Как проходит аттестация
По новому Письму Минпросвещения № ГД-39/04 от 19.03.2020, образовательные учреждения сами очерчивают круг требований к проведению аттестации учащихся при дистанционном обучении. При этом в Рекомендациях имеется указание на возможность проведения аттестации в электронном формате.
При дистанционном обучении учащиеся проходят как промежуточную, так и итоговую аттестацию. Промежуточная аттестация проводится по специальному графику. Ее срок – период с апреля по май включительно. В начальных, средних и старших классах промежуточная аттестация проходит в письменной форме.
Согласно новым Рекомендациям Минпросвещения № ГД-161/04 от 08.04.2020 промежуточная аттестация учащихся может проходит в следующих формах:
- письменные работы с дальнейшей их передачей учителю в электронном формате,
- разработанные учителями онлайн-тесты,
- различные подборки заданий с их дальнейшей автоматизированной обработкой,
- выполнение учениками каких-либо индивидуальных или групповых проектных заданий.
В день проведения аттестации учащийся направляет по электронной почте своему руководителю итоговый проект работы. Сам проект может быть в виде презентации, текстового файла или фотографии.
Итоговая аттестация как при дистанционном групповом, так и семейном обучении проводится в удаленном формате. Она может проходить с использованием программ, передающих видео через Web-камеру в режиме реального времени. При этом перед началом прохождения аттестации ответственное лицо обязано установить личность ученика. Учащийся может проходить итоговое тестирование как очно, так и в онлайн-режиме.
О результатах аттестации родителей учащегося уведомляет его классный руководитель. Оценки за пройденную аттестацию ставятся в электронном формате.
https://youtube.com/watch?v=HFKmdSTEILU
Как сдавать промежуточную аттестацию
Документы выкладываются на сайте образовательного учреждения для открытого просмотра. Родители перед заключением договора должны ознакомиться с ними, чтобы понимать, каким образом будут проверяться знания ребенка. Если таких актов нет, то родители вправе выдвигать свои условия.
В соответствии с договором контрольный материал можно сдавать один раз в четверть, в полугодие или сразу за весь учебный год. Время проведения аттестации может не совпадать с общепринятыми сроками. Все зависит от темпа освоения учебного материала.
Как проходит аттестация:
- Учащийся получает контрольное задание, делает его дома в письменном виде, а в день аттестации приносит и сдает учителю;
- В виде диктанта, сочинения, изложения, письменных тестов по математике;
- В форме собеседования, реферата, презентации по географии, истории, биологии, обществознанию, иностранному языку.
Собеседования могут проходить в школе или по видеосвязи. Допускается в один день сдать два смежных предмета, например, историю и обществознание. мы подробно описываем в этой статье, как написать сочинение на высокий балл, даже если вы учитесь дома.
Изменения в законе о дистанционном, семейном, домашнем обучении в 2022 году
Новый приказ Минпросвещения России №115 от 22 марта 2021 года
Этот документ относится к дистанционному обучению косвенно. Он регулирует процесс изучения школьных программ, контролирует деятельность школ. Так как на семейном или дистанционном обучении происходит зачисление в школу, то родителям-дистанционникам это будет также интересно.
Что нового:
Согласно ст. 63 закона об образовании, родители обязаны сообщить в местное самоуправление о своем решении перейти на дистанционное обучение с ребенком. Теперь этот срок точно установлен — минимум 15 календарных дней до начала учебного года.
Обязательно ли обучаться в своей школе
При дистанционном обучении вы сами решаете, как заниматься. Удобнее всего записаться в детскую онлайн-школу, в которой есть полноценные учебные программы для детей, находящихся на семейном образовании. В этом случае ребенок будет учиться онлайн, а обычную муниципальную школу посещать, только чтобы сдать промежуточную аттестацию или экзамены.
Предусмотрен и более удобный вариант промежуточной аттестации при уходе на дистанционное обучение. У крупных онлайн-школ есть партнеры – учебные заведения, которые аттестуют учеников. В этом случае вам вообще не придется обращаться в муниципальную образовательную организацию.
На нашем сайте собраны онлайн-школы, которые обучают детей на семейном образовании. Вы можете почитать условия и отзывы учеников, выбрать программу по своим требованиям: возраст, класс, формат (например, учеба с куратором), педагогический состав, стоимость и пр.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.
Плюсы:
- Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
- Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
- Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
- Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.
Минусы:
- Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
- Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
- Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
- Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.
Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.
Экономика образования
Как выбрать профессию, когда ее сменить и почему это важно
Как должно быть организовано дистанционное образование по новому законодательству
Основное изменение касается обязательного применения электронного обучения в школах, колледжах и вузах в случае возникновения в стране чрезвычайных ситуаций. В данных случаях удаленное обучение в школе будет обязательным независимо от ограничений, по которым недопустимо применение исключительно электронных образовательных технологий. Такое требование будет внесено в новую часть 17 статьи 108 Закона «Об образовании».
Вопрос организации электронного обучения в школах не закреплен в официальных актах. Но он отражен в Рекомендациях Минпросвещения по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий согласно Письму Минпросвещения № ГД-39/04 от 19.03.2020 . В них содержится примерная модель организации электронного обучения в школах.
Дистанционное образование согласно Рекомендациям организуется на дому следующим образом:
- Образовательное учреждение принимает приказ о временной организации электронного обучения.
- Школа назначает лицо, которое ответственно за консультацию педагогов и учеников по использованию удаленного обучения.
- Учреждение составляет расписание уроков на каждый день. При этом один онлайн-урок в РФ по последней редакции Рекомендаций Минпросвещения должен длиться не больше 30 минут.
- Школа уведомляет учеников и родителей о переходе на дистанционное обучение, знакомит их с расписанием занятий и графиком контроля по всем предметам.
- Образовательное учреждение создает тестовые задания, публикует объявления, обеспечивает сбор всех работ учеников. Школа организует проведение аттестации (текущей и промежуточной) учащихся.
- Учреждение ведет учет всех итогов образовательного процесса в электронном формате.
Выбранная родителями ребенка форма дистанционного обучения подтверждается их письменным согласием путем составления заявления.
Минпросвещения в своих Рекомендациях допускает проведение школами учебных занятий в электронном формате как на их собственных порталах, так и на других образовательных ресурсах. Это может быть платформа Скайп. Все занятия в рамках удаленного обучения проводятся в режиме видео-конференц-связи.
В Рекомендациях имеется указание на то, что домашнее дистанционное обучение школьников при необходимости может сочетаться с очным обучением. Минпросвещение допускает объединение школьников в «виртуальные группы». Это возможно через сеть «Интернет» посредством системы видео-конференц-связи.
При дистанционном обучении школам рекомендуется обеспечить учащихся свободным доступом к электронным библиотекам. Школа самостоятельно публикует на официальном сайте расписание занятий в онлайн-формате с указанием времени, когда на них должны присутствовать учащиеся.
Рассматриваемый правовой акт допускает перенос на следующий учебный год отдельных элементов учебного плана, если они не могут быть реализованы в рамках электронного обучения Также Рекомендации содержат указание на обеспечение постоянной связи между преподавателями и обучающимися. Школам необходимо следить за взаимодействием педагогов и учеников, а также вести учет посещаемости онлайн-занятий.
Что можно применять из технологий
Если для школьных программ можно использовать только государственные информационные системы (напомним, это установлено законом «Об образовании в РФ»), то для высшего образования и СПО, ДПО образовательная организация сама может выбирать основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды используемых дистанционных образовательных технологий. Правда, ограничение всё же есть: выбирать можно лишь из того софта, который включён в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Средств видео-конференц-связи и мессенджеров это тоже касается. При этом есть возможность пользоваться системой «Современная цифровая образовательная среда» (это не обязанность, а именно право).
Для промежуточной и итоговой аттестации, текущего контроля успеваемости допускается биометрическая идентификация студентов с использованием Единой биометрической системы (ЕБС) и Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Правда, школьников это не касается, а относится к студентам колледжей, вузов и программ ДПО с применением дистанционных образовательных технологий. Для использования биометрической идентификации нужно будет присоединить информационную систему образовательной организации к инфраструктуре для взаимодействия с «Госуслугами».
Однако обработка биометрических персональных данных учащегося допускается лишь с его согласия.
Как вводить дистанционное и электронное обучение
Образовательная организация, которая планирует применять такие технологии в следующем учебном году, должна разместить информацию об этом на своём сайте не позднее 1 мая текущего учебного года.
Но в школах решения о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий можно принимать только «совместно со всеми участниками образовательных отношений», и в этом случае издаётся локальный нормативный акт. Иными словами, мнение законных представителей школьников (родителей) и педагогов должно учитываться, потому что по закону они участники образовательных отношений.
При этом образовательная организация должна соблюсти много требований, чтобы вести занятия дистанционно и в формате электронного обучения. Например, она должна:
- обеспечить уровень подготовки своих педработников и административно-хозяйственных сотрудников, соответствующий применяемым технологиям (видимо, имеется в виду, что все они должны уметь работать с ними);
- обеспечить учащимся доступ к средствам обучения с использованием таких технологий, в том числе к необходимому ПО;
- определить порядок оказания учебно-методической помощи учащимся, в том числе в форме индивидуальных дистанционных консультаций;
- определить порядок оказания техпомощи учащимся — самостоятельно или совместно с операторами используемых информационных систем.
Обучение ребенка.
Учебная нагрузка
Индивидуальный учебный план, расписание занятий, необходимые для реализации образовательной программы (п. 6 Методических рекомендаций):
при организации обучения на дому – согласовываются образовательной организацией с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих основные или адаптированные общеобразовательные программы на дому;
при осуществлении обучения в медицинской организации – определяются с учетом режима лечения и пребывания в медицинской организации, согласовываются с лечащим врачом и родителями (законными представителями) ребенка.
Режим и продолжительность занятий определяются психофизическим состоянием ребенка с учетом рекомендаций лечащего врача, а также актуальными познавательными возможностями и ограничениями жизнедеятельности обучающегося.
Наиболее популярной организацией процесса обучения детей, находящихся на длительном лечении, является классно-урочная система обучения, при которой обучающиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени, причем все обучающиеся работают над усвоением одного и того же материала по расписанию.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки на обучающихся установлен:
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26.
Основания для получения семейного образования в 2022 году
Для начала следует понять разницу между надомным и дистанционным образованием. В первом случае ребенок имеет тяжелые или хронические заболевания, из-за чего не может очно присутствовать на уроках. Школьные учителя приходят к нему на дом (в больницу) и занимаются по стандартной программе. Для перехода на такое обучение требуется медицинское основание и заключение медико-социальной экспертизы.
Второй вариант – это семейное образование, для которого достаточно только инициативы самого школьника и родителей, без веских оснований.
Перечислим основные причины перевода на семейное дистанционное обучение:
- Не устраивает школьная программа, хочется, чтобы ребенок учился по авторской или зарубежной методике.
- Сложные отношения с одноклассниками, педагогами или администрацией школы.
- Семья регулярно меняет место жительства, допустим, каждый год уезжает на зиму в теплую страну.
- Школьник не может посещать школу по обычному расписанию. Например, часто выступает на творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и т. д.
- Есть необходимость пройти школьную программу быстрее.
Что нужно для перевода ребенка на семейное обучение и экстернат
Расскажем, какие документы нужны, чтобы перевести ребенка на семейное обучение и экстернат:
- Паспорт родителя.
- Паспорт или свидетельство о рождении сына/дочери.
- Уведомление районного отдела образования о переходе на семейное образование.
- Заявление на имя директора школы о переводе и об отчислении ребенка.
- Если школьник переходит в другое учебное заведение – заявление на имя директора о зачислении для прохождения аттестаций.
То есть по факту перевод происходит по 3 заявлениям родителей. А также с новой школой можно заключить договор на промежуточную и итоговую аттестацию (по желанию).
Семейное обучение
Количество детей, получающих семейное образование, с каждым годом становится больше. Многие родители считают, что такое домашнее обучение позволит раскрыть способности и творческий потенциал лучше, чем школа. Принимая решение о переходе на домашнее обучения без участия школы, они берут на себя ответственность за качество образования.
Что заставляет родителей выбирать домашнее обучение:
- Ребенок сильно опережает своих сверстников в развитии, дома он сможет осваивать предметы по индивидуальному плану.
- Родителям по роду деятельности приходится часто переезжать, а ребенку – менять школы.
- Ребенок занимается профессиональным спортом, музыкой, живописью, другими видами искусства, что отнимает у него много времени. К тому же занятия могут не совпадать со школьным расписанием.
- Религиозные или идеологические убеждения, не позволяющие родителям отдавать детей в школу;
- Неразрешимые конфликты с одноклассниками и учителями.
- Школьник может сам изъявить желание перевестись на домашнее обучение.
Семейное образование могут давать сами родители или нанимать для этого репетиторов. Форму выбирают с учетом мнения ребенка. Он может учиться очно-заочно или заочно. В Москве, например, работают центры домашнего обучения, работающие в удаленном режиме.
Программа составляется с соблюдением государственных образовательных стандартов. Количество часов по предметам и недельная нагрузка устанавливается родителями самостоятельно или по договоренности с преподавателями.
Достоинство семейного образования заключается в возможности уделить больше времени тем предметам, которые интересуют ребенка. Школа, где ученик числится экстерном, контролирует выполнение учебного плана.
Как перейти на семейное обучение
Если ребенок идет в первый класс, можно выбирать любую школу независимо от места жительства
Важно, чтобы в ее уставе было прописано положение о домашнем образовании и экстернате
Как перейти на семейное обучение:
- Подать заявление директору школы.
- Известить о переводе местный отдел образования.
- После издания директором школы приказа заключить договор.
В отличие от надомной формы, семейная не предусматривает бесплатных визитов педагогов на дом и согласования с методистами учебной программы. Она оставляется на усмотрение родителей.
Оформление документов
Перевод на семейное обучение оформляется следующими документами:
Заявлением на имя директора об отчислении ребенка из школы. Родители получают на руки личное дело со школьной медицинской картой, справками о результатах ежегодных итоговых контрольных работ и освоении учебных программ.
Заявлением в любую школу о прохождении промежуточных аттестаций и зачисления ребенка в качестве экстерна. В заявлении также можно просить о предоставлении возможности пользоваться школьной библиотекой и посещать лабораторные занятия по некоторым предметам.
В договоре о допуске к аттестациям и экзаменам устанавливается порядок посещения необходимых практических и лабораторных занятий, график консультаций, сдачи контрольных работ и экзаменов. По согласованию с педагогами вы можете заменить форму аттестации. Например, заменить контрольную работу рефератом. В договоре также прописываются права и обязанности школы, родителей и ученика.
Как пойти в онлайн-школу в первый класс
Если вы хотите, чтобы ребенок учился не в обычной муниципальной, а в дистанционной школе, то следует уведомить отдел образования о вашем решении. Вы можете сделать это еще летом или перевести первоклассника в начале/середине учебного года. Также нужно выбрать онлайн-школу. Есть 2 варианта:
- Без зачисления. Вы просто заключаете договор на оказание платных услуг, а затем прикрепляетесь к любой государственной или частной школе, чтобы сдавать промежуточную и итоговую аттестацию.
- С зачислением. Такая форма обучения стоит дороже, но ребенок уже будет прикреплен к партнеру онлайн-школы: в этом учебном заведении он сдаст экзамены и получит аттестат.
Эта статья наглядно покажет, какие плюсы и минусы имеет домашнее обучение и семейное. Мы обсудим, как перейти и учиться дистанционно, разберем новый закон об образовании 2020 — 2021 — какие изменения произошли в России в этом году.
Домашнее обучение — новый закон
Справка об обучении и аттестация.
В пункте 9 Методических рекомендаций сказано, что по окончании длительного лечения госпитальная школа выдает обучающемуся, освоившему часть образовательной программы, справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому данной организацией, с результатами текущего контроля успеваемости по каждому учебному предмету.
Эта справка обязательна к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося.
Образовательная организация по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в госпитальной школе, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.
Промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту жительства, в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации (п. 8 Методических рекомендаций).
Согласно п. 10 Методических рекомендаций проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы основного и среднего общего образования в медицинских организациях или на дому, обеспечивает уполномоченный орган исполнительной власти в сфере образования того субъекта РФ, на территории которого находится медицинская организация или проживает ребенок, нуждающийся в длительном лечении.
Пунктом 44 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018) и п. 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018) предусмотрено проведение государственной итоговой аттестации в медицинских организациях, на дому. При этом основанием для организации экзамена является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
В Письме Минобрнауки РФ от 20.04.2018 № 08-1051 «Об организации пункта проведения экзаменов на дому» разъяснено, что для создания специальных условий обучающемуся при организации сдачи им экзамена на дому участнику экзамена и (или) его родителям (законным представителям) необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций ПМПК. На основании представленных документов орган управления в сфере образования обеспечивает организацию экзамена (экзаменов) для такого обучающегося на дому, а также все специальные условия, указанные в заключении ПМПК.
Как перейти на дистанционку – порядок действий
Порядок перехода на семейное дистанционное обучение:
- Уведомите отдел/департамент/управление образования по месту жительства. Заполните бланк уведомления о переходе на семейное образование или оформите его в свободной форме в 2 экземплярах. Один с отметкой о вручении должен остаться у вас.
- Обратитесь к директору школы и отчислитесь из нее. Вам нужно написать заявление и приложить к нему уведомление, которые вы направляли в отдел образования.
- Решите, где ребенок будет проходить аттестацию. Вы можете остаться в своей школе или обратиться в любое другое учебное заведение, у которого есть аккредитация на прием экстернов. В первом случае администрация школы сама издаст локальный акт о переводе ученика на семейное образование. Во втором – необходимо обратиться к директору, согласовать условия промежуточной аттестации, подать заявление и заключить договор.
После этого ребенок может учиться на дому. Если вы хотите обучаться в частной онлайн-школе, то нужно узнать условия зачисления и также подписать договор.
Закон об образовании и домашнем обучении
Статьи, касающиеся альтернативных вариантов получения образования:
- Ст. 16 дает определение понятию дистанционного обучения в школе и регламентирует реализацию программ с использованием IT-технологий;
- Ст.17 устанавливает возможность обучаться очно, заочно, а также получать образование в домашних условиях;
- Ст. 44 касается прав и обязанностей родителей;
- В ст. 63 говорится о том, что родители могут выбирать программы для детей, проходящих индивидуальное обучение на дому.
Школы, где есть экстернат, не имеют права отказать родителям в приеме или переводе ребенка на семейное, домашнее или дистанционное образование.