Дислалия у детей и методы ее устранения

Виды дислалии

Дислалия, как форма речевой патологии у детей, имеет различные виды и формы. Классификация зависит от причин из-за которых появляется нарушение звукопроизношения. Специалисты выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Механическая (органическая) дислалия — форма речевой патологии, вызванная наличием дефектов строения артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии, в отличии от механической, связаны либо с социальными факторами, либо с обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия имеет следующие разновидности:

  • моторная дислалия: для данной патологи характерны неточные и недифференцированные движения языка и губ, из-за чего происходит возникновение фонетических дефектов (искажение звуков);
  • сенсорная дислалия: при данном нарушении затрудняется слуховая дифференциация акустически схожих звуков (твердых/мягких, глухих/звонких и пр.) из-за чего ребенок смешивает и заменяет звуки в устной речи.

Кроме того, имеют место случаи, когда специалисты выделяют наличие сенсорной и моторной речевой недостаточности, такой вид нарушения получил название «сенсомоторная дислалия».

Несформированность тех или иных признаков звуков и характер речевого дефекта позволяют выделить следующие виды дислалии:

1. Фонематическая дислалия — причиной данного вида дислалии является несформированность операций отбора звуков по их артикуляторным признакам. При такой форме дислалии артикуляторная база может быть сформирована, либо не полностью сформирована. В первом случае, ребенок просто неправильно подбирает звуки; второй вариант предполагает, что при отсутствии нужного звука, ребенок заменяет его более простой фонемой.

2. Фонетическая дислалия — возникновение такой формы дислалии связано с формированием неправильных артикуляторных позиций. Подобное речевое нарушение проявляется в том, что ребенок произносит звук, который не существует в фонетической системе языка.

С учетом количества нарушенных звуков могут быть выделены следующие виды нарушений:

  • простая дислалия (мономорфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением одного звука или нескольких звуков из одной группы;
  • сложная дислалия (или же «стертая» дислалия, или полиморфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением нескольких звуков из разных групп.

Также специалисты выделяют физиологическую дислалию (или возрастную), для которой характерно нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. Такое речевое нарушение проходит самостоятельно после 5 лет.

Дислалия у детей и методы её устранения

Чаще всего встречается дислалия у детей. Среди всех речевых нарушений эта патология – самая распространённая: среди детей дошкольного возраста она выявляется у каждого второго, в начальной школе – у каждого пятого. Следует отметить, что искажение звуков у малышей до 5 лет встречается очень часто, т.к. артикуляционный аппарат может быть не готов к совершенному звукопроизношению. Это не является поводом для паники, но наблюдать за ребёнком всё же стоит. При сохранении же проблемы после пятилетнего возраста, потребуется в первую очередь консультация логопеда, а также, возможно, отоларинголога, невролога или стоматолога.

Выявление дислалии у детей проходит в следующем порядке:

  • 1) обследование речевого аппарата (строение, подвижность);
  • 2) оценка звукопроизношения;
  • 3) проверка фонематического слуха.

Виды фонетических дефектов

Название нарушенияС какими звуками проблемы
Ротацизм(р), (рь)
Ламбдацизм(л), (ль) – отсутствуют в речи
Гаммацизм(г), (гь)
Каппацизм(к), (кь)
Хитизм(х), (хь)
Сигматизм + Йотацизм(ж), (ш), (ч), (щ), (с), (сь), (з), (зь) + (й)

Иногда встречаются также нарушения смягчения или озвончения.

Методика коррекции речи

Методы устранения дислалии:

  1. При механической аномалии её причины устраняются посредством операции. Например, если проблему с речевым аппаратом создаёт короткая уздечка языка или верхней губы – её подрезают, и речь ребёнка быстро исправляется. При функциональной дислалии малыша обучают специальной гимнастике для губ и языка, а также проводится логопедический массаж, представляющий собой различные манипуляции с языком: поглаживания, надавливания, похлопывания, перетирания. Разумеется, проделывать это может исключительно специалист. Длительность курса массажа – от 10 до 20 сеансов. Спустя 1-2 месяца комплекс упражнений желательно повторить.
  2. На втором этапе начинается постановка и автоматизация звукопроизношения. Делается это, в первую очередь, посредством подражания, а также при помощи специального зонда, которым логопед направляет язык в нужную сторону.
  3. Закрепление дифференциации (различения) смешанных звуков в потоке речи – это итог проделанного пути. Ребёнок демонстрирует способность верно озвучивать отработанные звуки в любых слогах и словах.

Современные методы коррекции функциональной дислалии у детей обеспечивают результат уже через 1-3 месяца – это если речь идёт о простых нарушениях (когда, как говорилось выше, возникают трудности с одним звуком или со звуками одной группы). Конечно, курс занятий с логопедом должен быть достаточно интенсивным: не менее 3-х раз в неделю по 45-60 минут. Помимо этого, потребуется закрепление пройденного материала дома. В случае сложной дислалии для устранения речевых проблем понадобится больше времени и усилий.

Итак, мы выяснили, что такое дислалия, каковы её виды, узнали о методах логопедической коррекции. Дислалия может стать причиной развития у ребёнка дислексии или дисграфии (нарушение чтения или письма). Поэтому каждому родителю необходимо знать о профилактических мерах, позволяющих избежать столкновения с данной патологией.

Симптомы дислалии у детей

Наблюдаются различные признаки дислалии. Один из вариантов — пропуски, когда при разговоре из речи выпадают различные звуки. Следующий симптом — замена звуков при дислалии. Пациенты заменяют один звук другим. Происходит это из-за трудностей определения особенностей произношения звуков.

Может быть также смешение, когда ребенок то путает звуки, то произносит их правильно. Причиной нарушения является плохое усвоение системы фонем.

Искажение характеризуется ненормированным произношением при дислалии, когда дети используют звуки, которых нет в языке. Могут деформировать звуки или произносят их с использованием не тех органов: межзубный «с» вместо правильного щелевого.

При функциональной форме патологии нарушено произношение одного или нескольких звуков, механической — множества звуков, которые сходны по произношению. К примеру, при открытом переднем прикусе, когда отсутствует контакт между зубами в передних отделах, кончик языка не может удерживать позицию позади зубов.

Лексико-грамматическая составляющая речи формируется согласно возрасту. Словарный запас достаточный, слоговая структура нормальная, склонение слов правильное. Мышление при дислалии сохранное. Малыш в разговоре проявляет высокий уровень связной речи, понимает обращенную речь.

Кроме патологической, есть еще возрастная дислалия, или физиологическая. Ее причиной является несовершенство речевых навыков, связанное с возрастом. Со временем эти нарушения проходят самостоятельно и не требует специализированной помощи.

Способы коррекции дислалии у ребенка

Коррекция дислалии состоит из трех этапов: начального, формирования первичных произносительных навыков и навыков общения.

Подготовительный этап. При органической патологии заключается в устранении причины, то есть дефекта. Показана пластика (иссечение) короткой уздечки, ортодонтическая коррекция (исправление прикуса). Моторная форма функциональной дислалии корректируется разработкой органов речи с помощью упражнений, массажа, при сенсорной — развитием фонематических процессов.

Важной составляющей терапии являются выработка навыков правильного использования дыхания в разговоре, упражнения для мелкой моторики, закрепление произношения основных звуков. Формирование навыков произношения. Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи

Используется подражание, занятия с логопедическим зондом

Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом

Формирование навыков произношения. Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом.

Формирование навыков правильной речи в общении. Закрепляется результат предыдущих этапов и формируются навыки правильного употребления звуков в общении, экспрессивной, монологовой и диалоговой речи.

Коррекционная программа при легкой дислалии может длиться до 3-х месяцев, сложной — до полугода

Важно, чтобы занятия были регулярными, не прерывались. Частоту занятий, их продолжительность подбирает логопед с учетом тяжести патологии и возраста пациента. По возможности родители и дома должны заниматься с дошкольником

По возможности родители и дома должны заниматься с дошкольником.

При дислалии, связанной с возрастом, коррекции не требуется. Но нужно наблюдать за развитием речи, и при необходимости начать лечение.

