Что такое школьная дезадаптация и как её избежать?

Физиологическая адаптация

Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни.

— В это время ребёнок испытывает перегрузки, сравнимые с теми, которым подвергают космонавтов перед выпуском на орбиту. Могут возникнуть повышенная утомляемость, медлительность, склонность к капризам. Ребёнок может захотеть на время вернуться к дневному сну. Всё это нормально. Помните, что его организм сейчас подвергается сложнейшим перегрузкам, и проявите понимание.

Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.

И наконец, наступает третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.

Найдено научных статей по теме — 15

Стойкая школьная дезадаптация и ее преодоление

Османова Гурия Абдулбарисовна

Статья посвящена теоретико-методологическому анализу проблемы стойкой школьной дезадаптации при задержке психического развития (ЗПР) и общем недоразвитии речи.

Школьная дезадаптация: природа, структура, причины

Савина Н.Н.

В статье рассматривается актуальная проблема социализации школьников через механизм социальной адаптации, нарушение которой приводит к формированию школьной дезадаптации.

Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте

Воронкина М.А.

В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста с позиций проявления у них дезадаптации; дается определение дезадаптации, рассматривается её психологическая сущность, анализируются различные подхо

О школьной дезадаптации воспитанников детского дома

Пестерева Ольга Александровна, Климентьева Наталья Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме школьной дезадаптации воспитанников детского дома.

Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления

Петрова Е. Ю.

В работе проводится анализ понятий «школьная дезадаптация», «школьная адаптация», описываются их признаки и уровни.

Роль педагога в предупреждении школьной дезадаптации подростков

Ракульцева Е. В.

В статье изложена авторская позиция относительно роли современного педагога в профилактике школьной дезадаптации подростков.

Психолого-педагогические условия преодоления школьной дезадаптации

Карбанович О. В.

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, определяются основные подходы создания адаптивной образовательной системы в школе.

Диагностика риска развития школьной дезадаптации у девочек 12-14 лет

Синявская Ольга Игоревна

С целью создания системы диагностики риска развития школьной дезадаптации у девочек 12-14 лет, было обследовано 762 девочек в возрасте 12-14 лет.

Школьная дезадаптация у детей с недоразвитием речи и ее предупреждение

Корнев Александр Николаевич

У 350 детей в возрасте 7-14 лет, обучающихся в коррекционной школе для детей с тяжелым недоразвитием речи, было проведено комплексное клиникопсихологическое и нейролингвистическое лонгитюдное исследование.

Мониторинг эффективности атомоксетина в коррекции школьной дезадаптации

Собокарь Ольга Александровна, Петрухин А. С.

В статье приводятся результаты исследования школьной дезадаптации детей, перенесших внутричерепные сосудистые повреждения в период новорожденности.

Подходы к пониманию причин ПШД

1. Влияние процесса обучения

Психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения, а вызванные им нарушения называются дидактогениями; возникают при недостаточном учете индивидуальных особенностей ребенка и его социальной среды. 

Наиболее дидактогенноуязвимыми являются дети с нарушениями анализаторов, физическими дефектами, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития, с ограниченными интеллектуальными возможностями. Каган В.Е. дополняет, что дидактогенные факторы в большинстве случаев относятся к условиям, а не причинами школьной дезадаптации, причинами же чаще всего при таких условиях являются особенности психологических установок и тип личностного реагирования ребенка. 

2. Влияние наследственных факторов

Причиной возникновения школьной дезадаптации, согласно данному подходу, является врожденная и конституциональная уязвимость центральной нервной системы ребенка. В данном подходе снимается ответственность со школы и семьи в качестве источников формирования ПШД.

3. Влияние отношения учителя к ученику

Психотравмирующим фактором признается отношение учителя к ученику и характер организованного им процесса взаимодействия с учащимися. Вызванные этим фактором последствия называются дидаскалогениями. В большей степени указанному соответствует авторитарный стиль педагогического руководства. Однако сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова, в силу разных компенсационных и защитных возможностей, а также в результате разного рода внешкольных влияний на детей (прежде всего, семейной ситуации).

4. Влияние семьи

Психотравмирующим фактором признается отношение к ребенку в семье и стиль родительского воспитания, родительская позиция. Влияние данной причины считают одной из важнейших, которая способствует формированию школьной дезадаптации.

5. Комплексное влияние причин

В рамках данного подхода предполагается учет всех ранее обозначенных четырех факторов, причин в их системном единстве в качестве источников проявления ПШД. Ценность комплексного подхода в понимании причин, источников, влияющих на возникновение ПШД подтверждает позиция Кагана Е.В. о том, что при рассмотрении их как элементов системы, без взаимоисключения, обеспечивается бо́льшая продуктивность психокоррекции нарушений. 

Дубровина И.В. выделяет специфически психологические факторы школьной дезадаптаци, которые могут, как вызывать, так и усложнять ее протекание в младшем школьном возрасте. Такими факторами, по мнению автора, являются :

  • Низкий уровень функциональной готовности к школе — «школьная незрелость», которая проявляется в рассогласовании степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций и задач школьного обучения (низкий уровень развития тонкой моторики, скоординированности «глаз—рука», функции следования образцу в деятельности, в том числе учебной, и поведении и др.);
  • Недостаточное развитие произвольности, которое проявляется в форме трудностей при восприятии инструкции, при выполнении указаний взрослого, в действиях в соответствии с правилом и др.
  • Недостаточная степень сформированности собственно школьных видов мышления.
  • Недостатки в развитии речевой сферы (фонематический слух, плохое понимание многих употребляемых учителем слов).
  • Низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса.
  • Несформированность внутренней позиции школьника.

Школьная дезадаптация — что это, понятие

Школьная дезадаптация — это нарушение в работе механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими. Спровоцировать его могут различные факторы, которые чаще всего идут в совокупности:

  • наследственность;
  • индивидуальные особенности и новообразования;
  • взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;
  • проблемы в установлении социальных контактов и др.

Школьники, которые входят в группу риска возникновения школьной дезадаптации, испытывают трудности в адаптации, имеют проблемы с усвоением учебного материала и успеваемостью. Их отношения со сверстниками и взрослыми складываются тяжело. А личностное развитие протекает вяло: часто это инфантильные дети, любят лгать, легко попадают под чужое влияние, плохо осознают свое «Я».

Психогенная школьная дезадаптация — это явление, которое может начать развиваться в любой момент обучения. Особенно часто она возникает при переходе из детского сада в школу, а затем — при переходе из начального звена в среднее. Часто провоцируют возникновение нарушения любые личностные конфликты ребенка. Поэтому проблема социальной и школьной дезадаптации долгое время остается актуальной в педагогике и психологии.

Что такое дезадаптация

Дезадаптация — это неспособность человека поддерживать стабильные социальные отношения, справляться с проблемами и приспосабливаться к меняющейся среде. Человек с дезадаптацией часто эмоционально нестабилен и может отличаться поведением, отклоняющимся от общепринятых норм и правил .

Фото: Freepik / storyset

Типичный пример дезадаптации — «синдром первоклассника». Ребенок привыкает к тому, как строится день в детском саду: много игр и общения, дневной сон, помощь воспитателей во всем. Бывает так, что первоклассник оказывается не готов к новой реальности с оценками и домашними заданиями и испытывает стресс. Отсюда могут возникать проблемы с дисциплиной, успеваемостью, отношениями с учителями, родителями и одноклассниками.

Факторы, влияющие на школьную дезадаптацию.

Конечно, стоит выделить те факторы, которые чаще всего влияют на поведение ребенка в школе, на отсутствие нормальной адаптации. В первую очередь, таким фактором становится влияние семьи и родителей. Дело в том, что некоторые родители чересчур эмоционально реагируют на неудачи ребенка в школе. В результате, стесняясь собственного незнания касательно той или иной темы, ребенок боится разочаровать родителей. В связи с этим у него возникает негативная реакция и на саму школу. Здесь до дезадаптации рукой подать.

Также важным фактором, влияющим на негативное отношение ребенка к процессу обучения, являются сами учителя. Иногда педагоги неправильно выстраивают парадигму обучения, что вызывает недопонимания и негатив со стороны детей. В подростковом возрасте, школьники начинают вести себя слишком активно, стараясь проявить характер через одежду и свой внешний вид. Если учителя реагируют на такие поиски самого себя слишком бурно, это вызывает активную негативную реакцию среди школьников. В качестве протеста против сложившейся системы обучения, ребенок может столкнуться с дезадаптацией.

Еще один важный фактор – влияние сверстников. В подростковом возрасте, этому фактору следует уделять максимум внимания. Все дело в том, что подростки всегда ориентируются на мнение своих друзей и знакомых. Именно поэтому, если сверстники заявляют о своем протесте против системы обучения, это может солидно повлиять на самого ребенка.

Именно поэтому, когда возникают первичные признаки данного психологического явления, с ними нужно уметь справляться. Например, если ребенок отказывается посещать учебное заведение, снижает собственный уровень успеваемости и резко негативно отзывается о преподавателях, стоит задуматься о его дезадаптации. Быть может, на ранних этапах возникновения проблемы, с ней еще можно хоть как-то бороться.

Причины школьной дезадаптации

Мнения психологов о возможных причинах возникновения школьной дезадаптации разнятся. Одни считают, что единственная проблема школьной дезадаптации — дидактогенные нарушения: противоречие между требованиями образовательной среды и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка. Другие же склоняются, что существует целый ряд предпосылок школьной дезадаптации, которые приводят к возникновению этого явления.

К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:

недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками;
низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);
поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;
влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье;
влияние со стороны педагога: авторитарность, избыточная требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;
социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;
любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные);
неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).

Типы дезадаптации

Дезадаптация в психологии – это один из видов состояния психики, характеризующийся несоответствием психосоциального статуса новой роли в обществе. Перед тем как говорить о формах школьной дезадаптации, следует упомянуть о наличии нескольких критериев. К таким критериям относятся расстройства, связанные с негативным восприятием процесса обучения, педагогов или одноклассников.

Трудности в освоении школьной программы, что соответствует возрастной категории и навыкам школьника, проявляются в виде хронической неуспеваемости, дефицита знаний и второгодничества. У детей этой категории отсутствуют многие навыки, характерные для их возрастной группы. Также следует упомянуть о возможных эпизодических поведенческих нарушениях, которые не поддаются коррекции. К такой модели поведения относятся акты вандализма, пренебрежение нормами, установленными в стенах образовательного учреждения и демонстративное противопоставление собственной личности в отношении окружающих.

Дезадаптация школьников, как правило, развивается при поступлении в первый класс или при переходе из начальной в среднюю школу

Патогенную дезадаптацию можно охарактеризовать, как проявление дисфункции нервной системы, а также как сбои в работе анализаторов. Появление различных фобий и других проблем, связанных с восприятием, может быть проявлением заболеваний головного мозга. При психосоциальной форме дезадаптации, связанной с индивидуальными особенностями личности, дети нуждаются в особом подходе со стороны педагогов.

Существует пять главных видов школьной дезадаптации, которые проявляются в виде следующих признаков:

  1. Первая форма – когнитивные нарушения, проявляющиеся в виде трудностей в освоении школьной программы, соответствующей возрасту и способностям ребенка.
  2. Вторая форма – эмоционально-оценочная дезадаптация, имеющая взаимосвязь с длительными эмоционально-личностными нарушениями. В этом случае, школьник проявляет негативное отношение как к школе, так и к отдельным урокам. Данное состояние часто сопровождается повышением тревоги, вызванной школьными проблемами.
  3. Третья форма – поведенческая, характеризуется как постоянное нарушение правил, установленных в конкретном образовательном учреждении. Данный вид дезадаптации проявляется в виде агрессивности, конфликтности и пассивно-отказных реакций.
  4. Четвертая форма – соматическая, имеющая связь с наличием патологий в процессе физического и психического развития.
  5. Пятая форма – коммуникативная, выражается в виде трудностей в построении контактов с одноклассниками и педагогами.

Что это такое

Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьным реалиям, когда требования учителей становятся для него психотравмирующим фактором по ряду причин. Провокаторами могут стать его личностные новообразования, наследственность, семья, взаимоотношения с конкретным взрослым и многие другие обстоятельства, причём почти всегда они идут не по одиночке, а целым букетом.

К основным проявлениям относят трудности при усвоении учебного материала, игнорирование правил поведения, низкую успеваемость, недисциплинированность, сложности в общении с окружающими.

Яркий пример школьной дезадаптации — первоклассник, который привык к режиму дня детского сада. После обеда там можно было поспать, помогали завязывать шнурки, не получалось нарисовать ёжика — не беда. А дома ждали любящие родители, компьютер, игры и развлечения. Но это было раньше. Всё резко меняется, когда он приходит в первый класс. Напряжённый ритм дня, опаздывать нельзя, перемены короткие, со всеми трудностями нужно справляться самому. Что-то не получилось — плохая отметка. И даже дома приходится учить уроки, за невыполнение которых мама наказывает.

При психологической подготовленности ребенка к таким изменениям адаптация пройдёт нормально. Но некоторые оказываются настолько растерянными при переходе от детского сада к школьной жизни, что теряют ориентацию. Результат: «В школу не пойду», «Уроки делать не буду», «Мне не интересно», «Я ничего не понимаю» и пр. Негатив выливается на всех окружающих, портятся отношения с учителями, сверстниками, родителями.

Ситуация школьной дезадаптации может возникнуть в любой момент. Особенно ярко она проявляется в ключевые периоды: при переходе из детского сада в школу, из младшего звена — в среднее, а также в подростковом возрасте. Но такое может случиться и посреди учебного года, если возникают какие-то личностные конфликты.

Проблема на протяжении многих лет является актуальной в психологии и педагогике. Чаще всего на детей, у которых она диагностируется, вешают ярлык «трудный ребёнок». С ним он кое-как заканчивает 9 класс и выпускается с букетом комплексов, а порой и личностных расстройств. В этом — вина педагогов (которым некогда с ним заниматься), школьных психологов (вся функция которых сводится к диагностике, но в коррекции они оказываются некомпетентными), родителей (которые не смогли ему своевременно помочь и оказать поддержку).

Уровни развития школьной дезадаптации

В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.

Педагогический

Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:

  • невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
  • раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
  • неусидчивость;
  • резкие перепады настроения;
  • быстрая утомляемость;
  • тяжелое пробуждение и засыпание и др.

Все перечисленные проблемы не имеют постоянного характера, их вызывает только конфликтная ситуация. При ее решении они пропадают, легко корректируются.

Психологический

Если на предыдущем уровне ребенок систематически не получает поддержки и не справляется с возникающими сложностями, то психика начинает защищаться с помощью асоциальных поступков. Ученик отказывается выходить к доске, грубо разговаривает с окружающими, не хочет идти в школу, отказывается от выполнения заданий и требований. Педагоги и родители часто усугубляют ситуацию, когда реагируют на такое поведение криками, ультиматумами, плохими оценками.

Это приводит к тому, что все проблемы, указанные выше, приобретают постоянный характер и становятся еще более выраженными. Плохой сон может перерасти в бессонницу, отказ от обеда или ужина превращается в серьезные пищевые расстройства и т.д. Попытки защититься и отгородиться ото всех ребенок делает теперь и вне школы.

Такое состояние должно корректироваться уже с помощью психолога. Если этого вовремя не происходит, то ученик превращается в «трудного ребенка с асоциальным поведением».

Физиологический

Следующий уровень школьной дезадаптации, который возникает, если ребенок все еще остается один на один с проблемами. Все окружающие теперь испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать.

Асоциальное поведение накладывает свой отпечаток на здоровье ученика. Он страдает от хронических неврозов, а это оказывает негативное влияние на все системы в организме, вылечить их еще сложнее.

Четких промежутков протекания каждого из уровней не существует, формы школьной дезадаптации индивидуальны для каждого ребенка. Поэтому чем раньше ему будет оказана помощь, тем проще будет справиться с нарушением и не получить осложнений здоровья.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.

Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:

  • узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
  • оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
  • определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
  • выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
  • составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.

Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить

Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.

В подростковом возрасте

Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.

Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.

У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.

На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:

  • безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
  • отсутствие борьбы с прогулами;
  • отсутствие воспитательной работы со школьниками;
  • наличие подростков, которые бросили школу.

Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.

К характерным проявлениям СД в школе относят:

  • неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
  • неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
  • постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.

Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.

  1. Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
  2. Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
  • асоциальным поведением;
  • нарушением норм, прав и морали;
  • отчуждением от основных институтов социализации;
  • в склонности к суициду;
  • деформации системы ценностей и социальных установок;
  • внутренней саморегуляции;
  • в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
  • подростковом алкоголизме.

Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:

  • первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
  • вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.

Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:

  • наследственность;
  • дефекты семейного и школьного воспитания;
  • социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
  • наличие деформаций в самом обществе;
  • результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.

Профилактика школьной дезадаптации

  • Пятилетний ребенок не будет готов к жестким условиям общеобразовательной системы просто в силу явной неготовности мозга к подобным нагрузкам. Шестилетние дети, тоже самое, хотя они, к примеру, могут читать и писать.
  • Важен очень щадящий режим во всех смыслах: игровая форма занятий, не должно быть интенсивности при обучении
  • Подходящий режим занятий, не ограничивающий надолго двигательную активность детей (например, занятия по математике, русскому языку, письму не должны следовать одно за другим)
  • Не должно быть домашних заданий для детей, которые после занятий остаются в группе продленного дня, должна быть предусмотрена возможность для дневного сна. Сама обстановка и проведение занятий для 6-летних детей, должны больше соответствовать режиму детского сада, а не школы в привычном понимании.

Известно, что первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние» дети, непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму детского учреждения. Легкую и адаптацию средней тяжести можно, по всей вероятности, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в помощи специалистов.
Есть дети, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. Многие первоклассники берут с собой в школу любимые игрушки, чувствуя себя защищенными. Следует лишь объяснить, что играть можно только на перемене.

Что такое психологическая дезадаптация

Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.

При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности. Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно. Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей

Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы. Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий