Игра со словами «Небылицы»Л.Станчев. Верно ли это?
Цель игры: развитие внимания и речи — объяснения.
Как играть? Ребенку нужно отличить правильные высказывания от неправильных. И объяснить, почему ты так считаешь.
Желаю Вам интересных игр с детьми!
Увлекательные и забавные современные игры для развития речи детей Вы найдете в статьях:
— «Игры для развития речи»
— «Речевые игры»
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
Игры для детей старше трех лет
Если ваш малыш уже говорит, но слов знает немного, «разговорить» его можно с помощью игр, лучше коллективных.
Кому посылка?
В эту игру можно играть в небольшом детском коллективе или с родителями. Вам понадобится несколько коробок, а также игрушек или других предметов, которые вы в них упакуете. Пусть папа сыграет почтальона, который принес посылку для ребенка, он рассказывает кто отправил посылку, что в ней и зачем она отправлена. Теперь роль почтальона примеряет на себе малыш, какую посылку принес он и для кого?
На охоту!
Какой малыш не мечтал побывать с папой на настоящей охоте? Пришло время воплощать его желания в жизнь, пусть и в игровой форме. Играть нужно на улице, лучше на детской площадке, где много детей. Дети встают в одну шеренгу и по очереди двигаются к импровизированному лесу, где и начнется охота. Делая шаг, произносят название животного.
«Я иду в лес, буду охотиться на лося!»- говорит первый игрок. «А я иду в лес, чтобы охотиться на зайцев» – говорит второй. Если участник не может назвать животное, он выбывает, победит тот, кто сможет дойти дальше всех.
Игрушки играют в сказку
Вы с ребенком распределяете игрушки между собой, это будут персонажи для сказок. Можете выбрать известную сказку или договориться, что будете придумывать на ходу. Затем каждый по очереди называет предложение и показывает действие игрушкой (например, «испекла старуха колобок» — кукла подходит к коробочке и вынимает мячик-колобок). Получается настоящий спектакль.
Главное, вовлечь ребенка, чтобы он начал рассказывать и захотел придумывать реплики героям. Возможно, потом малыш захочет сам показать вам спектакль или выступить в роли персонажа. Считайте это своим успехом!
Игры, развивающие речь ребенка в возрасте 3-4 лет
Ласковые слова
Играть в эту игру можно в семейном кругу, чем больше игроков, тем интереснее. Ведущий называет окружающие предмет, а игроки по очереди называют их ласково. Картошка – картошечка, стул – стульчик, мама – мамочка. Если ребенок не может произнести ласковое слово – он выбывает из игры. Эта игра подходит для детей, которым уже исполнилось четыре года, более юным игрокам она покажется трудной.
Мы рассказали о том, какие игры со словами, а также коллективные и пальчиковые игры помогают развить речь малыша. Не ленитесь играть в них, а также рассказывать стихи, читать сказки, много разговаривать, и тогда ваш кроха будет лепетать «без умолку».
А в какие игры на развитие речи играете со своими детишками вы?
Игры-говорилки для малышей
Мама-комментатор
Приучить малыша говорить с самим собой – очень полезная вещь. Просто комментируйте вслух все свои движения: Мама пошла на прогулку, мама одевается. Кроха очень скоро начнет повторять за вами, пусть и на своем, пока «тарабарском» языке.
«Поем слова»
«Мы пекли каравай, вот такой вышины…» Вовлекайте ребенка, сначала он просто будет поднимать и опускать ручки, кружиться в хороводе, но незаметно для себя начнет и подпевать, пытаясь выговорить слова. Также для этой цели подходят народные игры: «По кочкам» или «Баба сеяла горох».
Важное правило! Малыш сначала может петь только отдельные слова или даже части слов. Не торопите и не исправляйте его, он должен чувствовать «свободу»
В то же время не впадайте в другую крайность, не переходите на детский язык и не коверкайте слова, как малыш.
Игры со словами без опоры на наглядность
- «Скажи наоборот». Взрослый предлагает ребёнку вспомнить слово, противоположное по значению к названному им самим: «Маленький — большой, длинный — короткий, высокий — низкий и т. д.»
- «Назови ласково». Ребёнку предлагается образовать уменьшительную форму существительного: «Кот — котик, дом — домик, вода — водичка». Детям, проявляющим повышенный интерес к такой игре, можно предложить усложнённый вариант, в котором нужно подобрать уменьшительную форму прилагательного: «Синий — синенький, старый — старенький, сладкий — сладенький».
- «Какой, какая, какое?» Взрослый предлагает малышу придумать как больше слов для описания предмета или явления: «Яблоко какое? (Красное, круглое, гладкое). Зима какая? (Холодная, снежная). Дети какие? (Умные, весёлые, добрые, послушные)».
- «Летает — не летает». Детворе необходимо внимательно слушать называемые слова и находить названия существ или предметов, которые могут летать. Если такие названы, ребятишки обозначают их хлопком в ладоши или словом «да». «Слон, паровоз, самолёт (да), кот, апельсин, бабочка (да), стол, диван, вертолёт (да)». Аналогично проводятся игры «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное».
- «Найди, где находится». Ребёнка просят внимательно осмотреться и найти рядом с собой куст, дверь, окно, клумбу, картину (в зависимости от места, предметы будут разные), указать на них. В первой половине учебного года воспитатель сам называет положение предмета (далеко, близко, слева, сзади). Со второй половины это предлагают сделать дошкольнику.
«Бывает — не бывает». Взрослый произносит текст, в котором содержатся логические несоответствия, ребёнок на слух отыскивает ошибки. «Пришла зима, расцвели цветы, запели птицы. Осенью листочки на деревьях стали зелёные. Летом дети лепят снеговика».
- «Много и один». Взрослый называет множественное число существительного, дошкольник должен поставить в единственное: «Много кукол — одна кукла, много мишек — один мишка, много облаков — одно облако».
- «Есть и нет». Ребёнку необходимо назвать, что есть в лесу, в реке, в детском саду, в городе и т. д., а чего нет. «В лесу есть деревья, звери, нет домов, машин». Первые два-три раза игру можно проводить с подсказками: «В детском саду есть игрушки? (Да). А лесные звери? (Нет)». Если дети проявляют высокий интерес к игре, хорошо ориентируются в окружающем мире, игру можно разнообразить элементами фантазирования, обращаться к любимым сказкам, мультфильмам ребёнка: «Что есть в волшебной стране? В мире Смешариков, Фиксиков?» Вариант игры — «Где найдём?» (Где найдём грибы? Игрушки? Корову? Пианино?).
- «Закончи предложение». Взрослый произносит начало фразы, малышу надо его логически завершить: «По дороге едет… автомобиль. Зайчик любит есть… морковку. Птицы осенью улетели… в тёплые края».
- «Что поместится?» Ребёнку нужно назвать предметы, которые поместятся в ладошку, кузов машины, корзинку, комнату.
- «Нужные подарки». Взрослый называет предметы, ребёнок придумывает, кому можно их подарить (молоток — строителю, мастеру, погремушку — младенцу, орехи — белке).
- «Хорошо или плохо». Ведущий кратко описывает ситуацию, дети определяют, хорошо или плохо поступили её герои. «Мальчик помог старушке донести тяжёлую сумку домой. Это хорошо или плохо? Девочка упала, а её подружки засмеялись. Витя съел много конфет. Дедушка и внук посадили яблоню». В начале ознакомления с игрой взрослый поясняет, чем хороша или плоха ситуация, к середине года необходимо поощрять детей к самостоятельным оценочным суждениям.
- «Наши помощники». Дети вместе со взрослым отвечают на вопросы: «Что умеют наши руки? (Брать, рисовать, гладить, лепить). Ноги? (Бегать, прыгать, топать), Глаза? (Смотреть, моргать, жмуриться)». Варианты игры: «Кто что делает?», «Где мы были — не скажем, что делали — покажем», Во всех необходимо отгадать действие и назвать глаголы.
- «Угадай по описанию». Ребёнок угадывает предмет по описанию признаков и свойств: «Круглый, резиновый, катится — мяч. Длинный, тёплый, вязаный — шарф». Со второй половины учебного года взрослый и малыш могут менять местами: ребёнок выбирает предмет, описывает его, а взрослый угадывает. Как вариант можно угадывать героев сказок, лакомства, игрушки, овощи и фрукты, то есть сузить поле поиска и облегчить малышу задачу.
«Песенки». Отработку правильного произношения звуков проводят в этой простой игре. Взрослый задаёт вопрос, детям нужно воспроизвести «песенку» чётко, правильно. «Как поёт петушок? (Кукареку). Какая песенка у волка? (У-у-у). Как мама укачивает малыша? (А-а-а). Как пыхтит ёжик? (Ф-ф-ф). Шипит змея? (С-с-с)». При ознакомлении с игрой «песенки» озвучивает взрослый.
Пальчиковые игры
Еще в глубокую старину щекотание и игры с помощью пальцев были самыми первыми играми, привлекавшими внимание малыша. Классическая игра «Идет коза рогатая…» горячо любима всеми малышами и они всегда готовы играть в нее снова и снова
Обучите ребенка простым играм при помощи пальцев, например «Сорока-ворона». Научившись со временем движениям пальцами, малыш с удовольствием будет воспроизводить разученные действия, совмещая их с произношением стихов. Такие игры отлично развивают моторику, а объединение стихов и жестов послужит важным импульсом к овладению речью
Классическая игра «Идет коза рогатая…» горячо любима всеми малышами и они всегда готовы играть в нее снова и снова. Обучите ребенка простым играм при помощи пальцев, например «Сорока-ворона». Научившись со временем движениям пальцами, малыш с удовольствием будет воспроизводить разученные действия, совмещая их с произношением стихов. Такие игры отлично развивают моторику, а объединение стихов и жестов послужит важным импульсом к овладению речью.
Сегодня существуют и многие другие развивающие игры и упражнения, а так же игрушки, которые не только помогут вашему малышу заговорить и произносить слова правильно, но и будут способствовать расширению словарного запаса ребенка, умению строить связные предложения и тексты.
Играем со словом «летит».
Время летит. А что еще умеет летать? Как сказать по-другому?
Давайте поиграем со словом «Летит». Это стихотворение написала я сама для речевых игр на своих занятиях с детьми.
Осенью летают листья, Листопад шуршит. А зимой летает снег, Кружится, блестит. Быстро стайка птиц летит В небе высоко. Пролетел вдруг вертолет Где-то далеко. Поезд наш летит стрелой, Весело гудит. Мчится поезд во весь дух, Тепловоз пыхтит. И воздушные шары Весело летят. Пролетают над землёй К радости ребят. Быстро время пролетело, Нам пора домой. Ну а к играм мы вернемся В новых выходной. (Валасина А.)
Речевая игра со стихотворением
Как провести речевую игру с этим стихотворением:
Сначала предложите малышу послушать стишок и отгадать, какое слово Вы в нем спрятали. Загаданное слово очень часто встречается в этом стишке
В этом задании мы развиваем внимание ребенка и его умение вслушиваться в незнакомый текст. Дети быстро определяют, что это слово «летит»
Затем попробуйте вместе с малышом «собрать» из стихотворения все словосочетания, в которых есть слово «летит». Для этого спросите малыша, что летит? Назовите вместе с малышом словосочетания из стихотворения и подберите, как можно было сказать по-другому, например: » Шары летят — что они делают? Как по другому можно сказать? (плывут по воздуху, парят в небе). Листья летят — что они делают, как по-другому сказать? (Они вьются по ветру, они кружатся в небе, они танцуют на дорожках, они падают с деревьев)». Ребенку потребуется Ваша помощь. Какие-то слова он подберет сам, а какие-то Вам нужно будет подсказать.
Можно найти все слова на картинке и назвать вместе с малышом словосочетания. Вам поможет карточка в картинках для занятий с ребенком, которую Вы можете бесплатно скачать здесь (на Яндекс. Диске) и распечатать для речевой игры с малышом. И найти на картинках, что летит. В карточку включены задания к первой и второй игре этой статьи. Вот так выглядит карточка для речевой игры.
Можно сделать мини-книжку (сшить несколько листочком бумаги), куда Вы будете зарисовывать с детьми всё, что умеет летать — всё , что Вы увидите за день на прогулке, по телевизору, в гостях, дома. Поищите такие предметы.
Совсем не обязательно так подробно играть со всеми многозначными словами. Главное в речевых играх со словами — это интерес малыша к игре, развитие языкового чутья, внимания ребенка к словам.
Для детей 6-7 лет
В этом возрасте ребят начинают готовить к школе. Ведущей деятельностью становится учебная, но игры используют, чтобы они не уставали и были сконцентрированы на занятии в течение нужного количества времени. В норме звукопроизношение и грамматический строй в этом возрасте полностью сформированы, ребенок овладел не только диалогической формой речи, но и связной. Он может составлять рассказы по картинке, говорить о своих впечатлениях сложными предложениями, активно используя прилагательные.
Основная цель − это формирование навыков письма и чтения. На занятиях используют букварь, прописи. Взрослый не просто теперь учит соотносить образ звука и буквы, но и показывает, как правильно ее писать. Поэтому обязательно отрабатывают базовые элементы письма.
Формируйте плавную речь, сильный выдох при помощи следующих заданий:
- «Кто быстрее забьет мяч в ворота» (дети соревнуются у кого быстрее получится задуть ватку);
- «Ветряная мельница».
В качестве физминутки предложите поиграть на дудочке или подуйте мыльные пузыри. Возраст 6-7 лет не означает, что с детьми нужно проводить занятия без отдыха и игр. Просто их используют не в таком большом количестве.
В подготовительной группе ребятам нравится принимать участие в спектаклях. Вы можете обыгрывать сказку в домашних условиях. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны, улучшает дикцию, диалогическую и связную речь. С детьми нужно учить стихотворения, обучать пересказу, правильно использовать интонацию.
Использование компьютерных технологий в обучении
В современной логопедии их активно используют для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Но некоторые родители сомневаются в целесообразности использования компьютеров. Появилось большое количество развивающих обучающих мультфильмов для детей разного возраста.
После просмотра мультика спросите у малыша понравилась ему серия, о чем она, что нового узнал. Следите за тем, чтобы он составлял простые и сложные предложения. Такое общение улучшает диалогическую форму речи. Кроме того, малыш учится говорить о своих впечатлениях окружающим.
Существуют определенные нормы, сколько времени дети дошкольного возраста могут смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Кроме обучающих мультфильмов, вы можете приобрести логопедические игры, которые сделают занятия занимательнее. Они могут состоять не просто из заданий, в которых нужно выбрать правильный ответ, а быть в виде квеста. Открывается доступ к другому заданию после того, как он даст правильный ответ.
Темы для занятий для логопеда
Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.
Темы занятий для подготовительной группы
В каждом занятии важно использовать физкультминутки и сделать его для детей увлекательной игрой. Использование формата сказки для развития речи дошкольников. Использование формата сказки для развития речи дошкольников
Использование формата сказки для развития речи дошкольников
Тема «Профессии»
Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.
Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.
С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.
Тема «Зима»
Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».
Тема «Транспорт»
С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.
Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы»
Тема «Мебель»
Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.
Тема «Комнатные растения»
Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».
Что такое игры на развитие речи дошкольников?
Чтобы правильно организовать игры по развитию речи в домашних условиях, родителям желательно познакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов. Одновременно понять, по каким направлениям идет развитие речи у дошкольников.
Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий. Например, в популярной игре «Предметное лото» задачей будет – закрепление знаний детей о предметах окружающего мира и их свойствами. В дидактических играх основными направлениями на развитие речи будут:
- Обогащение словаря
- Формирование грамматической культуры
- Формирование звуковой культуры
- Оформление связной речи
Приемы для развития связной речи дошкольников
У взрослеющего ребенка появляются внутренние мотивы лучше и глубже освоить родной язык. Дошкольника многое интересует, появляется желание больше спрашивать и рассказывать. Возникает потребность воздействовать на собеседника, высказывать свое мнение, спорить.
Это значит, что актуальность развития связной речи дошкольников подкрепляется благодатными условиями – взрослый предлагает помощь ребенку научиться говорить логично и понятно, на что встречает живой отклик.
Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи детей дошкольного возраста. К ним относятся:
- пересказ;
- рассказы с опорой на картинки;
- сочинение сказок и историй.
Обучение дошкольников пересказу
Казалось бы, пересказ – это самая простая речевая тренировка. Не нужно ничего придумывать, а только вспоминать, о чем говорится в тексте, и передавать своими словами. Но слов-то в запасе у дошкольника не так и много!
Читаем, пересказываем…
Детская литература написана доступным языком, но обязательно перекрывает словарный запас ребенка. Следовательно, чтобы передать содержание, детям, наряду с известными словами, нужно использовать новые понятия.
Еще сложнее придерживаться того хода событий, который представлен в сюжете. От дошкольника требуется умение осмыслить, что и как происходит с главными героями, чтобы связно все рассказать.
Решать задачу, как научить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:
Прочитать интересную историю или сказку.
Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).
Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.
Предложить дошкольнику рассказать эту сказку, историю (подавать в игровой форме, а не как задание пересказать).
«Помнишь, как все начиналось?» — прочитать первые строки. Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание.
Взрослый постоянно поддерживает рассказчика, побуждает продолжить подсказками: «Что было дальше?», «Куда они направились?», «А как в это время?..» и пр.
Завершив пересказ, похвалить ребенка и обратить внимание на мораль, которая обязательно содержится в детских рассказах: хорошо ли поступил тот или иной герой.. Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается
Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии
Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается. Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии.
Развитие связной речи с опорой на картинки
Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.
Дошкольника просят рассказать:
- Что изображено на картинке.
- Какие события произошли раньше.
- Как дальше будет развиваться ситуация.
Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.
Игры для младших школьников
К моменту поступления в школу мальчики и девочки свободно общаются с другими людьми на разные темы. У подготовленного к обучению ребёнка развитый фонематический слух, он умеет различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук. Необходимо учить школьника строить тексты, составлять описания по картинкам, работать над выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над грамотным письмом.
«Что если бы»
Эта игра подходит как для занятий с одним ребёнком, так и с группой детей.
Для игры следует заранее подготовить карточки с написанными на них вопросами, имеющими форму: «Что было бы, если бы?». Окончания вопроса должны быть такого типа:
- если бы исчезли все взрослые;
- если бы никогда не наступала ночь;
- если бы в нашей квартире поселился слон;
- если бы не было насекомых.
Карточки следует разложить изнанкой вверх. Попросите ребёнка достать одну карточку и порассуждать на тему вопроса.
Поощряйте ребёнка мыслить нестандартно
«Составь слова»
На большом листе бумаги (на доске) нужно написать длинное слово (автомобиль, электростанция, скалолаз). Участникам игры нужно составить из букв этого слова новые слова. Победитель тот, кто придумал больше всего новых слов.
«Сочиняем сказку»
Для игры требуется несколько участников.
Первый игрок придумывает начало сказки (одно предложение). Следующий дополняет своим. Так все участники по цепочке придумывают интересную историю.
«Глупые предложения»
Для игры требуется как минимум два участника. Один придумывает слово, а второй сочиняет предложение, в котором каждое слово начинается из букв того слова, которое назвал первый участник. Например, слово «стол» расшифровывает как «собака топталась около лодки».
Предлагайте ребятам сочинять самим сказки и весёлые истории
Игры со словами для детей пяти — шести лет
Дошкольники этого возраста обычно понятно высказывают свои мысли, строят логичные высказывания. К школе они должны иметь богатый словарный запас, уметь чётко произносить все звуки, пересказывать небольшие истории. Овладеть этими навыками им помогут речевые игры.
«Испорченный телефон»
Для игры необходимо участие группы детей.
Мальчики и девочки садятся в ряд. Взрослый шепчет простое, понятное ребятом слово первому игроку на ухо, чтобы другие не слышали. Тот передаёт слово другому, тоже шёпотом. Последний игрок называет слово, которое услышал, вслух.
Так как часто слово доходит до последнего игрока в искажённом варианте, игра получается обычно весёлой и интригующей.
«Светофор»
Игра может проводиться как с одним ребёнком, так и с несколькими.
Для игры понадобятся вырезанные на каждого участника из бумаги по одному кружку зелёного и красного цвета. А также пригодятся тематические карточки с изображёнными на них знакомыми детям предметами.
Взрослый показывает карточки и говорит, что на них нарисовано, иногда намеренно произнося слова ошибочно (вместо «банан» произносит «баван», вместо «витамин» – «витанин»). Если слово названо правильно, дети подымают вверх зелёный кружок, если нет — красный.
Вместо использования кружков разного цвета можно договориться с детьми об условных знаках, обозначающих «правильные» и «неправильные» слова
«Поймай мяч»
Игра может проводиться как индивидуально с ребёнком, так и с группой детей. Для неё понадобится мяч (воздушный шар).
Взрослый называет существительное и бросает мяч ребёнку. Тот должен поймать мяч и назвать прилагательное, образованное от этого слова: зима — зимний, дождь — дождливый, дерево — деревянный и т. п.
Командные игры со словами учат детей быстрой реакции, умению сотрудничать
Игры на развитие речи для детей 6-7 лет
На седьмом году речь дошкольника становится более развернутой, точной в структурном отношении, логически последовательной. Дети постепенно осваивают нормы литературного произношения
Скоро в первый класс, и важно, чтобы сформировалась речевая готовность к школе. К началу учебного года у дошкольников 6-7 лет должны быть сформированы предпосылки освоения письменной речи – грамоты
1.«Размножение слов». Интересная игра развивает умение подбирать слова на заданную букву.
Назовите ребенку любое слово, например, «зебра» и предложите назвать животных на каждую букву слова «зебра»: зубр, енот, буйвол… Если в игре принимает участие несколько детей, то можно внести соревновательную нотку: за каждое правильно подобранное слово давать фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
2.«Начерти в воздухе». Цель: развитие зрительного и пространственного представления букв, развитие произвольного внимания.
Предложите ребенку взять в руки виртуальный мел и написать буквы М, А, У…Остальные участники игры должны их отгадать. Когда дети успешно попрактикуются, можно перейти к воздушному «написанию» простых слов.
3.«Противоположные слова». Цель: закрепить у детей понимание слов-антонимов и учить их подбирать.
Назовите ребенку слово и предложите ему найти противоположное по значению. Например, ночь-день, черный-белый, большой-маленький…
С помощью предложенного материала можно пополнить картотеку игр, в которые рекомендовано играть не только дома, но и в дороге, на отдыхе, в гостях, так как для них не требуется особой подготовки. Игры как средство развития речи помогут развитию артикуляционного аппарата ребенка, фонематического слуха, звуковой культуры и подготовят его к овладению письменной речью.
Учимся играя: упражнения для развития речи
28.02.2023
Словесные игры – отличная возможность совместить приятное с полезным: провести время с ребёнком и развить детскую речь. Играть в слова просто: реквизит не понадобится, а значит, загадками и вопросами можно отвлечь ребёнка в любой момент, например, по дороге в школу или детский сад, в очереди или транспорте.
Словесные игры развивают фантазию и воображение, а также расширяют словарный запас. Речь ребенка становится богаче, ему легче высказывать мысли и понимать других. Владея языком в совершенстве, ребёнок быстрее познает окружающий мир, а отношения со сверстниками и взрослыми становятся содержательнее и полноценнее.
Анна Бояринцева, научный сотрудник Института воспитания, кандидат педагогических наук и психолог поделилась подборкой словесных игр, которые помогут развить навыки общения.
1. Примеры словесных игр для дошкольников
«Летает – не летает»
Ведущий предлагает детям две команды: «летает» и «не летает». В первом случае участники быстро перечисляют «летающие» слова. Например, «ворона», «самолет», «бабочка», «комар», «муха», «ракета», «голубь». А когда прозвучит команда «не летает», дети должны быстро сообразить и назвать предметы, которые летать не умеют.
«Съедобное – несъедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей.
«Живое – неживое»
Перед началом игры ведущий объясняет ребёнку, что все живые предметы отвечают на вопрос «Кто?», а неживые – на «Что?». Далее приводит несколько примеров. Затем игра начинается:
– Что растет? Кто растет?
– Кто летает? Что летает?
– Кто плавает? Что плавает?
– Кто самый большой? Что самое большое?
«Четвертый лишний»
Ведущий называет детям по 4 слова, предупреждая, что одно из них не подходит. Участники должны выбрать «лишнее». После каждого ответа попросите ребёнка объяснить, почему слово не подходит. Так он научится формулировать мысли и соблюдать логику в высказываниях. Примеры словесных цепочек:
– Матрешка, неваляшка, чашка, кукла;
– Стол, диван, цветок, стул;
– Ромашка, заяц, одуванчик, василек;
– Лошадь, автобус, трамвай, троллейбус;
– Волк, ворона, собака, лиса;
– Воробей, ворона, голубь, цыпленок;
– Яблоко, елка, морковь, огурец.
2. Примеры словесных игр для школьников
«Сходство и различие»
Ведущий предлагает ребенку указать на сходство и различие следующих пар слов:
– Книга – тетрадь / День – ночь;
– Лошадь – корова / Дерево – куст;
– Телефон – радио / Помидор – огурец;
– Самолет – ракета / Стол – стул.
«Найди противоположный объект»
Ведущий называет предмет, а ребёнок должен подобрать как можно больше противоположных слов по разным признакам (размеру, форме, состоянию) или функциям («съедобное – несъедобное», «полезное – вредное»). Например, соль – сахар (по вкусу).
«Поиск аналогии»
Ведущий предлагает любое слово (например, портфель). А детям нужно придумать как можно больше похожих предметов, сходных с ним по разным признакам и функциям (сумка, мешок, рюкзак).
«Назови одним словом»
Ребенок называет группу предметов одним словом. Например, березу, сосну, дуб – «деревьями». Примеры:
– Деление, умножение, сложение, вычитание — это… (математические действия);
– Карп, треска, щука, форель — это… (рыбы);
– Нож, вилка, ложка, половник — это… (столовые приборы);
– Нарцисс, роза, ирис, тюльпан — это… (садовые цветы).
Любой родитель сможет смело включить словесные игры в жизнь ребенка
Важно только желание проводить время вместе и узнавать новое. Такие упражнения относятся к спокойному типу игр, поэтому родители могут не переживать за неугомонную детскую активность
Главное – играть с удовольствием!
Играем со словами: слова «с секретом»
Речевые игры со словами — это очень важное и полезное занятие для малышей — дошкольников. Они развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушиваться в слова, выделять их из потока речи, осознавать смысловые нюансы
Как сделать речевые игры со словами интересными и увлекательными для ребят я расскажу в этой статье.
В ней Вы найдете игры с одной из групп слов русского языка — с многозначными словами. Именно эти слова позволяют развивать у ребенка языковое чутье, лингвистические и умственные способности. Что такое многозначные слова — это слова, которые имеют много значений. Например, мы можем использовать слово «свежий» в разных значениях — «свежий ветер», «свежие новости», «свежая рубашка», а»свежий воздух». При этом свежая рубашка — это чистая рубашка. Но вот свежий ветер — это отнюдь не чистый ветер, а прохладный ветер. И эти нюансы значений слов в речевых играх мы будет стараться уловить вместе с детьми.
В этой статье я расскажу о нескольких интересных речевых играх с многозначными словами.