Требования к содержанию уголка
Дизайн экспериментального уголка в садике оформляется согласно ФГОС.
Стандарты
Согласно ФГОС уголок экспериментирования должен обладать следующими характеристиками:
- надлежащее расположение (освещенность, наличие свободного пространства);
- доступность (ребятам дается возможность взять необходимые для эксперимента материалы);
- безопасность (необходимо проговорить технику безопасности, должна быть соответствующая визуальная информация, уголок необходимо безопасно оформить).
Паспорт уголка экспериментирования
Воспитатель ответственен за подготовку паспорта экспериментального уголка. В нем должны содержаться параметры оснащенности, расположения, наполнения, украшения, учитываться факторы развития исследовательского поведения ребенка, опыты должны быть подробно расписаны. Также паспорт должен содержать цели и задачи кружка, формы его проведения, а также те упражнения и эксперименты, которые в нем проводятся.
К сведению. В паспорте указываются на обязательной основе следующие данные: название, номер группы и возраст детей в ней, цели и задачи, меблированная оснащенность, материальная база, дидактические материалы, база данных опытов.
Название
Выбранное название обязательно должно быть близко и понятно детям. Оно должно быть связано с положительными эмоциями. Для малышей рекомендуется выбирать названия, связанные с их любимыми героями, для детей постарше — с научной тематикой.
К сведению. Лучше всего предоставить детям возможность выбрать название для экспериментального уголка самостоятельно. Классическими названиями служат следующие: «Хочу все знать!», «Знайка», «Познавайка» и другие.
Уголок развивает детей
Средства оформления
Наглядные материалы обязательно должны присутствовать в оформлении экспериментального уголка. Это могут быть плакаты, приборы, информационные стенды, презентации, книги и любые другие информативные материалы.
Работа с детьми
Данный вид деятельности является обязательным для детского сада. Грамотное ведение соответствующей действительности вместе с хорошим предметным оснащением значительно повышают когнитивные способности детей и готовят их к переходу на следующую ступень образования.
Малыши любят экспериментировать
Детей необходимо ознакомить с целями занятий в экспериментальном уголке. Всего существует несколько видов деятельности в данной сфере:
- эксперименты в виде игр;
- моделирование;
- опыты.
К сведению
Также важно научить детей не только проводить непосредственно эксперимент, но и приходить к определенному результату, формулировать его. Это можно сделать путем ведения специального журнала исследований.
Отличным вариантом проведения экспериментов и опытов является вовлечение родителей в соответствующую деятельность дошкольников, так как детям будет психологически комфортно и интересно демонстрировать свои результаты.
Детское экспериментирование как средство познавательного развития является неотъемлемым этапом образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Оно позволяет значительно развить ребенка, дать ему необходимые навыки жизни в обществе, а также позволяет узнать много нового об окружающем ребенка мире. К тому же именно такая форма исследования наиболее интересна для детей, так как предполагает их непосредственное вовлечение в процесс познания, дает им возможность увидеть происходящее своими глазами и сделать выводы о результатах исследования.
Правильно построенная программа занятий по экспериментированию и укомплектованный экспериментальный уголок позволят детям дошкольного возраста получить огромное количество полезных умений и навыков, которые пригодятся им в жизни и в дальнейшем образовательном процессе.
Экспериментирование в старшей группе
Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.
Полезно наблюдение за животными
К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.
Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- умения сотрудничать со сверстниками;
- анализировать полученные результаты.
Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.
Эксперименты в ДОУ развивают
Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.
К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.
Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.
Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.
Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.
Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:
- Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
- Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
- Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.
Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат
Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.
В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.
Картотека опытов и экспериментов в детском саду
Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.
Экология:
- строение растений;
- условия, необходимые для жизни растений;
- размножение растений;
- опыты в огороде и цветнике;
- опытническая деятельность по сезонам;
- исследование животных.
Исследовательская деятельность о человеке:
- строение человека;
- физиология;
- гигиена.
Физические опыты в детском саду:
- движение;
- измерение;
- магнетизм.
- вещества и материалы;
- свет и цвет;
- звук.
Опыты на кухне.
Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников