Во время размещения в уголке природы объектов следует учитывать следующие основные требования:
- Размещение комнатных растений, животных должно быть подчинено их потребностям в свете, тепле и т. Например, птицам следует обеспечить хорошее светлое место, потому что им нужно много пищи, которую они потребляют только при достаточном освещении; в то же время хомячка ни в коем случае нельзя оставлять в освещенном месте, тем более на солнце, потому что это приводит к гибели этих ночных животных.
- Контролируйте безопасность детей во время ухода за живым уголком.
- Заботьтесь об эстетичном виде уголка природы.
- Комнатные растения — постоянные жители уголка природы. Кроме того, они широко применяются в детских садах для создания зимних садов, оформление вестибюлей, лестниц и т.д.
Оформление уголка живой природы по ФГОС
ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.
В младшей группе
Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности. Уголок младшей группы может включать следующее:
Уголок младшей группы может включать следующее:
- растения с четко видимыми частями;
- ярко и долгоцветущие растения;
- растения с пестрыми листьями.
Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.
Уголок в младшей группе
В средней
Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
- полив растений;
- опрыскивание из пульверизатора;
- отирание крупных листов влажной тряпкой;
- рыхление земли.
Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.
В старшей
С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:
- растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
- луковицы и клубни;
- более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).
Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям
В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.
В подготовительной
Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:
- о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
- о способах размножения растений;
- о вариантах ухода за обитателями.
Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).
Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.
Материалы неживой природы
Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.
Виды панно и процесс изготовления
Уголки природы в детском саду требуют в первую очередь творческого вливания в процесс их организации. Так, можно сделать панно, его размеры при этом ничем не ограничиваются. Понадобится рамка от картины, желательно крупного размера, распечатанная фотография живописной местности родного края, ленты нескольких цветов и бусинки разных размеров. Фотография помещается в рамку, по периметру которой прокладывается одна из лент. Крепление к дереву можно обеспечить кнопками с тыльной стороны рамы. Предварительно перед закреплением в произвольном порядке к ней пришиваются бусины. Из оставшихся лент выполняются цветы разного размера. Для этого нарезаются кусочки одной длины для каждого цветка. Затем методом наложения одной части на другую с соблюдением единого центра сшиваются в одной общей точке. Сверху крепится пуговица, подходящая по цвету и конструкция клеится к раме.
Можно выполнить схожее с предыдущим панно, применив предварительно изготовленный гербарий. Уголок природы в картинках тоже довольно интересный вариант. Для этого нужно на крупноформатных белых листах выполнить композиции при помощи высушенных листьев и цветов. Лучше использовать формат бумаги А3 и больше, чтобы картинки хорошо просматривались издали. Гербарий в этом случае крепится на клей ПВА.
Высадка живых растений
Творческое течение мысли необходимо для того, чтобы украсить детский сад, оформление уголков для которого является лишь малой частью возможных вариантов. Так, можно дополнять живой уголок в зависимости от сезона небольшими ящичками с рассадой, которая со временем будет высаживаться на близлежащем участке. Оформление детского уголка может сопровождаться не только высадкой живых растений, но и осенними букетами из собранных листьев или сушёных цветов.
Качели можно сделать из чего угодно — даже из автошин. Наша статья вам поможет в этом!
Так как аквариум разрешается выставлять лишь в живом уголке общего коридора, то в групповой комнате можно сделать искусственный, при этом оформление уголков в детском саду в картинках несколько померкнет для детей в своей красочности. Но, тем не менее, понадобится пустой аквариум, морские камни, которые в любом порядке выкладываются на дне. Но предварительно на заднюю стенку аквариума наклеивается распечатанная фотография морского дна. При желании можно наполнить ёмкость водой.
Оформление детского уголка в библиотеке может включать в себя все перечисленные идеи, с одним лишь отличием — красиво расставленные книги между кашпо с цветами.
Уголки природы в детских садах: задачи, требования к оформлению и содержанию.
Для формирования представления об окружающем мире создается и устанавливается уголок природы в группах детского сада. Наличие такого места позволяет наглядному материалу учить дошкольников ответственности, осознанности по отношению к живому окружающему миру. Но для создания уголка предъявлены требования. Они должны соблюдаться.
