Основные виды игр в детском саду и их темы

Классификация подвижных игр для дошкольников

Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.В «Программе воспитания в детском саду» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности

Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»)

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Понятие и классификация игр в ДОУ

Игра, как метод воспитания, известна в педагогике давно. Педагоги многих эпох использовали активность детей в игровом русле, чтобы развивать их физические и умственные способности. В игре педагог и ребенок преследует разные цели. Педагог хочет обучить через игру, а ребенок хочет играть.

Игры использовали для воспитания детей давно. В Древнем Египте до начала учения и работы египетские дети имели лишь краткий период детства. Они с удовольствием играли погремушками, мячами, волчками, игрушечными лошадками и крокодилами. Специальные воспитатели следили за играми знатных подопечных, направляя их в познавательное русло. В Древней Греции активно использовалось сочетание обучения и игровой активности.

Знаменитый педагог-психолог А.В. Запорожец в своих работах подчеркивает, что игра является исторически возникшим видом деятельности. Её суть в условиях ДОУ состоит в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Это способствует социальной адаптации ребенка в меняющихся условиях современной жизни.

Задачи игр в ДОУ

В современном российском дошкольном образовании игры занимают важное место, так как способствуют развитию мышления, коммуникативных и познавательных навыков. Кроме того, игры для детей в ДОУ способствуют формированию морально – волевых качеств, стимулируют развитие познавательных сил, и способствуют приобретению опыта поведения внутри коллектива

Игры для детей в ДОУ разделяют на несколько видов. Разные авторы в своих классификациях в качестве основы берут разные характеристики игр. Так, Н.К. Крупская делила игры на творческие игры, т.е. игры придуманные самими детьми и игры с правилами, которые придуманы взрослыми. Подход к классификации игр для детей в ДОУ разработанный С.Л. Новоселовой сильно отличается от классификации Н.К. Крупской. Согласно трудам С.Л. Новосёловой все игры бывают трех групп:

  • игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями;
  • самостоятельные игры;
  • народные игры, идущие от исторически сложившихся традиций, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Таблица 1. Классификация игр по С.Л. Новоселовой

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Самостоятельные игры

Народные игры

Досуговые игры:

игры-забавы

-игры-развлечения

-празднично-карнавальные -театрально-постановочные

Игры – экспериментирования

Игры, отражающие отношение к природе

Орнаментальные игры

Самостоятельные сюжетные игры:

-сюжетно-ролевые

-режиссерские

-театрализованные

-сюжетно- отобразительные

Пальчиковые игры

Обучающие игры:

-дидактические

-сюжетно-дидактические

-подвижные

Обрядовые иогры

Состязательные игры

Хороводные игры

Большой интерес представляет классификация игр П.Ф. Лесгафта. Она основана на том, что у ребенка доминирует стремление к исследованию окружающего мира. Он разделил все игры на имитационные и игры с правилами.

Отдельно следует отметить, что игры делят на дидактические и развивающие. Игры специально создаются взрослым в обучающих и развивающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Их особенная педагогическая ценность состоит в том, что они одновременно служат и средством организации игрового досуга детей и средством обучения, поскольку в структуру почти каждого занятия в детском саду входит либо дидактическая игра, либо развивающая игра. Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.

В процессе дидактической игры дошкольник получает новые знания и закрепляет их. В процессе дидактических и развивающих игр у дошкольников развиваются мышление, расширяется кругозор и улучшаются коммуникативные навыки.

Еще одна классификация игр в ДОУ представлена на рисунке:

Классификация игр дошкольников

Игровая деятельность в ДОУ

Дети большую часть времени проводят в детских садиках, поэтому игровая деятельность в ДОУ занимает большую роль в становлении личности.

В дошкольных учреждениях игры отличаются в зависимости от возраста:

  1. 3 года — развитие сюжетно-отобразительных упражнений. Например, уложить куклу спать или ремонт машинки.
  2. 4 года — действия связаны с воображением, увеличение общения со сверстниками.
  3. 5 лет — ребенок характеризуется инициативностью. Воспитатели ДОУ создают условия для обустройства игры различными атрибутами. Например, повязки с красным крестом для медсестер, оружие для солдат.

В течение дня ребенок может играть 4 раза:

  1. Утром перед завтраком.
  2. Между завтраком и занятиями.
  3. На улице.
  4. После дневного сна и полдника.

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
Подведение итогов — 1–2 минуты

На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Автор
Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название
Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа
3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма»

Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>

Описание игры «Лото»

Дети рассматривают маленькие карточки.
Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
«Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду — в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Структура дидактической игры

Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.

Структура вмещает:

  • дидактическую задачу;
  • игровую задачу;
  • игровые действия;
  • игровые правила;
  • результат игры.

Дидактическая задача

Дидактические задачи реализуются в процессе игры, заранее определяются взрослыми, которые планируют и руководят ею.

Игровая задача

Она отображает действия детей в процессе занятия, дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.

Игровые действия

Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.

Игровые правила

Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.

Результат игры

Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.

Картотека

Примеры игр, которые можно проводить на улице.

НазваниеОписание
«Классики»Проводится летом. На асфальте мелом рисуется классическое поле, знакомое всем из детства. Воспитатель показывает, каким образом его необходимо преодолеть. Вариантов множество: на двух ногах, поочередно, с использованием камешка, только туда, туда и обратно и т. д. Есть еще «Классики» в форме квадрата (3×3), смысл игры аналогичный.
«Жмурки»Ведущему завязывают глаза, немного крутят и разбегаются в разные стороны. Его задача — найти остальных игроков, которые подсказывают свое местоположение, хлопая в ладоши. Первый, до кого дотронется ведущий, занимает его место.
«Выше ноги от земли»Игра для прогулки в летние месяцы. Водящий должен ловить остальных игроков, следуя одному правилу — стоящего на возвышении трогать нельзя. Запрещается долго находится в «безопасной» зоне, поэтому, как только водящий отходит, ее нужно покинуть и искать новое возвышение.
«Горячая картошка»Дети встают в круг и кидают друг другу мяч, ловя и сразу же перекидывая его следующему. Кто не поймал мяч, садится в круг. Чтобы вернуться на свое положение, участник должен поймать мяч или хотя бы до него дотронуться, совершив прыжок.
«Съедобное — несъедобное»Воспитатель кидает мяч и называет любые слова. Если названный предмет съедобный, ребенок должен поймать его, если несъедобный — отбить. Таким образом тренируется скорость реакции и мышления.

Дети играют в «Горячую картошку»

Примеры игр, которые проводятся в помещении детского сада.

НазваниеОписание
«Строители»Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны зала. Когда играет музыка, малыши ходят или бегают по кругу. Как только она прекращается, ведущий говорит: «Строим колонну (шеренгу или круг)». Задача детей — построить названную фигуру быстрее команды противников. Например, если нужно составить круг, то можно быстро взяться за руки.
«Статуя»Игроки стоят в круге и бросают друг другу мяч. Если кто-то не поймал, то встает на одну ногу, не поймал второй раз, то на одно колено, в третий раз — на два колена. Если в одном из этих положений ребенок схватил мяч, то ему прощаются промахи, и он поднимается снова на две ноги.
«Передай и встань»Подойдет для традиционных соревнований между группами осенью. Дети делятся на две колонны. По свистку ребята поднимают руки вверх, и первый участник передает мяч над головой последующим. Как только он дошел до конца, последний игрок бежит вперед и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не станет снова впереди.
«Пингвины»Сюжетная игра для проведения эстафет зимой. Ребенок зажимает между ног маленький шарик и прыгает на двух ногах до черты (на расстоянии 10-15 м) и обратно. Передает шарик следующему и так по очереди. Выигрывает та команда, в которой все игроки пройдут «путь пингвина» быстрее.
«Рыбак и рыбки»Для игры потребуется одна скакалка. Ведущий-рыбак (обязательно воспитатель) аккуратно водит круг скакалкой по полу. Дети-рыбки должны перепрыгнуть ее, когда она будет подходить к ним. Если скакалка задела ноги ребенка, то рыбка «поймана». Выигрывает самый ловкий. Занятие хорошо вписывается в тематику подводного мира и рыбалки, чаще всего изучаемых весной.

Занятие по рисованию на тему «Красивые цветы» в старших группах

Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии

У детей с отклонениями в развитии ограничены возможности освоения окружающего мира. Здоровые сверстники неохотно вовлекают их в игровой процесс, чаще не берут их. У таких ребят игра в младенчестве не занимает особой роли, так как они еще далеки от ее познания.

