Что такое деепричастие в русском языке

Деепричастие: определение и признаки

Эта часть речи возникла много веков назад, когда бесчленные причастия потеряли категорию склонения. Слова с такими же значениями наблюдаются в латинском, французском, тюркском и финно-угорском языке.

Дадим определение деепричастию:

Стандартные вопросы, на которые отвечает деепричастие: Что делая? Что сделав?

Примеры: дожидаясь, переходя, складируя, листая, уехав.

Деепричастие сочетает в себе морфологические признаки глагола и наречия. Оно обозначает добавочное действие, демонстрирующее, как совершает действие основной глагол-сказуемое (инфинитив или одна из личных форм):

Остановившись, Елена улыбнулась и махнула рукой.

Елена (что сделала?) остановилась, улыбнулась и махнула рукой.

Елена улыбнулась и махнула рукой (каким образом?) остановившись.

Глагольные и наречные свойства деепричастия

Выделяют три глагольных признака у деепричастий.

  1. Переходность (превосходить, увидеть) и непереходность (бродить, помогать).
  2. Возвратность (учить, одевать) и невозвратность (учиться, одеваться).
  3. Вид: совершенный (положить, взять) и несовершенный (класть, брать)

Глагольные признаки у деепричастий – основные.

Наречные признаки:

  1. Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.
  2. Зависимость от глагола-сказуемого. Чаще всего деепричастие примыкает к личной форме глагола, реже – к инфинитиву.

Как образуются деепричастия

Для образования деепричастия несовершенного вида нужно взять основу глагола настоящего времени и суффикс-а- или -я-: спеша, волнуясь, играя, решая, молча.

Для деепричастия совершенного вида понадобится основа инфинитива и один из суффиксов:

  • -в-;
  • -вши-;
  • -ши-.

Примеры: сделав, спрятавши, замолчав, несши, занявшись.

Несколько глаголов несовершенного вида создают деепричастия с помощью суффиксов -учи/-ючи: будучи, жалеючи, идучи, крадучись, играючи. Но эти деепричастия, за исключением слова «будучи», считаются разговорными (просторечными).

Глаголы, которые не могут образовывать деепричастия:

  • те, что оканчиваются на-чь: пресечь, вовлечь, достичь;
  • имеющие суффикс-ну-: крикнуть, охнуть, умолкнуть;
  • в основой в форме настоящего времени на шипящий: вяжут, пишут;
  • исключения: пахать, шить, вязать, петь, плясать.

Переход деепричастий в разряд наречий

Когда деепричастие перестает означать второстепенное действие и теряет признаки глагола, оно становится наречием. К таким словам нельзя задать стандартные вопросы: Что делая? Что сделав? Эти части речь означают лишь признак действия и для них характерен вопрос: Как?

София слушала молча, медленно жуя конфету.

Слово «жуя» — это деепричастие, имеет зависимые слова (конфету) и при необходимости заменяется аналогичным глаголом (София слушала и медленно жевала конфету).

Слово «молча» — это наречие. В предложении оно уже не означает добавочное действие, к нему можно задать только вопрос: Как? Кроме того, по контексту эти слова (слушала и жевала) не выполняют равноправные действия.

Деепричастие с НЕ

Одно из правил, которое часто вызывает вопрос, как пишется с деепричастиями частица «не».

На самом деле, здесь действуют те же правила, что и с глаголами. А как еще учат в начальных классах школы: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно».

Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.

НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬНЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯНЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬНЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ

Но, как часто бывает в русском языке, бывают из этого правила и исключения. Так, «НЕ» пишется слитно, если она является частью корня.

НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯНЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯНЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ

Также «НЕ» пишется слитно, если это часть приставки «НЕДО».

НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВНЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВНЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ

Видео:7 класс. Русский язык. ДеепричастияСкачать

Морфологический разбор причастия

Во всех статьях по отдельным частям речи мы рассказываем о том, как проводить морфологический анализ для них. При морфологическом разборе причастия нам нужно описать слово как часть речи, указав все те постоянные и непостоянные признаки, о которых мы сегодня говорили. Еще раз вспомним, что это было.

Что нужно указать при морфологическом анализе причастия?К постоянным признакам причастия относятся:— действительное или страдательное;— время;— совершенный или несовершенный вид;— возвратность или невозвратность;— переходность или непереходность.К непостоянным признакам причастия относятся:— род;— множественное или единственное число;— падеж;— полная или краткая форма у страдательных причастий.Важно также указать синтаксическую роль в предложении (чаще всего является определением). Разберем для примера слово «владеющая» из предложения «В школе учится Уэнсдэй, владеющая секретными способностями»:

Разберем для примера слово «владеющая» из предложения «В школе учится Уэнсдэй, владеющая секретными способностями»:

Постоянные признаки:

  • действительное,
  • настоящее время,
  • несовершенный вид,
  • невозвратное,
  • непереходное.

Непостоянные признаки: 

  • женский род,
  • единственное число,
  • именительный падеж.

Как правило, если в школьном задании вас просят провести морфологический анализ слова, то требуется написать следующее:

  1. Владеющая (Уэнсдэй) – причастие (какая?), обозначает признак по действию.
  2.  Начальная форма – владеющий, постоянные признаки: действительное причастие настоящего времени и несовершенного вида, невозвратное, непереходное; непостоянные признаки: женского рода, единственного числа, в именительном падеже.
  3. В предложении является определением. 

Вид причастия

Опять вспомним глагол. Я скушал завтрак или еще нет? Я съела эти мягкие французские булки да выпила чаю или еще нет? На эти вопросы нам поможет ответить вид глагола.

Если действие уже совершено или будет совершено, то такой глагол будет называться совершенным. Если мы еще что-то делаем или делали продолжительное время, такое слово назовем несовершенным. Чем-то похоже на времена Continuous и Simple в английском языке, правда?

Проще всего определить вид по вопросу «что сделать?» (совершенный вид) или «что делать?» (несовершенный вид).

Причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, которые имеют значение незавершенного действия, тоже имеют несовершенный вид. Аналогичная ситуация с совершенным видом причастия. Они образуются от глаголов совершенного вида, которые имеют значение завершенного действия.

  • Совершенный вид: выпивший (выпить — что сделать?), сбежавший (сбежать — что сделать?).
  • Несовершенный вид: пьющий (пить — что делать?), сбегающий (сбегать — что делать?).
Можно ли образовать действительное причастие от глагола совершенного вида?Глагол совершенного вида не может быть «отцом» действительного причастия настоящего времени — видимо, такой глагол больше любит страдать, а не действовать.Например, от глагола «сделать» совершенного вида мы не сможем образовать причастие «сделаемый» — получается что-то вроде генетической ошибки в образовании причастия от глагола.

Написание не-

Деепричастия образованы от глаголов. Поэтому на них распространяется правило написания «не» с глаголами.

«Не» с деепричастиями пишется раздельно:

  • думать – не думать – не думая;
  • слушать – не слушать – не слушая;
  • поймать – не поймать – не поймав;
  • сообразить – не сообразить – не сообразив;
  • сообщить – не сообщить – не сообщив;
  • отправить – не отправить – не отправив.

Примеры предложений:

  • Не слушая слова преподавателя, я смотрел в окно и думал о своём.
  • Не доехав до города, Иван свернул на просёлочную дорогу.
  • Не помня ответа на первый вопрос экзаменационного билета, студент сразу перешёл ко второму.

Но в некоторых случаях «не» с деепричастиями пишется слитно:

  1. Если деепричастия образованы от глаголов, которые без «не» не употребляются. В этом случае «не» может быть частью корня или приставкой:
    • ненавидеть – ненавидя;
    • недомогать – недомогая;
    • негодовать – негодуя;
    • недоумевать – недоумевая;
    • неистовствовать – неистовствуя;
    • невзлюбить – невзлюбив.
  2. Если деепричастия образованы от глаголов со сложной приставкой недо-, означающей неполноту, недостаточность законченного действия:
    • недоедать – недоедая;
    • недослышать – недослышав;
    • недоспать – недоспав;
    • недомыть – недомыв;
    • недописать – недописав.

    Такое написание следует отличать от раздельного написания деепричастий с приставкой -до- и предшествующей ей частицей «не». «Не» пишется раздельно, когда хотят сказать, что действие не доведено до конца:

    • Не докрасив забор, Михаил вытер руки и закурил.
    • Не доварив обед, мать заторопилась к сыну.

    В предложениях такие деепричастия часто используются с зависимыми от них словами с предлогом «до»:

    • Не дойдя до дома, Сергей оглянулся и свернул налево.
    • Не дослушав мою историю до конца, друг усадил меня за накрытый стол.

Грамматические признаки

Слово неизменяемо, то есть непостоянными грамматическими признаками не обладает. Из постоянных же соединяет в себе признаки двух частей речи:

  • глагола,
  • наречия.

Глагольные признаки

Образуясь от глагола, полученная грамматическая единица сохраняет ряд его характеристик, которые совпадают с характеристиками исходного слова.

  1. Вид – совершенный или несовершенный. Определяется при помощи вопросов.

Подняв одно ухо торчком, пёс замер, прислушиваясь к незнакомым звукам. Что сделав? Подняв. Что сделать? Поднять (сов. вид). Что делая? Прислушиваясь. Что делать? Прислушиваться (несов. вид).

  1. Переходность, то есть способность управлять словами с предметным значением в винительном падеже без предлога.

Слушая тихую, напевную речь бабушки, ребёнок успокаивался и засыпал. Слушая (что?) речь. Слушать (что?) речь (перех.)

  1. Возвратность, определяющаяся наличием постфикса -ся (-сь).

Поднимаясь в гору, туристическая группа делала остановки, восстанавливая силы перед сложными этапами маршрута. Поднимаясь – подниматься (возвр.). Восстанавливая – восстанавливать (невозвр.)

Также к глагольным свойствам относится способность выступать в словосочетаниях в роли главного слова по отношению к существительным, местоимениям и наречиям.

  • прочитав в энциклопедии (сущ.)
  • встречаясь с кем-то (мест.)
  • придя вовремя (нареч.)

Наречные признаки

Наречные свойства слов рассматриваемой категории таковы:

  1. Неизменяемость, с которой связано отсутствие в морфемном составе окончания.
  • случайно – наречие
  • думая — деепричастие
  1. Наречный вопрос (как?) – вскользь (нареч.), встретив (деепр.)
  2. Роль обстоятельства в предложении, заданная наречным вопросом.
  • Отец поспешно вышел из комнаты. (нареч.)
  • Вернувшись, сын кинулся с новостями к матери. (деепр.)

Ещё одно сходное свойство – отношение к глаголу. В обоих случаях вопрос в предложении задаётся от него.

Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи (комплекс 2 и последние издания комплекса 1) или как особая форма глагола (комплекс 3 и предыдущие издания комплекса 1). Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса –учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

— от глаголов на -чь: печь — *пекя(печа);
— от глаголов на -нуть: вянуть — *вяня,;
— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут — *пиша, лижут — *лижа (но наречие лёжа);
— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -*пья.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,
вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевшипоглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса –а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.

Глаголы прочестьобрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса –я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещатьобеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа

*Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

*Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Род, число, падеж причастия

Это самый стандартный набор признаков, который помогает согласовывать слова в предложении. 

В роде указано, кто именно выполняет действие (мужчина, женщина или тот, кто еще не определился), в числе — сколько этих исполнителей, в падеже — что именно они делали (винили, творили, родили и т.д.). Все как в досье полиции про преступление.

Ж. р.: выпита, выпившая.М.р.: разговаривающий, съехавший.С.р.: ношенное, ставящее.

Ед.ч.: разворачивающийся.Мн. ч.: разворачивающиеся.

Им.п.: смотрящий.Р.п.: смотрящего.В.п.: смотрящего.Д.п.: смотрящему.Тв.п.: смотрящим.П.п.: смотрящем.

Деепричастный оборот

Деепричастные обороты, часто встречаясь в литературном жанре, помогают правильно и точно донести до собеседника мысль.

Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов:

  • напевая (что?) мотив;
  • подстригая (что?) траву;
  • наблюдая (за кем?) за ребёнком;
  • догоняя (кого?) товарища;
  • ожидая (что?) перемену;
  • построив (что?) дом;
  • заключив (что?) сделку.

На какие вопросы отвечает?

В предложении деепричастный оборот является обстоятельством и отвечает на вопросы: как? когда? почему? с какой целью? каким образом?

