Что такое эмоциональный интеллект?
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день
И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира. Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их
Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.
Как родителям помочь ребенку контролировать эмоции?
Если у ребенка истерика, родители часто не решаются принять ее. Естественно им хочется, чтобы она поскорее закончилась. Но будет хорошо, чтобы после истерики вы обсудили что произошло кратко, без осуждения.
Повторное посещение более раннего события -скажем, истерика в магазине игрушек-вовлекает ребенка в размышления о том, что произошло, и он вырабатывает стратегию о том, что можно было бы сделать по-другому. Если вы можете придумать одну или две вещи, которые могли бы привести к другому результату, ваш ребенок может вспомнить их в следующий раз, когда он начнет чувствовать себя разбитым.
Например, это может помочь ребенку, который испытывает трудности в школе, знать, что он может с нетерпением ждать этого особого времени. «Эти пять минут родительского внимания не должны зависеть от хорошего поведения, — говорит доктор Самар. «Это время, независимо от того, что произошло в тот день, чтобы укрепить это » я люблю тебя, несмотря ни на что. ”
Таким образом родители играют огромную роль в развитии эмоций ребенка дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие дошкольника
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте связано, в первую очередь, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Важные изменения в мотивационной сфере заключаются в возникновении общественных мотивов, которые уже не обусловлены достижением узких личных целей. По этой причине начинают интенсивно развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, которые в пред дошкольном возрасте отсутствовали или наблюдались в зачаточном состоянии.
Замечание 1
Эмоциональная сфера меняется при установлении иерархии мотивов. Выявление одного основного мотива, которому подчиняется система других, должно стимулировать устойчивость и глубину переживаний. При этом их можно отнести не к ближайшим (сиюминутным), а к относительно далеким результатам деятельности.
Эмоциональные переживания в дошкольном возрасте вызваны не непосредственно воспринимаемым фактором, а глубоким внутренним смыслом, приобретаемым этим фактом при появлении ведущего мотива деятельности ребенка. У дошкольников развивается эмоциональное предвосхищение, заставляющее их переживать в отношении возможных результатов деятельности.
Значение эмоций в деятельности ребенка меняется в дошкольный период существенно. Если раньше дети могли испытывать радость от получения желаемого результата, то теперь они уже радуются по той причине, что просто результат получают. Если ранее они выполняли нравственную норму для зарабатывания положительной оценки, то теперь они ее выполняют и предвидят, каким образом обрадуются другие люди их поступку.
Таким образом, с одной стороны, эмоциональное развитие происходит через формирование новых мотивов и их соподчинение, а с другой — данное соподчинение обеспечено эмоциональным предвосхищением. Изменения в эмоциональной области связаны с развитием мотивационной и познавательной сферы. Включение речевой составляющей в эмоциональные процессы должно обеспечивать интеллектуализацию. Тогда эмоции становятся более обобщенными и начинают осознаваться.
Первую попытку сдержать свои эмоции (внешние проявления чувств) можно заметить у ребенка в 3 года (например, малыш пытается сдержать слезы, но ему это плохо удается). Старшие дошкольники уже начинают управлять выражением эмоций и воздействуют на себя словами.
От девяти до двенадцати месяцев
Это период, когда дети начинают понимать, что люди могут делиться своими мыслями и чувствами. Например, протягивая сломанную игрушку папе и слыша от него: «Ой, шарик лопнул. Это очень плохо. Тебе грустно, да?», ребенок осознает, что его отцу известно, как он себя чувствует.
Теперь он понимает, что у них с папой могут быть одинаковые мысли и чувства и что можно поделиться ими с родителями. Это, несомненно, укрепляет формирующуюся эмоциональную связь между родителями и ребенком.
В то же время ребенок начинает осознавать, что люди и объекты в его жизни обладают определенным постоянством. Например, малыш понимает: если мяч закатился под стул и его не видно, это не означает, что он не существует; если мама ушла из комнаты и не слышит меня, она остается частью моего мира и скоро вернется.
Формирующееся понимание постоянства предметов и людей затрагивает важный аспект развития вашего ребенка: его растущую привязанность к конкретным людям, а именно к родителям. Теперь, когда он уверен, что родители существуют, даже если их нет рядом, он может скучать по ним и требовать, чтобы они остались.
Ребенок может начать сильно плакать и кричать, если увидит, что вы, например, надеваете пальто и собираетесь уходить. Когда вы ушли, он чувствует, что вы должны где-то быть, но он не знает где именно, и это может его расстраивать. Кроме того, у детей в этом возрасте еще слабо развито ощущение времени, поэтому ребенку трудно понять, как долго вас не будет.
Вы можете помочь ребенку этого возраста справиться с тревогой, которую он испытывает по поводу расставания с вами: для этого, собравшись уходить, просто заверьте его, что вы вернетесь. Помните: годовалый малыш хоть еще и не умеет говорить, но уже многое понимает, так что ваши заверения могут ему помочь.
Не забывайте и о том, что он наблюдает за вашими эмоциями, так что, если вы испытываете тревогу или боитесь оставить его, он может уловить ваши чувства и ощутить то же самое.
Вы также можете приучать ребенка находиться вдали от себя. Для этого разрешайте ему самостоятельно изучать помещения вашего дома. Например, если он уползает в другую (безопасную с вашей точки зрения) комнату, не бегите сразу смотреть, что там происходит, дайте ему побыть в одиночестве.
Если вы находитесь в одной комнате и вам нужно пойти в другую, скажите ребенку, куда вы идете и что очень скоро вернетесь. Постепенно он должен понять, что родители могут уйти, что ничего страшного не произойдет и, если они говорят, что вернутся, им можно доверять.
Помните, что необходимо постоянно показывать ребенку, что вы понимаете его чувства. Так вы даете ему почувствовать себя в безопасности и укрепляете эмоциональную связь.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений
В результате эволюции человека эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Наверное, мы все хотим видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, но не всегда это получается.
И цель взрослых — помочь ребёнку разобраться с основными проблемами общения, уделять больше внимания умению общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением.
Литература
- Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание, №3, 2010 г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000 г.
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982 г.
- Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981 г. — № 10. – с. 61-64.
- Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2, 2010 г.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988 г.
- Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990 г.
- Махортова Г. Эмоциональная напряженность // Дошкольное воспитание, №1, 2010 г.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986 г.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977 г. — № 2.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996 г.
Фото: Екатерина Афанасьичева.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
Стыд, вина, тревожность
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
Гиперпослушание (конформность)
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
Агрессивность
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Виды и функции эмоций
Эмоции – это субъективные состояния человека, проявляющиеся в разных формах и интенсивностях переживаний. Эмоции не только включены во все психические процессы человека, они также способны мешать функционировать другим аспектам познания мира – затормаживают мышление, мешают сконцентрироваться, по-разному влияют на наше поведение. Более того, важным является и тот факт, что одни и те же эмоции мужчины и женщины часто переживают по-разному.
Чтобы понять, как эмоции способны влиять на каждодневную деятельность человека, психологи разделяют их на первичные, вторичные и третичные – в зависимости от интенсивности влияния эмоций на общее состояние организма.
Первичные эмоции
Первичные эмоции возникают как результат на определенное событие (неожиданное вознаграждение). К первичным эмоциям относят: удивление, отвержение, отвращение, страх и восхищение. Первичные эмоции, как правило, являются реакцией на какую-то потребность человека: необходимость признания, принятия, получения любви или желание ощущения привязанности.
Вторичные эмоции
В отличие от первичных, вторичным эмоциям свойственно не только реагировать на событие (то, что называют «сказать, не подував»), им свойственно также некая доля размышлений над тем, какая реакция на событие будет более уместной. Например, если радость и восторг от выполненной работы – это первичное чувство, тогда вторичным чувство будет удовольствие от выполненной работы и уверенность в своих силах.
Вторичные эмоции по сравнению с первичными более длительные, к ним относятся:
- обида;
- раздражение;
- гнев;
- ярость;
- злость.
Третичные эмоции
Иногда психологи выделяют для более четкого понимания человеческих потребностей третичные эмоции, которые являются более детализированными проявлениями первичных и вторичных эмоций. Например, если любовь – это первичная эмоция, тогда такие проявления эмоций как нежность, симпатия, сострадание и сентиментальность – ее третичные оттенки. Такие же оттенки проявлений есть и в радости, — это веселость, наслаждение, счастье, восторг и удовлетворенность.
Полезные игры
Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.
Художник.
Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.
Кто куда?
Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.
Крошка Енот.
Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.
Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства
Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями. 2
Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Эмоциональное развитие — одно из новых направлений в развитии личности
Сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера. В ней выражено субъективное начало. Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Иногда даже возникает иллюзия полной оторванности мира чувств от внешнего мира, его «абсолютной скрытности» и недоступности для объективного познания.
В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.
Эмоциональная сфера не может качественно развиваться сама по себе. Её необходимо развивать.
Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.
Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.
Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как одеваться и раздеваться и т. п.
Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка — задача сложная. Сложность ее состоит в том, что, формируя отзывчивость, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам человека.
Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке — все это вызывает разнообразные переживания: радость, обиду, удовлетворение, огорчение, стыд, зависть к другим членам семьи.
Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь еще и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Задача педагогов и родителей помочь ребенку-дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.
Общая характеристика эмоционально-волевой сферы
Определение 1
Эмоционально-волевая сфера – это свойство, которое характеризует содержание, динамику и качество чувств и эмоций человека.
Определение 2
Эмоция – это психическое отражение явлений или ситуаций, в форме переживания, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.
К содержательным аспектам эмоций относится отражение ситуаций и явлений, которые имеют особую значимость для данного субъекта. Важным является то, что эти явления и ситуации неразрывно связаны с личностью, имеют определенное отношение к ее нравственному потенциалу, мировоззрению, направленности мотивационной сферы и сознательному волевому управлению.
По своей сути, эмоции представляют временное и непосредственное переживание определенного чувства. По своей природе, эмоции делятся на астенические и стенические:
- Стенические эмоции – это эмоции, которые оказывают стимулирующее воздействие, повышают напряжение и энергию сил человека, побуждают его к определенным высказываниям и поступкам
- Астенические эмоции – это эмоции, при которых ребенок испытывает своеобразную пассивность и скованность.
Определение 3
Воля – это сознательная саморегуляция поведения, которая проявляется в виде преднамеренной мобилизации активности поведения, направленной на достижение определенных целей, осознаваемых человеком как возможность и необходимость.
К содержательным аспектам волевой сферы относятся способности человека, которые проявляются в регуляции и самодетерминации им собственной деятельности и разнообразных процессов психики.
Основными функциями психики являются:
- Определение и выбор целей и мотивов.
- Регуляция побуждения к совершению определенных действий, в случае избыточности или недостаточности их мотивации.
- Организация психических процессов в систему адекватно выполняемой деятельности.
- Мобилизация психических и физических возможностей в ситуации, когда необходимо «преодолеть себя», чтобы достичь поставленных целей.
Тренируем эмоции
Попросите ребенка:
Нахмуриться, как осенняя туча; как рассерженный человек; как злая волшебница.
Улыбнуться, как солнце; как хитрая лиса; как радостный человек; как будто он увидел чудо.
Разозлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное; как два барана на мосту; как человек, которого ударили.
Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака.
Устать, как человек, идущий в гору; как человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху.
Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.
Компоненты эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект включает в себя два аспекта: возможность управления собой (внутриличностный аспект) и возможность контролировать отношения с другими людьми (межличностный аспект).
Внутриличностный эмоциональный интеллект заключается в таких свойствах личности, как , понимание истоков возникновения своих чувств, уверенность в своих силах, активность, гибкость мышления, пытливость, оптимизм.
Межличностный эмоциональный интеллект позволяет человеку быть открытым, уважительным, коммуникабельным, эффективно работать в команде, строить и регулировать отношения с другими людьми.
Стадии развития
Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников различного возраста:
- От рождения до 1 года. Нормальной линией развития считается признание родителей, умение отличать близких людей и реагировать на их присутствие, мимику, голос.
- От 1 года до 3 лет. В этот временной промежуток формируется минимальный уровень самостоятельности и уверенности в себе. Коррекция эмоциональной сферы требуется, если ребенок сомневается в собственных силах, наблюдаются нарушения в двигательных навыках, слабо развита речь.
- От 3 до 5 лет. Эмоциональное развитие дошкольников проявляется в активном познании окружающего мира, живом воображении, подражании поведению и поступкам взрослых. Дополнительные обследования с корректирующими занятиями проводятся, если у ребенка наблюдается постоянная вялость, отсутствие инициативы, подавленность.
- От 5 до 7 лет. В это время в эмоциональной сфере ребенка зарождается выраженное чувство долга и стремление к достижению цели. Наблюдается достаточно быстрое развитие коммуникативных и познавательных навыков.