Для чего нужен?
Местечко, которое ознакомит малышей с окружающим миром, должно быть во всех группах. Его оформлению, ведению воспитатели, сами дети уделяют много внимания. А для чего это нужно?
Целей работы с таким наглядным материалом много:
проводится экологическое воспитание. К тому же, уголки природы в детских садах формируют у малышей аккуратность, чувство ответственности;
такие места воспитывают, формируют эстетические чувства. Создав необходимые условия, можно вырастить комнатные цветы разных видов. Это позволяет детям наслаждаться разнообразием красоты. Дошкольники, видя это, испытывают эстетическое удовольствие;
одна из целей создания– образовательная. Малыши под присмотром воспитателей трудятся, ухаживают за растениями и наблюдают за тем, как меняются они на протяжении всего года. У них формируется связь с ними и с явлениями
Учатся поливать цветы, обращая внимание на то, какое время года. Если лето, то полив должен быть обильным, если зима – то объем воды сокращается;
это место формирует навыки по уходу за цветами
Малыши учатся ухаживать за ними, поливать, вытирать пыль с подоконников, другим видам работ;
наличие такого места – возможность украсить помещение группы, сделать его интереснее, веселее для игрового процесса.
Работа с детьми средней группы
В этом возрасте детки уже вдоволь наработались с песком и другими сыпучими материалами, а потому важно выйти на новый уровень развития. Он позволяет развить у ребенка чувство времени
При этом задействуется все тот же песок, только уже в песочных часах.
Деткам очень нравиться наблюдать, как они что-то сделали, и через какое-то время будет виден результат их труда. Педагоги используют в этом случае эксперимент с проращиванием семян, когда семена подсолнухов или гороха укладываются в миску под мокрую марлю, а через какое-то время прорастают.
Летом очень полезны практики, когда сажается горох в земле на улице. После этого добросовестные труженики будут любопытно наблюдать, что выросло на грядках.
С помощью зеркал ребятишки пускают зайчики, что очень увлекает их. Дополнить рассказ о солнце и солнечной системе помогут иллюстрации из книг.
Полив растений
Это один из важнейших видов ухода. Именно из-за неправильного полива больше всего страдают растения в детских садах.
Почти все комнатные растения осенью и зимой поливают умеренней, чем весной и летом. Поливать надо водой комнатной температуры, отстоянной в течение суток. Носик воронки при этом следует держать ближе к поверхности почвы, чтобы струя воды не выбивала почву. Отмечают, что растение надо поливать, если подсох верхней слой почвы. Воды следует лить столько, чтобы не только верхней, но и нижней слой почвы был насыщен влагой, и небольшое количество ее прошло на поддон. Во время полива не следует брызгать водой на листья, поскольку это вызывает появление бурых пятен, и портит вид растения. Растения с неопушенными листьями весной и летом надо обязательно раз в неделю опрыскивать водой.
Роль экоуголка
Экологический уголок (центр природы, уголок природы) – это комбинация наглядных и действенных средств для ознакомления детей с окружающим миром. Организация природной зоны предметно-развивающей среды группы способствует реализации основных целей экологического воспитания дошкольников.
- Получение естественно-научных представлений о живой и неживой природе.
- Развитие умения сопереживать живым существам (например, когда аквариумные рыбки бьются о стекло искусственного водоёма в поисках пищи), а также почувствовать удовлетворение и радость от увиденных результатов своей помощи (к примеру, после полива увядшие растения снова приобрели здоровый вид).
- Совершенствование эмоционально-волевых качеств детей, в частности, развитие умения контролировать свои эмоции. Так, при выполнении заданий (отсортировать животных по видам, выполнении поделок из природных материалов) у ребёнка может не всё получаться, но в процессе сотрудничества с товарищами, педагогом затруднения разрешаются. Таким образом, в психике дошкольника налаживаются адаптационные механизмы, имеющие ключевое значение для успешной социализации.
- Воспитание чуткости в играх с животными. Дети учатся понимать, когда обитателям живого уголка хочется поиграть, когда отдохнуть, а когда действия человека причиняют физическую боль.
- Практическое закрепление знаний о природе, умений и навыков, полученных из наблюдений, рассматривания картинок, чтения, слушания, или с помощью творческой деятельности: создания рисунков, аппликаций, поделок.
Экоцентр помогает решить основную задачу экологического воспитания: помочь ребёнку осознать роль человека в природе
Что такое уголок природы в ДОУ
Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:
- размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
- размещать растения на подоконниках и в спальне;
- живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.
Уголок природы в ДОУ
Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания
Эксперименты в подготовительной группе
В этом возрасте малыши уже опытные экспериментаторы, но, несмотря на это, они не перестают интересоваться окружающим миром и познавать что-то новое. Наверняка, многие мамочки со мной в этом согласятся. И что же делать в этом случае? Нужно помогать малышу всячески развиваться.
В этом помогут элементарные опыты, которые очень увлекают дошкольников. Эксперименты с йодом и крахмалом очень нравятся дошкольникам и вызывают у них настоящий восторг. Для этого берется картофель, разрезается и на него наносится капля йода, после чего нужно объяснить ребенку, что он стал синим из-за крахмала, содержащегося в нем.
Муравьиные фермы в ДОУ — еще одно интересное исследовательское открытие. Дети любят наблюдать за целыми колониями тружеников муравьев.
Итак, дорогие мои! Как вы уже поняли, уголок экспериментов — важная составляющая в дет садах, которая помогает детям развиваться, делает из них творческих личностей, создает хорошую основу интеллектуального потенциала, формирует логику, учит анализу.
Виды панно и процесс изготовления
Уголки природы в детском саду требуют в первую очередь творческого вливания в процесс их организации. Так, можно сделать панно, его размеры при этом ничем не ограничиваются. Понадобится рамка от картины, желательно крупного размера, распечатанная фотография живописной местности родного края, ленты нескольких цветов и бусинки разных размеров. Фотография помещается в рамку, по периметру которой прокладывается одна из лент. Крепление к дереву можно обеспечить кнопками с тыльной стороны рамы. Предварительно перед закреплением в произвольном порядке к ней пришиваются бусины. Из оставшихся лент выполняются цветы разного размера. Для этого нарезаются кусочки одной длины для каждого цветка. Затем методом наложения одной части на другую с соблюдением единого центра сшиваются в одной общей точке. Сверху крепится пуговица, подходящая по цвету и конструкция клеится к раме.
Можно выполнить схожее с предыдущим панно, применив предварительно изготовленный гербарий. Уголок природы в картинках тоже довольно интересный вариант. Для этого нужно на крупноформатных белых листах выполнить композиции при помощи высушенных листьев и цветов. Лучше использовать формат бумаги А3 и больше, чтобы картинки хорошо просматривались издали. Гербарий в этом случае крепится на клей ПВА.
Высадка живых растений
Творческое течение мысли необходимо для того, чтобы украсить детский сад, оформление уголков для которого является лишь малой частью возможных вариантов. Так, можно дополнять живой уголок в зависимости от сезона небольшими ящичками с рассадой, которая со временем будет высаживаться на близлежащем участке. Оформление детского уголка может сопровождаться не только высадкой живых растений, но и осенними букетами из собранных листьев или сушёных цветов.
Уголок изо в детском саду – то что раскроет творческие способности вашего ребенка!
Качели можно сделать из чего угодно – даже из автошин. Наша статья вам поможет в этом!
Патриотизм надо воспитывать с детства. По https://karuselkin.ru/sad-i-shkola/materialy-dlya-oformleniya-patrioticheskogo-ugolka-kak-privit-lyubov-k-rodine-detyam/ ссылке вы найдете рекомендации на эту тему.
Так как аквариум разрешается выставлять лишь в живом уголке общего коридора, то в групповой комнате можно сделать искусственный, при этом оформление уголков в детском саду в картинках несколько померкнет для детей в своей красочности. Но, тем не менее, понадобится пустой аквариум, морские камни, которые в любом порядке выкладываются на дне. Но предварительно на заднюю стенку аквариума наклеивается распечатанная фотография морского дна. При желании можно наполнить ёмкость водой.
Оформление детского уголка в библиотеке может включать в себя все перечисленные идеи, с одним лишь отличием – красиво расставленные книги между кашпо с цветами.
Оглавление
Введение 3История уголка природы 3Актуальность 6Глава 1. Уголок природы как средство экологического образования детей дошкольного возраста 81.1.Уголок природы, как компонент развивающей предметно-пространственной среды в ДОО 81.2.Содержание уголка природы (в соответствии с новыми ФГОС) 91.3.Требования к уголку природы по ФГОС 111.4. Задачи уголка природы в соответствии с требованиями образовательной программы «От Рождения до школы». 11Глава 2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 142.1. Возрастные особенности детей раннего возраста. 142.2. Особенности развития детей 3-4-х лет. 152.3. Особенности развития детей 4-5 лет 152.4. Особенности развития детей 5-6 лет 162.5. Возрастные особенности детей 6-7 лет 16Глава 3. Анализ педагогических условий, направленных на использование уголка природы в работе с детьми дошкольного возраста 193.1. Анализ использования календарей наблюдений в ДОУ 193.1.1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы 193.1.2. Календарь наблюдений за птицами 21 3.2. Анализ опыта создания экологического пространства в ДОО 23Заключение 26Список литературы 28
Значение экологических и природных уголков в детском саду
Угол живой и неживой природы является важным средством экологического воспитания. Деятельность детей и педагога в нем направлена не только на получение знаний о предметах и явлениях окружающего мира, но и на получение практического опыта.
- развитие познавательного интереса: расширение знаний детей о природе, формирование интереса к познанию новых природных явлений, повышение уровня развития логического мышления и внимания;
- развитие эко-эстетического чувства: видение красоты окружающей среды, развитие творческого воображения;
- воспитательное значение: формирование бережного отношения к природе, чувства патриотизма, любви к природе;
- практическое значение: приобретение навыков ухода за жителями уголка, развитие трудолюбия, ответственности, активности.
Растения улучшают качество воздуха
Помимо вышеперечисленного можно отметить, что растения оздоравливают атмосферу в помещении, увлажняя и очищая ее. Живой уголок в типовом ДОУ является и средством снижения заболеваемости.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.
Можно сделать «сухой» аквариум.
Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
- В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
- В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
- В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.
Уголок экспериментов в младшей группе
Характеристики разных предметов — самая доступная и познавательная сфера.
Что нужно для комплектации ДОУ для самых маленьких? Как вы думаете? Очень полезно работать с сыпучими природными материалами. Педагоги нередко дают деткам задания на извлечение семян тыквы или подсолнуха, проанализировать различия между разными семенами, показать, где они изображены на фото.
Замечали ли вы, как любят детки лепить куличики в песочницах? Между прочим, такое действо помогает им развивать наблюдательность, дает возможность ребятишкам понять, как работать с этим материалом, развивает моторику.
Очень эффективны упражнения, при которых детям задаются вопросы о вкусах. Например, какая манная каша: сладкая или соленая? Какая соль по вкусу, а какой сахар?
Рекомендации и требования по подбору материала
Требования при организации природного пространства:
- яркое и красочное оформление;
- безопасная мебель и оборудование;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
- инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
- природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
- украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.
Требования к отбору обитателей:
Посадка растений весной
только типичные представители конкретного региона;
для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения;
необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников;
каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями;
возможно размещение только безопасных растений.
Необходимо проводить занятия по временам года:
- весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
- лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
- зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
- осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.
Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.
Основы организации уголка в ДОУ
Как вы думаете, какое значение детского экспериментирования?— Она колоссальная. Методика позволяет значительно расширить мышление, верно устанавливать причину и следствие, развивает логическое мышление, учит вниманию, помогает делать выводы, придерживаться техники безопасности.
Чтобы создать исследовательский игровой уголок, необходимо задействовать разные предметы:
- природные компоненты: песок, камни, листья, ракушки;
- продукты питания: сахарный песок, соль, мука;
- книги и различные обучающие издания;
- приспособления для осуществления различных опытов и проведения экспериментов: увеличительные стекла, иглы, пробирки, весы, резиновые мячики и многое другое;
- задействуются различные материалы, бумага, ткани;
- краски, пищевые красители;
- различные таблицы и схематические алгоритмы.
Важно правильно оформить такой уголок в саду. К примеру, должно быть отведено удобное место для игр и обучающих уроков
Дети должны иметь место для проведения экспериментов, хранения материалов, научной литературы.
Обязательно берется во внимание уровень развития малыша, его возраст, нужно обязательно соблюдать правила предосторожности и нормы санитарии
Чем можно оборудовать живой уголок?
Следует учесть, что санитарными правилами запрещается оборудовать уголок природы в групповой комнате клетками с животными. Растения не должны представлять опасности для детей (например, иметь колючки). Для разных возрастных групп формируется свой уголок природы в детском саду, варианты можно увидеть на фото ниже.
Знакомство с природой
Младшая группа детей неприхотлива к видам размещённых растений, ведь их познания в области растениеводства очень невелики. А значит, достаточно расположить несколько видов долго цветущих растений с крупными и ярко выраженными листьями для простоты восприятия детьми. Подойдёт фикус, примула или герань. Одним из преимуществ уголка является предоставленная малышам возможность ухода за цветами. Разумеется, происходит это под наблюдением воспитателя.
А так же
В средней группе растения уже более разнообразны по внешнему виду, форме листьев. Количество их может достигать шести штук. Детям доверяется поливать растения, но не более. В случае если необходима пересадка, то им можно лишь наблюдать за процессом. Так, очень подходят для этой возрастной категории цветы аспарагус или хлорофитум.
Оформление уголка может включать в себя фигурные поддоны для растений. Старшей группе необходимо большее разнообразие для полноценного развития
Природный уголок можно дополнить самописным украшением горшков для цветов. Для этого понадобится гуашь, кисть и декоративный лак. Узор, который наносится гуашью с наружной стороны горшков, может быть самым разнообразным. Здесь допускаются как конкретные образы, так и просто линии, затейливо перемежающиеся между собой. Для детей старшей и подготовительной групп будет интересно самостоятельно выполнить эту работу. После того, как краска высохнет, горшки покрываются лаком. И уже затем происходит посадка непосредственно растений.
Пересадка растений в уголке природы
Большинство комнатных растений не чаще 1- 2 раз в год требует пересадки. Как правило, делают это весной, с марта по май. Перед пересадкой растение следует полить, перевернуть горшок вверх дном и, поддерживая землю с растением левой рукой, правой снять горшок. Если горшок сразу не снимается, следует постучать его о край стола. Комок земли с растением надо немного отряхнуть от старой земли и снять верхний и нижний ее слои (около 2-3 см)
Заостренной палочкой прочистить землю между корнями (осторожно, не повреждая последних), срезать ножом гнилые или сломанные корешки, после чего растение можно пересаживать
Для пересадки нужно брать чистый горшок, немного больший, чем предыдущий. На дно нового горшка кладут черепок, сверху насыпают слой (2-3 см) речного песка, затем слой увлажненной смеси земли и только после этого ставят растение в горшок так, чтобы стебель был в центре горшка, а корневая шейка не была наклонена. Низкая или высокая посадка влияет на нормальный рост и развитие растения
Правильно размещенные растения осторожно засыпают с каждой стороны землей, которую уплотняют. Обязательно надо оставить 1,5-2 см до края горшка для полива
После пересадки надо немедленно полить растение и поставить его на 6-7 дней в затененное место, а потом уже туда, где оно постоянно будет стоять. Как правило, во время пересадки рассаживают растения, которые размножаются делением куста, луковицами.
Все оборудование для содержания уголка природы можно купить в нашем магазине.
Оформление уголка живой природы по ФГОС
ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.
В младшей группе
Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности
Уголок младшей группы может включать следующее:
- растения с четко видимыми частями;
- ярко и долгоцветущие растения;
- растения с пестрыми листьями.
Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.
Уголок в младшей группе
В средней
Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями
Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
- полив растений;
- опрыскивание из пульверизатора;
- отирание крупных листов влажной тряпкой;
- рыхление земли.
Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.
В старшей
С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:
- растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
- луковицы и клубни;
- более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).
Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными
В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.
В подготовительной
Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:
- о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
- о способах размножения растений;
- о вариантах ухода за обитателями.
Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).
Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.
Материалы неживой природы
Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.