Разновидности целей
В качестве компонента педагогической деятельности в зависимости от достижимости цели могут быть конкретными и абстрактными. Мотивирующая сущность целей является совершенно иным ракурсом их изучения и позволяет по-другому взглянуть на эту проблему. С этой точки зрения цели любой деятельности должны побуждать к действию, к планированию и преодолению страхов возможной неудачи, а также к выполнению других сопутствующих операций.
В этом отношении проблема абстрактных целей, недостижимых по определению, становится вполне различимой. В психологии существует определение понятия некого психологического барьера, возникающего у человека в случае осознания им недостижимости желаемого результата, либо невозможности ощутить или увидеть его. В большинстве видов практической деятельности человека этот барьер является абсолютно непреодолимым препятствием, поскольку сама деятельность в таком случае теряет всякий смысл, и отсутствует достаточная мотивация для ее выполнения.
Совершенно другая ситуация складывается в воспитании, где отказ от абстрактных и недостижимых целей приводит к прагматизму, который за всю историю воспитания ни разу не принес достойных результатов. Одной из основных проблем в понимании целей воспитания, скорее всего, является соотношение количества и качества абстрактного и конкретного в постановке единой цели.
В структуре целей воспитания наряду с абстрактным и конкретным существует отдельный компонент, с помощью которого цель направляет воспитание вдоль оси «личность-общество». Часто этот аспект, являющийся важнейшим в определении цели воспитания, трактуется излишне односторонне, а потому совсем неверно. Вполне возможно допустить перекос вдоль этой оси в ту или иную сторону, утверждая, что воспитание может служить исключительно только средством развития личности, при этом совершенно игнорируя интересы общества. Возможен и обратный перекос, при котором будут проигнорированы интересы личности.
Подобные подходы в практике воспитания известны достаточно хорошо педагогам постсоветского периода. В советскую эпоху марксистско-ленинская идеология в педагогике в большинстве случаев стремилась игнорировать интересы личности в ущерб интересам общества. Воспитание «человека новой формации», в котором дух коллективизма и служения целям общества должен был преобладать над личными интересами, было весьма далеко от науки. В то же время нельзя отрицать, что коммунистическая идеология оказала определенное благотворное влияние на развитие отечественной педагогики.
Глобальные цели
Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание – это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению
Глобальная цель в воспитательном процессе – создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.
Структура процесса целеполагания
Структура системы целеполагания содержит 5 главных элементов:
- Постановка, формулировка целей учебной деятельности;
- Составление плана деятельности, направленного на достижение целей;
- Прогноз ожидаемых результатов;
- Оценка полученных результатов;
- Корректировка выявленных ошибок и неточностей.
Целеполагание в педагогике – это отражение его объективной и субъективной сторон. Объективная сторона характеризуется объективно существующими вызовами личности и государству в постоянно изменяющемся обществе; объективными требованиями к сущности образования и степени профессиональной подготовки специалистов, соответствующей новому уровню социального развития.
Субъективная сторона целеполагания, как системообразующий фактор современной педагогики, определяется деятельностью специалистов по постановке и формулировке целей. Субъекты воспитательного процесса наделены сознанием, обладают личностными качествами и компетенциями, что накладывает определенный отпечаток на характер поставленных целей.
Цели и задачи
Определение целей и задач воспитания и обучения имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку непосредственно влияет на разработку педагогической теории и определение основных педагогических концепций. Многие педагоги теоретики и практики сегодня сходятся во мнении в том, что главной целью педагогики является воспитание и формирование личности, всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной.
Проблема формирования такой личности была актуальной в глубокой древности, в античном мире, является основополагающей сейчас и будет актуальной всегда, пока существует человеческое общество. Как говорил знаменитый ученый В.М. Бехтерев, — «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…». Вот и мы попробуем выяснить и доказать, основываясь на различных научных источниках, цели и задачи воспитания и обучения.
Проблема самой постановки цели воспитания обсуждается в педагогике с момента ее зарождения как науки из раздела философии, поскольку именно она является ключевым компонентом педагогической деятельности. Понятие цели в словаре Ожегова определяется как то, к чему человек стремится, что ему необходимо осуществить. В широком смысле слова любая цель представляет собой мысленное предвосхищение результата и является главным мотивационным компонентом для действующего субъекта.
Цель имеет черты как несбыточного и нереально идеализированного результата, к которому можно только стремиться, так и вполне реального, достижимого и планируемого. Любой вид деятельности может иметь собственный диапазон целей, в который могут входить как самые несбыточные, так и легко выполнимые цели. Под целью воспитания в педагогике принято понимать заранее определяемые, то есть прогнозируемые, результаты подготовки подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни, формирования и развития личности, которые педагог стремится достичь в процессе своей воспитательной работы.
Функции целеполагания
Мы уже поняли, что постановка задач – это важный этап в достижении успеха в любой сфере
Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике
Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении – основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.
Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.
Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.