Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы
Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
Шесть лепестков — шесть типов вопросов
Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании
В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Раскройте на примерах форсированный характер промышленной модернизации советской страны кратко
Сознание и творчество в философии кратко
Основные элементы и принципы политической власти кратко
Демографическая политика индии кратко
- Кинезиология в детском саду консультация для педагогов
Прием “Тонкие и толстые вопросы”
скачать документ
Вернуться назад
Методическая разработкаТехнология критического мышления у дошкольниковПрием «Тонкие и толстые вопросы» Подготовила воспитатель Поздеева Е.Г. МАДОУ № 66 г.Сыктывкар2022 г. Актуальность технологии развитиякритического мышлениясостоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей. Критическое мышление- Самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных).- Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления (чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению)- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. (Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное).- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации (утверждение – доказательства – вывод).- Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.- Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.- Технология развития критического мышления позволяет в дошкольном образовании решать следующие задачи:- Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями- Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем- Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:1 фаза – вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)3 фаза – рефлексия (рождение нового знания) Прием «Толстые и тонкие вопросы» Осмысление содержания художественного произведения. «Тонкий» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «толстый» вопрос требует развёрнутого ответа: почему? Зачем?Прием технологии критического мышления «Тонкие и толстые вопросы» по сказке «Заюшкина избушка»Материалы: иллюстрации по сказке «Заюшкина избушка».Показываем иллюстрации книжки «Заюшкина избушка». Тонкие вопросыДети, кто знает, как называется эта сказка? («Заюшкина избушка»).(Показываем картинку зайца). Кто это? Что произошло с ним? Как вы думаете, где находился домик зайца? (В лесу). Когда это произошло, в какое время года? (Весной). Как звали героя, который помог зайцу выгнать лису? (Петух). Согласны ли вы с тем, что волк и медведь оказались трусливыми?Толстые вопросыКак вы думаете, почему у лисы растаяла избушка? (Наступила весна, стало теплее, пригревало солнце).Объясните, почему лиса испугалась петуха? (Он был смелый, у него была коса, которой он хотел лису посечь, он был настойчивый). В чем были различия домиков лисы и зайца? (У зайца был дом лубяной, крепкий, сделанный из дерева; а у лисы ледяной, сделанный изо льда).Предположите, что могло бы произойти, если бы петух не выгнал лису? (Зайчик мог замерзнуть, погибнуть…). Что можно сказать в защиту зайца? Какой он? (Он добрый, гостеприимный, потому что, пожалел лису и пустил к себе жить).Вы бы хотели, чтобы у вас был такой друг как петушок из этой сказки?
Закрытое чтение: задавайте толстые и тонкие вопросы
Это еще один бесплатный ресурс для учителей от Curriculum Corner.
Эта коллекция вопросов, задающих толстые и тонкие вопросы, является частью нашей серии о внимательном чтении. Если вам нужны дополнительные бесплатные ресурсы, посетите нашу полную коллекцию Close Reading.
Работая над внедрением навыка внимательного чтения в свою повседневную жизнь в классе, вы найдете наш набор бесплатных материалов по внимательному чтению полезным инструментом.
Как эти ресурсы помогут вам в обучении внимательному чтению?
Этот специальный пост посвящен умению обучать студентов различать толстые и тонкие вопросы.
Они узнают о разнице.
Им будет предложено разработать свои собственные вопросы, соответствующие этим двум категориям.
Эти распечатки предназначены для того, чтобы помочь детям научиться различать толстые и тонкие вопросы. Затем учащиеся узнают, как задавать более глубокие вопросы.
Как толстые и тонкие вопросы помогают самоконтролю во время чтения?
Важной частью самоконтроля является задавание вопросов во время чтения
Часто учащимся бывает трудно понять, как задавать осмысленные вопросы.
Нам нравится помогать учащимся понять, чем могут отличаться вопросы, называя их «толстыми» или «тонкими».
Как только учащиеся поймут разницу, их можно поощрять к формированию вопросов, которые углубят текст.
Что вы найдете
- Якорная диаграмма . Мы предоставили эту якорную диаграмму в цветном и черно-белом вариантах.
- Миниатюрные диаграммы . Их можно разместить в центре для справки или вклеить в блокноты для интерактивного чтения. Опять же, мы предоставляем эти якорные диаграммы как в цвете, так и в черно-белом варианте.
- Сортировка толстых и тонких карточек . Эти карточки могут использоваться в вашей комнате по-разному. Вы можете начать с его использования во время мини-урока и попросить класс работать вместе, чтобы распределить каждый вопрос по правильной категории. Карточки также можно использовать в качестве подсказок для учащихся, задающих свои вопросы. Или карточки можно использовать во время кружка грамотности как способ задать вопросы.
- Толстые или тонкие вопросы Практическая страница – Прежде чем можно ожидать, что учащиеся будут задавать вопросы в уме для самоконтроля во время чтения, им должно быть предоставлено много возможностей для отработки этого навыка.
- Мы создали этот графический органайзер в качестве выходного листка для использования в вашем классе.
- Сначала предлагаем лепку на мини-уроке. На следующий день мы повторяли упражнение, прося студентов внести больше вклада в формирование вопросов.
- Когда учащиеся будут готовы, назначьте эту страницу в качестве задания во время самостоятельного чтения, просматривая ответы во время группового обсуждения в конце урока.
- Для читателей, которые все еще борются с этой задачей, вы можете использовать это в качестве руководства по обучению чтению в малых группах. Лаура из ReadLearnTeachLife предлагает использовать книгу Westlandia для отработки навыка разработки сложных и тонких вопросов. Мы проверили его и считаем, что он отлично подходит для урока. Если у вас есть другой любимый, пожалуйста, поделитесь ниже
- Толстые или худые вопросы Добавьте в закладки выходные билеты — используйте их, если хотите быстро проверить. Студентов просят записать один «толстый» и один «тонкий» вопрос.
Вы можете скачать этот бесплатный набор здесь:
Существует так много идей для обучения этой концепции. Как насчет использования игры Headbanz для практики студентов?
Мы также нашли фотографию занятия в классе, когда учитель велел учащимся записывать толстые вопросы на стикерах обычного размера, а тонкие вопросы — на мини-ярлыках. Какой отличный визуал! У вас есть другие идеи? Мы будем рады их услышать!
Вот несколько ресурсов, которые могут помочь вам сосредоточиться на сложных и тонких вопросах (содержит партнерские ссылки)
Как и все наши ресурсы, The Curriculum Corner создает их для бесплатного использования в классе.
Использование техники на уроках в школе
После составления таблицы ученики работают в группах, задавая вопросы друг другу
Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:
Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене
Старшеклассникам полагается работать над заданием без помощи учителя
В старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.
Литература
Кто главный герой?
Что связывало Базарова с Аркадием?
Когда они познакомились?
Как звали возлюбленную главного героя?
Было ли чувство взаимным?
Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?
Объясните, почему Базарова тяготили его родители?
Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?
В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?
Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?
Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?
Русский язык
Что обозначает причастие?
Что обозначает деепричастие?
Как отличить причастие от деепричастия?
Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?
Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?
Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?
В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?
Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?
Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
История
Кто руководил нападением на Польшу?
Что связывало политических руководителей Европы накануне войны?
Когда произошло первое нападение немецких войск на СССР?
Как звали главнокомандующего советских войск?
Было ли известно руководству СССР о готовящемся нападении?
Дайте три объяснения, почему была допущена война в Европе?
Объясните, почему нельзя было избежать такого способа разрешения конфликта?
Почему, как вы думаете, Сталин не прислушался к прогнозам аналитиков о намерениях Гитлера?
В чём различие подходов в подготовке солдат немецкой и советской армии?
Предположите, что было бы, если бы СССР проиграл войну?
Мог ли Жуков сократить человеческие потери?
Обществознание
Что такое технический прогресс?
Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны?
Было ли возможным будущее человечества без технологий?
Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека?
Объясните, почему общество зависит от технологий?
В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу?
Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться?
География
Что такое океан?
Что связывает все океаны?
Когда они образовались?
Как называли океаны в древности?
Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?
Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?
Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?
Почему нельзя пить воду из океана?
В чём различие Тихого и Индийского океанов?
Предположите, что будет, если океаны высохнут?
Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?
Биология
Что такое бактерии?
Когда впервые упоминаются бактерии?
Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?
Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий?
Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?
Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?
Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?
Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?
Толстые вопросы предполагают развернутые ответы, тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов. на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
тонких и толстых вопросов – Блог Ellii
Эйнштейн считал любопытство движущей силой своего успеха. Задавая вопросы и удовлетворяя свое любопытство, он смог бросить вызов многовековым взглядам на вселенную и перевернуть их с ног на голову.
А кто знает? Вы могли бы иметь следующего Эйнштейна прямо в своем классе. Познакомив учащихся с концепцией тонких и толстых вопросов, вы, возможно, сможете проявить Эйнштейна во всех из них.
Чтение художественной литературы может способствовать развитию любопытства. Чтобы начать процесс, сначала убедитесь, что учащиеся понимают основную сюжетную линию отрывка, с которым вы работаете. Надежный способ узнать, что учащиеся поняли суть, — это задавать «тонкие» вопросы — буквальные вопросы, касающиеся конкретных деталей текста. В эту категорию попадают вопросы, на которые можно ответить несколькими словами, да/нет или числом. Они часто начинаются с кто , что , вместо или вместо .
Как только учащиеся приобретут уверенность, которая идет рука об руку с пониманием, можно будет начать настоящее взаимодействие с любознательностью. Научившись задавать «толстые» вопросы, учащиеся могут начать проникать глубже поверхности чтения. В отличие от тонких вопросов, толстые вопросы требуют, чтобы учащиеся активировали предшествующие знания, а ответы открыты и часто сложны. Если у вас в классе 20 учеников, вы можете получить 20 разных ответов на один и тот же сложный вопрос.
Так как же это работает в классе? Возьмите Джек и бобовый стебель . Сначала попросите учащихся прочитать рассказ. Чтобы проверить понимание, задайте несколько тонких вопросов. Например:
- Кто главные герои истории?
- Где происходит история?
- Что происходит с семенами после того, как мать Джека выбросит их в окно?
Убедившись, что учащиеся поняли историю, задайте несколько толстых вопросов и попросите учащихся обсудить их в группах или парах. Например:
- Какие черты характера характеризуют Джека?
- Почему слуга огра хочет помочь Джеку?
- Как вы думаете, что произойдет с Джеком и его матерью после окончания истории?
Напомните учащимся, что нет правильных или неправильных ответов. После обсуждения предложите группам или парам придумать свои собственные сложные вопросы.
- Что, если…?
- Как…?
- Почему…?
- Какие черты характера описывают…?
- Что произойдет, если…?
- Как бы вы себя чувствовали, если бы…?
- Что вызвало…?
- Что автор имеет в виду под…?
После того, как учащиеся создали свои собственные толстые вопросы, разбейте их на небольшие группы для обсуждения новых вопросов. (Надеемся, им понравится разжигать любопытство одноклассников!)
По мере того, как учащиеся осваивают этот новый навык, поощряйте их задавать сложные вопросы до, во время и после чтения
И всегда помните слова Эйнштейна: «Важно не переставать задавать вопросы. У любопытства есть своя причина существования»
- Альберт Эйнштейн
- Чудо
- Wh- Вопросы
- Формирование вопросов