  • Алёша шёл по дорожке, (как?) насвистывая на ходу.
  • Собака навострила уши, (когда?) услышав голос хозяина.
  • Котёнок спрятался под диван, (почему?) испугавшись грозы.
  • Пассажиры заспешили к выходу, (почему?) услышав объявление о прибытии поезда.
  • Ваня следил за часами, (с какой целью?) с нетерпением ожидая приезда отца.
  • Бабушка успокаивала внука, (каким образом?) гладя его по голове.

Как подчёркивается?

В предложении деепричастный оборот чаще всего являются обстоятельством. Как и все обстоятельства, он подчёркивается пунктирной линией с точками:

  • Природа в буйстве цвета разошлась, (каким образом?) в осеннем вальсе медленно кружась.
  • И я сегодня о любви своей тоскую, (каким образом?) по роще позолоченной бродя.

В том случае, когда деепричастный оборот входит в состав сказуемого, он подчёркивается двумя чертами: Анна тихо ушла ни с кем не попрощавшись.

Более детальные сведения о том, как подчеркивается деепричастный оборот, даны здесь.

Запятые

Деепричастный оборот, являясь обособленным обстоятельством, в предложении выделяется запятыми. Постановка запятых при обособлении деепричастного оборота зависит от расположения его в предложении.

Если деепричастный оборот находится в начале предложения, запятая ставится в конце оборота. При этом он расположен перед сказуемым и называет действие, предшествующее действию, называемому глаголом:

  • Набрав полную миску спелых вишен, я села лепить вареники.
  • Напившись колодезной воды, парень устало вытер пот со лба.

Когда деепричастный оборот находится в конце предложения, запятую следует ставить в начале оборота. В этом случае он расположен после сказуемого и указывает на одновременное действие:

  • Мария пила кофе, глядя в окно.
  • Водитель притормозил, повернув направо.

Деепричастный оборот может быть расположен в середине предложения. В этом случае он обособляется запятыми с двух сторон и может располагаться перед сказуемым или после него:

  • Мама, сходив на рынок, начала готовить обед.
  • Рыбак сидел на берегу, держа в руках удочку, и внимательно глядел на поплавок.

В том случае, когда два деепричастных оборота соединены союзом «и» и относятся к одному и тому же сказуемому, то запятую ставят перед первым оборотом и после второго:

  • Девушка, сильно волнуясь и сердясь на саму себя, решилась ехать с ним.
  • Старики сидели на кухне, тихо беседуя и прихлёбывая чай.

Если перед деепричастным оборотом стоит сочинительный союз «и», он отделяется от оборота запятой:

  • И, прощаясь с матерью, он крепко обнял её.
  • И, выслушав её внимательно, мужчина пообещал помочь ей.

Если деепричастный оборот употребляется с сочинительным союзом «а», союз от оборота не отделяется запятой.

Выполняйте измерения, а закончив их, сообщите мне о результатах.

Иногда деепричастный оборот употребляется с союзным словом «который». В этом случае запятая ставится только перед оборотом, а после слова «который» она не нужна:

Я доехал до нужной станции, сойдя с которой отправился по тропинке в деревню.

Не выделяется запятыми деепричастный оборот в следующих случаях:

  1. Если он соединён союзом «и» с однородным обстоятельством, выраженным наречием:
    • Студент отвечал на вопрос несмело и немного растерявшись.
    • Старик шел медленно и слегка прихрамывая.
  2. Если он является фразеологизмом:
    • Мальчишка бежал через лес что есть мочи.
    • Сегодня рабочие работали спустя рукава.
    • Мой дед всю жизнь трудился не покладая рук.
    • Не долго думая Пашка перемахнул через забор и пустился бежать.

Подробнее о расстановке запятых при деепричастном обороте рассказано тут.

Образование деепричастий

Как и глаголы,
деепричастия бывают совершенного вида
и несовершенного вида.

Деепричастия
несовершенного
вида
образуются
от основы глагола
настоящего времени

при помощи суффикса –а
(-я):
моргают
– моргая, ворчат – ворча.

