Пиктограммы при шизофрении
Роль пиктограммы при исследовании шизофрениии очень большая – это ценный диагностический инструмент. Так как пиктограммы при данном заболевании многообразны, то проявляются как конкретные, так и сверхабстрактные образы. Если у больного есть бредовый компонент, то он так же будет проявляться в пиктограмме.
В целом, в этой методике при шизофрении наблюдается следующий симптомокомплекс:
- Недостаточное или искаженное понимание смысла задания, особенно в остром состоянии. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом могут трактовать исследование в соответствии с содержанием бредовых идей
- Снижение числа атрибутивных образов
- Снижение числа адекватных образов
- Снижение числа стандартных образов
- Смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции. У больных шизофренией проявляется атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации также не типичные, они выражаются в переносе одного элемента во рисунки
- Употребление букв, часто вычурное. Больной деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Однако они не помогают воспроизведению слов
- Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков
- Значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования.
Это изменения у отдельных больных могут выражаться по-разному, но наиболее ярко они проявляются в остром состоянии, при выраженной аффективной патологии, за исключением депрессии.
Неадекватные образы больных шизофренией нуждаются в отдельном описании, так как они являются важным звеном при дифференциальной диагностике шизофрении и имеют широкие и наименее определённые критерии. Образы можно отнести к неадекватным, если они не служат запоминанию понятия и очень далеки от содержания. С. В. Лонгинова приводит следующий образец неадекватных образов: при запоминании слова «тяжелая работа» больной рисует Иисуса Христа, объясняя так: «вокруг головы сияние, он сияет от счастья… не делай зла ближнему. Одухотворенное лицо. Иисус Христос выполняет свою функцию». К слову «справедливость» рисует курицу: «Если я в жизни украл курицу, то меня спрашивают и я говорю: да, я украл курицу».
С. В. Лонгинова (1972), а также С. Я. Рубинштейн (1972) разработали классификацию неадекватных образов у больных шизофренией, в зависимости от того, какой вид патологии они отражают. В ней они обозначили образы, которые неадекватны по содержанию и образы, которые отражают патологию мотивационного компонента мышления и потерю целенаправленности.
Неадекватные по содержанию образы:
- отдаленные связи
- пустая символика
- выбор на основе чувственного впечатления
- ассоциация по созвучию
- фрагментарный тип выбора
Образы, отражающие патологию мотивационного компонента мышления множественный выбор:
- конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением
- стереотипные пиктограммы
Применение методики для тестирования школьников
Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):
- весёлый праздник;
- тяжёлая работа;
- развитие;
- вкусный ужин;
- смелый поступок;
- болезнь;
- счастье;
- разлука;
- ядовитый вопрос;
- дружба;
- тёмная ночь;
- печаль;
- справедливость;
- сомнение;
- тёплый ветер;
- обман;
- богатство;
- голодный ребёнок.
Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.
Организатору теста под силу придумать собственный набор несложных фраз для диагностики
Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.
Инструкция для школьников 12–16 лет:
- Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача – нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
- Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
- В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
- Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
- После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).
В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.
Методика пиктограмм в клинике психических заболеваний[править | править код]
В психиатрии использование экспериментально-психологических методик, в частности, метода пиктограмм, преследует три основные цели:
- Выяснение специфического патопсихологического симптома того или иного заболевания
- Изучение психических процессов, личности испытуемого при установленном диагнозе
- Изучение динамики психических процессов во время лечения, с целью оценки её эффективности
Метод пиктограмм показал высокую валидность в диагностике шизофрении. Также данная методика полезна при исследовании пациентов с органическими заболеваниями центральной нервной системы, она способна выявить очаг симптоматики.
Пиктограмма может быть эффективна как при диагностике эмоциональных расстройств, в частности депрессия и гипомания, так и при диагностике истерии на что указывала Г. В. Биренбаум.
Трудность методики, с которой сталкиваются испытуемые, является то, что круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, а значение рисунка шире, чем смысл слова – это значит, что слово и рисунок должны совпадать лишь в определенность степени. В норме человек способен уловить общее и в рисунке и слове, что является основным механизмом образования условного значения. В патологии мышление изменяется и у человека затрудняется процесс создания условных связей.
