Содержание занятия:
– Сегодня мы познакомимся с очень интересным звуком и его изображением – буквой.
Вы знаете, что некоторые звуки можно пропевать?
Давайте вспомним, какие звуки мы можем пропеть – .
(Дети поют, тянут гласные звуки).
Как можно назвать певучие звуки?
– Гласные.
Каким цветом они изображаются?
– Красным.
Угадайте, как называется новый звук, постарайтесь его услышать.
Игра на внимательность.
Педагог произносит такие слова, как рыба, сыр, бык, мартышка, дым, лыжи.
Дети угадывают одинаковый во всех словах звук, называют.
Что можно сказать об этом звуке? Как узнать, гласный он или согласный?
(Обсуждение, дети говорят, что звук тянется, его можно пропеть, значит он гласный).
– Звук обозначен буквой Ы.
На что она похожа? (ответы детей).
На доске появляется буква Ы в печатном и письменном виде.
Игра «Назови слова со звуком Ы».
Дети отвечают, называют свои слова, выигрывает тот, кто больше слов назовёт.
Физкультминутка «Курица и цыплята».
Один из учеников становится «курицей». Детвора бегает по залу. Курица зовёт их «Цып, цып! Цыплятки есть хотят, накормить хочу цыплят». Стучит по столу несколько раз. Цыплята подбегают, они должны пропищать столько раз, сколько курица простучала. Пропищат и убегают. Игра продолжается несколько раз, роль курицы даётся всем игрокам.
Игра «Один – много».
На доске расположены картинки со следующими изображениями: лев, зонт, сыр, стол, шарф, тыква. Дети должны назвать их во множественном числе (лев — львы).
Модули, составление слов.
Дети разбиваются по парам, им даются карточки с изображением модуля для составления слова.
_ Ы_ _ _ или _Ы_ _ (РЫБАК), (ЛЫЖИ).
Карточки можно составить в любом количестве, главное, в словах должна присутствовать литера “Ы”.
Игра с мячом.
Ученики встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, называя начало слова. Тот, кто поймал мяч, говорит окончание этого слова и бросает мяч обратно учителю.
Например, малы (-ши), лы (-жи), тык (-ва).
Рисование по замыслу.
Детям предлагается лист бумаги, на котором они могут нарисовать всё, что им захочется. Главным условием рисования – обязательно изобразить букву Ы, как они её видят.
Физкультминутка.
Слова: «На полянке в зоопарке танцевали обезьянки». Дети прыгают, веселятся.
Творческий труд, изготовление буквы из проволоки.
Детям раздаётся мягкая безопасная проволока. Педагог показывает, как из неё можно сделать букву Ы. Дети работают с проволокой. Когда буквы готовы, педагог предлагает обвести их рукой, рассмотреть и забрать домой.
Веселые стихи про букву Ы для детей
Бык мычит две буквы: — Му! — Мяу! — кот сказал ему. — Слышал? Значит, мы, коты, Знаем больше букв, чем ты! (Г. Виеру)
Жили-были прыгуны. — Мы допрыгнем до Луны! Ввысь их вышвырнул батут. — Прыгуны, вы где? — Мы тут! (В. Берестов)
Ы — мыло душистое, белое, мылкое. Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его наконец бы отмыло. (Я. Аким)
Бывает эта буква в конце и в середине, В конце капусты, брюквы, а в середине дыни. В маленькую книжку не поместим мишку. Мы заменим И на Ы — нарисуем мышку. (Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы. (Е. Благинина)
Что обозначает положение в слове
Получается, что звучание гласных и написание соответствующих букв зависит от предыдущего согласного, а, точнее, от его твёрдости или мягкости. Исключений из этого правила нет, ведь если «ю» или «я» даже находятся в начале слова, то, с точки зрения фонетики, такое слово начинается с согласного , который, в отличие от других согласных, всегда является мягким. Однако, поскольку традиционно в языке существуют буквы, обозначающие двойные звуки, то мы пишем «юг» и «ящик», а не «йуг» и «йащик».
