Интегрированное занятие в подготовительной группе: путешествие по дороге знаний

Ход занятия

Воспитатель
: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное и познавательное путешествие
. Но куда мы отправимся, я не скажу. Вы сами должны догадаться, разгадав кроссворд. Но прежде ответьте н6а мои вопросы.

Чем отличается звук от буквы?

Чем обозначается звук на письме? (Ответы детей
)

(Загадывает загадки. Дети определяют первый звук в отгадке и обозначают его буквой)

1. Если снег и стужа,

Если ветер на дворе,

Чтобы не был ты простужен

Домик нужен голове.

(Шапка)

2. Траву жует, громко ревёт,

Спереди вилы, сзади метла

Травы наелась – молока дала.

(Корова)

3. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(Осенью)

4. Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост как синее стекло

Скользко, весело, светло.

(Лёд)

(Дети отгадывают и в кроссворде получается слово «Школа
»
)

Воспитатель
: Давайте отправимся в школу
. Но сначала, я хочу задать вам несколько вопросов. В детском саду проводятся занятия
, а в школе
? (Уроки)

В детском саду вы приходите в группу
, а в школе
? (В класс)

Молодцы! Начинаем наше путешествие
. По дороге нас будут подстерегать различные трудности, а преодолеть их помогут ваши знания, смекалка и дружба. Итак, отправляемся.

Вот и первое препятствие. Перед нами болото. Его можно пройти по камешкам, но сделать это может тот, кто различает гласные и согласные звуки.

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответы детей
)

Воспитатель
: Вы уже знаете, что звуки на письме обозначаются буквами. Вы должны пройти по камешкам, которые обозначены гласными буквами.

(Дети выполняют задание)

Все прошли? А теперь назовите эти буквы. (Ответы детей
)

Воспитатель
: По дороге в школу поиграем в игру
«Наоборот»

(Дж. Чиарди)

Скажу я слово «высоко»
,

А ты ответишь…. (низко)
.

Скажу я слово «далеко»
,

А ты ответишь… (близко)
.

Скажу я слово «потерял»
,

И скажешь ты… (нашёл)
.

Скажу тебе я слово «трус»
,

Ответишь ты (храбрец)
.

Теперь скажу «начало»
,

Ты отвечай… (конец)
.

Вот мы и пришли в школу
. Проходите в класс.

В школе
каждому ученику нужны «помощники»
, это школьные принадлежности
. Вот и Незнайка собрался в школу
, сложил в ранец разные предметы. Он не знает, что такое школьные
принадлежности и для чего они нужны. Поможем Незнайке разобраться.

Игра «Что лишнее»

Воспитатель
: Молодцы, ребята! Теперь Незнайка знает, что такое школьные принадлежности
.

Воспитатель
: Я хочу вам представить ещё три предмета, необходимые в школьной жизни
. Они не могут обходиться друг без друга, но иногда ссорятся.

(Подготовленные
дети инсценируют басню О. Кабанова)

Сегодня Классная доска

Сказала Мелу с высока
:

Смотри с меня не сводит глаз

Весь класс!

А ты – пачкун!

Спасибо мокрой тряпке

Что стёрла за тобою грязь
:

Твои каракули, крючки, царапки!

Эх, ты, хвастунья!

Тряпка возразила.

Когда бы не писал слова и цифры Мел

Никто бы на тебя и не смотрел!

Воспитатель
: По – моему Классной доске стало стыдно, она всё поняла и первой помирилась с мелом. Очень бы хотелось, чтобы такие хвастунишки встречались только в баснях и чтобы никто из ребят никогда не вел себя, как зазнайка.

Ещё я хочу познакомить вас с правилами, которые должен знать и выполнять каждый школьник
.

(Читает стихотворение и сопровождает слова соответствующими действиями. Дети повторяют.)

Учитель спросит –

Надо встать.

(Встают)

Когда он сесть позволит –

(Садятся)

Ответить хочешь-

А только руку подними.

(Поднимают руки)
.

А сейчас проверим, какие вы внимательные и сообразительные. Эти качества очень нужны школьнику
.

