Пять китов
Эмоциональный интеллект, как и любой полезный навык, должен развиваться многогранно. Принято выделять пять неотъемлемых составляющих его развития.
Самопознание. Это мини-анализ самого себя, который делает ребенок: выделает свои сильные и слабые стороны. К примеру, ребенок понимает, что у него прекрасное чувство юмора и он намеренно демонстрирует это качество в группе сверстников. Таким образом он завоевывает авторитет.
Мотивация. Ребенок ставит цели и выбирает пути их достижения.
Саморегуляция. Способность контролировать собственные эмоции, сдерживать самые яркие, заведомо подстраиваться под формат ситуации.
Эмпатия. Способность учитывать не только свои переживания, но и чувствовать эмоции других. Доказано, оппоненты скорее оценят хорошего слушателя нежели рассказчика.
Особенности эмоционального интеллекта у детей
Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей можно заметить существенную разницу в отношении эмоционального поведения. Есть сильно чувствительные ребята, есть эмоционально стабильные, а также без яркого выражения эмоций. Про последних чаще говорят «непробиваемые» или «ровные». При этом абсолютно всех детей объединяют общие эмоциональные черты:
- откровенность и непосредственность;
- позитив и оптимизм;
- эмоциональная отзывчивость;
- страх перед неизвестностью;
- резкая перемена настроения в разных ситуациях;
- неумение правильно определять эмоции других.
Развитие ЭИ помогает проработать слабые качества и усилить сильные, благодаря чему дети становятся более стрессоустойчивыми.
Как определить уровень эмоционального интеллекта у ребенка
Для первичной диагностики подойдут простые тесты, которые можно пройти с ребенком самостоятельно:
Простой домашний тест
Внимательно понаблюдайте за ребенком в течение 2 – 3 дней и посмотрите:
- как он сходится с другими детьми;
- какие эмоции испытывает за день: сколько раз улыбается, злится, плачет, грустит;
- проявляет ли свои эмоции уместно.
Например:
Если ребенок легко знакомится с детьми на площадке, включается в игру, то коммуникативными навыками у него все в порядке.
Разнообразный спектр эмоций у ребенка говорит о его гармоничном развитии.
⠀
Если пятилетний ребенок проиграл в игру и начал плакать, это нормально. А если начал драться с победителями – стоит задуматься.
Бесплатный тест для педагогов и родителей
Этот тест поможет понять, как ребенок смотрит на мир людей, мир вещей, на себя и другого человека.
Чем больше ответов «Да», тем лучше у ребенка развит ЭИ. В учебных учреждениях ответы анализируют детские психологи и составляют более подробный психологический портрет детей.
Тест-опросник от Kidskey
Тест сделан на основе теста Люсина, но рассчитан на родителей, так как дети не всегда отвечают искренне. Опираясь на свои наблюдения, вам нужно будет ответить на 10 вопросов, которые представляют из себя различные ситуационные задания. Ответы на каждый вопрос разделены на 4 категории, благодаря чему вы сможете провести более точную диагностику уровня ЭИ вашего ребенка, а также получите рекомендации, как его развить.
- Больше разговаривать с ребенком. Нужно обсуждать окружающий мир, поступки других детей и взрослых, рассказывать, что такое хорошо и плохо, приводить примеры. Так ребенок будет понимать, что происходит вокруг и учиться выстраивать свое отношение к миру.
- Обсуждать поступки героев сказок и мультфильмов, почему они поступили так, а не иначе, могли ли они поступить по-другому и т.п.
- Обсуждать чувства и эмоции, спрашивать у ребенка, почему он расстроен и какая ситуация вызвала это чувство.
- Не обесценивать желания и чувства ребенка.
- Быть честными с ребенком. Не старайтесь оградить чадо от несовершенств этого мира, но учите во всем находить положительные стороны.
Как оценить уровень эмоционального интеллекта
То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, когда ему грустно, смеется, когда он счастлив — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом
А, между тем, на них нужно обращать внимание
Признаками высокого эмоционального интеллекта являются открытость новому и желание узнавать мир. Детей следует поощрять, если они внимательно слушают других и задают вопросы, ведь так он развивает эмпатию.
Эти тесты может использовать родитель, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта ребенка.
Тест Холла
Тест содержит 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 до −3 баллов. Результат показывает уровень управления эмоциями, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Тест состоит из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 до 5 баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Последние новости центра
616
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
362
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
587
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
437
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …
867
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
813
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…
487
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Когда нужна помощь психолога?
Обратиться за консультацией специалиста следует, если заметили, что ребенок плохо справляется со своими чувствами: демонстрирует их слишком рьяно или, наоборот, не демонстрирует никогда, легко поддается чужому влиянию или не может установить контакт со сверстниками. Вполне возможно, что это просто психологическая особенность его характера, значительно отличающаяся от вашего (так бывает, что мама эмоциональна, а ребенок – всегда спокоен как удав). Но провести консультацию и получить ценные советы о взаимодействии с ребенком в любом случае будет полезно. Главное, не воспринимайте своего сына или дочь как ненормального, только потому, что он чем-то отличается от других детей. Он совершенно нормален! Но уникален и это не плохо.
Понятие эмоционального интеллекта у детей
Под ЭИ подразумевают способность к пониманию собственных чувств, а также эмоций других людей. На основании сделанных наблюдений, выводов человек выбирает оптимальную модель поведения, решает, какие действия сейчас будут более уместны.
Историческая справка
Раньше главным считался академический интеллект
Было важно, сколько всего человек знает и умеет. От ребенка требовали хорошо делать уроки, получать только положительные оценки
Но по мере того как менялся мир, развивалась система образования, знания стали более доступными
Большую важность приобретала способность выстраивать коммуникацию, эмпатия
Первыми про ЭИ в 1990 г. заговорили Питер Сэловей и Джон Майер, авторы одноименной статьи.
Позже к их изысканиям присоединился Дэвид Карузо. Он затем создал единственное признанное научным сообществом тестирование для определения уровня ЭИ.
Авторы писали о 4 составляющих этого понятия:
- восприятии (способности распознать эмоции, чувства по выражению лица, интонации, жестикуляции и прочим признакам);
- понимании (способности обнаружить причину возникновения переживания, связь между мыслями и эмоциональными реакциями);
- управлении (умении контролировать свои чувства, подавлять их или, наоборот, стимулировать появление);
- использовании (активации головного мозга посредством эмоций).
В России об ЭИ узнали от автора одноименной книги, Дэниэла Гоулмана. Работа была опубликована в 1995 г. Журналист взял за основу статью Майера и Сэловея, дополнил ее личными представлениями. Он же ввел новый термин – эмоциональный коэффициент.
Как развивать эмоциональный интеллект ребенка
Занятия будут различаться в зависимости от возраста.
С рождения до 3 лет
Когда ребенок только родился, он наблюдает за взрослыми, их мимикой, жестами, слушает голоса. При этом он обучается распознавать настроение родителя.
На 3-й неделе появляется комплекс оживления. Это особая реакция младенца, при которой тот сначала всматривается в лицо родителя, затем улыбается, начинает активно гулить, двигать конечностями.
Заботу, любовь, счастье дети изучают во взаимодействии с мамой и папой. Боль, страх, грусть познают, когда начинают резаться зубы или родители долго не обращают на них внимания.
Дошкольный возраст 4–7 лет
В дошкольном возрасте дети уже знают названия эмоций. Они учатся распознавать чувства других людей, преодолевать личные негативные переживания.
Важно, чтобы ребенок полноценно проживал все возникающие у него чувства. Но родители нередко препятствуют естественному процессу
Вместо того чтобы поддержать дочь или сына, они запрещают, например, плакать или злиться.
Из-за подобного обесценивания дети начинают стыдиться себя. Психологи указывают, что это может негативно повлиять на дальнейшую жизнь, спровоцировать невроз.
Родители должны корректно реагировать на эмоции ребенкаФото: Sokor Space / Сайт shutterstock.com
Школьный возраст 7–12 лет
На этом этапе у человека активно развивается эмпатия. Ребенок учится ставить себя на место другого, оценивает чужие поступки, отмечает ошибки. Школьная программа помогает воспитать в детях доброту и сострадание.
Общение с ровесниками и преподавателями позволяет научиться эффективной коммуникации. При этом дети приобретают самостоятельность, постепенно отдаляясь от родителей.
Подростковый возраст 10–18 лет
В подростковом возрасте человек сталкивается с бурей чувств, эмоций. Не всегда он способен обуздать поднимающиеся переживания. Подросток считает себя исключительным, противопоставляется обществу. Это приводит к конфликтам как с ровесниками, так и с людьми постарше.
Юноше или девушке непросто понять, что с ним происходит.
Реакции нестабильны, настроение может резко измениться в ответ даже на слабый стимул
Родителям важно отказаться от тирании и подавления. При этом детям требуется чуткое руководство, чтобы обучиться самоконтролю
В подростковом возрасте сложно справляться с бурей эмоцийФото: fizkes / Сайт shutterstock.com
Что такое эмоциональный интеллект?
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день
И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира
Эмоции позволяют нам эффективно
взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг
другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект
– основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно
понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и
сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным
интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив,
ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти
в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.
Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем
возрасте.
Советы родителям
Чтобы развитие эмоционального интеллекта шло гармонично, родителям следует помогать детям проходить все его этапы:
- рассказывать об испытываемых чувствах, используя детскую литературу;
- обсуждать мультфильмы на предмет того, какие эмоции испытывают герои;
- озвучивать испытываемые эмоции;
- спрашивать у ребенка, что он чувствует;
- родители не должны стесняться своих переживаний, но проявлять их стоит так, чтобы никого не оскорбить и не унизить.
Развитие эмоционального интеллекта
Эмоции не должны подавляться, даже если это злость и гнев. Нужно найти приемы их выражения, которые не огорчат окружающих. Можно приучить себя громко читать стихи или рвать бумагу, когда тобой овладевает гнев или отчаяние.
Обязательным является соблюдение двигательного режима. Прогулки на свежем воздухе, спокойные игры и разговоры перед сном способствуют нормализации эмоционального фона.
Особенности эмоционального интеллекта в разных возрастах
Рассмотрим, как развивается эмоциональный интеллект у детей по возрастам.
Ранний возраст
Ребёнок от рождения и до трёх лет максимально активно впитывает всю поступающую информацию. С самых первых месяцев жизни он реагирует на эмоции мамы и папы. Улыбается и смеётся в ответ или плачет, если слышит негативные интонации. По мере взросления учится считывать эмоции людей и применять эти знания для достижения своих целей.
Дошкольный возраст
В три года ребёнок впервые начинает отделять себя от мамы и папы и пытается стать самостоятельным. Это непростое для родителей время называется «кризисом трёх лет», или «Я – сам», и несёт в себе огромный потенциал для развития у ребёнка индивидуальности. Чаще всего именно в этом возрасте ребёнок будет отрицать даже те факты, которые нелогично отрицать. Специально надевать шорты на голову, а футболку на ноги и говорить, что так и должно быть.
Родители должны дать малышу возможность на своём опыте определить, как правильно и лучше поступить. Не стоит наказывать за строптивое поведение, лучше запаситесь терпением и дождитесь окончания первого серьёзного кризиса.
После его окончания ребёнок-дошкольник вступает в активную социальную среду. Теперь его окружают не только мама, папа, бабушка и дедушка, но и другие взрослые и дети. На протяжении всего дошкольного детства ребёнок приобретает коммуникативные навыки, учится понимать эмоциональный мир, что помогает ему выстраивать социальные связи и готовит к дальнейшим этапам жизни.
Школьный возраст
Обычно по достижению семи лет дети поступают в школу. На этом этапе ребёнка ждут не только новые знания, но и более строгие требования от взрослых, новые знакомства, которые всё больше отдаляют ребёнка от взрослого. Школьник выходит на новый уровень эмоционального интеллекта и становится способным более полно проявлять эмпатию.
Техники развития эмоционального интеллекта
Существуют ли определенные техники развития эмоционального интеллекта? Определенной признанной техники, конечно, не выработано. Но есть некоторые приемы воспитания, которые помогут развить эмоциональный интеллект как у детей, так и у взрослых.
Как понять, что ребенок нуждается в содействии развитию эмоционального интеллекта? Необходимо просто начать наблюдать за ним. Если малыш имеет проблемы со сном, аппетитом, не умеет занимать себя играми или общением в свободное время, постоянно скучает, а у вас нет взаимопонимания – следует задуматься.
Возможно, что вследствие каких-то событий, травм, перегрузки малыш утратил эмоциональную составляющую. В этом случае дайте понять ребенку, что вам не безразлично его состояние, что готовы помочь, и проявите максимальную заботу.
Сконцентрируйтесь на том, чтобы улавливать эмоции ребенка. Чем больше увидите в этих посылах, тем легче будет определить психологическое состояние. Не стесняйтесь сами проявлять какие-то эмоции, особенно положительные. Они благотворно повлияют на настроение ребенка и придадут уверенности, душевных сил.
Учитесь озвучивать эмоции. Введите в речевой оборот такие фразы: «Я чувствую, что сегодня…», «Я так понимаю, что ты…», «У меня ощущения, что в ближайшее время… А у тебя?»
Подобные выражения материализуют эмоции, акцентируют на них внимание.
В отношениях с ребенком эта практика позволит наглядно показать то, что вы испытываете. Например: «Я испытала гордость и радость, когда узнала, что ты прекрасно выступил с докладом». В этом случае показывается положительная эмоция как следствие проделанного действия.
Или: «Я очень расстроилась, когда увидела такой беспорядок в твоей комнате. Нам придется потратить выходной, чтобы все исправить». Эта ситуация определяет другую эмоцию, показывает последствия действий.
«Как ты считаешь, сколько понадобится времени, чтобы прибраться в комнате, а потом сесть смотреть мультфильм?» — такая постановка вопроса не унижает ребенка.
Фраза содержит факт обнаружения беспорядка и необходимость его устранения с одной стороны, а с другой стороны обещает положительный исход дела – просмотр мультфильма. Выражение определяет и порядок действий: сначала уборка, потом – развлечение. Иного не предлагается.
Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
- Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
- трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
- произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
- творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).
Как эмоциональный интеллект помогает в обучении
Важно иметь ввиду, что образование — процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения
Существуют три кита успешного образования с учётом эмоционального интеллекта:
1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные, и траектория обучения, соответственно, тоже).
2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребёнка, избегает оценки и критики).
3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).
Когда
ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или,
к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как
с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:
- Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.
- Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).
- Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо -разочарование в себе и мире. А главное, они приводят или к повышению уверенности в себе, или же, наоборот, к снижению самооценки.
- Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте. И так далее.
- Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.
Родители должны проявлять интерес к обучению ребенка, стараться избегать оценки и критики.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым. Чего хочет ребенок?
Чего хочет ребенок?
Родителям важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье
В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.
Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (хочу) и «с удовольствием учусь» (надо) покрывается здоровьем ребёнка.
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Мы подобрали небольшой список игр, которые нацелены на то, чтобы повысить эмоциональный интеллект у ребёнка.
Игры с эмоциональными пиктограммами
Для этой игры нужны специальные карточки с изображениями эмоций. Предложите ребёнку вытянуть любую карточку, лежащую картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать.
Игра «Что я чувствую сегодня»
Для этой игры можно использовать те же карточки с эмоциями, что и в предыдущей. Каждый день предлагайте ребёнку взять картинку с той эмоцией, которую он сегодня ощущал, и попросите рассказать о ней.
Кукольный театр
Прекрасное занятие для закрепления любимых сказок, улучшения выразительности речи и развития эмоционального интеллекта через обыгрывание персонажей сказки.
Игры с мячом
Поиграйте с ребёнком в мяч, поочерёдно передавая его друг другу и называя эмоции и их причину. Например, «мне приятно, когда…», а дальше предлагайте свои варианты («меня хвалят», «ты мне улыбаешься» и т.д.). Предлагайте разные эмоции для закрепления у ребёнка всего спектра человеческих чувств.
Игра «Угадай эмоцию по голосу»
Выберите любые фразы и произносите их с разной интонацией, а ребёнку предложите угадать по голосу, что Вы чувствуете, затем поменяйтесь ролями. Для этой игры подойдут самые обычные фразы, например: «Я сегодня пойду в магазин», «На праздниках мы поедем в деревню».
Почему важно уделять EQ особое внимание?
Как уже говорилось ранее, особенности развития эмоционального интеллекта у школьников обусловлено психофизиологическими процессами в организме. Когда твои гормоны постоянно меняются, а уровень стрессового воздействия зашкаливает, следить за эмоциями становится некогда. В результате ребенок просто плывет по течению, то и дело теряя эффективность обучения, создавая самому себе коммуникативные сложности. Проходят годы, но привычка поддаваться своим эмоциям и вместе с тем игнорировать чувства других людей остаются.
В результате перед нами предстает взрослый человек, не способный на эмпатию, не контролирующий свое поведение, не мотивированный на саморазвитие и самосовершенствование. Позволят ли подобные привычки стать достаточно конкурентоспособным в профессиональном сообществе? Дадут ли возможность найти крепкую дружбу, выстроить отношения с противоположным полом? Скорее всего нет
Вот почему так важно научить с детства обращать внимание на свои эмоции как можно раньше
Ситуация с плохоразвитым эмоциональным интеллектом также усугбляется повсеместной цифровизацией общества и интернет зависимостью. В этих условиях подросток все меньше взаимодействует вживую со сверстниками, предпочитая общаться через экран смартфона. Это приводит не только к отсутствию нормальной социализации, но и к неразвитости базовых элементов эмоционального интеллекта: понимание чувств и эмоций собеседника, своих чувств, умение искать компромиссы, договариваться.
Поэтому в современных условиях, родителям необходимо обратить особое внимание на гармоничную социализацию ребенка (подростка) и развитие EQ
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда…»
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда…». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.