Пачканье штанишек
Проблема «пачканья штанишек» возникает у детей уже после того, как их научили ходить на горшок. Недержание кала происходит у сосредоточенных детей днем во время игры. У них подавляются естественные позывы, но ребенок забывает сходить в туалет и процесс дефекации происходит непроизвольно. Зачастую окружающие воспринимают ребенка невоспитанным, а «пачканье штанов» – неприличным. Реагировать на «пачканье штанишек» нужно без лишней паники, истерик, криков и последующих наказаний малыша.
Подобными действиями взрослые могут спровоцировать другие проблемы с психикой у ребенка. Иногда старшие дети сознательно делают это, чтобы привлечь к себе хоть каким-то образом родителей. Это касается тех детей, чьи родители заняты карьерой, мало уделяют им времени, часто такие дети растут в одиночестве и непонимании, не знаю материнской любви и ласки.
Чтобы избавиться от такой вредной привычки, следует проявить максимум терпения и заботы о малыше.
Приводим перечень способов избавления от «пачканья штанишек»:
- к ребенку нужно относиться с пониманием и каждый раз хвалить при инициативе сходить в туалет;
- надо внушить ребенку, что ходить в туалет настолько естественно, как и пить воду. Бывают случаи, когда дети в детском саду стыдятся перед сверстниками сходить на горшок или унитаз, подолгу терпят и искусственно подавляют позыв к дефекации и в конце концов пачкаю штанишки;
- одежда на ребенке должна быть без лишних застежек, чтобы он самостоятельно и без труда смог снять штанишки;
- научите ребенка дружить со своим кишечником, стать для него старшим братом и вовремя чистить его путем дефекации;
- нужно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, правильно кормить его и следить за детским рационом.
Необходимо поддержать ребенка и дать ему понять, как сильно его любят и хотят помочь избавиться от такой неприятной и вредной привычки.
Профилактика детского онанизма
Детский онанизм представляет собой занятие, когда ребенок получает удовольствие в результате того, что гладит свои половые органы. Не стоит путать понятие «детский онанизм» и «сексуальность». У детей раннего возраста возникает интерес к своему телу и так они изучают не только свои ручки, ножки, ушки или глазки, а и половые органы. Кроме того, у детей двух лет онанизм проявляется во время длительного высиживания на горшке или при запорах. Ребенок тужится, и напряжение переходит на половые органы. Эти ощущения нравятся ребенку, и он ищет методы, чтобы их повторить.
Безусловно, переживания родителей понятны и логичны. Но нужно учитывать, что онанизм является сигналом для родителей.
Причины детского онанизма:
Неправильное воспитание. Иногда родители воспитывают ребенка с использованием физической силы, неоправданными ограничениями. В результате ребенок чувствует себя одиноким, обиженным, никому не нужным. Если в такие моменты ребенок почувствует, что онанизм приносит ему удовольствие и снимает напряжение, то он будет заниматься этим постоянно.
- Неискренние отношения с родителями. Часто мамы рано выходят на работу с декретного отпуска. Дети переходят в руки нянечек, бабушек или воспитательниц детского сада. Нехватка общения с родителями, материнского тепла и ласки провоцирует ребенка заполнять их занятиями онанизмом. Особенно распространен онанизм в детских домах, где дети полностью лишены родителей и внимания к себе.
- Насильственное кормление. Дети, в которых в прямом смысле впихивают еду не распознают вкус и не получают естественного удовлетворения в процессе кормления. Отрицательные эмоции вызывают тошноту и даже рвоту. При этом в организме одна чувствительная зона отключается, а другая (генитальная) мгновенно включается. А поскольку рефлекторно слизистая оболочка рта и губ связана с областью гениталий, то повышенная возбудимость формирует напряжение, устраняемое онанизмом. Малыш успокаивается при поглаживании своих половых органов. Но при постоянном насильственном кормлении все повторяется. Таким образом, привычка расслабляться с помощью онанизма закрепляется надолго.
- Диатезы, глисты, зуд в гениталиях вызывают специфическое чувство, которые малыши стремятся вызвать самостоятельно.
Рекомендации родителям при детском онанизме
Детский онанизм – способ избавится от нервного напряжения. Ни в коем случае нельзя запугивать, ругать, наказывать и тем более бить ребенка, усугубляя ситуацию. Обязательно необходимо найти первопричины, устранить их и сделать все, чтобы пропали детские страхи. Детям нужно уделять много внимания, разговаривать с ними, целовать, обнимать и показывать им свою любовь.
Кроме того, физические нагрузки, пешие прогулки на свежем воздухе перед сном способствуют быстрому засыпанию ребенка. Если эти методы не помогают, то необходим визит к гинекологу или урологу, чтобы вылечить воспаление мочевыводящей системы. Целесообразно показать ребенка невропатологу и уж потом психологу. Комплексный подход к решению проблемы позволит быстро избавиться от такой вредной привычки.
Когда говорить?
Согласно исследованиям, первые привычки могут формироваться у детей уже в возрасте 1-2 года, но в этом возрасте ребенок еще не поймет объяснений про их механизм, поэтому лучше начинать с 3-4 лет. Слишком затягивать тоже не стоит. Общее правило такое: поговорить желательно до того, как это начало становиться проблемой.
У детей разного возраста есть определенные особенности, которые неплохо будет учесть при начале беседы.
Дошкольники. Нуждаются в очень конкретных и простых объяснениях, без особенного углубления в науку. Хорошо понимают идею вознаграждения, которое обязательно следует за любой привычкой.
Школьники. Могут понять, что привычка «работает» через определенный механизм в нашем мозге. Испытывают сложности с пониманием длинной временной перспективы, поэтому в качестве примеров лучше использовать привычки с краткосрочным эффектом.Подростки. Способны заметить, как много в их жизни разных привычек и как сильно они влияют буквально на все. Понимают, что привычки бывают не только физическими. Уже могут выстраивать причинно-следственные связи и видеть возможные долгосрочные эффекты и последствия привычек.
Лучше всего привязать начало разговора про привычки к какой-то ситуации. Если вы заметили, что ваш ребенок делает что-то автоматически, используйте это. Спросите его/ее, почему он/а делает именно так и что получает в результате. То же относится и к героям сказок и фильмов. Можно использовать какую-нибудь свою привычку (лучше, если она будет достаточно простой и безобидной).
ДРУГИЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Среди других вредных привычек, которые подстерегают подростка, можно подчеркнуть следующие:
- Игровая зависимость. Некоторые онлайн игры становятся для детей более интересными, чем реальная жизнь. Взрослому это тяжело понять, но для ребенка так и есть. Многое сделать не получается, поэтому он бежит в выдуманный мир, где все понятно и строится по уготованному интересному плану. Подобные увлечения могут способствовать появлению суицидальных наклонностей, отстраненности от реального мира. В зоне риска дети, которые привыкли проводить время самостоятельно.
- Телевизионная зависимость. Сюда относятся просмотры мультфильмов, сериалов через интернет, передач. Этот вид зависимости напоминает игровую, когда виртуальный мир кажется более понятным, ярким и красочным, чем настоящий. Опасность кроме того, заключается ещё и в том, что телевизору, радио и в интернете может преподноситься обманчивая информация, в которую ребенок наивно поверит.
- Интернет-зависимость. Ее стоит обозначить отдельно. Отчасти это разновидность психологической зависимости, но привязанность к онлайн-миру создает отдельную нишу для ребенка. Это открытие широких возможностей, простота общения, получение новой информации (не всегда полезной и правдивой). Многообразие возможностей и интерес создают основу для отказа от реальных благ, занятий, развития.
Конечно, некоторые их перечисленных занятий таких, как интернет, социальные сети, игры не стоит совсем вычеркивать из жизни ребёнка, необходимо их ограничение в меру разумного.
Этическая беседа «У воспитанных ребят все дела идут на лад
Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения
С целью привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета, для учащихся 2 класса МАОУ СОШ № 1 в Детском отделении Поселенческой библиотеке № 3 прошла этическая беседа «У воспитанных ребят все дела идут на лад».
Библиотекарь Виноградова О.В. рассказала об истории возникновения слова «этикет», познакомила с правилами приветствия у разных народов, напомнила, что человек, который знает все правила этикета и соблюдает их, называется культурным, воспитанным, вежливым и порядочным.
Затем библиотекарь предложила ребятам на практике проверить знания и умения вести себя в обществе, поиграв в игры – «Вежливые слова», «Вежливо-Невежливо», в ходе которых, каждый присутствующий смог проявить себя. Познавательные мультфильмы напомнили присутствующим о правилах поведения в школе и в гостях, в театре и за столом, при общении по телефону и в транспорте, которыми должны владеть дети, чтобы избежать неловкой обстановки, уверенно чувствовать себя в общении с родными и друзьями.
В завершение мероприятия, ребята сделали важный вывод – относись ко всем людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Поэтому в любой ситуации мы должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно жить рядом с нами. Всем участникам беседы вручены буклеты «Что такое этикет».
В библиотеке была подготовлена книжная выставка «Я и другие. Правила поведения для всех», на которой были представлены книги о правилах этикета.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Чтобы пагубные пристрастия не взяли верх над ребенком, нужно придерживаться определённых методов воспитания.
Итак, профилактика вредных привычек у подростков состоит из следующих шагов:
Воспитывайте в ребенке самосознание. Помогайте ему быть в чем-то выгодно непохожим на других, выделяться
Когда ребенок чувствует свою самодостаточность, ему не нужны другие методы обратить на себя внимание, показаться взрослее или лучше в глазах сверстников и окружения.
Воспитывайте уверенность в себе. Пусть ребенок знает, что ему есть за что любить себя
Он должен испытывать любовь к родителям, друзьям, учителям, животным. Спрашивайте, как он относится к себе, к другим. Тот, кого научили уважать окружающих, не подвержен влиянию со стороны, подталкивающему на формирование вредных привычек.
Покажите, что вы ведете здоровый образ жизни. Учтите, что ваш пример – основной. Нельзя сказать, что очень вредно курить, выкуривая очередную сигарету.
Займите время ребенка чем-то интересным. Отправьте на секцию, следите, чтобы свободного времени было мало. Это значительно снизит шансы того, что подросток пристрастится к спиртному.
Не забывайте, что вы – не только родители, но и друзья для ребенка. Разделяйте его интересы, добивайтесь доверия, учитесь понимать.
СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ
Итак, как можно побороть вредные привычки подростков, если они уже появились? Есть несколько основных моментов, которые в комплексе должны внедряться в общение с ребенком:
- Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.
- Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, что стоит перед ребенком. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.
- Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически недоровыми людьми.
- Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.
- Откажитесь от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.
- Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.
- Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.
- Поощряйте успехи, хвалите.
- Обнимайте ребенка, целуйте, чаще демонстрируйте, что вы его любите.
Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.
О чём говорить?
1. Как устроены привычки
Согласно Чарлзу Дахиггу, у любой привычки есть три компонента: триггер, поведение и награда. Триггер — это конкретное событие, момент, предмет, мысль, человек и пр., на которые мы реагируем всегда одним и тем же способом, как будто ловимся на крючок. Способ реагирования на триггер — это и есть поведение, составляющее основу привычки. А награда — то, ради чего мы это действие вообще повторяем (или когда-то повторяли, если привычка устарела и сейчас это уже не актуально).
Например, мытье рук: триггером тут будет ощущение грязи на руках или полученная мозгом информация о том, что руки побывали в нечистых условиях; способ реагирования — само мытье, а награда — облегчение от ощущения чистоты рук и сознания того, что никаких микробов или грязи на них нет.
Как правило, привычка формируется после многократного повторения в течение определенного времени (об этом см. дальше).2. Избавление от вредных привычек
Одна из главных идей, которую вам нужно передать детям: если привычка уже сформировалась, от нее очень трудно избавиться. В некоторых случаях — почти невозможно. Поэтому при обнаружении какой-то нежелательной привычки нужно сосредоточиться на том, чтобы изменить ее, а не на том, чтобы ее убрать. Способность к изменению привычек не зависит от возраста и пола, это доступно всем. Для изменения привычки нужно ее хорошо изучить (см. пункт 1 «Как устроены привычки» — найти крючок-триггер и вознаграждение) и заменить промежуточное поведение таким, которое тоже достаточно вознаграждается
Очень важно всегда получать хоть какую-нибудь награду, чтобы мозг начал ее предвкушать еще на этапе триггера, потому что полезная привычка просто не сможет сформироваться, если она не привязана ни к чему хорошему. Так уж устроен наш мозг — и у взрослых, и у детей.3
Привычки, не похожие на привычки
Есть определенная группа привычек, которые таковыми не выглядят. Например, страх перед зубными врачами у детей может быть связан с реальным плохим опытом лечения зубов. Но если такого опыта уже давно не было или он был всего пару раз, то этот страх может быть просто привычкой.
К сожалению, подобные привычки могут здорово портить нам жизнь, ведь они мешают нашему спокойствию, заставляют плохо реагировать даже тогда, когда никакой причины для этого нет, и в итоге нам становится хуже на ровном месте.
Сложность еще и в том, что почти невозможно узнать, какое именно вознаграждение ребенок может получать от этой привычки. Кажется, что никакого. Но это не так: например, тот же страх перед стоматологами может приводить ребенка в такое состояние, что ему уже не до фактической боли, то есть отвлекать от неприятных ощущений через более сильные ощущения. И если помочь ребенку понять эту цепочку, можно будет пробовать другие виды поведения, которые не так сильно усугубляют ситуацию.
Какие бывают вредные привычки у детей
Вредные привычки в медицинской терминологии классифицируют на две категории.
Патологичные привычки – возникают при недостаточном внимании родителей, строгом воспитании с использованием физической силы. Такие привычки появляются у детей, которых рано отлучили от груди, нечасто брали на руки, не читали сказки, не пели колыбельные или не укачивали перед сном. Находящийся в одиночестве малыш, в ощущении страха или скуки успокаивал себя путем сосания пальца, одеяла, волос, манипулировал другими частями своего тела и прочее.
Непатологические привычки – это результат ненадлежащего участия родителей в привитии у ребенка культурно-гигиенических навыков.
При сформированных вредных привычках необходимо всячески уделять внимание своему ребенку без запугивания, наказания и настойчивости. Главное в борьбе с любой вредной привычкой – это искоренить причину ее возникновения
Часто для того, чтобы избавиться от такой вредной привычки, может потребоваться помощь специалистов (психологов, невропатологов, логопедов). Например, привычка сосать палец влечет за собой формирование неправильного прикуса, и как следствие, нарушение развития речи. Ребенок не только имеет вредную привычку, но и получает вместе с ней проблемы стоматологического и речевого характера.
У детей раннего и дошкольного возраста, кроме таких, как сосание пальца, одежды, ковыряния в носу наиболее распространенные также: покачивание головой из одной сторону в другую, накручивание волос, детский онанизм и привычка грызть ногти.
Как отучить ребенка сосать палец, грызть ногти
Дети груднички, начиная с четырех месяцев, часто сосут палец. Причина кроется в том, что их сосательный рефлекс не полностью удовлетворен. При вскармливании грудью малышей нужно подольше держать около груди. Дети искусственники сосут палец, когда отверстие в бутылке слишком велико. Ребенок быстро выпивает смесь и не удовлетворяет сосательные рефлексы. Для детей грудного возраста часовая норма в разовом кормлении составляет 20 минут.
Кардинальные изменения в жизни ребенка могут спровоцировать эту вредную привычку. Например, эмоции связаны с посещением садика, неприятное чувство вины, когда родители выясняют свои отношения, чувство страха и обиды за то, чего ребенок не делал.
Родители обязаны заметить изменения в поведении своего ребенка и обязательно подарить ему много внимания и ласки. Они могут объяснять детям, как бороться с собственными страхами и обидами на примере героев из любимых сказок или делится своим опытом. Безусловно, двухгодовалый малыш не сразу воспримет эту информацию, но она отложится в его памяти и со временем ребенок воспользуется рекомендациями взрослых, перестанет класть пальцы в рот, а будет делиться своими переживаниями с родителями.
Зачастую маленькие дети сосут палец перед сном. Зная это, родители могут за час или два до сна исключить активные игры, покупать ребенка, сделать массаж, почитать сказки, таким образом, успокоив его нервную систему.
Дети после двух-трех лет сунут пальцы в рот во время просмотра мультфильмов. Этого можно избежать, если смотреть мультфильмы вместе с малышом, объясняя сюжет и поступки героев.
Привычка грызть ногти – главный признак низкой самооценки, тревожности, переживаний и нервного напряжения.
Последствия этой привычки чреваты для детей тем, что:
- ребенок становится предметом насмешки как в школе, так и на улице;
- ногтевая пластина растет неправильной формы;
- в организм попадают глисты, яйца, инфекция, скопившаяся под ногтями;
- развиваются проблемы стоматологического характера.
Отучать от этой привычки достаточно долго и нелегко. Можно задействовать психолога, чтобы тот помог разобраться в переживаниях ребенка или самостоятельно выяснить, отчего возникают стрессы и тревоги. Необходимо занимать ребенка рисованием, лепкой, учить складывать пазлы, развивая мелкую моторику и задействуя при этом пальцы в двигательный процесс.
Кроме того, детей старшего возраста мамы могут на своем примере приучать ухаживать за ноготками, вовремя подстригать и следить за их красотой. Особенно эффективен данный метод для девочек. Можно приобрести для них набор маникюрных ухаживающих средств, которыми можно пользоваться в младшем школьной и школьном возрасте.
Мифы связанные с привычками
Миф 1. Мои дети — хорошие, у них не может быть вредных привычек! Ведь у нас в семье их нет.
Большинству родителей свойственно думать, что их дети лучше других детей и не могут попасть в плохую ситуацию или приобрести вредную привычку. Но наши дети не всегда ведут себя так, как мы от них ожидаем, как бы ни было трудно это признавать. Пробовать свои собственные жизненные правила, а не следовать ожиданиям родителей во всем — абсолютно нормально для детей, особенно в подростковом возрасте.
Дети — великие экспериментаторы. Они все пытаются изучить и попробовать, и это легко может привести их к привычкам, которые не полезны. Чтобы ребенок избавился от плохой привычки, надо его за это постоянно стыдить (вариант — один раз как следует отругать). В нашей культуре стыд, страх и вина десятилетиями были самыми главными способами воспитания детей. Прямо скажем, многие из нас на собственном примере хорошо знают, к чему это привело.
Стыд, вина и страх, если они используются постоянно, не так уж безопасны для детской психики. Конечно, они могут сформировать мотивацию чего-то не делать, но эта мотивация притащит с собой много других проблем. В целом нейробиологический механизм привычки таков, что эмоции, конечно, могут на него повлиять, но для этого потребуется огромное количество усилий, и негативных эффектов тоже будет предостаточно. Так что проще и лучше идти по пути объяснений и осознавания наград.Миф 2. Привычка формируется за 21 день без пропусков.
Этот миф возник довольно давно, после того как ученый Максвелл Мальтц в своей книге «Психокибернетика» написал, что психике нужен примерно 21 день для адаптации к изменениям. На самом деле количество дней, которое понадобится конкретному человеку для формирования новой привычки, может быть любым. Исследования дают цифру от 18 до 254 дней
Что же касается пропусков, эта идея принадлежит другому автору, Джерри Сайнфилду, который писал, насколько важно «не прерывать цепочку»: если вы пропустили день, начинайте все сначала. Новые исследования опровергли эту схему
Да, повторение поведения важно, но пропуск одного-двух дней в долгосрочной перспективе никак не влияет на формирование привычки. И уж точно нет никакой необходимости наказывать себя за это, начиная цепочку сначала.Миф 3. Плохие привычки детей — следствие недостаточной силы воли, лени и низкого самоконтроля.
Безусловно, волевой компонент в формировании некоторых привычек присутствует. Но он не главный. Поведение большинства людей (и детей тоже) вовсе не управляется исключительно самоконтролем и волей. Очень многое мы делаем вообще неосознанно, без обдумывания и контроля, и большинство привычек лежат именно в этой области. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем самоконтроля так же мало обдумывают свои действия, как и все остальные, и процент «правильных», с их точки зрения, привычек у них такой же.
Так что причины плохих привычек скорее в недостаточной осознанности. Это хорошая новость — усилий и времени на изменения потребуется гораздо меньше, чем было бы нужно на тренировку волевых качеств ребенка и развитие самоконтроля.”
Как разговаривать с детьми о вредных привычках
Начав писать эту главу, я поняла, что все очень запутанно. В СССР было принято подразумевать под вредными привычками в основном курение, употребление алкоголя и наркотиков. Современная же наука доказала, что основы формирования любой зависимости — вовсе не привычки, а довольно много разных факторов, включая наследственность, факторы окружающей среды, особенности воспитания в семье и много всего прочего
А то, что является именно привычками с психологической и медицинской точки зрения — неважно, вредные они или полезные, — называется в русском языке как угодно, только не так. Так что давайте сначала отделим мух от котлет