Картотека артикуляционных упражнений для младших групп с целями по ФГОС
Карточка №1 «Улыбнись».
Цель: формирование умения удерживать губы в одной позе, способствующего укреплению и развитию подвижности мышц губ.
Задание: дети поворачиваются к соседу, губы растягиваются в улыбке таким образом, чтобы были видны зубы.
Карточка №2 «Слоник».
Цель: формирование навыков подвижности губ.
«Ротик я закрыл,
Губки хоботом сложил.
А сейчас вперед тяну
И рассказываю «у-у-у»!»
Карточка №3 «Как говорит рыбка».
Цель: формирование умения закрывать и открывать рот, развитие моторики челюсти.
Задание: дети открывают и закрывают рот.
Обратите внимание! При этом работает только нижняя челюсть. Карточка №4 «Слоник улыбается»
Карточка №4 «Слоник улыбается».
Цель: развитие артикуляционного аппарата через формирование умения менять позиции губ и щек.
Задание: дети вытягивают губы «хоботком», затем растягивают в улыбке.
Карточка №5 «Зевает бегемот».
Цель: развитие правильного дыхания и моторики мышц через формирование умения широко раскрывать рот.
Задание: дети широко открывают рот, вдыхая воздух, на выдохе закрывают рот и произносят: «у, о, а».
Комплекс артикуляционной гимнастики для щек и губ
Для развития речи нужно не только тренировать язык
Чтобы увеличить буквенный охват, важно уделять дополнительное внимание губам и щекам. Базовые упражнения артикуляционной гимнастики:
- Малыш покусывает, похлопывает и растирает щеки так, будто бы их только что потрепал мороз.
- «Сытый хомячок». Ребенок надувает щеки, а потом выпускает из них воздух. Когда выполнение этого упражнения не будет вызывать особых проблем, его стоит усложнить. Попросите малыша надувать щеки поочередно.
- «Креветка». Предложите крохе с усилием втянуть щеки. Не забудьте продемонстрировать пример.
- «Сдутый шарик». Малыш надувает щеки, а потом легонько хлопает по ним ладошками, чтобы с шумом выпустить воздух.
Для развития артикуляционного аппарата родителям нужно постоянно заниматься с ребенком
Вышеперечисленными упражнениями можно занять внимание малыша, когда вы стоите в очереди к терапевту, едете в общественном транспорте или идете домой с дошкольного учреждения. На прогулке просите ребенка повторить звуки, которые он слышит: песню на звонке, звук проезжающего мотоцикла, лай собаки и так далее
Если кратковременная логопедическая гимнастика выполняется регулярно, ваше сокровище быстрее научится связной и осмысленной речи. Показывайте все упражнения на собственном примере и не ругайте ребенка в момент неудачи, чтобы не отбить охоту следовать вашим указаниям. Если вы начнете заниматься с двухлетним малышом, то уже к 4 годикам он сможет внятно и четко рассказывать все стихи на утренниках.
Способность говорить – это великолепное умение, дарованное человеку. Чтобы малыш внятно произносил слова, нужно прилагать усилия и не жалеть времени на развитие грамотной речи
Поддержка и внимание родителей – это то, без чего гармоничное развитие личности просто невозможно. Терпеливое наставничество и регулярное повторение упражнений для тренировки языка и всего артикуляционного аппарата позволят малышу радовать родителей своими успехами.
С малых лет малыш с помощью взрослого может выполнять задания для тренировки речи
При этом очень важно соблюдать «золотую средину»: относиться к упражнениям серьезно, но, в то же время, не требовать от крохи невозможного
Когда ребенку удастся совладать с устной речью, пора переходить к письменной. Например, узнать, как научиться писать без ошибок.
Артикуляционная гимнастика
«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане». К.С. Станиславский.
АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.
В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.
К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.
Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.
Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.
Наш организм – это совершенная система, в которой психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.
Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части. Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:
- нижней челюсти;
- губ;
- языка.
Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
- Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
- Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
- Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
- Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось ваше лицо полностью. Далее зрительный контроль можно устранить.
- Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
- Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
- Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
- Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.
Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.
Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
С какого возраста рекомендуется делать гимнастику?
Упражнения для язычка будут полезны в любом возрасте. Однако следует понимать, что совсем юный кроха будет плохо понимать, что от него требуется. Поэтому начинать занятия нужно не раньше 8–9 месяцев, когда ребенок уже повторяет за взрослым и произносит простые звуки. Для малышей движения язычком совсем простые, для детей постарше – более сложные. Гимнастика проводится с учетом возрастных особенностей:
- 8 месяцев – 2 года. Уже в этом возрасте можно начинать играть в игры с язычком. Например, показывать его и прятать, облизывать ложку с вкусной кашей, произносить простые звуки с язычными согласными («ля-ля», «на», «ку-ку», «тук-тук»). Для развития артикуляции полезно как можно сильнее надувать щечки, фыркать на манер лошадки, вытягивать губки для поцелуя.
- 2–3 года. Начиная с 2 лет, проводятся полноценные занятия длительностью 3–7 минут. Гимнастика включает упражнения, направленные на контроль вдоха и выдоха, силу голоса. Языком ребенок совершает простые движения: заводит за щечку, высовывает наружу, пытается коснуться кончика носа, подбородка.
- 3–4 года. В 3 года самое время рассказать ребенку, для чего ему нужен ротик, язык, зубы, челюсть (разговаривать, передавать эмоции, пережевывать пищу), как они движутся. Например, язычок можно не только показать, но и свернуть в трубочку, облизать губы. Как меняется эмоция, если сомкнуть зубы и поднять верхнюю губу, а затем растянуть губы широко-широко (упражнение «улыбка»).
- 4–5 лет. Время для закрепления навыков владения артикуляционным аппаратом и приобретения новых. В 4 года ребенок учится делать язык острым и широким, знакомится с понятием небо и альвеолы (бугорки за зубами). Эти знания понадобятся ему для выполнения таких упражнений, как «парус», «иголка», «хобот» и многих других.
- 5–6 лет. К этому времени ребенок легко выполняет комплекс упражнений. Он ловко переставляет язычок, достаточно сказать ему название: «шарик», «иголка», «домик». Общая гимнастика уходит на второй план, а на первый выходит индивидуальная работа по постановке и автоматизации проблемных звуков. Практически все дети в этом возрасте не выговаривают букву «Р». Также дошкольники играют в игры на развитие фонематического слуха, учатся отличать звуки друг от друга, выделять их в начале, середине и конце слова.
Результаты и рекомендации
Основой правильного звукопроизношения является слаженная работа органов артикуляции
Чтобы дошкольник мог произносить простые и сложные звуки, важно тренировать гибкость и силу языка, губ. Этому способствует артикуляционная гимнастика
Своевременные занятия с малышом облегчат произношение, и он самостоятельно начнет говорить чисто и внятно. Если у него проблемы со звукопроизношением, такие упражнения значительно сократят время тренировки мышц и коррекции дефектов.
Вялое звукопроизношение также отлично корректируется гимнастикой, результатом занятий будет правильная, четкая и красивая речь. Упражнения, подобранные в порядке возрастания сложности, помогут сформировать важные навыки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положения языка, губ. Во время занятий улучшается кровообращение в этих органах, что способствует их большей подвижности и правильному положению. Работу над артикуляцией можно начинать и раньше, но это нужно делать правильно!
Последние новости центра
615
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
362
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
587
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
437
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …
867
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
813
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…
487
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Занятия для детей 2-3 лет
Чтобы в дальнейшем не возникали дефекты в произношении ребенка следует обучать с раннего возраста. На этом этапе занятия направлены на развитие артикуляционного аппарата и слухового внимания малышей.
Упражнения выполняются без логопедического вмешательства при условии отсутствия отклонений. Работать с мамой ребенку в таком возрасте будет намного комфортнее.
Примеры уроков:
- Шарик. Ребенку предлагают набирать воздух в щеки. Потом просят выдувать его. Если сразу выполнить задание не получается, то на щечки легонько надавливают, чтобы воздух вышел.
- Домик. Малышу нужно открыть ротик, и высунуть язычок. После спрятать его и сомкнуть губы.
- Ворота. Широко открыть рот насколько это возможно. Удерживать такое положение 5 секунд.
Примеры конспектов занятий
Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение
Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю
Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»
Текст стихотворения | Действия детей |
Котик Рыжик стал скучать – Не с кем дома поиграть. | Зевают. |
Чтоб друзей себе найти, Надо в детский сад пойти! | Улыбаются. |
Рыжик лапки причесал, | «Протаскивают» язык между зубами вперед-назад. |
Язычком их облизал, | Облизывают рот по часовой стрелке. |
Влево-вправо потянулся | Сильно высовывают язык то вправо, то влево. |
И, конечно, улыбнулся. | Улыбаются. |
Мяу! Мяу! Малыши! Веселимся от души! | Хлопают в ладоши. |
Мы достанем с верхней полки Наш веселый, звонкий мяч. | Тянут кончик языка вверх к носу. |
Покатаем мяч по полю, | Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». |
А потом помчимся вскачь! | Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз. |
Круглый обруч мы возьмем И крутить его начнем. | Округляют рот, словно произнося букву «о». |
А теперь, мои ребятки, Поиграем с вами в прятки! | Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз. |
Рыжик целый день играл, Только к вечеру устал. | Дети потягиваются. |
Дома на кроватке Спит котенок сладко. | Дети кладут голову на сложенные ладошки. |
Другой пример гимнастики — сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.
Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»
Текст | Действия детей |
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке. | 1. Открывать, закрывать рот. 2. Высунуть язык. 3. «Лопаточка» на нижней губе. |
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь. А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. | 1. «Иголочка». 2. Язычок во рту, рот закрыт. 3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д». |
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. | 1. Имитирует лакание молока. 2. «Вкусное варенье», рот открыт. 3. Широко открыт рот. |
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок. | 1. «Часики». 2. Язычок во рту, рот закрыт. |
Виды артикуляционной гимнастики и какую выбрать для ребенка
Логопедическая гимнастика бывает пассивной и активной. Одни и те же артикуляционные упражнения при этом будут отличаться техникой исполнения.
Пассивная гимнастика
Пассивную гимнастику применяют, когда у ребенка не получается делать упражнения самостоятельно. Артикуляционный аппарат плохо развит. Такие дети не разговаривают или говорят с нарушениями, искажая различные группы звуков (как согласные, так и гласные).
Мышечный тонус языка у таких детей часто нарушен. Ребенок не может самостоятельно высунуть язык, поднять, опустить его или повернуть в сторону.
Упражнения ребенку делает взрослый, совершая механические нажимы руками или с помощью логопедических инструментов (шпателей, зондов).
Необходимость пассивной зарядки для улучшения артикуляции определяет логопед на консультации. Перед каждым занятием специалист делает ребенку логопедический массаж. За счет развития и тренировки слабых мышц, дети учатся воспроизводить новые звуки, постепенно переходя к активной гимнастике.
Активная гимнастика
Эта форма занятий подходит детям, которые повторяют и делают упражнения самостоятельно. Родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях.
При неправильном произношении определенных звуков логопед сориентирует, какие упражнения нужно делать ежедневно для их исправления. При этом основную работу коррекции звуков должен проводить специалист.
Общие рекомендации
Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.
Помните о следующих правилах:
В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка
Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.. Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку
Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме
Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.
Чем раньше — тем лучше
Артикуляционная гимнастика для малышей может иметь место уже тогда, когда ваш кроха начинает интересоваться окружающим миром.
Для совсем маленьких человечков, которым еще и годика-то нет, тренировки должны носить игровой характер. Заниматься с ребенком можно в любое время: купая его, переодевая, во время прогулки, перед сном.
Задача мамы или папы — показать, что можно делать с помощью органов речи.
Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать.
Игру “кто как говорит” любят все годовалые карапузы. Покажите ребенку, как мяукает кошка, кукарекает петух, цокает копытами лошадка или мычит корова.
При этом воспроизводите звуки разной тональности и с выразительной интонацией, широко открывайте рот, чтобы малыш увидел, в каком положении находится язык в случае речи каждого животного. Четко выговаривайте все эти “кукареку” и “бе-е”, желательно сделать упор на тягучие слоги.
Для детей старше 2 лет развитие артикуляционной моторики должно включать более сложные, но не менее занимательные упражнения.
https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg
Артикуляционная гимнастика включает такие упражнения
- Улыбка — малыш должен широко улыбнуться, удержать это положение на некоторое время. Губы сомкнуты.
Забор — напоминает предыдущее упражнение, только губы раздвинуты, видно два ряда зубок (верхний и нижний).
Слоник — карапузу предлагается вытянуть губы трубочкой, как слоник тянет хобот. Зубки при этом стиснуты.
Тесто — повторяя “пя-пя-пя”, ребенок шлепает губами, между которым находится вытянутый язычок.
Лошадка — это упражнение любят все детки, ведь нужно всего лишь цокать язычком, издавая звуки стука лошадиных подков о мостовую.
Горка — ротик карапуза широко открыт, точка опора для языка — нижние зубки. Язычок нужно выгнуть дугой, чтобы он напоминал округлую горку.
Варенье было очень вкусное — представьте, что на верхней губе находятся остатки сгущенки или варенья, которые нужно слизнуть. Быстрым движением ребенок слизывает кончиком языка вкуснятину с верхней губы сверху вниз. Мама следит, чтобы нижние зубки не прикусывали язык.
Блинчик — кончик языка покоится на нижней губе, как блинчик на тарелке, рот приоткрыт.
Грибок — начальное положение — как при упражнении “Лошадка”. Малышу нужно цокать, но гораздо медленнее. При этом язык распластывается по небу (это плоская шляпка грибка), а уздечка превращается в тонкую перегородку (ножка грибка). Это положение нужно зафиксировать.
Качели — ротик приоткрыт, язык поочередно нужно поднимать вверх, за верхние зубки, и опускать вниз — за нижний ряд зубов. Чтобы упростить задачу, мама или папа может при этом приговаривать “вверх-вниз”.
Маляр — “красим” верхнее небо, работая языком, как малярной кистью (“красящие” движения должны быть вертикальными).
Чашечка — пусть карапуз попробуют высунуть язык, приподняв его кончик и края.
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.adfoxCode.create({ownerId:304156,containerId:’adfox_168154319335462382′,params:{pp:’dkxi’,ps:’gmii’,p2:’ihys’}},,);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.adfoxCode.create({ownerId:304156,containerId:’adfox_168154340470394009′,params:{pp:’dkxr’,ps:’gmii’,p2:’ihyo’}},,);});
Положение нужно зафиксировать на несколько секунд.
- Именинный торт — предложите ребенку задуть свечку на воображаемом торте. Губы сложены трубочкой, но щеки не надуваются, воздух выходит не рывками, а ровной струей.
- Чистые зубки — ребенок по очереди “чистит” язычком изнутри верхние и нижние зубки.
- Сдуй муху — вытянув язык (как в задании “Варенье”), нужно попытаться достать им кончик носа. Зафиксировав язык в максимально возможном вытянутом положении, малыш дует вверх. Воздух, проходя по такому желобу, должен попасть на кончик носа.
- Ловим мышку — ротик слегка приоткрыт, наружу высунут только кончик языка — это мышиный хвостик. В таком положении ребенок говорит “а-а-а”. На третьем “а” зубками нужно легонько прикусить язычок — поймать мышонка за торчащий хвостик.
- Работящий дятел — широко улыбаясь, малыш воспроизводит дробь “д-д-д”. Языком он касается основания верхних зубов. В этом упражнении нижняя челюсть не задействована, поэтому маме нужно следить, чтобы она не двигалась.
Все эти упражнения помогут малышу подготовить речевой аппарат к такой тонкой работе, как произношение “вредных” звуков , , , , , , .
Упражнения для голоса:
- Вдыхаем на счёт 3 носом и также на счёт 3 выдыхаем ртом. Количество вдохов и выдохов со временем можно увеличивать.
- «Дыхание собаки». Открываем рот, кладем язык на нижнюю губу и быстро дышим. Делать упражнение лучше не более 20 секунд — если переусердствовать, может возникнуть головокружение или головная боль.
Такие упражнения помогут расслабиться и уменьшить страх перед выступлением.
Артикуляционная гимнастика
Чем полезна такая гимнастика? Перечислим основные моменты:
- Приводит в тонус мышцы лица;
- Развивает чёткую дикцию;
- Помогает голосу стать объемнее и сильнее;
- Оживляет мимику лица;
- Снимает зажимы с лицевых мышц;
- Улучшает кровообращение;
- Улучшает состояние кожи;
- Расслабляет гортань и связки;
- Раскрепощает и придаёт уверенность;
- и конечно же, поднимает настроение
«Улыбка-трубочка»
Пришла пора размять губы и язык. Выполнять это упражнение крайне просто: сначала нужно растянуть губы в улыбке, а затем сжать их трубочкой. Повторить движения следует минимум 10 раз.
«Рычание»
Для начала встаньте прямо, расправьте плечи. Сделайте медленный и глубокий вдох. На выдохе произнесите протяжный звук «р». Повторите упражнение 10 раз.
Что такое артикуляционная гимнастика
Артикуляция – это совместная работа органов, участвующих в образовании отдельных звуков и слов. Это челюсть, щеки, язык, уздечка, губы.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие группы мышц органов речи. В результате их развития у ребенка нет затруднений при произношении отдельных звуков, а следовательно, словарный запас становится намного понятнее для окружающих.
Дети
Нарушение или слабое развитие артикуляционных органов приводит к значительным дефектам в произношении.
Выделяют 2 вида логопедических упражнений:
- статистический – удерживание мимики лица на короткое время.
- динамический – произношение отдельных звуков в определенной позе.
В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика
Потребность в артикуляционной гимнастике возникает уже в первый год жизни. Простая просьба «покажи язычок» послужит началом развития мышц речевых органов.
Чаще всего двух-трёхлетние дети еще не посещают детский сад, а родители не заостряют внимание на речи ребенка. Только опытный специалист может выявить несоответствие возрастным особенностям речи
Родителям стоит обратить внимание на следующие факты:
- до года отсутствует лепет;
- частичное или полное отсутствие речи в два года. В норме словарный запас должен вырасти до 50 слов, часть из которых выстраивается в несколько осознанных предложений;
- смысл произношения не угадывается взрослыми;
- замена букв «к-т», «м-б» и т. д.».
Важно! Не стоит ссылаться на опыт знакомых и старших детей. Во избежание дальнейших проблем в развитии необходимо обратиться к логопеду
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.
Чтобы сказать слово, ребенку необходимо делать несколько вдохов или недоговаривать окончания. Правильное дыхание при речи – гарантия четкого проговаривания слов.
Примеры упражнений для развития правильного дыхания на второй и третий год жизни ребенка.
«Кто со мной споет?»:
Задание: сделать вдох и пропеть на выдохе гласные а, о, у, и, э, е.
Задание усложняется произношением слогов ау, ои, ту, ма.
«Ветер гонит шарик»:
Задание: шарик запускается в воздух. Задача детей дуть на него так, чтобы он ни упал на пол. Можно усложнить игру пародией ветра с произношением «у-у-у» или «ву-ву-ву».
«Дуем пузыри»:
В этом упражнении можно использовать настоящие мыльные пузыри или вообразить, что они находятся в руках.
Важно! Гимнастика на развитие дыхания проводится не больше 7 минут, звуки на выдохе тянутся не больше 3-5 секунд. В результате длительной гимнастики может быть переизбыток кислорода, что приведет к головокружению и обмороку ребенка