Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития
Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
<<Форма с консультацией>>
<<Блок перелинковки>>
Участники травли
Жертва
Можно отметить, что мотив для травли будет абсолютно незначительный. Жертвами запросто могут стать следующие дети:
- С наличием недостатков внешности, специфики развития (сниженные слух, зрение, врожденные заболевания);
- Меланхолический тип темперамента (замкнутость, неуверенность в себе, повышенная мнительность, тревожность, неумение адаптироваться в социуме (см. Меланхолик);
- С разными особенностями внешности (слишком худые, полные, веснушки, косоглазие);
- С низким интеллектом, проблемами в учебе;
- Негативно или позитивно отмеченные учителями на глазах у всего класса (см. Негативная и позитивная мотивация).
Жертвы не могут дать сдачи обидчикам, защищать себя. Они испытывают сильный страх, что ситуация так и не исправится (см. Как простить обиду).
Агрессор
Его характеризуют такие особенности характера, как:
Низкая самооценка, вследствие чего существует желание самоутвердиться за счет унижения других людей;
Стремление оказаться в центре внимания абсолютно любой ценой (см
Почему людям важно внимание);
Агрессивность, жестокость, склонность занять позицию лидера;
Умение манипулировать другими (см. Как манипулировать людьми);
Угнетенное эмоциональное состояние из-за проблем в семейных и детско-родительских отношениях (см
Эмоциональные контакты ребенка)
Агрессоры – это выходцы, как из неблагополучных, так и благополучных семей
Агрессоры – это выходцы, как из неблагополучных, так и благополучных семей.
Наблюдатели
Они представляют собой многочисленную категорию участников школьного буллинга. Наблюдатели оказываются вовлечены в ситуацию, связанную с травлей. Можно упомянуть про три варианта, как будут развиваться события.
- Желание обеспечить защиту жертве, вследствие чего есть вероятность самому оказаться под ударом.
- Пассивная позиция, при которой человек не вмешивается в конфликт, боясь оказаться на месте жертвы.
- Еще один вариант: наблюдатель всячески поощряет агрессора, чтобы присоединиться к нему спустя несколько часов, дней.
Важно понимать, что чаще всего, именно наблюдатели способствуют тому, что буллинг продолжается длительное время. Как говорят социальные психологи, «зло совершается, когда хорошие люди молчат»
Почему возникает буллинг
В любой группе существует иерархия: есть те, кто занимает лидирующие позиции, и те, кто находится внизу списка – именно эти люди иногда становятся изгоями. Все потому, что в обществе существует борьба за лидирующие места. Это нужно, чтобы получить симпатию учителя, лучшие оценки, более лояльное отношение. И здесь есть два варианта, почему проявляется буллинг.
Фото: pexels.com/ru-ru/@thirdman
Попытки приблизиться к лидирующим позициям
Дети начинают травить одноклассников, чтобы приблизиться к лидерским позициям. Они создают коалицию против кого-то, чтобы самим чувствовать себя лучше. Возникает энергия агрессивности: самооценка обидчиков растет, поскольку они утверждаются за счет тех, кто младше и слабее. Это становится возможным из-за безнаказанности, потому что люди, отвечающие за порядок в школе, закрывают на это глаза: это негласное разрешение, что травить человека можно и ничего за это не будет.
Перенаправление агрессии
Вторая причина буллинга – это перенаправление агрессии с лидера группы. То есть вместо того чтобы проявлять агрессию в сторону учителя или школьного задиры, дети начинают травить более слабого. Потому что если проявлять агрессию в сторону учителя, будут последствия.
Реакция учителей и родителей
Когда Петя и несколько таких же мальчишек пошли за помощью к классному руководителю, та не стала вмешиваться. Самое большее — проводила беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждала, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».
Родители зачинщиков все как один кричали в родительском чате, что их дети «святые», на них наговаривают, и вообще «ваши сами спровоцировали». Мама ученика, взявшего деньги на вейп, отреагировала ещё «прекраснее», заявив маме Миши следующее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?»
Как школьный психолог может помочь ребенку при кибербуллинге
И. Б. Моя профессиональная позиция здесь заключается в том, что, безусловно, основным человеком, который должен разбираться с конфликтами и травлей в школе является психолог.
Не директор, потому что задача директора, все-таки, заниматься администрированием процессов. Задача учителя — учить детей и передавать им знания и так далее. А вот задача психолога заключается как раз в обеспечении психологического сопровождения образовательного процесса.
Это значит, что все участники образовательного процесса должны себя чувствовать максимально комфортно в этом образовательном процессе. На мой взгляд — это не только про то, что школьный психолог сопровождает детские конфликты, он сопровождает и конфликты между учителями и детьми, учителями и учителями, учителями и администрацией, детьми и родителями. Если ребёнок к нему обращается за этим, то школьный психолог может выступить в качестве медиатора в этом конфликте, потому что часто иначе ребенок оказывается вообще в одиночестве, если у него конфликт со своей семьей.
А. Б. Мне кажется, учителя должны быть хотя бы в курсе того, что они видят. Что за явление перед ними. Потому что, например, психолог в школе может быть один, не говоря о том, что во многих, особенно маленьких, школах, в отдаленных регионах там вообще никто не видел такого человека — психолога — это какая-то блажь, наверное. У богатых людей психологи, вот.
Нет, на самом деле проблема в том, что психолог тоже не может быть постоянно вовлечен в жизнь каждого класса и каждого ученика, и тут роль учителя в том, чтобы увидеть это явление и рассказать психологу о том, что вот тут могут быть какие-то сложные ситуации.
Остановить буллинг
В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации
В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли
Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».
Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться — может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре — одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли — посмотрим.
С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.
Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.
И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года — сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».
Обложка: Наталья Цымбаленко/Facebook
Остановить буллинг
В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации
В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт
Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд»
Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».
Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться — может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре — одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли — посмотрим.
С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.
Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.
И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года — сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».
Обложка: Наталья Цымбаленко/Facebook
Формы и признаки
Особенность буллинга в том, что негативное влияние со стороны агрессора оказывается регулярно. Это могут быть нападки со стороны группы детей (необязательно одноклассников) или со стороны одного ребенка. Встречается буллинг со стороны группы учителей или одного учителя.
Травля может возникнуть в начальной школе, среди подростков и в старших классах. Сути это не меняет. Отличается только интенсивность проявления. Она прямо пропорциональна силе и возможностям агрессоров.
Можно выделить 6 видов буллинга:
- Словесный. Это оскорбления, запугивания, угрозы. Признаки: ребенок становится замкнутым, много капризничает, заметны изменения аппетита. Иногда дети напрямую спрашивают у родителей о том, в чем их обвиняют сверстники. Например, если ребенка обзывают толстым, то он может задать такие вопросы: «Мам, я, правда, толстый?», «Мам, а я толстый?», «Мам, а как можно похудеть?».
- Физический. Это пинки, толчки, подножки, удары, захваты, неприятные прикосновения. Признаки: жалобы на боль в животе или головную боль, общее плохое самочувствие, часто появляющиеся синяки или другие следы физического воздействия, грязная или рваная одежда.
- Социальный. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим про изгоев в классе. При такой травле агрессоры не хотят быть в одной команде с жертвой, сидеть с ней за одной партой, общаться или заниматься другой деятельностью. Признаки: аномальная тяга к уединению, перепады настроения, отказ от встреч и игр со сверстниками, ненависть к групповой работе.
- Экономический. Это порча имущества, вымогательство, отбирание денег, принуждение к воровству. Признаки: пропажа или потеря вещей, кража денег у родителей или резкое и сильное стремление найти подработку, замкнутость.
- Сексуальный. Это шлепки по попе, хватание за грудь или другие части тела, пошлые намеки, прямое принуждение к близости. Сексуальный буллинг, как правило, сочетает в себе эмоциональный, физический, социальный, экономический. А иногда он связан с еще одним типом – кибербуллингом. Признаки: замкнутость, изменение предпочтений в одежде (тяга к закрытым вещам), изменение аппетита.
- Кибербуллинг. Это травля в интернете: угрозы в сообщениях, оскорбления в комментариях, взлом страницы или создание фейковой страницы и распространение нехорошей или опасной информации от лица жертвы, избиение ребенка и выкладывание записей в Сеть. Признаки: ребенок стал больше времени проводить в интернете, после общения в Сети он становится грустным или тревожным, у ребенка меняются интересы или пропадает тяга к прежним увлечениям, заметны проблемы со сном.
Обратите внимание: если речь идет о кибербуллинге, то агрессором может стать кто угодно.Человек любого возраста, пола и из любой точки мира. Однако чаще кибербуллинг сочетается с другими видами травли и исходит от кого-то из окружения
Опасность и последствия
К опасным последствиям травли относятся:
- заниженная самооценка, комплексы и неуверенность в себе;
- депрессивные и суицидальные наклонности;
- неврозы и другие психические заболевания.
Однако дальнейшее развитие событий зависит от тактики, выбранной ребенком. Стресс включает животные реакции. Есть 3 возможных ответа: бегство, ответное нападение, замирание.
В первом случае ребенок привыкает терпеть, быть незаметным, убегать. Во втором – сам становится агрессором. В третьем – превращается в робота. Он словно отключает эмоциональную сферу, теряет способность чувствовать.
Выбор стратегии зависит от ряда факторов, например, от темперамента и особенностей семейного воспитания. Но все 3 сценария запускают цепочку проблем во взрослой жизни.
Ответственность за буллинг
Проблема школьного буллинга стара, как и сама система образования. И хотя в последние 50 лет о ней говорят много и громко, реальных инструментов противодействия травле в среде подростков очень мало. Законом предусмотрены штрафы, которые платят родители агрессоров, если факт буллинга будет доказан. Но суммы этих штрафов несопоставимо малы по отношению к психологическому ущербу, который наносится жертве.
Однако, это не значит, что бороться за ребенка не стоит. Обратиться в полицию, если другие способы не дали результата, необходимо. Это действие окажет сильное моральное воздействие на агрессора и на жертву. Для первого это будет стресс: вызов в райотдел, разбирательства — для подростка все это сложно и страшно. Плюс это лишние хлопоты для родителей задиры, и они наверняка постараются «убедить» его не выкидывать таких фокусов в будущем. Для ребенка, подвергшегося травле, обращение в полицию станет знаком того, что на взрослых можно рассчитывать.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития
Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Буллинг в начальной школе
Самый большой процент травли отмечается в возрасте с 8 до 15. К сожалению, дети в начальной школе также подвержены воздействию буллинга со сторон сверстников.
Во многих школах первоклашек набирают «случайным» образом. Дети приходят в новый коллектив, где формируются группы по интересам. А в таком возрасте первоклашки жаждут общения, действия и игры. И в таких коллективах возникают идеи дружить и действовать против кого-то, ведь это тоже объединяет.
Увидеть буллинг в начальной школе проще чем в подростковом периоде – один учитель следит за группой детей на протяжении учебного дня. После выявления факта агрессии учитель должен донести эту проблему родителям и психологу.
Буллинг в начальной школе не имеет каких-либо специфических особенностей
Важно, чтобы классный руководитель обращал внимание на поведение детей на уроке и во время перемены. Взрослые должны позаботиться о психологическом состоянии ребенка и обезопасить его, в случае нападения или непринятия коллективом
Если вы заметили, что ребенок резко скатился по учебе, или собирается в школу с истериками или с большим нежеланием – поговорите с ним. Возможно причина кроется в конфликте с одноклассниками, или в травле вашего ребенка.
Несколько советов для родителей пострадавшего ребенка
Ребенку нужна поддержка, он должен знать, что рядом есть люди, которые всегда готовы помочь. Все проблемы можно решить – это не конец света. Родители должны объяснить ребенку, что он личность, он заслуживает уважения, любви и заботы. Никому нельзя давать себя в обиду. Подчеркнуть достоинства своего ребенка. Напомнить за что именно его должны ценить и уважать. Развивайте самооценку ребенка. Он должен понимать свою значимость в обществе и рассчитывать на поддержку родных.
Объясните ребенку, что не следует идти на поводу агрессора. Он ждет негативной реакции, а если ее не будет, он отстанет.
Если травля продолжается, обратитесь за помощью к учителю. Вы можете настаивать на встрече с родителями агрессора и самим буллем. Не всегда такие встречи дают положительный результат, но порой это необходимо.
Перевод в другую школу или класс не всегда решает проблему травли. В этом случае необходима помощь психолога – нужно найти проблему в поведении ребенка. Скорее всего потребуется семейная консультация.
Причины возникновения травли в школе
Основная причина буллинга — это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. К буллингу приводит несколько факторов.
- Искусственное создание группы — ученики не выбирали быть вместе, класс сформирован случайным образом извне, администрацией школы, для организации учебного процесса. То есть группа создана взрослыми и должна находиться под их контролем.
- Отсутствие общей цели — ученики работают исключительно на свой результат, их не сплочает общекомандная цель или благо группы, так как это не является приоритетом в современном образовании. Травля в школе позволяет ученикам почувствовать себя частью группы.
- Провокация со стороны учителей — учителя могут неосознанно спровоцировать буллинг одного или нескольких учеников, публично отчитав его или же поставив в командную игру слабого в ней.
Кто, зачем и за что может травить ребенка
Когда школьники травят другого ребенка, речь идет об их слабости
Так они пытаются отвлечь внимание от своих проблем и недостатков, завоевать авторитет в классе. А кто-то отыгрывается на более слабом ребенке, мстит своим родителям за регулярные унижения и избиения
В таком случае травля приносит агрессору облегчение.
Что может стать причиной детского буллинга? Что угодно:
- внешние, психические или физиологические особенности ребенка;
- уровень жизни и состав семьи;
- интересы и предпочтения в одежде, хобби;
- особенности поведения;
- тяга к знаниям (хулиганы часто наказывают тех, кто напоминает учителю о домашнем задании, лучше всех отвечает у доски);
- любой курьезный случай, например, неудачное выступление на публике.
Если мы говорим о буллинге со стороны педагогов, то дело исключительно в профессиональной некомпетентности. Чтобы не потерять авторитет в глазах учеников, педагог отыгрывается на одном из учащихся. Например, занижает оценки тому, кто регулярно нарушает дисциплину. Или, пытаясь усмирить ученика, переходит на личности.
Так некомпетентный педагог пытается сохранить авторитет. Бывает такое, что учитель инициирует или поддерживает травлю ребенка одноклассниками. Но такое поведение педагога имеет те же основания.
За что педагог может травить ребенка:
- выдающиеся способности или, наоборот, неуспехи в учебе, отставание от школьной программы;
- неблагополучие семьи или, наоборот, высокий уровень жизни семьи;
- национальность, одежда, другие внешние или внутренние особенности;
- нарушение дисциплины, агрессия в сторону педагога;
- неформальное лидерство в классе.
Интенсивность и сила буллинга напрямую отражает степень неполноценности (слабости) того, кто травит. Травля может быть обусловлена завистью, местью, неприязнью, борьбой за власть, стремление нейтрализовать конкурента, садистскими наклонностями, желанием самоутвердиться, желанием быть в центре внимания.
Какие дети чаще всего подвергаются нападкам
Чаще других жертвами издевательств и унижений становятся дети с низкой самооценкой
Ни один ребенок не застрахован от буллинга. Ничто не дает 100% иммунитета от возможных нападок. Благополучное материальное положение семьи, отличная успеваемость, приятная внешность, дружелюбие — все эти факторы не могут гарантировать, что ваш сын или дочь не подвергнутся нападкам других детей.
За последние 30 лет проведены десятки психологических исследований, в которых специалисты искали общие черты у подвергшихся буллингу подростков. К сожалению, до сих пор ученые не могут четко сказать, что ребенок с определенными психологическими, социальными или физическими характеристиками точно не станет жертвой травли. Нередки случаи, когда в немилость сверстников попадают благополучные во всех аспектах дети.
Но в большинстве случаев от нападок страдают те, кто чем-то отличается от остальных, выделяется на фоне общей массы:
- Дети с физическими особенностями: хромота, косоглазие, излишняя полнота или хрупкое телосложение, высокий или низкий рост, разный цвет глаз, сутулость, заикание — поводом для травли может стать любая черта.
- Дети другой национальности. Например, когда в классе, где учатся только славяне, появляется темнокожий ученик, ребенок с выраженными азиатскими чертами, ром и т.д.
- Дети, отстающие в умственном или физическом развитии.
- Двоечники и отличники.
На первом же месте в группе риска дети, к которым применяют психологическое и физическое насилие в семье. Ранимые, испуганные, не способные постоять за себя, своим жертвенным поведением они как-будто «приглашают» других издеваться над ними. И здесь я хочу подчеркнуть: низкая самооценка ребенка — прямая «заслуга» родителей.
Профилактика буллинга
Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.
Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:
- «Чучело» Ролана Быкова;
- «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
- «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
- «Садист» Ларри Кларка;
- «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.
Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.