Малыш не говорит. Что делать?
В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.
Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.
Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно
Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать
В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.
Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Питание
Пищеварительная система готова к приему твердой пищи. Количество зубов увеличивается, в связи с этим изменяется технология приготовления блюд. Уже не требуется тщательно измельчать продукты, превращая их в кашицу. Достаточно нарезать мелкими кусочками.
Детский рацион становится полноценным, малыш употребляет на обед три блюда: суп, второе и напиток.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В возрасте после 1,5 лет у маленьких гурманов начинают формироваться вкусовые предпочтения.
ВНИМАНИЕ! Строго запрещены жирные, жареные продукты, маринованные овощи, копчености, морепродукты, газировка, шоколад, кофе. Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев
Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев
Деньнедели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
1-й | Яйцо отварноеИкра кабачковаяНапитокХлеб, масло | Салат из свеклы отварной с зеленым горошкомСуп картофельный с гренками на мясном бульонеКотлета говяжья с подливойВермишельХлебКисель ягодный | Булочка домашняя с вареньем | Зразы картофельные с мясом и подливойХлебНапиток |
2-й | Каша молочная овсянаяНапитокХлебМаслоСыр | Салат из огурцовБорщ со сметанойГуляш из говядины с рисомХлебКомпот из сухофруктов | Творожно-морковная запеканка с повидломКефир | Котлета рыбнаяКапуста тушенаяХлебНапиток |
3-й | Каша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСыр | Салат из морковиСуп с фрикаделькамиКартофель тушеный с куриной грудкойКомпот из яблокХлеб | Омлет с зеленым горошкомНапитокХлеб | Овощное рагу с телятинойХлебНапитокПеченье |
Диетические рецепты
Безмолочные рецепты для приготовления в домашних условиях:
Овощной суп
Компоненты:
- 2 картофелины;
- 100 гр. тыквы;
- 50 гр. корня петрушки;
- 50 гр. брюссельской капусты;
- 10 мл кунжутного масла;
- луковица;
- 1 л воды.
Картофель, петрушку, тыкву очистить и нарезать небольшими кубиками, лук — полукольцами. Поставить воду на плиту, после закипания загрузить овощи. Через 20 минут добавить капусту, варить еще 5 минут. Перед выключением ввести масло, посолить суп перед подачей.
Запеканка с курицей
Компоненты:
- 300 гр. куриного филе;
- 500 гр. картофеля;
- луковица;
- яйцо;
- 15 мл оливкового масла;
- 5 мл лимонного сока;
- щепотка соли.
Картофель очистить, нарезать тонкими слайсами. Куриное филе измельчить на мясорубке, луковицу нарезать тонкими полукольцами. Уложить в форму слоями картофель, лук и куриный фарш, сверху залить смесью оливкового масла и лимонного сока, посолить. Взбить венчиком яйцо, смазать верхний слой. Разогреть духовку до 200°, запекать в течение часа.
Коммуникативные навыки
Отдельно следует сказать и о том, что должен уметь ребенок в 1 год 7 месяцев применительно к сфере общения. Так, ошибочно было бы предполагать, что в 19 месяцев дети еще плохо понимают, чего от них хотят взрослые. На данном этапе малыши не только отлично вникают в суть обращения к ним, но » и т. д.)
Однако важно заметить, что далеко не всегда дети в указанном возрасте охотно идут навстречу просьбам или требованиям родителей опять же ввиду первых этапов становления личности. Часто случается так, что на требование взрослых сложить игрушки или отправляться в кроватку ребенок разражается бурной истерикой, криком, гневными протестами. Реагировать на проявление подобных эмоций необходимо с максимальным терпением и сдержанностью
Реагировать на проявление подобных эмоций необходимо с максимальным терпением и сдержанностью.
Как правильно кормить ребенка новыми продуктами и блюдами
Каждая мама хочет, чтобы ее кроха хорошо принял новые продукты и с аппетитом кушал. Однако добиться этого можно только при соблюдении несложных правил, иначе ребенок может отказаться от незнакомой пищи. Большинство детей принимают новые блюда хорошо, но случается, что по непонятным причинам они не хотят кушать кашки и пюре. Причины могут быть разные, поэтому рекомендуется соблюдать следующие правила.
Не кормите ребенка насильно, если он отказывается от еды – не заставляйте проглотить “хотя бы ложечку”. Попробуйте позже – возможно, вы недостаточно остудили блюдо и для малыша оно горячее, либо он просто еще не голодный.
В новом блюде должен присутствовать только один незнакомый карапузу продукт. Знакомить ребенка с прикормом нужно постепенно, и каждый новый ингредиент вводить понемногу и малыми дозами.
Нежелательно давать малышу пить воду во время кормления – только между ними. Это касается кипяченой водички, а не соков и компотов (их следует предлагать крохе после каждого приема пищи). Жидкость лучше давать в непроливайке.
Все блюда обязательно должны быть однородной консистенции, без кусочков и комочков. Для этого недостаточно просто разминать продукты вилкой, лучше измельчить в блендере
Или натереть на терке, после чего протереть через сито.
Очень важно, как и чем кушает ваш непоседа. Принимать пищу он должен только сидя (например, на специальном детском стульчике), но, ни в коем случае не лежа. В качестве столового прибора рекомендуется использовать пластмассовую ложку.
Первое знакомство с новым блюдом лучше проводить днем во время обеда, к этому времени организм малыша уже готов принять незнакомую пищу, и у мамы до вечера будет возможность понаблюдать за тем, как усвоился новый продукт организмом.
В качестве столового прибора рекомендуется использовать пластмассовую ложку.
Первое знакомство с новым блюдом лучше проводить днем во время обеда, к этому времени организм малыша уже готов принять незнакомую пищу, и у мамы до вечера будет возможность понаблюдать за тем, как усвоился новый продукт организмом.
Физические параметры
В зависимости от пола, физические показатели детей несколько отличаются. Врачи определяют границы нормы, но младенец в ряде случаев может и выходить за них. Таблица нормы веса ребёнка имеются у каждого педиатра, и по ней определяется состояние малыша. Однако в этом случае часто назначается обследование, чтобы убедиться, что он не болен
Вес и рост ребёнка в 7 месяцев имеют большое значение, и важно убедиться, что отклонение от общепринятых показателей – просто индивидуальная особенность
Развитие ребёнка девочки в 7 месяцев по физическим параметрам должно быть таким:
- вес ребёнка в 7 месяцев от 6 кг до 9 кг 800 г;
- рост от 62 см 7 мм до 71 см 9 мм;
- окружность груди от 42 см 7 мм до 47 см 2 мм;
- окружность головы от 40 см 2 мм до 45 см 5 мм.
Развитие ребёнка мальчика в 7 месяцев нормальным считается при таких параметрах:
- вес от 6 кг 700 г до 10 кг 300 г;
- рост ребёнка в 7 месяцев от 64 см 8 мм до 73 см 5 мм;
- окружность груди от 42 см 5 мм до 48 см 9 мм;
- окружность головы от 41 см 5 мм до 46 см 4 мм.
В течение 7 месяца при правильном развитии малыш должен набрать порядка 600 г веса и 2 см роста. Увеличение головы и грудной клетки в окружности должно быть около 5 мм. Если младенец полностью здоров, то окружность его головы будет несколько меньше обхвата грудной клетки. Потому как развивается ребёнок, можно определить его здоровье. Если отклонений в физических показателях нет, то родители могут не беспокоиться о его состоянии. Сколько должен весить ребёнок, всегда можно уточнить у медика.
Физическое развитие
В каждом из нас индивидуально заложены особенности развития, в соответствии с которыми совершенствуется наше тело с первых дней жизни.
Оптимальные значения в этом возрасте составляют:
- для мальчиков:
- вес – 11,9-12 кг;
- рост – 83 см.
- для девочек:
- вес – 11-11,2 кг;
- рост – 81 см.
Более лабильным (подвижным) показателем физического развития ребенка является масса тела, поэтому зачастую незначительные отклонения (до 20%), как правило, корректируются при помощи изменения режима питания. Если же отклонение от нормы составляет более 20%, то родителям стоит проконсультироваться со специалистом, который сможет исключить наличие какой-либо патологии у малыша (чаще это может быть заболевание эндокринной системы).
Особенности психоэмоциональной сферы
Год и 5 месяцев – это возраст, когда у ребенка активно начинает проявляться самостоятельность.
Все свои проблемы теперь малыш пытается решать сам и активно протестует, когда взрослые вмешиваются.
Все реже ребенок прибегает к плачу и истерикам, что бы выразить сои чувства.
Все чаще он пытается передать эмоции мимикой, жестами, отдельными словами.
У малыша наблюдается более «взрослое поведение», он становиться более спокойным и послушным.
Однако следует помнить, что нервная система ребенка в этот период еще очень нестабильна, ему трудно переключаться, он устает от впечатлений, ему требуется четкий режим.
В этот период дети любят книжки с яркими картинками, знают любимые сказки, узнают героев, более развитые малыши могут назвать героя сказки, объяснить, что он делает.
Однако к этому возрасту ребенок еще не созрел к полноценному общению со сверстниками он еще не умеет играть с другими детьми, часто конфликтует, не делится игрушками.
Режим дня
В возрасте с 13 до 18 месяцев происходит переход на один дневной сон. Нервные процессы ребенка стали стабильнее, ему требуется больше времени для бодрствования.
Примерный распорядок дня ребенка, готового к переходу или уже перешедшего на один дневной сон:
Время | Режимные моменты |
8.00 | подъем, утренние гигиенические процедуры |
8.15 | завтрак |
8.30 | игры, занятия, упражнения |
10.00 | второй завтрак |
10.30 | прогулка |
12.30 | обед |
13.00 | дневной сон |
15.30 | полдник |
16.00 | игры, занятия, упражнения |
16.30 | прогулка |
18.30 | ужин |
19.00 | игры, занятия, упражнения |
19.30 | вечерние гигиенические процедуры |
20.00 | ночной сон |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ
Почему малыш не хочет спать? Причинами нежелания спать могут являться:– перевозбуждение нервной системы в результате шумных и веселых – игр незадолго до сна;– отсутствие прогулки в течение дня;– переход на новый режим.
ВАЖНО! Только строгое соблюдение режима поможет избежать истерик и капризов, плохого засыпания, ухудшения аппетита.
Питание
- Утром малыш кушает грудь или смесь.
- Через 3,5 часа знакомится с новым продуктом или наращивает объем недавно введенного.
- Третье кормление состоит из хорошо знакомых продуктов.
- Вечером и на ночь малыш получает грудь или смесь.
Таблица прикорма
Вид | Малыши на ГВ | Малыши на искусственном вскармливании |
Фруктовый сок | 5-6 мес. | 3-4 мес. |
Фруктовое пюре | 5-6 мес. | 3-4 мес. |
Творог | 6,5 мес. | 5 мес. |
Овощи | 6 мес. | 4 мес. |
Молочная каша | 5 мес. | 5 мес. |
Безмолочная каша | 7 мес. | 7 мес. |
Мясо | 7 мес. | 6 мес. |
Рыба | 8 мес. | 8 мес. |
Кефир | 7 мес. | 6-7 мес. |
Хлеб | 7 мес. | 6-7 мес. |
Сухари, детское печенье | 6 мес. | 6 мес. |
Растительное масло | 6 мес. | 5 мес. |
Сливочное масло | 6 мес. | 6 мес. |
Яичный желток | 6 мес. | 6 мес. |
Разрешенные продукты к употреблению
Продукт | Срок введения (искусственное вскармливание/ГВ) | Польза |
Кабачок | 3/ 5-6 | Диетический, гипоаллергенный овощ, способствующий поступлению витаминов и минералов, источник энергии |
Цветная капуста и брокколи | 3/5-6 | Гипоаллергенные овощи, способствующие укреплению иммунитета |
Тыква | 4/6 | Способствует пищеварению, может вызвать аллергическую реакцию |
Морковь | 4/6 | Положительно влияет на зрение, улучшает состояние кожи и волос, укрепляет костный скелет |
Яблоко | 3/5 | Источник витаминов и минералов |
Груша | 5/6 | Нормализует пищеварение, укрепляет сосуды. |
Бананы | 4/5 | Единственный экзотический фрукт, разрешенный до года. Способствует укреплению организма |
Персик, абрикос | 6 | Большое содержание витаминов |
Картофель | 6 | Способствует очистки организма, выводит поваренную соль, улучшает обмен веществ |
Растительное масло | 5/6 | Богато аминокислотами |
Различия между девочками и мальчиками
Различаются ли мальчики и девочки в полуторагодовалом возрасте? Да, как раз примерно к этому периоду дети начинают идентифицировать себя, то есть примитивно осознавать свою половую принадлежность. И в таком возрасте различия между детками разных полов становятся более явными.
