Что такое индивидуализация процесса обучения
Индивидуальность — это то, что отличает одного человека от других. Индивидуальными могут быть интеллектуальные эмоциональные, волевые, социальные и др. особенности личности. Индивидуальным так же может быть мышление, память, воображение, склонности и интересы человека. Индивидуальность человека влияет на его способность усваивать информация, формировать умения и навыки.
В том случае если педагог знаком с индивидуальными особенностями своего ученика, он может осуществить реализацию двух основных задач:
- поддержание и развитие особенных черт как потенциала человека
- адаптация в социуме и реализация своих способностей в нем
Замечание 2
Под индивидуальным обучением в современной педагогике понимают систему, которая помогает учащемуся понять свои сильные и слабые стороны в контексте обучения. Индивидуальное обучение помогает сформировать сознательность и способности к самообучению.
Педагог должен помочь ученику определится со сферой его интересов, с целями и задачами обучения и со способами реализации этого обучения. Педагог в процессе индивидуального обучения должен направлять и помогать ученику.
Индивидуализация включает:
- помощь в осознании потребностей, целей, задач, мотивов обучения
- формирование благоприятных условий для достижения целей и задач
- помочь в трофическом самовыражении
- осуществлении рефлексии
Работоспособность учеников
В самом начале работы умственная работоспособность постепенно повышается, происходит приспособление к деятельности. Потом происходит период оптимизма, а затем и первые признаки утомления: двигательное беспокойство, снижение темпа работы и внимания. При более подробном рассмотрении данной схемы можно сформировать следующую конструкцию:
- 3-5минут включение в работу;
- 10-15 минут оптимизм;
- снижение работоспособности.
Увеличить работоспособность может хорошо продуманный урок, при котором сокращается период включения в работу и удлиняется период оптимизма. Для этого необходимо:
- Создать ситуацию игры, высокой мотивации и интереса, чтобы сократить период включения в работу;
- Чередуя виды деятельности, и применяя интересный материал удлинить период оптимизма;
- Компенсаторная перестройка (рассказ, отдых) снижают падение работоспособности.
Урок строится с учетом такого фактора как утомляемость и оценивается по трем показателям: трудность (зависит от мыслительной деятельности); насыщенность (зависит от числа видов деятельности); эмоциональное состояние (оценка положительных реакций, форма и характер заданий, особенности изложения материала). Каждый показатель влияет на утомляемость в разной степени, но при правильном подходе они способны компенсировать друг друга, например, если материал достаточно трудный, лишним будет чрезмерное перевозбуждение учащихся, если материал не очень сложный – урок необходимо насытить, сделать его эмоциональным.
В каждом классе различный уровень «обучаемости», поэтому урок в каждом из них следует строить по определенному принципу, учитывая дифференцированный подход при его конструировании. Обычно, градация учеников происходит по нескольким уровням, от неуспевающих до хорошо успевающих. Но такое деление признано условным, хоть и активно применяется на практике, такая градация является результатом несовершенной работы учителя. Поэтому он должен стремиться работать одинаково продуктивно одновременно со всеми «уровнями» учеников. При этом учитывать, что представители каждого такого уровня отличаются своими индивидуальными особенностями.
Методы, средства, формы дифференцированного обучения
Целью дифференцированного подхода в обучении является:
- обучение учащихся основываясь на его способностях
- адаптированные обучения к особенностям учеников
Для того чтобы реализовать эти цели применяют специализированные методы, средства и формы.
Одним из вариантов дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, благодаря которому все методики, форма и содержания обучения адаптируются под возможности конкретного ученика.
Дифференцированное обучение имеет место быть в школах где присутствует деление на уровни обучения, в этих школах есть следующие виды дифференциации:
- классы формируются на основе однородности, то есть все ученики имеют примерно одинаковые характеристики, в одинаковом темпе осваивают материал, эта дифференциация начинается с начальной школы.
- внутриклассная дифференциация, которая обычно имеет место быть в 5-9 классах. В данном случае школьников разделяют для раздельного обучения на базовом или углубленном уровне.
