Как провести игру по ПДД в средней группе детского сада

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово  (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений. 

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Виды игр и их значение

Игры по ПДД направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребёнка на дороге.

Игра — это одна из наиболее приемлемых, доступных, интересных для ребёнка форм деятельности, в том числе и по усвоению правил дорожного поведения. Игры по ПДД направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребёнка на дороге.

Виды игр по ПДД:

  1. Настольно-предметные.
  2. Настольно-печатные.
  3. Подвижные.
  4. Игры-тренинги.
  5. Сюжетно-ролевые.
  6. Дидактические.
  7. Развивающие.
  8. Обучающие.
  9. Театрализованные.
  10. Игры, основанные на современных технологиях (интерактивные, компьютерные, мультимедийные).

Игры, подобранные с учётом возраста детей, помогут им:

  • вызвать интерес к движению транспортных средств и пешеходов
  • получить полезные знания по ПДД в доступной увлекательной форме
  • привить и закрепить умения и навыки правильного проведения на дороге
  • сформировать уважительное отношение к труду водителей и сотрудников ГАИ.

Смотрите видео, где представлен пример интерактивной развивающей игры по ПДД в детском саду

https://www.youtube.com/watch?v=iGCmxd6ZQFM

Принимая участие в той или иной игре по ПДД, дошкольники учатся действовать по ситуации и быстро реагировать на сложившиеся условия, думая не только о себе, но и об окружающих.

Приёмы проведения игр по ПДД в средней группе ДОУ

Для организации и проведения игр по ПДД в средней группе педагог комбинирует 3 вида приёмов.

Словесные приёмы

В 4–5 лет дети создают собственный речевой образ: через подражание взрослым учатся строить предложения, осваивают навыки словообразования и т. д. Именно поэтому звучащая речь должна сопровождать любую деятельность ребёнка, тем более, если речь идёт об игре — основном виде активности дошкольника.

Объяснение

Все игровые действия должны быть чётко и подробно описаны воспитателем

При этом важно каждый раз перед началом уже знакомой игры повторять условия и делать это по возможности с помощью одного и того же набора языковых средств, но в сжатой форме

Объяснение должно сопровождаться демонстрацией

Загадки

На собственной практике я убедилась, что это классика мотивационных приёмов, настраивающих детей на игру. Загадки помогают привлечь сразу всех ребят. Начинать лучше с загадок с договорками, а когда малыши заинтересуются, то можно добавлять обычные, с отгадками без рифмы.

  • Всем знакомые полоскиЗнают дети, знает взрослый.На ту сторону ведётПешеходный … (Переход).
  • Что за чудо синий дом?Ребятишек много в нём,Носит обувь из резиныИ питается бензином. (Автобус).
  • Я глазищами моргаюНеустанно день и ночь.Я машинам помогаюИ тебе хочу помочь. (Светофор).

Стихотворения

Ещё один мотивационный приём, которым я активно пользуюсь. Во-первых, стихотворения помогают вводить новую информацию, во-вторых, дети лучше запоминают слова, облечённые в рифму

Важно только выбирать не слишком длинные тексты, иначе воспитанники рассредоточатся

  • Если видишь, что немногоРазрисована дорогаПолосами в белый цвет,Словно крашеный паркет,Значит, нас всегда здесь ждётПешеходный переход.И теперь все дружно, вместеПереходим в этом месте.Стой, машина, подожди.Пешеходов пропусти!
  • Для машины, знают все,Есть дороги, есть шоссе.Помнит также мал и стар,Пешеходам — тротуар.Я иду по тротуару,Я гуляю не спеша.И прогулка не опасна,И погода хороша.

Короткие сказки

В своей работе для мотивации ребят или для презентации новой игры я часто прибегаю к приёму коротких зарисовок — придумываю сюжеты, которые гармонично вписываются в канву игры и занятия. Например, при изучении светофора, чтобы подвести ребят к игре «Светофорики», я предлагаю воспитанникам такую историю: «Жил-был Светофор. День и ночь он регулировал движение на дороге. И все так привыкли к нему, что Светофорику стало казаться, что не нужен он людям. И так грустил он, что однажды заболел. Сразу все машины стали в пробку, пешеходы не могли перейти дорогу, на улице начался беспорядок. Но пришёл оператор, вытер пыль на светофоре, открыл крышку, закрутил все винты, распутал спутавшиеся провода, и Светофорик снова заработал. Тогда понял он, как много значит для людей и больше не грустил».

Сказки, интересные истории увлекают ребят и настраивают на дальнейшую плодотворную работу

Чтение

Ситуация, когда в средней группе есть 1–2 малыша, которые умеют читать, — не редкость. С длинными текстами им не справиться, а вот подписи к картинкам, плакатам или описания дорожных знаков прочитать своим товарищам они смогут. Если же читающих детей в группе нет, то воспитатель сам подбирает интересные рассказы, сказки по теме. Но, как и в случае со стихотворениями, тексты не должны быть длинными.

Наглядные приёмы

Основной канал восприятия у дошкольников — образно-зрительный, поэтому без наглядности не обойтись и в играх. Дети должны видеть:

  • картинки, иллюстрирующие игровые действия, конкретный аспект темы,
  • презентации, видеоролики по теме,
  • все игровые действия, продемонстрированные воспитателем от лица каждого из участников игры.

Для ребят средней группы важно, чтобы педагог заранее продемонстрировал игровые действия каждого участника

Атрибуты

Отдельно стоит остановиться на реквизите для игр:

  • фуражка (жезл, костюм) инспектора ГИБДД,
  • макеты проезжей части, светофора,
  • копии дорожных знаков.

В уголке ПДД ребята могут в свободном режиме проигрывать различные дорожные ситуации

Эти атрибуты могут быть частью разных зон предметно-развивающей среды группы (дидактическая, театральная), а могут составлять отдельный участок — уголок ПДД.

Практические приёмы

Впечатления от игры, а также результаты усвоения материала передаются с помощью практических приёмов:

  • рисунков (к примеру, выученных дорожных знаков),
  • аппликаций (светофор из заготовок, подготовленных воспитателем),
  • лепки (ребята средней группы могут делать дорожные знаки с помощью пластилина, выкладывая материал на бумажном шаблоне).

Создание коллективной аппликации может быть практическим приёмом, закрепляющим игровой материал по ПДД

Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Самой популярной игрой среди детей старшей группы детского сада является игра в «Дочки-матери» или «Семью».

Цель этой игры: знакомство воспитанников с домашними обязанностями, воспроизведение семейных отношений, вырабатывать чувство взаимопонимания, учить заботиться о близких.

Во время подготовки к игре воспитатель читает рассказ на семейную тему, а после обсуждает его с детьми, показывая наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Это поможет дошкольникам более четко сформировать представление о семье и семейных взаимоотношениях, а также избежать некоторых конфликтных ситуаций.

В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Дети выполняют роль родителей. В роли детей, чаще всего, выступают куклы. В начале игры имитируется домашняя обстановка: раскладываются вещи, ставится мебель и так далее. Дети, обычно, самостоятельно распределяют роли. Воспитатель наблюдает за процессом и помогает разрешать спорные вопросы.

Еще одна игра, в которую любят играть дети в возрасте 5-6 лет – это «Магазин».

Цель: познакомить с особенностями профессии продавца, формировать диалоговую речь, развить навыки согласовывать свои действия со сверстниками.

До начала игры полезно провести беседу, в которой воспитанники расскажут, как они ходили за покупками с родителями. Если у кого-то из детей родители работают в сфере торговли, попросить рассказать об их профессиональных обязанностях. Также можно сделать экскурсию в магазин, понаблюдать за работой продавца и других работников магазина; посмотреть, как привозят товар и выкладывают его на прилавки.

Сама игра начинается с расстановки игрушек имитирующих торговое оборудование: прилавок, касса, полки для товара и сам товар. Далее распределяются роли. Выбирается продавец, менеджер торгового зала, помощник продавца, отвечающий за расстановку товара и покупатели. В этот момент главное избежать конфликтных ситуаций. Поэтому воспитатель строго следит за процессом распределения ролей и во время игры меняет роли между детьми.

Сама игра заключается в решении детьми следующих вопросов:

  • Как распределить товар на полках?
  • Как выбрать нужный товар?
  • Как правильно упаковать товар?
  • Как можно получить консультацию по выбранному товару?
  • Как вернуть товар в магазин?

Игру можно проводить несколько раз, меняя вид товара (продукты, техника, и т.д.).

Игра «Школа».

Цель игры: познакомить воспитанников с профессией учителя, расширить знания о школе, научить работать в коллективе, развить чувство справедливости.

Готовясь к игре, воспитатель проводит тематические беседы, в которых рассказывает о школе, школьных принадлежностях, демонстрирую их на картинках. Полезно чтение книг о школе. Также можно провести экскурсию в школу, во время которой побеседовать с учителями и учащимися.

Игра начинается с подготовки школьного класса: расставляют парты, стол учителя, стулья; готовят доску, школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетради, глобус). Далее распределяют роли. С помощью воспитателя дети выбирают учителя, директора школы, завуча, остальные воспитанники – ученики. В процессе игры возможна смена ролей.

Суть игры. Учитель ведет урок, ученики выполняют задания учителя (пишут, считают, отвечают у доски). Директор наблюдает за процессом обучения и делает записи. Завуч составляет расписание.

Воспитатель корректирует игровые отношения, следит за игрой, косвенно влияя на ее ход.

Игра «Водитель». Чаще всего в этой игре принимают участие мальчики, но можно включить в нее и девочек.

Цель игры: познакомить с профессией водителя, выработать ответственность, добросовестность и бережное отношение к технике.

До начала игры воспитатель читает детям соответствующую литературу, проводит беседу о прочитанном.

Совместно с воспитанниками распределяются роли. Выбирают водителей, диспетчера и механика.

Игровые действия: Диспетчер выдает путевые листы, механик проверяет автомобили на наличие поломок, а водители отправляются в рейс за грузом.

Значение игр по ПДД в средней группе детского сада

Игра как форма социальной жизни ребенка не только формирует нравственные и волевые качества человека, но и:

  • дает направление интеллектуальному, физическому и эмоциональному развитию;
  • раскрывает детское творчество.

Когда ребенок выходит из дома, он становится полноправным участником движения, даже если его везде сопровождают взрослые. Поэтому одной из основных воспитательных задач детского сада является воспитательная работа, направленная на освещение правил дорожного движения на понятном для дошкольников 4-5 лет уровне, то есть в игровой форме.

Игры ПДД для средней группы должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям школьников

Цели и задачи игр по ПДД

В круг целевых компонентов работы с темой безопасности дорожного движения в основной группе входят:

развитие наблюдательности и умения оценивать дорожную обстановку, ориентируясь на дорожный знак;
формирование умения безопасно вести себя на дороге (если зеленый свет уже горит при приближении ребенка к перекрестку, то лучше дождаться следующего сигнала разрешения, чтобы не оказаться в ситуации, когда транспортное средство начинает двигаться даже раньше, чем пешеход закончил маневр);
обогащение словарного запаса дошкольников (в 4-5 лет дети уже усвоили грамматический строй языка на достаточном уровне, имеют приличный словарный запас — игры становятся идеальной площадкой для отработки монолога и диалогической речи);
воспитывать уважительное отношение к жизни и здоровью посредством воспроизведения потенциально опасных ситуаций (например, в ролевой игре, в которой медведи переходят дорогу, акцентируя внимание на отсутствии машин, можно наглядно продемонстрировать, что машина может появиться на проезжую часть совершенно неожиданным образом);
приобщить детей к разным видам игр (дидактическим, подвижным, театральным, ролевым).

Для достижения этих целей игры должны способствовать решению таких задач, как:

  • освоить понятия «пешеход», «переход», «светофор»;
  • систематизация представлений об основных видах транспорта, дорожных знаках, полученных в младших группах;
  • потренировать навык ориентироваться по желаемому дорожному знаку;
  • развитие внимания, слуховой и зрительной памяти;
  • расширение сферы познавательных интересов (дети изучают дорожные знаки, получают информацию из истории изобретения светофоров и т д.);
  • практика составления словесных ответов в полные предложения (когда необходимо прокомментировать определенные игровые действия);
  • продвижение культуры общения через радость сотрудничества с другими детьми и взрослыми.
    В играх дети учатся работать в группах, в парах, приобретая навыки взаимодействия

Принципы организации разных видов игр

Требования к подготовке и проведению игр в дошкольных образовательных учреждениях обоснованы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):

Инициатива. Все игроки должны быть физически и интеллектуально активными.
Доступность, открытость. Дети должны хорошо понимать правила игры и действия.
Динамика. В средней группе игра на уроке должна длиться не более 7 минут. Некоторые виды театральных и обучающих игр занимают больше времени, но их продолжительность не должна превышать 20 минут.
Положитесь на ясность. Демонстрация, изображения являются неотъемлемой частью игр.
Хорошая воля. Даже если у ребенка не все получается, он должен видеть позитивный настрой учителя. Это единственный способ очаровать всех парней.
Цель. Даже если дети выполняют разные функции в игре (например, водитель и пассажир в автобусе), цель должна быть одинаковой (выучить правила дорожного движения).
Независимость. В средней группе учитель минимизирует свое участие в игре.
Индивидуальный подход. Ребенку 4-5 лет не составит труда выделить любимые и нелюбимые занятия. И хотя 99% детей очень справедливо относятся к играм, тем детям, которые не проявляют особого интереса к игровой деятельности, необходимо найти задание, которое им нравится. Например, выбрать и подготовить реквизит.
OK

Дошкольники среднего возраста очень хотят быть лучшими, поэтому учителю важно найти повод похвалить каждого участника игры.
Повторение. Чтобы дети хорошо усвоили материал, игры необходимо периодически повторять.

В играх нужно использовать яркую и уверенную атрибутику, подходящую по тематике

Описание игры

Детей выстраивают в колонну вдоль одной стороны площадки или вдоль стены комнаты. Первый в колонне стоит «паровоз», остальные — «машины».

Воспитатель пищит, и дети начинают двигаться вперед (без трения); сначала медленно, потом быстрее и переходите к бегу (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»).

«Поезд идет на станцию», — говорит учитель. Дети постепенно замедляются и останавливаются.

Учитель снова насвистывает и возобновляет движение поезда. Общая продолжительность игры 4-5 минут.

№ 4. «Воробьи И МАШИНА»

Цель: научить детей бегать в разные стороны, не натыкаясь друг на друга, в умении инициировать движение и менять его по сигналу учителя, находить свое место

Описание игры

Когда изображение воробья поднимается, «Воробьи» начинают двигаться, когда изображение автомобиля, «Тачки» начинают двигаться. Дети бегают по детской площадке, стараясь не мешать друг другу. Побеждает команда, которая не ошибается.

Правила:

Игра начинается по сигналу учителя.

Когда изображение воробья поднимается, детеныши воробьев движутся.

Когда изображение машины повышено, детские машины движутся.

Викторина по ПДД в детском саду: младшая группа

Стоит отметить, что ни в коем случае не стоит нагружать ребенка ненужным количеством информации, которая для него довольно сложная, и он ее не запомнит. Помните, что лучше всего запоминается информация в виде игр и викторин, а также дидактических материалов. Самое первое упоминание о правилах дорожного движения, должно осуществляться еще в ясельной группе или младшей дошкольной. Вначале осуществляется знакомство со светофором. 

ПДД в детском саду

ПДД в детском саду:

  • Для этого выделяется целый день. Необходимо, чтобы дети выучили порядок расположения цветов на светофоре, и значение каждого из них. 
  • Необходимо для этого заранее подготовиться, и распечатать на принтере несколько кружков разного цвета. То есть это красный, желтый, зеленый. Теперь необходимо также изобразить своеобразный уголок, напоминающий автомобильную трассу. 
  • Необходимо выставить детские игрушечные машинки, автобус, а также троллейбус. Необходимо, чтобы дети сказали, что же это такое. То есть это дорога и трасса, проезжая часть. 
  • Необходимо рассказать детям, что по проезжей части ходить нельзя, для этого существуют специально отведенные места. В самом начале знакомство осуществляется со светофора. 
  • Необходимо рассказать малышам, что существуют определенные принципы, которые все пассажиры, водитель, а также пешеходы должны соблюдать.
  •  Расскажите детям, кто такой пешеход, водитель, и пассажир. После этого необходимо закрепить информацию о том, что на красный свет дети должны стоять, на желтый готовиться, на зеленый пересекать проезжую часть. 
  • Лучше всего, если кто-то из персонала детского сада, например нянечка, изобразит из себя светофор. Это может быть сшитый макет, который крепится к грудной клетке. Необходимо сделать так, чтобы цвета были съемными. 
  • Таким образом, это позволит детям быстрее запомнить информацию и быстрее реагировать на изменение цвета. Теперь необходимо чтобы один из воспитателей взял детей за руку, а когда горит зеленый свет, пошел через дорогу. 
  • Необходимо при помощи кубиков сделать своеобразное ограждение, и нарисовать пешеходный переход, который обычно находится на светофоре. 
  • В это время светофор должен менять цвета. Как только загорается красный свет, дети должны остановиться. Как только появится желтый свет, дети должны стоять на месте, топать ногами. При виде зеленого цвета, дети снова идут вперед. 
  • Теперь необходимо раздать детям, заранее подготовленные карточки с черно-белым изображением светофора. Необходимо, чтобы дети по памяти, при помощи кисточек и красок нарисовали расположение цветов.
  • Лучше всего использовать обычную гуашь, и довольно плотные кисти. Основная задача, чтобы дети запомнили, что в самом верху находится красный свет, потом желтый, в самом низу зеленый. Как только малыши справятся, необходимо высушить данные рисунки и выложить их в папку.
  • Помните, что основная задача этого задания — не только запомнить расположение цветов на светофоре, но и их значение. Кроме того, учим обращаться детей с красками и кисточками. Это подготавливает руку к письму, а также развивает образное мышление у малышей.
  • После сонного часа, необходимо закрепить полученные знания, лучше всего это сделать на прогулке. Для этого существует несколько игр, при помощи которых можно закрепить полученные знания.
  • Необходимо вынести макет светофора. Можно сделать его из подручных материалов. На дерево прикрепить красный, желтый, зеленый цвета. Теперь один из воспитателей убирает два круга, оставляя только один, например красный. 
  • Дети должны стоять и соблюдать тишину. После этого свет меняют на желтый, дети продолжают стоять на месте, и топать ногами. Как только появится зеленый свет, дети продолжают перемещение. 
  • Все это кажется довольно простым, элементарным, однако знание всех этих цветов необходимо прививать детям с самого раннего детства. Самое интересное, что дети действительно могут путаться даже с самыми простыми вещами. 

ПДД в детском саду

Начинать изучение нужно с самых простых знаков. Это пешеходный переход, проезда нет, или подземный, наземный переход. Малышам стоит объяснить, что при пересечении дороги, необходимо сразу посмотреть налево, потом направо, потом снова налево не пересекать проезжую часть. Объясните детям, как необходимо обходить трамвай, автобус и другие виды общественного транспорта.

Простые знаки для детей

Занятие по изучению правил дорожного движения в детском саду. Средняя группа

Цели. Знакомить с историей автомобиля. Учить складывать из частей целое. Расширять знания о грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал. Иллюстрации: грузовой транспорт с кузовом, с фургоном, с цистерной, пассажирский транспорт; кубики, игрушечные машины, игрушка Буратино.

Ход занятия

I. Психогимнастика. Дети следят за движением игрушки в руках педагога влево, вправо, вниз, вверх.

II. Сюрпризный момент. Приходит игрушка Буратино и просит помочь ему разобраться с машинами. На доске выставлены игрушечные грузовые машины с кузовом, с фургоном, с цистерной.

Педагог. Дети, что это?

Дети. Это — машины.

Педагог. А какие это машины?

Дети. Это грузовые машины.

Педагог. Что можно перевозить на этой машине?

Дети. На ней можно перевозить песок, цемент, уголь.

Педагог. А где находится этот груз?

Дети. Груз находится в кузове.

Педагог. А какая это машина?

Дети. Это грузовая машина.

Педагог. А что у нее вместо кузова?

Дети. Фургон.

Педагог. Давайте вместе повторим: фургон. Что может перевозить машина с фургоном?

Дети. Она может перевозить мебель, продукты, хлеб, игрушки…

Педагог. А это грузовая машина?

Дети. Да.

Педагог. А что у нее вместо фургона?

Дети. Цистерна.

Педагог. Что может находиться в цистерне?

Дети. В цистерне может находиться молоко, вода, бензин.

Педагог. Правильно, все, что жидкое. Чем эти машины отличаются друг от друга?

Дети. Кузовом, цистерной, фургоном.

Педагог. А что у них общего?

Дети. Они перевозят грузы.

III. Пальчиковая гимнастика «Колечки». Поочередно с большим пальцем каждой руки соединять все остальные пальцы этой же руки.

IV. Дидактическая игра «Собери машину по образцу». Дети собирают по образцу машинки из кубиков.

V. Физминутка «Красный, зеленый».

Дети надевают эмблемы машин, берут «руль». Они «ездят» по группе. Педагог показывает красный флажок — останавливаются, зеленый — «едут».

VI. Беседа.

Педагог. Дети, а вы знаете, на чем ездили в городе, деревне в давние времена? По улицам города ездили деревянные повозки, запряженные парой или тройкой лошадей. В те времена еще не было резиновых шин. Представляете, какой шум был на улице от топота копыт и громыхания колес по мощенной деревом улице? Как вы думаете, на чем ездили зимой? Зимой те же лошади возили сани. Шло время, улицы стали мостить булыжником. Как вы думаете, какие дороги лучше? Булыжные или деревянные? Почему? (Ответы детей.) Еще позже появилась конка. Представьте себе один вагон нашего трамвая, запряженный в пару лошадей. А потом появились двигатели, и пошли, поехали по нашим улицам автомобили. Все автомобили разные, но их назвали одним словом — «автомобиль». Что общего у всех автомобилей? Какие части есть у каждой автомашины?

Дети. У машины есть колеса, руль, мотор, окна, двери…

VII. Игра.

Педагог. Принесите мне с полки машину, которая относится к легковому транспорту (грузовому, пассажирскому). Почему ты принес эту машину? Объясни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий