Определяем воспитательный ориентир
Для французов очень важно, чтобы ребенок не только привык говорить «спасибо» за оказанную ему услугу, но всегда говорил «здравствуйте» и «до свидания», даже попадая в незнакомый коллектив взрослых. Именно эти слова так трудно даются детям
Зачастую дети застенчивы и стеснительны и, чтобы решиться поздороваться со взрослыми, детишкам нужно преодолеть внутренний барьер. Для французов это очень важный показатель.
«Позволив карапузу войти в дом без приветствия, я тем самым запускаю цепную реакцию: вскоре он будет прыгать на моем диване, отказываться есть что-то кроме макарон без соуса и кусать мои ноги под столом за ужином. Достаточно дать добро на несоблюдение одного единственного правила цивилизованного общества, как ребенок сообразит, что и все остальные правила соблюдать не обязательно»,
Умение ребенка говорить «здравствуйте» и «до свидания» очень ценно для французских мам и пап. Это свидетельствует о том, что ребенок самоорганизован и умеет находиться в коллективе.
Время от времени отдаляясь от ребёнка, вы становитесь лучшей матерью
Если ребёнок привыкнет, что вы всё время рядом с ним, всё время вовлечены в то, что он делает, и проживаете вместе с ним каждую секунду, он не научится самостоятельности. Более того, он не научится быть внимательным к другим людям, замечать их потребности, не научится сопереживать. Любая француженка интуитивно чувствует: время от времени отдаляясь от ребёнка, она оказывает ему неоценимую услугу.
Очень важно понимать, что это не какая-то радикальная позиция. Я ни в коем случае не призываю русских женщин немедленно бросить всё, уехать на три недели на спа-курорт, заниматься только собой и забыть про ребёнка. Речь о том, чтобы спокойно признать: если вы проводите всё время вместе с кем-то – неважно, насколько вы обожаете друг друга, – вы рано или поздно начнёте друг друга раздражать
И это ведь касается не только вас, это в той же степени относится и к вашему ребёнку
Речь о том, чтобы спокойно признать: если вы проводите всё время вместе с кем-то – неважно, насколько вы обожаете друг друга, – вы рано или поздно начнёте друг друга раздражать. И это ведь касается не только вас, это в той же степени относится и к вашему ребёнку
Насколько эффективно это простое правило – время от времени отдыхать друг от друга, я буквально только что испытала на себе. Мы с одним из моих пятилетних близнецов на прошлой неделе были на каникулах у моей мамы. Она уходила с ним куда-то на два-три часа, и когда мы снова встречались – мы были так рады друг другу, нам было чем поделиться. Короткие разлуки вносят в отношения свежесть! Это всегда новый опыт и впечатления, это глоток горного воздуха, источник энергии. И это необходимое условие для прочности любых человеческих отношений, в том числе отношений матери и ребёнка.
У малышей есть терпение
Уже с раннего детства малыши знают, что их желания и просьбы не могут выполняться по первому требованию. Как бы малыш не плакал – мама-француженка не бежит к нему, бросая срочно все свои дела. Мамочка все делает не торопясь, выждав пару минут и давая возможность ребенку успокоиться самостоятельно.
Малыши в первые месяцы своей жизни часто просыпаются просто из-за смены фазы сна и через некоторое время опять засыпают. Если сразу же взять ребенка на ручки в этот момент, то он, скорее всего, перейдет в фазу бодрствования. Самостоятельно засыпать при такой реакции родителей на плач ребенок научиться не скоро.
По нескольким минутам плача мама сможет определить его причину – может пора менять подгузник или пора кормить, а может у малыша болит животик
Обратите внимание, что пауза для таких раздумий должна быть короткая, чтобы плач не перерос в истерику
Такая тактика французских мам способствует тому, что малыши быстро учатся спать, не просыпаясь всю ночь. Это позволяет уже с трехмесячного возраста оставлять ребенка одного в детской комнате на ночь.
Пауза дается и в младшем и среднем возрасте детей. Французы считают, что ни в коем случае нельзя выполнять сиюминутно детские просьбы и требования. Мама во Франции обязательно скажет своему ребенку: «Подожди!». Это может быть во время совместной прогулки или обеда, во время разговора или при гостях. Эти паузы воспитывают в детях терпение и дают возможность обойтись без помощи взрослого. Воспитанные дети должны уметь подождать и потерпеть.
Такая тактика поведения взрослых воспитывает у малышей умение справляться с разочарованием. Дети должны усвоить, что кроме них есть еще много людей со своими проблемами и желаниями. Так детей учат быть счастливыми.
Пусть живут своей жизнью
Во Франции принято отправлять детей, начиная с 4-х лет, в детские лагеря. Самые маленькие обычно уезжают в деревню на 7-8 дней, где они живут, наблюдая за природой, на свежем воздухе. Это называется «зелеными неделями». Дети постарше уезжают в лагеря по каким-либо направлениям: театральные, астрономические и другие.
Тем самым детям предоставляется независимость от родителей, возможность научиться преодолевать трудности и полагаться на свои силы. Это один из основных принципов французского воспитания. Благодаря таким поездкам малыши учатся самостоятельности, в том числе в эмоциональном плане, формируется самооценка и уверенность в собственных силах.
В этом проявляется и желание уберечь своих детей. Французские родители понимают, что невозможно предусмотреть все
Поэтому очень важно учить ребенка самостоятельности как можно раньше, обеспечив необходимую безопасность
Во французском подходе к воспитанию признается потребность ребенка в свободе. По мнению психологов, его необходимо оставлять одного, чтобы он сам разобрался, как надо поступить в той или иной ситуации. Имея с каждым днем все больше свободы, малыш получает личный опыт, учится общаться со сверстниками, уверенно ощущать себя в мире.
Волшебные слова
Кого из нас в детстве не учили «волшебным словам»? Поблагодарить после еды и сказать «пожалуйста», если просишь кого-то о чем-то – мы знаем эти слова и учим своих детей употреблять их, как когда-то учили этому нас.
А вот для французских родителей такими же обязательными словами помимо «спасибо» и «пожалуйста» являются «здравствуйте» и «до свидания». Еще до чтения этой книги я заметила, что вынудить маленького ребенка поздороваться со взрослым довольно трудно. Особенно если ты приходишь с ребенком в чужой дом и взрослые незнакомые. Ребенок теряется, стесняется, упрямится и молчит. Ты делаешь попытку, но она, скорее всего, обречена на провал, но ты и не ждешь другого.
Благодарить и употреблять слово «пожалуйста» детям легко – им понятно, что «спасибо» они говорят за то, что кто-то что-то для них сделал приятное. Просить в вежливой форме, так, как делают все, тоже не проблема. Но «здравствуйте» и «до свиданья» – совсем другое дело. За ними не последует выполнения желаний, они лишние, как бы ни к чему.
Но именно эти слова для французов – лакмусовая бумажка воспитанности ребенка. Если он освоил их, преодолев свою застенчивость, значит, он готов жить по правилам взрослого мира.
Автор пишет: «Позволив карапузу войти в мой дом без приветствия, я тем самым запускаю цепную реакцию: вскоре он будет прыгать на моем диване, отказываться есть что-либо, кроме макарон без соуса, и кусать мне ноги под столом за ужином. Достаточно дать добро на несоблюдение одного единственного правила цивилизованного общества, как ребенок и все вокруг быстро сообразят, что и остальные правила соблюдать не обязательно; мало того, они решат, что дети неспособны соблюдать эти правила. Простое «здравствуйте» для ребенка и окружающих означает, что он может вести себя цивилизованно. Так это «волшебное слово» задает тон общению между детьми и взрослыми». С этими словами трудно не согласиться.
Отношения супругов важнее всего
Во Франции считается, что самое главное в семье – это взаимоотношения мамы и папы, а дети – на втором месте. Действительно, очень много семей, которые во главу угла ставят ребенка или детей, если их несколько. Такие семьи принято называть детоцентричными. Но что происходит с ними, когда дети вырастают? Когда не надо куда-то с ними бежать, развивать, делать уроки, скатываться с горы? Остается ли что-то, что делает супругов интересными друг другу безотносительно детей?
Когда дети маленькие, очень трудно поверить в то, что рано или поздно они покинут твой дом. Но на самом деле это происходит стремительно. Казалось бы, еще совсем недавно ты тряс этот комочек в коляске, а теперь он учится в институте, самостоятельно едет в другую страну и водит автомобиль. Что же остается тебе? Только жить своей собственной жизнью, которая не должна зависеть целиком и полностью от тех, кого ты родил и воспитал.
И в этом я не могу не согласиться с французами, которые, по статистике, считаются самыми счастливыми супругами в Европе.
Кто в доме главный?
Во французских семьях вопрос о том, кто в доме главный, не стоит. Ребенок всегда знает о своем месте, а если он иногда забывает о нем, французские мамы и папы говорят ему: «Здесь решаю я!»
Противопоставляя американскому методу воспитания детей французский Памела Друкерман подчеркивает, что в Новом свете родители боятся ущемить свободу детей. Дело доходит до абсурда. Ребенок в детском саду на замечание воспитательницы может ответить: «Ты мне не босс!» и продолжить заниматься своим делом. В свободолюбивой Франции это просто исключено: «в стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет».
Автор подчеркивает, что во Франции очень строго очерчены границы того, что можно делать детям, а чего нельзя. Отметим, кстати, что в рамках этих границ дети абсолютно свободны. Они могут шалить и баловаться, и их никто не будет ругать за небольшие проступки, поэтому в принципе во Франции детей наказывают очень редко:
«Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь/не имеешь право». «Не бей Жюля, – говорят они. – Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей. И если ребенок не имеет права делать одно, у него есть право делать что-то другое. Есть даже песенка, которую знают все малыши: «Oh la la, on a pas le droit de faire ca!» («О-ля-ля, мы не имеем права так делать!»)
Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, – «не одобряю». «Я не одобряю, когда ты швыряешься горошком», – мамы произносят это серьезным тоном, глядя ребенку в глаза. «Не одобряю» несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом, родители показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом допускается, что у малыша может быть свое мнение по поводу разбрасывания горошка – пусть родители от него и не в восторге. То есть, такое поведение воспринимается как сознательный выбор – и, соответственно, ребенок так же сознательно способен от него отказаться.
Жан Батист Симеон Шарден. Хорошее воспитание.
Фото с сайта www.artprojekt.ru
Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того, чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе правил».
Учимся употреблять волшебные слова
Все дети быстро запоминают и начинают употреблять в речи слова «спасибо» и «пожалуйста», но не всегда говорят слова приветствия и прощания. А французы считают, что как раз «здравствуйте» и «до свидания» намного важнее первых двух. Этому есть простое объяснение. Слова благодарности ребенок говорит за что-то, слово «пожалуйста», когда нужно что-то попросить, а вот остальные слова вроде бы и не имеют никакого смысла.
По мнению французских мам, воспитанный ребенок всегда поздоровается и попрощается. Эти трудные для произнесения слова помогают малышу преодолеть определенное упрямство и некоторое стеснение перед другими взрослыми
Это показатель цивилизованности и принятия законов взрослой жизни, что для ребенка очень важно. Ведь он как бы становится наравне со взрослым. Эти слова должны быть для детей правилом жизни
А правила нарушать нельзя. Позволяя ребенку не выполнять это правило, он поймет, что и другими тоже можно пренебречь. Заметьте, как часто бывает, что пришедший в гости ребенок не здоровается с хозяевами, а потом начинает вести себя очень непозволительно и невоспитанно. Такие дети носятся по дому, трогают вещи без разрешения, кричат и что-то требуют. Как будто срабатывает цепная реакция
Эти слова должны быть для детей правилом жизни. А правила нарушать нельзя. Позволяя ребенку не выполнять это правило, он поймет, что и другими тоже можно пренебречь. Заметьте, как часто бывает, что пришедший в гости ребенок не здоровается с хозяевами, а потом начинает вести себя очень непозволительно и невоспитанно. Такие дети носятся по дому, трогают вещи без разрешения, кричат и что-то требуют. Как будто срабатывает цепная реакция.
Учимся употреблять волшебные слова
Все дети быстро запоминают и начинают употреблять в речи слова «спасибо» и «пожалуйста», но не всегда говорят слова приветствия и прощания. А французы считают, что как раз «здравствуйте» и «до свидания» намного важнее первых двух. Этому есть простое объяснение. Слова благодарности ребенок говорит за что-то, слово «пожалуйста», когда нужно что-то попросить, а вот остальные слова вроде бы и не имеют никакого смысла.
По мнению французских мам, воспитанный ребенок всегда поздоровается и попрощается. Эти трудные для произнесения слова помогают малышу преодолеть определенное упрямство и некоторое стеснение перед другими взрослыми
Это показатель цивилизованности и принятия законов взрослой жизни, что для ребенка очень важно. Ведь он как бы становится наравне со взрослым
Эти слова должны быть для детей правилом жизни. А правила нарушать нельзя. Позволяя ребенку не выполнять это правило, он поймет, что и другими тоже можно пренебречь. Заметьте, как часто бывает, что пришедший в гости ребенок не здоровается с хозяевами, а потом начинает вести себя очень непозволительно и невоспитанно. Такие дети носятся по дому, трогают вещи без разрешения, кричат и что-то требуют. Как будто срабатывает цепная реакция.
Мать-добытчица
В течение многих веков образ женщины ассоциировался с хранительницей домашнего очага, которая воспитывала детей, передавал дочерям традиции домоводства. Роль же добытчика целиком отводилась мужчине. Сегодня времена изменились: представительницы слабого пола не только владеют многими мужскими профессиями (к примеру, управляют самолётами), но и часто полностью обеспечивают свою семью — ребёнка, которого они воспитывает в одиночестве.
Мать-добытчица не может позволить себе быть слабой, ведь только от неё самой зависит благополучие её и ребёнка
Мама, таким образом, воплощает в себе сразу две функции — отца и матери. Не получая никакой финансовой и прочей помощи от отца ребёнка (зачастую с ним вообще нет никаких связей), женщина рассчитывает только на себя, она умеет выполнять основную мужскую работу по дому, может починить своему сыну велосипед, сама обслуживает свой автомобиль и пр. Часто у такой женщины под влиянием жизненных обстоятельств формируется сильный характер (или же он был у неё изначально): она просто не может себе позволить быть слабой и сентиментальной.
Бывает, что такие матери настолько привыкают рассчитывать лишь на себя, что могут стать властными по отношению к ребёнку. Они считают, что лучше знают, что ему нужно, и вправе указывать, как жить. Такие женщины определяют за сына или дочь, в какой вуз им поступить, где работать, какого спутника жизни выбрать.
Мать-добытчица может стать властной по отношению к ребёнку — она решает, как ему жить, где учиться, с кем встречаться
Именно из такой семьи был мой бывший начальник. Его мать в своё время занимала видную должность в прокуратуре и родила ребёнка для себя, будучи уже немолодой. Она выучила его в институте, аспирантуре, добилась, чтобы сын стал кандидатом, а затем и доктором наук. Также она контролировала его личную жизнь: в результате мужчина женился на любимой женщине только в 40 лет после смерти матери, т. к. при жизни она запрещала ему это делать (считала, что избранница ему не ровня).
Устройте своему новорожденному экскурсию по дому
Как любой человек, впервые переступающий порог своего нового дома, ваш малыш хочет сориентироваться и узнать, где он будет спать. Когда вы привезете новорожденного из роддома, прежде всего дайте ему осмотреться. Вот он — твой дом! Возьмите за правило говорить малышу «до свидания», уходя из дома, и предупреждать о том, когда вернетесь. Помогите ему освоиться в этом мире: объясните, что бабушка — это папина (или мамина) мама, и что за шум доносится с улицы. Французы полагают, что, разговаривая с младенцем, они не только приучают его к звучанию родительского голоса, но и передают ему важную информацию. И считают, что грамотным разъяснением можно успокоить расстроенного ребенка.
Идеальный ребёнок
Но когда прошли эти катаклизмы первого года, оказалось, что Варя и правда «образцово-показательный» ребёнок. А я почувствовала себя великим Макаренко.
Пока другие мамочки снимали своих чад с верхушек деревьев, выуживали из луж, разнимали в драках и гонялись за ними по детским площадкам, я сажала Варю в песочницу и через два часа брала с того же места. Сколько книг я прочитала за это время! Сколько украшений сплела из бисера! Сколько стихов написала! Бездарных, правда, но все же.
Варюша той самой свечечкой и в белом платочке выстаивала с нами все службы. А те гипотетические, а сейчас уже реальные, бабушки действительно слёзно умилялись, глядя, как она часами сидит на лавочке под иконой и крестится.
Я точно знаю, каким должен быть МОЙ ребенок
Однажды, когда дочке было года четыре, мне нужно было срочно сбегать в аптеку. Со словами: «Побудь здесь немного, веди себя хорошо», я посадила ее на диван и помчалась. Когда я вернулась, она сидела на том диване и плакала.
– Варюша, что случилось?
– Я хочу в туалет.
– А почему не сходила?
– Ты же сказала мне здесь побыть.
В этом была вся Варя. И я не понимала, как дети могут не слушаться.
В три года наша старшая дочь начала читать, к школе осилила почти всю детскую литературу, всегда прекрасно училась, была самой положительной в классе, не считая пары-тройки вполне терпимых инцидентов в начале пубертата.
После седьмого класса она сама решила поступить в хорошую гимназию. Я сразу предупредила, что помочь ей ничем не смогу, и в душе переживала, что у неё ничего не выйдет. Но я недооценила свою собственную дочь. Она тогда лежала в больнице с гайморитом, пропустила вступительные экзамены и пошла в индивидуальном порядке, что было ещё сложнее. И поступила!
В четырнадцать лет она увлекается Достоевским, цитирует наизусть куски из «Илиады» и пытается вечерами обсуждать с младшими сёстрами творчество Герцена. Не совру, если скажу, что ее кругозор уже давно намного шире, чем мой собственный. Она пишет стихи и рассказы, ставит спектакли, разбирается в политике, истории, экономике, богословии, озабочена экологией и сортирует мусор – единственная из нашей семьи. Она – моя первая и безотказная помощница по дому и с младшими детьми. И при всём этом она не «ботан в очечках», а ослепительная красавица с прекрасным чувством юмора.
Ей не нужно напоминать готовиться ко Причастию, держать посты или ходить на службы. Она все знает сама, и это ее зона ответственности. И я часто слышу, как она пытается вразумить нашу вторую дочь, Соню, беседуя с ней на духовные темы.
Дети во французских семьях не плюются едой
Писательницу Памелу Друкерман очень удивило поведение французских детей за столом. Они не капризничают, кушают все, что есть на столе и при этом соблюдают все манеры и правила поведения. Захотелось узнать, как родителям удалось этого добиться.
Рекомендуется первые прикормы ребенка начинать только с овощей
Очень важно, чтобы малыш заинтересовался этим овощем и захотел его попробовать. С этой целью проводится небольшая подготовительная работа, в которой рассказывают об этом овоще, показывают его на красочной картинке
Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща.
Может так случится, что первая дегустация окажется неудачной и вкус крохе не понравится. В этом случае французские родители не привыкли отступать. Нужно немного переждать и повторить попытку, но в другом виде. Попробуйте приготовить тот же овощ на гриле или на пару, запеките его в духовке или потушите.
Малыши во французских семьях приблизительно в возрасте четырех месяцев уже питаются по взрослому режиму. Ребенок кушает четыре раза в день почти в одно и то же время – в восемь часов утра, в полдень, в четыре часа дня и в восемь часов вечера. Причем так выстраивается жизненный ритм малыша, а мама только приспосабливается к нему.
В дальнейшем такой порядок принятия пищи сохраняется. В семьях не принято перекусывать бутербродами, булочками или чем-то другим между завтраком, обедом и ужином. Может поэтому дети за столом кушают без капризов и с хорошим аппетитом. Их не нужно уговаривать съесть еще кусочек или что-то доесть.
При всем положительном опыте в воспитании детей французские женщины – мамы не идеальны. Большинство из них выбирают карьеру и очень скоро после рождения ребенка уже выходят на работу. Малышей, которым еще не исполнился один годик, они с легкостью отдают в ясли. Хладнокровно, без паники и волнения, они приучают малыша самостоятельно засыпать (без укачивания и колыбельных песенок). Затем также терпеливо и настойчиво формируют привычку правильно питаться – в определенное время и определенными продуктами. Они могут отправляться по своим делам, оставляя малыша няне, воспитателю или родственникам. И, самое интересное, им не свойственно чувство вины, как большинству женщин – матерей. Может быть поэтому они всегда полны энергии, оптимизма и жизненных сил. На всякого рода претензии у них есть свой четкий аргумент – идеальных мам не существует.
Учимся употреблять волшебные слова
Все дети быстро запоминают и начинают употреблять в речи слова «спасибо» и «пожалуйста», но не всегда говорят слова приветствия и прощания. А французы считают, что как раз «здравствуйте» и «до свидания» намного важнее первых двух. Этому есть простое объяснение. Слова благодарности ребенок говорит за что-то, слово «пожалуйста», когда нужно что-то попросить, а вот остальные слова вроде бы и не имеют никакого смысла.
По мнению французских мам, воспитанный ребенок всегда поздоровается и попрощается. Эти трудные для произнесения слова помогают малышу преодолеть определенное упрямство и некоторое стеснение перед другими взрослыми
Это показатель цивилизованности и принятия законов взрослой жизни, что для ребенка очень важно. Ведь он как бы становится наравне со взрослым
Эти слова должны быть для детей правилом жизни
А правила нарушать нельзя. Позволяя ребенку не выполнять это правило, он поймет, что и другими тоже можно пренебречь. Заметьте, как часто бывает, что пришедший в гости ребенок не здоровается с хозяевами, а потом начинает вести себя очень непозволительно и невоспитанно. Такие дети носятся по дому, трогают вещи без разрешения, кричат и что-то требуют. Как будто срабатывает цепная реакция
Эти слова должны быть для детей правилом жизни. А правила нарушать нельзя. Позволяя ребенку не выполнять это правило, он поймет, что и другими тоже можно пренебречь. Заметьте, как часто бывает, что пришедший в гости ребенок не здоровается с хозяевами, а потом начинает вести себя очень непозволительно и невоспитанно. Такие дети носятся по дому, трогают вещи без разрешения, кричат и что-то требуют. Как будто срабатывает цепная реакция.
Истерики — недостаток воспитания
Женевьева Дженати продолжает: «Гнев — очень полезная реакция на фрустрацию. Благодаря этой реакции внимательные родители могут сообразить: раз ребенок так разошелся, значит, что-то не так. Мне кажется, проблема в том, что этот тип реакции уже не так исключителен, как раньше, потому что порог толерантности снижается: детей с младенчества не учат испытывать незначительные разочарования, фрустрации (ребенок запросто мог бы подождать до выходных, но его ведут в кино среди недели по первому требованию), потому что родители не хотят разочаровывать детей, не хотят запрещать. Думаю, они слишком идентифицируют себя с детьми и не хотят причинять им того, чего сами не хотели бы испытать. Они просто забывают, что такое воспитывать».
Сандрин Марти, воспитатель с юга Франции, рассказывает: «У некоторых родителей большие проблемы с авторитетом, с властью. У меня в классе есть дети 3–4 лет, которые бьют своих родителей. Просто родители уже в таком штопоре находятся, что не хотят перечить своим детям, сдаются. И они так редко детей видят, что боятся: вдруг, если я ему буду что-то запрещать, он меня разлюбит? Родители хотят только покоя. И, чтобы добиться покоя, подчиняются любому капризу. Буквально забивают детям рот едой, сладостями — только чтобы было тихо. Такое впечатление, что родители булочками покупают свое спокойствие. Да и не только булочками: открыл рот — вот тебе пирожок, пирожок съел — вот тебе планшет, только не устраивай истерик».
Дети должны иметь терпение
С самого раннего возраста взрослые воспитывают в детях понятие, что их желания и просьбы не могут выполняться по первому требованию. Мама-француженка не бежит даже к заплакавшему младенцу, бросая срочно все свои дела. Она это делает не торопясь, выждав пару минут и давая возможность ребенку успокоиться самостоятельно.
Малыши в первые месяцы своей жизни часто просыпаются просто из-за смены фазы сна и через некоторое время опять засыпают. Если сразу же взять ребенка на ручки в этот момент, то он, скорее всего, перейдет в фазу бодрствования. Самостоятельно засыпать при такой реакции родителей на плач ребенок научиться не скоро.
По нескольким минутам плача мама сможет определить его причину – может пора менять подгузник или пора кормить, а может у малыша болит животик
Обратите внимание, что пауза для таких раздумий должна быть короткая, чтобы плач не перерос в истерику
Такая тактика французских мам способствует тому, что малыши быстро учатся спать, не просыпаясь всю ночь. Это позволяет уже с трехмесячного возраста оставлять ребенка одного в детской комнате на ночь.
Пауза дается и в младшем и среднем возрасте детей. Французы считают, что ни в коем случае нельзя выполнять сиюминутно детские просьбы и требования. Мама во Франции обязательно скажет своему ребенку: «Подожди!». Это может быть во время совместной прогулки или обеда, во время разговора или при гостях. Эти паузы воспитывают в детях терпение и дают возможность обойтись без помощи взрослого. Воспитанные дети должны уметь подождать и потерпеть.
Такая тактика поведения взрослых воспитывает у малышей умение справляться с разочарованием. Дети должны усвоить, что кроме них есть еще много людей со своими проблемами и желаниями. Так детей учат быть счастливыми.
Дети должны иметь терпение
С самого раннего возраста взрослые воспитывают в детях понятие, что их желания и просьбы не могут выполняться по первому требованию. Мама-француженка не бежит даже к заплакавшему младенцу, бросая срочно все свои дела. Она это делает не торопясь, выждав пару минут и давая возможность ребенку успокоиться самостоятельно.
Малыши в первые месяцы своей жизни часто просыпаются просто из-за смены фазы сна и через некоторое время опять засыпают. Если сразу же взять ребенка на ручки в этот момент, то он, скорее всего, перейдет в фазу бодрствования. Самостоятельно засыпать при такой реакции родителей на плач ребенок научиться не скоро.
По нескольким минутам плача мама сможет определить его причину – может пора менять подгузник или пора кормить, а может у малыша болит животик
Обратите внимание, что пауза для таких раздумий должна быть короткая, чтобы плач не перерос в истерику
Такая тактика французских мам способствует тому, что малыши быстро учатся спать, не просыпаясь всю ночь. Это позволяет уже с трехмесячного возраста оставлять ребенка одного в детской комнате на ночь.
Пауза дается и в младшем и среднем возрасте детей. Французы считают, что ни в коем случае нельзя выполнять сиюминутно детские просьбы и требования. Мама во Франции обязательно скажет своему ребенку: «Подожди!». Это может быть во время совместной прогулки или обеда, во время разговора или при гостях. Эти паузы воспитывают в детях терпение и дают возможность обойтись без помощи взрослого. Воспитанные дети должны уметь подождать и потерпеть.
Такая тактика поведения взрослых воспитывает у малышей умение справляться с разочарованием. Дети должны усвоить, что кроме них есть еще много людей со своими проблемами и желаниями. Так детей учат быть счастливыми.
Наблюдайте за малышом
Если вы попросите новоиспеченную французскую мамочку рассказать о ее философии воспитания, она, скорее всего, пожмет плечами и ответит: «Я просто наблюдаю за своим ребенком», имея в виду, что проводит много времени, наблюдая за тем, что и как делает ее малыш.
Это куда более важно (хотя и не так очевидно), чем может показаться. Мама пытается настроиться на одну волну с ребенком, научиться читать его подсказки и следовать им. Идея в том, что вы всегда должны быть рядом, когда ребенок в вас нуждается
Но в те минуты, когда он счастливо распевает и агукает на игровом коврике, постарайтесь не мешать ему, предоставив полную свободу самовыражения. Надо стремиться достичь того, что французы называют complicité — полного доверия и взаимопонимания. Даже с тем, кто регулярно срыгивает на вас
Идея в том, что вы всегда должны быть рядом, когда ребенок в вас нуждается. Но в те минуты, когда он счастливо распевает и агукает на игровом коврике, постарайтесь не мешать ему, предоставив полную свободу самовыражения. Надо стремиться достичь того, что французы называют complicité — полного доверия и взаимопонимания. Даже с тем, кто регулярно срыгивает на вас.
5 советов от французских психологов
- После того как приступ гнева прошел, не стесняйтесь сделать первый шаг к примирению. Ребенку необходимо быть уверенным в том, что вы его любите все так же сильно. Обнимите его (если он не против!), прижмите к себе крепко, но нежно. Это поможет ребенку прийти в себя.
- Если он что-то сломал, помогите ему починить эту вещь. Он должен извиниться, если кого-то ударил.
- Объясните ему, что, как и у всех, у него есть право чувствовать и выражать свой гнев, но у него нет права причинять кому-то боль.
- Заведите «подушку гнева». Пусть никто никогда не использует ее для других целей. Стучите по ней, ругайте ее, бросайте ее об стену.
- Если в семье существует напряжение, если дети постоянно конфликтуют между собой, можно организовать бой подушками. Спрячьте подальше хрупкие предметы, разделитесь на две команды и в бой! Напряжение выходит, а смех сменяет ярость. В семье снова устанавливается согласие.
Воспитание независимости от родителей
Во французских семьях ставят знак равенства между ранней самостоятельностью и безопасностью, между свободой и уверенностью в своих силах. Уже в возрасте четырех лет малышей отправляют в лагеря, где дети живут без родителей, дышат свежим воздухом и познают окружающий мир. Дети старшего возраста постоянно в свободное время находятся в спортивных, театральных или астрономических лагерях.
Такая отдаленность от мамы и папы учит детей рассчитывать только на свои силы и самостоятельно решать свои проблемы. Независимость от родителей – это один из важных пунктов воспитания в семьях французов.
Невозможно всему научить детей, нельзя предусмотреть все неожиданные ситуации. Именно поэтому с раннего возраста дети учатся самостоятельности и умению обеспечить себе безопасные условия жизни.
Для того чтобы человек научился сам принимать решения и отвечать за свои собственные поступки, необходимо предоставлять ему как можно больше свободы с раннего детского возраста. Свой собственный опыт, отрицательный или положительный, поможет в жизни и научит общаться с людьми.