеткой, должна быть прорезинена, чтобы при попадании на неё воды не скользила в руке
Обратите внимание на соединение ручки и головки, если оно гибкое, это позволит легче и качественнее очистить зубы и десна
3. Жесткость. Жесткость щетины зависит от ее длины и диаметра. Длина стандартная. В зависимости от диаметра различают 5 степеней жесткости: очень мягкая , мягкая, средними, жесткими и очень жесткими.
Дошкольникам рекомендуются щетки с очень мягкой и мягкой щетиной, детям младшего школьного возраста выбирайте мягкие щетки, а для подростков и юношей – щетки с мягкой или средней жесткости. Что касается последних двух видов, не используйте их без рекомендации врача. Такие щетки могут привести к эрозии эмали или преждевременному образованию патологической стираемости твердых тканей зубов, или клиновидному дефекту.
4. Размер. Для ежедневного использования следует покупать зубные щетки с небольшой рабочей частью, захватывающей 2-2,5 зуба. Стандартные размеры рабочей части зубной щетки для детей: длина – от 18 до 25 мм. Ширина – 7-8 мм.
Специальные зубные щетки.
Монопучковые (конусообразные) зубные щетки, ершики (цилиндрические и конусообразные), П-образная щетка для чистки брекетов, специальные щетки для очистки базиса съемных ортодонтических конструкций.
Электрические зубные щетки.
Электрические щетки особенно показаны лицам с ограничениями в движениях верхних конечностей, таким как инвалиды и люди в возрасте, а так же тем, кто занимается ортодонтическим лечением с помощью брекетов. Некоторые щетки имеют щадящий режим работы, в силу чего подходят людям с повышенной чувствительностью зубов и патологической стираемостью эмали.
Старайтесь чистить ребенку зубы правильно. Меняйте щетку каждые 2,5-3 месяца. Помните, зубная щетка требует антибактериального ухода, т.е. ее следует очищать от тех микробов, которые на ней остались после чистки зубов. Для этого можно использовать слабые растворы антисептиков. При развитии общего инфекционного заболевания необходимо сменить щетку в начале болезни, чтобы исключить дополнительное инфицирование организма. После выздоровления щетку также лучше заменить, чтобы исключить дополнительное обсеменение вредной микрофлорой органов и тканей полости рта после выздоровления.
Материал подготовлен зубным врачом Михеевой С.А.
Правильный уход за зубами
Рациональная гигиена полости рта подразумевает ежедневную чистку зубов утром и вечером, причем оба раза после приема пищи, удаление остатков которой является обязательным условием профилактики стоматологических заболеваний. В тех случаях, когда чистка зубов осуществляется до завтрака, после завтрака, необходимо прополоскать рот водой.
Основные правила чистки зубов:
- Перед чиcткой зубов необходимо вымыть руки с мылом.
- Смочить щетку и нанести на нее пасту (количество пасты равно размеру горошины).
- Прополоскать рот водой.
- Движения, совершаемые зубной щеткой при чистке зубов, должны иметь направленность от десны к краю зуба (верхние: сверху-вниз, нижние: снизу-вверх). Жевательную поверхность боковых зубов очищать движением от боковых зубов к передним. Все эти движения необходимо совершать с открытым ртом. Заканчивать процедуру следует массажем зубов и десен круговыми движениями зубной щетки, зубы при этом должны быть сомкнуты.
- Зубная щетка должна одновременно покрывать 2-3 зуба, поэтому для качественной очистки верхний и нижний зубные ряды делят на участки, на каждом из которых необходимо совершать по 10 описанных ранее движений.
Выбор зубной пасты для ребенка
Для начала нужно определить, какие характеристики должна иметь зубная паста для детей.
Эффективная детская зубная паста должна предотвратить кариозное поражение зубов, восстановить эмаль на ее начальных стадиях разрушения, а также сдерживать обменные процессы бактерий, тем самым ослабляя их способность образовывать кислоты, которые разрушают зубную эмаль, замедлять формирование и распространение налета. Зубная паста для детей обязательно должна иметь приятный вкус.
Компоненты, входящие в состав детских зубных паст и их действие
В составе каждой зубной пасты обязательно должен быть Кальций – важнейший «строительный материал» для зубов малышей. Он легко должен проникать в структуру зубной эмали. Этот компонент обязательно должен быть в составе соединений, к примеру, кальция пантотената, кальция лактата, глицерофосфата кальция, синтетического гидроксиапатита кальция.
Не менее важным компонентом детских зубных паст является Фтор. Его ионы оседают на зубной поверхности и в небольших трещинках эмали, далее они связываются с другими минералами, в основном с кальцием, благодаря чему формируется прочное соединение с фтором. Так фтор способен восстановить эмаль зубов. Такой процесс имеет название реминерализации. Также фтор предупреждает разрушение зуба и делает его более твердым, а также устойчивым к воздействию кислот. В процессе реминерализации фтор встраивается в зубную ткань, благодаря чему формируется соединение фтораппатита, обладающего большей твердостью по сравнению с естественным материалом гидроксиапатитом, из которого состоят зубы. Но фторсодержащие зубные пасты можно использовать только тем детям, которым выполнилось 3 года и есть уверенность в том, что малыш умеет сплевывать пасту и ополаскивать рот. Не рекомендовано пользоваться пастами с фтором в тех регионах, где его содержание в воде повышено, потому что его переизбыток может нарушить нормальное формирование эмали. Во всем необходима мера. И еще один совет – лучше, если в пасте фтор будет находиться в виде аминофторида – так он является самым доступным для использования организмом.
Очень хорошо, если в составе зубной пасты для детей есть компоненты, замедляющие процесс развития бактерий, ведь это препятствует кариесу. Они также способны придать пасте сладкий вкус. К таким компонентам относятся Сорбитол или Ксилит.
Ферменты лактопероксидаза, лактопероксидаза, папаин, бромелаин предотвращают формирование зубного налета, выполняя антимикробную, антиоксидантную, регенерирующую, защитную и другие функции, одновременно стимулируя рост полезной микрофлоры и угнетая рост патогенной (вредной).
Эффективно очистить зубы от налета помогает мелкоабразивное соединение диоксида кремния (встречается, как самостоятельное соединение, так и в составе с диоксидом титана и гидратированным диоксидом кремния). Также есть пасты, в которые входит Гидрокарбонат натрия.
Важным показателем является абразивность детской зубной пасты. Этот показатель для детей до трехлетнего возраста не должен быть выше 20, а в 3-13 лет – до 45.
Пенящие свойства пасте обеспечивают гипоаллергенные мягкие пенообразующие: минерал С14-16-олефинсульфонат натрия и кокамидопропил-бетаин, который вырабатывается из жирных кислот масла кокоса. Детям не нужно покупать пасты, в составе которых есть лаурил сульфат натрия – сильный аллерген. Детям нужно исключить применение паст, в которых содержатся антимикробные и отбеливающие компоненты.
Помните, что все зависит именно от Вас. Чтобы ребенка научить следить за гигиеной ротовой полости и чистить зубы правильно, необходимо включить фантазию. Придумайте увлекательную игру, которая будет соответствовать возрасту Вашего крохи. Сначала малыш может Вам почистить зубы (только используя Вашу щетку!), а потому Вы почистите ему его щёткой. Более взрослому ребенку может понравиться дружба с отважным капитаном Щеткиным, помогающим очистить зубы от налета, или борьба с вызывающими кариес монстрами. Экспериментируйте, придумывайте, пробуйте. Если Вы не займетесь этим, самостоятельно ребенок ничего не сделает
Он сможет правильно ухаживать за своими зубами только под Вашим четким руководством и со временем это станет хорошей, важной привычкой, за которую он сможет поблагодарить Вас.