Не образуют
деепричастий несовершенного вида
следующие группы глаголов:

1)
глаголы с односложной основой на –а в
инфинитиве (звать,
рвать, ждать, ржать
).
исключение: мчать
– мча, мчаться – мчась;

2)
глаголы с односложной основой на –и
(бить, лить,
шить
);

3)
непродуктивные глаголы с суффиксом
длительности –ну- (вянуть,
сохнуть, вязнуть
);

4)
глаголы на –чь в неопределенной форме,
с основой настоящего времени на –г, к,
х (печь,
стричь, стеречь
);

5)
глаголы с основой настоящего времени,
оканчивающейся на шипящий (вязать,
резать, писать, махать
);

6)
глаголы, основа настоящего времени
которых состоит только из согласных
(жнут, мнут
);

7)
глаголы жаждать,
лезть, ехать, петь, гнить, стыть
;

8)
безличные глаголы типа светает,
моросит.

если
глагол имеет суффикс –ва-, то деепричастие
несовершенного вида образуется от
основы инфинитива, а не настоящего
времени (создавать
– создают – создавая
).

Глагол
быть
образует
деепричастие при помощи суффикса –учи
(будучи
).
Формы других деепричастий с суффиксом
–учи характеризуются народно-поэтической
окраской:

По тесовым
кровелькам играючи,

Тучки серые
разгоняючи,

Заря алая
поднимается (Л.).

Деепричастия
совершенного
вида
образуются
от основы инфинитива с помощью суффиксов
–в, -вши
(после
гласного), -ши

(после согласного): заскочить
– заскочив, исчезнуть – исчезнувши,
вырасти – выросши.

Суффикс
–вши является малоупотребительным; он
является обязательным лишь у деепричастий
с постфиксом –ся (возвратившись,
засмеявшись, насмотревшись
).

Непродуктивные
глаголы с суффиксом –ну- и глаголы на
–ере(ть) образуют параллельные формы
деепричастий от основ инфинитива и
прошедшего времени(высохнуть
– высохнув, высохнувши, высох – высохши
).

Существует
группа глаголов (с основой на согласный,
кроме –г, к, х; глаголы на -ить), от которых
деепричастия совершенного вида образуются
при помощи суффикса –а (-я), который
присоединяется к основе простого
будущего времени (прочтут
– прочтя (прочитав), простятся – простясь
(простившись)
).

Двувидовые
глаголы имеют по два деепричастия: с
суффиксом –а (-я) для выражения значения
несовершенного вида и суффиксом –в для
выражения значения совершенного вида
(атаковать
– атаковав, атакуя; исследовать –
исследовав, исследуя
).

Деепричастие: определение и признаки

Эта часть речи возникла много веков назад, когда бесчленные причастия потеряли категорию склонения. Слова с такими же значениями наблюдаются в латинском, французском, тюркском и финно-угорском языке.

Дадим определение деепричастию:

Стандартные вопросы, на которые отвечает деепричастие: Что делая? Что сделав?

Примеры: дожидаясь, переходя, складируя, листая, уехав.

Деепричастие сочетает в себе морфологические признаки глагола и наречия. Оно обозначает добавочное действие, демонстрирующее, как совершает действие основной глагол-сказуемое (инфинитив или одна из личных форм):

Остановившись, Елена улыбнулась и махнула рукой.

Елена (что сделала?) остановилась, улыбнулась и махнула рукой.

Елена улыбнулась и махнула рукой (каким образом?) остановившись.

Глагольные и наречные свойства деепричастия

Выделяют три глагольных признака у деепричастий.

  1. Переходность (превосходить, увидеть) и непереходность (бродить, помогать).
  2. Возвратность (учить, одевать) и невозвратность (учиться, одеваться).
  3. Вид: совершенный (положить, взять) и несовершенный (класть, брать)

Глагольные признаки у деепричастий – основные.

Наречные признаки:

  1. Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.
  2. Зависимость от глагола-сказуемого. Чаще всего деепричастие примыкает к личной форме глагола, реже – к инфинитиву.

Как образуются деепричастия

Для образования деепричастия несовершенного вида нужно взять основу глагола настоящего времени и суффикс-а- или -я-: спеша, волнуясь, играя, решая, молча.

Для деепричастия совершенного вида понадобится основа инфинитива и один из суффиксов:

  • -в-;
  • -вши-;
  • -ши-.

Примеры: сделав, спрятавши, замолчав, несши, занявшись.

Несколько глаголов несовершенного вида создают деепричастия с помощью суффиксов -учи/-ючи: будучи, жалеючи, идучи, крадучись, играючи. Но эти деепричастия, за исключением слова «будучи», считаются разговорными (просторечными).

Глаголы, которые не могут образовывать деепричастия:

  • те, что оканчиваются на-чь: пресечь, вовлечь, достичь;
  • имеющие суффикс-ну-: крикнуть, охнуть, умолкнуть;
  • в основой в форме настоящего времени на шипящий: вяжут, пишут;
  • исключения: пахать, шить, вязать, петь, плясать.

Переход деепричастий в разряд наречий

Когда деепричастие перестает означать второстепенное действие и теряет признаки глагола, оно становится наречием. К таким словам нельзя задать стандартные вопросы: Что делая? Что сделав? Эти части речь означают лишь признак действия и для них характерен вопрос: Как?

София слушала молча, медленно жуя конфету.

Слово «жуя» – это деепричастие, имеет зависимые слова (конфету) и при необходимости заменяется аналогичным глаголом (София слушала и медленно жевала конфету).

Слово «молча» – это наречие. В предложении оно уже не означает добавочное действие, к нему можно задать только вопрос: Как? Кроме того, по контексту эти слова (слушала и жевала) не выполняют равноправные действия.

Виды деепричастий и примеры предложений с ними

Виды деепричастий содержат в себе немного больше информации, чем другие грамматические признаки. С помощью них становится понятна последовательность действий и их законченность

Это важно знать для правильного составления предложений и избегания речевых ошибок

Совершенного вида

В этом случае вспомогательным вопросом является «что сделав?» – обратите внимание на приставку «с-» и указание на прошедшее время

  • .

В предложениях видно, что деепричастие «опережает во времени» сказуемое, предшествует ему. При этом добавочное действие совершено (поэтому и вид совершенный): кино досмотрено, мороженое куплено, письмо дописано.

Несовершенного вида

Для наглядности рассмотрим на похожих примерах:

Теперь наблюдаем другую ситуацию: сказуемое и деепричастие параллельны друг другу. Фильм не кончился, мороженое не приобретено, письмо не дописано, а герои предложений уже делают что-то ещё.

Как определить вид деепричастий?

Для более глубокого понимания грамматического признака можно изучить сказуемое и попробовать определить время добавочного действия, однако при использовании этого метода можно ошибиться.

Обособление деепричастных оборотов.

Деепричастный оборот – это деепричастие с наличием зависимых от него слов. Он выделяются запятыми по тому же принципу, что и одиночные деепричастия. Сложность в расстановке запятых заключается в неумении определять границы деепричастного оборота. Для этого сначала нужно найти деепричастие, а потом зависимые от него слова, относящиеся к нему по смыслу.

Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку. (А. С. Пушкин).

Возвращая кружку– деепричастный оборот. Найдем зависимые слова. Возвращая (что?) кружку. Деепричастный оборот стоит в середине предложения, значит с двух сторон расставляем запятые. Чтобы проверить, правильно ли найден деепричастный оборот, нужно мысленно его убрать из предложения. Видео-презентация 7 класс о деепричастном обороте:

Если при прочтении предложения не будет утрачен основной смысл, то границы деепричастного оборота определены верно. Приведем примеры деепричастных оборотов, стоящих в начале и в конце предложения.

Ибрагим двадцать раз перечел это письмо, с восторгом целуя бесценные строки. ( А. С. Пушкин «Арап Петра Великого»)

Целуя бесценные строки – деепричастный оборот. Найдем зависимые слова с помощью вопросов. Целуя (как?) с восторгом, целуя (что?) бесценные строки.

Занимаясь хозяйством, я не переставал тихонько вздыхать о прежней моей шумной и беззаботной жизни. (Пушкин А. С).

Занимаясь хозяйством – деепричастный оборот. Найдем зависимые слова. Занимаясь (чем?) хозяйством.

Признаки глагола у деепричастия

Начальной фор­мой дее­при­ча­стия, как и у гла­го­ла, явля­ет­ся инфи­ни­тив, напри­мер:

  • сохра­няя — сохра­нять, ука­зы­вая — ука­зы­вать,
  • под­бе­жав — под­бе­жать, устре­мив­шись — устре­мить­ся.

Далее ука­жем посто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак дее­при­ча­стия — это вид, кото­рый опре­де­лим по задан­но­му вопро­су:

  • (что делая?) играя вальс — несо­вер­шен­ный вид,
  • (что сде­лав?) сыг­рав вальс — совер­шен­ный вид.

Деепричастия обла­да­ют грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей переходности/непереходности:

  • читая (что?) кни­гу (управ­ля­ет суще­стви­тель­ным без пред­ло­га в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа),
  • стоя (у чего?) у окна (суще­стви­тель­ное в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом),

Эта гла­голь­ная фор­ма быва­ет воз­врат­ной или невоз­врат­ной:

  • умы­вать — умы­вая,
  • умыться — умыв­шись.

Отметим спо­соб­ность дее­при­ча­стия иметь при себе зави­си­мые сло­ва:

  • читая (что?) кни­гу,
  • сидя (на чём?) на ска­мей­ке,
  • улы­ба­ясь (как?) весе­ло.

Деепричастие сохра­ня­ет при­знак дей­ствия. Оно обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие, про­ис­хо­дя­щее одно­вре­мен­но с глав­ным дей­стви­ем, выра­жен­ным глаголом-сказуемым.

Прислушиваясь к шепо­ту осен­ней лист­вы, ста­рик неспеш­но гулял по алле­ям пар­ка.

Если дее­при­ча­стие заме­нить спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, то соот­вет­ству­ю­щее дей­ствие будет вос­при­ни­мать­ся как рав­но­прав­ное.

Старик гулял и при­слу­ши­вал­ся к шёпо­ту лист­вы.

Деепричастие может обо­зна­чать дей­ствие, пред­ше­ству­ю­щее основ­но­му:

Написав сооб­ще­ние, я отпра­вил его по элек­трон­ной почте.

Я сна­ча­ла напи­сал, а потом отпра­вил.

Подытожим наши наблю­де­ния и дадим такое опре­де­ле­ние этой фор­ме гла­го­ла:

ОпределениеДеепричастие — это неиз­ме­ня­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав?

Морфологический разбор деепричастия

Действуем примерно по такой же схеме, как при морфологическом анализе причастия, но учитывая некоторые особенности деепричастия. 

Что нужно указать при морфологическом разборе деепричастия?К постоянным признакам причастия относятся:— переходность или непереходность;— возвратность или невозвратность;— совершенный или несовершенный вид.Непостоянных признаков у деепричастия нет, так как эта часть речи обладает неизменяемостью.Важно также указать синтаксическую роль в предложении (чаще всего является обстоятельством). Разберем для примера слово «используя» из предложения «Уэнсдэй расследовала преступление, используя свой острый ум и талант»:

Разберем для примера слово «используя» из предложения «Уэнсдэй расследовала преступление, используя свой острый ум и талант»:

Постоянные признаки:                                   Неизменяемая часть речи.

  • переходное,
  • невозвратное,
  • несовершенный вид.

Примерный вариант разбора деепричастия для школьного задания:

  1. Используя – деепричастие (что делая?), обозначает добавочное действие.
  2. Постоянные признаки: переходное, невозвратное, совершенного вида; неизменяемое слово.
  3. В предложении является обстоятельством.

Теперь мы очень хорошо знакомы с причастием, которое легко сможем отличить от отглагольного прилагательного, а также с деепричастием, которое ни за что не спутаем с наречием

Если же хотите подробнее изучить особенности наречий, то приглашаем вас заглянуть в следующую статью: «Самое важное про наречия»

Залог причастия

Страдать или действовать? Этот вопрос каждый день задают себе причастия. 

Действительные причастия обозначают действие, которое выполняет сам предмет. Например, Рик построил портальную пушку. Если превратим этот глагол в причастие, получится «построивший». Оно будет действительным. 

Посмотрим на еще пару примеров:

любящий, колющий, обнявший, снимавший.

Страдательные причастия же обозначают действие, которое направлено на предмет. Морти только уведомили о домашнем задании. Превращаем в причастие: Морти, уведомленный о домашнем задании. 

Дополнительные примеры:

указанный, сломанный, посеян, читаемый.

Залог причастия влияет на суффиксы – это мы рассмотрим в статье немного позже. А сейчас обратимся к переходности причастия. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий