Питание
- В двухлетнем возрасте ребенок должен получать пищу не меньше 4-5 раз в день. Есть детки, которые встают еще ночью, чтобы подкрепиться. Но от этой привычки нужно постепенно отучать. Можно поначалу предложить в ночное время компот или воду комнатной температуры. Впоследствии ребенок постепенно отучится вставать ночью для принятия пищи.
- Вместо ночного кормления можно предложить второй ужин малышу. Подойдет йогурт, кефир или теплое молоко.
- Завтрак наступает через 1-1,5 часа после пробуждения и утренних гигиенических процедур. Покормите малыша так, чтобы он продержался до обеда. Обязательными составляющими должны быть белки, углеводы и клетчатка. Готовьте молочные каши, сваренное яйцо, тосты или галетное печенье с компотом.
- За час до дневного сна следует дать ребенку обед. Обязательно готовьте супы, супы-пюре, на второе — мясо или рыба с гарниром. На десерт — сок, чай, вода. Рекомендуется пробовать новое блюдо именно в обед, чтобы понять в течение дня, как малыш будет на него реагировать.
- После того, как малыш поспит днем, следует дать ему в качестве полдника что-то легкое, чтобы продержался до ужина. Это может быть творожок, йогурт, фрукты, чай с несладким печеньем или булочкой.
- Ужин должен быть калорийным и сытным, чтобы кроха не вставал ночью доедать. Рекомендуется каша, овощное рагу, запеканка, дополнительно фрукты, овощное пюре.
Не стоит заставлять ребенка кушать насильно. Если он активен и не выглядит голодным, но оставляет на тарелке небольшое количество еды, то значит ему хватает того, что он съел.
В промежутках между основными приемами пищи не следует предлагать в качестве перекусов сладкое, конфеты или печенье. Они перебивают аппетит. Если ребенок все же проголодался, то можно дать ему яблоко или банан, воду или компот.
Предлагается меню, составленное педиатрами, для ребенка двух лет:
Приемы пищи | Понедельник | Вторник | Среда |
---|---|---|---|
Завтрак | Каша из овсяных хлопьев с карамельными яблоками, чай с печеньем | Омлет, чай или компот, овощной сок | Пшенная каша с тыквой, молоко |
Обед | Тыквенный суп — пюре с курицей, салат из овощей (морковь, яблоко, сыр), компот | Овощной суп с макаронами, картофельная запеканка с овощами, сок | Суп с рыбными фрикадельками, салат из белокочанной капусты с яблоками, картофельное пюре, вода или компот |
Полдник | Смузи с овсянкой, молоко (кисель) | Печеные яблоки с творогом, молоко или чай | Банановый смузи с галетным печеньем, чай |
Ужин | Тушеные овощи с фрикадельками, чай или сок | Гречневая каша с тушеной печенью, травяной чай | Картофельные котлеты с индейкой и сыром, компот, травяной чай |
Можно составить меню не на один день, а на несколько. Тогда будет удобнее распределять равномерно по дням необходимые витаминные блюда и полезные продукты.
Нормы продуктов
Меню надо составлять разнообразное, и обязательно включать крупы, молочные продукты, мясо и рыбу, фрукты и овощи в свежем виде и в отварном, растительное и сливочное масло.
В день малышу необходимо употреблять молочных продуктов — 600 мл (200 мл кисломолочной продукции), овощей — 300 — 400 гр, картофеля не более 150 гр, фруктов — 130 гр, мясо (красное или птица) — 90 гр, хлеба — 90 гр, белого не более 30 гр.
Рыбу необходимо давать несколько раз в неделю, яйцо — не больше 3-х раз.
Очень важно давать ребенку нужное количество жидкости из расчета 35 мл на 1 кг веса. Рекомендуется давать чистую воду, но если отказывается, то предложите немного подслащенный компот или чай
Но магазинные соки не рекомендуются педиатрами.
Категорически нельзя давать фастфуд, копчености, колбасу и сардельки, морепродукты и грибы, консервы, острую, слишком соленую пищу, маринованные продукты, чипсы, сухарики.
Кормите натуральными молочными продуктами, но если используете покупные, то внимательно читайте состав.
В этом возрасте разрешается употреблять немного жареного. Но, все же, желательно готовить тушеную, отварную или запеченную пищу.
Режим питания должен быть четырехразовый, но в качестве перекуса можно предложить несладкие фрукты (яблоко, грушу) или салат из моркови и яблока, еще возможно — творожок или йогурт, но ни в коем случае не конфеты или сладкое печенье.
Некоторые родители отказываются от сахара и шоколада, пробуя другие полезные заменители. Если вы продолжаете употреблять сахар, то ребенку можно не более 50 гр в сутки, а шоколад и конфеты вообще лучше не давать, так как они возбуждающе действуют на центральную нервную систему малыша, могут вызвать аллергическую реакцию и нарушение стула.
Умения и навыки ребенка в 2 года
Физическое развитие включает оценку двигательных навыков. Главное в возрасте 2 года координация и согласованные движения. Чем лучше ребенок может управлять своим телом, контролировать его, тем легче ему познавать мир вокруг, осваивать новые виды деятельности. Насколько движения скоординированы, зависит от развития мелкой и большой моторики.
Передвижение тела в пространстве — большая моторика, например, бег или ходьба. В 2 года дети умеют:
- бегать;
- наступая на каждую ступеньку одной ногой спускаться и подниматься по лестнице;
- подпрыгивать (вверх, перепрыгивать препятствие, прыгать на одной ножке);
- маршировать;
- бить по мячу;
- ходить спинкой вперед;
- удержаться на перекладине.
Скоординированные точные движения рук, которые воспроизводятся совместно со зрением — мелкая моторика. Например, малыш может выбрать из ряда именно тот предмет, который надо.
В возрасте 2 года большинство детей умеют:
- нарисовать линию (вертикальную);
- построить башенку из 5 кубиков;
- разрезать бумагу.
Важно: основная задача для родителей на данном этапе — помочь малышу тренировать координацию движений и развивать ловкость
Особое внимание следует уделить мелкой моторики. Доказано, что именно в этом возрасте развитие мелкой моторики напрямую связывается с развитием речи
Ученые установили, что зона мозга, которая отвечает за мелкие движения руки, располагается рядом с зонами отвечающие за развитие речи.
Полезные советы и ответы на вопросы
Чем кормить ребенка 2 лет
МясоРыбаОбязательно проверяйте всю рыбу на предмет мелких костей чистыми руками или двумя вилками, чтобы они не достались с очередным кусочком ребенку. Ведь он сам их выбрать не сможет. Поэтому лучше сразу покупать сорта рыбы с малым количеством костей или рыбное филе. Можно на сваренном бульоне кормить ребенка в 2 года ухой или супами-пюре.Молочные продукты, яйца, жирыПолезно знатьФрукты и овощиКрупы и хлебПолезно знать
Как развивать ребенка в 2 года
Основные правила проведения развивающих занятий с детьми 2 лет.
Планируя игру, нужно помнить, что ее длительность не должна превышать 10 минут
Дело в том, что в этом возрасте внимание малыша еще настолько неустойчиво, что он быстро потеряет интерес к затянувшемуся процессу, не дождется его логического конца.
Начинать игру не стоит, если скоро обед или подходит время сна. Почему? Можно не успеть доиграть, а восстановить процесс уже не удастся
Да и малыш будет просто в не настроении из-за сонливости или голода.
Дидактические материалы должны быть готовы до начала игры и находиться под рукой. Ведь такой маленький ребёнок не будет терпеливо дожидаться, пока взрослый что-то доклеит, дорисует и т.д.
Если используются готовые развивающие игры для детей 2 лет, необходимо убирать их каждый раз после занятия, а не оставлять в детских ручках. Складывать карточки и другие материалы можно вместе с малышом, тем самым приучая его к порядку.
Каждая игра имеет рекомендации, но это не значит, что им нужно слепо следовать. Родители должны, прежде всего, ориентироваться на уровень развития своего ребенка, учитывать его индивидуальные особенности. Малыш всё равно не в состоянии усвоить больше своих возможностей.
Продолжаем пальчиковые игры
Катаем шарик.Покатился колобок,
колобок-румяный бок,
по дорожке, по тропинке,
Прямо…в корзинку!
А где колобок?Вот он!Катаем карандашик.Полезно знатьДятел.Дятел-дятел сел на сукТук-тук-тук, тук-тук-тукДятел-дятел сел на сукТук-тук-тук, тук-тук-тук
Игры для развития ребенка 2–3 лет:
А где у нас…?Знакомство с окружающей средой.Что в мешочке?Большой, средний, маленький.Покажи картинку.Как развить у ребенка цветовое восприятие?
Игры с пробками от бутылокИгры с кубикамиИгры с мозаикойИгры с пластилином
Как играть с ребенком в 2 года
Активно-подвижные игры:
- Бег (по нарисованным мелом на асфальте прямой, волнистой, зигзагообразной линиям).
- Различные игры со сверстниками, где необходимо бегать или быстро ходить (например, организованные родителями соревнования «Кто быстрее добежит?», «Кто скорее дойдет?»).
- Игры с мячом (катание мяча, ребенок ловит его руками, позже, когда это движение освоено, — ногами, первые попытки поймать мяч и бросить его самому, ведение мяча рукой (впоследствии ногой) в заданном направлении, бег с мячом в руках, впоследствии прыжки с мячом в руках).
- Игры с кеглями (выбивание мячом кеглей (первоначально мяч катают, потом — бросают), беганье между кеглями так, чтобы их не уронить).
- Игра в прятки — в этом возрасте дети очень любят играть в прятки. Объясните малышу что нужно делать. Пусть сначала спрячется малыш, а вы его поищите, потом наоборот. Можно спрятать игрушку и поискать ее вместе с ребенком.
- Игры, требующие умения прыгать (ребенку этого возраста пока еще тяжело приподнять свое туловище над землей, поэтому стоит учить малыша прыгать, держа его за руки, для этого можно предложить попрыгать под веселую считалочку или под счет. Когда прыжки будут чуть-чуть получаться, можно попробовать начертить на асфальте недалеко друг от друга различные несложные рисунки: грибок, домик, матрешку, елочку — и просить ребенка прыгать на то изображение, которое вы называете. Впоследствии вместо изображений, можно использовать геометрические фигуры, цифры и буквы).
Готовность к детскому учреждению
Как правило, большинство детей в возрасте двух-двух с половиной лет уже посещают детские учреждения или готовятся к посещению детского сада (яслей). Перед тем как отдавать малыша в детское учреждение, желательно, чтобы у него сформировались хотя бы базовые навыки понятной речи, чтобы воспитатель мог легко понять ребенка и найти с ним общий язык. Успешность адаптации к детскому саду зависит не только от личности воспитателя и оттого, сколько детей находится в группе, но и от психологической готовности конкретного ребенка.
Основным плюсом садика в раннем возрасте является то, что в коллективе дети лучше осваивают навыки опрятности: учатся аккуратно есть и ходить на горшок, самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы.
У воспитателя детского сада можно получить информацию о том, что должен делать ребенок в 2 года. Сравнив умения своего ребенка с этими данными, родители могут самостоятельно принимать решение о том, стоит ли отдавать малыша в ясли или же лучше подождать до трех лет.
Перед тем как отдавать малыша в ясли, для успешной адаптации родители должны рассказать малышу о том, что делают в детском саду, зачем дети туда ходят (играть, гулять, рисовать картинки, разучивать стихи и песни). Главное — сформировать у двухлетки положительное восприятие детского учреждения, тогда он будет ходить туда с радостью.
Малыш должен обязательно привыкнуть к режиму, который практикуется в садике, поэтому домашний режим должен быть максимально приближен к распорядку дня в ясельной группе. Желательно, чтобы совпадали часы дневного сна дома и в садике, тогда ребенку будет проще заснуть в незнакомой обстановке. Следует приучить малыша к блюдам, которые будут готовить в саду.
Накануне первого похода в ясли следует прийти «в гости», посмотреть группу, игрушки, познакомиться с воспитателем и ребятами. Когда малыш хорошо узнает о жизни в детском саду, он пойдет туда с большим удовольствием. Можно прийти погулять на площадку, где играют дети из той же группы, куда пойдет новый воспитанник. Это отличная возможность познакомиться с детским коллективом и воспитателем.
Originally posted 2018-04-17 17:17:26.
Развитие психических процессов у детей в 2-3 года
В период с 2 до 3 лет активно развивается мышление, появляется воображение.
Подросший малыш уже хорошо пользуется речью.
Познавательные процессы (память, внимание, восприятие) в столь раннем возрасте пока непроизвольны. Например, именно поэтому ребенку сложно переключить свое внимание от своей игры и начать быстро куда-то собираться
Также он не может специально сосредоточиться и запомнить что-либо. Запоминание произойдет, если объект действительно заинтересовал малыша.
В 2 года нервная система становится более устойчивой, чем раньше. У ребенка лучше получается справляться со своими эмоциями. Перепады настроения случаются все реже.
Можно заметить, что малыш становится настойчивым и целеустремленным,а в каких-то случаях — терпеливым.
У него появляется сознание “Я сам”, он начинает гордиться своими успехами.
Взрослый все еще остается ключевой фигурой для малыша. С помощью него он узнает о названиях вещей, их назначении и т.д.
Хоть двухлетний ребенок и стремится к самостоятельности, ему все еще иногда необходима помощь взрослого, а также защита и сочувствие. Очень часто в этом возрасте дети начинают ревновать родителей к другим детям или взрослым.
В 2 года ребенок продолжает развиваться в предметно-игровой деятельности. Ему уже не интересно просто стучать игрушками и бросать их. Подросшему малышу хочется разложить предмет на составные части, чтобы “разобраться” в нем.
Ближе к 3 годам дети уже стремятся создать что-то новое (например, “построить” корабль из подушек, занавесок и швабры). Для этого они учатся создавать и удерживать в воображении свою цель. А в процессе достижения они представляют нужный конечный результат.
Ребенку теперь нравится общаться не только с близкими взрослыми, но и с ровесниками.
Что умеет ребенок в 2-3 года?
- бегать, прыгать с продвижением вперед;
- ползать, перелезать через препятствия;
- играть с мячом;
- самостоятельно есть;
- сопровождать речью свои игровые действия;
- при многократном повторении — повторять строки и фразы из сказок, стихотворений;
- хорошо различать основные цвета, рисовать карандашами и фломастерами;
- радоваться своему рисунку, рассказывать, что на нем изображено;
- лепить из пластилина;
- строить с помощью взрослого разнообразные постройки из строительных кубиков, играть с постройкой;
- выполнять музыкальные движения — притопывать, хлопать;
- заботиться о комнатных растениях, домашних животных;
- называть и различать предметы мебели, посуды, игрушки, транспорт, овощи, фрукты, животных;
- знать имена членов семьи, воспитателей;
- делиться с окружающими информацией и своими ощущениями.
Задержка речевого развития
В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.
Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.
Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка
- отсутствие указательного жеста после полутора лет;
- неумение показать предметы по просьбе родителей;
- использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
- отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
- скудный словарный запас;
- механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
- невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
- отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.
Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.
Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом
Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание
Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:
- патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
- родовые травмы;
- неврологические заболевания;
- врожденные патологии центральной нервной системы;
- аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
- генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
- тяжелые психологические травмы;
- опухоли головного мозга;
- нарушения слуха.
Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства
Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью
Куда обращаться при задержке речевого развития
В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.
Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.
Когда нужны занятия с логопедом
В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.
Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.
Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки –р или –ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.
Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.
Развитие мелкой моторики
Для стимуляции речевой деятельности необходимо развивать и тонкую моторику малыша. Если во время занятия ребенок задействует пальчики рук, тем самым он стимулирует речевые зоны коры головного мозга.
Упражнения для развития:
- гимнастика пальчиков (используя небольшие стихотворения, можно поиграть пальчиками рук);
- пескотерапия – это игры с песком или мелкодисперсными крупами. Развивается не только моторика, но и воображение малыша;
- застёгивание пуговичек, застежек, липучек;
- выкладывание мозаики или различных узоров, используя ракушки либо макароны…</li
- нанизывание различных бусинок.
На что стоит обратить внимание
Первое, что вызывает беспокойство родителей в данном возрасте – это речь. Если вам кажется, что она не отвечает возрастным нормам, то стоит проконсультироваться со специалистами нашего центра, так как своевременная корректировка сложных моментов позволяет предотвратить развитие большего отставания и последующих затруднений.
- Если данный аспект не имел затруднений, то к 2-3 годам ребенок отлично понимает своих родителей и окружающих, умеет отвечать на вопросы и совершенствуется в данном умении. При этом допускаются ошибки в произношении, которые должны тактично устраняться по мере взросления малыша.
- В данном возрасте ребенок активно общается не только со взрослыми, но и другими детьми. Произносимых слов становится все больше, а ставка на эмоциональный окрас фраз должна сглаживаться их содержимым.
- Характерной особенностью становится постоянное проговаривание всего происходящего. Ребенок будет стремиться озвучить и проговорить каждое действие. Часто подобный поток слов утомляет родителей, они стремятся его прекратить, хотя делать это категорически нельзя!
Важным качественным скачком в развитии становится переход от проговаривания к этапу «почемучки». Это свидетельствует об интеллектуальном развитии, а бесконечные вопросы становятся удобным и доступным инструментом познания
При этом важно понимать, что чем более точные и глубокие ответы вы будете давать ребенку, тем более вдумчивым и эрудированным он может вырасти
Период 2-3х лет требует серьезных усилий не только от ребенка, но и его родителей. Поэтому если вы сомневаетесь в уровне развития малыша, то не стоит откладывать визит к нашим специалистам и надеяться на то, что малыш это перерастет. Ведь гармонично развивающийся ребенок – это счастье родителей и гордость для всей семьи.
Режим дня
В возрасте двух лет ребенок привыкает к постоянному распорядку
Особенно важно в одно и то же время принимать пищу и спать. Любой сбой малыш переносит достаточно тяжело, а потом крайне трудно опять войти в привычную колею
Поэтому эти два основных занятия родители должны отслеживать в первую очередь. Другие же дела: прогулки, игры и прочее можно, по необходимости, и перенести. Меняйте иногда местами прогулку на улице с занятиями дома. Главное, чтобы распорядок дня соответствовал биоритмам ребенка, помогал ему развиваться, расти здоровым и счастливым.
7.00 — 7.30 | Пробуждение, гигиенические процедуры: умывание, чистка зубов, расчесывание, переодевание; утренняя гимнастика (с родителями, с братиками и сестричками) |
8.00 — 8.30 | Завтрак (молочная каша, овощное рагу, чай, сок с булочкой или печеньем) |
9.00 — 10.30 | Прогулка (в межсезонье и зимой можно выйти попозже, а летом — до наступления жары) |
10.30 — 12.00 | Домашний досуг, развивающие игры, чтение книг, прослушивание музыки |
12.00 — 12.30 | Обед (обязательно супчик, овощное или фруктовое пюре, отварное мясо или рыба, компот. У малыша отличный аппетит в это время, поэтому нужно покормить хорошо, можно пробовать новое блюдо) |
13.00 — 15.00 | Дневной сон (обязательно, даже если капризничает и не хочет ложиться, нужно успокоить, почитать короткую книгу, спеть колыбельную) |
15.00 — 16.00 | Пробуждение, спокойные игры дома. Обязательно дать попить, сходить на горшок, переодеться и умыться |
16.00 — 16.30 | Полдник (легкие блюда: запеканка, йогурт или творожок, чай или сок, фрукты) |
16.30 — 18.00 | Прогулка (на свежем воздухе, в зависимости от времени года можно покататься на санках или летом сходить на водоем, побегать босиком и попрыгать) |
18.00 — 19.30 | Возвращение домой, мытье рук после прогулки, ужин в кругу семьи |
19.30 — 21.00 | Спокойные игры, общение, затем воздушные ванны, массаж, купание и подготовка ко сну |
21.00 — 7.00 | Сон |
Расписание примерное, но питание и сон должны быть установлены четко. В утренние часы можно занять ребенка какой-нибудь игрой. Нужно понемногу приучать его к самостоятельности. Но при этом готовьте рядом обед или займитесь глажкой белья. Малыш должен привыкать, что какое-то время ему необходимо побыть самостоятельным, а взрослые занимаются неподалеку по хозяйству.
Многие детки с удовольствием поиграют в конструктор или порисуют. Не рекомендуется садить кроху перед телевизором. Даже если ребенку интересно, все равно старайтесь придумать творческое и спокойное занятие. Психика малыша в таком возрасте не выдерживает большой громкости, рекламы, постоянно мелькающих картинок на экране.
Что должен уметь ребенок и почему он этого не делает
К трем годам малыш должен усвоить несколько базовых навыков, в числе которых:
- Умение держать и рисовать карандашом, при достаточном внимании и практике, дети уже способны держать ручку правильно, не зажимая ее в кулаке.
- В процесс одевания и раздевания главная роль отводится самому ребенку, застегивание пуговиц не должно вызывать сильных затруднений.
- Умывание становится полностью самостоятельным, малыш отлично может помыть и вытереть свое личико.
- Ребенок прекрасно управляется со столовыми приборами и кушает самостоятельно, в том числе без мультфильмов и дополнительных игр.
Несмотря на возрастные нормы, дети могут отказываться выполнять данные действия, даже если до этого они не вызывали затруднений. В чем причина? Прежде чем заподозрить худшее, следует исключить следующие причины:
Ребенок пытается привлечь внимание родителей. Зачастую это может быть подсознательным желанием, нежели каким-то четким капризом
Подобное случается в тех случаях, когда он недополучает одобрения и любви от родителей. Таким образом, его достижения обесцениваются и малыш стремиться к «беспомощности», так как это позволит дольше и чаще взаимодействовать с взрослыми.
Это может быть детским капризом. В данном случае, более чуткое отношение и частая похвала не дают желаемого результата и даже усугубляют ситуацию. Если вы заподозрили именно каприз, то необходимо проявить твердость, особенно если планируете отдавать ребенка в детский сад. К тому моменту, как малыш попадет в коллектив сверстников, он должен быть максимально самостоятельным.
Ребенку скучно выполнять однотипные действия, которые даются ему очень легко
В таком случае важно превратить задачи в игру с усложнением. Научился застегивать пуговицы? Молодец, а теперь давай сделаем это в 2 раза быстрее!
Мелкая моторика ребенка в 2 года
К мелкой моторике малыша относится то, что он может делать руками – пальчиками, ладошками, кулачками. Это умение должно сочетаться со зрительной координацией – без нее малыш не сможет точно определять месторасположение предметов и управляться с ними. Навыки мелкой моторики малыша в 2 годика включают:
- Рисование вертикальной линии
- Ребенок умеет строить башню из конструктора или кубиков (управляется с кубиками – до 6 штук)
- Резать бумагу, причем ножницы должны быть небольшими, детскими, с закругленными концами
Родителям стоит знать, что в возрасте 2-х лет у малыша уже есть предпочтения, какой рукой действовать – правой или левой. Понаблюдайте за своим ребенком – какой рукой он берет карандаш или ручку. Какой рукой он хватает ложку, какой рукой бьет мячик. Так вы сможете определить, кем растет ваш малыш – правшой или левшой.
Если ребенок одинаково хорошо владеет руками – значит, у него хорошо работает и левое, и правое полушарие мозга. Такие дети называются амбидэкстрами. Это очень редкая особенность. Более четко вы сможете определить, кто ваш ребенок – левша или правша – к тому времени, когда ему исполнится 5 лет.
[], []
Есть ли отличия в развитии мальчика и девочки
Разнополые дети отличаются не только набором генов и физиологией, но и темпами развития. Мозг мальчиков и девочек работает не одинаково уже с первых дней жизни, что обусловлено разницей в скорости созревания полушарий и влиянием гормонального фона.
Согласно исследованием, у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Именно поэтому, в большинстве случаев, девочки начинают разговаривать раньше своих сверстников мужского пола. А вот различные физические навыки им даются труднее, что можно заметить по их поведению. Куда чаще можно встретить спокойную сконцентрированную на чем-либо девочку, чем мальчика. Вторые, как правило, вечно куда-то бегут, лезут, что-то ломают и крушат, чем заставляют нервничать родителей.
Однако такое различие в поведении детей вовсе не значит, что мальчики по определению глупее девочек. Им труднее дается не усвоение новой информации, а концентрация на ней, что необходимо учитывать во время обучения маленького человека мужского пола. К тому же, уже к переходному возрасту разница в темпах развития разнополые детей практически исчезает, и мальчишки с легкостью догоняют своих сверстниц.
Как развивается речь от 2 до 3 лет
В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.
- Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
- Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
- Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
- Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
- Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
- Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.
К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.
- При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: , , свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
- Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).
- Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
- Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.
Заключение
Наши дети очень быстро растут. Хочется, чтобы в воспоминаниях у них остались яркие и радостные моменты, а не критика и упреки. Давайте, мы, взрослые, будем учиться быть помощниками, друзьями и любящими людьми для своих детей. Наберитесь терпения, все время обучайтесь чему-то новому. Вот некоторые книги, которые будут интересны молодым родителям:
- Марина Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
- Светлана Ройз «Практическое ребенковедение».
- Вольфганг А. Мауэр «Практика пробуждения чувств».
- Ирвин Ялом «Мамочка, или Смысл жизни».
- Вирджиния Сатир «Семейная терапия; Как строить себя и свою семью».