У умственно отсталых детей отсутствует логика в действиях. Например, они могут катать машинку из одного угла комнаты в другую огромное количество раз. Примитивная деятельность, связанная с самообслуживанием, принятием пищи не вызывает затруднений у нормально развивающихся дошкольников, в то время как такие ребята с трудом могут взять ложку. Для их правильного развития необходимы регулярные курсы реабилитации и обучения. Они неловки, невнимательны, не могут запомнить ход действий. Все обучающиеся манипуляции должны проводиться регулярно и под присмотром воспитателей.

Игры и забавы в детском саду для детей 3-5 лет


Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками Задачи: 1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм 2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры 3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками 4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры Предисловие В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе. Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет

В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Правила игры: — Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг. — Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)


Слова для игры: Раз – Два! Три – Четыре! (дети делают 4 шага назад) Круг мы сделаем пошире(образуется большой круг, не держась за руки) Другу рядом улыбнемся(повернуться и улыбнуться) Крепко за руки возьмемся.(Взяться за руки) Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в правую сторону) Остановка у ворот.(остановились и стоим на месте) Значит, будет поворот.(поворот в левую сторону) Повернулись дети дружно! Продолжать движения нужно. Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в левую сторону) Мимо речки и озер. Мимо леса, мимо гор. Всё идут, шагают ноги. Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.(остановились и стоим на месте) Мы пришли! Встречайте нас.(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед) И похлопайте 5 раз.(Хлопаем в ладоши) Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет

Игра проводится на улице во время прогулки.Атрибуты для игры: — Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей) Правила игры: -Дети выстраиваются друг за другом в линию — Произносят хором закличку на игру Закличка на игру: Змейка в мячики играла Так играла, что устала. Прилегла бедняжка в тень И ползти ей дальше лень.


Слова для игры (произносит воспитатель) Раз, два, три, четыре, пять Приглашаю поиграть. Мы отправимся с тобой По дорожке по кривой. (бег по змейке друг за другом) Ты дружочек не робей. Ты вперед беги скорей. Ручки за спиною спрячь Прыгни ножками на мяч.(прыжки на 2-х ногах) Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Мы умеем побеждать. Чемпионам УРА! Продолжается игра.(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз) Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки. Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет

В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Атрибут для игры: — Маска кота Действующие лица: Кот – ребенок Мышки — дети


Правила игры: — Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах) — Дети – мыши убегают от кота Слова для игры: Погулять решили мышки Непоседы – шалунишки. (Дети-мыши на цыпочках выходят гулять) Вот бегут они по травке Вжик – Вжик – Вжик(бегают в рассыпную) Перепрыгнули канавку(прыгают на 2-х ногах) Прыг – Прыг – Прыг Вдруг раздался страшный звук(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот) А сердечко ТУК – ТУК – ТУК Притаился в кустах котик И раскрыл зубастый ротик. Мыши будет Вам беда Разбегайтесь кто куда…(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)

Напутствие от автора:

В нашем мире много игр, развлечений и затей. Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!

Рекомендуем посмотреть:

Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Игра-забава «Петухи» для младшей группы Потешка «Цыплята» для игр с детьми младшей группы Музыкальные игры для младшей группы детского сада

Раскраски для детей «Домашние питомцы»

Что такое развивающие игры для дошкольников

Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Дидактические игры в младшей группе. Картотека

Игры с песком в младшей группе

Игрушки

Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми

И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления

Все игрушки можно условно разделить на три типа:

  1. готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т.п.);
  2. полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);
  3. материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).

С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.

Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание т.д..

Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п.

Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.

К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т.д.). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.

Заключение

Дети с рождения любят двигаться. Это необходимо им для полноценного развития. В ДОУ подвижным играм отводится много внимания. Двигательные занятия – это прекрасная подготовка к школе. Психофизическое развитие в игровой форме показывает очень хорошие результаты. Дети быстро усваивают правила новой игры, если им показывать картинки. Подвижные игры в детском саду, продемонстрированные на схемах, позволяют воспитанникам легко запомнить правила игры.

В 7-9 лет, когда дети становятся младшими школьниками, игровые элементы целесообразно использовать в процессе физического развития детей, на переменах. Чтобы школьники усвоили правила спортивных игр, можно демонстрировать игровые этапы и последовательность действий в форме презентаций или показывать фото.

Картотека подвижных игр от рождения до школы разнообразна, и каждый педагог может подобрать свой вариант для определенной группы детей в достижении поставленной цели.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий