Теоретические предпосылки создания теста
Саул Розенцвейг – американский психолог и психотерапевт, автор теории фрустрации. В 1934 году представил классификацию типов реакций на фрустрации, которую он собирался сделать базой для измерений проективных механизмов личности. Более законченные формы данная классификация приобрела в 1938 году.
С. Розенцвейг выделяет два типа фрустрации: первичная (лишение) – этот тип актуализируется, если у субъекта нет никаких возможностей для удовлетворения фрустрированной потребности; вторичная – этот тип характерен для ситуаций, в которых удовлетворение возможно, но существуют определенные препятствия.
Розенцвейг также выделяет два типа реакций на ситуацию фрустрации:
- реакция продолжения потребности (возникает после любой фрустрации): основная цель в удовлетворении потребности тем или иным способом;
- реакция защиты Я (возникает лишь в особых случаях угрозы для личности) – это более сложные формы реакций, которые зависят от многих факторов. Автор выделил 3 группы реакций, на основе которых и создал свой тест.
Реакции защиты Я могут быть:
- экстрапунитивные: субъект обвиняет в лишении потребности других людей. Такому ответу сопутствуют эмоции гнева и раздражения;
- интрапунитивные: субъект обвиняет сам себя, чему сопутствуют чувство вины, угрызения совести;
- импунитивные: субъект склонен обесценивать и умалять значимость фрустрационной ситуации.
Реакции на фрустрации С. Розенцвейг предлагает рассматривать с разных сторон. Например, с точки зрения прямоты: в прямых реакциях ответ связан с фрустрирующей ситуацией и является продолжением неудовлетворенной потребности. Непрямые реакции содержат ответы, которые имеют заместительную или символическую форму.
Адекватность ответа также имеет важно значение. В реакция продолжения потребности выделяют: адаптивная персистенция (поведение продолжается вопреки препятствиям) и неадаптивная персистенция (поведение зациклено и неопределенно)
В реакциях защиты Я также выделяют: адаптивный ответ (сообразно с актуальными обстоятельствами) и неадаптивный ответ (не оправдан существующими обстоятельствами).
Характерные черты фрустрационных состояний
Депрессивные проявления состояния личности относят к астеническим реакциям. Люди, подверженные печали, неуверенности, безразличию часто бессильны изменить что-либо, становятся способными на отчаянные и безрассудные поступки.
Регрессию относят к примитивным и инфантильным состояниям, понижающим порог эффективной деятельности. В состоянии развала существуют характерные возможности выразить свое душевное горе и переживание, например, уходом в одиночество или слезами. Но период регрессии в жизни может возникнуть не только во фрустрации, он вызывается иногда совсем иными обстоятельствами.
Еще одним стандартным проявлением является эмоциональность восприятия ситуации. Индивидуум при возникновении неординарной ситуации может выражать свои чувства направлено на остальных участников события и делать это довольно продолжительное время, даже после прекращения осложнений. Вспышки депрессии или агрессии могут также быть и кратковременными.
Толерантность или устойчивость к неординарным ситуациям также является чертой фрустрации. Эта составляющая характеризует способность человека противостоять и сохранять устойчивость к осложненным жизненным обстоятельствам. Проявляется в способности персонажа освоиться в ситуации и принять решение без утраты психологического равновесия, и не выдавать неадекватных ответов при проведении картиночного опроса.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов сводится к оценке ответов, на основании которой выделяются профили и тенденции поведения в ситуации фрустрации.
Оценка ответов производится с двух точек зрения: направленность реакции (на других, на себя, обесценивание) и тип реакции (преодоление препятствия, защита эго, требование помощи других для разрешения ситуации).
Комбинируя эти 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки. Каждый ответ может быть оценен одним или двумя, реже тремя факторами оценки.
- Оценка ответа – присвоение определённого набор символов: экстрапунитивный (Е), интрапунитивный (I), импунитивный (М).
- Для отражения потребностно-доминантного типа (преодоление препятствия) после заглавные букв пишется знак «прим» () – Е,I,M.
- Для отражения эгозащитного типа Е,I,M пишутся прописными буквами.
- Для отражения потребностно-настойчивого типа (поиск поддержки) Е,I,M пишутся как e,I,m.
Все ответы испытуемого записываются в виде счетных факторов в протокольном бланке в колонке соответствующего типа. Суммарные баллы по каждому из 9 счетных факторов записываются в таблицу профилей в бланке.
На основании профилей формируются образцы: три основных и один дополнительный
- первый образец – частота ответов разных направлений вне зависимости от типа реакции,
- второй образец – частота типов реакции,
- третий образец – частота наиболее частых трех факторов вне зависимости от типа и направления,
- четвертый образец – сравнение эгозащитных ответов и суперэгозащитных.
Также в ходе обработки результатов важно фиксировать тенденции поведения – всякое изменение поведения относительно направления поведения и типа реакции. Замечание 1
Замечание 1
Испытуемый так или иначе довольно хорошо идентифицирует себя с фрустрируемым персонажем. Поэтому полученный профиль считают характерным для самого субъекта.
С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе реакции не являются показателем нормы или патологии, значение имеет лишь суммарные показатели и общий профиль реакций, и соответствие стандартным нормативам. По мнению автора, именно последний показатель отражает степень адаптивности реакций относительно социального окружения.
Выявленные показатели не отражают личностные образования, они демонстрируют индивидуальные динамические характеристики поведения.
Вопросник Розенцвейга
Методика Розенцвейга используется для фрустрационных реакций на неудачные способы выхода различных ситуаций, создающих некоторое препятствие для деятельности человека или удовлетворения личностных потребностей. По методике Розенцвейга тест содержит комплект из 24 рисунков, на котором каждый из персонажей изображен при попадании во фрустрационную ситуацию. На каждом из рисунков представлены слова, произносимые персонажем, попавшим в осложненные условия.
Персонаж имеет пустое место рядом с собой в виде квадрата, в пространстве которого испытуемый должен вписать свой ответ. Люди, изображенные на картинке, не имеют мимических черт, это сделано умышленно, чтобы человек, проходящий тест, мог ассоциировать персонажей по своему усмотрению. Рисунки для теста Розенцвейга подобраны таким образом, что их можно сгруппировать по двум видам:
- эгоблокинговые, к ним относят ситуации, которые препятствуют собственному «я», в таких условиях любое препятствие в виде человека или предмета сбивает с толку, обескураживает, останавливают субъекта, а именно создают фрустрированные условия;
- суперэгоблокинговые, отражают условия общения, когда персонаж на рисунке служит объектом обвинения, его заставляют отвечать за что-либо.
Между этими двумя типами фрустрации существует связь, так как второй описанный тип предполагает, что ему предшествовала ситуация первого типа, при этом фрустратор мог быть объектом фрустрации. Индивидууму, проходящему испытание, предлагается комплект рисунков, и рассказываются правила ответа на ситуацию.
Один из персонажей произносит слова, второй должен ответить ему первой пришедшей в голову фразой. Нельзя использовать юмористические ответы и действовать нужно быстро. Запрещение юмора в процессе ответов возникает неслучайно, комичные комментарии на основе карикатурного рисунка невозможно обработать и подсчитать.
В протокол заносится время прохождения рисуночного теста. После окончания ответов начинается опрос. Испытуемый повторно читает ответы, и оператор подчеркивает яркие особенности, например, слышимую интонацию. Такие черты позволяют разделить ответы по системе оценок. Короткие и редкие ответы оператор должен уяснить по смыслу.
Иногда в процессе первоначального опроса по рисуночной методике субъект не всегда может понять смысл фрустрационной ситуации, поэтому вторичное чтение ответов позволит ему с помощью оператора понять суть и ответить по-новому.
В каком возрасте можно использовать рисуночный тест Розенцвейга?
Есть несколько вариантов комплектов тестов, которые предназначены для возрастов:
- детский комплект рисунков применяется в возрасте от 4 до 13 лет;
- взрослая серия используется с 15 лет;
- в интервале возрастных границ от 12 до 15 лет допускается применение как детского, так и взрослого варианта теста Розенцвейга.
Теория, заложенная в основе теста
Розенцвейг в 1964 году разработал и опубликовал классификацию реакций на фрустрации, встречающиеся в повседневной жизни для выявления проекции личности. В 1938 году формулировка теории была усовершенствована и расширена. В ситуации, подобной той, что на картинках Розенцвейг подразделяет три типа защиты организма от психологической атаки:
- клеточный;
- автономный;
- кортикальный высшего уровня.
Автономная защита служит для быстрого реагирования по необходимости (имеется в виду технология Кеннона). Защита срабатывает против обобщенных агрессий физического плана. Если говорить о психологической составляющей, то защита создает страдание, страх, ярость. Биологические изменения в организме выражаются стрессовыми ситуациями.
Кортикальный уровень высшего порядка включает в себя ограждение личности от психологических нападок и агрессии. Эта защита основана на теории фрустрации.
Такое разделение относительно условно и схематично. Розенцвейг утверждает, что теория фрустрации покрывает собой все три защиты, и они взаимно дополняют друг друга.
Типы ответных реакций
Ответные реакции Розенцвейг подразделяет на два типа:
- ответ, соответствующий продолжению удовлетворения желания или потребности, который появляется систематически после каждой фрустрационной картинки;
- ответ, отвечающий за собственную защиту, такая реакция возникает только в случае реальной угрозы человеку.
При получении ответов первого типа существует направление адаптивной персистенции, когда упорство субъекта продолжается и имеет целью преодолеть препятствия для получения желаемого. А также наблюдается неадаптивная персистенция, представленная поведением в виде глупых нападок для достижения неопределенной цели.
В обвинении внешних условий и защиты собственного «я» также существует адаптивная реакция, если ответ персонажа оправдан объективной действительностью. Это может быть случай, если индивидуум понимает, что его недостаточные знания и умения привели к развалу предприятия, и он строит обвинения против себя. Неадаптивной считается реакция, если персонаж винит себя, не понимая, что объективной причиной является противодействие или бездействие других обстоятельств.
Если первый тип предполагает удовлетворение желаний любым способом, то во втором случае реакционные ответы продолжают деление еще на три вида и применяются в основе классификации:
- возбужденные и гневные ответы индивидуум агрессивно отправляет внешним препятствиям и лицам, их создавших, некоторые случаи характеризуются постепенным нарастанием пика возмущения, когда агрессия изначально скрыта, но находит косвенное выражение.
- ответы, основанные на признании собственной вины и говорящие о появлении угрызений совести;
- примиряющие ответы, имеющие целью справиться ситуацией мирным путем, уклониться от упреков в свой адрес.
Ответы оператор должен рассматривать с точки зрения правдивости и прямоты, именно такие реакции говорят о стремлении продолжать начальные желания. К символическим и неправдивым ответам относят заместительный смысл фраз испытуемого.
Оператор, оценивающий результаты теста, рассматривает ответы на предмет адекватных реакций. Ответные действия на предложенную фрустрацию, удовлетворяющие биологические требования, по сути, являются адекватными, как и те, которые способствуют развитию и прогрессу личности, в отличие от процесса регрессии.
Научная работа
Психолог стал известным после публикации ряда научных работ, где им обсуждались общие факторы психотерапии. Он говорил о том, что все модели терапии должны быть одинаково удачными, благодаря компетентности терапевта и использованию общих факторов, которые помогают пациентам. Его предположение получило название «Вердикт птицы Додо» или «Гипотеза птицы Додо». Додо – персонаж из книги Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес», в которой птица Додо организовала соревнование в беге по кругу, где каждый участник начинал и прекращал бегать, когда ему вздумается. После того, как соревнование закончилось, птица Додо сказала: «Победил каждый, и все должны получить призы!»
Исследования агрессии и фрустрации
Больше всего психолога прославили его исследования агрессии, которые привели к созданию «Теста рисуночной фрустрации Розенцвейга», который выявляет скрытую враждебность человека. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга считается полупроективной методикой и включает в себя исследование вербальной продукции испытуемого на неоднозначные стимулы на карточках. Тест существует в версии для ребенка, подростка, и взрослого. Целью исследования считается оценка того, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации. Тест допускает, что то, каким образом респондент ответит на каждую фрустрирующую ситуацию, будет отражать то, как они будут реагировать в ситуации фрустрации. Достоинство данной методики состоит в том, что с помощью неё было обозначено три типа агрессии. Первое направление агрессии – вовне, направленное на окружающих людей и предметы. Второй тип агрессии – агрессия, направленная испытуемым на самого себя. Последний тип – агрессия, направленная вникуда, отрицающая наличие фрустратора.
С. Розенцвейг выделял три типа ситуаций-фрустраторов: лишение (privation), потеря (deprivation) и конфликт. Лишением Розенцвейг называл ситуацию отсутствия средств для достижения цели (может быть внешней по отношению к субъекту и внутренней). В качестве потери можно привести ситуацию потери близкого человека, или дорогого предмета, внутренней потерей можно назвать потерю силы или интеллекта. Ситуация конфликта может быть так же внешней и внутренней. Внешний конфликт связан, скорее, с другими людьми, в то время как внутренний конфликт коренится внутри субъекта. Выносливость по отношению к фрустрирующим ситуациям называют фрустрационной толерантностью, она означает «отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов». Тест Розенцвейга направлен на исследование реакций на ситуацию фрустрации и способов выхода из этой ситуации. Стимульный материал содержит 24 рисунка, представляющих разные жизненные ситуации в форме «комикса» с пропущенным диалоговым окном, куда испытуемый должен вставить высказывание, которое бы он применил в данной ситуации. В тесте у персонажей удалены черты лица, чтобы способствовать проекции этих черт на материал у испытуемого.
Виды фрустраций
Сами фрустрационные ситуации Розенцвейг делит на два вида:
- первичная сложная ситуация, когда у человека отсутствует даже малейшая возможность удовлетворить собственную потребность;
- вторичный вид фрустрации, при которой на пути к удовлетворению желаний находятся те или иные препятствия.
Вопросник Розенцвейга в виде картинок основан на методике попадания субъекта в фрустрационную ситуацию второй категории. При этом используется метод пересечения потребностей двух персонажей на картинках. Например, служащий почты не может принять пищу, так как ему мешает приход посетителя и т. д. Даже если полностью убрать классификацию сложных ситуаций, то это не будет большой потерей, считает психолог. Важным является знание о реакциях фрустрации, которые положены в фундамент классификации.
Недостатки картиночного опроса Розенцвейга
К недостаткам относится однообразное обобщение фрустрационных осложнений, например ,в общую кучу валятся любовные похождения и потеря родных людей. Конфликты, относящиеся к борьбе внешних и внутренних проявлений, выделены неудачно. К рассмотрению предлагаются ситуации в картинках, которые зачастую трудно отнести к группе фрустраций.
Не принимается во внимание глубина переживаний и психических состояний. Например, при лишениях, потерях и конфликтах они находятся в разной весовой категории
Сила переживаний зависит от значимости для индивидуума смысловой нагрузки ситуации, от ее содержания
Разные жизненные осложнения люди воспринимают в зависимости от важности, то, что одних надолго выбьет из колеи, другие посчитают небольшим препятствием на пути к выбранной цели
Влияние фрустрационных событий на ребенка
Общеизвестно, что возникновение трудных ситуаций в раннем возрасте оказывает влияние на состояние психики и поведение во взрослом периоде жизни. Невозможно дать детям правильное воспитание, если во время роста и развития они не будут попадать в затруднительные ситуации, требующие мобилизации их сил и принятия адекватных решений.
Ребенок с раннего детства должен учиться противостоять препятствиям, испытывать действие разумных ограничений и лишений. Но нельзя путать вышеназванные аспекты существования ребенка с периодом длительного терпения подобных ситуаций, создаваемых внешними причинами или, если он поставлен в условия безвыходного положения из-за негативного поведения взрослых. Такие продолжительные патологические фрустрации, испытанные в детском возрасте, приводят к патогенным изменениям личности в дальнейшем.
Порядок проведения теста
В тесте предусмотрено 24 картинки, исполненные в контурной манере. На них изображены два или больше персонажа, которые находятся в стадии разговора, и написана первоначальная фраза. После предложения испытуемому одной из ситуаций на картинке, он должен в короткое время вписать ответ, отождествляя свое поведение со вторым или третьим собеседником. Таким образом, составляется впечатление о способности индивидуума выходить из затрудненных ситуаций.
Порядок обработки
Для проведения результативного исследования пройденного теста предусмотрено несколько этапов:
- оценка реактивных ответов;
- выявление степени адаптивности в социуме;
- определение профиля и образца;
- анализ дальнейшего развития и прогноз тенденций.
Оценивание ответов происходит с двух позиций, рассматривающих направление реакции, а также ее тип. В зависимости от направления негодования испытуемого внутрь себя, на окружающих или внешние раздражители, оценка выявляет импунитивный, интрапунитивный и экстрапунитивный пути гнева.
По типу реактивного реагирования различают разновидности ответов:
- препятственно-доминантный;
- эго-защитный;
- необходимо упорный.
Ответы индивидуума кодируются в образе счетных факторов и помещаются на бланке протокола в отведенных колонках в соответствии с пунктами подсчета.
Интерпретация ответов
Индивидуум сознательно примеряет на себя роль фрустрированного персонажа в каждой ситуации, поэтому полученные ответы считаются характеризующими субъекта. При этом реакции сами по себе не могут быть нормальными или патологическими, на получение интерпретации влияет суммарные результат, общий профиль и наличие стандартных признаков адекватного поведения в социуме.
Обработанные результаты теста выражают не личностные характеристики, а динамические образы поведения, характерные для определенной личности, поэтому тест Розенцвейга не предназначен для психопатологической оценки личности. Статистика проведения опроса находит закономерность выявления с помощью таких картинок людей с суицидальными наклонностями, неизлечимо больных с плохим прогнозом, маньяков с сексуальными отклонениями, слепых, заик. Именно такая особенность теста делает его применение необходимым в диагностических мероприятиях.
Общая результативность дополняется оценкой критериев по отдельным группам факторов, поэтому при обобщении показателей можно проследить влияние определенного обстоятельства на способ реагирования. Если в процессе обработки оценка по какой-то группе показателей снижается или повышается, это говорит о влиянии подстегивающих факторов на поведение субъекта.
Процедура проведения теста рисуночной фрустрации
Использование стимульного материала для взрослых рекомендуется с 15 лет. Детский же вариант применяется для тестирования школьников в возрасте от 6 до 13. В период с 13 до 15 лет возможно использование обеих версий теста.
Проводить диагностику допускается и в групповой, и в индивидуальной форме. Для глубокого анализа индивидуальная модель более информативна, так как даёт возможность оценить не только вербальную реакцию, но и настроение, мимику, жесты, зрительный контакт и так далее.
Тестирование малышей проводится только один на один, при этом задача взрослого — записывать ответы ребёнка. Испытуемым в возрасте от 10 лет предлагается самостоятельно заполнить пустующее поле на каждой из 24 картинок ответной репликой на высказывание изображённого собеседника. Сделать это необходимо как можно быстрее, не слишком задумываясь.
Для получения полной картины экспериментатору необходимо отмечать все важные нюансы — интонации, мимику испытуемого и так далее
Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга
Фрустрация — напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей. При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно. Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.
Целями тестирования являются:
- исследование реакций испытуемого на случившееся, на неудачи;
- поиск путей выхода из обстоятельств, которые являются преградой к деятельности;
создание ситуации успеха.
Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы — на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.
Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей. Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки. На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого — придумать реплику одного из собеседников.
Биография
Родился в Бостоне 7 февраля 1907 года. Его дед, синагогальный кантор, эмигрировал из России в 1890 году с сыном Давидом, который впоследствии стал ювелиром и часовщиком. Мать, Этта Тател, была занята в ипотеке. У Саула была сестра Рут и брат Меер, утонувший в девятнадцатилетнем возрасте. В возрасте тринадцати лет в результате нечастного случая Саул перестал видеть левым глазом. Закончив Гарвардский колледж в 1932 году, работал в Ворчестерской городской больнице и Университете Кларка, после чего стал главным психологом в Западном Государственном Психиатрическом Институте. Розенцвейг преподавал в Университете Вашингтона в Сент-Луисе с 1948 года до 1975, после вышел на пенсию. Саул Розенцвейг умер 9 августа 2004 года в возрасте 97 лет.
Типы обострений во фрустрационных ситуациях
Все возникающие осложнения в жизненных ситуациях психолог группирует по типу проявления.
Возникает положение, когда отсутствуют возможности достичь определенного удовлетворения в конкретный момент. При обработке результатов учитывают, что лишения бывают внешние и внутренние. Внешние факторы могут помешать удовлетворению потребностей, например, в личной жизни, если человек находится в местах, где лица противоположного пола отсутствуют по объективным причинам. Внутренняя фрустрация может переместиться непосредственно в человеческую личность, если в той же ситуации потребности общения с противоположным полом человек осознает собственную несостоятельность внешности и душевного плана и не может привлечь никого для взаимного контакта.
Потери
Этот тип осложнения также делят на внутренний и внешний тип. Внешние обстоятельства проявляются потерей жилища, работы, финансирования, внезапной смертью близких людей и родственников по независящим от индивидуума причинам. К внутренним лишениям относят потери физического плана, например, паралич конечностей или потерю слуха, старение организма, другие заболевания. Душевные потери тоже становятся в группу внутренних потерь, такие как долгая депрессия, появление недоверия, отсутствие оптимизма.
К этому типу фрустрационных осложнений относят возникновение конфликта между внешними и внутренними проявлениями. Конфликт означает невозможность совершить правовое или противоправное действие, ассоциируя его с подобным случаем во внешних от индивидуума обстоятельствах и примеряя последствия на себя или близких. Например, человек желает взять предмет, ему не принадлежащий, то есть совершить воровство. Но его останавливают мысли, что так могут поступить с его родными и они испытают чувство горя.