На протяжении многих лет было собрано большое количество эмпирических данных. Многие исследователи в области патопсихологии систематизировали данные целого ряда своих собственных исследований и исследований своих коллег. Результатом их работы явилось представление об общей картине выполнения методики пиктограмм испытуемыми с различными психическими заболеваниями.
Поделки на тему ПДД
Выбираются два сюжета для поделки на тему ПДД для детского сада своими руками:
В первом рассказывается о том, как нельзя поступать, если начался пожар,
В втором описываются действия во время пожара.
Отличным решением будет создание наглядной картины по правилам соблюдения ПДД. Конечно, это вариант посложнее, он занимает больше времени, зато получается невероятно презентабельно и поучительно. Например, можно на крышке от коробки нарисовать дорогу с зеброй и согласно правилам, расположить игрушки (машинки, человечки, деревья, светофор).
Можно также сделать для ребенка доску, на которой он мог бы соорудить себе настоящую дорогу. Вам понадобятся:
Большая коробка (можно взять просто крышку от упаковки),
Детские игрушечные машинки, детали от кубиков, пластиковые деревья,
Пластилин,
Белый лист бумаги,
Фломастеры или краска.
{reklama2}
Обклеиваем изнутри коробку бумагой. Рисуем на ней парочку извилистых дорог, перекресток и облагораживаем «территорию». Обязательно ставим на коробку дорожные знаки и светофоры. Подобные атрибуты при наличии принтера можно сделать самостоятельно. Или же просто купить в детском магазине комплект дорожного движения. Что касается инфраструктуры – магазины, дома и остановки, они легко клеятся из плотного картона, который можно разрисовать по желанию в любые цвета. В качестве дополнительного материал можно использовать пластилин.
Обработка и интерпретация результатов
Если испытуемый рисует человечков в качестве иллюстраций ко всем понятиям, то это говорит о его общительности
- А – абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
- З – знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
- К – конкретные (представлены вполне определённые предметы);
- С – сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
- М – метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).
Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:
- Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
- При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
- Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).
Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, – общительность.
Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.
Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:
Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка
Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-»
Нормой считается более 70% положительных отметок.
Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма – больше 80% слов и словосочетаний.
Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные – в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма – больше 2 баллов.
Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.
Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого
Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка. Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи: расширить словарный запас;
Пример 1. Пиктограмма здорового испытуемого[править | править код]
Пиктограмма здорового испытуемого
№ п/п | Понятие | Рисунок, объяснение | Воспро-изведение |
---|---|---|---|
1. | Веселый праздник | Улыбающееся лицо, флажок. — «Праздник — это флажки, улыбки» | Веселый праздник |
2. | Тяжелая работа | Лопата, капли пота. -«Работать лопатой тяжело» | Тяжелая работа |
3. | Вкусный ужин | Цыпленок «табака», — «Мне нравятся жареные цыплята» | Вкусный ужин |
4. | Болезнь | Шприц, — «Все это говорит о болезни» | Болезнь |
5. | Печаль | Печальное лицо | Печаль |
6. | Счастье | Улыбка. — «Она говорит о счастье» | Счастье |
7. | Любовь | Сердце пронзенное стрелой. — «Это банально… Как рисуют на | Любовь |
8. | Развитие | Ступени. — „Лестница, ведущая вверх — символ развития“ | Прогресс |
9. | Разлука | „Двое разошлись“ | Разлука |
10. | Обман | „Дама пик“. — Это символ обмана» | Обман |
11. | Победа | «Богиня Ника — символ Победы» | Победа |
12. | Подвиг | Несколько детей. — «Воспитывать детей — это подвиг» | Подвиг |
13. | Вражда | Скрещенные мечи. — «Это символ вражды» | Вражда |
14. | Справед-ливость | Уравновешенные весы. -“Продавщица честно | Честность |
15. | Сомнение | «х». — Эта буква обозначает «неизвестное» | Сомнение |
16. | Дружба | Рукопожатие. — «Это символ дружбы» | Дружба |
Пиктограммы больных с органическим поражением головного мозга
При органическом поражении мозга в пиктограмме наблюдается следующий симптомокомплекс:
- Недостаточное понимание смысла задания, что связано со снижением интеллекта и проявляется либо в полном непонимании инструкции, либо в искаженном понимании, когда понимается лишь один элемент. К примеру, больные понимают, что надо что-то нарисовать, но не связывают свои рисунки со словом. Рисунки плохо дифференцируются, больные рисуют то, что умеют.
- Невозможность выбора образа на абстрактные. Испытуемые после полного обдумывания отказываются рисовать, либо указывают на сюжет, который они хотели бы нарисовать
- Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов. Наблюдается даже при самых легких вариантах органических поражений, однако, этот признак не специфичен и встречается у здоровых испытуемых с низких уровнем образования
- Снижение числа атрибутивных и метафорических образов
- В структуре конкретных образов- преобладание фотографических часто фрагментарных.
- Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Персеверации являются главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
- Недостаточная дифференциация изображений
- Снижение продуктивности опосредованного запоминания
Данные изменения характерны для интеллектуальных и мнестических нарушений. Они зависят от степени интеллектуального снижения. Для больных с органическими поражениями головного мозга характерна тревожно-депрессивная установка на исследование.
Особое место среди органических заболеваний головного мозга занимает эпилепсия . Методика пиктограмм обладает высокой чувствительностью в диагностике высших психических функций при данном заболевании. Л. В. Петренко изучала опосредованное запоминание у больных эпилепсией. В своих исследованиях она выявила, что у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, а у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.
Так Б. В. Зейгарник описывает своего случай из своей практики : «У группы больных эпилепсией выполнение этого задания вызывает значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания слова „развитие“ больной К. говорит: „Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?“ Этот больной затрудняется придумать рисунок для запоминания слова „разлука“. „По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?“ Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания „больная женщина“. Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: „У неё может быть грипп, и она его на ногах переносит“. Тогда больной решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: „Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает“. Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение „веселый праздник“ больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг».
Пример 3. Пиктограмма больного шизофренией[править | править код]
Пиктограмма больного шизофренией.
№ п/п | Понятие | Рисунок, объяснение | Воспроизведение | Формализованная оценка |
---|---|---|---|---|
1. | Веселый праздник | Флажок. — «Флаги развеваются, все идут на парад» | Праздник | AT + Ст 0.5 |
2. | Тяжелая работа | Женщина с клубком шерсти в руке — «Это я сижу и вяжу. Это тяжело, скучно» | Тяжелая работа | Инд-Пс+1.0 |
3. | Вкусный ужин | Тарелка на столе. — «Вот тарелка, на тарелке все вкусное» | Вкусная еда | Ат ф + Ст 0,5 |
4. | Болезнь | Человек па кровати. — «Это я лежу после укола. Все время хочется спать» | Болезнь | КИнд-Пс+ КО |
5. | Печаль | Плачущие глаза. — «Плачут черные глаза» | Плач | Ат Ф + 0.5 |
6. | Счастье | Глаза. — «Белые, веселые глаза» | Глаза | АтФОриг- |
7. | Любовь | Большие и маленькие глаза. -«Глаза матери и ребенка» | – | Ориг-0 Частичная |
8. | Развитие | Четыре глаза. — «Знания переходят из глаза в глаз, а оттуда в воздух» | – | Ат Ф Ориг — 0,0 |
9. | Разлука | Зачеркнутые глаза. — «Глаза не смотрят друг на друга» | – | Ат Ф Ориг — 0,0 Частичная персеверация |
10. | Обман | Фигура женщины. — «Она стоит обманутая. Отчаянные глаза. А мысли бегают, бегают» (дорисовы¬вает точки вокруг головы) | – | К Ф — 0,0 |
11. | Победа | Ребенок в матросской шапке. — «Это мой сын. Если муж вернет мне его, то это будет моя победа. Я заставлю» | Идет морячок | К Инд Пс — 0,0 |
12. | Подвиг | Плывущий человек с кругом на голо¬ве — «Он плывет по океану мыслей. В голове источник гипноза. Ему не страшно» | – | К Инд Ориг-0.0 Проявления |
13. | Вражда | Неясные значки. Зачеркивания, за¬тем рисует две отвернувшиеся друг от друга головы. — «Они враги» | Двое | К Ф + 0,0 |
14. | Справедливость | Накрытый стол. — «Когда в отделении дают обед, всем делят поровну. Это справедливо» | – | К Иид+0,0 |
15. | Сомнение | Зачеркнутые глаза (объяснения не дает) | – | Ат Ф Ориг-0,0 Персеверация |
16. | Дружба | Рукопожатие. — «Рукопожатие — символ дружбы, между людьми, между народами» | Дружба | МФ + Ст 1,0 |
Поделки на тему пожарной безопасности
Оригинальные поделки на тему пожарной безопасности можно придумать, используя обыкновенную манную крупу. Плюс – клей и краски. Подобного типа поделки способствуют развитию крохи. Чтобы сделать манную картину на тему пожарной безопасности, следует заранее нанести контуры рисунка и слегка пройтись по нему его клеем. Затем предложите вашему малышу посыпать бумагу крупой (можно также использовать гречку или пшено). Обычно у детей подобные уроки вызывают приступы дикого восторга. Когда весь рисунок заполнится, потихоньку переверните лист, чтобы с него ссыпались излишки материала.
Помогут создать фон (и плоские изображения предметов) ячневая или пшеничная крупа. А вот для выделения основных деталей используйте фасоль или горох.
Ну а самый простой, но не менее хороший способ ребенку проявить свою фантазию – нарисовать рисунок. Предложите вашему малышу самому придумать сюжет и воплотить придуманное на бумаге. Только пожалуйста, ничего не подправляйте и уж тем более – не рисуйте вместо детей.
Ведь основная задача родителей должна сводится к тому, чтобы направлять ребенка в процессе творчества, а не делать что-то за него.
Предлагаем вашему внимание поделку «Пожарный щит». Основание поделки – коробка от ноутбука (ее задняя часть), выкрашенная краской (для антуража)
Основание поделки – коробка от ноутбука (ее задняя часть), выкрашенная краской (для антуража).
Коробка для песка – упаковка от пакетированного чая. Для ее декора использовалась цветная бумага и красный лак.
В роли топора – детская игрушка, немножко подкрашенная в черный цвет (опять-таки лаком).
Лопата – из набора детской посуды.
Ведро – склеено из цветной бумаги.
Огнетушитель – емкость от средства от комаров (конечно, тщательно вымытое, вдруг кто-то захочет попробовать нажать на распылитель).
Пожарный рукав – силиконовый шланг, а пластиковый наконечник позаимствован с детской пожарной машины.
Как видим, ничего сложного. Была бы фантазия, а остальное приложится.
Заучивание десяти слов
Цель исследования
Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Она была предложена А.Р. Лурия, и используется для оценки состояния непосредственной памяти больных, утомляемости, активности внимания.
Экспериментальный материал
Никакого специального оборудования не требует. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.
Форма протокола.
лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | мед | огонь | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
Спустя час |
Процедура исследования
Инструкция состоит из нескольких этапов. В данном исследовании необходима очень большая точность и неизменность произнесения инструкции и соблюдение условий исследования.
Инструкция в первый раз произносится следующим образом: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, – все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил испытуемый. Затем опыт снова повторяется, в 3, 4, 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». Если испытуемому удалось воспроизвести все слова после 2-3 раза, продолжать задание нецелесообразно.
В случае, если испытуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время опыта допускать нельзя. А лишние слова и слова повторяющиеся отмечаются в протоколе.
После пятикратного повторения слов, спустя 50-60 минут, снова спрашивают у исследуемого эти слова (без напоминания).
Обработка данных
По протоколу исследования составляется «кривая запоминания». По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания больных.
У здоровых исследуемых как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6,8,9, или 5,7,10. К третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.
Подписи к слайдам:
Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Девочка ест на кухне
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией: – составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко -> есть. Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать -> уши, пить ->вода;
Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;
Пятый лишний. Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый – из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его; – найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши-усмотреть, глаза -> слушать;
Найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.
3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа: – составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; – составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) обобщающее понятие закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами самостоятельная ориентировка в системе знаков
Методика «Пиктограмма»
– метод экспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания и мышления.
Энциклопедичный YouTube
1
/
5
С.Мюллер. Развитие памяти. №8. МЕТОД ПИКТОГРАММ
3D автоматизация дорожного строительства
Обследование ребенка 2х лет
Еще раз о методике Самооценка по Дембо-Рубинштейну
Ed Ulbrich: How Benjamin Button got his face
Презентация на тему: ” Метод пиктограммы” — Транскрипт:
1
Метод пиктограммы Выполнили: студентки группы ДДЛ-114 Максимкина К. Шестопалова А.
2
Пиктограмма знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930), а разработала метод пиктограммы С.В. Лонгинова (1972). Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая. Метод совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности
3
Процедура проведения метода Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению. Материал: несколько листов чистой бумаги; карандаши,набор стимульных слов и словосочетаний.
4
Стимульный материал для запоминания: 1. Глухая старуха 2. Слепой мальчик 3. Девочке холодно. 4. Веселый праздник 5. Власть 6. Голодный человек 7. Строгая учительница 8. Страх 9. Тяжелая работа 10. Больная женщина. 11. Печаль 12. Развитие
5
Ребенку объясняют, что будет проверяться его память. Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить данное слово. Выбранные из легких первые слова и словосочетания могут быть использованы для разъяснения задания, уточнения инструкции (или образца выполнения), если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Инструкция: Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет.
7
Процедура проведения метода После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.
8
Протокол обследования (пример выполнения задания).
10
Обработка данных: Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы: пиктограммы- образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм
11
Анализ результатов Предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера
Важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм – соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по слабому признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого – насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их
Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.
12
3. Диагностическая ценность пиктограммы связана и с диапазоном её чувствительности, и с формализацией ответов. Перспективы использования метода пиктограммы 1. Пиктограмма обладает широким диапазоном чувствительности и позволяет изучить широкий спектр интеллектуальных и аффективных особенностей испытуемого. 2. Богатство феноменов пиктограммы предполагает относительно низкую формализацию ответов испытуемых. Это качество является общим для всех проективных методик
Выполнение метода пиктограмм здоровыми испытуемыми
Здоровые испытуемые, которые имеют неполное среднее образование, легко справляются с методикой. Приведение примера, образца для выполнения помогает им, если они сталкиваются с трудностью. Такие испытуемые всегда следуют инструкции и подбирают образы для большинства понятий. Здоровые испытуемые зачастую демонстрируют свои способности рисовать и оригинально мыслить, при этом могут употреблять буквы и надписи. Если говорить об образах, то у таких испытуемых они адекватны, конкретные, лишенные эмоциональной значимости и всегда присутствуют стандартные образы. Если же проявляется стереотипия проявляется за счет частого изображения человеческих фигур. Рисунки упорядочены, графические характеристики устойчивы, размер рисунков часто уменьшается у одной стороны листа. У таких испытуемых хорошая способность запоминать. Их комментарий по поводу выбранного образа короткий и лаконичный.
Конкретные образы, отсутствие геометрической и грамматической символики, а также снижение числа метафорических символов и атрибутивных образов, стереотипизация, банальное мышление – это все может присутствовать у человека с низким уровнем образования. А для лиц с высоким уровнем интеллекта
характерны следующие особенности- это своеобразная установка на оригинальность, стремление выразить смысл предложенного понятия абстрактно, чисто графическими средствами.
Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии
Александр Романович Лурия — последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:
- выявление нюансов опосредованного запоминания;
- оценка продуктивности памяти;
- определение характера мыслительной деятельности;
- изучение уровня развития образного мышления.
Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.
Тестирование можно проводить только среди детей, достигших возраста 12 лет