Логопедическое обследование
Данная технология используется на начальном этапе логопедической коррекции. Ее основная цель – выявление речевого дефекта, степени нарушения, а также определение приемов и методов коррекции.
Логопед в ДОУ проводит работу по следующим направлениям:
- определение особенностей речевого развития ребенка;
- выявление негативных тенденций в развитии, включая психические процессы;
- выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;
- прогнозирование использования тех или иных методов коррекции;
- формирование коррекционной программы и плана;
- анализ возможных итогов логопедического воздействия.
Когда пора бить тревогу
К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.
В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.
В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».
В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)
Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.
В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.
Степени недоразвития речи и их характеристики
В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.
1-й уровень: речь практически отсутствует
Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.
Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.
Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.
Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.
2-й уровень: наличие общеупотребительных слов
Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.
Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».
Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).
Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.
Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.
3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики
Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.
Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.
Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.
Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».
Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.
4-й уровень: практически вариант нормы
Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.
Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.
Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).
Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.
Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.
Разновидности патологий воспроизведения звуков и клинические проявления
Ребенок может неправильно воспроизводить любой звук, но чаще дети плохо произносят свистящие: (, , ), шипящие (, , , ), сонорные (, ). Эти звуки имеют сложную структуру и требуют навыков звукопроизношения. Звуковые единицы, которые просты для воспроизведения, нарушаются реже. К ним относятся − , , , . Эти звуковые единицы появляются на раннем этапе формирования речевой функции.
Разновидности нарушения воспроизведения звуков:
• отсутствие звуковой единицы; • изменение звука; • замена одной звуковой единицы другой; • смешивание звуковых единиц.
Отсутствие звуковой единицы проявляется в виде выпадения звука в слове. Исчезает она в начале, в середине или в конце слова. Пример: карман − каман, разный – азный, Амур – Аму.
Искажение звука характеризуется измененным произношением звуковой единицы, которая не соответствует русской системе фонетики. К этой форме ОНР (общего нарушения речи) относится несколько видов искажения:
- Изменение звуковой единицы : велярный или увулярный .
- Искажение : межзубный .
- Измененный : двугубный .
У некоторых пациентов нарушение речевой функции проявляется заменой звуков. Пример: компот – томкот, губа – дуба, сумрак – фумрак, сухарик – фухарик, дом – том, кочки – гочки, рама – ряма, лампа – лямпа. Смешивание звуков характеризуется тем, что пациент путает звуковые единицы друг с другом. Пример: шапочка – сапочка, саночки – шаночки. При этом отдельно звук и ребенок произносит и различает правильно.
Разновидности дислалии:
- Механическая (патологии артикуляционного аппарата, врожденные болезни).
- Функциональная.
- Физиологическая (норма для пациентов до 5-летнего возраста).
- Нарушение звукопроизношения мономорфное – это неверное воспроизведение звуковых единиц, относящихся к одной группе.
- Нарушение звукопроизношения полиморфное − это ошибки в воспроизведении более четырех звуковых единиц, относящихся к разным группам.
Диагностические мероприятия
Целью диагностических мероприятий является выявление первопричины заболевания, а также определение вида нарушения звукопроизношения. Диагностику проводит невролог, педиатр, логопед и другие специалисты в зависимости от проявлений заболевания. При наличии патологий головного мозга (гипоксия, ДЦП, травмы головы и другие) ребенка сначала обследует невролог. Если у пациента имеется заболевание слухового и зрительного анализатора, требуется консультация отоларинголога и окулиста. К узким специалистам пациент попадает по направлению педиатра.
В зависимости от патологии направляют на обследование:
- Анализ крови, мочи, биохимия.
- Электроэнцефалограмма.
- Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
- Рентгенография.
- Отоларингологическое обследование и другие.
По окончании обследования невролог пишет заключение и направляет ребенка к логопеду. Логопед анализирует причины нарушения речи, определяет симптомы и уровень ОНР и фонематического дефекта, проводит диагностическое логопедическое исследование. Для этого ребенку дают задания для выявления звуков, произносимых с ошибкой. По окончании диагностических мероприятий логопед пишет заключение (характеристики произношения: какие звуки нормальные, а какие с дефектом) и составляет план логопедических занятий.
Для того чтобы выявить звуки, произносимые неправильно, ребенку показывают карточки с изображением зверей или предметов. Ребенок называет, что изображено на картинке. По такой простой методике логопед выявляет, какие звуковые единицы произносятся неверно. После определения перечня неправильных звуков логопед просит пациента воспроизвести звуки, проговариваемые с ошибкой (не в составе слова, а отдельно).
Причины речевых нарушений
Проблемы с речью у ребёнка иногда очень удивляют родителей, особенно если в семье никто не сталкивался с подобными трудностями. Специалисты делят речевые нарушения на две группы: органические и функциональные.
Органические причины изменяют механизмы в центральном и периферическом речевом аппарате, из-за чего возникают сложности с произношением.
Функциональные причины нарушают нормальную работу здорового речевого аппарата.
Существуют следующие органические причины нарушений:
- Внутриутробная патология
В первый триместр беременности плод очень восприимчив к любым воздействиям. Травмы матери, лечение сильными лекарствами, курение, перенесённые вирусные заболевания и другие факторы могли повлиять на будущую работу речевого аппарата ребёнка.
- Родовые травмы
Речь о воздействии на ребёнка во время родов, при котором могут возникать внутричерепные кровоизлияния. Они могут затрагивать речевые зоны ребёнка, что в будущем способно повлиять на его речь. Среди причин таких травм — узкий таз матери, механическая стимуляция, которая применяется во время беременности, наложение щипцов на головку ребёнка во время родов.
- Наследственная предрасположенность
Особенности строения речевого аппарата могут передаться ребёнку по наследству, например строение нёба, форма прикуса, особенности челюсти и даже тенденция развития речевых зон в головном мозге.
Специалисты также выявили наследственную предрасположенность к заиканию. Несмотря на это, каждый случай уникален и исследователи не всегда придают значение генетической предрасположенности. Исключать элемент наследственности нельзя, но речевые нарушения не всегда возникают по этой причине.
- Проблемы со здоровьем в первые годы жизни ребёнка
Чаще всего тяжёлые заболевания с осложнениями могут привести к полной или частичной потере слуха, что впоследствии повлияет на развитие речевого аппарата.
К функциональным причинам логопеды-дефектологи относят следующие:
- Социально-бытовые условия жизни ребёнка
Ребёнок может научиться говорить только в социуме: ему необходимо слушать чужую речь, участвовать в разговоре, выражать свои мысли. Если у детей нет этой возможности, они начинают говорить позже сверстников и обычно с дефектами.
- Психологические травмы
Нарушения в речи могут возникнуть из-за сильного испуга или стресса. Травмирующий опыт может привести к заиканию, задержке речевого развития, прекращению вербального общения с другими людьми.
- Речь окружающих
Зафиксированы случаи, когда ребёнок заикался или неправильно произносил звуки из-за подражания взрослым с дефектом речи. Особенно часто такие ситуации происходят в семьях, где вместе живут слышащий ребёнок и слабослышащий или глухой родитель.
<<Лидген для статьи>>
Сущность тяжелого нарушения речи
Тяжелое нарушение речи (ТНР) представляет собой нарушенное формирование всех составляющих речевой системы в их единстве (звуковая структура, фонематические процессы, лексика, грамматический строй, смысловая сторона речи). Они характерны для детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
ТНР является одним из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, которые имеют некоторые недостатки речевого развития, число лиц с тяжелыми нарушениями разной степени выраженности составляет большую часть.
Сегодня для проблемынарушения речи у детей с ТНР характерна интенсивная разработка в рамках психолого-педагогического, клинического и нейролингвистического направления.
Связная речь представлена высшей формой речи и мыслительной деятельности, которая способна определять уровень речевого и умственного развития.
Нарушение связной речи чаще всего накладывается на детскую неуспеваемость по программе дошкольного учреждения, младших классов школы. С этим связана и последующая дезадаптация, что предопределяет потребность в своевременном выявлении, предупреждении и устранении недостатков развития речи, имеющихся у детей.
Нарушения связной речи, а также сложности в овладении навыками монологической и диалогической речи, обладают локальным характером или являются симптомами более сложного по структуре расстройства. Можно встретить также нарушения связной речи у ребенка с ТНР, которые связаны с нарушениями его общения с воспитателями (сверстниками). Некоторые трудности преодолеваются непосредственно с помощью педагогов дошкольного учреждения.
Виды дефектов речи
Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:
Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема
Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет
Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.
Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.
Что такое нарушение речи
Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.
Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.
Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.
Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.
Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.
Лечение и коррекция речевых нарушений
Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.
Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.
Это:
- упражнения голосовые, дыхательные, артикуляционные, речевые, для развития крупной и мелкой моторики;
- использование наглядных средств, таких как картинки, иллюстрации, рисунки, кинофильмы, аудиозаписи;
- словесное воздействие — чтение, беседа;
- логопедический массаж;
- творческие занятия — песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия.
Как предупредить возникновение подобных нарушений в работе детского организма?
Основные виды речевых нарушений
В норме к 5–6 годам у ребенка полностью формируется правильное произношение всех звуков, слогов, сложных слов. Если после этого возраста речевые дефекты в речи все еще присутствуют (или возникают), можно заподозрить у него одно из отклонений. Хотя некоторые из них проявляются в более раннем возрасте. Какими они бывают, как выражаются?
- Дислалия. Ребенок искажает один или несколько звуков, заменяет их другими, смешивает или просто пропускает в речи. В этом случае не нарушены слух и взаимодействие отделов головного мозга с артикуляционным аппаратом. При этом следует помнить, что картавость или шепелявость не являются отклонением у детей до 5 – 6 лет. Они свидетельствуют лишь о физиологическом несовершенстве речевых органов. Основной способ коррекции дислалии – разучивание скороговорок с употреблением проблемных звуков.
- Дисфония. У ребенка нарушена голосовая функция: он говорит с хрипотцой, осиплостью, гнусавостью. То есть изменяются тембр, высота и сила голоса. Основные причины возникновения данного нарушения – врожденные патологии гортани или неврологические болезни.
- Афония – крайняя форма дисфонии. Ее симптоматика – исчезновение голоса после того, как ребенок уже научился разговаривать. Остается только способность говорить шепотом. Афония развивается вследствие заболеваний гортани или имеет психогенный характер.
- Дизартрия. Появляется при недостаточной взаимосвязи между нервной системой и речевым аппаратом. Это одно из самых сложных нарушений, которое характеризуется неполноценностью артикуляции, дефектным воспроизведением звуков, расстройством речевого дыхания, нарушением темпа, ритма, интонации. То есть, речь становится непонятной, нечленораздельной (каша). Это приводит к общему недоразвитию речи, трудностям при чтении и письме. Возникает дизартрия при органическом поражении центральной нервной системы ребенка.
- Заикание. Мышцы голосового аппарата у малыша находятся в судорожном, напряженном состоянии, что приводит к нарушению темпа, ритма, плавности речи. В результате ребенок говорит, повторяя звуки, слоги или даже целые слова, удлиняет их, прерывается во время речевого спазма. Основные причины возникновения этого дефекта – сильный стресс, испуг (они возможны в любом возрасте), наличие других речевых нарушений, сложная беременность или роды, генетическая предрасположенность, переучивание левши либо неврологические заболевания. В последнем случае ребенок может начать заикаться сразу в процессе овладения речью. Заикание часто сопровождается нервными тиками и энурезом.
- Афазия. У малыша частично или полностью утрачена возможность говорить. Ребенок не может не только выражать свои мысли, но и понимать чужую речь. Причина возникновения дефекта – патология коры головного мозга.
- Брадилалия. Это нарушение характеризуется замедлением темпа речи. У ребенка замедленна не только речь, но и письмо, и любая моторная или умственная деятельность, ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Голос такого больного однообразный, невыразительный, мимика практически отсутствует. Основная причина возникновения проблемы – заболевания центральной нервной системы.
- Тахилалия. Дефект, характеризующийся обратной симптоматикой: слишком быстрой, захлебывающейся речью с запинками, перестановками, повторами, пропуском слогов или даже слов. Такие дети обычно гиперактивны и гипервозбудимы. Основные причины заболевания – патологии головного мозга или центральной нервной системы.
- Ринолалия. Характеризуется гнусавостью голоса, как при сильном насморке. Причина – нарушение строения носоглотки, а соответственно, и ее функций.
Диагностика картавости
Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.
Но причины могут быть различными.
Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.
Логопед проводит следующие этапы диагностики:
- Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
- Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
- При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
- Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.
После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.
Симптомы
Дефекты произношения при дислалии могут быть выражены заменами, пропусками, а также смешениями и искажениями звуков.
Пропуски звука – имеется в виду его полное отсутствие в начале слова, середине или конце.
Замена звука – один звук говорящий замещает другим, который есть в фонетической системе языка. Ребенок может заменять разные звуки по месту артикуляции либо способу образования, но при этом они будут отличаться по признаку твердости/мягкости или звонкости/глухости.
Смешение звуков – говорящий путает 2 звука, при этом произносит их корректно. Это может быть вызвано неполным усвоением системы фонем.
Искажение звуков – это использование в речи звуков, которых нет в фонетической системе языка (например, межзубное или боковое произнесение звука , велярное или увулярное произнесение и др.). Этот вид дефектов, как правило, встречается при механической дислалии.
В случае функциональной дислалии присутствует нарушенное произнесение одного или нескольких звуков, при механической – сходные по артикуляции группы звуков.
При дислалии лексико-грамматическая сторона речи формируется в зависимости от возраста: не искажается слоговая структура слов, достаточно широко развит словарный запас, единственное и множественное число, падежные окончания используются корректно, достаточно высоко развита связная речь.
Кроме патологических форм дислалии, в логопедии также выделяют физиологическую форму, физиологические несовершенства речи, возрастное косноязычие или вызванные возрастной несформированностью органы артикуляции. Такого рода особенности произношения, как правило, исчезают сами к наступлению 5 лет.
Классификация
1. В соответствии с причинами нарушения звукопроизношения, можно выделить:
- механическую (органическую) дислалию – вызвана дефектами строения речевого аппарата;
- функциональную дислалию – ее причинами являются обратимые нейродинамические нарушения в коре головного мозга или социальные факторы.
Функциональная дислалия может быть:
- моторной – если она вызвана нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора. В этом случае появляются некоторые неточности в движениях губ и языка, которые становятся недифференцированными. Все это приводит к искажению артикуляции звуков (фонетический дефект);
- сенсорной – вызвана нейродинамическими сдвигами в центре речеслухового анализатора. В данной ситуации затруднена слуховая дифференциация акустически сходных фонем (глухих и звонких, шипящих и свистящих, твердых и мягких). По этой причине заменяются и смешиваются звуки в устной речи (фонематический дефект), также проявляются однотипные замены букв во время письма.
В случае сочетания двух вышеуказанных разновидностей дефектов можно говорить о сенсомоторной дислалии.
В соответствии с несформированностью акустических или артикуляторных звуковых признаков, а также фонетического либо фонематического характера дефекта, выделяют следующие виды дислалии:
- артикуляторно-фонематическую;
- акустико-фонематическую;
- артикуляторно-фонетическую.
3. В зависимости от количества нарушенных звуков существует 2 формы дислалии:
- простая – ребенок неправильно произносит от 1 до 4 звуков;
- сложная – ошибки в произношении более 4 звуков.
4. Также существует мономорфная дислалия – если ребенок некорректно произносит звуки из одной артикуляционной группы (шипящие, свистящие и т.д.), а также полиморфная – дефекты в звуках из разных артикуляционных групп.
Основные виды нарушений
Развитие речи происходит в первые пять лет жизни, и хорошо развитая речь демонстрируется тем, что ребенок внятно проговаривает все буквы. Нарушения могут быть следующими:
- афония— дефект произношения звуков
- дислалия— проявляются дефекты фонетики
- заикание– прерывистый ритм, отсутствие плавности
- брадилалия— неестественное замедление темпа
- тахилалия– слишком быстрая речь
- ринолалия— патологии тембра
- дизартрия— недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
- афазия— потеря речи при поражениях ЦНС
- алалия— недоразвитие речи при поражениях мозга.
Что касается логопедических нарушений речи, то для их коррекции проводятся логопедические занятия. Перед тем, как выбрать методику, логопед проводит собственное обследование ребенка с целью выявления особенностей его поведения в игре, учебе, в общении со сверстниками, взрослыми людьми. Как правило, если у ребенка нарушена речь, это в целом отражается на его коммуникации, он не испытывает интереса к занятиям, играм, имеет склонность замыкаться в себе.