Далее разберем эффективные упражнения, которые родители могут выполнять дома. Проконсультируйтесь с вашим логопедом, подходят ли они в вашем случае.

Упражнения для устранения механической дислалии

Комплекс упражнений составляет логопед с учетом выраженности симптомов и основной причины речевого дефекта. У каждого пациента — индивидуальный набор упражнений. Эффективны пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. У маленьких детей упражнения проводятся в игровой форме, чтобы была заинтересованность. Такие занятия дадут результат, если устранена органическая причина.

Артикуляционные упражнения для губ

Упражнения можно выполнять дома самостоятельно. Но первый сеанс проводится обязательно с логопедом. Он покажет эффективные движения, проконтролирует правильность расположения губ при выполнении упражнений. Такой подход позволит разработать мышцы губ, развить навык их использования в разговоре.

К примеру, нужно высунуть язык, расслабить его, распластав по нижней губе. Затем язык сворачиваем в трубочку и вытягиваем его вперед, насколько это возможно. После этого так же растягиваем губы, сворачиваем их трубочкой. Пусть малыш делает эти упражнения перед зеркалом.

Причины дислалии

Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.

  • В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
  • Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
  • Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как составляется характеристика речи на детей с ОНР?

Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.

  • Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык – это и становится причиной искажения звуков.
  • При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.

Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.

Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:

Название дефектаЗвуки, произношение которых страдает
Ротацизм и
Сигматизмсвистящие , , , и шипящие , , ,
Ламбдацизм и
Каппацизм и
Гаммацизм и
Йотацизм
Хитизм и

Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе (рекомендуем прочитать: учимся с ребенком выговаривать букву Р). В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.

Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка (подробнее в статье: как лечится короткая уздечка у новорожденного?). Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:

Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках

Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
Умственные отклонения.

Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Советы родителям

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание. Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду

Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.

Методика обследования детей с дислалией

Для всестороннего анализа и получения достоверных результатов во время логопедической диагностики используется несколько приемов и методик. Схематически их можно разделить на 4 группы, представленные ниже:

  1. Исследование сенсорных функций. Включает в себя изучение слухового внимания, музыкального слуха, восприятия музыки и других особенностей. Ребенку предлагается послушать и рассказать, как звучат разные инструменты, определить какой именно из них звучал в данный момент, спеть песенку, сравнить инструменты из разных групп (ударные и духовые, струнные и клавишные и так далее.
  2. Исследование психомоторных функций. Малышу предлагается повторять разные движения в определенном порядке и с заданной скоростью. Кроме общих движений оценивается моторика пальцев на обеих руках.
  3. Исследование орального праксиса. Требует от ребенка выполнения движений губами, языком, постановку их в определенную позу. Дополнительно оцениваются мышцы щек.
  4. Исследование произвольной мимической моторики. Даются упражнения, позволяющие определить подвижность бровей, лба, век, глаз.

Методика обследования речи при дислалии, основанная на схеме Волковой, позволяет получить полную картину болезни и продумать коррекционную работу для каждого больного индивидуально. Использовать ее можно не только в дошкольном, но и школьном возрасте, хотя приемы в этом случае заменяются на более сложные.

Обследование речи и вопросы дифференциальной диагностики дислалии до сих пор остаются неоднозначными в логопедической среде

Некоторые специалисты считают, что ребенка с таким диагнозом следует поместить в особую образовательную среду (речевой детский сад), где ему смогут ежедневно уделять внимание, проводить коррекционную работу. Другим кажется, что в среде с хорошо говорящими детьми у больного малыша больше шансов самостоятельно справиться с проблемой. Но и те, и другие признают необходимость ранней диагностики дислалии

Но и те, и другие признают необходимость ранней диагностики дислалии.

Профилактика

На речь своего ребёнка нужно обращать внимание как можно раньше – чтобы позднее он не оказался “белой” вороной среди своих ровесников и не имел проблем с общением, чтением и письмом. Даже если у малыша вызывает затруднение произнесение только одного звука, следует обратиться к логопеду

Вероятно, вам предложат курс занятий с логопедическими упражнениями, артикуляционной гимнастикой, массажем. В случае выявления анатомических дефектов, будьте готовы к оперативному вмешательству.

