Примеры игр по пожарной безопасности для детей

Поделки из ткани

Аппликации с использованием цветных лоскутов выглядят очень эффектно

У таких картин есть важное преимущество: их можно сделать мягкими, используя в качестве основания плотную ткань. На фото показана картина-предупреждение, которая будет напоминать об опасности спичек. На тканую основу пришиваются нужные детали

Для придания объема под некоторые лоскуты подкладывается вата. Фигуры человека или его лицо можно вышить или нарисовать

На тканую основу пришиваются нужные детали. Для придания объема под некоторые лоскуты подкладывается вата. Фигуры человека или его лицо можно вышить или нарисовать.

Другое направление – объемные тканые поделки. На фото «Веселый огнетушитель». В качестве основы можно использовать поролон или пенопласт. Основа обтягивается красной тканью. Пришиваются характерные мелкие детали. Их можно сделать из лент, тесьмы, фетра. Такая поделка абсолютно безопасна для малышей.

1.3 Обучение детей основам пожаробезопасного поведения в младших группах дошкольных образовательных организаций

В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощуще­ний и восприятий. У них формируется способность сознательного запоминания, если в годик малышам достаточно кратких подска­зок типа: «нельзя», «больно», произнесенных с соответствующей интонацией, по которой они определяют смысл новых для них слов, то после 2-х лет им уже будет необходимо конкретное объяснение для понимания явлений, выделение существенного и несуществен­ного

Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружа­ющему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью

Немаловажным фактором является и то, что у двух­летних детей еще не достаточный словарный запас, чтобы расспро­сить взрослых о привлекшем внимание предмете. А в 3—4 года они уже просто подражают старшим: видели, как родители зажи­гали спички — ничего не случалось, а появление огонька заинте­ресовало

В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. По­этому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение.

Значительные результаты в этой работе достигаются и при помощи детской литературы. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К

Чуковского «Путаница», прочитав которое, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для ука­занного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака

При имеющейся возможности следует организовать просмотр детьми этого мульт­фильма с дополнительными комментариями.

Подробнее о правилах пожарной безопасности для дошкольников

Напомним взрослым основные правила, которые необходимо знать и неукоснительно выполнять детям дошкольного возраста. Уточним, что это именно правила техники безопасности для дошкольников, а существуют еще правила поведения во время пожара, но о них мы расскажем в другом материале. Итак, вкратце детская пожарная безопасность:

Спички, зажигалки, горящие угли и другие огнеопасные предметы детям брать и использовать запрещено;
Детям нельзя играть с огнем не только дома, но и на улице. Нельзя самим разжигать костер и играть с чужим огнем;
Для освещения темных мест детям надо пользоваться фонариками, а не свечами или горящими предметами;
Бенгальские огни можно использовать только под присмотром взрослых. Хлопушки, петарды и салюты маленьким детям вообще нельзя использовать;
Нельзя класть никаких посторонних предметов на кухонную плиту, электрообогреватель, и вообще на любые электрические приборы (магнитофон, телевизор, компьютер и т.д.);
Электрические приборы маленьким детям опасно самим включать или выключать из розетки, а также нельзя их использовать без взрослых;
Нельзя засовывать никакие посторонние предметы или лить жидкость в розетку, разбирать или ломать её, тянуть из розетки вилку, тем более за провод. Нельзя портить электрические провода, крутить лампочки, лезть самостоятельно в электрические приборы (в том числе и ИГРУШКИ), нельзя ничего засовывать в них или лить внутрь воду;
Если в помещении запах газа, надо немедленно сообщить взрослым, запрещено при этом включать свет или зажигать огонь;
Если где-то горит огонь, надо немедленно сообщить пожарной службе и взрослым;
Надо знать, как вызвать пожарную службу и свой адрес, а также адрес детского сада. Надо знать телефон 01 (для жителей Украины 101) и номера при звонке с мобильных телефонов (зависит от оператора, чаще всего 010);
Если огонь маленький, а взрослых рядом нет, то надо попытаться потушить его, закрыв большой плотной вещью (одеяло, пальто) или залив водой (но нельзя лить воду рядом с электричеством) или засыпав песком, землей. Если огонь достаточно большой, то надо немедленно спасаться, покинув помещение

Если в помещении несколько детей, то с собой надо уводить всех (важно не забыть про младенцев). От пожара надо уходить как можно дальше, нельзя при пожаре использовать лифт, чтобы там не застрять;
Если на ребенке загорелась одежда, то его надо облить водой или засыпать землей (песком) или накрыть большой плотной тканью, например, одеялом или пальто.
Если одежда загорелась на тебе, то нельзя бежать, огонь от этого будет гореть еще больше, надо окунуться в воду, если она рядом или же упасть на землю боком и кататься по земле, как круглая палочка, чтобы сбить огонь.

Для обучения правилам поведения с огнем вы можете применять картинки детям по пожарной безопасности, их вы отыщите в разделе меню “Еще”, в пункте “Безопасность – картинки для детей”.

И напоследок хотелось бы сказать, то, что нам взрослым кажется элементарным, для детей может стать загвоздкой

Поэтому обращайте на это внимание при обучении правилам безопасности. Приведем пример

Вы объяснили дошкольнику, что опасно трогать электроприборы, но он с удовольствием раскрутил свой детский светильник с картинками. На вопрос, зачем он туда полез, вы получите ответ полный непосредственности – «это же не электроприбор, это моя игрушка!». Поэтому старайтесь всегда изъясняться четко и однозначно, и тогда техника пожарной безопасности будет всегда сопровождать ваше чадо.

Пожарная безопасность дошкольников до трех лет

Безопасность ребенка относится к тем вопросам жизнедеятельности, которые стоит прививать как можно раньше. Каждый этап взросления будет сопровождаться своими потенциальными опасностями. И на каждом из этапов надо подготовить к ним своего ребенка. Родителям не следует оперировать категориями «не буди лихо, пока оно тихо», в данном случае это пагубная модель поведения. Если ваш ребенок будет предупрежден о подстерегающих его опасностях, это уже обеспечит ему хорошую защиту.

Правила поведения в критической ситуации

важно не только постоянно повторять, как обращаться с опасными для пожара вещами, но и объяснять, как правильно вести себя в случае пожара. Пожар может возникнуть в условиях, не зависящих от человека

Правильное поведение в чрезвычайной ситуации может спасти жизни.

Что делать, если рядом нет взрослых

Ребенок должен знать, что тушение пожара — дело взрослых. Ребенку не нужно предпринимать никаких действий. Но научить ребенка набирать 01 на телефоне, чтобы сообщить о пожаре, — это обязанность каждого взрослого.

Обучение дошкольников противопожарному поведению включает изучение и закрепление основных правил действий при пожаре:

  1. Не паникуйте.
  2. Прежде всего введите 01, укажите свое имя и точный адрес.
  3. Сообщите о происшествии своим соседям.
  4. Не пытайтесь тушить огонь самостоятельно, сразу же покиньте комнату, прикрыв нос влажной тканью.
  5. Если нет возможности выйти из квартиры, необходимо выбежать на балкон, плотно закрыть дверь и позвать на помощь взрослых.

Примечание! Категорически запрещается пользоваться подъемником во время пожара.

Что делать, если загорелась одежда на человеке

важно объяснить детям правила поведения при возгорании одежды. Они должны знать, что бегать сейчас совершенно невозможно

Огонь разгорится еще больше. Вы должны попытаться сбить пламя как можно быстрее, упасть на землю, перекатиться, чтобы погасить.

Если человек находится в комнате, необходимо накрыть его толстым одеялом, чтобы перекрыть доступ кислорода к пламени.

Примеры ролевых игр

Сюжетно-ролевые игры проводят в средней и старшей группе детского сада. Рекомендуемый возраст – 4–5 и 6–7 лет.

«Все на выезд». Игроки выстраиваются вдоль стены. В противоположном конце комнаты стоят стулья с амуницией: каской, перчатками, ремнем, шлангом, игрушечной лестницей и огнетушителем. По свистку дети бегут к стульям и надевают снаряжение. Кто быстрее это сделает, побеждает.
«Командная работа». Дети делятся на 2 группы и выстраиваются в шеренги. В начале шеренги устанавливается таз с водой и черпаком, в конце – пустой таз. Нужно зачерпнуть воду и передать рядом стоящему игроку. Дети передают черпак с водой по цепочке и выливают в пустой таз. Последний игрок бежит с пустым черпаком в начало шеренги, набирает воду и передает команде. Игра продолжается, пока первый таз не станет пустым. Победителем становится команда, которая передаст всю воду раньше другой

Также берется во внимание количество переданной воды (не слишком ли много ее расплескали). «Огонь добрый или злой?»

Каждому ребенку выдается по карточке. На всех карточках разные картинки: приготовление ужина на костре, освещение дома, салют, полет ракеты. А также пожар в лесу, горящий дом, кашляющий от дыма человек, испуганные дети. Перед детьми расположен стенд с 2 нарисованными огоньками – добрым и злым. Ребенку нужно подойти к огоньку в соответствии со своей карточкой и объяснить своими словами, почему огонь добрый или злой. В конце игры взрослый подводит итог: «Огонь и добрый, и злой. Все зависит от того, как с ним обращаться».
«Отважные пожарные». Дети разбиваются на пары мальчик-девочка. Девочки садятся на стульчик и играют роль потерпевших от пожара. Мальчики – спасатели-пожарные, которые должны преодолеть полосу препятствий и увести девочку за руку в безопасное место. Пара, которая прибежит обратно первой, побеждает.
«Тушение огня». В игре участвуют 2 игрока. Перед каждым на полу рассыпаны 6 красных лоскутков (огоньков) и 10 картинок с предметами, которыми можно потушить огонь. Среди них 4 неверные: бумага, дрова, кукла, надувной шарик. По свистку нужно накрыть «огоньки» правильными картинками. Кто выполнит задание первым, тот победил.

Дети 3–6 лет в своих играх копируют действия взрослых. И все «взрослые» занятия и предметы вызывают сильный интерес. Не стоит искушать судьбу и держать на видном месте спички, горючие жидкости, свечи, электроплитки и прочие пожароопасные вещи. Не используйте их в играх и регулярно проводите с ребенком профилактические беседы. Полноценное занятие по пожарной безопасности рекомендуется проводить 1–2 раза в год, начиная с 3 лет. В детском саду приглашают пожарных, показывают презентации и играют в игры. Затем уроки ОБЖ проводятся в школе. Детям дают углубленные знания и учат уже правильно обращаться с пожароопасными предметами, а не избегать их.

Весёлая подача серьёзной темы

При создании поделки про пожарную безопасность задаётся весёлый тон. Рисунки и поделки не должны нести тревогу. Озабоченность с оттенком юмора, шутки – вот главное направление таких детских поделок. Попутно изучаются правила поведения людей при пожаре. Что можно делать, а что нельзя.

Для малышей должно быть разъяснение, почему им не разрешается пользоваться спичками. По ходу дела делаются поделки из пластилина, изображающие спичечный коробок и костёр.

И рядом огнетушитель и человек со шлангом и маской. Тут выполняется сразу несколько полезных дел для ребёнка. Он получает знания, тренирует пальцы, ум, усваивает полезное для жизни. В форме игры это получается весело.

Как правильно рассказать ребенку о правилах пожарной безопасности?

Вы можете сколько угодно рассказывать ребенку о безопасном поведении, но вряд ли он запомнит и хорошо усвоит наставления. Основная деятельность детей – игровая. Любую информацию малышам легче донести через игру. В игровом процессе ребенок видит наглядный пример, разыгрывает действия, лучше понимает причинно-следственные связи.

Существует несколько видов игр по пожарной безопасности для детей:

  • Дидактические. Включают в себя игры предметами и карточками, настольные и словесные игры с загадками. Например, нужно накрыть карточку с огнем картинкой с водой или продолжить фразу: «Дым увидел – не зевай и пожарных… (вызывай). «Печку ручкой ты не тронь, если в ней горит… (огонь)».
  • Подвижные. Помогают развить внимательность, ловкость, сформировать модель поведения в угрожающей жизни ситуации.
  • Сюжетно-ролевые. Дети принимают роли пожарных, родителей, детей и решают поставленную задачу.

Излагаемый устный материал рекомендуется подкреплять наглядным примером. Лучше всего подготовить для занятия презентацию с картинками-слайдами. Вместо сухого изложения можно использовать стихи:

«Мама-мышка темной ночкой Гладила костюм для дочки. Отвлеклась она и вдруг Позабыла про утюг. Тут уж дело не до шутки, Вспыхнуло за три минутки. Все в дыму, кругом угар, Вот так случается пожар!»

«У костра играли дети, Куртка вспыхнула на Пете, Заметался он с испугу, Но помог Никита другу: Петю на бок повалил И водой его облил… Забросать землёй пришлось Чтобы пламя унялось. В горящей одежде Бежать запрещается, От ветра сильнее Огонь разгорается!»

Для закрепления материала полезно делать поделки и аппликации. В саду воспитатели поручают родителям вместе с детьми нарисовать предупреждающие плакаты. Можно выполнить поделки из пластилина, цветного картона и других материалов. Пример:

Как именно работать с детьми?

Обучение детей правилам поведения при пожаре должно проводиться как со стороны образовательных учреждений, так и их родителями. До малышей необходимо доносить, что нельзя трогать электрические розетки, провода и электроприборы, играть с огнем, спичками или зажигалками, приближаться к зажженной плите. Оставляя детей школьного возраста одних, нужно убрать из зоны их досягаемости пожароопасные предметы и вещества. Даже самый сообразительный и послушный ребенок может не удержаться от соблазна поиграть с ними. Поэтому задача родителей — сделать все, чтобы предотвратить трагедию. Детей необходимо научить:

  • правильно использовать бытовые электроприборы;

  • никогда не играть с огнем;

  • правильно действовать при возгорании;

  • самостоятельно звонить по номерам экстренных служб (также нужно убедиться, что ребенок может точно назвать свой домашний адрес).

Дети дошкольного возраста должны иметь четкое представление о признаках, указывающих на начало пожара. Ребенок должен не бояться обратиться за помощью к соседям, знать их. Дома, в детском саду и школе необходимо разместить памятки с основными пунктами противопожарной безопасности. Памятка со схемами и яркими изображениями позволит лучше усвоить информацию. Обучение проводится в игровой форме, формате театрализованных выступлений, конкурсов. Хорошо себя зарекомендовали обучающие мультфильмы. В школах проводятся учебные эвакуации, открытые уроки, экскурсии в пожарные части. 

Цели занятий по теме пожарной безопасности в рамках педагогического процесса в ДОУ

Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по ОБЖ. Эта образовательная деятельность преследует следующие цели.

  1. Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
  2. Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
  3. Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
  4. Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
  5. Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.

В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).

Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Начинается противопожарная образовательная деятельность уже со второй младшей группы. Малышей четвёртого года жизни воспитатель знакомит с понятием «пожар», рассказывает о его последствиях. Также дети узнают об источниках опасности в доме, которые могут спровоцировать возгорание. Это утюг, который забыли выключить, горячая плита (от неё может загореться полотенце и пр.). В этом возрасте также формируется начальное представление о профессии пожарного.

Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.

Во второй младшей группе малыши олучают первичные знания по пожарной безопасности

В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.

Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.

Что касается старшей и подготовительной группы, то здесь знания дошкольников по пожарной безопасности углубляются и систематизируются. Будущие школьники уже хорошо должны усвоить действия, которые необходимы в случае возгорания, уяснить взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе — боевой расчёт — выезд спасателей на место), знать её телефон. Будущие школьники могут назвать художественные произведения по указанной тематике, способны нарисовать сцену пожара и пожарных, смастерить поделку.

При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности

В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.

Старшие дошкольники с радостью послушают рассказ о своей работе сотрудника пожарной службы

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. В соответствии с каким нормативным документом по пожарной безопасности осуществляется обучение мерам пожарной безопасности?
  2. Каким документом регламентирована периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  3. Кто осуществляет контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций в соответствии с Приказом МЧС России от 12.12.2007 года № 645?
  4. Какой характер носит обучение обучающихся мерам пожарной безопасности?
  5. Периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций составляет?
  6. Какая информация может быть размещена на стендах уголка пожарной безопасности?
  7. Что является задачами проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  8. Должен ли быть разработан план эвакуации для зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  9. Кто должен сообщить об обнаружении пожара в здании дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации в пожарную охрану?
  10. Какую информацию необходимо сообщить в пожарную охрану при обнаружении пожара или признаков горения?
  11. Когда начинается процесс эвакуации при пожаре обучающихся и персонала из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  12. Какие действия предпринимает персонал дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций по окончании процесса эвакуации при пожаре?
  13. Что учитывается при проведении обучения мерам пожарной безопасности?
  14. Что является основой обучения мерам пожарной безопасности?
  15. Укажите последовательность действий персонала, воспитанников и обучающихся дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации при обнаружении пожара или признаков горения, которая состоит из следующих элементов: а) проверка наличия воспитанников, обучающихся, персонала дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации; б) сбор в заранее определенном месте; в) сигнал оповещения о пожаре; г) эвакуация

Реализация индивидуального подхода на занятии по пожарной безопасности

Педагогический процесс в ДОУ всегда проходит эффективнее при умелом использовании индивидуального подхода. Так, педагог всегда знает особенности характера своих воспитанников, их склонность к тем или иным видам деятельности. Это учитывается, например, при участии в конкурсах: более активные ребята, которые любят быть в центре внимания, будут читать стихи, участвовать в сценках. Застенчивые и спокойные детей, наоборот, будут чувствовать себя комфортно при выполнении продуктивной работе (рисование, создание поделок и пр.).

Эти же моменты стоит учитывать и при визите в группу гостей (сотрудника пожарной службы). Если он просит подойти к нему кого-то из детей, то не стоит привлекать для этой цели скромного ребёнка.

Аппликации

Одно из самых распространенных направлений в пожарной тематике – аппликации. Простая поделка в виде пожарной машины изготавливается из цветной бумаги . На фотографии приведена схема раскроя. Контур деталей чертится на бумаге и вырезается. На плотный лист бумаги, на котором создан нужный цветовой фон, вначале приклеиваются наиболее крупные детали, а затем на них крепятся мелкие.

Сложнее сделать композицию. На фото показан пожарный, борющийся с огнем. Его фигурку можно вырезать из журнала или распечатать на цветном принтере, собрать из определенного количества деталей, вырезанных из цветной бумаги. Линии и совсем мелкие детали прорисовываются фломастером.

Для чего нужен пожарный уголок

Ребенок часто не понимает на сколько опасны игры с огнем. Стенд призван в доступной форме объяснить насколько серьезными могут быть последствия пожара, и как предупредить возгорание

Важной задачей уголка является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели

Смотрите видео: Обучение детей дошкольного возраста пожарной безопасности.

Уголок пожарной безопасности содержит информацию о том, как действовать при возникновении пожара. Наглядный материал поможет ребенку выучить наизусть телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и правильно вести себя при пожаре. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.

1.6 Результаты обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях

Из рассмотренного выше видно, что в современных условиях, опираясь на эмпирический опыт и данные возрастной психологии, а также исходя из реальных потребностей обеспечения пожарной безопасности детей, требования для каждого из циклов дошколь­ного обучения можно сформулировать следующим образом:

Воспитанник должен знать, осознавать:

– опасность огня и разрушительные последствия его воздействия на здания, людей, животных;

– какие предметы представляют наибольшую «огненную» опас­ность и то, что эти предметы он не должен трогать, играть с ними и т. п.;

– работу профессиональных пожарных.

Воспитанник должен уметь:

– сообщить взрослым о пожаре;

– действовать в случае появления огня и дыма (не прятаться в ук­ромные места, выйти из квартиры, сообщить взрослым и т. п.).

К завершению дошкольного возраста ребенок должен усвоить противопожарные навыки, приобрести чувство уверен­ности в обхождении с источниками открытого огня и электрически­ми приборами, знать, что шалость с огнем опасна и что надо делать в случае возникновения пожара.

Следует отметить, что внесение в воспитательные и обучаю­щие функции вопросов пожарной безопасности в быту не только расширяет общеобразовательный уровень ребенка, но и разнооб­разит работу воспитателей, помогает привить детям навыки безо­пасности, а также оказывает огромную помощь в формировании личности, направлении детской энергии и фантазии на спасающие, а не разрушающие функции. Ведь детство, как отмечал В.А. Сухомлинский, «важнейший период человеческой жизни, не подго­товка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповто­римая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружаю­щего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким чело­веком станет сегодняшний малыш». Следует лишь добавить, что привитие детям даже самых простей­ших правил пожарной безопасности может спасти их от страшной гибели в огне.

Школьники младших и средних классов

В школе начинается второй этап усвоения знаний PDB. В классах ОБЖ преподается пожарная безопасность детей, проводятся тематические конкурсы и праздники. Базовые основы PDB можно включить в план урока, например, в рисовании — предложить детям изобразить последствия неудачной игры с огнем, по математике — решить задачу с пожарной машиной. Уже в начальной школе ребенок должен усвоить правила безопасного поведения в школе:

  • зажигалки, спички и пиротехнические изделия нельзя использовать в школьных помещениях и на территории;
  • не оставляйте технику включенной, выходя из комнаты;
  • во дворе школы запрещено разводить костры;
  • в школе запрещено курить;
  • вы должны знать план эвакуации и уметь его использовать, включая аварийные выходы и пожарные лестницы;
  • если вы почувствуете запах дыма или другие признаки пожара, немедленно сообщите об этом учителю или другому персоналу школы.

О пожарной безопасности детей лучше всего вспоминают на мероприятиях: шоу, праздниках, соревнованиях, спортивных эстафетах. Для усиления эффекта лучше всего привлечь к приготовлению учеников. Например, перед экскурсией в пожарную часть организуйте выставку работ — поделок или рисунков — по данной тематике. Или вместе с детьми подготовьте сценарий к празднику.

Роль пожарных

Правила пожарной безопасности для младших и средних школьников хорошо усваиваются при проведении викторин, игр «Поле чудес», веселых и находчивых клубных выступлений, спортивных соревнований. Момент соревнования увеличивает интерес к теме огня и развивает стойкие поведенческие навыки. Помимо профилактических аргументов, школьники должны точно знать, что делать в случае пожара в здании:

  • при обнаружении огня или дыма немедленно известить учителя или другого сотрудника о происшествии;
  • в случае тревоги находиться рядом с учителем и безупречно выполнять все его указания;
  • нельзя паниковать;
  • нужно внимательно слушать, что говорят взрослые;
  • если инструкция была соблюдена — чтобы выйти к выходу, необходимо слушать учителя, не мешать другим людям, не бежать, помогать детям;
  • после выхода из здания вы должны продолжать следовать за учителем, он приведет класс в безопасное место, вы должны оставаться там до следующей инструкции для взрослых;
  • нельзя участвовать в тушении пожара, если нет указаний взрослых;
  • о травмах, ожогах и травмах следует немедленно сообщать учителю.

Пожарная безопасность также дается детям на уроках, где школьники осваивают навыки: гусиную ходьбу, групповое передвижение, основы обращения с огнетушителем и другие практические знания.

Театрализованное представление в дошкольном образовательном учреждении

Как вести себя при пожаре?

В младшем возрасте ребенок не в состоянии потушить пожар и следовать правилам, которые существуют для взрослых.

До 6 лет дети должны знать и соблюдать всего 3 пункта:

  1. Не трогать пожароопасные предметы.
  2. При пожаре как можно скорее уведомить родителей, соседей, воспитателя.
  3. Оставаться в поле зрения взрослых, слушаться их во всем и стараться вести себя спокойно.

В 7–8 лет, когда ребенок уже начинает оставаться без присмотра, ему рассказывают о первых правилах пожарной безопасности:

  1. Если огонь небольшой, попробуй затушить его, набросив плотную ткань, вылив кастрюлю воды или засыпав песком.
  2. Если это не помогло или огонь большой, немедленно покинь опасное место.
  3. Не прячься под кроватью или в шкафу, а по возможности выйди из дома.
  4. Если ты заперт внутри, закрой окна и двери в комнате, где случился пожар. Возьми телефон и закройся в ванной. Заткни все щели и вытяжку.
  5. Как можно скорее позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси это сделать взрослых: соседей, прохожих.
  6. Дым опаснее огня. Если чувствуешь, что начинаешь задыхаться, ляг на пол. Внизу дыма всегда меньше.
  7. Не используй лифт во время пожара – он может отключиться. Спускайся только по лестнице.
  8. Сохраняй спокойствие и не пытайся покинуть дом через окно.
  9. Когда приедут пожарные, слушайся их во всем и не бойся. Они тебе помогут.

Мероприятия по пожарной безопасности с детьми в ДОУ

Задачей родителей и воспитателей является помощь ребенку в познании окружающего мира

Взрослые должны уделять особое внимание знакомству детей с опасностями, которые их могут ожидать

С раннего возраста в детском саду по ФГОС предусмотрены занятия по пожарной безопасности. Их целью является формирование у детей навыков правильного поведения как в быту, так и при возникновении критической ситуации.

План мероприятий по пожарной безопасности в ДОУ

Большую роль в образовательной программе играет разработка программы. Разработка плана по разработке проекта включает в себя:

  • Знакомство родителей и детей с целями программы.
  • Проведение анкетирования среди родителей.
  • Привлечение их к подбору материалов для изготовления наглядного материала.
  • Организация совместной работы по созданию плакатов.
  • Подбор и чтение художественной литературы по ПБ.
  • Работа с дидактическими играми по тематике.
  • Создание презентации.
  • Подбор материалов для проведения экспериментов и опытов.

Обратите внимание! Одним из эффективных методов образовательного процесса считается проведение открытого урока в средних и подготовительных группах. Они могут быть организованы в виде театрализованного представления

В завершении проведения всех мероприятий должно проводиться обобщение с подведением итогов

На данном этапе воспитатель должен обратить внимание на то, как дети освоили пройденный материал

Формы проведения занятий по пожарной безопасности в средней группе

В средней группе полученные знания должны расширяться. Дети усваивают, что огонь может быть другом только в том случае, если с ним правильно обращаться. При малейшей ошибке – это самый страшный враг.

Ребят знакомят с работой пожарной службы более детально. Любой материал подается в игровой форме.

Открытое занятие

Формы проведения занятий по пожарной безопасности в младшей группе

Обучать пожарной безопасности нужно начинать с младшей группы. В этот период воспитатель знакомит ребят с понятием «пожар». Даются знания об источниках возгорания в квартире. Формируется представление о профессии пожарного.

Вся занятия проводятся исключительно только в игровой форме, должны привлекаться сказочные герои, использоваться игрушки. Весь материал должен преподноситься в форме, доступной для восприятия детского возраста

Важно использовать максимально возможные методы наглядности,

Поведение для самых маленьких: что делать, если начался пожар

С раннего возраста детей нужно знакомить с первыми признаками, которые указывают на начало возгорания. Ребенок должен понимать, если появляется запах или дым, эти признаки игнорировать нельзя.

Важно! Ребенок должен знать кого-то из надежных соседей, к которым можно обратиться за помощью!

Если источник возгорания находится дома, пытаться потушить самостоятельно не стоит. Нужно позвонить 01, поставить в известность взрослых. Дети должны четко знать, что нельзя тушить огонь от бытовых электрических приборов водой.

Форма закрепления материала

Формы проведения уроков

Образовательные учреждения, как и родители, обязаны проводить профилактические работы, связанные с безопасностью, в том числе с пожаротушением:

  1. Чаще всего такие мероприятия проходят в форме учебного часа, когда классный руководитель читает лекции студентам. Метод старый, но эффективен ли он? Как показывает практика, 10% полезной информации от этих «конференций» дети не выносят. После уроков им с трудом удается раскрыть суть монолога учителя.
  2. Современные методисты предлагают интерактивные занятия, в которых участвуют сами дети. Это заставляет их включиться в работу и быть в курсе происходящего.
  3. Западные обычаи включают приглашение в школу пожарных или жертв стихийных бедствий за горькими советами и опытом.
  4. Каждая школа организует курсы гражданской защиты, которые включают моделирование чрезвычайной ситуации. Подобные практические упражнения помогают сформировать правильное понимание последовательности действий при пожаре и других непредвиденных ситуациях.
  5. И, конечно же, информирование вашего ребенка об ответственности, которую он понесет в случае поджога, может значительно снизить вероятность таких выходок.

https://youtube.com/watch?v=7TZyC9r2XW8

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий