Профилактика переутомления у детей
Как же можно помочь ребенку не столкнуться с таким неприятным состоянием?
Правильно распределяйте нагрузку в течение недели
Детский организм гораздо слабее взрослого. Если малыш посещает детский сад в течение всего дня, то выделите не более двух-трех дней в неделю для каких-либо дополнительных занятий. Пусть у ребенка будут дни, когда он сможет поиграть, побыть дома в привычной ему обстановке, помочь маме или папе, даже немного поскучать. Это время будет отдыхом для ребенка. Не стоит день за днем чередовать танцы, вокал, верховую езду и занятия с логопедом.
Конечно, ребенку могут нравиться все эти занятия. Но, признайтесь, мы почти всегда ждем от ребенка успехов на том поприще, которым он занимается? Вот и малыш будет стремиться к новым высотам, да и педагоги будут вкладываться в процесс. В результате — усталость и обратный эффект от занятий. Поэтому постарайтесь выбрать максимум 2 направления, которыми малышу хотелось бы заниматься.
И однозначно не стоит пробовать реализовать через ребенка свои детские мечты и желания (заниматься фигурным катанием, изучать китайский и т. д.).
Следите за режимом дня и контролируйте сон
Имея высокую нагрузку, ребенок должен высыпаться. Поможет в этом четкий режим дня, вечерние ритуалы, которые облегчат отход ко сну.
Уделяйте внимание ребенку перед сном
После насыщенного дня будет здорово побыть наедине с ребенком вечером хотя бы 15–20 минут: обсудить прошедший день, поговорить по душам. Возможно, в ходе такой беседы ребенок расскажет вам о том, о чем не хотел говорить в машине в переездах от одного кружка до другой секции.
Внимательно относитесь к питанию
Контролируйте рацион ребенка: питание должно быть сбалансированным и разнообразным. На столе ребенка во время каждого приема пищи должны находиться жиры, белки, углеводы, клетчатка. Сократите количество быстро усвояемых углеводов, сладкого. Качественное питание необходимо организму, чтобы правильно функционировать в условиях высоких нагрузок.
Регулярно делайте чек-ап организму малыша
Не забывайте посещать педиатра и других специалистов с профилактической целью. Высокие нагрузки могут отражаться на работе организма самым разным образом
Важно не пропустить тревожные звоночки и с вниманием относиться к жалобам ребенка
Переутомление переутомлению рознь
Все мы знаем, что такое переутомление. Заметить его у себя довольно просто, ведь взрослый организм умеет сигнализировать о любых проблемах самыми разными и явными способами. Болят мышцы, болит голова, выпадают волосы, ухудшилась память, болят челюсти — все это признаки переутомления взрослого человека.
Но что делать, когда речь идет о ребенке? Ни один из вышеназванных признаков, как правило, не характерен для детского возраста, а их наличие может быть объяснено массой причин: от здорового процесса роста и взросления до простуды.
Может ли ребенок переутомиться? Разумеется, да. Но проблема в том, что понять это можно лишь по едва уловимым признакам. Ребенок не знает, что такое «переутомиться», любое состояние своего организма он воспринимает как нормальное и как данное. Обычно ребенок на все вопросы о своем самочувствии отвечает «Хорошо». И часто родители не пытаются каким-либо образом подробнее узнать о самочувствии своего чада, довольствуясь его ответом. И в общем-то это верный подход, не стоит становиться гиперопекающим родителем, который после ответа «Хорошо» вдруг заявляет ребенку: «Нет, я не уверена, что хорошо! Давай-ка тебя проверим!». Но иногда такую проверку все же стоит устраивать.
Утомление и переутомление
Могут встречаться у детей, так же как и у взрослых, и они могут иметь разные причины и симптомы
Важно обращать внимание на состояние и потребности детей, чтобы помочь им справляться с утомлением и избегать переутомления. Вот некоторая информация о этом:
Утомление у детей:
- Утомление у детей может возникать из-за физической активности, учебы, занятий спортом, игр и других активностей. Это нормальное состояние, и оно обычно проходит после хорошего сна и отдыха.
- Симптомы утомления могут включать в себя сонливость, раздражительность, плохую концентрацию, слабость и плохое настроение.
- Дети могут испытывать утомление, если их дневная рутина слишком напряженная или если им не уделяется достаточно времени на сон и отдых.
Переутомление у детей:
- Переутомление у детей – это более серьезное состояние, которое обычно вызывается чрезмерной нагрузкой и стрессом, который продолжается длительное время.
- Симптомы переутомления у детей могут включать в себя хроническую усталость, снижение интереса к обычным занятиям, изменения в аппетите, бессонницу, а также эмоциональные симптомы, такие как раздражительность, тревожность и депрессия.
- Переутомление может быть вызвано недостатком сна, чрезмерной учебой, экстрауральными занятиями, занятиями спортом или другими факторами, которые создают долгосрочное эмоциональное и физическое напряжение.
Чтобы помочь детям справиться с утомлением и избежать переутомления, важно следить за их дневной рутиной, уделять внимание здоровому питанию, обеспечивать достаточное количество сна и времени на отдых, и позволять им выразить свои эмоции и стрессы. Если у вас есть серьезные опасения относительно утомления или переутомления у вашего ребенка, обратитесь за советом к врачу или педиатру, чтобы получить профессиональную оценку и рекомендации
Признаки переутомления у школьников
Утомление является защитной реакцией организма, развивающейся в ответ на чрезмерную физическую и умственную нагрузку. Это нормальное состояние. Признаки утомления бесследно исчезают после отдыха, и ребенок снова становится активным и способным к обучению.
Когда же ни смена деятельности, ни продолжительный отдых или сон не приводят к исчезновению этих признаков — говорят о развитии переутомления. По большому счету переутомление — это продолжительное, накопившееся утомление. Это уже патологическое состояние, которое создает предпосылки к развитию нервно-психических, а также соматических заболеваний.
Признаками переутомления являются:
- Снижение умственной работоспособности — ребенок с трудом запоминает новый школьный материал, допускает ошибки при выполнении заданий, ухудшается успеваемость;
- Снижение физической работоспособности — минимальная физическая нагрузка быстро вызывает у малыша слабость;
- Выраженные психические расстройства, проявляющиеся бессонницей, плохим аппетитом, повышенной тревожностью малыша, появлением страхов, плаксивостью, эмоциональной лабильностью;
- Вегетативные нарушения — колебания артериального давления, аритмия, головные боли;
- Снижению реактивности организма — частые простудные заболевания.
Первая причина — субъективные качества и свойства самого ребенка-ученика
Сюда относятся его физическое здоровье (состояние организма, соматические заболевания), особенности мозговой организации, особенности высшей нервной деятельности (тип темперамента), особенности интеллектуального развития (работа психических процессов), степень развития волевой организации и самоконтроля ребенка (личностные черты и качества).
Особенности развития ребенка порой просто не позволяют ему в полной мере усвоить материал, концентрировать внимание, укладываться во временные рамки выполнения заданий и т.д. Зачастую основа многих проблем кроется в незрелости мозговых отделов, что отвечают за подпитку структур мозга, подачу на них энергии, активность/пассивность организма (подкорковые образования)
Если энергии недостаточно, весь мозг, даже хорошо устроенный, не может активно и эффективно работать.
Видео «Школьный невроз. Ребенок устает и не хочет ничего делать»:
Вторая причина — содержание и продолжительность школьного обучения
Разнообразие школьных дисциплин, репетиторы по отдельным предметам, дополнительное образование — все это приводит к школьным перегрузкам, которые, накладываясь на индивидуальные особенности конкретного ученика (см. первую причину), перерастают в переутомление школьников. Ребенок устает физически, а с падение физических сил, происходит истощение и мозга. Заметим, что особенно переутомление школьников вызывает род деятельности, который даётся ребенку с большим трудом. У мозга не получается справиться с поставленным заданием, а отсутствующий положительный результат понижает самооценку и вызывает психологический дискомфорт, что дает дополнительный стрессовый эффект.
Возможно, причина школьного невроза в авитаминозе?
Третья причина — повышенные требования родителей и преподавателей
Родители как значимые взрослые в погоне за успешностью своего ребенка везде и во всем порой перестают его чувствовать, понимать, жить в согласии с его индивидуально-психологическими особенностями. Завышенные требования родителей к ребенку, как правило, обусловлены их собственной активной позицией с опорой на «идеальные» примеры из современного мира. Но конкретный ребенок не всегда может и должен (а порой и НЕ ДОЛЖЕН вообще) с учетом его индивидуальных особенностей соответствовать образу сына подруги, т.е. определенному представлению взрослых о том, каким успешным, талантливым, гениальным ему необходимо стать.
Переутомление школьников: Последствия и рекомендации
- Ухудшение физического здоровья;
- Ухудшение психического здоровья;
- Снижение мотивации учения и не успешность в ней.
Поэтому необходимо сразу почувствовать и скорректировать любые проявления школьного переутомления ребенка:
- Появление раздражительности, плаксивости, необычного реагирования на повседневные ситуации;
- Нарушение сна и аппетита;
- Постоянные высказывания типа «Мне все надоело!», «Ничего не хочу!»;
- Состояние перевозбуждения, невозможность успокоиться, отдохнуть после длительного напряжения;
- Появление невнимательности, повышенной отвлекаемости;
- Нарушение контактов со сверстниками и взрослыми;
- Нарушения со стороны нервной системы (неврозы);
- Головные боли, боли в животе и другие соматические проявления.
Лучшее средство от любого переутомления — это отдых!
Поэтому родители с учетом этого средства должны создать своим деткам определенные условия учения, чем значительно облегчат им жизнь:
- Четкий, понимаемый режим дня;
- Смена видов деятельности (активных и пассивных);
- Учёт особенностей нервной системы, уровня работоспособности, основного канала восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильного) хотя бы при выполнении домашних заданий;
- Оптимальная нагрузка школьных и внешкольных занятий;
- На каникулах и в выходные дни по возможности исключить дополнительные уроки, заменив их активным отдыхом (в частности, ходьбой, ездой на велосипеде, прыжками на скакалке и т.д.);
- Водные процедуры в любом проявлении (плавание, контрастный душ, растирание влажной массажной рукавичкой и тд.);
- Массаж стоп и кистей;
- Общение с животными (если оно приносит положительные эмоции).
И самое главное! Дорогие родители, будьте бдительны, будьте внимательны к своим деткам, какими бы взрослыми и сильными они вам не казались! Больше общайтесь с ними и старайтесь услышать то, что они хотят вам донести, а не то, что вам самим хочется услышать! Принимайте их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками, и просто помогайте им, они нуждаются в вашей помощи! И тогда они будут по-настоящему счастливы!
Как помочь детям справиться с проблемой
При перегрузке у детей снижается концентрация внимания, нарушается сон и появляются другие проблемы со здоровьем
Особое внимание нужно обратить на:
нарушения сна (бессонница, частые просыпания, проблемы с пробуждением, чуткий сон и т. д.).
изменения в поведении ребёнка, причём довольно резко.
постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т
д.
сильную рассеянность, ребёнок постоянно начинает допускать ошибки на внимание.
появление таких нарушений, связанных с нервной системой, как тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребёнка раньше.
Последствия перегрузки – это снижение физического здоровья и ухудшение состояния нервной системы, также возможна потеря интереса к учёбе.
Первое, что родителю нужно сделать – обратиться к педиатру или детскому невропатологу. Второе – разработать совместно с ребёнком режим дня, в котором бы вы распланировали время согласно возникающим нагрузкам
Здесь немаловажное значение имеет помощь школьного психолога. Третье – постарайтесь исходить из действительных способностей ребёнка в предъявлении к нему ваших требований
Не пытайтесь ожидать от него большего, чем он может. Это будет наилучшим способом, которым вы сможете предотвратить нагрузку на психику ребёнка.
Главное — всегда действовать в интересах ребёнка, а не удовлетворять свои амбиции.
5 важных причин почему ребенок устает в школе
1. Нагрузка детей в школе
Часто школьное расписание бывает составлено так, что предметы разной степени сложности не чередуются, в день может быть несколько контрольных работ, а на переменах дети вынуждены доделывать то, что не успели в классе. Учебный день в школе ребенка длится дольше, чем рабочий день взрослого – и даже без возможности отдохнуть. В “рейтинговых” школах много внимания уделяется участию в конкурсах и олимпиадах, и не всем это по силам.
Решение: Оцените реальные возможности ребенка. Если у него есть устойчивый интерес к определенным школьным предметам, и он готов изучать их углубленно, ему подойдет школа с высокой нагрузкой, если нет – можно ограничиться более мягкой программой.
2
Домашние задания
Если вы уверены, что важно контролировать приготовление ребенком уроков – скорее всего, вы создаете ему дополнительный стресс. Получается двойной контроль выполнения домашнего задания: сначала вы оцениваете качество написанного или выученного, предлагаете исправить ошибки или даже переписать упражнение целиком
Возможно, вы даже не один раз поругаетесь, пока “вместе” делаете уроки! Потом все то же самое сделает учитель в классе.
Решение: Договоритесь с ребенком, что домашние задания – сфера его ответственности. Вы оставляете за собой право иногда проверять, как ребенок делает уроки, а он всегда может обратиться к вам за помощью. Не требуйте переделать то, что плохо сделано, от двойной работы качество точно не повысится, а вот усталость – да.
3. Завышенные ожидания
Психологическая обстановка в школе, требования учителей могут создавать дополнительную эмоциональную нагрузку. Сложные периоды – подготовка к проверочным работам, экзаменам, школьники иногда жалуются на давление или запугивание со стороны учителей – “у тебя не получится, не выучил, не сдашь”. Если при этом и дома ребенок получает установку о высокой цене ошибки, о том, что он должен обязательно быть среди лучших – это становится большим стрессом.
Решение: Дайте ребенку понять, что его успешность не измеряется школьными оценками, что вы любите его просто так, потому что он – ваш, а ошибки – это совершенно нормально, они бывают у всех
Помочь ребенку справиться со стрессом можно, обратив внимание на его позитивные черты характера, не связанные с учебой – например, что он целеустремленный, у него отличное воображение, чувство юмора, он добрый и отзывчивый. 4
Слишком много информации
Современный мир двигается очень быстро, мы окружены новостями, статьями, видеороликами, постоянно на связи в мессенджерах – мозг вынужден все время реагировать на изменения. И школьная программа тоже все обширнее: ребенку предлагаются не только учебники, но и тематические сайты, приложения, онлайн-платформы, требующие освоения и использования.
Решение: Сократите поток информации. Вместо всегда включенного телевизора составляйте подборки фильмов, которые хотелось бы посмотреть всей семьей, договоритесь о “цифровом времени” – ограниченном количестве часов, которые ребенок может провести со смартфоном или планшетом, контролируйте сайты, которые он посещает.
Профилактика переутомления у школьников
Переутомление – это состояние, которое негативно сказывается не только на успеваемости малыша, но и на его здоровье. А поэтому допускать развития утомления крайне нежелательно. Родителям нужно вовремя остановиться в стремлении вырастить из ребенка гения. Когда у ребенка буквально каждый час расписан занятиями в школах раннего развития и всевозможных кружках — переутомления избежать не удастся. С таким большим объемом учебной информации малыш попросту не способен справиться.
Рекомендуем прочитать: Переутомление – причины, признаки, лечение у взрослых и детей
Сколько должен спать школьник?
Стоит помнить, что для нормального развития ребенка очень важно организовать режим труда и отдыха. У малыша должен быть полноценный сон, причем продолжительность сна различна для разных возрастных групп
Так, ночной сон для младшеклассников должен длиться десять часов, а для школьников средних классов — девять часов. Отход ко сну — не позже 22.00. При этом ко сну нужно подготовить ребенка: не подпускать поздно вечером к компьютеру, проветрить комнату. Кроме того, первоклашкам не стоит игнорировать и дневной сон.
О правилах здорового детского сна рассказывает педиатр, доктор Комаровский:
Правильная организация учебного процесса
При организации режима дня нужно учитывать физиологические подъемы работоспособности в течение суток. Так, максимальная работоспособность наблюдается в период между 8-12 и 16-18 часами. В утреннее время ученики очень хорошо воспринимают школьную информацию, ну а в период 16-18 часов вечера необходимо запланировать выполнение домашних занятий.
Правильно организованное рабочее место позволит ребенку быстро и эффективно делать домашнее задание, не испытывая при этом усталости.
Обратите внимание
Рабочее место малыша дома также нужно обустроить должным образом. Стол должен располагаться на уровне солнечного сплетения школьника, а стул — быть удобным и обязательно со спинкой. Рабочее место нужно располагать в освещенной части комнаты, также необходимо водрузить на стол лампу.
Очень важно чередовать виды деятельности. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности
Во время выполнения домашних занятий нужно делать небольшие физкультминутки. Ребенку стоит встать, немного размяться. Особенно хорошо будет, если родители будут делать физкультминутки с малышом в игровой форме. Ну а проведение гимнастики для глаз позволит снять напряжение с органа зрения.
Свободное время и питание
Записывая ребенка на многочисленные факультативы и кружки, родители лишают малыша свободного времени. А ведь это время необходимо школьнику для того, чтобы отдохнуть и восстановить свои ресурсы. Но свободное время нужно проводить с пользой, а не за компьютером или планшетом. Ежедневный режим дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе, даже в холодную пору года. Общая продолжительность пребывания школьника на свежем воздухе должна составлять около трех часов в день.
Не стоит забывать и о правильном питании. Детский организм растет очень быстро и нуждается в полезных веществах. Питание должно быть сбалансированным и полноценным. Кратность приемов пищи 4-5 раз в день. При этом последний прием пищи должен быть не позже, чем за два часа до сна.
Родителям стоит помнить, что своевременная профилактика переутомления поможет ребенку эффективнее осваивать школьные предметы, расти здоровым и счастливым ребенком.
Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель
2 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
Главные ошибки родителей
Следить за состоянием ребёнка нужно каждый день, ежедневно, проверяя его нагрузки, всё это делается для того, чтобы уберечь его от переутомления. А также для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка, дабы избежать более серьёзных проблем со здоровьем. Следует помнить, что здоровье — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, но только взрослые могут следить самостоятельно за состоянием своего здоровья, а ребёнку нужно помочь с этим. Приучить еще к одной полезной привычке – следить за своим здоровьем, научиться слушать свой организм. В течение дня необходимо чередовать умственные занятия с физическими упражнениями и здесь речь, не о колоссальной физической нагрузке, а также обязательно включаем отдых. Поэтому первое и основное, что мы делаем, это составляем оптимальный для ребёнка режим дня.
Распространённое мнение, что уроки нужно делать сразу, как пришёл домой из школы, может сыграть с ребёнком плохую шутку и привести к состоянию утомления гораздо быстрее. Нужно дать возможность, буквально, выдохнуть после школьного дня, лучшим отдыхом может быть прогулка на свежем воздухе. Здорово если ребёнок, шёл из школы пешком, тем самым переключился со школьной деятельности, меняя умственную активность на физическую. По исследованиям психологов, лучшее время для выполнения домашнего задания – это время после 16 часов. И да, немаловажный фактор здесь, растягивать выполнение домашнего задания до позднего вечера тоже не стоит.
В течение дня любому человеку необходима двигательная активность, что уж говорить о детях, они нуждаются в ней гораздо больше. Специалисты рекомендуют детям совершать активные действия в течении дня, которые будут эквивалентны пешим прогулкам, расстояние которых может составить 7 километров.
Необходимо научиться делать перерывы в работе и полностью расслабляться, для этого достаточно 15 – 20 минут.
Делать уроки в тишине просто необходимо, так можно сократить время, которые будет потрачено на выполнение домашнего задания и повысить концентрацию внимания, которая опять же сократит время, на которое будут потрачены усилия.
Рацион питания тоже может помочь поддерживать организм в отличном состоянии, но только он должен включать определенные продукты: разнообразные фрукты, свежие овощи, обогащенные витаминами, рыба, отдайте предпочтение морской. Плюс ко всему, не забываем о пользе жидкостей для организма любого человека, в том числе и ребёнка, в школу с собой необходимо давать бутылку воды без газа. К ежедневному рациону можно добавить поливитаминные комплексы, свежевыжатые соки, зелёный чай.
Следует ограничить время проведения ребёнка за компьютером, с телефоном, телевизором, за просмотром «ненужных» передач, которые могут переутомить его еще больше. Лучшим вариантом здесь будет замена просмотра телепередачи совместной прогулкой, так вы будете еще ближе со своим ребёнком, а во время прогулки, есть вероятность, что он может поделиться с вами тем, что его беспокоит.
Когда усталость явно выражена, в последний день перед выходными можно ребёнка забрать пораньше с уроков или освободить от каких – то дополнительных занятий, но не следует это вводить в привычку, дабы избежать систематического прогуливания уроков.
Если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, можно обратиться к школьному психологу, для того, чтобы он помог разобраться, что наиболее эффективно будет для вашего ребёнка.
Как понять, сколько кружков — норма
Для того, чтобы ребенок был всесторонне развитым, и ни в чем не обделенным, родители пытаются вовлечь его во многие кружки и занятия. Получается, что помимо школьных занятий ребенок вместо отдыха спешит на остальные кружки и не имеет свободного времени. В связи с этим он погружается в состояние переутомленности. Многие родители не сразу замечают такое состояние ребенка, так как для них главное успеваемость на всех этих кружках.
Каких-либо определенных норм по назначению количества кружков для ребенка не существует. Каждый родитель при определении количества кружков должен исходить из способностей и возможностей ребенка, а также из его физиологических особенностей. Каждый ребенок индивидуален – кто-то может заниматься кружками и занятиями весь день, а какой-то ребенок с трудом осваивает школьные уроки. Самое главное после занятий в кружке следить за состоянием ребенка и расспрашивать о том, нравится ли ему его посещение и какие эмоции и знания ему это дает.
Почему не стоит наказывать за плохие оценки
Оценка становится наказанием, если родитель сказал, что она «плохая». Это обесценивает усилия ребенка и нейтрализует его мотивацию к учебе, говорит психолог Анастасия Истинова.
Например, если школьник получил четверку, а родители его за это отругали, он чувствует, что смысла учиться нет, потому что потратил много времени и сил, но не получил похвалу от родителей. Тогда ребенок расслабляется, перестает стараться, а в дневнике начинают появляться тройки и двойки. Родители начинают ругаться еще сильнее, а ребенок не понимает почему, ведь когда он старался и приносил четверки его тоже ругали.
Оценка знаний демонстрирует, как ребенок усвоил материал. Но не показывает, сколько сил и времени ушло на работу.
Кроме того, когда ребенок приносит домой двойку, то гарантированно получает от родителей много внимания, хоть и негативного
Если при этом школьник мало общается с семьей, у него «холодные» отношения с родителями и он недополучает внимание, он станет приносить «плохие» оценки чаще. Так он будет стараться обратить на себя внимание
Индустрия 4.0
5 полезных гаджетов для школьников
Это поможет взрастить мотивацию. Тогда ребенок будет стараться в школе и, вероятно, получать четверки и пятерки, а родители, если для них важны оценки в контексте будущего своих детей, будут спокойны.
Что нужно знать об учебной нагрузке в школе?
Начнём с того, что такое учебная нагрузка в школе и как она распределяется.
Учебная нагрузка – это количество часов, необходимое для усвоения учебной программы, по которой учатся школьники.
Нагрузка обучающихся должна учитывать физиологические особенности детского организма. Поэтому не учителя и директора школ решают, сколько уроков в день должно быть у того или иного класса, а СанПиН, принятый в 2010 году в Российской Федерации.
Этот документ и определяет максимальную допустимую нагрузку на школьников. С его учётом педагоги составляют учебный план и расписание уроков.
Теперь давайте рассмотрим наиболее важные положения СанПиНа, касающиеся школьных нагрузок:
Продолжительность учебной недели
Как мы видим, первоклассники учатся 5 дней в неделю, зато у старшеклассников учебная неделя длится почти 40 часов, и это ещё без учёта дополнительной нагрузки!
Продолжительность учебного дня
Здесь СанПиН не делает особой разницы между учениками 7-х и 11-х классов, считая, что 7 уроков в день могут выдержать и те, и те. Но обязательным требованием является 1 день в неделю со щадящим расписанием и самым малым количеством уроков.
В какие часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала школьниками?
Что касается распределения учебных предметов, то, согласно исследованиям, наибольшая работоспособность мозга у среднестатистического школьника приходится на 10-12 часов. Поэтому Санитарные Правила рекомендуют сложные предметы проводить вторым, третьим или четвёртым уроком.
Дополнительные занятия
Все дополнительные занятия и факультативы – только в те дни, когда в расписании меньше всего уроков и с обязательным перерывом после основной нагрузки.
Домашние задания
СанПиН также установил временные нормы по выполнению учениками домашних заданий, но их, скорее, можно считать рекомендациями, поскольку у каждого ребёнка свои индивидуальные особенности. Кому-то хватает и часа, чтобы сделать все устные и письменные задания, а для кого-то и полдня мало, чтобы выучить всё заданное на дом.
Но давайте всё же посмотрим, какое максимальное время должно быть потрачено ребёнком на домашние задания согласно Санитарным Правилам.
Итак, первоклассникам повезло больше – они освобождены от домашних заданий. Ученики начальной школы должны потратить на приготовление уроков не более 1,5 часа. В среднем звене время увеличивается до 2-2,5 часов. Старшеклассникам разрешается выполнять домашнюю работу не более 3 с половиной часов.
Внешкольная нагрузка
Сюда относятся занятия в кружках, музыкальных и художественных школах, а также спортивных секциях. Согласно Правилам, такая деятельность должна составлять от 6 часов в неделю и больше.
Вот такие нормативы по учебной и внеучебной нагрузке должны быть у российских школьников.
В действительности картина может быть совсем другая. Учителя практикуют и 3 контрольных работы в день, и несколько факультативов подряд, и классные часы после седьмого урока.
Поэтому неудивительно, что большинство учеников переутомляются и чувствуют себя плохо после напряжённой учебной недели.
Далее мы с вами узнаем, в чём же состоит опасность чрезмерной загруженности ребёнка.
Как показывает практика, не только повышенная загруженность в школе может вызвать переутомление у ребёнка.
Психолог попросила описать обычный Димин день.
Зачастую родители действительно перегружают ребёнка различными кружками и секциями, заботясь о его разнообразном досуге и забывая о том, что детскому мозгу тоже нужен отдых.
Чем же опасна повышенная загруженность ребёнка?
Повышенные учебные и внеучебные нагрузки, нарушение режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни неизбежно приводят к:
- синдрому хронической усталости;
- психическому истощению;
- потере мотивации к учебной деятельности;
- появлению хронических заболеваний.
С 2005 по 2015 год было проведено масштабное исследование здоровья московских школьников. Оказалось, что за 11 лет обучения в школе у детей стали на 52,8% чаще выявляться хронические болезни.
Что было выявлено у мальчиков:
- болезни желудочно-кишечного тракта;
- бронхиальная астма;
- ожирение;
- плоскостопие.
Девочки, в свою очередь, страдали:
- дефицитом массы тела;
- гипертонией;
- неврозами и депрессией;
- проблемами со зрением.
Исследователи также установили, что наиболее тяжёлыми в психологическом и физическом плане для мальчиков стали начальная школа и 11-ый класс, а для девочек – старшие классы.
Симптомы переутомления у детей
Процесс переутомления у детей сопровождается рядом симптомов, которые характерны для любых возрастных категорий:
- У ребенка присутствует вялое, сонливое состояние, он ведет малоподвижный образ жизни.
- У ребенка отсутствует желание учить уроки, выполнять домашнее задание, помогать родителям по дому, играть с друзьями.
- У ребенка отмечается пониженный уровень внимания и время его концентрации на одном деле. У него проявляется симптом плохого запоминания и забывчивости, ему трудно порой вспомнить то, что ему рассказывали на уроке в школе.
- Проявляются признаки раздражения на любые действия и слова, сказанные в адрес ребенка. В ответ сверстники и взрослые люди могут услышать грубые и обидные слова, которые на подсознательном уровне вырываются на фоне общей агрессивности. Раздражительное состояние граничит со слабым состоянием, которое начинает охватывать большую часть его времени. Это ведет к тому, что нервная система подорвана и ребенку требуется медицинская помощь.
- Ребенку становится трудней учиться, он не может усваивать школьный материал в тех объемах, в которых учил его раньше.
- Он все чаще не может уснуть, постоянно просыпается в ночное время суток из-за кошмарных сновидений. Зато в дневное время спит крепко и долго.
- Изменение настроения и эмоционального состояния происходит довольно часто и резко. Оно колеблется от раздражительного настроения до внезапного плача и грусти.
- Из-за того, что организм ребенка постоянно находится в состоянии переутомления, его иммунная система дает сбой, и он часто болеет. Болезни могут возникать самые различные от обычных простудных заболеваний и до обширных аллергических болезней.
- Ребенок все время мучается от боли в голове, которые могут сопровождаться кружением головы, резкими скачками давления, болевыми ощущениями в области живота, потовыми выделениями, отдышкой.
Таким образом, самое главное постоянно обеспечить контроль за поведением ребенка. Тем самым это позволит во время определить наличие переутомляемости и уровень ее развития. В результате чего необходимо обратиться в медицинское учреждение за квалифицированной помощью и сдать все назначенные анализы.