Классификация подвижных игр для дошкольников
Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.В «Программе воспитания в детском саду» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности
Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»)
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Понятие и классификация игр в ДОУ
Игра, как метод воспитания, известна в педагогике давно. Педагоги многих эпох использовали активность детей в игровом русле, чтобы развивать их физические и умственные способности. В игре педагог и ребенок преследует разные цели. Педагог хочет обучить через игру, а ребенок хочет играть.
Игры использовали для воспитания детей давно. В Древнем Египте до начала учения и работы египетские дети имели лишь краткий период детства. Они с удовольствием играли погремушками, мячами, волчками, игрушечными лошадками и крокодилами. Специальные воспитатели следили за играми знатных подопечных, направляя их в познавательное русло. В Древней Греции активно использовалось сочетание обучения и игровой активности.
Знаменитый педагог-психолог А.В. Запорожец в своих работах подчеркивает, что игра является исторически возникшим видом деятельности. Её суть в условиях ДОУ состоит в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Это способствует социальной адаптации ребенка в меняющихся условиях современной жизни.
Задачи игр в ДОУ
В современном российском дошкольном образовании игры занимают важное место, так как способствуют развитию мышления, коммуникативных и познавательных навыков. Кроме того, игры для детей в ДОУ способствуют формированию морально – волевых качеств, стимулируют развитие познавательных сил, и способствуют приобретению опыта поведения внутри коллектива
Игры для детей в ДОУ разделяют на несколько видов. Разные авторы в своих классификациях в качестве основы берут разные характеристики игр. Так, Н.К. Крупская делила игры на творческие игры, т.е. игры придуманные самими детьми и игры с правилами, которые придуманы взрослыми. Подход к классификации игр для детей в ДОУ разработанный С.Л. Новоселовой сильно отличается от классификации Н.К. Крупской. Согласно трудам С.Л. Новосёловой все игры бывают трех групп:
- игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями;
- самостоятельные игры;
- народные игры, идущие от исторически сложившихся традиций, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Игры, возникающие по инициативе взрослого | Самостоятельные игры | Народные игры |
---|---|---|
Досуговые игры: игры-забавы -игры-развлечения -празднично-карнавальные -театрально-постановочные | Игры – экспериментирования | Игры, отражающие отношение к природе |
Орнаментальные игры | ||
Самостоятельные сюжетные игры: -сюжетно-ролевые -режиссерские -театрализованные -сюжетно- отобразительные | Пальчиковые игры | |
Обучающие игры: -дидактические -сюжетно-дидактические -подвижные | Обрядовые иогры | |
Состязательные игры | ||
Хороводные игры |
Большой интерес представляет классификация игр П.Ф. Лесгафта. Она основана на том, что у ребенка доминирует стремление к исследованию окружающего мира. Он разделил все игры на имитационные и игры с правилами.
Отдельно следует отметить, что игры делят на дидактические и развивающие. Игры специально создаются взрослым в обучающих и развивающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Их особенная педагогическая ценность состоит в том, что они одновременно служат и средством организации игрового досуга детей и средством обучения, поскольку в структуру почти каждого занятия в детском саду входит либо дидактическая игра, либо развивающая игра. Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.
В процессе дидактической игры дошкольник получает новые знания и закрепляет их. В процессе дидактических и развивающих игр у дошкольников развиваются мышление, расширяется кругозор и улучшаются коммуникативные навыки.
Еще одна классификация игр в ДОУ представлена на рисунке:
Классификация игр дошкольников
Игровая деятельность в ДОУ
Дети большую часть времени проводят в детских садиках, поэтому игровая деятельность в ДОУ занимает большую роль в становлении личности.
В дошкольных учреждениях игры отличаются в зависимости от возраста:
- 3 года — развитие сюжетно-отобразительных упражнений. Например, уложить куклу спать или ремонт машинки.
- 4 года — действия связаны с воображением, увеличение общения со сверстниками.
- 5 лет — ребенок характеризуется инициативностью. Воспитатели ДОУ создают условия для обустройства игры различными атрибутами. Например, повязки с красным крестом для медсестер, оружие для солдат.
В течение дня ребенок может играть 4 раза:
- Утром перед завтраком.
- Между завтраком и занятиями.
- На улице.
- После дневного сна и полдника.
Временной план игры
Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:
Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
Подведение итогов — 1–2 минуты
На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.
Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого
Пример хронометража игры «Где это можно купить?»
При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.
- Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
- Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
- Подведение итогов (3 минуты).
Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире
Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»
Автор
Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название
Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа
3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма»
Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото»
Дети рассматривают маленькие карточки.
Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
«Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду — в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html
Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Структура дидактической игры
Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.
Структура вмещает:
- дидактическую задачу;
- игровую задачу;
- игровые действия;
- игровые правила;
- результат игры.
Дидактическая задача
Дидактические задачи реализуются в процессе игры, заранее определяются взрослыми, которые планируют и руководят ею.
Игровая задача
Она отображает действия детей в процессе занятия, дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.
Игровые действия
Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.
Игровые правила
Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.
Результат игры
Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.
Картотека
Примеры игр, которые можно проводить на улице.
Название | Описание |
«Классики» | Проводится летом. На асфальте мелом рисуется классическое поле, знакомое всем из детства. Воспитатель показывает, каким образом его необходимо преодолеть. Вариантов множество: на двух ногах, поочередно, с использованием камешка, только туда, туда и обратно и т. д. Есть еще «Классики» в форме квадрата (3×3), смысл игры аналогичный. |
«Жмурки» | Ведущему завязывают глаза, немного крутят и разбегаются в разные стороны. Его задача — найти остальных игроков, которые подсказывают свое местоположение, хлопая в ладоши. Первый, до кого дотронется ведущий, занимает его место. |
«Выше ноги от земли» | Игра для прогулки в летние месяцы. Водящий должен ловить остальных игроков, следуя одному правилу — стоящего на возвышении трогать нельзя. Запрещается долго находится в «безопасной» зоне, поэтому, как только водящий отходит, ее нужно покинуть и искать новое возвышение. |
«Горячая картошка» | Дети встают в круг и кидают друг другу мяч, ловя и сразу же перекидывая его следующему. Кто не поймал мяч, садится в круг. Чтобы вернуться на свое положение, участник должен поймать мяч или хотя бы до него дотронуться, совершив прыжок. |
«Съедобное — несъедобное» | Воспитатель кидает мяч и называет любые слова. Если названный предмет съедобный, ребенок должен поймать его, если несъедобный — отбить. Таким образом тренируется скорость реакции и мышления. |
Дети играют в «Горячую картошку»
Примеры игр, которые проводятся в помещении детского сада.
Название | Описание |
«Строители» | Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны зала. Когда играет музыка, малыши ходят или бегают по кругу. Как только она прекращается, ведущий говорит: «Строим колонну (шеренгу или круг)». Задача детей — построить названную фигуру быстрее команды противников. Например, если нужно составить круг, то можно быстро взяться за руки. |
«Статуя» | Игроки стоят в круге и бросают друг другу мяч. Если кто-то не поймал, то встает на одну ногу, не поймал второй раз, то на одно колено, в третий раз — на два колена. Если в одном из этих положений ребенок схватил мяч, то ему прощаются промахи, и он поднимается снова на две ноги. |
«Передай и встань» | Подойдет для традиционных соревнований между группами осенью. Дети делятся на две колонны. По свистку ребята поднимают руки вверх, и первый участник передает мяч над головой последующим. Как только он дошел до конца, последний игрок бежит вперед и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не станет снова впереди. |
«Пингвины» | Сюжетная игра для проведения эстафет зимой. Ребенок зажимает между ног маленький шарик и прыгает на двух ногах до черты (на расстоянии 10-15 м) и обратно. Передает шарик следующему и так по очереди. Выигрывает та команда, в которой все игроки пройдут «путь пингвина» быстрее. |
«Рыбак и рыбки» | Для игры потребуется одна скакалка. Ведущий-рыбак (обязательно воспитатель) аккуратно водит круг скакалкой по полу. Дети-рыбки должны перепрыгнуть ее, когда она будет подходить к ним. Если скакалка задела ноги ребенка, то рыбка «поймана». Выигрывает самый ловкий. Занятие хорошо вписывается в тематику подводного мира и рыбалки, чаще всего изучаемых весной. |
Занятие по рисованию на тему «Красивые цветы» в старших группах
Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии
У детей с отклонениями в развитии ограничены возможности освоения окружающего мира. Здоровые сверстники неохотно вовлекают их в игровой процесс, чаще не берут их. У таких ребят игра в младенчестве не занимает особой роли, так как они еще далеки от ее познания.
У умственно отсталых детей отсутствует логика в действиях. Например, они могут катать машинку из одного угла комнаты в другую огромное количество раз. Примитивная деятельность, связанная с самообслуживанием, принятием пищи не вызывает затруднений у нормально развивающихся дошкольников, в то время как такие ребята с трудом могут взять ложку. Для их правильного развития необходимы регулярные курсы реабилитации и обучения. Они неловки, невнимательны, не могут запомнить ход действий. Все обучающиеся манипуляции должны проводиться регулярно и под присмотром воспитателей.
Игры и забавы в детском саду для детей 3-5 лет
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками Задачи: 1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм 2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры 3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками 4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры Предисловие В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе. Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет
В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Правила игры: — Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг. — Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)
Слова для игры: Раз – Два! Три – Четыре! (дети делают 4 шага назад) Круг мы сделаем пошире(образуется большой круг, не держась за руки) Другу рядом улыбнемся(повернуться и улыбнуться) Крепко за руки возьмемся.(Взяться за руки) Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в правую сторону) Остановка у ворот.(остановились и стоим на месте) Значит, будет поворот.(поворот в левую сторону) Повернулись дети дружно! Продолжать движения нужно. Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в левую сторону) Мимо речки и озер. Мимо леса, мимо гор. Всё идут, шагают ноги. Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.(остановились и стоим на месте) Мы пришли! Встречайте нас.(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед) И похлопайте 5 раз.(Хлопаем в ладоши) Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет
Игра проводится на улице во время прогулки.Атрибуты для игры: — Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей) Правила игры: -Дети выстраиваются друг за другом в линию — Произносят хором закличку на игру Закличка на игру: Змейка в мячики играла Так играла, что устала. Прилегла бедняжка в тень И ползти ей дальше лень.
Слова для игры (произносит воспитатель) Раз, два, три, четыре, пять Приглашаю поиграть. Мы отправимся с тобой По дорожке по кривой. (бег по змейке друг за другом) Ты дружочек не робей. Ты вперед беги скорей. Ручки за спиною спрячь Прыгни ножками на мяч.(прыжки на 2-х ногах) Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Мы умеем побеждать. Чемпионам УРА! Продолжается игра.(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз) Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки. Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет
В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Атрибут для игры: — Маска кота Действующие лица: Кот – ребенок Мышки — дети
Правила игры: — Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах) — Дети – мыши убегают от кота Слова для игры: Погулять решили мышки Непоседы – шалунишки. (Дети-мыши на цыпочках выходят гулять) Вот бегут они по травке Вжик – Вжик – Вжик(бегают в рассыпную) Перепрыгнули канавку(прыгают на 2-х ногах) Прыг – Прыг – Прыг Вдруг раздался страшный звук(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот) А сердечко ТУК – ТУК – ТУК Притаился в кустах котик И раскрыл зубастый ротик. Мыши будет Вам беда Разбегайтесь кто куда…(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)
Напутствие от автора:
В нашем мире много игр, развлечений и затей. Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!
Рекомендуем посмотреть:
Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Игра-забава «Петухи» для младшей группы Потешка «Цыплята» для игр с детьми младшей группы Музыкальные игры для младшей группы детского сада
Раскраски для детей «Домашние питомцы»
Что такое развивающие игры для дошкольников
Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе
Дидактические игры в младшей группе. Картотека
Игры с песком в младшей группе
Игрушки
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми
И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
- готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т.п.);
- полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);
- материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание т.д..
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п.
Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т.д.). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.
Заключение
Дети с рождения любят двигаться. Это необходимо им для полноценного развития. В ДОУ подвижным играм отводится много внимания. Двигательные занятия – это прекрасная подготовка к школе. Психофизическое развитие в игровой форме показывает очень хорошие результаты. Дети быстро усваивают правила новой игры, если им показывать картинки. Подвижные игры в детском саду, продемонстрированные на схемах, позволяют воспитанникам легко запомнить правила игры.
В 7-9 лет, когда дети становятся младшими школьниками, игровые элементы целесообразно использовать в процессе физического развития детей, на переменах. Чтобы школьники усвоили правила спортивных игр, можно демонстрировать игровые этапы и последовательность действий в форме презентаций или показывать фото.
Картотека подвижных игр от рождения до школы разнообразна, и каждый педагог может подобрать свой вариант для определенной группы детей в достижении поставленной цели.