Каких ошибок следует избегать
Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.
Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.
- «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
- «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
- «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.
Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.
В каком возрасте ребенок должен сам одеваться
Конечно, ребёнок никому ничего не должен, однако существуют нормы, которые позволяют отслеживать особенности овладения навыками. К примеру, можно изучить Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых учтены, в том числе, и навыки самообслуживания, которыми малыши овладевают до начала школьного обучения.
Итак, что же должен уметь ребёнок в разные возрастные периоды?
В 2 года дети:
- начинают одеваться и раздеваться, но только с помощью взрослого человека;
- могут натягивать и снимать с себя одежду и обувь, но пока не умеют расстегивать и застёгивать их;
- знают последовательность надевания одежды (сначала трусы, затем колготки, брюки и пр.).
В 3 года ребёнок:
- надевает одежду, но не застёгивает пуговицы (особенно мелкие);
- самостоятельно снимает и надевает трусики, брючки;
- снимает майку и кофту;
- застёгивает и расстегивает липучки, молнии;
- может складывать одежду на стул.
В 4 года малыши:
- самостоятельно раздеваются и одеваются;
- застёгивают кнопки на кофте и брюках;
- справляются с пуговицами;
- просят помощи у взрослых, если застёжки на одежде находятся сзади или на боку.
В 5-летнем возрасте ребёнок:
- полностью своими силами управляется с одеванием и раздеванием;
- может застёгивать пуговицы и любые застёжки;
- завязывает шнурки;
- аккуратно развешивает одежду;
- поддерживает порядок в своём внешнем виде.
В 6 лет ребёнок:
- абсолютно самостоятелен в плане одевания и раздевания;
- может почистить свою обувь с помощью щётки;
- пришивает крупные пуговицы под контролем взрослого человека;
- способен поддерживать относительный порядок в своём шкафчике;
- сортирует вещи на чистые и требующие стирки.
Родители должны избегать ошибок
Хорошо, когда одежда малыша лежит в открытом доступе и он может сначала просто перебирать и изучать ее, а затем пробовать натянуть на себя. Желание примерить их могут вызвать и вещи родителей. Их легко надеть из-за большого размера, к тому же так реализуется потребность походить на маму и папу.
В четыре года дети способны полностью раздеваться, одеваться под присмотром старших, застегивать и расстегивать пуговицы. Даже если время первых попыток самостоятельности упущено, научить ребенка будет несколько сложнее, но, конечно, возможно. У большинства детей одеваться полностью самостоятельно получается к пяти годам. К этому возрасту, как правило, они способны справиться и со шнурками.
- Не стоит затягивать с началом приучения, лучше делать это во время периода самостоятельности, который приходится на два-три года.
- Если кроха уже научился раздеваться, то не следует останавливаться на достигнутом. Этот процесс сходен с одеванием, поэтому нужно, чтобы он учился дальше.
- Нельзя торопить ребенка, даже если кажется, что он еле копошится, это может отбить у него всю охоту к этому занятию. Лучше встать немного раньше и спокойно собраться.
- Не нужно помогать ребенку, если он сражается с застежкой, если он сам этого не просит.
- Когда видно, что ребенку что-то тяжело дается, то надо спокойно объяснить ему, как правильно. Ни в коем случае не ругать его, наоборот, находить, за что похвалить.
- Необходимо помнить, что дети лучше воспринимают объяснения в игровой форме.
Дети способны быстро усваивать новые навыки. Но все же им для этого нужна помощь родителей, которые должны терпеливо обучать их всему необходимому. Поэтому взрослые должны знать, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Превращая этот процесс в увлекательную игру, можно справиться с важным этапом в развитии.
Снимите это немедленно!
Обучение детей одеванию, как это ни парадоксально, начинается с… раздевания. Кроха, которому исполнился годик, пробует стянуть с себя шапочку или варежки
Это очень важно, потому что является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных действий в дальнейшем. Восхититесь новым умением, а потом — предложите попытаться надеть снятое
Вместо того чтобы неожиданно — потому что «время пришло» — учить его одеваться, нужно не пресекать эти пробы в раннем возрасте. Резкими покрикиваниями, одергиваниями, обесценивающими фразами («я сама, времени мало», «у тебя плохо получается», «у тебя руки-крюки» и т.д.) можно надломить его желания, инициативность и веру в себя.
Желательно, до того как ваш малыш войдет в период самостоятельного одевания, подготавливать его к этому. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста практикуйте пальчиковые игры, с годовалыми — мните, давите, размазывайте пластилин. Приобретите или смастерите сами пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с петельками, чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас есть много подобных игрушек-«тренажеров»). Все это поможет малышам освоить действия, необходимые при самостоятельном одевании.
От простого к сложному – самый правильный путь обучения
Когда ребенок только что научился ходить, ему открывается неведомый мир интересных предметов в квартире. Пусть он берет и рассматривает вещи, примеряет их. Убрать с его глаз надо только опасные с травматической стороны предметы. Главное, чтобы малыш был под надзором старших.
Во время одевания озвучивайте ваши действия. Приговаривайте: «одну ручку в рукав, другую ручку в другой рукав. Давай ножку, наденем на нее туфельку». Если вы все время будете пояснять свои действия, малыш будет лучше вас понимать. Во время следующего одевания он сам будет протягивать вам ручки и ножки. Примерно в 18 месяцев ребенок попробует сам снять с себя носки. Поднимаясь с горшка, он попробует натянуть самостоятельно штаны. Не торопитесь, дайте ему возможность проявить себя. Если действие получилось, похвалите его. Пусть штаны немного скособочены, это всегда можно исправить. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может сделать сам, и не скупитесь на похвалы.
Двухгодовалый малыш сам пытается надеть трусы, колготы, штаны. Старайтесь, чтобы одежда была достаточно свободной и удобной для одевания. Широкие штаны надеть легче, чем колготы. Можно немного помочь маленькому человечку. Чтобы побудить его к действию, можно натянуть на него колготы не до конца. Он постарается подтянуть их сам. Если вам удастся только направить малыша по правильному пути, а не выполнять за него действия по одеванию, он быстро научится одеваться сам.
Более сложный этап – надевание маек и свитеров. Если малышу будет тесно в одежде, он застрянет в ней при одевании и разозлится. Это отрицательно скажется на его энтузиазме, пропадет интерес к процессу. Покупайте человечку одежду на размер больше, чтобы он легко ее надевал. Горловина у маек и свитеров должна быть свободной. Не вводите в обиход водолазки и другую облегающую одежду.
Как подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он научился одеваться в 2 года?
Иногда родители отмечают, что их ребенок не стремится проявить инициативу в освоении различных навыков, в том числе и в одевании. Тогда родители должны его подтолкнуть. Только сам толчок должен быть естественным, незаметным и предельно деликатным. К примеру, колготки можно натянуть только до колен, чтобы малыш сам закончил этот процесс.
В том случае, когда ребенок при одевании настойчиво просит у родителей помощи, не нужно ему отказывать. Но и помощь в таком случае должна быть частичной. Нельзя допустить, чтобы в детском сознании закрепилась мысль вроде: если покапризничать – мама быстро оденет сама. Обучение одеванию должно быть твердым, но последовательным.
Капризных и упрямых малышей придется заинтересовать процессом одевания. Для этого его нужно превратить в занимательную игру. К примеру, штанины и рукава могут превратиться в тоннели, в которые должны попасть «паровозики» ноги или руки.
В некоторых случаях ребенок может отказаться одеваться в ту одежду, которая для него неудобна. Поэтому при выборе одежды для ребенка нужно выбирать только подходящую для него. Уже 2-3-х летний ребенок может принимать участие в выборе вещей для себя. Еще один вариант для самых избирательных деток: можно выбрать несколько комплектов одежды по погоде и предложить ребенку выбрать уже из них.
Уроки Марии Монтессори: почему дети сами одеваются
Последователи практики Монтессори рекомендуют выбирать для малышей простую и удобную одежду, которая должна висеть на уровне, до которого ребёнку легко дотянуться Так он сможет сам выбирать, в чём пойти. Если такой возможности нет, лучше всего собираться заранее — подобрать кофту, брюки или юбку, оставить их на видном месте, чтобы малыш знал, что это вещи на следующий день. Можно предложить ребёнку составить собственный комплект, предложив выбор из 2–3 вещей.
Для толстовок и курток у системы Монтессори есть один фокус, которым можно облегчить задачу и увлечь малыша. Нужно положить расстёгнутую куртку на пол капюшоном к малышу, изнанкой вверх. Малышу надо засунуть руки в рукава и перекинуть курточку через голову. Такой впечатляющий способ может освоить малыш от полутора лет.
Обувь стоит выбирать на липучках, чтобы крохе было удобно обуваться самому. Для этого нужно поставить стульчик и посадить на него малыша, предложив ему надеть обувь самостоятельно. Не стоит его торопить. Кстати, в монтессори-группах ребят, которые обули ботинки не на ту ногу, не исправляют. Как правило, дети сами замечают, что им неудобно, и переобуваются.
Секрет системы Монтессори — в поощрении самостоятельности, благожелательности и терпении. Если родители не разделяют этот педагогический подход, можно взять из него только то, что нужно. В частности, способы, как научить ребёнка быстро собираться.
7 «золотых» правил обучения малышей одеванию
Будьте спокойны и терпеливы. Пожалуй, это одно из самых трудных требований: трудно сохранить доброжелательность, когда вы опаздываете, а малыш 10 минут возится с застежками. И все же, если вы понимаете, что никуда не торопитесь и времени достаточно, не спешите помогать ему или критиковать. Желательно, чтобы ребенок самостоятельно закончил то, что начал: так у него формируется его собственный, индивидуальный опыт. Например, вы видите, что оделся он не совсем правильно (наизнанку, задом наперед и т.п.), сначала порадуйтесь вместе тому, что он это сделал сам, а затем спросите — все ли получилось? Выслушав, поделитесь своим виденьем. Четырехлетка поначалу может отказываться переодевать неправильно надетое. Ваше давление только усилит протест
Порассуждайте, спросите у него, почему ему важно оставить все как есть? Ребенок 5-6 лет, как правило, исправляет свои ошибки: у него уже нет задачи «быть в протесте». Он больше нацелен на взаимодействие с социумом
Установите зрительный контакт — он будет залогом вашего взаимодействия с ребенком в процессе одевания
В тот период, когда вы еще сами одеваете своего малыша (лучше всего делать это, стоя на коленях на полу), проговаривайте вслух свои действия. Регулярность повторов имеет свою силу запоминания у ребенка. Впоследствии некоторые вещи, например, нижнее, нательное белье он будет автоматически надевать сам, а следующую последовательность в действиях вы ему напомните.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Многие дети сызмальства любят наряжаться (и не только девочки!). Они пытаются участвовать в процессе одевания, начиная с годичного возраста, частично могут правильно одеться в два с половиной года и полностью — в четыре. Но многое зависит и от характера ребенка. Более спокойные и усидчивые ребята раньше начинают справляться с пуговицами и молниями, а гиперактивные дети в принципе самостоятельно одеваться начинают немного позже.
Примите его правила. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием одевался сам, предоставьте ему возможность выбора одежды. Разумеется, бывают случаи, когда дресс-код необходим. Но в целом, так ли важно, что оранжевая футболка не сочетается с малиновыми ботинками? Если же детские требования слишком сильно попирают ваш хороший вкус, просто сузьте рамки: выложите перед малышом три комбинации одежды, сформированные вами — пусть выбирает.
Подавайте пример. Малыши вообще очень хорошо учатся справляться с одеждой на чужом примере. Именно поэтому в семьях, где двое и более детей младшие начинают самостоятельно одеваться гораздо раньше.
Помогайте — это подбадривает. Пусть он сам просовывает ноги в колготки, а вы — расправляете их и хорошо подтягиваете, или надевает рубашку, вы — застегиваете пуговицы и т.п.
Хвалите. Момент, когда кроха сам что-то оденет или застегнет — именно тот, когда не стоит скупиться на похвалу. Малыши очень радуются, когда у них получается что-то сделать без посторонней помощи. Категорически нельзя критиковать, ругать и смеяться, если ребенок надел что-то неправильно! Это усиливает у него страх, неуверенность, протестующее поведение перед чем-то новым. Ошибочно считать, что «метод сравнения» стимулирует к самостоятельности и повышает его мотивацию. Очень наглядно это происходит в детском саду: фразы «ну, что ты копаешься, все уже переоделись», «посмотри, как Маша аккуратно одевается», «Гриша умеет надевать перчатки, , а ты нет» ранят ребенка, делают виноватым, заставляют стыдиться, понижают самооценку и даже пробуждают чувство злости.
Больше полезных материалов о развитии и воспитании детей — в нашем канале на .
Игровые методики
Дети младшего дошкольного возраста постигают мир в процессе игры, что следует использовать для обучения. Например, можно разложить одежду на диване и предложить ребенку конкурс – кто быстрее оденется.
Для того чтобы быстро научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, можно изготовить для него своеобразный тренажер – нашить на кусок ткани несколько различных пуговиц, а на другом куске сделать для них петли – прорези, обработанные оверлоком или обметанные вручную. Поясните ребенку его задачу – расстегивать и застегивать пуговицы. Можно сделать и необычное развлечение, например, расположив пуговицы так, чтобы при застегивании они образовывали мордочку мишки, для этого на ткани следует дорисовать некоторые элементы.
Надевать штанишки лучше всего сидя на диване. Можно придумать игровую ситуацию: например, мы не одеваемся, а делаем так, что поезда – ноги – проходят через темные туннели – штанины. Задача – как можно быстрее помочь машинистам выйти к свету. Когда ступни – вагоны – появятся из штанин, можно встать и натянуть брюки. Ребенку будет весело и интересно.
Девочек легко сначала обучить одеванию кукол. Например, перед тем как приступить к натягиванию футболки на себя, можно на большой игрушке показать, как это делается. Далее, приступая к самостоятельному одеванию, можно напомнить ребенку, что «вчера мы одевали куклу, вспомни. Давай покажем ей, как надо правильно делать».
Очень интересная игра, в которую с удовольствием поиграют малыши, – наряжания. Мама придумывает игровую ситуацию, например, дочь становится принцессой, которая готовится к поездке на бал, а сын на время перевоплощается в супергероя. Вместе с ребенком следует подобрать костюм, после чего предложить ему самостоятельно нарядиться
Неважно, что ребенок оденется в мамину футболку, которая ему велика, важно то, что он поймет принцип одевания и будет стремиться делать это самостоятельно
Еще более увлекательно купить или сделать своими руками костюмы – доктора, пожарного, сотрудника полиции, пирата. Тогда, желая поиграть, ребенок автоматически повторит и закрепит полученные навыки. Можно смело использовать подручные средства. Например, длинная белая футболка станет халатом врача, если нашить на нее красный крест.
Выбор одежды
Вы должны понимать, что сам процесс обучения для ребенка может оказаться достаточно непростым
Поэтому особое внимание следует уделять правильному выбору предметов одежды, что значительно облегчит участь малыша
Выбирайте изделия, липучки на которых будут широкими, имеющими хороший крепеж.
Кнопки на одежде должны с легкостью, как застегиваться, так и расстегиваться.
Если на изделии присутствуют пуговицы, то необходимо выбирать только круглые, важно, чтобы они легко входили и выходили из петли
Также обращайте внимание на размер пуговиц. Важно, чтобы они были достаточно крупными.
Убедитесь, что молния на одежде легко растягивается и застегивается, не застревает
Также отдавайте предпочтение изделиям с крупными деталями.
Выбираю шнурки, останавливайтесь на тех, у кого металлические или пластмассовые кончики
Важно, чтоб длина была оптимальной, не слишком короткой и не очень длинной.
Игры «на одевание»
Игра — один из самых доступных и любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание — не исключение. Используйте эти приемы, чтобы подогреть детский интерес к этому повседневному процессу.
«Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину, в рукав, в штанину. Практически поднеся к ручке или ножке крохи пройму, сделайте так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнитесь. Приняв правила игры, он гарантированно будет стараться «победить».
«Нахождение частей тела». Удивленно вопрошайте «а где наши ручки?», восклицайте «какая длинная шейка!», просите вытянуть ножки, а потом — поболтать ими. Вариантов масса.
«Соревнование». Положите рядом два комплекта одежды — детский и свой собственный и одевайтесь одновременно.
«Показ мод» — маленькие дети, как девочки, так и мальчики, обожают примерять родительскую одежду. Надевать вещи взрослых не только проще, но и интересней. Используйте это!
«Обмани меня!» — придерживайте это средство на крайний случай. Вздохните, покачайте головой и скажите: «Ну, с этой-то кофтой тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат последует очень быстро.
Несколько советов родителям
Как показала практика, малышу гораздо легче самому раздеваться, чем одеваться. Начните с раздевания – пусть годовалый малыш сам снимает носочки и шапочку. Если у него что-то не получается, немного помогите, но не до конца, чтобы он завершил процесс сам. Пусть ребенок учится справляться с трудностями. Не забудьте его похвалить.
Человечек может заволноваться от большого количества одежды, которую надо надеть. Имеет смысл поделить одежду на 2 части – ту, что надевает малыш, и ту, которую на него надевает мама (рекомендуем прочитать: какая одежда покупается для детского сада?). По мере обучения перекладывайте из своей части одежды к малышу по 1 вещи. Делайте это до тех пор, пока ребенок не станет одеваться самостоятельно.
Для запоминания очередности надевания одежды можно сделать плакат – шпаргалку. Нарисуйте на нем предметы одежды в том порядке, в котором их надо надевать. При одевании помогите ребенку разложить одежду в нужном порядке. Пусть малыш проверит, правильно ли вы все разложили.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка наводить порядок в комнате?
Для одевания утром перед детским садом приготовьте одежду для вашего дошкольника вечером. Разложите ее в том порядке, в котором она надевается на кресле или еще где-то, где она не будет никому мешать.
Чтобы малыш запомнил, где у вещи перед, приобретайте кофточки и брючки с карманами, с яркими принтами впереди. Если вещь одноцветная, сделайте на ней вышивку или аппликацию. Они не испортят одноцветную футболку, свитер или платье.
Правила одевания
Чтоб ребенку было легче справляться, необходимо объяснять все этапы процесса.
- Начиная знакомство с обувью, выбирайте пару на липучках:
- давайте обувь ребенку в руки;
- показывайте, как она растягивается;
- просите повторить ваши действия;
- обязательно хвалите карапуза за его успехи.
- Учим малыша самостоятельно развязывать шапочку. Для этого покажите, что необходимо тянуть за крайние кончики, а не за бантик. Иначе узелок только сильнее затянется, и ребенок не сможет избавиться от шапки.
- Когда начинаете знакомить карапуза с кнопками:
- покажите на себе, своей куртке, как происходит данный процесс;
- пусть ребенок одной рукой придерживает основание кнопочки, а второй ручкой прикладывает другую часть кнопки (поверьте, звук защелкивание ему понравится);
- теперь покажите, как разъединять кнопки. Только не забудьте сказать о том, что слишком резкие движения могут привести к поломке.
- Чтобы объяснить, как застегивать молнию необходимо:
показать на примере;
предложить самому попробовать водить ползунком со стороны в сторону;
когда ребенок освоит это движение, необходимо обратить внимание на то, как именно застегивается молния;
позаботьтесь о том, чтоб объекты его исследования имели достаточно крупные детали.
- Чтобы научить застегивать пуговицы, необходимо начинать знакомство не с одежды, а с отдельной игрушки для развития. Тут можно использовать простой кусок ткани, на который были нашиты пуговицы, а на другой тряпочке будут петельки. Первый раз покажите ребенку, как необходимо действовать, потом он и сам справится с этой задачей. Не забывайте, что данное действие положительно влияет на развитие мелкой моторики.
- Обучая надевать штанишки покажите, что удобнее всего это делать в положении сидя:
- пусть ребенок вытянет перед собой ноги;
- засунет каждую конечность в соответствующую штанину;
- когда ступни покажутся – встанет и подтянет их.
- Когда малыш учится надевать на себя футболку или свитер, выбирайте такие изделия, у которых будет достаточно широкий вырез, без горловины:
- первый раз покажите, как вы надеваете футболку;
- потом наденьте ребенку кофту;
- и только потом предложите сделать это самому.
- Знакомство со шнурками также необходимо начинать с обучающих игрушек. Покажите, как можно завязать узелки разными способами. Когда кроха самостоятельно справиться с игрушкой — можно переходить к обуви.
Приемы обучения
Взрослые не задумываются над процессом одевания, делая все механически. Малышу такая система не подходит. Чтобы приучить его правильно надевать на себя одежду, рассмотрите ее вместе с ним со всех сторон. Покажите ему, где у носка пятка, где у колгот швы, где у кофты перед и где зад, где изнанка, а где лицо. Покажите, как положить вещь перед собой, чтобы надеть ее правильно.
Объясните ребенку последовательность надевания одежды и способ надевания каждой конкретной вещи. Раньше вы не задумывались, как надеть свитер, сначала рукава, потом горловину или наоборот. Как надеть брюки, сначала сидя, а когда из штанин выглянут ступни, то стоя? Где у кофты перед, а где зад, и как это определить? Горловину надевают через лицо или через макушку? Теперь все это придется обосновать и объяснить.
Иногда не помешает применить немного хитрости. Если вы упустили момент для обучения, и ребенок привык, что его одевают родители, и не хочет одеваться сам, попробуйте превратить одевание в увлекательную игру:
- Пусть ножки будут паровозиками, а брючины – тоннелями, по которым надо проехать.
- Устройте соревнования на скорость одевания. В этих соревнованиях малыш должен победить.
- «Забудьте», как правильно одеваться. Надевайте колготы на голову, а носки на руки. Пусть ребенок вас поправляет.
- Поиграйте в ручки и ножки. Пусть они говорят: «мне холодно, где же согреться?» или «ой, как страшно, хочу в домик».
Если вы умело организуете мотивацию, ребенок с удовольствием начнет сам одеваться. Постарайтесь помочь своему малышу.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к садику в 2 года?
Навыки одевания у детей различного возраста
Каждый новый навык развивается у малыша не сразу, а постепенно. Не надо форсировать события. Доктор Мария Монтессори считает, что ребенку надо помочь самостоятельно получить новое умение. Так оно закрепится основательно и надолго. От взрослых требуется лишь доброжелательное поощрение и поддержка.
Понемногу осваивать самостоятельное одевание младенец начинает уже к 12 месяцам. Он стягивает с себя носочки и шерстяную шапочку. Похвалите его, в следующий раз сознательно подождите, пока он сам не снимет эти предметы одежды. В два года ребенок будет пытаться самостоятельно надеть носки и шапку. Пусть шапка наденется немного набекрень, ее всегда можно поправить. В этом возрасте человечек уже может сам снять с себя рейтузы, колготы и трусы. К 3 годам круг его навыков расширяется. Его удается научить:
- надеть и снять трусы и теплые штаны на резинке;
- надеть жилет без пуговиц, шапку, носки;
- надеть обувь без шнурков и застежек;
- снять с себя расстегнутую рубашку или кофточку;
- застегнуть уже вдетую в основание молнию на одежде и расстегнуть ее.
К 4 годам умения приумножаются. Ребенок может:
- надеть на себя футболку и свитер;
- надеть рейтузы или брюки;
- застегнуть кнопки на одежде;
- раздеться самостоятельно.
Все эти навыки ребенку лучше проявлять под надзором взрослого человека, чтобы он помог, если что-то наденется наизнанку или задом наперед. Дети более старшего возраста, незадолго до поступления в школу, могут одеться и раздеться уже без присмотра родителей. Родители добиваются этого путем постепенного приучения малыша к самостоятельности с раннего возраста.
Советы доктора Комаровского
Ознакомившись самостоятельно с данной информацией, родители смогут не только получить ряд действенных примеров, но и лучше разобраться в своем малыше.
Одевание в игровой форме дается легче и интереснее
Дополнительная информация. Тяжело в период обучения приходится не только малышу, но и взрослому. Существуют практические советы, которые следует попробовать применить.
Маленькие хитрости, которые помогают и детям, и родителям:
Если ребенок не хочет одеваться сам, пусть оденет свою любимую игрушку. Это может быть кукла, машинка, мягкая игрушка
Важно объяснить малышу, для чего это происходит: игрушке холодно, так красивее, аккуратнее и так далее.
Иногда дело не в желании ребенка, а в том, что у него не получается по причине плохо развитой мелкой моторики. В этом случае необходимо обзавестись небольшими специализированными игрушками, больше работать с пластилином, тестом или простыми крупами, которые имеются на кухне у каждой хозяйки.
Превратить рутину в игру
Тут все будет зависеть только от фантазии. Одеться наперегонки, у кого красивее наряд, кто выбрал вещи теплее.
К сведению
Важно первое время поддаваться ребенку, чтобы ему нравилось, и он продолжал игру и обучение
Таким образом, научить ребенка одеваться самостоятельно — непростое испытание для родителей. Но при соответствующем подходе, справиться будет намного легче
Главное — внимание и забота
Считаемся с мнением малыша
Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.
Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.
Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.
В случае, когда малыш сам не справляется с одеванием, помогите ему немного, чтобы он не начал злиться и не потерял интерес к процессу. Не стоит раздражаться или смеяться над малышом. Он все делает не идеально, но то, что у него получается, достойно вашей гордости. Забудьте про свой перфекционизм.
4 причины, почему ребенок не хочет одеваться сам
«Почему он не хочет одеваться?» — вздыхаете вы, устав гоняться за малышом с охапкой одежды под мышкой. Самые распространенные причины такого нежелания следующие.
1. Неумение
Это самое просто объяснение и легко решаемое, если кроха еще просто мал для самостоятельного одевания. Ситуация же, когда раз за разом вы, экономя время, упаковывали ребенка в одежду сами, а потом вдруг решили, что «в пять лет пора бы самостоятельнее быть», может иметь неприятные последствия. Обрушившиеся на малыша суровые требования, вполне могут спровоцировать не только волнение, но и чувство тревоги, неуверенности в себе. Он может расплакаться, разозлиться, оцепенеть от ужаса, неожиданно захотеть в туалет, попить, то есть в целом будет сопротивляться тому, чего от него ждут. Так что во всем необходима последовательность.
2. Скука
Как правило, распознать эту причину довольно легко: как только вы приближаетесь к чаду с ворохом одежды, он пускается от вас наутек. Есть возможность — поддержите затею ребенка. Проигравший — одевается. Если время поджимает, сначала строго предупредите (ровно через 10 минут выходим из дома), а затем начните демонстративно собираться. Еще один способ «оживить» одевание — рассказывать в процессе всевозможные стишки и считалочки.
Выбор одежды
Чтобы процесс обучения начался легко и без слез, следует правильно выбрать «наряды», в которые ребенок будет самостоятельно облачаться. Правила просты.
- Вещь должна быть чуть-чуть велика ребенку (на один размер), так ему проще будет попадать в горловину и рукава.
- Простой крой и отсутствие мелких деталей и сложных застежек – важные факторы успеха.
- Брюки лучше выбрать свободные, на резинке, футболку – с большой удобной горловиной. С их помощью очень просто приучить кроху к самостоятельности.
- Предпочтительные виды застежек – липучки, молнии. К пуговицам можно приступать только после предварительной подготовки.
Спинка и перед, лицо и изнанка должны иметь явные, понятные малышу отличия. Помогут аппликации, вышивка, карманы. Детям постарше можно предлагать ассоциации, например, если на кофте цветы, то следует сказать, что «спереди растет крупный цветок, чтобы видеть солнце, а сзади цветки более маленькие, им достается меньше солнечных лучей».