- дифференциация на основе личных интересов учащихся
- дифференциация на основе психо-педагогической диагностики, рекомендаций педагогов, самоопределения учеников. Данный вид разделения присущ профильного обучения в старших классах
Для дифференцированного обучения формой осуществления образовательного процесса является урок. Он может проходить как в традиционной, так и в не традиционной форме. Во время проведения урока учитель должен осуществить внутриклассовое дифференцирование, которое осуществляется в несколько этапов:
- психолого-педагогическая диагностика индивидуально особенностей учеников
- изучение, анализ, классификация личностных качеств у учеников
- класс подразделяется на группы условно, ученики не заноют об этом разграничении
- по окончании четверти происходит перемещение учеников из одной группы в другую согласно их прогрессу в обучении
Основными методами дифференцированного обучения являются:
- методы проблемного обучения
- методы активного обучения
- игровые методы
- методы, повышающие интерес
- творческие методы
Негативные последствия дифференцированного обучения
- Слабые и средние ученики лишены влияния сильных учеников, способного их развивать;
- Возникает неблагоприятная эмоциональная обстановка, во время которой сильные ученики проявляют снобизм, а у слабых возникает чувство неполноценности;
- При распределении учеников по классам, основанном на их школьной зрелости, неизбежно предопределяется их развитие как раз в тот момент, когда их целенаправленное умственное развитие только должно начаться;
- При дифференциации, основанной на умственных способностях, не учитываются разные стороны интеллекта, другие факторы развития и свойства личности;
- Сложившийся ученический коллектив разрушается при переформировании классов.
При этом возникает проблема, как использовать положительный потенциал дифференцированного обучения, чтобы по максимуму нейтрализовать его негативные моменты. На сегодняшний день продолжаются поиски гибких вариантов, позволяющих детям обучаться в обычных классах, но с применением индивидуализированного подхода. Такую настойчивость во внедрении данной образовательной технологии объясняют цели, которые она ставит и позволяет решить.
Во-первых, каждый должен обучаться на уровне его способностей и возможностей, а во-вторых, обучение адаптируется под особенности групп учащихся, что является наиболее существенным в современном обучении, поскольку как полагают ученые, именно чрезмерные нагрузки становятся причиной снижения здоровья учеников. Этот вопрос позволяет решить технология дифференцированного обучения.
На сегодняшний день учителя не нуждаются в убеждении, что все дети разные, но многое еще предстоит сделать, дабы убрать разделение учеников на плохих и хороших, неуспевающих и успевающих. В любом классе есть мямли и непоседы; те, кто нуждается в объяснении и те, кто предпочитает сам понять; те, кто стесняются дать ответ, несмотря на то, что его знают и те, кто стремится ответить даже не будучи уверенным в правильности ответа. У детей разный уровень восприятия информации, способности анализировать, работоспособности, внимания и памяти. Поэтому, каждому ребенку при процессе обучения необходим индивидуальный дифференцированный подход, который на данный момент плохо реализуется на практике.
Объект исследования: индивидуализация и дифференциация в педагогике
Предмет исследования: индивидуализация и дифференциация в дошкольном образовании
Цель работы: — изучить понятий индивидуализации и дифференциация в образовании
Задачи работы:
1.Расмотреть понятия индивидуализации и дифференциация в педагогике
2.Расскрыть сущность дифференцированного подхода в образовании дошкольника.
3.Определить особенности использования подходов индивидуализации педагогического процесса в условиях ФГОС ДО.
Методы исследования: реферирование, цитирование, составление библиографии, анализ и синтез содержания материала первоисточников.
Уровни успеваемости
Несмотря на такую понятность формирования урока, довольно часто не учитывается психологическая особенность восприятия дифференцированного подхода самими детьми
То есть учитель не берет во внимание тот факт, что дети видят, к какому уровню его отнесли, работают в соответствии с ним и не стремятся выйти за пределы рамок своих возможностей, а ждут, пока эти рамки раздвинет педагог. Получается, что индивидуализация целиком и полностью зависит от педагога – он определяет степень сложности заданий для ученика
Однако при этом происходит программирование ученика на установку что он слабый, не сможет выполнить более сложное задание, а другой более сильный, значит, может выполнить задание посложнее. Таким образом, положение в классе для каждого ученика определяется педагогом, и возможность перейти в более сильную группу одноклассников также определяется им.