Рассмотрим основные различающиеся параметры:
- Моторика. У полуторагодовалых девочек более развита мелкая моторика, а у мальчиков – крупная. То есть детки женского пола более способны удерживать предметы в ладонях и пальцах, перебирать их, перекладывать кубики, собирать пирамидки. Мальчики же отлично бегают, прыгают.
- Приучение к горшку. Мальчики проявляют готовность контролировать акты опорожнения мочевого пузыря и кишечника в более позднем возрасте. А девочки в 1 год и 6 месяцев вполне могут осознавать свои естественные потребности, проситься на горшок.
- Речевое развитие. В нём мальчики обычно заметно проигрывают девочкам: они либо начинают разговаривать позже, либо имеют меньший словарный запас. Это связано с тем, что у представителей мужского пола в большей мере развито правое мозговое полушарие, которое отвечает за образный и пространственный типы мышления. А у девочек активнее и лучше развивается левое полушарие, которое как раз связано со способностью концентрирования внимания на мелочах и с речевыми навыками.
Советы родителям
Ни в коем случае не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он этого не хочет, старайтесь мягко переключать его внимание на действия, которые необходимы в данный момент. Применяйте только игровую форму обучения, не давите на малыша. Всеми силами предотвращайте плач и истерики
Уделяйте малышу максимум внимания, но ни когда не вмешивайтесь в его занятия, если он сам не попросит об этом. Если нужно проявите твердость, это очень полезно для крохи. Твердость, строгий режим, привычная обстановка создают у малыша ощущение безопасности. Такой подход наиболее благоприятен для формирования здоровой психики
Всеми силами предотвращайте плач и истерики. Уделяйте малышу максимум внимания, но ни когда не вмешивайтесь в его занятия, если он сам не попросит об этом. Если нужно проявите твердость, это очень полезно для крохи. Твердость, строгий режим, привычная обстановка создают у малыша ощущение безопасности. Такой подход наиболее благоприятен для формирования здоровой психики.
Речевые навыки
К развитию речевых навыков приступать рекомендуется значительно раньше. В 18 месяцев дети уже должны усвоить самые простые команды, реагировать на указания родителей, показывать некоторые предметы быта, одежду, животных на картинках.
Совместные игры также приносят немало пользы. Обязательно объяснять каждое движение, просить повторить простые слова. Не беда, если не все сразу получается — со временем речь ребенка становится внятной.
Во время прогулок продолжать беседу
Изъясняться простыми словами, словосочетаниями, большее внимание акцентировать на прилагательные. Обязательно характеризовать окружающие предметы, объяснять цель их применения
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 1,5 года?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первые годы жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь ().
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 15-17 месяцев:
109. Полностью называет предмет в момент заинтересованности.
110. Узнает предметы, игрушки и животных на рисунках книг и журналов.
111. Имеет в словарном запасе несколько десятков упрощенных слов.
112. Узнает знакомого взрослого по фотографии.
113. Катит мяч к взрослому, приглашая к игре.
114. Приседает.
115. Перешагивает через препятствия.
116. Различает большой и маленький предметы.
Для успешного развития ребёнка важно также важно и состояние сна ()
Физическое развитие
Морфологические показатели (рост, масса тела) увеличиваются уже не так стремительно, как на первом году жизни, но темпы роста остаются быстрыми. Психофизическое становление девочек происходит более быстрыми темпами.
Антропометрические данные детей в возрасте 1 год 7 месяцев. Девочки и мальчики
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
низкий – 77,7 (крайне низкий) | низкий – 72,8 (крайне низкий) |
средний – от 80,5 до 86 (норма) | средний – от 78,8 до 84,7 |
высокий – 91,5 | высокий – 90,6 |
Вес (кг) | |
низкий – 8,0 (крайне низкий) | низкий – 7,3 (крайне низкий) |
средний – от 10,0 до 12,5 | средний – от 9,2 до 11,8 |
высокий – 15,6 | высокий – 15,4 |
1.1. Моторное развитие ребенка в 1 год 7 месяцев
Маленький человечек самостоятельно ходит, бегает, любит преодолевать препятствия. Движения стали более координированными, он любит играть в подвижные игры. Любимая игра – это игра с мячом. 70% времени бодрствования у детей такого возраста уходит на активные движения.
Кроме этого малыш:
- уверенно сидит на стульчике;
- может самостоятельно сесть и встать со стульчика;
- держит равновесие во время ходьбы и бега;
- может переступать небольшие препятствия (кубики, игрушки);
- выполняет простейшие физические упражнения – наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания;
- поднимается по лестнице без помощи:
- спускается по лестнице с помощью взрослого;
- поднимается ножками по наклонной поверхности при поддержке взрослого;
- поднимается ползком по наклонной поверхности самостоятельно;
- начинает учиться (уже умеет) подпрыгивать на месте и с продвижением вперед.
При этом он нарочно выбирает себе пути с препятствиями – горками, ямками, с удовольствием перешагивая их.
Задача родителей – удовлетворять потребность малыша в активном движении. Стимулируя желание заниматься упражнениями, родители сформируют у своего чада интерес и потребность к физкультуре.
ВАЖНО! Физические упражнения проводятся в игровой форме (зайки прыгают, гуси шипят, птички летают). Длительность комплекса не более 3 минут, 2-3 упражнения выполняются по 4-5 раз.. Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – бабочками, вертолетами и т
п
Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – бабочками, вертолетами и т. п.
1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 19 месяцев
Навыки самообслуживания:
- пытается самостоятельно (а некоторые уже умеют) кушать, пользуясь ложкой;
- пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
- умеет пользоваться зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
- испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
- пробует причесываться;
- умеет пользоваться горшком;
- пытается самостоятельно одеваться и раздеваться;
- если чувствует, что ему жарко, то требует снять с него одежду;
- пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.
Происходит социализация. Кроха начинает общаться со сверстниками на своем, инопланетном языке. Это очень способствует и развитию речи.
Общение
Детишки в возрасте 19 месяцев уже способны заводить первых друзей, хотя на первый взгляд кажется, что крохи совсем не могут понять друг дружку. Детки очень умные и легко находят контакт между собой.
Стоит вам попросить у малыша принести его любимую игрушку, как ребенок с большим удовольствием выполнит ваше поручение и будет обязательно ждать заслуженной похвалы. Хотя не все любят выполнять просьбы своих родителей, и эти признаки способны стать первыми этапами становления личности.
Иногда можно встретить такую ситуацию, когда малыша, который раньше очень любил складывать свои игрушки, вдруг неожиданно начинает раздражать его любимое занятие. Вместо спокойной уборки родители получают громкий крик или даже истерику – все это следует отнести также к становлению личности. Не стоит применять физические наказания либо громко кричать на дитя. Наберитесь терпения и сдержанности, ваш малыш растет, и его состояние будет меняться.
https://youtube.com/watch?v=iEbxU9QaelE
Интеллект
- В возрасте 22 месяцев уже можно определить, какая ручка у крохи ведущая – правая, или левая.
- Малыш умеет соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением.
- Ориентируется в контрастных величинах.
- Определяет 3-4 цвета.
- Распознает вес, фактуру и температуру окружающих его предметов.
- Умеет «рисовать» (не только изображать на листе бумаги различные линии, но и назвать то, что он нарисовал).
- Во время игры способен выполнять два-три сюжетных действия.
- Умеет сооружать постройки из кубиков и выполнять правильные действия с пирамидкой.
В 1 год и 10 месяцев интеллект малыша стремительно развивается, у ребенка достаточно активно функционирует память и мышление; он тонко улавливает и различает интонацию речи не только взрослого, но и сверстников.
Кроха внимательно слушает разговоры окружающих – в зависимости от услышанного у него меняется настроение. Малыш все больше начинает проявлять интерес к действиям, основанным на образном мышлении, наблюдательности и запоминании.
Развитие ребенка в 1 год
Вы станете свидетелем новых достижений в развитии вашего малыша, и, возможно, он даже порадует вас первыми словами и шагами. Ползает ли он на четвереньках или отталкиваясь одной ногой, а может быть, ходит, держась за мебель (или без всякой поддержки), – малыш теперь сам решает, куда ему отправиться. А отдельные звуки и слоги, которые он произносит, скоро могут сложиться в первые слова.
Рост и физическое развитие: Наблюдайте, как он растет
Все эти 12 месяцев малыш активно рос. К его первому дню рождения его вес может в 3 раза превосходить вес при рождении, а рост может составлять 71-81 см. Учтите, что ближе к первому дню рождения темпы роста замедляются. Следить за ростом малыша можно с помощью таблиц роста, которыми пользуются педиатры, наблюдая развитие маленького пациента. Эти таблицы обычно используют до 2 лет.
Когда малыш начнет делать первые шаги, вы можете заметить, что его ступни развернуты наружу. Это нормально и исправится естественным путем. В течение следующих месяцев малыш будет увереннее становиться на ножки, связки бедер будут крепнуть, и он станет ставить ступни прямо.
Важен регулярный уход за молочными зубами. Специалисты рекомендуют посетить стоматолога, как только у малыша прорежется первый зуб, и обязательно до того, как ему исполнится 1 год. Как только у ребенка появились зубки, надо начинать чистить их 2 раза в день. Ближе к году начинайте отучать малыша от бутылочки, так как это чревато кариесом. Зубы у малышей появляются в разное время, поэтому не обращайте внимания на то, сколько зубов уже вылезло или не вылезло у вашего ребенка, лучше сосредоточьтесь на гигиене полости рта.
Ощущения: Зоркий и любознательный
К этому моменту зрение ребенка становится как у взрослого, а его острота лучше, чем когда-либо. Он видит так же четко, как вы! Вы можете заметить, как улучшается его зрительно-моторная координация. Благодаря хорошему зрению и развитой моторике малыш может дотягиваться до предметов и брать их. Возможно, ему удается сфокусироваться на маленьких деталях, и поэтому ему проще управляться с маленькими кусочками еды и есть самому. Благодаря новой ловкости наконец больше еды оказывается у него во рту, а не на полу. Возможно, малыш уже сумеет донести ложку до рта и сам попить из чашечки с поильником.
Движения: Ходим с опорой и сохраняем равновесие
Эти первые неуверенные шаги – одно из самых впечатляющих достижений. Пойти малыш может уже сейчас или в течение следующих месяцев. К этому возрасту у ребенка уже может отлично получаться подтягиваться, вставать, и возможно даже делать несколько шагов, придерживаясь за мебель. Ему удается сохранять равновесие, и иногда он может сделать 2-3 шага, ни за что не держась. Иногда он будет падать, это часть практики, просто обеспечьте ему безопасное пространство. Некоторым детям удается быстро научиться твердо стоять на ногах и ходить, не падая.
Когнитивное развитие: Звуки и слова
Ребенок в 1 год может имитировать жесты, показывать, что он хочет, или подползать к желанному объекту. Он также усиленно практикуется, чтобы скоро начать сообщать о своих желаниях с помощью простых слов. Пока он экспериментирует со звуками, вы можете различить отдельные слоги вроде «ма», «га» или «ба». Скоро из них сложатся целые слова. Вы наверняка с нетерпением ждете его первое слово, но учтите: все дети разные и начинают говорить в разном возрасте. Читайте малышу, разговаривайте с ним, это будет стимулировать развитие речи. И однажды он с вами заговорит!
Психическое развитие
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
- Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
- Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или ). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
- Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
- Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Что умеет ребенок в 1 год и 1 месяц: навыки малыша
- В этом возрасте почти все дети уже умеют ходить, часто неустойчиво, вперевалочку или с поддержкой за руку, но стремятся к перемещению на двух конечностях. Они продолжают активно исследовать окружающий мир, тем более, что горизонты заметно расширяются.
- Кроха может самостоятельно сидеть, например, за столиком во время еды, и активно участвовать в приеме пищи, пытаясь делать это самостоятельно.
- Ребенок понимает несложные команды, например: «дай куклу» или «принеси мяч», знает названия окружающих игрушек, предметов.
- Речь, как правило, состоит из слов с повторяющимися слогами (папа, мама, баба), звуков, издаваемых животными (мяу, ав, му), и коротких словечек: на, дай. Малыш учится различать звуки, он может разговаривать сам с собой на непонятном языке то громче, то тише, с разными интонациями — так он слушает себя.
- Ребенок осознает, что можно тянуть за собой предметы или толкать их, то есть передавать своё движение.
- Общения с окружающими родными и близкими уже не достаточно, пришла пора общения со сверстниками. Может быть, вы найдете подходящую компанию среди своих друзей и родственников, в дворовой песочнице или в школе развития.