Как проявляется рассеянность у ребёнка?
- Постоянно всё забывает, в том числе и школьные принадлежности;
- Допускает на письме множество описок, пропускает буквы в словах;
- Часто выполняет не те домашние задания;
- Не справляется с большинством заданий на контрольных и самостоятельных работах;
- С трудом запоминает правила, определения, стихотворения;
- Не может заниматься долгое время каким-то одним определённым делом и сидеть на одном месте;
- Имеет сложности в самоорганизации и самоконтроле;
- Часто теряет или забывает свои вещи, имеет беспорядок на рабочем месте;
- Испытывает трудности в общении со сверстниками, с учителями; имеет проблемы с поведением.
Как помочь рассеянному ребёнку?
- Предъявляйте к ребёнку умеренную требовательность;
- Стремитесь выработать у рассеянного ребёнка навык самоконтроля (на первых порах напоминайте ему и контролируйте то, что он должен был сделать);
- Соблюдайте распорядок дня;
- Создайте комфортное рабочее место и обеспечьте тишину во время выполнения домашних заданий;
- Регулярно выполняйте упражнения на развитие внимания;
- Давайте ребёнку поручения, которые будут способствовать развитию концентрации внимания (Например, дождаться, когда закипит чайник).
- Увеличивайте объём внимания ребёнка;
- Работайте над увеличением скорости восприятия информации;
- Для борьбы с рассеянностью можно использовать также всяческие подсказки в виде ярких записок на видном месте, зазвонившего в нужное время будильника и т.д.
- Пусть ребёнок больше считаем в уме. Предложите ему изучить математические фокусы;
- Поделайте упражнения для развития мозга.;
- Позанимайтесь с ребёнком по таблицам Шульте.
Не нужно путать рассеянность с плохой памятью. Рассеянность – это одна из форм невнимательности, неумение сосредоточиться. Учите ребёнка каждый раз осознанно думать о том, что он делает. Можно предложить ребёнку записывать в блокнот список дел, которые ему нужно сделать.
Эффективное упражнение против рассеянности — это лабиринты.
Лабиринты любят практически все дети. Прохождение лабиринтов – это не просто увлекательное занятие, но и очень полезное развивающее упражнение.
Когда ребёнок ищет выход из лабиринта, то:
Развивается его внимание;
Тренируются навыки чтения;
Развивается мышление;
Улучшается пространственная ориентация;
Развивается зрительная память;
Тренируется умение достигать цели;
Развивается терпение и упорство;
Формируется координация движений руки и глаза;
Развивается мелкая моторика руки;
Тренируется наглядно-образное мышление;
Развивается умение преодолевать трудности.
Что нельзя делать родителям
От незнания и, нередко, от безысходности многие взрослые начинают перекладывать ответственность на ребенка. Постоянно обвиняют его, читают целые лекции по поводу невнимательности. Впоследствии маленький человек начинает чувствовать себя неправильным и безнадежным.
Он начинает все время нервничать и беспокоиться, что забудет, не успеет, не вспомнит вовремя. Чувство вины его полностью изматывает, а чувство несоответствия родительским ожиданиям делает несчастным. Результат получается плачевный. Специалисты в области детской психологии выработали простую памятку для родителей в данной ситуации.
- Не ругать.
- Не насмехаться (“Посмотри на кого ты похож – опять забыл помыть свою обувь и обул не те туфли в школу” – так воспитаете комплекс неполноценности).
- Не сравнивать с другими детьми (“Вася вон какой молодец, а ты ничего не помнишь как всегда” – этого ребенку говорить нельзя никогда).
- Не наказывать. (Физическими и моральными карами вы доведете своего ребенка до состояния невроза).
- Не перегибайте. (Не следует ходить сзади за чадом и выполнять его обязанности, следить и контролировать постоянно).
Вы должны понимать, что рассеянность и невнимательность могут иметь основную причину – ваши педагогические недоработки и нежелание воспринимать ребенка таким, какой он есть. Эти недостатки должны решаться не детьми самостоятельно, а всей семьей, во главе с папой и мамой.
Причины возникновения
Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:
- Наследственной предрасположенностью. Имеются доказательства существования гена, ответственного за поведение, и некоторые особенности такого генетического материала могут служить причиной развития дефицита внимания.
- Неблагоприятная экологическая ситуация.
- Травмы, полученные в процессе рождения (асфиксия, повреждения черепа и головного мозга, затяжные роды).
- Заболевания, перенесенные женщиной в период беременности. Такие патологии могут привести к внутриутробному инфицированию плода и нарушению его развития, гипоксии и прочим негативным последствиям.
- Неправильный образ жизни будущей мамы, в частности, курение, употребление алкоголя и наркотиков.
- Резус-конфликт, возникающий, когда будущая мама имеет отрицательный резус-фактор, а у плода он положительный.
- Черепно-мозговые травмы ребенка.
- Заболевания, сопровождающиеся значительной гипертермией, которые малыш перенес в первые месяцы после рождения.
- Заболевания внутренних органов и систем (сердца, почек, головного мозга).
Нарушение памяти вирусных инфекциях, в том числе при новой коронавирусной инфекции.
На нервные клетки и их окружение губительно действуют сами инфекционные агенты, их токсины, вызывая различные патологические изменения. Ухудшается запоминание, страдают образная, эмоциональная, смысловая составляющие памяти. Ухудшение памяти специфично для новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. При этом общие симптомы инфекции могут быть выражены минимально или отсутствовать. В некоторых случаях память снижается не сразу, а примерно через полгода после заболевания, когда компенсаторные механизмы исчерпываются.
Причины нарушения памяти при Covid-19
Причина | Механизм развития |
Дыхательная недостаточность | Гипоксия головного мозга. |
Длительный стресс | Переизбыток кортизола (гормона стресса) нарушает межнейронные связи, затрудняет образование новых. |
Прямое токсическое действие на клетки мозга | Нарушение работы нейронов, ухудшение запоминания и долговременной памяти. |
Цитокиновый шторм | Антитела разрушают собственные клетки организма, вызывают гибель нейронов. |
Комментарий Саврасова Н. А., врача-невролога клиники «Семейный доктор»
«У коронавируса выраженная нейротропность. Даже если человек перенёс вирус на ногах, в легкой форме, у него могут проявиться головные боли, проблемы со сном, умственной и физической работоспособностью».
Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова А. А.:
«Новая коронавирусная инфекция Covid-19 напрямую повреждает разные отделы центральной и периферической нервной системы, нарушает нормальную работу всех звеньев процесса памяти, что подтверждено нашими клиническими наблюдениями, а также данными российского и мирового медицинского сообщества».
Компульсивные признаки
Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.
Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.
Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.
Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например,), но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Как помочь невнимательному ребенку? 6 советов родителям
- Развивайте самостоятельность. Если даете ребенку задание, то предоставьте возможность справиться с ним без вашей помощи. Исследования показали, что даже пассивное участие родителей в выполнении домашнего задания (вопросы в процессе, проверка, контроль) негативно влияют на концентрацию внимания у ученика.
- Создайте дома благоприятные условия для занятий — рабочее пространство, где школьник может полностью сосредоточиться на учебе, где ему не помешают младшие дети, не слышно, как работает телевизор, недоступны игрушки.
- Оптимизируйте режим дня школьника. Для тренировки внимания полезно чередование мыслительных нагрузок и физической активности. Эффективность умственной работы зависит также от качества отдыха.
- Не перегружайте детей. В погоне за большими интеллектуальными достижениями можно получить обратный эффект — переутомление, выгорание, потерю интереса к обучению, снижение успеваемости.
- Не вините в неудачах. Критика расстраивает ребенка, а внутренние переживания мешают сосредоточиться на занятии.
- Мотивируйте, прививайте интерес к учебе, пробуйте разные методики в обучении. Психологи рекомендуют любые сложные занятия с детьми проводить в виде игры.
Невнимательность на уроке
Развитие памяти и внимания – прямой путь к пятеркам. Основная причина рассеянности младшеклассника – недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка, нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую — проследить, как проявляется рассеянность у ребенка.
Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.
Что делать если ребенок рассеянный и невнимательный
Вышеперечисленные причины показывают — чтобы улучшить концентрацию внимания школьника необходимо проследить за его количеством часов сна, порядком и освещением в помещении, отключить все современные источники информации на время домашних уроков, делать перерывы каждые 20 — 40 минут, а между кружками должно пройти не меньше часа. Питание должно включать все витамины, минералы и углеводы.
Учитываете биоритм невнимательного ученика, понаблюдайте в какое время он наиболее внимателен, а уроки выполняются быстрее. Используйте эти часы в свою пользу и впредь придерживайтесь расписания, составленного и размещенного рядом с рабочим столом ребенка. Больше гуляйте на свежем воздухе, физическая активность благоприятно сказывается на умственной работе.
Способы выше обычно помогают восстановить внимательность за неделю, если этого не происходит, обратитесь к педиатру. Вполне возможно, что вам понадобится консультация невролога, поскольку невнимательность иногда выступает как сигнал скрытого расстройства.
Развивающая игра на внимание «Ладошки»
Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.
Признаки депрессии у подростков
- Нарушения сна
- Расстройства пищевого поведения
- Потеря интереса к увлечениям
- Внезапная грусть или раздражительность
- Недовольство собой
- Потеря социальных связей
- Трудности с концентрацией
- Насильственные действия
- Суицидальные мысли
- Бегство из дома
Согласно официальным исследованиям Всемирной организации здравоохранения, в мире около 350 млн человек страдает от депрессии. Особенно часто ей подвержены дети и подростки с 10 до 19 лет.
Большинство экспертов озабочены этим вопросом, потому что депрессия — это одна из главных причин инвалидности у подростков обоих полов и третья по частоте причина суицидов.
Национальная Ассоциация школьных психологов в США и престижная клиника Майо выявили наиболее распространенные тревожные сигналы, которые нужно вовремя обнаружить, чтобы избежать серьезных последствий.
Основные признаки депрессия у подростка:
1. Нарушения сна
Если подросток страдает от бессонницы или, наоборот, спит почти все время, это признак того, что что-то идет не так.
Нарушения сна — это явный признак депрессии, также он может негативно влиять на нашу ежедневную жизнь.
2. Расстройства пищевого поведения
Все пищевые расстройства сопровождаются серьезными последствиями, вплоть до депрессии.
Если ребенок ест слишком много или слишком мало, это признак эмоциональных или психологических проблем, которые могут вызвать тяжелые заболевания, такие как анорексия или булимия.
3. Потеря интереса к увлечениям
В определенном возрасте привычные способы проводить время и развлекаться меняются. Странно, если подросток теряет интерес ко всему, чем он раньше занимался с энтузиазмом. Он вдруг перестает делать то, что ему нравится, и предпочитает запираться в своей комнате.
4. Внезапная грусть или раздражительность
В жизни случаются ситуации, которые могут вызывать у подростков слезы или гнев. Часто это происходит внезапно, когда вам кажется, что все хорошо.
В случае депрессии эти две эмоции становятся довлеющими и усугубляются, когда кто-то пытается поднять подростку настроение.
5. Недовольство собой
В разные моменты жизни и по разным причинам подростки могут страдать из-за низкой самооценки и постоянного недовольства собой.
Проблема возникает, когда они перестают это контролировать. Негативные комментарии учащаются и недовольство собой становится хроническим и деструктивным.
Этот сигнал депрессии требует немедленного внимания. Он может привести к более серьезным проблемам, как физическим, так и эмоциональным.
6. Потеря социальных связей
Депрессия у подростков часто приводит к разрыву со старыми друзьями.
Этот симптом очень характерен для депрессивных подростков. Как правило, они практически не общаются с друзьями, отдаляются от них и предпочитают проводить время в одиночестве.
7. Трудности с концентрацией
Так как депрессия у подростков обычно сопровождается стрессом и бессонницей, они страдают от проблем с концентрацией
Они не могут сфокусировать свое внимание, принимать решения и постоянно все забывают
Конечно, все это отрицательно сказывается на школьной успеваемости.
8. Насильственные действия
Когда ребенок начинает прибегать к насилию и издеваться над кем-то в школе, это говорит о депрессии, которую он маскирует таким способом.
Сюда же относятся беспорядочные сексуальные связи и употребление алкоголя и наркотиков.
9. Суицидальные мысли
Депрессия у подростков в самых тяжелых формах может привести к суициду. Это явный признак того, что психологическое равновесие подростка нарушено.
Большая часть этих мыслей связана с желанием умереть или отсутствием причины продолжать жить. Об этом свидетельствуют, например, фразы «Я хочу умереть» или «Моя жизнь не имеет смысла».
В более тяжелых и неконтролируемых случаях подросток может совершить попытку суицида или нанести себе физические увечья.
10. Бегство из дома
Это очень распространено, если подросток страдает от проблем в семье, не чувствует себя ее полноценной частью или находится в плохих отношениях с кем-то из членов семьи.
Обратите на это пристальное внимание, потому что, убежав из дома, ребенок может встать на «кривую дорожку» и прислушаться к советам плохих людей.опубликовано econet.ru
https://youtube.com/watch?v=TercvovKbmg
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Симптомы и признаки
Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.
Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.
Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:
неспособность ребенка подолгу концентрировать внимание на выполнении какого-либо одного задания, причем это могут быть как занятия в школе, так и домашние обязанности;
ребенок не слушает то, что говорит ему собеседник, либо не понимает сказанных ему фраз;
неусидчивость;
сложность в соблюдении правил, инструкций, предписаний;
отсутствие самоорганизации и самоконтроля;
склонность к беспорядку, ребенок не убирает свои игрушки, не следит за порядком на своем письменном столе;
выполняя какое-либо задание, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
забывчивость, которая связана с нарушением внимания, а не памяти;
рассеянность, ребенок часто теряет свои вещи;
неспособность завершить начатое дело до конца;
сложности в общении с другими детьми, родителями, учителями;
нарушения поведения, ребенок непослушен, часто шумит, делает все наперекор родителям;
склонность к тревогам;
небрежность, неспособность уделять внимание мелким деталям;
чрезмерная двигательная активность, сидя на одном месте, ребенок постоянно крутится, двигает ногами и руками;
повышенная вербальная активность, ребенок весьма разговорчив, но не любит долго говорить на одну и ту же тему, нередко отвечает на вопрос, даже не дослушав его до конца, перебивает собеседника;
нетерпеливость, ребенок не может подолгу ждать какого-либо события, очереди;
навязчивость, которая граничит с невоспитанностью;
проблемы в обучении, ребенок не только не может воспринимать новую для него информацию в полном объеме (особенно, если она не вызывает у него интереса), но и испытывает сложности в письме.
Как бороться с рассеяностью
Рассеянность – это не приговор для вашего малыша. Победить ее должны помочь родители. Если вы не можете справиться самостоятельно, обратитесь к психологу. Помочь ребенку стать более сосредоточенным можно с помощью следующих советов.
С ранних лет старайтесь приучить ребенка фиксировать внимание на различных предметах. Покупайте ему динамичные игрушки, указывайте на разные предметы и объясняйте их свойства, чтобы ребенок задержал на них свое внимание.
Помогут развить внимательность мозаики, паззлы, различные конструкторы
Объясните ребенку, как нужно обращаться с такими игрушками. Если его это увлечет, ваш малыш во время игры будет развивать не только свою внимательность, но и логику, а также мелкую моторику рук. В любом случае, такие игры принесут немало пользы для развития крохи.
Играйте с ребенком в игру «Найди отличия». Также можно выкладывать перед ним несколько предметов, чтобы он их запомнил, а затем один из них убирать. Пусть ребенок догадается, что именно вы спрятали. Это развивает и память, и внимательность.
Чаще отправляйтесь с ребенком на прогулку, чтобы у него была возможность понаблюдать за природой и ее явлениями. Это расширит его кругозор и разовьет наблюдательность. Ведь детям в этом возрасте все интересно. Не стоит ограничивать его кругозор мультфильмами. И видеоиграми.
После просмотра мультфильма или прочтения книги обсудите с ребенком поведение героев, сюжет и другие детали.
Когда ребенок пойдет в школу, обеспечьте ему комфортное рабочее место, где его ничто не будет отвлекать от занятий. Когда он делает уроки, телевизор и компьютер должны быть выключены.
Режим дня первоклассника должен быть четким. Не стоит слишком сильно перегружать его различными занятиями и кружками. Обеспечьте ребенку нормальное питание и качественный сон.
Приложив некоторые усилия, вы поможете своему ребенку стать более внимательным.
Диагностика и лечение
Нужно понимать, что синдром рассеянного внимания не относится к психическим отклонениям. Это сугубо поведенческая особенность детей. Именно по этой причине иногда диагностика расстройства бывает сопряжена с трудностями.
Детский невролог использует в своей практике субъективные методы диагностики:
- специальные тесты;
- наблюдение за поведением ребенка;
- психологическое исследование;
- выявление сопутствующих патологий.
О наличии СРВ можно судить по следующим критериям:
- Повторение характерных симптомов в течение полугода.
- Демонстрация особенностей поведения ребенком не только дома, но в школе и других общественных местах.
- Плохая успеваемость, отсутствие нормальных отношений в детском коллективе.
Разберем типичные примеры
Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.
Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.
Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?
Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.
Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны – от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», – считает учительница.
С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость
Как наладить школьную жизнь Артема?
Юля, 11 лет. Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» – за содержание и «2» – за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…
Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?
Лечение памяти
При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.
При проблемах с памятью лечение может включать в себя:
- Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое.
- Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома.
- При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты.
- При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами.
- Витаминотерапия и биодобавки применяются в составе комплексной терапии.
- Психотерапия: позволяет пациенту адаптироваться и улучшает прогноз.
- Рекомендации по изменению образа жизни и, при необходимости, инструкция по уходу за пациентом для родственников.
В некоторых случаях снижения памяти лечение позволяет полностью устранить проблему, но некоторые заболевания, например, болезнь Альцгеймера, излечить невозможно. Тем не менее, можно ослабить симптомы и замедлить их развитие. При расстройствах эмоционально-волевой сферы, плохой памяти, рассеянности, забывчивости лечение помогает пациенту сгладить симптомы и лучше адаптироваться к происходящему, а также облегчает уход родственникам.
Нарушения памяти — очень сложная мультифакториальная проблема, борьбой с которой должны заниматься высококвалифицированные специалисты.