Причина #2: У ребенка недосып
Еще одной причиной, по которой ребенок не хочет ходить в школу, может быть недосып. Чадо ложится поздно и просыпается рано. Из-за этого школьник испытывает дискомфорт во время учебы. На уроках он пребывает очень сонным. И не может заниматься ничем, кроме того, что думает, как бы быстрее попасть домой. И лечь спать.
Как определить, что причина нежелания учиться заключается в недосыпе?
Определить это очень просто. Вам нужно проследить за поведением ребенка.
Если он тяжело встает по утрам, сидит сонный за завтраком, и после школы возвращается очень уставшим, то проблема заключается в неправильном сне. Вам нужно заставлять ребенка ложиться спать в 22:00. Чтобы к 07:00 он проснулся бодрым.
Если ребенок будет спать на протяжении девяти часов, то проблем с недосыпом у него возникать не будет. Он будет чувствовать себя бодрым в школе.
Причина #2: Проблемы с одноклассниками
В средней школе у некоторых детей появляются проблемы с одноклассниками. Они могут обижать ребенка. Унижать его. И смеяться над ним каждый день, когда он находится в школе.
Это может привести к тому, что ребенок категорически не захочет посещать учебное заведение. И каждый день будет испытывать дискомфорт во время его посещения.
Решить проблемы можно тремя способами:
- Скажите ребенку, чтобы постоял за себя. Если его оскорбляют, то пусть оскорбляет обидчика в ответ. С тройным напором. И такими словами, которые заставят обидчика несколько раз подумать перед тем, как снова оскорбить ребенка.
- Если ответные оскорбления не помогут, то можно переходить к более радикальным мерам. Драке. Ребенок должен при всем классе ударить обидчика. Для того, чтобы все поняли – с ним связываться нельзя. Обычно драться мы не рекомендуем. Однако, в некоторых ситуациях это может быть единственным действенным способом прекратить унижения в свой адрес.
- Если ни один из вышеперечисленных способов не работает, то можете перейти к крайней мере. Переводу ребенка в другую школу. Если чадо будет чувствовать себя комфортно в новом учебном заведении, то у него вернется интерес к учебе.
Основная причина – отсутствие мотивации к учёбе
Что такое учебная мотивация? Если говорить научным языком, то это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия ребёнка на выполнение учебной деятельности. Это довольно сложная система, которая формируется мотивами, реакциями на неудачи, установками самого ученика и его настойчивостью.
С проблемами мотивации родители и учителя обычно сталкиваются уже в первом классе. Ученики шумят, часто отвлекаются, не воспринимают учителя, отказываются выполнять домашние задания. И в таких ситуациях большинство родителей действуют достаточно шаблонно: они пытаются заставить ребёнка учиться и делать уроки, то есть обучение идёт из-под палки.
Но такой подход только усугубляет ситуацию! Его последствиями часто становится появление ещё больших проблем с учёбой, к которым добавляются психоэмоциональные сложности. У детей развиваются невроз и страх перед учёбой, они находятся в постоянном стрессе. Естественно, что в таких условиях о высокой успеваемости не приходится говорить.
Учебная мотивация формируется не одним мотивом и не объясняется какой-то «природной» ленью ребёнка или его интеллектуальным потенциалом. Причин, почему ребёнок не хочет учиться, гораздо больше, и многие объясняются особенностями работы его мозга.
Причины отсутствия мотивации к учёбе
Если говорить о начальной школе, то многие дети просто к ней не готовы, точнее, они психологически не готовы к школьному обучению. В это понятие можно включить:
- коммуникативную готовность – способность ребёнка общаться с другими детьми и педагогом не так, как в детском саду;
- мотивационную готовность – стремление учиться и приобретать знания;
- интеллектуальную готовность – достижение определённого уровня развития памяти, мышления, внимания;
- эмоционально-волевую готовность – способность ребёнка спокойно сидеть на протяжении всего урока и эффективно на нём работать.
И как бы родители не пытались заставить ребёнка учиться в 1 классе, без развития этих навыков все их попытки будут обречены на провал.
Постепенно к этим причинам отсутствия мотивации к учёбе добавляются новые:
- несформированная нейродинамика чтения и письма;
- непонимание учебного материала;
- отсутствия навыка самостоятельного обучения;
- слабо развитая сила воли;
- страх совершения ошибки;
- низкая квалификация педагогов, которые не способны в обучении учитывать индивидуальные особенности личности. Как результат – всем детям материал предоставляется одинаково, закономерным итогом становятся скука у школьников к учёбе и неуважение к учителям.
Дополнительными факторами, из-за которых ребёнок не хочет учиться, можно назвать следующие:
- наличие у школьников синдрома ускоренного мышления;
- развитие «клипового» мышления;
- отсутствие правильного режима дня, в котором бы грамотно чередовались физические и умственные нагрузки;
- низкий уровень учебной дисциплины;
- отсутствие сознательной регуляции поведения или воли;
- незнание о своём истинном потенциале, своих возможностях, которые есть у ребёнка с рождения. Отсюда – заниженная самооценка и потеря мотивации к учёбе.
Главное условие успешной учебы
Любой ребенок испытывает желание развиваться и познавать новое только при одном условии: когда чувствует свою защищенность и безопасность — физическую и психологическую.
Ребенок сам еще не способен ее себе создавать — это могут сделать только взрослые. Чувство защищенности и безопасности ребенка складывается из таких компонентов:
- Ребенок не должен подвергаться физическому насилию и психологическому давлению (унижению, травле и т. д.).
- Большое значение имеет психологическое состояние мамы, с которой ребенок вплоть до полового созревания связан незримой психологической «пуповиной». Ее состояния очень влияют на то, как чувствует себя ребенок. Когда мама в депрессии или страхе, раздражена или обижена — ребенок утрачивает чувство защищенности и безопасности.
- Методы воспитания и обучения должны строиться с учетом психологических свойств ребенка (примеры мы описали выше).
Утратить чувство защищенности ребенок может еще в раннем возрасте — в семье — и позже — в дошкольном учреждении, в школе.
На развитии ребенка также сказываются факторы, о которых мы часто не знаем или не придаем им большого значения. Чтобы дать детям максимум, современные родители должны понимать, как работает психика человека.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет родителям понять своего ребенка без слов. Точно знать, как работает его психика и как разбудить в нем угасшее желание к учебе. Кроме того, мамы получают на этом тренинге качественную психологическую помощь, избавляются от любых собственных проблем.
Быть для своего ребенка гарантом безопасности и точно знать, как вдохновить его на изучение мира, — это огромное материнское счастье.
Рекомендации по работе со школьниками разного возраста
Малыши чаще всего не желают рано просыпаться, боятся «грозного» учителя. Еще им порой сложно усидеть спокойно на месте, целых 40 минут урока. И это бывает не только в 6, но и в 8 лет
Что же делать? Очень важно в самом начале облегчить адаптацию: разрешить брать в школу любимую игрушку, положить в ранец вашу общую фотографию. Еще желательно заранее смотреть позитивные мультфильмы о школе, и рассказать крохе, что его ждет впереди
Дома можно играть «в школу», прорабатывая роли ученика и учителя. Ругать первоклашку за плохие оценки или нюансы поведения нельзя ни в коем случае. А вот поощрять его можно – например, походом на каток или аттракционы.
Что делать, если школьник не желает делать уроки и ходить в среднюю школу? Речь идет о школьниках примерно с 9 до 12 лет. В этом возрасте формируется свое «я», ребенок проявляется, как личность. И может из-за этого конфликтовать и с учителями, и с одноклассниками. Вот какие советы помогут:
вначале надо откровенно, доброжелательно поговорить, чтобы выяснить, в чем причина; имеет смысл обсудить все с учителем, услышать его мнение и советы; важно всегда искренне хвалить школьника за его успехи; помочь ему выбрать занятие по душе, вне школы, любимую секцию, но с условием, что он будет посещать школу; можно вместе определить, какие предметы ему более интересны, и в чем он готов стараться. Как решить проблему со старшеклассником? Школьники возрастом с 13 до 17 лет чаще всего не хотят учиться и делать уроки потому, что предметы кажутся им неинтересными
А учеба в целом – бессмысленной тратой времени. Здесь важно много общаться, выяснять, как ребенок видит свое будущее? Чем он хочет заниматься, и какие навыки ему для этого нужны? Что ему действительно интересно, а что нет
Как решить проблему со старшеклассником? Школьники возрастом с 13 до 17 лет чаще всего не хотят учиться и делать уроки потому, что предметы кажутся им неинтересными. А учеба в целом – бессмысленной тратой времени
Здесь важно много общаться, выяснять, как ребенок видит свое будущее? Чем он хочет заниматься, и какие навыки ему для этого нужны? Что ему действительно интересно, а что нет
Дельные советы психолога о том как быть если ребенок не хочет учиться и делать уроки на видео:
Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога
Мотивация — один из ключевых аспектов в развитии интереса к учебе. Психолог предлагает ряд советов для помощи родителям в этом вопросе.
- Проявите интерес к учебе ребенка, спросите, как прошел день в школе, что нового он узнал, какие трудности возникли. Старайтесь не критиковать, а поддержать.
- Помогите установить цели, обсудите результаты, которых хотелось бы достичь. Вы поможете осознать ценность учебы.
- Поддерживайте разными способами, это поможет поднять значимость приложенных усилий. Можно использовать систему наград за достижения.
- Используйте техники мотивации: договоренности, планирование и контроль. Вы можете научить ответственности и поможете понять, что учеба — это серьезное занятие.
- Каждый имеет свои особенности: не стоит сравнивать и требовать результатов, как у других, попробуйте разобраться, как заинтересовать учебой именно вашего ребенка.
Создайте комфортную атмосферу для учебы: организуйте место для спокойных занятий без отвлекающих факторов.
Почему дети не хотят учиться?
Для многих родителей каждый учебный год – постоянное испытание нервов на прочность и вечные баталии с ребенком на почве плохих отметок и выполнения домашних заданий. Мамы жалуются: детям ничего не интересно.
“Но как только мы начинаем работать с ребенком, тут же понимаем: интересы у него есть, и они не ограничиваются только играми и гаджетами. И тогда надо искать причину и отслеживать поведение ребенка. Как он себя ведет, что говорит про школу, с каким настроением туда идет и приходит домой после уроков. Если есть подавленность, тревожность, агрессия, неуверенность – это нехорошие сигналы”, – говорит детский психолог.
Специалист объясняет: за плохим поведением ребенка часто стоит стресс и какая-то сложная ситуация, с которой он не справляется. И первая реакция на это – наказать, поругаться, отчитать. Но ребенок закроется еще больше.
Пытаемся поговорить. Лучше задавать вопросы “открытого типа”, он будет давать более полные, а не односложные ответы: как прошел день в школе, что нового, все ли было хорошо, что интересного узнал. Через ответы можно увидеть, есть ли какие-то проблемы в школе, которые отбивают интерес к учебе. Дети могут бояться признаться, что в классе у него плохие отношения с кем-то из сверстников, что сложилось недопонимание с учителем или просто нелюбовь к какому-то предмету.
Причин может быть несколько, и, разобравшись в них, можно найти “ключик” к своему ребенку и помочь ему с интересом заниматься.
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребенка учиться
Когда родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться, они могут неосознанно прибегать к методам, которые могут ухудшить ситуацию.
Позволяйте отдыхать: перенасыщенный график ведет к изнурению и усталости, это не даст сосредоточиться на учебе.
Старайтесь не осуждать за неудачи в учебе: это снизит уровень доверия между вами, у ребенка появится чувство неуверенности и отсутствия поддержки.
Не сравнивайте: у всех свои сильные и слабые стороны, а сравнение может привести к заниженной самооценки и плохим результатам в учебе
Вместо этого надо помочь ему осознать его сильные стороны и научиться использовать их в учебе.
Не стоит угрожать наказанием: если грозить лишением чего-то важного, это вызовет только страх и напряжение, но не сможет замотивировать к учебе.
Одни гаджеты на уме!
С саморегуляций и расставлением приоритетов не у каждого взрослого ладится: вспомните, как вы сами, откладывая дела на потом, не замечали, как засели в телефоне. Ребенку с этим гораздо сложнее, поэтому не стоит ожидать, что он сам с большой охотой отложит на потом компьютерные игры и сядет за книжку.
Первое желание – отобрать телефон. Но это не даст желаемого результата, а только приведет к дополнительным конфликтам.
“Компромисс – вместе составить распорядок дня. Распланировать время занятий, подготовки домашних заданий, отдыха и кружков. Ребенок понимает, что у него есть свободный промежуток времени, отведенный на гаджеты. Это дисциплинирует и учит планировать свои дела
Важно найти интересную ребенку альтернативу: занятие по интересу, кружок, а может даже интегрировать телефон в учебу – такое очень хорошо срабатывает с младшими школьниками, благо, образовательных программ для гаджетов сейчас хватает”, – говорит Галина Швец.
Залог успеха
Нужно помнить, что мотивация к учебе — это долгосрочный процесс, он требует понимания, терпения и поддержки.
Не стоит брать на себя всю ответственность, но нужно помогать ребенку осознавать свои сильные стороны и находить в учебе удовольствие и ценность.
В «СОТКЕ» мы хорошо понимаем важность мотивации для достижения высоких результатов. Наши преподаватели сами прошли этот путь и знают, как не выгорать в процессе подготовки к экзаменам и сохранить интерес к учебе
Оставьте заявку , и мы подробно расскажем, как поможем вашему ребенку получать удовольствие от занятий и достичь его целей.
Микросоциальные причины
И ещё один существенный пласт проблем бывает в семье. Полноценно решить их поможет психолог. В этой статье мы собрали рекомендации из серии «скорая помощь».
Демотивация к учебной деятельности
Хорошо, если удалось сформировать у ребёнка внутреннюю мотивацию и он учится, потому что ему нравится. Педагоги отмечают, что у детей сложности с мотивацией, потому что семья её не сформировала, а часто помешала. Так, некоторые родители сами себе противоречат: требуют хороших оценок, но при этом обесценивают систему образования.
Как исправить
Стараемся избегать двойственных суждений в ключе: «В наше время учили качественнее, а сейчас только создают видимость» или «Школа не даёт знаний, а только калечит психику». Вместо этого отзываемся о школе с восхищением и интересом, вспоминаем мотивирующие истории из собственной школьной поры.
Недостаток внимания
Многие родители перегружены на работе и погружены в свои проблемы. На качественное общение с ребёнком не остаётся ни сил, ни времени. Максимум такие родители могут спросить: «Как оценки в школе?». В этом случае ребёнку кажется, что родителей интересуют не его жизнь и личность, а только оценки. И специально снижает результаты.
Как исправить
Спрашиваем у ребёнка: «Что сегодня было интересного?». Интересуемся его жизнью. Так поймём, что у него на душе, что он предпочитает, с кем дружит, какие у него достижения, неудачи, планы, как он оценивает разные события. Стараемся беседовать не на бегу или между делом, а выделяем время для обстоятельного разговора.
Чрезмерная критика
Если ребёнок не успешен в учёбе, то, скорее всего, он переживает по этому поводу. Плюс на него давят учителя. Если ещё и дома ему читают нотации за плохие оценки, кажется, что весь мир против. То же самое бывает и со взрослыми, когда у них проблемы на работе. Если после выговора руководителя и бесед на повышенных тонах с коллегами ещё и домашние добавляют критики, жизнь становится невыносимой.
Как исправить
Находим в достижениях и личности ребёнка то, чем он может гордиться, и акцентируем на этом внимание. Пусть он чувствует себя успешным, а не неудачником
Для этого достаточно сдвинуть фокус внимания.
Неадекватные требования
Если родители считают детей собственным проектом и оценивают свою успешность через их достижения, это проблема. Ребёнок — отдельная личность и вовсе не обязан соответствовать высоким идеалам родителей. Психологи отмечают, что завышенные требования порождают в ребёнке неуверенность в себе. Это будет мешать в учёбе и вообще в жизни.
Как исправить
Позволяем ребёнку быть самим собой. Не навязываем свои несбывшиеся мечты и не требуем быть круглым отличником.
Атмосфера в семье
Взаимоотношения между членами семьи, по наблюдению педагогов-психологов, сказываются на успеваемости. Если обстановка напряжённая, родители ссорятся, наказывают детей за малейшую провинность, то и ждать хороших результатов не стоит.
Как исправить
Уважаем, понимаем и заботимся обо всех членах семьи. Устраиваем семейные ритуалы: совместные здоровые ужины, дружные прогулки и другие выходы в свет. В такой здоровой атмосфере ребёнку будет проще учиться.
И напоследок главное. Оценки в школе важны, но отношения с ребёнком дороже. В любой непонятной ситуации помним об этом приоритете. И не забываем показывать, что любим ребёнка и всегда на его стороне.
Полезная литература для родителей школьников
Мы подготовили список книг, которые будут полезны всем родителям школьников. В них нет инструкций по воспитанию, но есть масса советов от педагогов и психологов, которые помогут воспитать счастливого ребенка и решить основные проблемы со школой. Наиболее полезные книги, по мнению экспертов:
- Д. Навара «Не кричите на детей».
- О. Акун, И. Пайо «Французские дети любят учиться».
- Р. Кавалла, А. Панарезе «Не программируйте ребенка».
- Л. Суркова «Ребенок от 8 до 13 лет».
- Д. Пеннак «Как роман».
- Х. Шумейкер «Домашние задания – это вредно».
- А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
- Я. Корчак «Как любить ребенка»
- Н. Юнттила «Ноль друзей».
- К. Аудмайер «Все на одного».
Не ищите в книгах «волшебной таблетки». Чаще в них говорится не о том, как надо делать, а о том, как делать не надо. Ваше чадо индивидуально, к нему невозможно применить универсальную инструкцию по воспитанию. Однако именно в книгах вы найдете ответы на тысячи вопросов.
Резюме
Как заставить ребенка учиться? Никак. Лошадь можно подвести к воде, а вот заставить пить – нет. Все, что в ваших силах – обеспечить такую атмосферу дома и найти такой подход к детям, при котором они захотят учиться. Для этого нужно перестать кричать, сравнивать с другими детьми, наказывать за двойки и тем более браться за ремень. Нужно найти причину низкой успеваемости и устранить ее, при этом сохранив психику невредимой.
Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!
В этой статье вы узнаете:
У большинства из нас, родителей, сладкая иллюзорная картинка, где любимый уже подросший малыш дарит букет цветов первой учительнице, потом с жаром тянет руку на уроках, а дома старательно выводит буквы в домашнем задании. Но все это разбивается о реальность, в которой любимое чадо буквально с первых дней заявляет: «Я туда больше не пойду и делать ничего не буду!»
Не, ну не то, чтоб мы не ожидали того, что будет не всегда гладко. Но «не всегда» и «полностью не гладко» это вполне себе ощутимые по различию вещи.
И что делать? Как быть? Мы спокойно упорствуем ровно до того момента, пока не приходит холодное понимание, что он не шутит, он не ленится, ему просто тупо плохо там.
Тогда мы в начинающейся лёгкой внутренней панике бежим выяснять, всё ли нормально в адаптации, в отношениях с учителем, в отношениях с одноклассниками. И впадаем ещё в больший ступор, потому как в подавляющем большинстве случаев по этим пунктам всё приемлемо. А что тогда?
И вот тогда картина маслом: понятно, что вообще ничего не понятно. Но горячо любимый человек вдруг превращается в существо, готовое чуть ли не войной отстаивать своё право ничего «школьного» не делать, а то и вообще туда не идти.
Кто-то из детей уходит в «теневую оборону». И раз за разом обостряя хронические болячки или чуть ли не еженедельно сваливаясь с пресловутыми ОРЗ-ОРВИ, чтобы остаться дома — в войне все средства хороши.
Кто-то воюет открыто, саботируя, игнорируя, провоцируя, в целом демонстрируя уверенность в своей правоте и отстаивая своё право… Право на что?
Мы знаем, что наши дети вовсе не глупы, мы знаем их сильные и слабые стороны. Но вот такое небывалое сопротивление не может не навести нас на мысли о том, что и вправду что-то не так. Вот о том, что именно не так, как с этим «не так» взаимодействовать, чего ждать и так далее, мы сегодня и поговорим.
Какую позицию должны занять родители
Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.
Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика
Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так
Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.
Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.
Чего делать не стоит
Мы рассмотрели, что можно сделать, чтобы помочь ребенку в этой ситуации. А теперь отдельно поговорим о том, чего не следует делать родителям, чтобы не навредить:
- Упрекать. Часто в подобных случаях от родителей можно услышать фразы в духе: «Мы столько сил и денег в тебя вложили, а ты, неблагодарный, даже учиться нормально не можешь!» Это неправильно. Ребенок и так, скорее всего, переживает. Не усугубляйте проблему, взваливая на него груз дополнительной ответственности.
- Переубеждать. «Да ты привыкнешь, всем поначалу учеба в вузе дается трудно, потерпи, пройдет со временем». Да, вероятность, что он привыкнет, есть. Но если прошло уже несколько месяцев с начала учебного года, а ситуация не выправилась, то дело не в привычке, нужно разбираться дальше.
- Осуждать его выбор. Возможно, ребенок скажет, что хочет перейти в колледж или выбрать другую специальность в вузе. Даже если вам это кажется неверным решением, не нужно давить и осуждать. Выясните, почему он этого хочет, поделитесь своим мнением, но в мягкой, доброжелательной форме. Оставьте финальное решение за ним и подчеркните, что примете его.
- Пускать всё на самотек. Проблема нежелания учиться вряд ли разрешится сама собой. Скорее всего, ребенок так и будет дальше сидеть дома и ничего не делать, пока это не войдет в привычку.
Что же все-таки делать, если ребенок не хочет учиться в школе? — мой главный секрет
Для начала нужно для тех, кто не в курсе, просто знать, что есть альтернативы. Экстернат, домашнее или семейное обучение, вальдорф. Все они отлично себя зарекомендовали. Исчерпывающую информацию об особенностях и нюансах той или иной альтернативной системы образования можно легко найти в интернете. А так же связаться с «бывалыми», кто уже «плавал-знает». Мои дети, например, учатся на семейном образовании дома.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Многих из тех, кто вроде бы и согласен на альтернативу смущает больше не тот факт, что нужно будет более прицельно уделять время учёбе ребёнка. (Хотя сведущие говорят, что по факту и ничуть не более прицельно, кто как воспринимает). А то, что ужасно то, что у ребёнка появится тонна свободного времени!
Между тем, это нормально при домашнем обучении. И сюрпризом для таких ужасающихся родителей может стать то, что вообще-то ценным моментом в развитии личности ребёнка могут стать и сложные компьютерные игры и ощутимо длинные телефонные разговоры. И многочасовое слушание музыки и даже «не те» друзья.
Это опыт, представьте себе. И ребёнок имеет на него право. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Что бы ни было, основополагающим всегда будет пример родителей! Именно глядя на то, как в семье, ребёнок сделает правильные выводы обо всём, но жить и пробовать он должен сам.
Миф о «ничего-не-делании»
Второй момент, который обычно непреодолимым контраргументом вываливается супротив альтернативному образованию, звучит как практически истеричное: «Но он же ничего не будет делать!».
Это очередной миф, засевший в головах поколения, пережившего насилие традиционным образованием и мечтавшего в детстве: «Эх, скорее б вырасти и ничегошеньки не делать из этой надоевшей учёбы!»
Между тем, жажда познания – мощнейшая природная сила, заложенная на генетическом уровне. В детском возрасте она особенно ярко проявлена. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? И вот парадокс заключается в том, что если на ребёнка не давить, объяснять перспективы, мотивировать, давать выбор и позволять нести ответственность, он будет охотно познавать новое.
Поначалу, возможно, он и будет проявлять апатию и ничегонеделание. Если к тому моменту немало обжёгся на традиционной школьной диктатуре, но только для того, чтоб заручиться спокойствием, что обмана нет. Что теперь действительно всё по-другому. Но потом, расслабившись и сняв оборону, непременно начнёт учиться, познавать. Он просто не сможет этого не сделать.
Почему ребенок не хочет учиться?
Начинаться все может достаточно невинно. Сначала ребенок идет в школу, но уже без особого энтузиазма. Потом начинает рассказывать, например, про отмену урока, головную боль или боль в животе. Самый сложный случай – это открытый «бунт», просто отказ идти в школу или даже вставать с постели. Поводов для этого у детей очень много. Вот частые причины почему дети не хотят учиться в школе:
Слишком интенсивный учебный процесс, сложная учебная программа и стресс, связанный с этим. Неправильный выбор школы или класса – по профилю, например, если ребенка гуманитария отправили в класс с углубленным изучением математики или физики. Конфликты с одноклассниками или преподавателями. Отсутствие нормального отдыха и активности физического плана. В идеале школьник после школы должен отдыхать хотя бы 2 часа. Но часто бывает так, что ребенка заставляют учить уроки. Или же он сразу отправляется на секцию, где тоже учится и трудится. Перенапряжение рано или поздно сказывается на нервной системе. Комплексы и неуверенность в себе. Если ребенку не комфортно среди одноклассников, и его мучает неуверенность, то учебный процесс точно будет не в радость. Давление со стороны взрослых, отсутствие адекватной реакции на его успехи и провалы. Часто — наказания за плохие оценки или отсутствие похвалы за достижения и хорошие оценки. Тяжелая семейная обстановка, скандалы родителей. Все это приводит к тому, что дети замыкаются в себе, винят себя в родительских ссорах, начинают буквально пропускать их сквозь себя. И, разумеется, теряют всякий интерес к учебе
Гиперактивность, сложности с вниманием и концентрацией. Дети с такими особенностями практически не способны высидеть спокойно 40-ка минутный урок
100% контроль со стороны взрослых – он порождает пассивность и равнодушие к учебному процессу, и не только к нему. Зависимость от игр, телевизора, иных дурных привычек. Часто все силы (физически и эмоциональные) чадо тратит, к примеру, на игру. И на школу сил просто не остается. Проблемы с режимом. Если школьник не высыпается, ложится поздно, то логично, что утром ему не хочется идти в школу. А на учебу просто не имеется ресурсов. Дурная компания – если ребенок попал в дурную компанию, а его новые друзья курят, к примеру, или хулиганят, то и он будет повторять за ними. Следовать «правилам стаи».
И понять, почему же чадо не желает учиться. Если можете устранить эту причину сами, сделайте это. И это будет первым, но самым важным шагом на пути к успеху.
Существует хороший тест по вопросам которого вы как родитель вполне можете определить причину нежелания учиться у вашего ребенка. По сути, этот тест определяет уровень мотивированности детей к учебному процессу.
Что делать, если желание учиться пропало у ученика начальных классов? От шести до десяти лет
Причина #1: Ребенок не понимает, зачем ему нужна школа
В раннем возрасте дети не осознают, для чего им ходить в школу. Они не идут на контакт с учителем. Не признают в нем авторитет. И всячески не хотят знакомиться с ним. А также запоминать его имя.
Признаками того, что ребенок не понимает, зачем ему школа, являются следующие:
- Ребенок не заводит знакомства с одноклассниками. Не узнает у них, как их зовут. Чем они занимаются. И так далее. Вместо этого ребенок сидит в сторонке. И в одиночку пережидает окончание уроков. Так может продолжаться с первого по четвертый класс.
- По утрам ребенок очень долго готовится в школу. Когда вы приводите его в учебное заведение, он капризничает. Не хочет, чтобы вы уходили. С трудом принимает тот факт, что в школу нужно ходить.
Почему ученик младшей школы ведет себя подобным образом?
Некоторым ученикам начальных классов некомфортно менять домашний коллектив на школу. Ребенок боится существовать в социуме.
Ему некомфортно учиться и зарабатывать оценки. Он боится сделать что-то не так и получить двойку.
Своими капризами и нежеланием учиться ребенок пытается показать вам, что ходить в школу для него – некомфортно.
Как решить проблему?
Чтобы привить ребёнку желание ходить в школу, вам нужно поговорить с ним. Объясните, что там он находится недолго. Всего до двенадцати-часу дня. После этого он возвращается домой и занимается своими делами.
Объясните ребенку, почему жить в социуме – важно. Скажите, что в будущем чаду придется ходить на работу
И общаться с людьми. Отметьте, что существовать вне социума – невозможно.
Также, можете добавить, что учиться в школе – очень престижно. Поскольку в ней ребенок получит образование. А значит станет интеллектуально-развитым человеком.
Как заставить ребёнка хорошо учиться?
Заставлять его не надо – ему нужно вернуть мотивацию к учёбе, показать, что он может самостоятельно справляться со многими учебными трудностями и быть успешным.
Первое, что нужно сделать, – это повысить самооценку ребёнка, выявить его сильные и слабые стороны, определить интеллектуальные способности. Поэтому одной из основных услуг Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе является биометрическое исследование, которое уже почти 10 лет используется для решения педагогических проблем и трудностей с обучением.
Биометрика позволяет выявить:
- истинные интеллектуальные способности ребёнка, заложенные с рождения;
- сильные и слабые стороны ребёнка;
- предрасположенность к определённому роду деятельности и даже виду спорта;
- реальные причины, по которым ребёнок не хочет учиться.
Довольно часто результаты биометрического исследования оказывают на ребёнка положительное воздействие, формирует у него мотивацию к учёбе: он видит, на что он способен и что ему нужно делать, чтобы улучшить ситуацию с обучением.
Активизируем работу левого полушария мозга
Метод Татьяны Гогуадзе, который применяется для коррекции дислексии, дисграфии, СДВГ, отлично подходит и для преодоления трудностей с обучением, в том числе для формирования у ребёнка мотивации учиться. И для этого используются исключительно педагогические техники и приёмы, а также специальные физические упражнения, которые стимулируют работу мозга, в первую очередь, левое полушарие.
Для того чтобы ребёнок захотел учиться, мы рекомендуем:
- пройти биометрическое исследование;
- начать регулярно выполнять графокоррекцию, для которой потребуются только цветные карандаши и листы бумаги;
- выполнять специальные физические упражнения, которые помогают активизировать работу мозжечка, преодолеть моторные трудности, сформировать правильную нейродинамику чтения и письма, силу воли и повысить уровень самодисциплины;
- организовать режим дня и строго его придерживаться.
Дополнительно можно регулярно проводить сеансы Меллон-терапии, которая помогает активизировать работу мозга, лучше справляться со школьной нагрузкой и преодолеть многие психоэмоциональные проблемы.
Уважаемые родители!
Не надо искать способы, как заставить ребёнка учиться! Помогите ему найти мотивацию к обучению, а лучший способ это сделать – научить его мозг правильно работать. Тогда и когнитивные возможности ребёнка возрастут, уйдут многие психоэмоциональные проблемы, будет лучше работать нервная система. А всё вместе это даст положительный результат, и ребёнок откроет для себя радость учёбы.
От ребёнка с трудностями в обучении до ученика, который хочет учиться, вас отделяет всего 14 дней: именно столько длятся программы учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе. За это время удаётся полностью перестроить работу мозга ребёнка, благодаря чему у него возникает мотивация учиться, улучшаются навыки чтения и письма и даже повышается академическая успеваемость в школе.