Чтобы дифференциация была более продуктивной и вышеописанные тенденции не возникали, учитель должен подбирать степень трудности задания, но выбирать задания может и ученик – учитывая свои силы делать самостоятельный выбор. В таком случае дифференциация осуществляется от ученика. При таком подходе не возникает противоречий при определении содержания задания; не возникает противоречий при организации различных форм учебной деятельности; ученик приспосабливает свои индивидуальные особенности к процессу обучения, а не наоборот; повышается уровень притязаний личности, вырабатывается правильная самооценка.
При этом школьники сравнивают свои возможности с возможностями одноклассников, они стремятся выбирать задания сложнее, но понимают, что для этого необходимо пройти через своеобразную цепочку: знание материала – внимательность при объяснении материала – подготовка дома. Так, начиная с нижнего уровня можно добраться до наивысшего.
Чтобы осуществить дифференцированное обучение, нужно учитывать реальные возможности учеников: темп памяти, критичность мышления, уровень развития внимания, умение сравнивать и выделять главное, самоконтролировать себя. Решающую роль в развитии учебных возможностей играет дифференциация заданий не по трудности, а по степени помощи учителя ученику или самостоятельности при выполнении учебных заданий. Особенно это касается слабых учеников, которых необходимо обучать рациональной умственной деятельности. А сильные ученики могут развивать свои возможности и максимально их реализовывать при выполнении нестандартных заданий творческого характера. При организации работы необходимо ориентироваться на постепенное снижение количества помощи учителя и увеличение самостоятельности. При этом дифференцировать нужно не только задания в классе, но и домашнюю работу, оценку знаний и умений, работу над ошибками, при которых будут учитываться и личностные критерии учеников.
Что такое дифференциация процесса обучения
Дифференциация обучения представляет собой принцип обучения. При дифференциации обучения учитывается возможности каждого учащегося или группы учащихся.
Дифференциация обучения может осуществляется по нескольким критериям:
- дифференциация по способностям
- дифференциация по неспособностям
- дифференциация по интересам
- дифференциация по проектируемой профессии
Дифференциация по способностям осуществляется исходя из общей степени обученности и развития учеников, а также исходя из особенностей развития их памяти, мышления, внимания и других познавательных процессов. Для того чтобы дифференцировать учеников по способностям, нужны объективные методики, которые позволят объективно определить способности ученика. Например, в западных странах учащихся дифференцируют по уровню IQ.
Замечание 1
В советское время считалось, что дифференцировать учеников по способностям не этично, так как это делает акцент на неравенстве учеников.
Дифференциация по неспособностям требуется для определения учеников в коррекционные классы. В эти классы определяют учеников, которые не в состоянии освоить программу по некоторым дисциплинам. Но, по мнению большинства педагогов классы коррекции не подходят для учеников, которые не успевают по каким-то определенным дисциплинам, так как при обучении в таком классе все остальные дисциплины ученику так же приходится осваивать на более низком уровне, как и те, по котором у него наблюдается у неуспеваемость. Чаще всего и учителя, и ученики не совсем позитивно относятся к классам коррекции, поэтому для определения ребенка в такой класс должны быть веские причин. В том случае, если ребенок выходит на более позитивный уровень освоения дисциплины или дисциплин, его можно перевести в обычный класс.
Дифференциация по интересам используется в отношении учеников, которые проявляют особую заинтересованность той или иной дисциплиной или видом деятельности. Подобная дифференциация имеет место быть в профильных классах, а также во внеурочной деятельности учеников, например, при посещении детьми различных творческих и научных кружков, секций.
Также существует дифференциация, по проектируемой профессии которая имеет место быть, например, в музыкальных школах, или школах с углублённым изучением определенных дисциплин. Кроме того, этот вид дифференциации может встречается в выпускных классах, когда учащиеся определяют в какой сфере они в дальнейшем планируют получать образование.
Применение дифференцированного подхода
Конечно, учителю сложно знать индивидуальные особенности учащихся, особенно учителям-предметникам, но без применения такого подхода число «неуспевающих» будет неуклонно расти. Чтобы применить на практике дифференцированное обучение, следует с самого начала составить «группу риска», в которую войдут дети, испытывающие наибольшие проблемы или трудности в обучении. Такой группе уделяется больше всего внимания.
При применении дифференцированного подхода учитель должен быть осведомлен о состоянии психического и физического здоровья ребенка, о его социальной адаптированности и социальном благополучие в семье
При обучении учитывается интеллект, темперамент, внимание, память, восприятие ребенка, проявляемые в разной степени они служат определением успешности всего педагогического процесса. На языке педагогов это называется «обучаемостью» – сочетание или набор интеллектуальных свойств человека, при различных условиях от которых зависит успешность обучения
Определить то количество усилий, которые требуются организму для обучения и которые он отдает за свои успехи и неудачи позволяет степень обучаемости. Чрезмерная нагрузка, при которой организм находится на грани своих возможностей или превышает их, приводит к проблемам со здоровьем.
При этом стоит отметить, дифференцированный подход не обязательно предполагает снижение нагрузки. Иногда случается, что нужно или увеличить нагрузку, или повысить ее интенсивность. Но при дифференцированном подходе нагрузка изменяется не в количественном показателе, а при применении качественно другого подхода. Учитель ставит перед собой задачу научить детей учиться, создает благоприятные условия для самообразования и саморазвития.
По отношению к учебной нагрузке и ее влиянию на детский организм существует два противоположных взгляда: учеба совсем не трудная и учеба очень трудная и сопровождается утомлением. При правильной организации учебного процесса, а конкретно урока, переутомления можно избежать. Основным показателем правильности конструкции урока, отражающим его динамику и функциональное состояние организма, является работоспособность. Во время организации учебного процесса необходимо учитывать основные закономерности перемены умственной способности, на основе которых и конструируется урок.
2.2 Особенности использования подходов индивидуализации педагогического процесса в условиях ФГОС ДО
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Федеральный государственный образовательный стандарт — новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуализации и гумманизации педагогического процесса, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Индивидуализация — это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно — образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, так как это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. Еще К.Д
Ушинский отмечал: «воспитание не только должно развивать ум человека и давать ему полный объем знаний, но и зажечь в нем жажду к серьезному труду, без которого жизнь его не может быть ни полезной, ни счастливой». То есть главное в воспитании — не передача знаний, умений, а развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении — это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.
Основные правила использования индивидуального подхода:
- работа, проводимая с группой детей, должна ориентироваться на развитие каждого ребенка, учитывать его индивидуальные качества.
- необходим постоянный поиск способов коррекции поведения каждого ребенка.
- успех воспитательного воздействия при работе с одним ребенком не должен негативно влиять на развитие и воспитание других.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков.
Основными условиями индивидуального подхода являются:
- органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива
- опора на положительное в характере свойствах личности ребенка
(недопустимо в присутствии ребенка называть его отсталым неразвитым)
- любовь, терпение
- единство требований как работников детского сада, так и родителей.
Таким образом: сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания решаются педагогом посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его особенностей и условий жизни.
Глава 1. Индивидуализация и дифференциация в педагогике
1.1 Сущность понятия индивидуализация.
13 стр., 6206 слов
Социальная работа и образование
Цель данной курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия социальной работы в и образования. Задачи курсовой работы: изучение теоретической основы социальной работы и образования; отследить взаимосвязь этих сфер деятельности; проанализировать ситуацию, сложившеюся в системе образования в РФ в отношении социальной работы; выявить основные …
Как отмечает Г. М. Коджаспирова индивидуальный подход в воспитании и обучении — заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.).
Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку.
Следовательно, организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет говорить об индивидуализации обучения.
Анализ литературы показывает, что точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике.
В педагогической словаре индивидуализация определяется как «…организация учебного процесса с учетом индивидуальных познавательных особенностей учащихся, создание условий для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося. возможность выбора собственного пути образования для каждого обучающегося.». .
А. А. Кирсанов даёт следующее определение индивидуализации , он рассматривает её «как систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учётом целей обучения».
1.2 Раскрытие понятия дифференциация
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации
Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения .
При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.
По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании — это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.
Как отмечает П. П. Блонский, дифференциация — культивируется не столько сужением поля работы, сколько предоставлением ей возможности выявить и развить, индивидуальны тип учащихся со всеми его особенностями.
Таким образом, дифференциация и индивидуализация понятие связанные друг с другом. Дифференцированный подход является одним из важнейших принципов индивидуального обучения.
17 стр., 8278 слов
Индивидуализация и дифференциация обучения как педагогического процесса
… себя индивидуализацию как понятие видовое. В этом случае “учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением”. При …