Полезные игры для развития творческого воображения у дошкольников

Шаг 3. Рисование — тренировка для ума?

Почему у деток, занимающихся по методике Макото Шичиды наблюдается взрывное умение рисовать? Потому что они играют с картинками, оперируют образами. Они могут мысленно представлять зрительные картины.

Рисуя, ребенок создает образы, меняет их, ищет новые связи между предметами и их изображениями. А создание новых образов и поиск ассоциаций является настоящей тренировкой для ума.

Зрительное восприятие — это мощный фактор, который влияет на развитие детского рисунка. От уровня развития зрительного восприятия зависит то, как видит образ ребенок и как он его переносит на бумагу.

И есть специальные игры, развивающие зрительное восприятие и память, без нее никуда.

1. Видеть целое раньше частей

Какие игры этому помогают? Пазлы, разрезные картинки, пазлы, танграмм.

А еще оптические иллюзии:

Здесь сразу две иллюзии: классическая иллюзия искажения размера (зеленые круги в центре имеют одинаковый размер) и цветовая иллюзия — кружки справа выглядят светлее левых, хотя на самом деле они одного цвета.

Какая из красных линий длиннее?

Иллюзия восприятия глубины и объема.

Перед вами лестница Шредера. Сколько вариантов лестниц вы увидите? А если наклонить голову вправо и чуть подождать?

Ваза Рубина

Вы увидели вазу, а два лица, смотрящие друг на друга?

Картины Эшера

Это настоящий шедевр. Всмотритесь и удивляйтесь.

Стереокартинки

Это отдельная удивительная история. Про стереограммы и как их увидеть читайте мою статью Как научиться смотреть стереограммы новичку — делюсь личным опытом (откроется в новой вкладке).

Игры на распознавание образов

Найдите 13 фей.

Попробуйте найти на картинке 12 тигров.

2. Анализируем и осмысляем образ

Поиграйте с ребенком в игры.

Найди правильную тень белочки.

В капельках спрятаны изображения. Попросите ребенка узнать, что здесь нарисовано?

Игрушки перепутались. Сможешь найти, какие игрушки нарисованы?

Сможешь найти такую же фигуру, как в прямоугольничке слева?

Кто быстрее найдет отличия мама или ты?

Игра «Найди пару». Ребенку нужно найти пару заданному предмету по форме, размеру, цвету, может быть по назначению.

3. Развиваем зрительную память и зрительно-пространственное восприятие

Незаконченные рисунки. Вы можете использовать незаконченные рисунки или вместе с ребенком рисовать друг другу загадки рисунки, по которым догадываться, что нарисовал каждый.

А вот еще:

Найдите, что здесь отражено в зеркале не правильно.

Классификация. Учим ребенка выделять в предметах сходные детали и собирать на этой основе в группы. Основ может быть много. Находите их как можно больше.

Игра «Что пропало?». Играть можно с картинками или с игрушками. Для ребенка 3-4 лет раскладываете 3 — 4 картинки или игрушки, чтобы он их запомнил.

Потом незаметно от него убираете одну игрушку или картинку и просите определить, что пропало. Как в нее играть с картинками подробнее можно посмотреть в нашей статье о развитии памяти, внимания у дошкольников.

Игра «Что изменилось?». Играете с картинками или с предметами. Так же выкладываете картинки для запоминания, только не убираете, а меняете местами игрушки или заменяете картинку или игрушку на новую.

4. Игры на генерирование зрительных образов

Игра «Назови пять». Предложите ребенку назвать 5 предметов, похожих на мяч, 5 предметов больше стула, 5 игрушек больше машинки.

Игра «Что на что похоже?». В такую игру играйте на улице, дома, где угодно. Выбирайте предмет и ищите для него ассоциации, на что он похож.

Например, дорога, похожа на реку, по которой мчатся кораблики-машины.

Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачном мешочке спрятаны предметы: деревянные карандаши, маленькие пластмассовые кубики, резиновые мячики, железные машинки.

Позвольте ребенку на ощупь определить свойства предметов (гладкое, шершавое, твердое, мягкое, круглое) и угадать, что ему попалось в руку.

Игра «Что бывает?»

Выбираете любой признак предмета и просите ребенка назвать все предметы, которые он вспомнит с этим признаком. Например, кто больше назовет плоских предметов: тарелка, лист, кисть, ножик, живот, телефон, тетрадь.

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

  • воссоздающее
  • творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Полезное рисование

В процессе рисования дети прекрасно развивают способность воображать. Можно придумать множество нестандартных вариантов рисунков.

  • Из простого – сложное. Малышам предлагаются простейшие нарисованные фигуры (круг, восьмерка, квадрат, две параллельные прямые), которые нужно дорисовать до чего-то более конкретного (восьмерка может стать очками, круг – солнцем или колесом машины).
  • Кляксы. Дошкольнику дают изображение какой-то кляксы. Его задача – сказать, на что она похожа, перебирая множество вариантов. Другой вариант дорисовать кляксу до узнаваемого изображения.
  • Картинки из точек. Перед малышом кладут лист, на котором в хаотичном порядке расставлены точки. Его задача – соединяя их, получить какое-либо конкретное изображение.
  • Настроение. Подобно «тематическим» танцам можно устроить «рисовальную» игру. Ребенок изображает свое настроение в данный момент, либо настроение по заданию взрослого (нарисуй страх, радость, злость, веселье).

Все эти игры помогут малышам развить свои творческие навыки и способность воображения. Можно придумать и другие, используя уже фантазию взрослых. Главное – мотивировать ребенка что-то придумать. С возрастом эти игры могут стать еще сложнее. С началом обучения в школе их полезно связывать с полученными на уроках знаниями, мотивируя ребенка к познанию и созданию новых продуктов воображения. Ну а чем это полезно – повторять не нужно.

Игры растут вместе с малышом

После 4 лет игры на развитие воображения становятся более сложными, что обусловлено совершенствованием психических процессов. Можно предложить, например, следующие игры для детей этого возраста.

  • «Изобретатель». Задача малыша – придумать прибор, которого пока не изобретено, но который, по его мнению, может пригодиться в домашнем хозяйстве. Затем его нужно назвать, рассказать о его пользе, изобразить на бумаге. Вариант посложнее – сконструировать при помощи подручных материалов.
  • «Волшебники». Ребенок должен представить себя добрым, а затем злым волшебником. Пусть он изобразит, какая у них мимика, перечислит волшебные дела каждого из них. Полезно нарисовать этих персонажей, чтобы их можно было узнать по внешности, чертам лица, мимике, одежде, атрибутам, волшебным предметам.
  • «Выдуманное животное». Дошкольник должен придумать животное, которого не существует (рыба-кастрюля, зайкожаб, крылозуб – малыш может нафантазировать кого угодно). Пусть расскажет, как животное выглядит, где живет, чем питается, а затем изобразит результат на бумаге.
  • «Новое назначение». Игра групповая. Дети садятся кругом, им предлагается несколько привычных предметов. Передавая их по кругу, они должны по очереди придумывать предметам новую функцию. Например, утюг может стать гирей или молотком, зонтик – парашютом или плавсредством. Побеждает тот, кто придумает самое оригинальное назначение.
  • «Музыка рассказала». Ребенок слушает классическую музыку, а затем рассказывает и изображает все, что она ему навеяла.
  • «Сочинялки». Придумывать можно рассказы по картинкам или по заданной теме, сказки с заданными или произвольно выдуманными героями, придумывать окончание известных сказок (например, «волк не съел семерых козлят, а…», «колобок не сел лисичке на язычок, он ушел от нее и…»).
  • «Говорящий танец». Можно тоже играть группой. Малышам предлагают изобразить в танце какое-либо животное, насекомое, транспорт, явление природы. Более сложный вариант – станцевать удивление, радость, горе, страх, счастье, печаль.

Развитие пространственного воображения детей

Ребенок с
ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При
помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева,
справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против
часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Дошкольникам дается необходимая первичная информация, а затем ставится задача: «Что произойдет, если…». Формулируются условия, при которых должно произойти действие. Ребенок должен осмыслить полученные данные, понять поставленную задачу и принять верное решение в виде устного или письменного ответа.

Развитие творческого воображения детей через игры

Психологи Агентства Международного развития приводят много способов и игр для развития ребенка. Мы выбрали для вас самые простые интересные.

Первый. Упражнение «Придумай на букву…» Вы даете задание ребенку придумать слова на любую букву, из предметов в данной комнате. Чем больше – тем лучше.

Второй. Упражнение «Кто это». Простая и увлекательная тренировка воображения. Посмотрите на любого прохожего и придумайте с ребенком, кто это, как его зовут, есть ли у него дети и собака, кем он работает и т.д. Как можно подробнее. Воображение — основа творческого развития ребенка. Придумывайте вместе с малышом, без всяких ограничений.

Третье. «Дорисуй». Старая игра из нашего детства. Берете лист бумаги. Один участник отворачивается, второй рисует начало – линии, фигуры. И загибает часть листа так, чтобы второму оказался виден только конец рисунка – черточки и части фигур. Второй дорисовывает продолжение, пока первый отвернулся. И так же загибает. Так продолжается, пока лист не кончится. А потом вы вместе разворачиваете и пытаетесь объяснить, что же это такое.

Четвертое. «Оживший рисунок». Представьте, будто у вашего ребенка дар – все его рисунки оживают. Что он нарисует? Это упражнение дает очень хороший толчок развитию воображения вашего дошкольника.

Пятое. «Три краски». Предложите ребенку самому выбрать три цвета красок, которые подходят друг другу. И заполнить ими весь лист бумаги. А потом придумать картине несколько названий. По результатам проведенных исследований Федерального Агентства по образованию в детских садах и группах дошкольного развития, всего 20% детей придумывают по 3 названия и больше.

Шестое. «Противоположности». Вы даете ребенку 2 одинаковых картинки любого персонажа. И предлагаете дорисовать их так, чтобы один герой стал злым, а другой добрым.

Седьмое. «Дорисуй фигуру». В этой игре вы предлагаете ребенку дорисовать образы из простых геометрических фигур  — треугольника, круга, квадрата. Рисовать можно и внутри, и снаружи предмета.

Восьмое. «Друдлы»(drооdles). Это картинки, напоминающие каракули. Однако в них авторы изначально закладывают вариации для интерпретации. Ребенок должен придумать как можно больше вариации, что это такое.

Девятое. «Пантомимы». Игра, в которой ведущий вытягивает бумажку с загаданным словом. И должен молча изобразить его так, чтобы другие догадались, о чем речь. Первый, кто отгадал – становится на роль ведущего.

Это развивает театральные навыки детей. Федеральное агентство по образованию отмечает высокие показатели творческого развития детей в результате игр с театральной направленностью/

Десятое. Упражнение из серии «Триз». Очень популярный метод развития творческого воображения. Включите музыку, завяжите ребенку глаза. Дайте лист бумаги и карандаш и попросите его рисовать все, что приходит ему в голову. Потом, когда вместе будете рассматривать, что получилось, раскрасьте разными красками фигуры, которые понравятся.

Шаг 5. Заключительный и самый важный

Поощрение и закрепление

Творческий процесс — это еще та задачка для родителей. Надо вытерпеть и творческий беспорядок, и проявление индивидуальности ребенка. Да, силы и терпение нужны, но все это окупиться сторицей.

Моя дочь любит рисовать на стенах. Сыну такое в голову не приходило, а вот дочь… Как же это сложно принять))

Когда дочь подросла и мы сделали ремонт, то она ограничилась только одним очень симпатичным пятном содранных обоев. Ну что ж, пусть так)

Когда ребенок хочет пойти гулять в волшебных крыльях или в плаще волшебника, нужно ему это позволять. Только взрослых волнует как они выглядят в глазах окружающих, выделиться для них страшно.

Хорошо, что ребенок еще этим не ограничен, и просто играет.

Слушайте и цените

Мы бежим, хотим все и максимуму успеть, а ведь ребенок не будет таким всегда. Остановитесь, послушайте, что он вам говорит, запишите его рассказ, сказку, которую он сочинил.

Сделайте книгу, пусть он видит, что вы цените результаты его труда. Вешайте на видное место его картины, пусть делает подарки бабушке и дедушке.

Заключение

Итак, если вы будете придерживаться этих простых 5 шагов, то воображение вашего ребенка будет неустанно развиваться, да и ваше тоже.

И если вы хотите получить самую простую и эффективную игру, развивающую воображение, а также определяющую уровень развития воображения вашего ребенка, то переходите по этой ссылке или кликайте на коробочку внизу письма (ссылки откроются в новом окне).

Вот и все. Вы узнали игры развивающие воображение и фантазию ребенка, а также  перечень шагов, которые необходимо совершать, чтобы развивать воображение и правое полушарие головного мозга. Дорогу осилит идущий! Веселых вам игр!

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова.

Шаг второй. И чтобы учиться было в радость

Макото Шичида, японский профессор, который изучал головной мозг в течение 40 лет и разработал свою методику для развития деток (о ней можно почитать здесь), пишет, что те детки, которые плохо учатся, имеют плохо развитую языковую память правого полушария.

О способах развития памяти и правого полушария у дошкольников читайте Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения и 44 игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет. Как выбрать игры и какие игры и упражнения самые эффективные? (ссылки откроются в новых вкладках)

Дети с развитым правым полушарием головного мозга могут читать книги с закрытыми глазами — прочитав один раз, перелистывать ее у себя в голове и ища нужную информацию.

Запоминают огромные объемы инофрмации

Макото Шичида считает, что развитие образов — самое важное в развитии правого полушария. Детей нужно обучать способности видеть образы

А как мы узнали раньше, развитие правого полушария дает развитие всего мозга.

Итак, что же нужно делать? У него конечно, есть особенные упражнения на развитие силы образов, но есть и очень простые.

Развиваем образную память

Играть с детьми в превращения.

Игра «Превращение в котенка»

Скажите ребенку, что вы хотите с ним поиграть в игру. «Представь, что твое тело уменьшается, становится маленьким и превращается в котенка. Рыженького маленького котенка. Теперь ты котенок.

Смотри, вокруг тебя все большое: стол, стулья, а ты совсем маленький. У тебя мягкие лапки и есть коготки, которыми ты можешь царапаться и цепляться и взбираться на спинку дивана или даже на занавески.

Куда ты хочешь взобраться? Давай полезай. Как там наверху? Тебе не страшно, потому что ты очень ловкий, а когда спрыгиваешь ты всегда приземляешься на все четыре лапки.

А когда ты идешь, тебя совсем не слышно. И ты очень любишь играть и прыгать. А еще тебе нравится, когда тебя гладят по шерстке. От этого ты урчишь.

Но вот ты очень проголодался и захотел попить. На кухне стоит твоя мисочка с молочком. Ты подходишь и лакаешь молочко. Какое на вкус молочко? Оно теплое?»

После того как поиграете, помогите ребенку вернуться в его прежнее состояние. Скажите: «А теперь ты превращаешься в мальчика Сашу или девочку Лизу».

Можно играть во все, что угодно. Например, летать в облаках самолетиком или воздушным шаром, плавать в море дельфином или корабликом, машиной ехать в далекое путешествие…

Есть и другие упражнения. Об этом мы рассказываем и во все игры играем на нашем тренинге по развитию воображения (откроется в новой вкладке).

Функции воображения

Выделяют 2 основные функции воображения, которые проходят через определённые этапы своего развития.

  1. Познавательная. Эта функция нацелена на устранение противоречий, которые часто возникают в голове у ребёнка по причине малого жизненного опыта. Воображение в этой ипостаси исполняет роль строителя для целостной картины мира малыша. Формирование познавательного воображения происходит в процессе игры.
  2. Аффективная. Выполняет функцию защиты при появлении противоречий между образами в голове малыша и реальной картиной. Аффективное воображение помогает ребёнку усваивать нормы поведения. Развивается в процессе проигрывания ребёнком ситуаций и последующих переживаний.

Виды воображения

Воображение бывает следующих видов:

  • воссоздающим – самый частый вид, когда образы в голове воссоздаются на основе какой-либо информации, например, при чтении книги мы представляем себе героев, место, события;
  • творческим – образы в голове возникают в новых форматах без опоры на имеющуюся информацию. Этот вид воображения необходимо целенаправленно развивать, так как он не формируется сам по себе;
  • неуправляемым – вид свойственен «буйным фантазёрам» и выдумщикам, которые не могут управлять своим потоком фантазий, не имеют никакой последовательности и логики образов и часто не отличают реальность и выдумку.  

Способы развития воображения

Методы развития воображения у детей.

Игры 

Развитию воображения способствуют обучающие дидактические игры, которые подразделяются на виды.

  • Игры с использованием предметов (игрушек, развивающих предметов), которые помогают создавать сюжет, творческие образы, могут быть направлены на социальное взаимодействие или же индивидуальную игру;
  • Настольно-печатные игры подбираются по возрасту ребёнка и направлены на развитие многих способностей: познавательных, творческих, психических. Примеры настольных игр на развитие воображения у дошкольников и младших школьников: 
  1. Игра «Имаджинариум.
  2. Детство» для детей от 5 лет, в которой нужно загадывать и отгадывать иллюстрации, направлена на развитие ассоциативного и творческого мышления, фантазию и память. 
  3. «Экспромт» – игра-импровизация на развитие воображения в младшем школьном возрасте – заключается в рассказывании историй по изображениям на карточках.

Словесные игры побуждают детей общаться, строить рассказы, мыслить творчески, рассуждать. Например, в игре «Живые предметы» необходимо представить себя в роли потерянной шапки или мокрой варежки, описать их состояние, историю, мысли. В игре «Это невозможно» участникам предлагается выдумать историю, после которой слушатели скажут, что такое в реальной жизни невозможно.

Чтение

Книги запускают интеллектуальные процессы: память, воображение, мышление, внимание. Слушая сказку, ребёнок представляет образ героя, часто ставит себя на его место и фантазирует, как бы он поступил, будь он героем сказки

Можно предложить ребёнку нарисовать его любимых персонажей, рассказать свой конец сказки или театрализовать сюжет.

Творчество

Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликация – так или иначе, способствуют развитию воображения в дошкольном возрасте. Рисуя, делая поделку или занимаясь лепкой, ребёнок представляет тот образ, который в итоге должен получиться. 

Творческие занятия помимо развития воображения хорошо влияют на развитие мелкой моторики и концентрации внимания ребёнка. Больше информации о развитии творческих способностей детей читайте в нашей статье.

Искусство

Дети-дошкольники и школьники очень отзывчивы к различным видам искусства. Можно предложить описать действия на картине, рассказать, что могло на ней произойти, что чувствуют персонажи, придумать свою историю создания. Слушая классическую музыку, дети описывают её настроение, могут придумать движения в такт. Театр для детей является реальным воплощением прочитанных сказок, он стимулирует к подражанию, пополняют опыт.

Наблюдение

Познание окружающего мира и его явлений даёт массу позывов для творчества. Сначала с помощью взрослых ребёнок познаёт окружающий мир, задаёт вопросы, устанавливает причинно-следственные связи. По мере взросления ребёнок самостоятельно начинает подмечать, например, на что похоже облако или куда плывёт листок.

Движение

Дети очень активны и движение для них – приятный и необходимый способ познания мира. 

Вариантов развития воображения предостаточно. Например, можно предложить через движение изобразить животного: его повадки, размер, звуки, которые он издаёт. Через упражнение «Изобрази явление» можно научить ребёнка показывать, как дует ветер, как качаются деревья, как идёт дождь.

Любая двигательная активность положительно влияет на психику и моторику ребёнка, позволяет расходовать энергию и безопасно выплёскивать эмоции. 

Возрастные особенности

Развитие способности воображать невозможно без фантазии. Ярче всего эти способности проявляются в игровой и творческой деятельности ребенка. Совершенствуются они, проходя два возрастных этапа.

  1. 2–4 года. Представления малыша пока непроизвольны, они возникают под воздействием конкретной ситуации, спонтанно.
  2. 4–6 лет. Представления и фантазии становятся произвольными. В это время игры превращаются в сюжетные, окружающие предметы становятся материалом, с помощью которого ребенок воплощает образы своего воображения. При этом оно не только выполняет познавательно-интеллектуальную функцию, но и регулирует психическое состояние. В игре малыш может стать героем-спасателем, покорителем морей, космоса, мужественным, смелым, наделить себя качествами, которых ему не хватает в реальности. Это помогает развитию интеллекта, нравственных, эмоциональных сфер, познанию окружающей действительности, становлению личности, развитию самосознания, мышления, произвольности, речи. Расширяются познавательные возможности.

Ребенок развивается и получает новые навыки в процессе игры. А основой любой игровой и творческой деятельности у дошкольников является именно способность воображать.

Сюжеты игр, придуманных рассказов, рисунков со временем становятся все богаче. Но в возрасте 4 и 5 лет дошкольник не может фантазировать, не производя каких-то действий (ему нужно рассказывать, рисовать, конструировать). Наглядная опора для фантазии отходит на второй план примерно к началу школьного возраста.

Публикация «Игры и упражнения для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

  • Воображение. Развитие воображения у детей
  • Игры для детей
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Когда ребёнок рождается, у него ещё нет воображения. Чем старше он становится, тем больше времени взрослые уделяют играм и упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать и способность творить.

Воображение развивается к 2-м годам. Первые фантазии можно заметить в играх малышей, активно начинает развиваться после 3-х лет. Опыт детей становится богаче, развиваются его интересы, усложняются действия. Малыш 3-4 лет иногда путает воображаемое с действительным, то что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Дети сочиняют рассказы, создают новые персонажи, осуществляют свои творческие замыслы, придумывают новые игры. Но чтобы воображать и фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать: строить, рисовать.

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуем планировать их проведение еженедельно в разделе «Игра».

Вашему вниманию мы предлагаем несколько игр для развития творческого воображения детям

3 – 5 лет.

1

На что похожи наши ладошки? Цель: развивать мышление и внимание. Предложить детям обвести красками или карандашом свою ладошку и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» потом предложить создать рисунок на основе обведённых ладошек

2. Упражнение «Танец». Цель: развивать эмоциональность и творческое воображение. Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определённую музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

3. Игра «Камешки на берегу». Цель: учить детей создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Для игры понадобится большая картина, изображающая морской берег. На ней нарисовано 8 – 10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким -либо предметом, животным или человеком. Далее предлагается детям придумать историю про свой камешек.

4. Упражнение «Волшебная мозаика». Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов. Используются наборы вырезанных из картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников разных величин. Воспитатель предлагает из этого материала сложить много интересного, прикладывая фигурки друг к другу, чтобы получилось изображение.

5. Игра «Волшебные картинки». Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Дети раздаются карточки с изображением некоторых деталей и геометрических фигур. Надо дорисовать до картинки цветными карандашами. По окончании дети сочиняют рассказы по своим картинкам.

6. Игра «Чудесный лес». Цель: учить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, в разных местах незаконченные изображения. Воспитатель предлагает дорисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Этапы развития воображения

Выделяют следующие возрастные этапы развития воображения: 

Воображение в 0-3 года

Воображение зарождается в возрасте полутора-двух лет, когда малыш начинает узнавать знакомые предметы на картинках. Его воображение имеет пассивный процесс, не создаёт каких-либо новых образов. 

Начальные формы воображения в раннем возрасте формируются на основе обобщения игровых действий и предметов. Кроме того, ребёнок 2-3 лет осваивает новый способ игры – использует предметы-заместители. Сама по себе игра с замещением предполагает наличие воображения, ребёнок осознанно выбирает предметы и проговаривает игровые действия. Таким образом, перед поступлением в детский сад ребёнок уже обладает зачатками творческих элементов.

Воображение в 3-4 года

Развитие воображения у детей раннего дошкольного возраста происходит посредством становления словесных форм воображения. 

В 3 года потребность в игре для ребёнка становится самостоятельной, однако поддержка и помощь взрослого ещё необходимы. Дошкольник подражает действиям взрослых и на основе этого развивается самостоятельное творчество с опорой на знакомые предметы и ситуации. 

Показатели развитого воображения на этом этапе: разнообразность игровых сюжетов, самостоятельность в использовании предметов-заместителей, оригинальность замещений действий в игре. В этом возрасте появляется аффективный вид воображения, когда ребёнок начинает осознавать свою отдельность от других людей. Итак, воображение в младшем дошкольном возрасте приобретает самостоятельный характер.

В среднем дошкольном возрасте всё чаще проявляются творческие проявления в игре, творческой деятельности, рассказах. Дети начинают мечтать, представлять свою будущую профессию, семью, дом. 

Воображение остаётся непроизвольным и возникает в основном как эмоциональный отклик, но уже представляет собой интеллектуальную деятельность. Создание образов базируется не только на знакомых образах и явлениях, но и на словесных представлениях. Хоть ребёнок на этом этапе ещё не способен управлять воображением, он может представлять эмоциональные состояния других людей, развивается эмпатия.

Воображение в 6-7 лет

Развитие воображения старших дошкольников приобретает активный характер. 

Фантазия проявляется при чтении, просмотре фильмов, картинок, в разговоре

Появляется замысел, который может удерживать внимание ребёнка на несколько дней. . Старшие дошкольники самостоятельно придумывают игры, устанавливают правила, распределяют роли

При этом сюжет и другие составляющие игры часто меняются при влиянии других решений. Предшкольный возраст – период, когда закладываются осознанные мечты, укрепляется база для становления творческого мышления, нестандартности решений. 

Старшие дошкольники самостоятельно придумывают игры, устанавливают правила, распределяют роли. При этом сюжет и другие составляющие игры часто меняются при влиянии других решений. Предшкольный возраст – период, когда закладываются осознанные мечты, укрепляется база для становления творческого мышления, нестандартности решений. 

Развиваем с малых лет

Итак, способность воображать и фантазировать наиболее активно развивается у детей с 4 до 10 лет. Но это не значит, что до этого времени не стоит совершенствовать эти навыки. Уже примерно с 2 лет можно начинать обучать ребенка умению представлять. Это станет хорошим фундаментом для совершенствования его в будущем.

Как побуждать малыша воображать?

  • Полезно играть с ним в «придумки». Делать это можно в любой ситуации. Например, гуляя на улице. Можно показать малышу облака и спросить, на что они похожи (для начала свою версию может предлагать мама). В этом возрасте образы будут возникать совсем простые, известные крохе (лошадка, домик, птица, цветок). Спрашивать можно о чем угодно. Скажем, о чем чирикают воробушки: обсуждают вкусные зернышки или страшную кошку? О чем шепчутся листики на дереве: о теплом солнышке, о злом ветре, о вредных букашках? Куда бежит кошка: за мышкой, к своим деткам, к хозяину за угощением? Таким образом маленький ребенок будет развивать мышление, речь, наблюдательность.
  • Дома и на улице можно искать сходства предметов со знакомыми крохе игрушками (что похоже на мячик, кубик, кирпичик, пирамидку?).
  • Весьма полезно конструирование с использованием мелких деталей (кубиков, лего). Можно добавить к арсеналу «стройматериалов» различные коробочки.

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу

И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

Упражнения для воображения

Существует большое количество упражнений, направленных на развитие воображения:

  1. Нарисуйте на листе бумаги несколько одинаковых геометрических фигур. Потом предложите дорисовать каждую фигуру таким образом, чтобы получился рисунок.
  2. Возьмите лист бумаги и поставьте на нём много точек в хаотичном порядке. Предложите соединить точки таким образом, чтобы получился рисунок. После выполнения этого упражнения можно обсудить то, что он придумал.
  3. На листе бумаги капните краской кляксу. Предложите дорисовать и придумать из этой кляксы образ.
  4. Предложите пофантазировать. — Задавайте вопросы вроде — «Что будет, если…». Если ему тяжело, помогите и пофантазируйте вместе с ним.
  5. Предложите ребёнку придумывать слова на одну выбранную букву, пока варианты не закончатся. Детям постарше задание можно усложнить. — Придумывать слова, имеющие в составе определённый слог.
  6. Возьмите листок бумаги или другой предмет и предложите ребёнку придумать разные варианты его использования.
  7. Придумывайте сказки на определённую тему. Или предложите ему придумать концовку для сказки.
  8. Стройте из конструктора, не используя инструкции или образец.

Плюсы развитого детского воображения

  • желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы;
  • умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу». Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности;
  • умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом;
  • развитая интуиция, способность угадывать;
  • проявление инициативы;
  • умение использовать опыт – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения;
  • решение задач новыми способами.

Эти свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни ребенка в дошкольном возрасте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий