Обработка и интерпретация результатов исследования
При обработке результатов исследования концентрации и устойчивости внимания «Перепутанные линии» учитывается число верного отмеченных линий, а также количество непрослеженных завитков. Вычисляется показатель успешности выполнения задания так:
Y = t х (25/Nпр), где t — время, потраченное на задание (в секундах), а Nпр — количество правильных вариантов.
Если при большом промежутке времени, затраченном на поиски каждой линии, преобладают ошибки в определении границ, но при этом испытуемый не испытывает проблем с остротой зрения, то сосредоточенность у него слабая. В случае когда к концу теста темп выполнения снижается, можно сделать вывод, что у ребёнка проблемы с концентрацией внимания. Когда скорость работы с отдельными линиями примерно одинаковая, то нимание ребёнка характеризуется устойчивыми показателями концентрации. В целом же оценить это свойство восприятия можно по следующим значениям:
- 861 и выше — низкая степень концентрации внимания
- 455–860– средняя;
- 454 и меньше– высокий уровень.
Что касается индивидуального анализа, то экспериментатору потребуется высчитать показатель продуктивности внимания по формуле:
П = Nпр — Nош, где Nпр — число правильных отметок, а Nош — количество ошибок.
Шкала оценки результата такова:
- выше 19 — продуктивность оценивается на «отлично»;
- 10–18 – «хорошо»;
- 4–9 – «удовлетворительно»;
- 3–2 – «плохо».
Интерпретация итогов двухминутного тренинга происходит с учётом следующих норм:
- 5 правильных ответов — 5 баллов («отлично»);
- 4 верно обозначенных конца линий — 4 («хорошо»);
- 3 совпадения — 3 (троечный уровень).
Тест «Перепутанные линии» даёт возможность оценить уровень концентрации внимания ребёнка, а также его продуктивность. Методика может быть использована в качестве тренажёра для детей разного возраста с целью развития умения сосредотачиваться на чём-либо и переключаться с восприятия одного источника информации на другой.
Методика «Перепутанные линии»: автор, суть, цели
Существует много приёмов, предназначенных для определения ключевых показателей внимания. Но наиболее удобным в обращении считается тест «Перепутанные линии», который был разработан А. Реем в конце 50-х годов ХХ века. В наши дни используется адаптированная версия методики, автором которой является профессор психологии и психодиагностики Государственного университета штата Огайо (США) Стивен Рисс. Смысл теста заключается в зрительном прослеживании отдельных линий, переплетённых с другими, и нахождение их окончаний. Целью исследования является определение степени концентрации внимания и его устойчивости при сосредоточении на конкретных объектах.
Методика предназначена для детей старше 5 лет.
Внимание на миллион?
Внимание при его постоянной тренировке обладает возможностью неограниченно расти. Каждый ребенок может развить определенную степень гениальности, если будет развивать силу сосредоточенного внимания
Поэтому развитие внимание идет «за одну руку» с гениальностью. Французский маг, знаменитый своими фокусами Роберт Удэн обладал быстрой и точной наблюдательностью и вниманием. Он усиленно развивал внимание и память. В юности он мог быстро проходить мимо витрины магазина, зорко вглядываться в окно, а потом отойдя на несколько метров, останавливаться и припоминать все, что он видел
Он старался описать как можно большее количество предметов
В юности он мог быстро проходить мимо витрины магазина, зорко вглядываться в окно, а потом отойдя на несколько метров, останавливаться и припоминать все, что он видел. Он старался описать как можно большее количество предметов.
С каждым разом острота его внимания увеличивалась. Роберт мог запоминать с каждым днем все большее количество предметов.
Наконец, он мог, пробегая мимо огромной витрины магазина с мельчайшими предметами и как бы фотографируя ее глазами, описать, что находилось в витрине магазина.
Он мог описать все предметы и через несколько часов. Его память стала фотографической. Эта память самая совершенная.
Развив ее однажды, ребенку уже не потребуются постоянные тренировки памяти с помощью мнемотехнических приемов. Фотографическая память — это память правого полушария.
Играя в специальные игры с ребенком (развивая ребенка по методике Макото Шичиды), можно развить правое полушарие на столько, что прочитав один раз книгу, ребенок мог листать книгу у себя в голове и находить там нужную информацию.
А еще правое полушарие — это воображение, интуиция и многое другое. Если вы хотите узнать, что нужно делать, чтобы раскрыть способности ребенка, дающие ему преимущество, вам 6нужно познакомиться с нашей системой игр. Подписаться на нее можно по этой ссылке (откроется в новом окне).
Итак, вы узнали тесты на развитие внимания и памяти для школьников, игры и упражнения на развитие внимания и памяти, которые помогут вам не только оценить внимание и память вашего ребенка, но и постоянно их развивать. Желаю вам успехов!. До скорого!
До скорого!
Ваша Надежда Тихонова
Особенности психодиагностики внимания
Исследователи при психодиагностике обращают большое внимание на системообразующий компонент в структуре внимательности, который представлен постоянством. Если взять за основу исследования отечественных ученых, то самовнимание рассматривается ими в качестве главного условия
Оно характеризует хорошо успевающих учеников и отличает их от малопродуктивных одноклассников.
Психодиагностика определяет внимание также как функцию внутреннего контроля соответствия умственных действий их программам выполнения. Развитие этого контроля способствует улучшению результативности любой деятельности, ее планомерному формированию
Коррекция после осуществленной психодиагностики позволит преодолеть обнаруженные дефекты внимания.
Исследования внимания осуществляются не только у школьников, но и у людей, осуществляющих операторскую деятельность. В частности, анализу подвергаются:
- Ошибочные действия оператора;
- Прогнозирование успешной деятельности;
- Осуществление профессионального отбора;
- Обеспечение контроля функционального состояния и др.
Психодиагностика внимания оператора необходима, поскольку для многих видов операторской деятельности эти качества относят к числу профессионально важных. Большая часть тестов, позволяющих оценивать качество внимания, являются сравнительно простыми по процедуре проведения.
Тестирование дошкольников, младших школьников и детей старшего возраста
После проведения теста важно поговорить с ребёнком, выяснить, с какими трудностями он столкнулся
Для работы по методике «Перепутанные линии» требуется бланк специального образца и секундомер. Что касается количества испытуемых, то их число может варьироваться от 1 до 8.
Инструкция по организации тестирования:
- Ребёнок получает бланк, на котором начало каждой из 25 линий обозначено порядковым номером, а концы отходят к пустым прямоугольникам.
- Взрослый объясняет задачу: «Тебе нужно глазами, без помощи карандаша или пальца, проследить каждую линию от начала до конца и поставить её номер в соответствующую графу».
- При индивидуальной форме проведения организатор самостоятельно отмечает время, за которое испытуемый справился с заданием. При групповой ребёнок должен поднять руку, когда закончит работу, чтобы экспериментатор озвучил время, потраченное на тест, а испытуемый сделал пометку внизу бланка.
- При индивидуальной диагностике взрослый отмечает в протоколе, помогает ли испытуемый себе пальцем (несмотря на запрет), а также
- какая установка — на скорость или точность — преобладает у ребёнка;
- уверен ли в себе тестируемый, перепроверяет ли он себя;
- есть ли трудности при прослеживании линии в середине или в конце (по этому критерию можно судить о том, насколько утомление сказывается на работе).
- После завершения исследования экспериментатор спрашивает ребёнка о его самочувствии, трудностях, с которыми он столкнулся в процессе, а также просит испытуемого дать оценку своей деятельности.
Существует вариант тестирования, при котором ребёнок выполняет задание на время. Такая форма проведения допустима с детьми среднего и старшего школьного возраста. В этом случае экспериментатор ограничивает работу 7 минутами для детей 13–16 лет или 10 — для учащихся 9–12 лет.
Есть и так называемый быстрый тест: школьнику 10–13 лет и старше выдаётся бланк и выделяется 2 минуты на выполнение задания. С помощью такой диагностики можно оценить уровень концентрации внимания испытуемого в конкретный момент времени. Этот вариант удобно использовать в качестве тренинга внимательности перед выполнением задания, требующего максимального сосредоточения — например, контрольной работы.
Среди детей подросткового возраста (в качестве тренинга внимания) можно организовывать прохождение теста «Перепутанные линии» на время
Внимание и его свойства простыми словами
Наши знания о конкретном предмете составляют то, что мы о нем помним, что можем рассказать. Эти знания напрямую зависят от особенностей нашей памяти.
Учеными описано большое количество видов памяти (50 видов), так запоминание бывает непроизвольным и произвольным. Произвольное и даже непроизвольное запоминание невозможно без внимания.
Поэтому внимание — это наше важное и первичное условие получения знаний. А знания — это успехи ребенка в школе, его удовлетворение от учебы, а в будущем — успешность и эффективность
Что касается определения внимания, то вниманием принято считать отбор, сознательно или бессознательно, конкретной информации, которую человек получает через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и игнорирование другой информации. У внимания есть свойства, все они функционально связаны между собой и их разделение связано только с проводимыми психологами исследованиями:
У внимания есть свойства, все они функционально связаны между собой и их разделение связано только с проводимыми психологами исследованиями:
- концентрация — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального при наличии помех
- переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
- распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
- устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
- избирательность — выбор одного из множества других
- объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно или за очень короткий период времени
Предлагаем вам и вашему ребенку пройти тесты на развитие памяти и внимания для школьников. Тесты хорошо проходить и школьнику из 1 класса, и из 3 класса, а также из 6 — 9 классов
Если вы хотите проверить свое внимание, то вам сюда (ссылка откроется в новом окне)
Само прохождение тестов не только дает понять, на каком уровне находится внимание в данный момент времени, но и развивает его. К слову, 100 % внимательность дают специальные игры
Но не только моментальную способность увидеть отличия, а также феноменальную память
К слову, 100 % внимательность дают специальные игры. Но не только моментальную способность увидеть отличия, а также феноменальную память.
Что нужно делать, чтобы раскрыть способности ребенка, к которым в том числе относится и феноменальная память, узнайте из нашей бесплатной рассылки. Подписаться на нее можно по этой ссылке (откроется в новом окне).
Оценка результатов
Если малыш легко и верно справляется с заданием за одну-две минуты – это прекрасно, значит устойчивость его внимания на самом высоком уровне. Если же было затрачено чуть больше времени и допущены некоторые неточности, которые ребенок сам же исправил, то уровень его концентрации выше среднего. Средний результат – это если малыш начал ошибаться ближе к концу работы, пытался помогать себе пальцем. Если же ошибок было допущено слишком много — значит результат ниже среднего.
Стоит также отметить, что методика «Спутанные линии» создана не только для проверки уровня концентрации внимания, но и для ее стимуляции.
Просмотры: 143
Методы и методики психодиагностики внимания
Психодиагностическая практика для исследования внимания использует различные методики. Популярными являются тест Бурдона, таблицы Шульте, красно-черная таблица, тест «Перепутанные линии», методика Мюнстерберга и др.
Одна из самых распространенных методик для психодиагностики внимания представлена таблицами Шульте. В этих таблицах в случайном порядке располагаются числа от 1 до 25. Задача испытуемых состоит в том, чтобы найти числа и поставить их в порядке возрастания. Такие действия необходимо проделать с пятью разными таблицами.
Основным показателем диагностики внимания в этом тесте является время выполнения задания. В соответствии с результатами работы происходит построение «кривой истощаемости». Она отражает устойчивость внимания и динамику работоспособности.
В качестве модификации таблиц Шульте выступает красно-черная таблица, которую разработал Ф. Д. Горбов. Она предназначена для оценки переключения внимания. Если же нужно оценить избирательность и концентрацию внимания, то специалисты рекомендуют методику Мюнстерберга. В ней среди случайного буквенного текста располагаются также слова. Задача испытуемого заключается в быстром просматривании текста и подчеркивании этих слов.
Кроме бланковых тестов для психодиагностики внимания могут использоваться и аппаратурные методики. Пример такой методики — это применение прибора «Аттенциометр» (Е. А. Милерян), на лицевой панели которого располагается модель самолета, лампочки, счетчики и измерительные приборы.
Испытуемый, работая с аппаратом, должен действовать одной рукой и непрерывно корректировать положение самолета. Одновременно с этим он отслеживает работу лампочек и приборов. Успешное решение задачи говорит то, что у испытуемого есть способность к распределению и своевременному переключению внимания.
Что надо знать об исследовании внимания
Конечно, все тесты, что вы видели выше трудно отнести к классической диагностике внимания. Поскольку онлайн невозможно соблюсти и провести полную процедуру тестирования. Да и это не было целью приводимых выше тестов.
Но, любые упражнения, тесты на внимание тренируют внимательность в любом случае. И вышеуказанные тесты подобраны таким образом, чтобы точечно из диагностических тестов взять их идею
И чем больше вы в них играете с ребенком, тем более внимательным он становится. У него улучшается концентрация внимания, целенаправленность, распределение, все, что указано перед тестами.
Ниже я приведу классические тесты на внимание и память
Концентрация внимания: перепутанные линии
Перепутанные линии – самая простая игра, применяемая уже с ребятишками двух лет. В этом упражнении развивается концентрация внимания. Задание простое: необходимо найти, где какая линия начинается и где заканчивается. Мы поделимся собственным опытом применения игры.
Перепутанные линии для детей 2-3 лет
Для детей 2-3 лет рисунок должен быть такой. Рисуется два предмета, к примеру, медвежонок и зайчик на листе справа, а морковка и малина в разных местах слева. Звери соединяются не очень извилистыми линиями с любимой едой. Линии не пересекаются.
Инструкция. Покажи зайку. Что любит кушать зайчик? Морковку. Покажи пальчиком зайке, как пройти по дорожке к морковке. (С мишкой аналогично)
Пальчик малыша должен продвигаться по траектории, учитывая все её изгибы. При затруднениях проведите сами его указательным пальчиком. сперва линия широкая, потом уже, потом пунктирная. Траекторию рисуем сначала пальчиком, потом фломастером.
Перепутанные линии для ребят 4 лет
Здесь появляются две не сильно перепутанные линии. Возможно двух цветов, если малыш не видит, что они перепутаны. Проходим траекторию с помощью карандаша, фломастера. Ближе к пяти годам пробуем медленно отслеживать путь только взглядом.
Поначалу взгляд ребенка чаще всего будет соскальзывать с той линии, за которой он следит.
Если такие проблемы возникнут, упростите задание на 1 пункт. Если ребенок и в этом случае не справится, сделайте еще шаг назад и так далее.
Упрощайте задания по следующей шкале сложности (она дается в порядке упрощения заданий).
- Ребенок следит за линией только глазами.
- Ребенок следит за линией, ведя по ней палочкой или пальцем.
- Ребенок следит за линией и одновременно рисует по ней карандашом, ручкой или фломастером (в этом случае лучше для каждой линии подбирать свой цвет).
Таким ступенчатым способом малыш обучается отслеживать нужную информацию (в данном случае линию), не обращая внимание на помехи (другие линии). Торопиться идти вперед не стоит
Переходить к более сложному только когда будут хорошо отработаны простые манипуляции
Торопиться идти вперед не стоит. Переходить к более сложному только когда будут хорошо отработаны простые манипуляции.
Усложнять можно не только действия, но и саму картинку. Некоторые дети с задержкой развития не понимают смысла задания, поэтому сначала нужно предъявлять простые картинки, а по мере освоения умения усложнять.
Как усложнять картинки?
I этап. На половинке листа А 4 слева нарисовать зайца, справа морковку. Между ними дорожку. Дорожка одна и сначала извивается слабо.
Проведите по ней кисточкой (или ватной палочкой) с клеем, и посыпьте пшеном или гречкой. Зернышки прилипнут, и получится дорожка с камешками разной величины. Ребёнок постарше может сделать это сам под вашим присмотром.
Игровые действия с малышом.
- Покажи зайку.
- Покажи морковку.
- Пойдем по дорожке, найдем для зайки морковку (провести пальчиком малыша по дорожке с зернышками).
II этап. По мере освоения, дорожка становится извилистее, но остаётся единственной.
III этап. Затем добавляется еще одна, вторая линия. Но пока они не пересекаются.
IV этап. Дорожки начинают пересекаться в некоторых местах.
V этап. Количество пересечений постепенно увеличивается. Цвет можно убрать, и перейти на черно-белый вариант рисунков.
Пособия несложно изготовить самостоятельно. Рисунки можно нарисовать или наклеить картинки, вырезанные из старых книг и журналов.
Важно помнить, что результат будет, если работать ежедневно. Эти упражнения на концентрацию внимания могут быть использованы не только как подготовка к школе, но и в работе с детьми, начиная с 2-3 лет на доступном им уровне
Эти упражнения на концентрацию внимания могут быть использованы не только как подготовка к школе, но и в работе с детьми, начиная с 2-3 лет на доступном им уровне.
Как обрабатываются результаты
Если не было установлено ограничение по времени, то показатель высчитывается по следующей формуле:
P = t * 25 / n,
- где Р – показатель продуктивности деятельности;
- t – количество секунд, потраченных на тест;
- n – правильные ответы.
Полученные коэффициенты необходимо сравнивать со следующими значениями:
- 861 и выше – совсем невысокий уровень концентрации;
- 455-860 – этот показатель относится к средним;
- 454 и меньше – высокая концентрация внимания.
Если же время ограничивалось, то просто нужно перевести правильные ответы в баллы. Ниже приведена таблица.
Количество правильных ответов
Количество баллов
25
24
23
22
21, 20
19-17
16-14
13,12
11-8
7 и меньше
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Тут с выводами все понятно, чем ниже балл — тем хуже концентрация.
Тест для средних и старших классов
В первую очередь нужно создать правильные условия. Подразумевается качественное освещение и полнейшая тишина. До окончания теста в окружении ребенка не должно быть раздражающих факторов.
Для проведения теста необходимо иметь при себе бланк с линиями, секундомер, карандаш, лист бумаги. Методика «Перепутанные линии» для подростков имеет два варианта бланков.
В первом варианте на листе изображены перепутанные линии. Они все начинаются слева и заканчиваются справа. Нужно проследить все линии, начиная с первой по порядку. В клетке, где линия заканчивается, необходимо поставить ее порядковый номер, который указан в ее начале. Ни в коем случае нельзя помогать себе пальцами или другими сторонними предметами. Нужно пройти тест как можно быстрее и с минимальным количеством ошибок.
Второй вариант принцип имеет тот же, но все же немного отличается. Все те же двадцать пять линий, только теперь нумерация есть и правой стороны. Также глазами необходимо проследить ход каждой линии, но теперь результат записывается на отдельный листик двумя числами, первое – это номер ячейки, где линия началась, второе – номер ячейки с ее «хвостом».
Легкие тесты на развитие памяти и внимания для школьников
Тесты на устойчивость и избирательность внимания
Тест первый
Перед ребенком тестовый материал, это и буквы, и слова. Что нужно сделать? Нужно за 36 секунд найти 10 слов, замурованных в буквах. Для этого необходимо считывать текст как можно быстрее и находить спрятанные слова.
Предложите ребенку вести глазами по буквам и захватывать несколько букв вперед. Необходимо увеличивать скорость.
Сколько он слов нашел?
Тест второй
Перед вами тест «Исправь ошибки» на устойчивость внимания. Необходимо найти и исправить ошибки. И уложиться в 1 минуту. Это могут быть ошибки, как орфографические, так и стилистические.
Тест третий
Перед вами ряды троек. Предложите ребенку найти спрятанную цифру, он ее сам увидит, но пусть постарается уложиться в пять секунд. Если он сможет быстрее, то очень хорошо.
Для этого он может просматривать строчку за строчкой, а может охватить целым взглядом всю картинку и выхватить новое изображение.
При развитии правого полушария мы так и делаем — последний самый быстрый способ.
Тест четвертый
Перед вами ряды букв Ы. Необходимо найти другую спрятанную букву. Предложите ребенку управиться за 10 секунд.
Он также может просматривать строчку за строчкой, а может охватить целым взглядом и выхватить новую букву, которая очень отличается от остальных. Правое полушарие очень быстрое, оно сразу увидит отличие.
Тест пятый
Предложите ребенку рассмотреть ряды цифр от 1 до 60. Одна цифра пропущена. Необходимо найти пропущенную цифру. На выполнение данного теста дается пять секунд.
Тесты на развитие избирательности внимания
Тест шестой
Это видоизмененный тест Торндайка, о классическом варианте этого теста вы узнаете чуть позже. Перед вами числовые ряды из цифр 5 и 0. Необходимо найти четырехзначное число 5050, и постараться уложиться в одну минуту.
Его нужно искать как по вертикали, так и по горизонтали. Ребенок, как и в предыдущих тестах, может просматривать строчку за строчкой по горизонтали, в потом столбик за столбиком по вертикали, а может изобрести свой способ.
Тест седьмой
Перед вами практически одинаковые шмели. Но есть один, который отличается от других. Необходимо найти его за 1 минуту.
Тест восьмой
Покажите ребенку шесть рядов теней котиков. Они все одинаковые, за исключением одного, он отличается от других. Предложите ребенку найти его как можно быстрее, лучше уложиться за десять секунд.
Тест девятый
Коты надежно спрятали другое животное. Найдите, что это за животное?
Тест на устойчивость и концентрацию зрительного внимания
Тест десятый
Методика «Перепутанные линии Риссу».
Перед вами два столбика цифр и соединяющие их линии, которые пересекаются с другими и запутывают вас окончательно. Проведите, проследите мысленно путь от цифры слева до цифры справа. Нельзя ничем себе чем-либо помогать, в том числе мышкой)
Весь путь отслеживаем глазами.
Тест одиннадцатый
Какой выключатель включит лампу? Ребенку нужно мысленно пройти по проводам и узнать, какого цвета выключатель включает лампу. На выполнение дается 15 секунд.
Тест на развитие (концентрацию) внимания
Тест двенадцатый
Эта игра очень хорошо тренирует внимание. В таблице расположены цифры от 1 до 30, нужно за 20 секунд найти и назвать в порядке возрастания все цифры
Может ли ребенок повторить тест еще раз и назвать числа еще быстрее?
Как получилось у ребенка пройти тесты? Смог ли он уложиться в обозначенное время? Если нет, то ничего страшного, эти тесты можно проходить много раз
Внимание только будет улучшаться
Для чего нужны тесты и как с их помощью развивать память и внимание у школьников — простыми словами
Внимание — это входные двери памяти. Ребенком запоминается только то, что находится в сфере его внимания
Поэтому тесты на развитие памяти и внимания для школьников помогут оценить, как работает внимание.
И, соответственно, как ребенок умеет запоминать.
Кроме того, тест — это одновременно и тренировка внимания, которая, в любом случае, даст только большие возможности
Внимание сравнивают с привычкой ума, развитие которой ведет к гениальности
Да, да! А ребенку внимание в школе просто необходимо. При постоянном развитии внимания, оно возрастает неограниченно
От способности к концентрации внимания, способности сосредоточиться на изучаемом предмете зависят знания, и соответственно, успеваемость и успешность в будущем
При постоянном развитии внимания, оно возрастает неограниченно. От способности к концентрации внимания, способности сосредоточиться на изучаемом предмете зависят знания, и соответственно, успеваемость и успешность в будущем.
Тестирование детей младшего возраста
Для того чтобы воспользоваться методикой «Перепутанные линии» с дошкольниками и первоклассниками, нужно создать те же условия. Только сами тесты имеют упрощенный вид. Задача перед ребенком будет стоять та же. Ему нужно проследить линии взглядом от начала до конца. Точно так же пальцем или карандашом помогать себе нельзя.
Конечно, за малышом нужно следить более внимательно, отслеживать скорость, правильность действий, внимательно вслушиваться в комментарии, которые он делает. Мало кто из деток пяти-шести лет с большим энтузиазмом будет выполнять задание. Вряд ли малыша заинтересуют черные линии.
В такой ситуации можно обставить все в виде игры. К примеру, можно сказать, что герою любимого мультика срочно нужны цифры с концов дорожек для того, чтобы победить злодея.
Проблема исследования внимания
Проблема исследования развития внимания сегодня стала очень актуальной, что в первую очередь предопределила высокая динамика жизни. В современно мире стала иметь большое значение задача охраны здоровья, создание благоприятных условий жизни и учебы школьников и студентов. На сегодняшний день выросло количество детей, которые потеряли интерес к учебе. Постепенно происходит снижение их интеллектуального уровня, концентрации внимания. Эти факторы обусловили потребность в разработке практических психолого-педагогических средств, позволяющих увеличить потенциальные возможности человека.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
По своей сущности внимание представляет собой феномен ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Оно же состоит в психическом действии, которое концентрируется на содержании образа, мысли или иного явления
Внимание имеет решающее значение в регуляции интеллектуальной активности, поскольку сосредотачивает, направляет сознание индивида в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте-предмете, явлении, событии, образе, мысли.
Категория внимания занимает особое место среди психических явлений. Оно выступает в качестве неотъемлемой части познания, чувств и воли. Понятие нельзя сводить только к одной из этих трех сфер психического. Особую роль в этом контексте психологи и педагоги отводят вниманию в учебно-познавательной работе учащихся в школе.
На всех этапах учебной деятельности имеет значение сосредоточенность, направленность сознания ученика на соответствующие явления (предметы). Чаще всего непонимание учебного материала, появление ошибок в процессе выполнения самостоятельных заданий, отсутствие умения начинать и последовательно осуществлять работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков и технических изделий можно объяснить не отсутствием способностей или слабой сообразительностью. Здесь препятствия создает плохая память, а точнее недостаточная внимательность.
В качестве необходимого условия стабилизации успешной учебной деятельности выступает развитие следующих базовых компонентов внимания:
Постоянство (продолжительный непрерывный психический процесс, необходимый для завершения любого действия или задачи);
Произвольность (умение произвольно переключать внимание с одного предмета на другой);
Устойчивость (сопротивление от отвлекающего воздействия посторонних раздражителей).