А заодно узнаем, чему вы научились в детском саду.

Задание «Зашифрованное слово»

(Дети вписывают буквы по обозначенным цифрам)

Пальчиковая гимнастика «В школу
»

В колу осень пойду,

Там друзей себе найду

Я таким учёным буду,

Но свой садик не забуду.

Воспитатель предлагает детям составить предложения по опорным картинкам на тему «Школа
»
.

Воспитатель
: Молодцы, ребята!

Познакомьтесь ещё с одним школьным
«помощником»
– звонком (звенит колокольчик)
.

Звонок будет звать нас на урок, а когда он кончится, снова зазвенит. Это значит начинается перемена. Можно отдохнуть.

Физкультминутка

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

На солнце прячется слегка-

Увы! – И нет снеговика.

Воспитатель
: Закончилась перемена. Начинается урок рисования. Изобразите школу
, в которой вы будете учиться
, а вечером подарите свои рисунки родителям.

(Дети рисуют школу
, используя спичечные коробки – печатают, обмакивая их в гуашь).

Педагог обобщает ответы и делает вывод
:

Все дети были внимательны, сообразительны и хотят учиться в школе
, где они многому научаться.

Дети поют песню «Чему учат в школе
»
сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.

Р – 1 Н- 3 Ц-5

Задачи занятия

Планирование создания нового задания, происходит с определением следующих задач:

  1. Развивается связная речь, навыки речевого общения. Педагог добивается полных ответов на вопросы.
  2. Закрепляются и обобщаются знания детей об антонимах. Дошкольники могут называть обобщающие слова, находить лишний предмет;
  3. Прививаются такие качества, как самостоятельность, активность, культура общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.

Задачи занятий в детском саду

Развитие связной речи и навыков речевого общения

Дети дошкольного возраста должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять сложносочиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.

Важно! Чаще всего рассказы малышей бывают не интересны по содержанию. Они не могут правильно передать смысл и описать образ героя

Ребята часто повторяют слова, используют личные местоимения («он сказал», «они пошли»).

Закрепление и обобщение знаний детей

Под термином закрепление, обобщение знаний детей понимается составление предложений, рассказ по картинке. Малыш учится ориентироваться во времени, делить слова на слоги, называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

Обучение в детском саду происходит подбором соответствующей методики. Например, проводится беседа о домашних и диких животных, рассматриваются иллюстрации о птицах, ребята рисуют птичек или животных, читают познавательную литературу «Скажи наоборот», «Что лишнее».

Воспитание самостоятельности и активности

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Поэтому федеральный государственный образовательный центр выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

Ребёнок младшего возраста не имеет навыков и способностей самостоятельности, поэтому воспитание легче проходит в большой группе, когда дети начинают подражать друг другу. К старшему дошкольному возрасту у детей уже вырабатываются основы самостоятельности.

Обратите внимание! Дошкольники в старших группах уже более ответственно относятся к результатам своей деятельности

Создание положительного эмоционального фона

Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей. Чтобы создать положительный эмоциональный фон, педагог подбирает увлекательные игры.

Проводятся занятия с играми с песком и водой. Детям раздают емкости с водой, ложки, воронки, сита. Они начинают выливать воду из одной посуды в другую.

Далее следует выполнить задание, где нужно сжимать кисти рук. Для этого можно использовать резиновую игрушку. Можно нарисовать фломастерами и цветными карандашами любимых героев из мультфильмов или животных.

Дети вместе и весело произносят названия домашних животных, деревьев и др. Игровая мотивация создает благоприятный фон для дальнейшей работы. Как правило, решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу детского сада.

Обратите внимание! Воспитатель должен знать как создать атмосферу тепла, любви и уюта

Какие занятия называются интегрированными

Интегрированное занятие строится на междисциплинарной связи понятий. Рассмотрение объекта под разными углами даёт возможность сформировать полученные знания в единую систему, учит ребёнка осмысленному отношению к окружающему миру, развивает фантазию, творчество, повышает мотивацию детей к познанию нового.

Целью интегрированного занятия является раскрытие сущности изучаемой темы с помощью её разностороннего анализа. Приведём пример рассмотрения понятия «лето» для занятия в подготовительной группе. С детьми можно обсудить:

  • лето как одно из времён года и месяцы, из которых оно состоит,
  • положение Земли и Солнца в летние дни,
  • особенности жизненного цикла растений и животных,
  • выращивание урожая,
  • отдых и его виды,
  • отражение темы лета в художественной литературе, живописи и музыке.

Задача воспитателя — помочь структурировать знания детей по конкретной теме

Избранная тема должна являться основой для объединения заданий из разных видов деятельности. Следует помнить о том, что у детей должны быть задействованы разные системы восприятия информации (зрительная, звуковая, тактильная). Кроме этого, между отобранными упражнениями должна прослеживаться логическая связь.

Интегрированное занятие «Лето красное» может включать следующие виды деятельности:

  • беседу «Почему лето называют красным?»,
  • демонстрацию движения Земли вокруг Солнца,
  • чтение сказки «Грибное лето» Эдуарда Успенского,
  • подбор загадок на тему «Какие птицы гостят у нас летом»,
  • физкультминутку: весёлую зарядку под музыкальную композицию «Солнышко лучистое»,
  • рассказы детей «Как моя семья отдыхает летом»,
  • грамматический анализ слов «Что выросло на огороде»,
  • творческую работу «Нарисуй лето»,
  • решение простых арифметических задач: «За лето в одной семье скворцов выросло два птенца, а во второй три. На сколько скворцов стало больше?».

Требования к программам

В чём конкретно состоят отличия между формулами ФГТ ООП ДО и связями ФГОС ДО? Первый объект имеет две части: требования к структуре программы и требования к условиям её реализации. Второй добавляет к вышеперечисленному требования к результатам освоения программы, в то время как ФГТ (первый) настаивает только на планируемых результатах выполнения образовательных программ.

Требования к структуре образовательных программ тоже значительно отличаются. Если по ФГТ основными являются четыре направления структуры образования, то по ФГОС — уже пять. Причём направления друг от друга кардинально не отличаются, просто итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГОС направлено на налаживание общественных связей, на коммуникацию, а такое же занятие по ФГТ — на социализацию, то есть на саму общественность.

Пример интегрированного занятия по математике в подготовительной группе

Воспитатель
: “Дети, вы все помните сказку «Федорино горе»? Правильно, от неё убежала посуда, давайте вернём её на место”. По всей группе заранее спрятаны игрушечные тарелки, чашки, ложки, ножи, вилки, сковородки, кастрюли.

Педагог
: “Давайте поищем посуду. Куда она спряталась? Должно быть 20. По три тарелки и чашки. Столько же ложек, вилок и ножей. Две сковородки, одна маленькая кастрюля и 2 большие”.

Воспитатель
: “Ребята, вы молодцы. Вся посуда нашлась. Ой, ложка потерялась? Что же нам делать? Я, кажется, придумала, давайте сделаем её сами. Вот пластилин. Подумайте, какого цвета она должна быть? Молодцы, вы помогли Федоре и вернули ей ложку. Теперь посмотрите на остальную посуду. Какого цвета сковородки, кастрюли (и т. д.)? Молодцы, правильно. Федора собирается жарить блинчики, какая посуда ей для этого понадобится? Кто знает, какие продукты необходимы для этого блюда? Теперь Федора хочет сварить борщ. Поможете ей выбрать посуду? Молодцы. Вы всё правильно делаете”.

В этом небольшом занятии затрагивается математика, лепка и окружающий мир. Дети плавно перешли от чисел к лепке, потом к закреплению цветов, а затем к посуде и продуктам.

Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе проходит весело, интересно и непринуждённо. Поэтому от таких уроков малыши не устают, а просто играют, не задумываясь о том, что сейчас у них обучение.

Как работать на открытом занятии

Воспитатели часто демонстрируют перед своими коллегами, методистом и заведующей свой опыт или идеи. Для этого проводится открытое занятие по математике в подготовительной группе. Воспитатель готовит специальные методические приёмы, где реализует основные направления урока.

Занятие по математике в подготовительной группе проводится с определёнными целями. Это могут быть:

  • Арифметические задачи, которые решаются обратным путём.
  • Логические упражнения.
  • Усложнённые примеры.

Такие уроки должны показывать опыт воспитателя, новые технологии обучения, положительные качества детей. Нельзя репетировать такие занятия, ведь коллеги сразу увидят разницу и поймут обман.

Желательно за сутки предупредить дошкольников, что к ним придут гости и они должны показать наилучший результат. Ребята будут готовы и не испугаются новых людей. Нельзя с одними детьми проводить несколько таких уроков в один день, ведь тогда у них будет большая психологическая нагрузка.

Выбор игровой деятельности

Образовательный процесс непосредственно организуется и реализуется через осваивание различных видов деятельности детей: игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также — и в самой большой мере — посредством чтения.

Здесь важнее всего удачно интегрировать все эти формы и методы работы, сделать правильный выбор, который является прерогативой именно педагога, самостоятельно решающего все проблемы, связанные с контингентом, уровнем осваивания общеобразовательной программы. И остаётся только пожелать неизменного творческого подхода к выполнению конкретных задач дошкольного образования.

Цель открытого занятия

Чтобы подготовиться к такому уроку, педагогу необходимо выделить достаточно времени. Ему нужно продумать, какая последует дидактическая цель: обучающая, воспитательная, развивающая или мотивационная.

На открытом занятии воспитатель раскрывает такие приемы:

  • Организационные моменты.
  • Интересное начало.
  • Учет индивидуальной особенности ребёнка.
  • Располагающий тон, дружелюбность, жестикуляция.

Дети не должны отвлекаться на посторонних в группе, поэтому гостей необходимо рассадить сзади дошкольников, а не рядом. Педагог обязан попросить приглашённых не отвлекать малышей и сидеть тихо (не смеяться и не разговаривать).

Если воспитатель грамотно организует открытое занятие по математике в подготовительной группе, тогда он быстро повысит свою квалификацию и усовершенствует свои навыки.

Что такое комплексное занятие?

Комплексное занятие по математике в подготовительной группе состоит из нескольких блоков. Их насчитано 3. Первый блок отвечает за творчество. Детей заинтересовывают аппликацией, лепкой, рисованием. На этом блоке у ребят развивается моторика и чувство к цвету.

Во втором блоке детям даются такие задания, как счёт, величина, закрепление геометрических фигур. У ребят воспитатель старается развивать речь, продолжает знакомить с окружающим миром

Благодаря этому блоку у детей развивается, память, логическое мышление и внимание

Последний, третий, блок – музыкальный. Ребята учатся слушать не только песни, но и сам текст, воспроизводить его на слух, понимать характер музыки, танцуют под ритм, играют на лёгких детских инструментах. Благодаря этому блоку у детей развиваются чувство ритма, музыкальный и динамический слух.

Темы интегрированных занятий

Несмотря на то что подготовка интегрированного занятия требует много времени, большая результативность оправдывает затраченные усилия. Какие темы чаще используются для проведения таких занятий? Посмотрите подборку уроков:

  • Экология: «Такая разная осень», «Здравствуй, зимушка — зима», «Пчёлы», «Звери зимой», «Путешествие во времена года», «Зимующие птицы», «Приключения мамонтёнка».
  • Профессии: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Профессия — инженер», «Профессии моего города».
  • Патриотическая тема: «Наша Родина — необъятная страна», «С чего начинается Родина», «Богатыри Руси», «Российская армия».
  • Эстетическое воспитание: «Урок красоты», «Знатоки искусства», «В гостях у феи цветов», «Пасха, светлая Пасха», «Волшебная страна ИЗО», «Каргопольская игрушка Берегиня».
  • Изучение математических понятий или грамоты: «Задачки от волшебников», «Чиполлино в гостях у детей», «Путешествие в страну знаний», «Путешествие в лесную школу», «Путешествие в страну Сочиняйку».
  • Социализация детей: «Скоро в школу», «Зачем нужны дорожные знаки», «Моя семья», «Поговорим о дружбе», «Дорогою добра», «Вся семья вместе — так и душа на месте».

Проведение интегрированных занятий на темы, затрагивающие разные стороны жизни, позволяет вызвать у детей широкий интерес к окружающему их миру

Конечно, это далеко не полный перечень тем, которые рассматривают на занятиях в подготовительной группе. Всегда можно добавить что-то своё.

Характеристики и личные качества

ФГТ определяет весьма конкретные характеристики и интегративные качества личности, так сказать, идеальный социальный портрет ребёнка-дошкольника. Результаты основной программы и качество всей деятельности обязательно оцениваются — как промежуточные (текущие), так и итоговые.

Предполагаемые результаты по ФГОС подаются как целевые ориентиры, как возможные достижения ребёнка в силу его возрастных и социально-нормативных характеристик, завершая этап дошкольного образования. Итоговое познавательное интегрированное занятие в подготовительной группе раскроет такие качества выпускников, как инициативность, уверенность в себе, самостоятельность, физическое развитие, воображение, любознательность, волевые усилия, интерес.

Что такое комплексное занятие?

Комплексное занятие по математике в подготовительной группе состоит из нескольких блоков. Их насчитано 3. Первый блок отвечает за творчество. Детей заинтересовывают аппликацией, лепкой, рисованием. На этом блоке у ребят развивается моторика и чувство к цвету.

Во втором блоке детям даются такие задания, как счёт, величина, закрепление геометрических фигур. У ребят воспитатель старается развивать речь, продолжает знакомить с окружающим миром

Благодаря этому блоку у детей развивается, память, логическое мышление и внимание

Последний, третий, блок – музыкальный. Ребята учатся слушать не только песни, но и сам текст, воспроизводить его на слух, понимать характер музыки, танцуют под ритм, играют на лёгких детских инструментах. Благодаря этому блоку у детей развиваются чувство ритма, музыкальный и динамический слух.

Как работать на открытом занятии

Воспитатели часто демонстрируют перед своими коллегами, методистом и заведующей свой опыт или идеи. Для этого проводится открытое занятие по математике в подготовительной группе. Воспитатель готовит специальные методические приёмы, где реализует основные направления урока.

Занятие по математике в подготовительной группе проводится с определёнными целями. Это могут быть:

  • Арифметические задачи, которые решаются обратным путём.
  • Логические упражнения.
  • Усложнённые примеры.

Такие уроки должны показывать опыт воспитателя, новые технологии обучения, положительные качества детей. Нельзя репетировать такие занятия, ведь коллеги сразу увидят разницу и поймут обман.

Желательно за сутки предупредить дошкольников, что к ним придут гости и они должны показать наилучший результат. Ребята будут готовы и не испугаются новых людей. Нельзя с одними детьми проводить несколько таких уроков в один день, ведь тогда у них будет большая психологическая нагрузка.

Примерные вопросы и задачи на итоговом занятии

Для закрепления пройденного материала ребята должны знать ответы на вопросы:

  • Кто знает сегодняшний день недели? Что будет завтра?
  • Как называется первый месяц зимы?
  • Какой последний месяц осени?
  • Назовите второй по счёту месяц весны.
  • Сколько ушей у трёх котиков?
  • Сколько хвостов у четырёх белок?
  • Из каких геометрических фигур можно построить дом? Поезд?
  • В какое время вы просыпаетесь в садик?
  • Во сколько ложитесь спать в обед? А вечером?

Воспитатель должен приводить такие задачи, чтобы ребятам было интересно и легко. Из них необходимо составлять примеры, детям будет легче считать. Например, на лужайке скакали три зайчика. Одному показалось, что идёт лиса, он испугался и убежал. Сколько зайчиков осталось на лужайке? Под ёлкой выросло три мухомора, пошёл дождь, и вырос ещё один гриб. Сколько их стало?

Пусть дети запишут на листочке в виде примера

Таким образом вы будете развивать мышление и внимание

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе покажет, насколько ребёнок усвоил пройденный материал. Возможно, есть необходимость в дополнительном занятии летом. Ведь подготовка к школе – это очень серьёзно, особенного внимания требует такой предмет, как математика.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий