Как использовать индивидуальный подход в обучении
Создание индивидуальных учебных планов
К сожалению, по некоторым причинам в современных школах индивидуальный подход не может быть полностью реализован. Есть государственная программа, которой строго придерживается учитель. В этой системе есть план, рассчитанное количество часов на определенные темы, выделены учебники. Учитель не может позволить себе отступить от требований из-за отсутствия времени. Классы, как правило, переполнены: в коллективе может быть от 25 до 40 человек. Педагог загружен организационными вопросами и просто физически не успевает поработать с каждым учащимся. По этой причине в онлайн-школах и домашних лицеях появились тьюторы-наставники, бадди и коучи-менторы, которые работают вместе с педагогом, и учебный процесс сконцентрирован исключительно на конкретном ученике, его целях, нуждах и интересах.
Подробнее про метод баддинга можно прочитать в статье Кто такой бадди и чем помогает в обучении
Учет индивидуальных потребностей и способностей
Когда ваши студенты чувствуют, что у них есть прогресс? Обычно это происходит, когда материалы соответствуют их целям. Что такое прогресс и как почувствовать, есть ли он?
Учащиеся могут:
- применять новые навыки, умения в жизненных ситуациях;
- выполнять задания лучше, чем ранее;
- чувствовать уверенность, не иметь языкового барьера.
Прогресс бывает разным. У каждого ученика свой темп достижения цели. Поэтому эффективным будет создание индивидуального учебного плана. До того как составить подобный маршрут, следует провести вводный урок.
Для чего нужны вводные уроки?
- Определить уровень студента.
- Поговорить об интенсивности занятий, что также повлияет на прогресс.
- Определить потребности, цели.
- Определить интересы, хобби, увлечения.
Эти знания о студенте помогут персонализировать уроки и курс, а также создать индивидуальный учебный план. Учителю следует учесть все пожелания учащегося и оправдать его ожидания. В итоге — достигнутые цели и заметный прогресс.
Зависит ли учебный прогресс от индивидуального подхода? Конечно! По мнению многих преподавателей и экспертов, индивидуальный подход и личный трек роста напрямую влияют на прогресс ученика. Любой предмет, даже самый, казалось бы, нелюбимый, может быть освоен таким образом.
Учет индивидуальных потребностей заключается в том, чтобы искусственно создать среду, близкую к той, в которой студент будет использовать новые знания.
Например, английский язык. Если это IT-специалист, которому трудно вести совещания и озвучивать agenda, можно создать для него среду, где он сможет потренироваться говорить о выполненных или запланированных задачах. Учитель не должен просто объявить, что это Present Simple. Следует показать на жизненных ситуациях, в каком конкретно контексте будет использоваться Present Simple.
Могут пригодиться эти материалы:
Адаптация методов обучения под каждого ученика
ESP — что это? Английский для особых целей (ESP).
Обычно это относится к преподаванию английского языка студентам университетов или людям, уже работающим по найму, с учетом их словарного запаса и навыков, которые им необходимы.
ESP — это подход к изучению языка, который базируется на потребностях учащихся. В его основе лежит ответ на вопрос «Зачем конкретному студенту изучать английский язык?».
Подход ESP учитывает реальные языковые и речевые потребности учащихся, а также контекст, в котором будет нужно использовать изучаемый язык.
Каждый курс ESP должен быть адаптирован под нужды и интересы конкретного ученика. Например, если это урок для биолога, следует подобрать спецлексику, тексты, отвечающие этому запросу. Если студент — инженер, то поэзия и анализ романа ему ни к чему. Со студентами низких уровней спецкурс (научный, медицинский, юридический, экономический) организовать сложно, поэтому рекомендуется общий курс, но следует адаптировать его под запросы своих студентов.
Нужно ли тратить много времени, чтобы персонализировать урок? Как персонализировать общий курс под узкие нужды?
Предположим, у вас есть студент QA-инженер. Как персонализировать общий курс под него? Обычно такие специалисты пишут bug reports, в которых описывают ошибки или неполадки. Если у студента низкий уровень и вам нужно практиковать Present Simple, говорите о ежедневных задачах, составлении bug reports, попросите примеры таких докладов и сообщений об ошибках, чтобы проанализировать, какую грамматику они содержат. Там могут быть модальные глаголы, базовые времена, 1 Conditional. На основе этих знаний вы сможете полностью выстроить курс под запросы ученика.
Кто имеет право на индивидуальное обучение в РФ?
Российское законодательство гарантирует всем детям школьного возраста право на получение среднего образования. При этом допускаются различные формы обучения – главное, чтобы программа была усвоена. Поэтому ребенок может не только учиться в обычном формате – в классе со сверстниками, но и перейти на индивидуальное обучение – либо дома, либо в школе.
Об этой возможности знают не все родители. Многие полагают, что по индивидуальному плану имеют право учиться только дети, страдающие тяжелыми физическими или психическими заболеваниями, и по этой причине неспособные посещать школу. На самом переход на индивидуальное обучение разрешен всем детям, в том числе абсолютно здоровым.
Но есть одно «но»: если для того, чтобы перевести ребенка на семейное обучения, достаточно желания родителей, то организовать для него индивидуальное обучение в школе несколько сложнее (и далеко не в каждом образовательной организации горят желанием организовывать такой образовательный процесс для здоровых детей). То есть сама возможность существует, согласно Закону об образовании и ряде нормативных актов Министерства образования РФ. Но в конечном итоге решение остается за школой.
Предоставляется ли подобная образовательная услуга в вашей школе, можно узнать из ее Устава – локального нормативного акта, представляющего собой собой правовой документ. Если такая услуга предоставляется, школой издается еще один локальный акт – Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.
Но как перевести ребенка на индивидуальное обучение, если в школе нет возможности организовать для этого необходимые условия? В этом случае выходом становится перевод ребенка в частную школу, где предусмотрена данная услуга. Если же в городе вообще нет подходящих учебных заведений, альтернативой станет дистанционная форма обучения.
Что такое индивидуальный подход
Индивидуальный подход — это подход, при котором каждый человек рассматривается как уникальный и неповторимый, со своими потребностями, целями и способностями. Этот подход используется в разных сферах жизни, в том числе в образовании. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко был одним из первых, кто озвучил, что реализация индивидуального подхода немыслима без глубокого изучения целостной личности воспитанника.
Цель индивидуального подхода:
- формирование индивидуальности ребенка
- воспитание уникальной личности
Формирование индивидуальности предполагает, что учитель признает право ребенка быть самим собой.
Какие преимущества в обучении дает индивидуальный подход к каждому учащемуся?
Это эффективный метод повышения качества обучения. Учитель настолько понимает, чувствует и знает каждого учащегося, его сильные и слабые стороны, что может самостоятельно выстраивать учебный трек и персонализировать общую программу, чтобы повысить уровень знаний и способностей студента.
Некоторым ученикам подойдет игровой формат, другие лучше воспринимают информацию на слух, зрительно или тактильно. Со знанием этих особенностей и сильных сторон учащихся учитель составляет для каждого индивидуальный трек.
Ученик проходит трек в своем темпе, не соревнуясь с другими учащимися и не конкурируя за оценки, а с интересом погружаясь в материал и познавая окружающий мир.
Возможно, вам будет интересно прочитать и эти статьи:
Кому оптимально подходит индивидуальное обучение в школе?
Переход на обучение по индивидуальному плану чаще всего применяется в следующих случаях:
- У ребенка наблюдаются проблемы с дисциплиной, адаптацией в коллективе, успеваемостью. Зачастую это дети с СДВГ. В таком случае школа зачастую сама идет навстречу родителям, поскольку заинтересована в том, чтобы «сложный» ученик не мешал учебному процессу в классе.
- Ребенок одарен, талантлив и ему «тесно» в рамках стандартной формы обучения. Таким детям на уроках скучно, их потенциал не может полностью раскрыться. При этом нередко возникает ситуация, когда школьник, талантливый в одних направлениях, отстает в освоении других дисциплин. Кроме того, у одаренных детей часто возникают проблемы в общении со сверстниками, зато со взрослыми им вполне комфортно.
- Ученик относится к категории детей с ограниченными возможностями. Им сложнее осваивать общеобразовательную программу в силу физических или психических особенностей организма. Подход нужен индивидуальный: для кого-то достаточно организовать индивидуальные уроки, кто-то нуждается в адаптации базового учебного плана. При этом «запирать» ребенка дома – не лучшее решение, так как это лишает его возможности социализироваться. Поэтому сейчас популярен инклюзивный подход, сочетающие индивидуальное обучение с посещением определенных занятий и общением со сверстниками.
- Ребенок профессионально занимается спортом. Такие дети часто отлучаются на сборы, соревнования. Возвращаясь на занятия в школу, они понимают, что отстали от одноклассников. Нужно многое наверстывать, но учитель ждать не будет – ему надо объяснять новые темы. Поэтому возможность обучаться по удобному графику, по ИУП – это настоящее спасение для юного спортсмена.
ИУП позволяет учиться в ускоренном темпе, изучать отдельные дисциплины на базовом уровне, другие – на углубленном, не тратить время на выслушивание ответов одноклассников и попытки учителя навести дисциплину в классе, да и просто заниматься в комфортной обстановке. Это несомненные преимущества индивидуального обучения, которые делаю данный формат столь привлекательным для многих детей и их родителей.
Недостатком данной формы обучение обычно становится нехватка общения со сверстниками и отсутствие конкурентной среды, что может снизить навыки социализации. Это тоже следует учитывать, принимая решение о переводе ребенка на индивидуальное обучение.
Физическое воспитание
Современные ученые, основываясь на результатах проведенных исследований, сделали удивительный вывод. Они выявили прямую зависимость между умственным, физическим и нравственным развитием человека. Первое из них влияет на формирование характера личности. Физическое же совершенство позволяет развиваться органам зрения, слуха и чувств. Кроме того, оно тесно связано с нравственным и трудовым воспитанием. При этом активная деятельность зависит от состояния здоровья ребенка, и наоборот.
Игры, проводимые с детьми, также способствуют укреплению их воли, дисциплинированности, организованности и других нравственных качеств. Физическое воспитание связано и с воспитанием эстетическим. Выполняемые упражнения делают тело красивым. Движения человека становятся ловкими. Осанка и походка – правильными.
При индивидуальном подходе к физическому воспитанию у детей пробуждается интерес к активным движениям на свежем воздухе, к обретению навыков культурно-гигиенического характера и т. д.
Что значит индивидуальное обучение в условиях массовости
Абсолютно индивидуализированный подход к получению образования предполагает освоение учебной программы в комфортном для ученика темпе, по специально разработанному плану. Однако в условиях массовости такой вид педагогической деятельности является, скорее, редкостью, чем традицией.
В условиях массового обучения педагог может:
- наладить систематическое изучение каждого ученика;
- определить ближайшие педагогические задачи;
- выбрать наиболее эффективные средства обучения.
Анализ полученных результатов должен стать основой для постановки следующих задач, коррекции выбранных методов, инструментов, принципов.
Примечание
В условиях массовости персонализированный подход возможен в начальной школе, когда на протяжении четырех лет большинство предметов преподает один учитель. Он является классным руководителем, может отслеживать, изучать, анализировать особенности каждого ребенка, оказывать своевременное корректирующее воздействие.
В чём смысл индивидуального подхода к ребёнку в школе
Основы индивидуального подхода в педагогике заложил К.Д. Ушинский
Он считал, что даже в группе важно учитывать особенности каждого ребёнка, а не воспринимать класс как целое
Суть индивидуального подхода заключается в том, что ребёнок может освоить любой предмет по подходящей ему методике. Кому-то легче усваивать информацию в видеолекциях, кому-то — в игровой форме, а кому-то — читая параграфы. Обучение станет эффективным, если строить его через сильные стороны ребёнка.
Индивидуальный подход — не равно индивидуальное обучение. Он возможен и в группе, а индивидуальное обучение — это самостоятельные занятия или работа с педагогом один на один.
Понятие и значение, в каких случаях это необходимо
Понятие индивидуального подхода сформулировано известным педагогом Яном Коменским. В своем труде «Великая дидактика» он обозначил необходимость учета личных особенностей детей в условиях коллективной работы
Согласно его убеждениям, учитель должен «распространять обучение» на всех учеников, но отдельным из них обязан оказывать дополнительную помощь, поддержку, внимание
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Современная педагогика использует индивидуальный подход при работе с детьми, имеющими:
- недостатки слуха;
- слабое речевое развитие;
- плохое или ослабленное зрение;
- отставание в психическом развитии.
С детьми, не имеющими отклонений, такая работа ведется крайне редко. Кадровый голод и недостаточная обеспеченность школ материальными и техническим ресурсами делает невозможным повсеместное применение технологии.
Значение индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе
Каждый человек наделен специфическими свойствами, отличающими его от других людей. Это обуславливает необходимость организации воспитательного процесса по принципу индивидуальности.
Любое воспитательное воздействие на ребенка и его восприятие связано с индивидуальными особенностями его развития. Только учет внутренних показателей развития личности помогает организовать реально действенный процесс воспитания.
Индивидуальный подход важен. Он дает возможности применения особых воспитательных методик, которые соответствуют потребностям личностного развития конкретного ребенка и, тем самым, повышают продуктивность воспитательных мероприятий. С его помощью удается выявить уникальность качеств каждого ребенка и подобрать к нему особый воспитательный подход.
Замечание 1
Целевое назначение индивидуального подхода сводится к формированию и закреплению положительных свойств личности, ликвидации недостатков развития. Это упрощает и облегчает воспитательный процесс и предотвращает необходимость последующего перевоспитания.
В современным реалиях общественного развития, вся педагогическая система, организация образования и воспитания базируется на индивидуальном подходе. Он является формирующим и развивающим принципом обучения. Его применение требует от педагога высокой квалификационной подготовки и учета некоторых показателей при дифференцированном воспитательном подходе:
- Знание и понимание детской психологии;
- Проявление любви к детям;
- Наличие теоретических знаний и практических навыков учебно-воспитательной деятельности;
- Умение педагога конструктивно мыслить, анализировать и оценивать педагогические процессы и явления;
- Терпение и выдержка при организации воспитания и сложностях в поведении воспитанников.
Основным показателем индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет типа темперамента ребенка. Он зависит от генетических особенностей развития и определяет темп деятельности ребенка, но не берет в расчет его социальную ценность.
Замечание 2
Принцип индивидуального подхода охватывает все сферы воспитательной и образовательной работы с детьми разных возрастных групп.
Основная функциональная роль индивидуального подхода в обучении сводится к его личностному ориентированию и воспитанию в развивающем режиме.
Что такое индивидуальный подход в обучении?
Индивидуальный подход учителя к процессу воспитания и обучения учащихся представляет собой организацию учебной деятельности, при которой преподаватель уделяет особое внимание индивидуальным возможностям, особенностям и ограничениям каждого ученика. Такими параметрами могут быть:
Такими параметрами могут быть:
- пол,
- возраст,
- умственные способности,
- уровень физического развития,
- особенности психики,
- условия формирования его личности,
- черты характера,
- интересы,
- условия жизни.
Учёт всех характеристик формирует условия, подходящие для реализации индивидуального подхода в обучении.
Важно отметить, что индивидуальный подход не противоречит коллективному обучению. Они могут существовать одновременно
В рамках школы индивидуальный подход зачастую используют лишь в обучении школьников с различными отклонениями и особенностями. В итоге получается, что с помощью него скорее исправляют особенности, а не помогают ученику раскрыться.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты
Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.
Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.
Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен. Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному. Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.
Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться. Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию. Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который любит родных и окружающую природу.
Статья прочитана 11 435 раз(a).
Достоинства индивидуального педагогического подхода
Индивидуальный подход является одним из вариантов организации учебно-воспитательного процесса, который используется не как отдельное направление, а в качестве дополнения ко всем разновидностям прямого и косвенного воспитательного воздействия.
Индивидуальный подход предполагает непрерывное включение в образовательную деятельность, поскольку без него невозможно организовать эффективную учебно-воспитательную систему и достичь высокого качества обучения и воспитания.
Данный подход имеет следующие достоинства:
- Способствует расширению границ отдельных дисциплин;
- Способствует получению комплексных знаний;
- Делает учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированным;
- Открывает возможности обучения на базе собственного опыта и опыта других субъектов учебно-воспитательного процесса;
- Позволяет использовать в организации воспитания и обучения разнообразные дидактические подходы;
- Характеризуется самомотивируемым характером т.е. развивает стремление и заинтересованность учебным и воспитательным процессом по мере его прохождения;
- Удовлетворяет учащихся и воспитанников, за счет видения ими итогов своей деятельности.
Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности
Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.
Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется. Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д. поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.
Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.
Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.
Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.
Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.
Почему индивидуального подхода нет в обычной школе
По нескольким причинам индивидуальный подход редко встречается в традиционных школах.
Переполненность классов. Порой в одном коллективе учится до 30 ребят, а урок длится всего 45 минут
У загруженного педагога не остаётся времени отдельно поработать с каждым и уделить внимание. На внедрение новых форматов сил и ресурсов тоже не остаётся
Заточенность под шаблоны. Традиционное образование не подразумевает вольностей: даже творческие сочинения пишутся по определённой структуре. Прогресс детей оценивается по критериям ФГОС, которые в основном направлены на объединение разрозненных программ и приведение их в систему. Хотя ФГОС часто обновляются, по факту внедрять новые форматы и отходить от привычной методики трудно.
Отсутствие финансирования. Индивидуальный подход часто предполагает тьюторское сопровождение — закрепление за ребёнком персонального наставника, который мотивирует и помогает во время учебы. У учителей, как правило, нет возможности брать на себя дополнительную нагрузку, а нанимать отдельных сотрудников школа не хочет.
Этическая сторона вопроса. Многие придерживаются мнения, что в школе и не нужен индивидуальный подход. Как правило, традиционные учебные заведения стараются искоренять различия между учениками — от школьной формы и до одинаковых требований к детям независимо от их способностей. Считается, что школа задаёт общепринятые нормы, которым нужно соответствовать. А «выделение» детей разовьёт чувство зависти и соперничества.
<<Форма демодоступа>>
Как проводится обучение по ИУП
Следует понимать, что ИУП означает индивидуальное продвижение по программе, а не отказ от изучения каких-то дисциплин. Ребенку все равно придется освоить базовый набор знаний. Речь идет об индивидуализации учебного плана с учетом особенностей учащегося и его потребностей. Но ИУП в любом случае должен обеспечить ребенку освоение программы в рамках ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Также в ИУП включатся и региональные компоненты. Что же может варьироваться?
- Перечень предметов, которые проходят в том или ином классе. Обязательные предметы придется изучать так или иначе, но можно, к примеру, начать проходить их раньше.
- Последовательность изучения дисциплин. Индивидуальный учебный план позволяет изучать предметы как параллельно, так и блоками/модулями. При этом оба подхода можно совмещать.
- Количество часов, которое отводится на изучение каждого из предметов. Варьирование почасовой нагрузки тоже имеет ограничения: ребенок, занимаясь по ИУП, должен овладеть базовыми знаниями. Но, к примеру, если у школы математический или языковой уклон, можно проходить алгебру или иностранный язык на базовом уровне. Допускается и обратный вариант, когда ребенок изучает предмет более углубленно.
Вот только учтите, что школа не обязана организовывать вашему ребенку дополнительные занятия и предоставлять услуги, выходящие за рамки общеобразовательной программы. Это уже задача репетитора. Впрочем, в частной школе возможно получение таких услуг, но, скорее всего, за дополнительную плату.
В муниципальных же школах вряд ли персонально для вашего ребенка будет увеличено количество часов, которое отводится на изучение предмета. Но вполне возможно, что некоторые дисциплины ему согласятся преподавать углубленно – например, если школа заинтересована в талантливом олимпиаднике, а также если у учителя достаточно энтузиазма.
Основные принципы индивидуального подхода в обучении учащихся
Начнём с того, что требуется от самого учителя:
- Знать обо всех индивидуальных особенностях своих учеников и постоянно обновлять эту информацию;
- Проводить регулярную диагностику знаний;
- Давать задания соответствующего уровня сложности.
Что касается непосредственно механики внедрения индивидуального подхода, то выделяют следующие действия:
Фиксировать для себя учеников, которые постоянно или периодически испытывают трудности с усвоением материала;
Сочетать разные форматы взаимодействия с учениками (индивидуальный, групповой, фронтальный);
При работе в коллективе «сильным» ученикам задавать вопросы высокого уровня сложности, а «слабым» — низкого;
Использовать для наглядности и упрощения восприятия информации современные средства преподавания;
Организовывать взаимодействие учеников таким образом, чтобы «сильные» ученики помогали «слабым» разобраться в материале;
Осуществлять мониторинг прогресса учеников и давать оценку в соответствии с их личным продвижением в предмете, а не «средним баллом в классе»;
Объяснять материал повторно, если какая-то часть не была усвоена учеником;
Обращать внимание учеников на их пробелы или продвижения;
Дифференцировать домашние задания: «сильным» — сложнее и меньше (для решения задач нового уровня), «слабым» — проще и больше (для формирования навыка решения задач на простых примерах);
Коллективная проверка домашнего задания с обсуждением наиболее трудным моментов.
Заключение
Проявляя принцип индивидуального подхода в воспитании и обучении детей, педагог должен знать:
1. Особенности здоровья и физического состояния ребенка
От этого во многом будет зависеть его внимание на занятии, уроке и общая работоспособность. 2
Свойства памяти, интересы и склонности воспитанников. Учтя эти особенности, становится намного проще осуществить индивидуальный подход к ребенку, нагрузив более сильного дополнительными занятиями и оказав помощь более слабому.3. Умственно-эмоциональную сферу детей, выявляя воспитанников с болезненной реакцией на замечания и повышенной раздражительностью. Понимание характера ребенка позволит максимально эффективно организовать коллективную деятельность.
Только знание особенностей развития каждого из детей, полученное педагогом на основе глубокого изучения всех факторов, создаст необходимые условия для их успешного использования в процессе обучения и воспитания.
Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.
Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.
В понятие “тип нервной системы” входят 3 свойства нервных процессов:
1. сила нервных процессов;
2. уравновешенность нервных процессов;
3. подвижность нервных процессов.
Сила нервных процессов – способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе – выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).
Уравновешенность нервных процессов – сбалансированность процессов возбуждения и торможения.
Подвижность нервных процессов – возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.