От родителей зависит очень многое. С самого рождения малыша необходимо с ним общаться – но избегая искажения слов. Ласковый тон – это хорошо и даже нужно. А вот подражание детскому лепету (“Это фто у нас за малыф такой хаёшенький”) к добру не приведёт. Говорите правильно, грамотно сами и поправляйте ребёнка.

Кроме того, важную роль для развития речи играет чтение. Прививайте малышу любовь к книгам – чем раньше, тем лучше!

Диагноз “дислалия” нельзя назвать чем-то пугающим. Однако лечение такого речевого нарушения в любом случае потребует немалого терпения от ребёнка и от его родителей (опекунов). Не стоит забывать и о тратах: денежных, временных.

Так что проблему лучше предупредить, чем потом дитя лечить.

Почему тысячи пациентов выбирают “Центр АКМЕ”

Центр АКМЕ более 10 лет помогает детям решать проблемы дефекта речи.

Специалисты Центра имеют огромный опыт и уникальную авторскую методику, которая позволяет наиболее эффективно справляться с поставленными задачами.

Основной акцент мы делаем на безмедикаментозное решение диагностируемых проблем.

Наша методика предполагает партнерское участие в процессе исправления нарушений речи: в работу вовлечены как специалисты Центра, так и ребенок, и его родители, близкие и родственники. Совместная деятельность — это работа на стабильный и устойчивый результат, т.к работа по устранению дефектов речи продолжается и вне стен логопедического кабинета. Именно поэтому так важна вовлеченность родителей.

Деятельность логопеда по устранению дислалии делится на несколько этапов. После диагностики заболевания и назначения курса лечения, начинается первый этап — более тесное знакомство и вовлечение ребенка в игровой процесс, который позволяет преодолеть стеснительность, неловкость в общении с новыми людьми, усвоение «правил игры», а также развитие памяти и внимания.

После установления контакта, логопед переходит к специальным задачам. Ребенок начинает узнавать и различать фонемы, обретает речедвигательные умения и навыки. В процессе занятия специалист использует целый комплекс упражнений, дидактические материалы, руководствуется пособиями и авторскими методиками.

Логопедический массаж — важная составляющая курса лечения. Упражнения для развития речевого аппарата обязательны в коррекционном комплексе, если у ребенка была диагностирована дислалия.

Почему так важно не запускать дислалию?

Дефекты в развитии речи могут стать причиной целого ряда комплексов у ребенка. Подшучивания и обидные выпады со стороны сверстников могут наложить отпечаток на всю жизнь подрастающего человечка. Не позволяйте ребенку почувствовать себя вне общества. Самоизоляция в детстве — причина многих психологических травм в будущем. Подарите ребенку и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Дислалия простая и сложная

От родителей зависит очень многое. С самого рождения малыша необходимо с ним общаться — но избегая искажения слов. Ласковый тон — это хорошо и даже нужно. А вот подражание детскому лепету («Это фто у нас за малыф такой хаёшенький») к добру не приведёт. Говорите правильно, грамотно сами и поправляйте ребёнка.

Виды фонетических дефектов

Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Классификация

https://youtube.com/watch?v=_WfviyrfpsU

Речь играет важную роль в жизни человека, и для своевременного выявления дислалии важно следить за состоянием речевого аппарата у ребенка и присутствие в нем дефектов строения. Кроме этого, дети склонны подражать речи взрослых, поэтому их звукопроизношение должно быть идеально чистым

Прогноз и профилактика

При своевременном начале лечения исправление дислалии оказывается эффективным: малыш начинает правильно разговаривать, исчезают дефекты произношения. На результат влияют сложность случая, индивидуальные особенности ребенка, состояние нервной системы и сопутствующие заболевания. Чем раньше начато лечение — тем быстрее будет результат. Запущенные случае труднее поддаются коррекции, но при усердии избавиться от речевых расстройств можно.

Профилактика дислалии заключается в укреплении здоровья ребенка, предотвращении соматических заболеваний и травм. Не искажайте свою речь при малыше: говорите правильно, медленно и четко произнося слова. Сюсюканье, подражание детской речи не только неуместно, но и опасно в плане того, что потом детки начинают вам подражать

Важно, чтобы все члены семьи придерживались этих принципов

Если есть какие-либо анатомические отклонения, необходимо их вовремя устранять. Это возможно только при раннем обнаружении, значит, нужно проходить осмотры врачей в положенные сроки. Если вы заметите что-то необычное: проблемы с сосанием, отказ ребенка от груди, плач — проконсультируйтесь с врачом

После года обращайте внимание на развитие речи, характер произношения звуков, слогов

Советы родителям

Занимайтесь развитием своего малыша с раннего возраста

Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, уделяйте внимание пальчиковой гимнастике. Называйте предметы, когда находитесь дома, когда гуляете на улице

Рассказывайте о своих действиях, даже при выполнении работ по дому. Читайте сказки, делайте массаж и гимнастику, рисуйте, лепите.

С детьми постарше можно учить скороговорки, стихи. Это будет способствовать правильному развитию нервной системы, артикуляционных мышц, кроме того — улучшить память.

Но не переусердствуйте. Ваша излишняя требовательность, ежесекундный контроль речи могут спровоцировать другие речевые расстройства, например, заикание.

Успехов вам! Пусть малыш развивается соответственно возрасту.

Диагностика дислалии

Для достоверности постановки диагноза дислалия необходим правильный сбор анамнеза. Необходим тщательный опрос матери ребенка и правильно провести работу с самим ребенком. У матери необходимо узнать были ли в семье нарушения связанные с речью или с речевым аппаратом. Нужно учитывать все данные, начиная от самого момента зачатия малыша, учитывать от какой беременности ребенок, особенности протекания беременности, выяснить были ли у матери заболевания во время беременности, учитывать, как проходили роды. Далее собрать данные по поводу психомоторного развития ребенка, состояние слуха и зрения, состояния опорно-двигательной системы

Также необходимо обратить внимание на то, нет ли болей различной локализации, будь то голова, шея, ротовая полость, потому что нарушения могут быть связанны именно с болью, нужно учитывать этот факт. Затем необходим тщательный осмотр органов речи, оценить подвижность, провести с ребенком серию упражнений

Логопед должен оценить правильность звуковоспроизведения, и выявить наличие дефектных звуков, а затем дифференцировать их с помощью дидактического материала. Оценить характеристику нарушения, будь то замена звука, или их смешение, и так же выяснить в каких позициях слов или словосочетания находится дефект (в начале, середине, или в конце). Провести оценку фонематического слуха – способность ребенка дифференцировать коррелирующие фонемы.

Немаловажным аспектом в диагностике дислалии является осмотр узких специалистов, таких как стоматолог, детский невролог, отоларинголог

Необходимо исключить наличие тугоухости и оценить работу слухового аппарата. Особое внимание должен уделить невролог, так как наличие дополнительных симптомов может говорить о более серьезной патологии, тщательно провести полную неврологическую проверку, наличие рефлексов, памяти, восприятия, чувствительности. Необходимо прохождение дополнительных методов обследования, для исключения патологий связанных с головным мозгом, так как, дефект может быть заложен именно в этом органе, нужно исключить наличие патологического очага, нарушающего связи, между центрами речи и речевым органном. Для этого используют компьютерную томографию или ядерный магнитный резонанс

Затем нужно провести дифференциальную диагностику дислалии с дизартрией.
При выявлении у ребенка дислалии логопед должен составить заключение, с указанием формы, вида, и вида неправильного звуковоспроизведения, а так же указать сопутствующие заболевания, которые могли привести к данной патологии.

При первых подозрениях на дислалию, необходимо посетить логопеда. В первую очередь таким специалистом с ребенком ведется произвольная беседа, в ходе которой логопед на слух определяет, какие имеются недостатки. Далее малышу предлагается поиграть с картинками, называя изображенные на них предметы. При этом картинки подбираются с тем расчетом, чтобы вынудить малыша издать все звуки речи. Параллельно с этим логопед заполняет таблицу, отмечая, с произношением каких звуков есть проблемы и какие именно.


игру

Функциональная дислалия

Проблемой целиком и полностью занимается логопед. В отдельных случаях требуется посещение невролога и нейропсихолога. Родителям необходимо будет выполнять «домашние задания» — заниматься с ребенком дома, вырабатывая правильное произношение.  Программа и интенсивность занятий разрабатывается логопедом-дефектологом индивидуально в зависимости от тяжести нарушений.

Лечение дислалии необходимо — без коррекции в подавляющем большинстве случаев нарушения не проходят (ведь мозг «запоминает» неправильное произношение), а только усугубляются, что может привести к трудностям в социализации ребенка, его заиканию и другим различным психологическим нарушениям. Легче научить правильному произношению, чем переучить.

Своевременно начатая коррекция — лучшее решение проблемы.

Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» – заднеязычный звук наподобие английского «р».

Симптомы

Дефекты произношения при дислалии могут быть выражены заменами, пропусками, а также смешениями и искажениями звуков.

Пропуски звука – имеется в виду его полное отсутствие в начале слова, середине или конце.

Замена звука – один звук говорящий замещает другим, который есть в фонетической системе языка. Ребенок может заменять разные звуки по месту артикуляции либо способу образования, но при этом они будут отличаться по признаку твердости/мягкости или звонкости/глухости.

Смешение звуков – говорящий путает 2 звука, при этом произносит их корректно. Это может быть вызвано неполным усвоением системы фонем.

Искажение звуков – это использование в речи звуков, которых нет в фонетической системе языка (например, межзубное или боковое произнесение звука , велярное или увулярное произнесение и др.). Этот вид дефектов, как правило, встречается при механической дислалии.

В случае функциональной дислалии присутствует нарушенное произнесение одного или нескольких звуков, при механической – сходные по артикуляции группы звуков.

При дислалии лексико-грамматическая сторона речи формируется в зависимости от возраста: не искажается слоговая структура слов, достаточно широко развит словарный запас, единственное и множественное число, падежные окончания используются корректно, достаточно высоко развита связная речь.

Кроме патологических форм дислалии, в логопедии также выделяют физиологическую форму, физиологические несовершенства речи, возрастное косноязычие или вызванные возрастной несформированностью органы артикуляции. Такого рода особенности произношения, как правило, исчезают сами к наступлению 5 лет.

Классификация

1. В соответствии с причинами нарушения звукопроизношения, можно выделить:

  • механическую (органическую) дислалию – вызвана дефектами строения речевого аппарата;
  • функциональную дислалию – ее причинами являются обратимые нейродинамические нарушения в коре головного мозга или социальные факторы.

Функциональная дислалия может быть:

  • моторной – если она вызвана нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора. В этом случае появляются некоторые неточности в движениях губ и языка, которые становятся недифференцированными. Все это приводит к искажению артикуляции звуков (фонетический дефект);
  • сенсорной – вызвана нейродинамическими сдвигами в центре речеслухового анализатора. В данной ситуации затруднена слуховая дифференциация акустически сходных фонем (глухих и звонких, шипящих и свистящих, твердых и мягких). По этой причине заменяются и смешиваются звуки в устной речи (фонематический дефект), также проявляются однотипные замены букв во время письма.

В случае сочетания двух вышеуказанных разновидностей дефектов можно говорить о сенсомоторной дислалии.

В соответствии с несформированностью акустических или артикуляторных звуковых признаков, а также фонетического либо фонематического характера дефекта, выделяют следующие виды дислалии:

  • артикуляторно-фонематическую;
  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

3. В зависимости от количества нарушенных звуков существует 2 формы дислалии:

  • простая – ребенок неправильно произносит от 1 до 4 звуков;
  • сложная – ошибки в произношении более 4 звуков.

4. Также существует мономорфная дислалия – если ребенок некорректно произносит звуки из одной артикуляционной группы (шипящие, свистящие и т.д.), а также полиморфная – дефекты в звуках из разных артикуляционных групп.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий