Эффективные занятия по математике с блоками Дьенеша: обучение в игровой форме

Методика использования

Занятия с блоками Дьенеша рекомендуется включать в работу с детьми с 2 до 8 лет и старше. С помощью блоков математические понятия осваиваются в процессе игр разного вида:

  • свободная игра, в которой ребенок комбинирует различные элементы, наблюдает за ними, постигает их свойства самостоятельно и выполняет простые задания (собрать для медведя красные ягоды, для Машеньки – синие ягоды и т.д.);
  • игры с правилами;
  • «игра с похожими правилами», предполагающая использование одних и тех же правил в играх с разнообразными элементами (в игру включают не только блоки Дьенеша для детей, но и любые объекты – кубики, коробки и др.), способствующая развитию абстрактного мышления;
  • переход от игры к операциям с числами, основанный на приемах визуализации абстрактных чисел, работа со схемами, таблицами;
  • символическая игра, в которой дошкольник убеждается в том, что комбинация нескольких действий дает определенный результат (ребенку дается задание выложить элементы в ряд так, чтобы рядом оказались фигуры с одним признаком или, наоборот, чтобы рядом ни один признак не совпадал);
  • игры с логическими выводами, помогающие освоить сущность понятий «теорема» и «аксиома».

Использование блоков Дьенеша на таких этапах соответствует этапам развития детской психики, поэтому не вызывает сложности и не ассоциируется со словом «обучение», являясь в понимании играющего занимательной игрой.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка

Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.
  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Игры с логическими фигурами Дьенеша

На основе системы Дьенеша разработано множество пособий для различных возрастных категорий. В логические игры Дьенеша могут играть как трехлетние карапузы, так и первоклассники. В набор «Давайте вместе поиграем» включены плоские логические фигуры, которые повторяют блоки Дьенеша, и специальные карточки с символами свойств. Логические фигуры Дьенеша знакомят малышей с основными геометрическими формами и размерами. В легкой игровой форме дети учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, также у малышей развиваются важные психологические процессы и креативное мышление. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов.

Сегодня представлено для родителей и педагогов большое количество вариантов игр с фигурами Дьенеша и символами. Также можно продумывать собственные варианты игр, которые учтут все индивидуальные особенности вашего ребенка. Рассмотрим несколько игр с карточками символами и логическими фигурами.

Игра «Украсим елку бусами»
обучает порядковому счету, прививает умения разбираться в схемах, а также развивает абстрактное мышление ребенка.

Для работы нужно подготовить изображение елки, логические фигуры и карточки с символами. Цель игры заключается в том, чтобы украсить елку пятью рядами бус.

Каждый ряд насчитывает три бусы. На карточке цифра обозначает порядковый номер нитки. Украшать елку нужно сверху вниз. По схеме необходимо украсить первый ряд бусами. Например, большой синий круг, маленький синий треугольник и большой синий квадрат. По аналогии размещаем оставшиеся бусы. При этом заштрихованный кружок указывает на местоположение бусинки на нитке.

Игра «Магазин»
развивает у малышей умения рассуждать, аргументировать и доказывать собственный выбор.

В процессе игры понадобятся логические фигуры и карточки с картинками различных предметов. Ребенок представляет себе, что он приходит в магазин детских игрушек. Для покупки товара используются специальные деньги – логические фигуры. На одну купюру разрешается приобрести только один товар. Правила покупки заключаются в том, что можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры. Родители могут усложнить задание для ребенка по выбору игрушки. Например, учитывать при покупке игрушки два свойства логической фигуры.

Игра «Художники»
учит малышей сравнивать свойства предметов и развивает его эстетические способности. Для игры заранее приготовьте логические фигуры, специальные эскизы картин и дополнительные детали для оформления картины. Ребенок должен нарисовать картину по эскизу. Родители с малышом выбирают эскиз, фоновую бумагу, необходимые детали и логические фигуры к картине. В процессе работы малыш должен учитывать многие особенности, чтобы нарисовать картину правильно. Например, если деталь окрашена, то нужно использовать объемную фигуру. Контур детали указывает на применение плоской фигуры. Когда картина полностью составлена, необходимо придумать ее название и рассказать, что на ней изображено.

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

Примеры схем к блокам Дьенеша для работы с дошкольниками

Для проведения многих дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша воспитателю необходимы схемы.

Фотогалерея: задания для младших и средних дошкольников

Задача малышей — подобрать к картинке детали-блоки определённого цвета, размера и формы

Дошкольники строят дорожки из блоков по схеме, закрепляя знания о цветах и формах предметов

Каждая фигура-жилец занимает свою квартиру в трёхэтажном доме

Задача дошкольников — дополнить дерево листочками-фигурами, согласно схеме

Фотогалерея: задания для старших дошкольников

Во многих играх для старших дошкольников используется символическое обозначение свойств логических блоков

Дошкольники должны составить картинку из деталей, ориентируясь на четыре их свойства, включая толщину

При заполнении игрового поля в старшем дошкольном звене учитываются все свойства блоков

Чтобы машина смогла доехать до дома, на каждую схематическую картинку ребёнок должен положить определённый блок

Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Причём, практиковать такую работу можно уже с младшего дошкольного возраста. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.

Несколько слов о Золтане Дьенеше

Золтан Пал Дьенеш с самого детства увлекался математикой, поэтому нет ничего странного в том, что всю свою жизнь он решил посвятить “царице точных наук”, а также ее популяризации не только в своей родной Венгрии, но и во всем мире. Уже в 23 года Золтан получил докторскую степень по математике, однако не успокоился на этом и продолжил свое образования. Для того, чтобы понимать, как проходят мыслительные процессы при решении математических задач, он получил дополнительную степень по психологии.

Большую часть своей профессиональной карьеры Дьенеш занимался изучением психо-математики (более 10 лет он возглавлял Центр исследования психо-математики при Шербрукском университете). На основе собственных практических наработок и результатов многочисленных исследований им была разработана уникальная авторская программа по изучению математики
, доступная для понимания детям самых разных возрастных категорий.

В основу методики Золтана Дьенеша легли различные логические игры, увлекательные математические задания и развивающие учебные пособия, направленные на стимулирование интереса у детей к занятиям математикой, а также развитие комбинаторики, логического мышления, аналитических способностей, речи, памяти и внимания.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша  для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Блоки Дьенеша в младшей группе: система работы с детьми

Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру).

В середине года можно задавать два свойства для искомой фигуры. Например: «Найди жёлтую большую фигуру, красную треугольную, маленькую квадратную и т.д.». Играя с блоками можно решить следующие задачи:

  1. Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие.
  3. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём).
  4. Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
  5. Развивать пространственные представления.
  6. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  7. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
  8. Развивать словесно-логическое мышление.
Игра «Что изменилось»

Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.

Игра «Третий лишний»

Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.

Игра «Раздели фигуры»

Игра направлена на умение выделять фигуру с заданным признаком из других. В гости к детям приходят Сова и Ёжик.

Сове нужно дать только круглые фигуры, а Ёжику только большие (только синие и только прямоугольные, только квадратные и только красные и т.д.).

Игра «Найди клад»

Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать и для такой игры: на полу разложить несколько фигур. Когда дети закроют глаза, воспитатель прячет монетку под одну из них. Дети должны узнать, под какой фигурой клад, задавая вопросы: «Клад под жёлтой фигурой? Клад под большой фигурой?». Постепенно вариантов фигур останется меньше, и внимательные малыши смогут найти клад.

Игра «Второй ряд»

Выложите 5-7 фигур в ряд и предложите малышам выложить второй ряд так, чтобы под каждой фигурой оказалась фигура другого цвета (или формы, или размера).

Во второй половине года в младшей группе можно познакомить детей со знаками (каточками), обозначающими свойства фигур: цвет, форма, размер и толщина и организовывать более интересные игры.

Игра «Разложи на группы»

Педагог предлагает детям разделить фигуры, опираясь на соответствующую карточку-признак: в одну группу синие, в другую большие, в третью треугольный и т.д.

Игра «Помоги ёжику добраться до дома» («Выложи дорожку»)

Ребёнку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению). Для игры понадобятся специальные схемы, по которым дети будут выкладывать дорожку для ёжика. Например, сначала нужно положить красную фигуру, потом жёлтую, потом синюю, потом жёлтую, потом красную и т.д. по стрелке. Более сложный вариант, в котором необходимо учитывать сразу два признака: сначала положить синюю треугольную фигуру, потом красную квадратную, потом синюю круглую, потом жёлтую прямоугольную и т.д.

Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать как элемент образовательной деятельности, а так же для индивидуальной работы с малышами для развития математических представлений.

Предлагаю вам скачать архив с карточками для игр с малышами, в который входят набор карточек-символов и картинки для игры «Помоги ёжику добраться до дома». В архиве так же есть карточки для работы с детьми более старшего возраста, которые пополнят математический уголок в младшей группе.

Надеюсь, материал оказался Вам полезен, и в следующей статье мы разберём игры с блоками Дьенеша в средней группе.

Не забывайте делиться и оставлять свои комментарии.

Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине. К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм. Самое главное – не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.

Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме – собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.

Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.

Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.

Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.

Как видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.

Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца»

Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.

Если в нашем детстве все разнообразие ограничивалось пособиями Никитина, то сейчас просто глаза разбегаются В этой статье я не буду перечислять их все, а хочу рассказать об одном, может быть, не очень известном, но совершенно уникальном пособии для развития логического мышления ребенка. Это блоки Дьенеша

(Ozon

, KoroBoom). Мы с Таисией так много играли с ними (и сейчас периодически их достаем), что я по праву могу назвать блоки Дьенеша одним из самых используемых развивающих материалов в нашем доме.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

память;
мышление;
воображение;
умение мыслить логически;
внимание;
аналитические способности;
настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

История создания

Интересно взглянуть на некоторые факты биографии венгерского педагога, математика и исследователя детской психологии Золтана Дьенеша. Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и родителей.

Процесс обучения не должен быть скучным, считал Золтан Дьенеш

Когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание

Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему). Но поиск не всегда оказывается удачным

На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики

Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме

Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики

Суть методики

Дьенеш разработал методику обучения математике и показал нам на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.

Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Дьенеш преподносит нам уникальные методические пособия для обучения. Его метод имеет 6 ступеней.

На пути развития математических способностей параллельно затрагивается и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, а порой и родитель, играя с малышом сам того не замечая, увлекается игрой.

Каждый этап несет в себе определенную нагрузку и без предыдущего не перейдешь на следующий.

Здесь вы не встретите занудных тетрадей и скучных учебников, везде присутствует игра, веселые рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется разгадать. Итак,

Ознакомительный этап. Когда ребенок впервые увидел и начал знакомиться с обучающим материалом. Мама дает ребенку самое простое задание и не старается помогать ребенку, он должен постараться сам решить задачу.  Как правило, малыши не стараются здесь задумываться и быстро делают, как получится или вообще не получится.
После этого начинается второй этап обучения. Здесь мама должна попытаться в доступной для ребенка форме объяснить новые немного усложненные задания

Важно, чтобы ребенок понял, что от него требуется, в этом заключается суть обучения. Третий этап можно назвать сравнением. Здесь ребенок учится сравнивать и ему предлагаются примерно одинаковые задачи, но для их решения можно и нужно использовать разные материалы

Здесь ребенок учится сравнивать и ему предлагаются примерно одинаковые задачи, но для их решения можно и нужно использовать разные материалы

Третий этап можно назвать сравнением. Здесь ребенок учится сравнивать и ему предлагаются примерно одинаковые задачи, но для их решения можно и нужно использовать разные материалы.

На четвертом этапе задания усложняются, но от этого становится только интереснее, ведь этого и добивался автор

Он рекомендует на данной стадии применять таблицы, карты. Здесь знакомимся и разбираем состав числа и новые математические понятия.

Пятый этап еще интереснее. Переходим к обучению символам, как специальных математических, так и выдумываем сами или вместе с мамой, а еще веселее подключить всю семью.

На шестом этапе нас ждет нобелевская премия и мы узнаем, что такое теорема и аксиома. Учимся анализировать, делать выводы из собственных заключений.

Задачей для родителей изучить методику самим и как можно активнее заинтересовать ребенка.

Самостоятельно ему играть будет не интересно, но это опять же мое мнение. У меня ребенок сам не играет даже по альбомам. Не было такого, чтобы он сел и стал самостоятельно что-то раскладывать. Ему не интересно и скучно. Я всегда играю с ним. И стараюсь максимально его увлечь и тогда вижу результат, у него получаются лучше те задания, которые делали ранее.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий