3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.
Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11упражнений:
1.«Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2.«Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой, резко опустить кулаки вниз, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
3.«Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
4.«Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.
5.«Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
6.«Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
7.«Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.
8.«Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.
9.«Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
10.«Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11.«Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
Оркестр из воздуха
Музыка
ветра, колокольчики, есть масса предметов, которые издают звуки от движения
воздуха. Попробуйте создать свой такой оркестр. Можно подвязать на ленточку
разные металлические предметы, а также колокольчики, полые трубочки, железные
чашки и так далее. А ленточки подвязать
к дощечке или палочке. Получится своеобразная музыкальная стена. Вот только
играть мы на ней будем не поварешкой, а своим дыханием.
Здесь
потребуется недюжинная сила. Но это можно преподнести как соревнование: у кого получится
извлечь звук из того или иного предмета. Естественно в этой игре нужно помнить
и о движении дыхания и о его силе. А
родителям во время подготовки реквизита помнить, что предметы должны быть максимально
легкими, чтобы ребенок оказался успешен в игре.
Губная гармошка
– идеальный музыкальный инструмент для дыхательной и артикуляционной
гимнастики. Предложите ребенку попробовать на ней сыграть. Если ему удастся извлечь
хотя бы один звук – это уже успех.
Пальчиковые игры для развития речи
Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.
- Пальчиковая игра 1. Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
- Пальчиковая игра 2. Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.
Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.
Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться
При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме
Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:
Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием
Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой
Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).
Особенности при дефектах речи и механизм нарушения
Когда логопед проводит диагностику, он оценивает и речевое дыхание, потому что оно является основой темпо-ритмической стороны речи. В норме вдох должен быть достаточно глубоким, задействуются мышцы диафрагмы, а выдох − сильный, плавный. Но при дефектах речи возникают отклонения. Нарушение речевого дыхания бывает при дизартрии, алалии, ринолалии, заикании, дисфонии и афонии.
Вдох у детей с отклонениями в речевом развитии неглубокий, поверхностный. Выдох − слабый, часто они осуществляют вдох и выдох через рот (иногда только через нос), при этом мышцы диафрагмы не задействуются. В результате голос у ребенка тихий и невыразительный. Из-за неправильного речевого дыхания он не может произносить длинные фразы. Иногда из-за нерационального использования выдоха малыш может недоговаривать фразы или проговаривать их шепотом.
Поэтому чтобы договорить длинную фразу малышу приходится делать еще вдох и при этом продолжать говорить. В результате речь получается прерывистой и неплавной. Из-за короткого вдоха ребенок говорит в быстром темпе и логические паузы в его речи отсутствуют. Это приводит к нарушениям в грамматическом строе из-за нечеткого произнесения окончаний, у малыша не получается согласовать слова в предложении.
При сложных речевых нарушениях логопед обязательно включает в занятиях упражнения для формирования речевого дыхания и правильной голосоподачи. Заниматься по этому направлению можно с раннего возраста − это хорошая профилактическая мера по предупреждению нарушения речевого дыхания.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
Упражнения на дыхание нужно проводить на каждом занятии, чтобы у ребенка автоматизировался данный навык. По методике для формирования диафрагмального дыхания ребенок и взрослый должны находиться лежа на спине. Чтобы наглядно показать работу диафрагмы можно положить на эту область предмет или поместить руку.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста все это нужно проводить в форме игры, а вот на занятиях с детьми постарше такая работа должна выполняться более осознанно
Чтобы человек полностью расслабился, можно включить успокаивающую приятную музыку (особенно это важно при работе с людьми, имеющими заикание)
При пропевании гласных начинайте с одного звука. Затем постепенно увеличивайте их количество и сокращайте паузы между ними. Так вы будете формировать не только сильный выдох, но и плавную речь. Когда выдох станет достаточно сильным, усложните речевой материал и попросите произносить слова, фразы.
Часто дыхательную гимнастику сочетают с коррекцией моторной сферы. Особенно такой подход эффективен при работе с маленькими детьми. На основе подражания им легче усвоить новый навык, и он быстрее у них автоматизируется. Все упражнения показывает взрослый, а потом их выполняют вместе с ребенком, постепенно он начнет делать их самостоятельно, опираясь на инструкции.
Воздушный волейбол
Дома очень
часто не хватает подвижных игр. Соседи снизу не очень любят футбол и прыжки,
соседи сбоку не радуются стуку мяча об стену.
То ли дело воздушный волейбол, когда можно и дыхание прокачать и вволю
наиграться.
Правила
простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только
одним дыханием. Есть конечно риск, что
дети будут носиться по комнате. Но оно того стоит.
Если же
очень хочется, чтобы игра была тихой, предложите поддерживать воздушный шар в
воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Кстати, попробуйте
посоревноваться с детьми. Не факт, что вы выиграете.
Игры для развития плавного ротового выдоха
В настоящее время магазины предлагают нам множество игрушек для развития плавного ротового выдоха: это разного рода свистульки; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свиристели рожки, губные гармошки; вертушки разных видов и размеров; мыльные пузыри; трубочки с корзинкой и шариком. Однако можно и самим из подручного материала сделать интересные тренажёры и придумать с ними развлекательные игры, способствующие развитию сильного плавного ротового вдоха и активизации губных мышц.
Снежинки
Для этого необходимо вырезать снежинки – сначала, чтобы малышу было легче, можно их вырезать из салфеток, затем, по мере совершенствования навыка, можно использовать бумагу. «Снежинки» необходимо подвесить на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на «снежинки». Чья «снежинка» улетит дальше?
Ветерок
Полоски цветной бумаги длиной 15 – 20 сантиметров прикрепляем к деревянной палочке или обвязываем небольшой верёвочкой. Можно использовать папиросную бумагу или ёлочное украшение «дождик». Получится волшебное дерево. Глубокий вдох и на выдохе дуем на бумажные полоски – ветерок зашевелил листочки на дереве!
А ветерок может подуть и на осенние листья, собранные с ребёнком в парке и поставленные дома в вазу. Предложите ребёнку подуть на эти листья. Какое шуршание издают при этом листья!
Листопад
Теперь разложим эти же листочки на столе. Если играем зимой, листочки можно вырезать из тонкой двусторонней цветной бумаги. Представим, что подул ветер, и листья падают с дерева. Глубокий вдох, дуем на листья, сдуваем их со стола.
Одуванчик
Очень простая игра: нужно только выйти на улицу, найти одуванчик и подуть на него. «Смотри, как летят пушинки, как маленькие парашютики!» Можно предложить игру «Дед или баба?». Дуем на одуванчик только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок – это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались – это волосы на голове –получилась баба.
Уточки
Резиновая уточка с утятами (набор для купания) или другие лёгкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде, помещаются в таз с водой. Ребёнку предлагается дуть на утку, догоняющую утят или на утят, спешащих к маме-утке. В этом случае струя воздуха должна быть не только сильной, но и направленной.
Футбол
Используем лёгкий пластмассовый шарик или делаем шарик из куска ваты. На разных концах стола ставим «ворота»: или два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, или часть упаковки от «киндерсюрприза» (второй вариант сложнее). Чертим на столе линию и кладём шарик на середину стола (на линии). Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола, да ещё попал в ворота. Второй игрок должен стараться, чтоб шарик не попал на его часть стола.
Буря в стакане
В стакан наливаем воду, опускаем туда коктейльную трубочку и дуем в неё – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. По «буре» в воде легко увидеть силу и длительность выдоха. Проводя эту игру, надо быть готовым к некоторым трудностям:
- дети, привыкшие пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, и могут начать пить воду. В этом случае сначала предложите ребенку подуть через трубочку на кусочек ваты на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
- ребёнок может кусать или грызть мягкую трубочку. В этом случае можно использовать корпус шариковой или гелевой ручки – прозрачную трубочку из твёрдой пластмассы.
- держа трубочку в губах, ребёнок может выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами.
Конфетти
Игра аналогична предыдущей. Пластиковую бутылку надо наполнить конфетти. Ребёнку предлагается подуть через трубочку в бутылку так, чтобы конфетти фейерверком разлетались по всей бутылке.
Игры и упражнения
Развитие продолжительного плавного выдоха
Футбол
Для упражнения понадобится кусочек ваты. Нужно вытянуть губы трубочкой и загнать его в “ворота” или за определенную границу на столе.
Сдуй снежинку с носа
Потребуется “снежинка” — кусочек ваты или маленький бумажный квадратик. Нужно высунуть широкий язык и сдуть эту снежинку с носа.
Ураган
Малыш имитирует ветер. Для этого сначала можно изобразить ветерок. Надо спокойно вдохнуть и так же легко и почти неслышно выдохнуть.Затем, постепенно увеличивая силу выдыхаемого воздуха, постепенно устроить “ураган”. При выдохе можно произносить звук “Уууу”.
Буря
Для упражнения нужны соломинка и стакан с водой. Губы растягивают в улыбке, а широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладут соломинку. Дуя в нее, надо сделать так, чтобы вода в стакане забурлила.
Пароход гудит
Нужно открыть рот и долго на выдохе произносить звук “Ыыы”, изображая гудок парохода.
Немое кино
Взрослый беззвучно показывает артикуляцию гласного звука. Ребенку нужно узнать этот звук и озвучить его на длительном плавном выдохе.
Выработка правильного направления воздушной струи
Погаси свечу
Для упражнения нужна свеча. Делается глубокий и шумный короткий вдох. Затем по сигналу “Тихий ветерок” нужно медленно выдохнуть на пламя свечи, чтобы оно отклонилось, но не погасло. По команде “Сильный ветер” надо задуть свечу резким и длинным выдохом.
Ветерок качает листок
Ребенку нужно дуть сквозь сближенные губы на полоску бумаги или кусочек ваты на нитке (как будто ветер колышет листья).
Саночки спустились с горки
Нужно улыбнуться и кончик языка опустить за нижние зубы, а его спинку поднять “горочкой”. На сильном и продолжительном выдохе надо произносить “Иффффф”, “Ыффффф”.
Чья снежинка улетит дальше?
На кусочки ваты — “снежинки” нужно дуть наперегонки со взрослым. Нужно, чтобы снежинка улетела как можно дальше от одного продолжительного выдоха.
Толстяк
Надо надуть щеки и постепенно медленно выдыхать воздух, стараясь, чтобы щеки оставались округлыми.
Худенький
Нужно приоткрыть рот, сомкнуть губы и втянуть щеки внутрь. Постепенно медленно выдыхать воздух, следя, чтобы щеки оставались втянутыми.
Дудочка
Для упражнения понадобится дудочка или свистулька. Надо сделать неглубокий вдох и поднести дудочку к губам. Губы вытянуть в трубочку. Выдыхать в дудочку медленной и плавной воздушной струей.
Пропеллер
Губы слегка растягивают в улыбке. Ко рту поднести указательный палец и двигать им из стороны в сторону перед губами. Выдыхать сильную и продолжительную воздушную струю, чтобы слышался “звук пропеллера” от двигающегося у губ пальца.
Упражнения для выработки продолжительного выдоха
Воздушный футбол
Для упражнения нужно подготовить два комочка ваты. Играют двое человек. Нужно расположиться друг напротив друга и поставить “ворота” — свои ладони. Игроки делают вдох и на выдохе стараются “забить гол” противнику. Нужно дуть по очереди, не надувая щеки.
Погреем ручки
Надо согреть дыханием свои руки. Рот должен быть широко открыт, выдыхаемая струя — теплой и продолжительной. При этом можно произносить звуки “Ааа”, “Уууу”, “Оооо”.
Самолет гудит
Рот приоткрыть, улыбнуться и произносить звук “Ы”. При этом выдыхаемая струя должна быть длительной и равномерной. Кончик языка находится между верхними и нижними зубами.
Слоненок пьет водичку
Губы вытягивают широкой трубочкой и делают вдох на три счета. Затем медленно и размеренно выдыхают на пять счетов.
Трубач
Нужно поднести ко рту сжатые кулачки и расположить друг перед другом (как будто это труба). На медленном долгом выдохе надо дуть в “трубу”, произнося различные звуки (“Уууу”, “Ду-ду-ду” и т.д.).
Правильное речевое дыхание необходимо, чтобы плавно и выразительно говорить. Развить его можно игровыми дыхательными упражнениями. С помощью них ребенок может научиться эффективно использовать в речи струю выдыхаемого им воздуха
Важно: эти занятия необходимо проводить под наблюдением взрослых
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Рекомендации по проведению упражнений
Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:
- Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
- Проводите тренировку до еды за 30 минут — 1 час
- Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
- Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
- Первый занятия можно проводить лежа.
- Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
- Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
- Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
- Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
- Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.
Особенности правильного дыхания
Выделяют следующие особенности правильного дыхания:
- дыхание должно быть носовым, то есть вдох производится через нос;
- выдох осуществляется через рот, плавно и равномерно;
- После каждого выдоха делаются паузы в 2-3 секунды;
- частота и глубина дыхания должны соответствовать потребностям организма: при покое – 12-16 раз в минуту, а при физической активности – до 40 раз за минуту;
- при правильном дыхании не должно возникать шумных звуков или свистения.
Количество слов на выдохе зависит от возраста ребенка. В 2-3 года нормой считается 2-3 слова на выдохе, а в возрасте до 7 лет около 6 слов
На диагностике логопед обращает внимание на то, как дышит ребенок во время разговора, в какие моменты он делает паузы, какой вдох и выдох
Иногда дети делают выдох воздуха через нос. Если ребенок не до конца понял, что от него требуется, попробуйте закрыть носовые ходы пальцами. А, также, объясните, что губы при выдохе не должны быть сильно сжаты и напряжены.
Организация правильного выдоха
Чтобы речевое дыхание было правильным, важно продемонстрировать малышу технику его выполнения:
- вдох делают короткий, но сильный, вдыхать нужно носом, при этом будет заметно расширение диафрагмы;
- выдох должен быть плавным, без резких толчков (губы вытянуты в трубочку);
- выдох осуществляется через рот, иначе говорить не получится;
- выдыхать нужно «до упора», делая после этого небольшую паузу (около 2 – 3 секунд).
У большинства малышей с первого раза проделать это все правильно не получается. Чтобы помочь им освоить дыхание во время говорения, понадобятся специальные тренировки. Но не стоит бояться этой фразы: тренировки заключаются в проведении с ребенком разнообразных веселых игр, которые принесут ему массу положительных эмоций, попутно развивая силу выдоха.
Чтобы поддерживать интерес к таким занятиям, упражнения на речевое дыхание для детей важно правильно организовать:
- На выполнение их отводится от 3 минут в раннем возрасте, до 6 – в старшем дошкольном возрасте.
- Такие игры проводят в помещении с хорошим проветриванием: во время занятия в нем должно быть достаточно свежего воздуха.
- Играть с дыханием нужно до еды.
- К моменту начала упражнений ребенок должен быть здоров и находиться в хорошем настроении.
- Родители обязательно сопровождают игры эмоциональными комментариями.
Упражнения для детей 2-3 лет
В этом возрасте проводят работу по обогащению и уточнению словарного запаса у ребенка. Поэтому дыхательные упражнения можно сочетать с лексической темой вашего занятия. Так оно получится целостным и у малыша будет интерес к обучению. Обязательно перед выполнением дыхательных упражнений скажите малышу, что нужно делать вдох носом, а выдох − ртом.
- Для этого задания вам нужно подготовить специальное приспособление. На занятиях с детьми дошкольного возраста использовать наглядный материал. На пластиковую трубочку прикрепите несколько ниточек разной длины. На них поместите цветы, бабочки или другие предметы. Между упражнениями сделайте перерыв и предложите ребенку подуть на бабочек.
- Это задание направлено на формирование ощущений от работы диафрагмы. Малыш лежит на спине на коврике. Взрослый кладет ему на живот уточку и предлагает отправить ее в плавание по волнам. На вдохе живот надувается, на выдохе плавно опускается.
- Предложите малышу стать футболистом и задуть мяч из ваты в ворота.
При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки. Можно с детьми 2-3 лет надувать мыльные пузыри, играть на дудочке − все это прекрасные способы формирования плавного и сильного выдоха.
Организация правильного выдоха
Чтобы речевое дыхание было правильным, важно продемонстрировать малышу технику его выполнения:
- вдох делают короткий, но сильный, вдыхать нужно носом, при этом будет заметно расширение диафрагмы;
- выдох должен быть плавным, без резких толчков (губы вытянуты в трубочку);
- выдох осуществляется через рот, иначе говорить не получится;
- выдыхать нужно «до упора», делая после этого небольшую паузу (около 2 – 3 секунд).
У большинства малышей с первого раза проделать это все правильно не получается. Чтобы помочь им освоить дыхание во время говорения, понадобятся специальные тренировки. Но не стоит бояться этой фразы: тренировки заключаются в проведении с ребенком разнообразных веселых игр, которые принесут ему массу положительных эмоций, попутно развивая силу выдоха.
Чтобы поддерживать интерес к таким занятиям, упражнения на речевое дыхание для детей важно правильно организовать:
- На выполнение их отводится от 3 минут в раннем возрасте, до 6 – в старшем дошкольном возрасте.
- Такие игры проводят в помещении с хорошим проветриванием: во время занятия в нем должно быть достаточно свежего воздуха.
- Играть с дыханием нужно до еды.
- К моменту начала упражнений ребенок должен быть здоров и находиться в хорошем настроении.
- Родители обязательно сопровождают игры эмоциональными комментариями.
Дыхательно-голосовые упражнения
При выполнении этих упражнений выдох производится с одновременным произнесением звуком или слов. Это способствует отработке навыка управлять дыханием непосредственно во время говорения.
Я – насос.
Ребенок имитирует движения, как при накачивании шин насосом. При этом каждый выдох длится максимально долго и сопровождается произнесением непрерывного звука С. Нужно следить, чтобы воздух не добирался, а ребенок во время выдохов не слишком напрягался.
Сдуйся, шарик!
Малыш становится прямо, разводит руки в стороны, представляя себя большим воздушным шаром. Необходимо на выдохе постепенно сводить руки перед собой, пока не получится обнять плечи. В это время ребенок непрерывно произносит звук Ф – шарик сдувается
Важно объяснить малышу, что воздух выдыхается равномерно, без рывков
Хлопушка.
Ребенок стоит на коленях, опустив руки вдоль туловища. Делает вдох, разводя руки в стороны. На выдохе хлопает в ладоши, громко говоря: «хлоп!»
Маятник.
Малыш стоит ровно, поставив ноги на ширину плеч, подняв руки, сомкнутые замком, вверх. Вдохнув, ребенок наклоняется в одну сторону, на выдохе говоря «бум». Затем движение повторяют в другую сторону.
Если взрослые хотят добиться результата в развитии речевого дыхания своего чада, играть необходимо ежедневно. Причем зачастую делать это можно «мимоходом», занимаясь повседневными делами. Ведь игры, не требующие особой подготовки, оторвут мамочку всего на несколько минут. А такие занятия, как надувание мыльных пузырей или обдувание одуванчика, и вовсе происходят в процессе купания или прогулки. А результатом будет правильно оформленная речь малыша: плавная, с равной силой звучания, выразительная.
В чем отличие речевого дыхания от физиологического?
Физиологическое дыхание непроизвольно, оно служит нам для обеспечения правильного газообмена в организме. Короткие и равномерные вдохи и выдохи при этом выполняют через нос: вдох-выдох-пауза.
Основная особенность развития речевого дыхания у детей – упор на выдох (он должен быть намного длиннее, чем вдох). Сначала делают короткий вдох, за ним следует небольшая пауза, затем долгий выдох, наполненный звуками или словами.
Человек не может говорить на вдохе. Именно поэтому главную роль при правильной постановке речи играет тренировка речевого выдоха
Здесь важно уметь не набирать как можно больше воздуха, а тренировать навык его рационального использования для длинного плавного выдоха. Расслабление мышц, участвующих в таком дыхании, происходит произвольно, в зависимости от нашего желания
Несовершенство детского речевого дыхания может проявляться по-разному.
- Например, ребенок во время говорения вдруг замолкает, делает паузу и вдыхает, чтобы закончить фразу, которую во время вдоха может подзабыть. Чтобы этого избежать, ребенок вынужден договаривать фразу, понижая тон, порой переходя на шепот. Это свидетельствует о том, что малыш не умеет набирать достаточно воздуха во время вдоха.
- Другой пример. Малыш говорит очень тихо, не договаривая мысль до конца. Его речь нечеткая, быстрая, что мешает правильной интонации и расстановке пауз. Здесь у ребенка слабо развит дыхательный аппарат. Часто это связано с наличием хронических заболеваний лор-органов или малоподвижным образом жизни, когда страдает объем легких.