Казалось бы, логично избавиться от этой путаницы, отменить «лишние» гласные буквы и писать как мы слышим. Но не так всё просто
Дело в том, что если мы углубимся в фонетику, то обнаружим: звучание гласных зависит не только от предыдущего согласного, но и от такой важной вещи, как ударение. Если под ударением гласный отчётлив и понятен, то чем дальше он от ударного слога, тем менее ясно его звучание. Возьмём слово «колобок»
Понятно, что последний гласный здесь. А вот что после «л»? Если прислушаться, то мы услышим нечто среднее между и. Такое изменение звука, в зависимости от его положения относительно ударного слога в фонетике называется редукцией
Возьмём слово «колобок». Понятно, что последний гласный здесь . А вот что после «л»? Если прислушаться, то мы услышим нечто среднее между и . Такое изменение звука, в зависимости от его положения относительно ударного слога в фонетике называется редукцией.
Для этого нового гласного, среднего между и , вводится и новое обозначение — . Но и это ещё не всё. Как уже говорилось, чем дальше слог от ударного, тем больше изменяется в нём гласный. И если снова внимательно прислушаться, то в первом слоге слова «колобок» мы услышим звук, похожий и на , и на , и на . А обозначается эта новая фонема, как .
Таким образом, если бы мы захотели писать, «как слышим», то избавившись от одних букв, пришлось вводить другие. Да ещё и менять правила орфографии. Ведь если сегодня нужно просто запомнить, что в слове «колобок» нет ни одной буквы «а», то высчитывать, какую гласную надо писать, в зависимости от положения ударных и безударных слогов — вряд ли более лёгкое занятие. Во всяком случае, грамотность от этого не повысится. Кроме того, писать «как слышишь», может стать проблемой для понимания. Ведь не факт, что все слышат одинаково. А значит, не исключены разные варианты написания одного и того же слова. Например «бигимот», «бегимот», «бигемот» и, наконец, «бегемот».
А ведь мы не учли ещё, что точно так же изменяются не только «а» и «о», но и другие гласные. При этом учёные идут всё дальше, обнаруживая новые варианты звуков. Например, наряду с и появился ещё один вариант того же звука — . Это «а» после твёрдых согласных перед «л». Получается, что чем дальше мы углубляемся в тему, тем меньше вероятности получить ответ на вопрос: сколько гласных звуков в русском языке?
Постановка звука
Поставить ребенку гласный , как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.
Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.
Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы). Механизм перехода от произношения И к Ы.. Механизм перехода от произношения И к Ы
Механизм перехода от произношения И к Ы.
Навыки четкого произношения звука целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.
Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные
Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления
В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
(Самуил Маршак).
При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)
Изучение азбуки тактильно и в действии
Детям легче принимать новую информацию, когда она демонстрируется наглядно и в действии. Эффективное запоминание литер происходит в тактильных упражнениях и в заданиях образного их изображения. Юный ученик быстро вовлечется в процесс обучения, для него это будет интересная и посильная игра. Упражнения могут дополняться любыми творческими интерпретациями в соответствии с педагогической задачей и индивидуальными особенностями ребенка.
Тактильные упражнения
Запоминание устного материала может стать для дошкольника трудным испытанием, если опираться только на слуховую или зрительную информацию. Если задействовать в изучении азбуки еще и тактильные ощущения, то можно получить дополнительный канал восприятия информации. Ребенку проще получать и усваивать информацию о предмете, если он его ощущает, изучает пальчиками.
Ориентировочный список тактильных упражнений:
- «шершавые согласные и бархатные гласные»: вырезанные из шершавой и бархатной бумаги буквы, которые на ощупь с закрытыми глазами малыш будет узнавать, различать, называть;
- рисование пальцами на песке или манке;
- объемные буквы: тканевые (из фетра), мягкие пазлы, деревянные вкладыши;
- тактильная проекция: взрослый рисует контур буквы на ладони малыша или спине, а он угадывает и воспроизводит на бумаге№
- обведение пальцами букв на карточках.
Образное изображение
Азбука успешно запоминается в процессе непосредственных игровых действий с ней. Развивающим и обучающим эффектом в этом возрасте обладают изобразительные методы конструирования и воссоздания образов реального мира своими руками. Образное изображение литеры позволяет запоминать элементы, из которых она состоит, их пространственное расположение.
Упражнения на изображение графического образа «Ы»:
- пластилиновый конструктор – лепка по образцу из пластилиновых линий, кружков, полукругов, других деталей;
- изображение счетными палочками, маленькими кубиками или другими мелкими предметами (пуговицами, фасолью);
- штриховка;
- рисование пальчиковыми красками;
- выкладывание гвоздков или кнопочек на полотне мозаики;
- приклеивание ниточек по контуру;
- ассоциации: сравнение и рисование образов букв в виде предметов окружающего мира.
Такое «прощупывание» литеры, практическое создание всех ее графических деталей, складывающихся в цельный облик, позволяет легко выучить и запомнить ее визуальную конструкцию и особенности написания.
Правила ребусов: как составлять и разгадывать
1. Названия всех предметов, изображённых в ребусе, читаются только в именительном падеже.
2. Предмет, изображённый в ребусе, может иметь два или больше названий, например: «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п.; или же он может иметь общее и частное названия, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре». В процессе расшифровки ребуса нужно выбирать название, подходящее по смыслу. Умение определить и правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов.
3. Что значит запятая в ребусе, кавычки? Иногда название предмета не может быть использовано целиком, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка — значит, от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка,— то последнюю. Если стоят две запятые, то, соответственно, отбрасываются две буквы и т. д. «Хвостик» запятой должен быть обращен к рисунку, к которому запятая относится. Кавычки — это те же запятые, только две. Две запятые значат вычеркивание двух букв, в зависимости от того, где они стоят. Перевернутая вверх запятая — знак вычеркивания крайней буквы.
Например, нарисован «хомут», надо прочесть «омут», нарисован «парус», надо прочесть «пар». Вот как это выглядит в ребусе:
4. Как разгадывать ребусы с буквами? Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением «в». Например: «В-о-да» или «В-о-семь»:
5. Если какая-либо буква состоит из начертаний другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например, «Из-б-а» или «Вн-из-у»:
6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например: «Ка-за-нь» или «За-я-ц»:
7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под». Например, «Фо-на-ри» или «Под-у-шка»:
Фразу «Нашёл Тит подкову и подарил её Насте» можно изобразить так:
8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например, «По-р-т» или «По-я-с»:
9. Если одна буква лежит у другой или прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к» или «Д-у-б»:
10. Если у ребуса встречается изображение предмета в перевёрнутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», а читать нужно «ток», нарисован «нос», а читать нужно «сон»:
11. Что означает стрелка в ребусе? Если в ребусе стрелка указывает налево — слово нужно прочитать задом наперед. Если стрелка нарисована от одной буквы к другой, она указывает на замену букв.
Также стрелка может расшифровываться как предлог «к». Например: буква «у», далее — стрелка вправо и слово «сок». Все вместе «кусок».
11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачёркнута буква, значит букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачёркнутой буквой стоит другая, значит ею нужно заменить зачёркнутую. Например, «глаз» читаем «газ» или «кость» читаем «гость» :
12. Что означают цифры в ребусах? Если над рисунком стоят цифры: 4, 2, 3, 1, это значит, вначале читается четвёртая буква названия рисунка, потом вторая, за ней — третья и т. д. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг». Буквы читаются в том порядке, который указан цифрами:
13. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры чадо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.).
14. Такие слоги, как «до», «ре», «ми», «фа» и др., изображаются нотами. Вот, например, слова, записанные нотами: «до-ля», «фа-соль»:
Так как не все знают ноты, приводим их названия:
Как их решать?
Математические ребусы не являются задачками, к которым мы привыкли в школе, хотя некоторые элементы подобных действий они все же могут содержать. Давайте вспомним, как выглядит традиционный ребус.
Математические ребусы могут быть как лингвистического, так и числового характера. Например, в задачке путем математических действий можно вычислить необходимую цифру. Если же математические ребусы с числами для детей зашифрованы словами, тогда задача упрощается.
Обучение грамоте «Звук [ы] и буква ы»
Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.
Звук — невидимкаСпрятался в часы.А его братишка —Дедушке в усы.
Догадались, какой это звук? Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…
Что на карточке лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.
Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.
Произнесите звук и дайте характеристику…
Звук — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…
1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук .
— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….
2. И г р а «Кто больше?»
Назовите как можно больше слов со звуком в середине.
О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.
3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук : сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.
4. Игра «Один – много»
Кукла – (куклы), гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода —…, дуб – …, зуб – …, банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..
5. Игра Рифма» ( придумайте африканское животное в рифму).Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)(Дети изображают охотящегося крокодила).Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).(Дети изображают скачущих обезьян).
6. И г р а «Слоговой аукцион»
1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р : лы (-жи), мы (-ло), сы (-рок), тык (-ва), малы (-ши).
2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .
Ум (-ный), ост (-рый), аккурат (-ный), че (-ты-) ре, во-пер (-вых), во-вто (-рых), цве (-ты), фрук (-ты), тра (-вы).
Вот топор, полено рядом-
Получилось то, что надо.Получилась буква ы.Все мы знать её должны.
1. Найди спрятанные буквы ы. Обведи их.
2. Допиши недостающую часть.
3. Соедини линиями одинаковые буквы
4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Нарисуй в букве кружочки по образцу. Найди и раскрась букву Ы с левой стороны рисунка.
5. Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком .
6. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы Ы справа.
7. И г р а «Буква потерялась»
Найдите потерявшуюся букву. С – р, м – ло, кур – .
8. И г р а «Сквозная буква»
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
О т в е т : дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи; выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.
9. И г р а «Дополните слово»
Сыт (досыта), вдох (выдох), зов (вызов), рыло (крыло), вина, рыба (рыбак).
10. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»
Подберите слова, содержащие букву ы. Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.
Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло; тыл – лыко – обыск – корыто.
11. Кроссворд
1. Детеныш курицы.2. Электроприбор для уборки помещения.
3. Воин в доспехах.4. Огородное растение.
5. Что, кроме меда, собирают пчелы?6. Канал для выхода дыма из печи.7. Гриб.
О т в е т : цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква, пыльца, дымоход, сыроежка.
12.
Мы услыхали от совы,Что нету слов на букву .
Возьми красный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву ы.
13. Пишем…
14.
Веселые стихи про букву Ы для детей
Бык мычит две буквы: — Му!
— Мяу! — кот сказал ему.
— Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)
Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)
Ы — мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)
Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы — нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)
Твердые и мягкие
Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: был – бил, ток – тёк.
При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.
В речи звучание определяет последующая за согласным буква.
Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.
Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как . Или слово мята. Оно произносится как: . Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.
Пример различия:
Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.
Фонетическая транскрипция:
– , – , – .
Правила произношения:
- твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое,
- мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята,
- твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного стоит согласная . Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо,
- твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом,
- согласные перед гласной в заимствованных словах произносятся твердо, как перед . Например: кашне – ,
- всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
- исключения из правил:
- всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид,
- всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.
Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове. Твердые и мягкие звуки
Твердые и мягкие звуки
Отличие гласных от согласных
О том, как отличить гласные от согласных, мы уже говорили на предыдущем уроке. Поэтому немного поиграем, чтобы вспомнить эту тему.
Перед вами буквы, попробуйте пропеть каждую из них. После этого определите, в каком вагоне живут буквы.
Распределите буквы. Как можно назвать каждый вагон?
Ответ: 1 вагон – гласные звуки и,у, ы, о, а, ю; 2 вагон – согласные звуки л, б, ж, в.
Главное отличие гласных от согласных – это способ их произношения и образования. Так, согласные встречают препятствие во рту, а гласные при произношении и направлении потока воздуха вперед не встречают преград.
Задание
Отрепетируйте выразительное чтение так, чтобы при этом петь каждую гласную. Прочтите близким людям, и попытайтесь их развеселить.
Каждый ребенок с 1 класса учится читать и писать. Чтобы все знать, нужно быть старательным. Для начала выучить алфавит и запомнить гласные и согласные звуки
Умение читать – самое важное. Я люблю русский язык!. Ребята, на этом наш музыкальный урок завершается
Прежде, чем пройти последнее испытание – тест, встанем и поиграем в гласные
Ребята, на этом наш музыкальный урок завершается. Прежде, чем пройти последнее испытание – тест, встанем и поиграем в гласные.
Танцевальная минутка
- Буква «А» — наверх сложите ручки, спойте букву, как будто вас обидели.
- Буква «О» — показали сцепленными руками, лицо обиженное, поем букву.
- Буква «У» — руки наверх, удивляемся и поем.
- Буква «И» — одна рука наверх, вторая вниз, радуемся, улыбаемся и поем.
- Буква «Ы» — одной рукой подбоченились, в другую швабру взяли, глупо улыбаемся.
Буква «Э» — руки в стороны и колесом, окликаем товарища грубо.
Рекомендации по занятиям
- Нет смысла начинать изучать алфавит до 4 лет, раньше этого возраста дети не готовы обучаться психологически, у них слабо развит речевой аппарат. Дошкольники легче воспринимают информацию, более усидчивы.
- Педагоги рекомендуют начинать обучение с тех звуков, которые формируются раньше, это гласные: а, у, э, и, о. Затем можно перейти на гласные, состоящие из двух звуков: е, ё, ю, я.
- Для обучения используйте наглядные методы: картинки, предметы.
- Во время занятий чередуйте слуховой, зрительный, тактильный виды деятельности.
- При изучении новой буквы, попросите придумать как можно больше слов с этим звуком или предложите найти в комнате предметы, которые начинаются со звука.
Ход занятия
1. ОРГ. МОМЕНТ.
Артикуляционная гимнастика:
Чтобы мы могли красиво говорить сделаем артикуляционную гимнастику, гимнастику для языка.
«Улыбочка» – растянуть губы в улыбке.
«Трубочка» – вытянуть губы вперед.
«Улыбочка» – «Трубочка».
«Лопаточка» — высунь язычок и положи его на нижнюю губку.
«Окошко» – широко открыть рот.
«Окошко открываем и закрываем».
2.Введение в тему:
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком.
Давайте посмотрим на картинки изображенные на слайде, назовем их и найдем звук, который чаще всего повторяется.
Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
Характеристика звука: Звук «Ы» какой, согласный или гласный? Как мы это проверим? Каким цветом мы его обозначаем?
Гласные звуки мы можем пропеть, а согласные нет.
3. Изучение материала по теме занятия
1.«Услышишь хлопни»-развитие фонематического восприятия. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук Ы.
В звуковом ряду-а, у, и, ы, о, и, у, ы, а, и;
В слоговом ряду: ык, ик, ки, кы, пы, ти, пи, ты, ыт, ип, их, ых, хы.
В словах:мыть, Миша, пил, пыльный, копыта, аппетит, уйти, дышать, писать, сын, косынка, синий, носилки.
2. Найти звук в словах.
А кто знает слова, начинающиеся со звука ?
Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука .
— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На экране картинки со звуком и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук .
3. А теперь давайте расскажем о наших картинках стихами. Сочинять будем вместе. Картинки все те же на слайде.
В поле выросли (Цветы)
Звенят над нами (Комары)
На полянку под… (Берёзы)
Вышли прогуляться… (Козы)
Над рекою так красиво
Наклонили ветви (Ивы)
Стоят старые (Дубы)
Собираем мы (Грибы)
Мамы курочки глядят
На пушистеньких (Цыплят)
Вот какие замечательные стихи у нас получились! Молодцы!
Физкультминутка
Жили-были прыгуны — Дети ходят по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
Мы допрыгнем до Луны — Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
4. «Найди место звука»
Нам с вами нужно поместить красный кружок на звуковой линейке туда, где находится звук (в начале слова, в середине, в конце)
в словах: Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
На доске картинки со схемой, дети по очереди подходят и располагают в нужном квадратике, проговаривая слова.
5. Звуковой анализ слова «усы»
— Сколько слогов в слове усы? (2)
— Сколько звуков? (3)
— Назовите первый звук. (У)
— Какой он? (гласный)
— Каким цветом обозначим? (красным)
— Назовите второй звук. (с)
— Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
— Назовите третий звук. (ы)
— Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
6. Знакомство с буквой Ы:
Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и читаем.
А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы.
Я вам покажу букву, которой обозначается звук (ы)– это буква ы (показ буквы).
— Эта буква всегда маленького роста.
— На что похожа эта буква? (ассоциации выведены на слайде)
-Из каких элементов состоит?
-Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву,а теперь на столе указательным пальцем:
-Вертикальную линию, затем полукруг и еще одну вертикальную линию.
Задания в раздаточном материале:
1. Обвести букву и ее элементы
2. Отыщите её в разрезной азбуке.
Буква Ы, интегрированное занятие.
Подготовка к занятию.
Если детей знакомим со звуком и буквой Ы, предполагаем, что со многими звуками и буквами русского алфавита дошкольники уже знакомы. Перед занятием напомнить гласные и согласные звуки.Цели и задачи:
— Продолжать знакомить детей с новыми звуками и буквами.
— Закрепить представление о звуке и букве Ы, учить находить её в словах.
— Укреплять навыки чтения.
— Способствовать развитию словесно — логического мышления, памяти, внимания.
— Формировать умение совместной работы в коллективе, в паре.Оборудование:
Магнитная или интерактивная доска, карточка с изображением буквы Ы, алфавит. Буква Ы напечатанная на бумаге, сделанная из проволоки, мягкая проволока.
Картинки с изображением (лев, зонт, сыр, стол, шарф, тыква).
Ы – новая и особенная
Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.
Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.
Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.
В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.