Упражнение лягушка для детей
Для детей активность предельно полезна. Прежде всего потому, что развивает гибкость, укрепляет позвоночник. Защищает от таких серьезных проблем, как сколиоз, и даже исправляет осанку. Дополнительно «Лягушка» улучшает координацию движений, укрепляет комплексно мышцы, обеспечивает прекрасную гибкость и гармоничное развитие.
Отдельно хочу сказать о пользе активности для младенцев. Она не просто повышает координацию, но также расслабляет, помогает при гипертонусе мышц, активизирует кровообращение и пищеварение, укрепляет связки и суставы, убирает лишнее напряжение, способствует хорошему сну.
«Лягушку» для грудничков и новорожденных нужно делать так:
Положить малыша на животик, взяться одной рукой за его стопы, вторую положить на попу
Теперь надо осторожно сгибать ножки и в тазобедренном суставе, и в коленках так, чтобы положение напоминало лапки лягушки. Далее нужно задержаться в согнутом положении на 5 секунд, и осторожно вернуть ножки назад
Повторить 4-5 раз.
Логопедический детский массаж в домашних условиях
Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.
Как проводится массаж в домашних условиях?
После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)
Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры
Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.
Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.
Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.
- Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
- Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
- Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
- Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
- Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».
Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.
Примеры артикуляционных упражнений
Среди данных упражнений можно выделить общеразвивающие, которые помогают подготовить язык, губы, другие органы речи к четкому произношению, и те, которые способствуют постановке артикуляции для конкретной группы звуков.
Комплекс общей гимнастики для губ, языка и челюстей включает в себя такие упражнения:
- Частокол. Малыш должен научиться удерживать улыбку, открывающую зубы. Улыбнувшись и обнажив зубки, дошкольник удерживает такое положение до счета 10 (считает взрослый).
- Дудочка. Для выполнения ребенок смыкает губки и вытягивает вперед, представляя, что это дудочка (трубочка, хоботок). Удерживают также на счет 10.
- Чередование двух этих упражнений до счета 10.
- Широкая улыбка. Улыбнувшись и обнажив зубки, малыш должен раскрыть рот, а затем, не закрывая, сомкнуть зубы. Удерживают положение на тот же счет. Далее в таком же положении рот нужно закрывать и открывать рот на счет до 2.
- Язычок наказан. Дошкольник приоткрывает рот в улыбке, размыкает зубы и кладет спокойный широкий язык на нижнюю губу. Прихватывая язык губами, произносит многократно звук «пя». Затем задерживает в спокойном положении на нижней губе на счет 5.
- Гол. Задача — продолжительно дуть губами, вытянутыми трубочкой, на кусочек ватки, стараясь загнать ее в «ворота» (например, расставленные кубики), не надувая щек.
Для подготовки языка и губ к произношению шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч) подойдут следующие упражнения:
- Вкусное варенье. Рот ребенка слегка приоткрыт. Язык делают широким, похожим на чашечку, и облизывают сверху вниз верхнюю губу. Другие органы не задействуются!
- Грибок-присоска. Рот малыша приоткрыт в улыбке. Язык нужно сделать широким, а затем присосаться им к небу. Удерживать до 10.
- Играй, гармошка. Упражнение начинается, как предыдущее, но затем нужно открывать и закрывать рот, не отпуская языка и сохраняя улыбку.
- Рожица. Улыбаясь, ребенку нужно распластать язык по нижней губе и на выдохе максимально долго произносить Ф.
Подготовить артикуляционные органы к постановке свистящих звуков (С, З, Ц) помогут упражнения:
- Зубочист. Кончиком языка малыш чистит нижние зубы изнутри, двигаясь в стороны и сверху вниз, удерживая рот в улыбке. Задействован только язык.
- Котик рассердился. Ребенок упирается кончиком языка в основание нижних зубов (рот приоткрыт в улыбке, зубы обнажены), затем на счет 5 выгибает спинку языка, возвращает назад на счет 5. Язык от зубов не отрывать!
Следующие упражнения способствуют подготовке к произношению самого сложного звука – Р и его «заменителя» – Л:
- Покраска потолка. Дошкольник при выполнении упражнения улыбается, приоткрывая рот. Затем кончиком языка он гладит небо, двигаясь вперед и назад. Язык при этом из-за зубов не высовывают, челюсти и губы в выполнении не участвуют.
- Барабан. Выполняется из того же положения. Нужно поднять язык, а затем его кончиком стучать по задней поверхности основания верхних зубов, произнося многократно звук Д. По мере выполнения темп постукиваний ускоряется. Работает только язык!
- Лошадка скачет. Положение то же. Нужно щелкать кончиком языка за основанием верхних зубов, издавая цокающий звук.
- Бесшумная лошадка. Упражнение выполняется аналогично, но без звука.
- Пароходик. Малыша просят улыбнуться, высунуть кончик языка, прижать его зубками. После этого на выдохе нужно протягивать звук Ы (получится звук Л).
Об упражнении
Артикуляционное упражнение качели является частью логопедической гимнастики, которая всегда проводится в виде комплекса отдельных движений. Назначает ее только логопед, так как для каждого малыша, в зависимости от изменений звукопроизношения, подбираются свои задания.
Отдельное нарушение произношения звуков не является показанием для использования однотипных движений. В логопедии считается, что артикуляцию необходимо подбирать комплексно, однако, ориентируясь на особенности речевого развития пациента.
Основная цель гимнастики «качели» − научить использовать кончик языка для речи. Она задействует продольные мышцы и позволит поднимать его вверх, что необходимо для использования большинства твердых звуков во время разговора. Кроме того, говорящий может легко менять звукопроизношение на правильное.
Особенности упражнения
Лягушка, как и любые другие упражнения на пресс, задействует сразу все мышцы живота. Наибольшую нагрузку получает прямая мышца. При хорошем развитии именно сегменты этой мышцы, разделенные сухожильными перемычками, образуют кубики. У мужчин кубики видны сильнее за счет более низкого количества подкожного жира. Женщинам же прорисованного рельефа добиться труднее, однако, при желании нет ничего невозможного. Впрочем, многим девушкам плоский живот и стройная фигура значительно важнее рельефной мускулатуры.
Помимо прямой мышцы живота при лягушачьих подтягиваниях или, правильнее сказать – скручиваниях, задействуются внутренние и внешние косые мышцы. Если вы желаете дать этим мышцам большую нагрузку, следует выполнять упражнение с поворотом корпуса из стороны в сторону.
Лягушка – достаточно безопасное упражнение. Однако, при его выполнении повышается давление в брюшное полости. Поэтому оно противопоказано при недавно перенесенных операциях, девушкам не стоит тренировать пресс сразу после родов
Осторожно отнеситесь к упражнению и строго соблюдайте технику при наличии проблем с позвоночником
Противопоказания
Так как прыжки являются травмоопасным упражнением с максимальной нагрузкой на ноги, некоторым категориям людей они недоступны.
Противопоказаниями к нему являются следующие заболевания и состояния:
- беременность;
- близорукость более минус 7, отслойка клетчатки;
- варикоз;
- гипертония, бронхиальная астма;
- мигрень;
- обострившиеся гинекологические заболевания;
- ожирение (вес больше 100 кг);
- опущение матки;
- патологии сердечно-сосудистой системы;
- первые полгода послеродового периода;
- почечная недостаточность;
- проблемы с суставами и опорно-двигательным аппаратом;
- реабилитационный период после любых операций.
Что бы не навредить здоровью, не нужно пренебрегать этими противопоказаниями.
Польза упражнения для женщин и мужчин
Основное применение лягушки — это растяжка, то есть поза используется для улучшения мобильности и растяжения мышц. Движение считается простым и может практиковаться всеми. Также считается одной из эффективных подготовительных фаз для освоения шпагата.
Основная польза лягушки для женщин:
- Укрепление нижней части пресса и мышц тазового дна.
- Улучшение растяжки.
- Укрепление мышц спины, разгрузка позвоночника.
- Улучшение тонуса мышц ягодиц и бедер.
- Развитие умения мышц находится под нагрузкой длительное время.
- Предотвращение и профилактика разворота таза, особенно при частом сидении, слабых ягодичных мышцах и гипертонусе поясничного отдела.
Помимо вышеуказанных преимуществ, мужчинам также следует делать упражнение лягушка для улучшения циркуляции крови в органах малого таза и предотвращения простатита. А еще это помогает повысить либидо и усилить эрекцию.
Польза артикуляционной гимнастики для лягушек
Вот некоторые из пользы, которую лягушки могут получить от артикуляционной гимнастики:
1. Укрепление мышц
Правильные упражнения артикуляционной гимнастики способствуют развитию и укреплению мышц лягушек. Это может помочь повысить их подвижность и улучшить общую физическую форму.
2. Улучшение гибкости
Артикуляция — это движения различных суставов лягушки. Правильные упражнения артикуляционной гимнастики помогают развивать гибкость в суставах, что способствует лучшей подвижности и координации.
3. Снижение риска травм
Сильные и гибкие мышцы, развитые благодаря артикуляционной гимнастике, могут помочь предотвратить травмы у лягушек
Это особенно важно для лягушек, которые ведут активный образ жизни, прыгая и бегая по своей среде обитания
4. Улучшение общего самочувствия
Регулярная артикуляционная гимнастика может способствовать улучшению общего самочувствия лягушек. Это может включать в себя улучшение энергии, настроения и психического благополучия лягушек.
Важно проводить артикуляционную гимнастику для лягушек правильно и безопасно. Если у вас нет опыта или знаний в этой области, рекомендуется обратиться к ветеринару или специалисту по зоологии, чтобы получить руководство и советы по выполнению этих упражнений
Запомните, что забота о здоровье лягушек является важной частью обеспечения их счастливой и долгой жизни
Артикуляционная гимнастика в стихах
Существуют
стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой
Они помогают
разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка.
Например:. К упражнению «Маятник»:
К упражнению «Маятник»:
Тик-так, тик-так. Ходят часики – вот так! Влево тик, вправо так. Ходят часики – вот так!
К упражнению «Варенье»:
Нашей Маше очень смелоНа губу варенье село.Нужно ей язык поднять,Чтобы капельку слизать.
К упражнению «Чистим зубки»:
Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,Ведь они у нас не лишние.
К упражнению «Пароход»:
Вывожу язык вперед.Закушу его — и вот:«Ы» — так гудит пароход.
Также
стоит найти историю о Язычке, с которым происходят приключения. Например, один
из вариантов есть в книге Анищенковой
Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для
родителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку скакать
на лошадке или стучать молоточком по заборчику.
Расстелил половичок На крылечке Язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор. Д – д – д – д – д – д – стучит
молоточек Т – т – т – т – т – т – вот забит
гвоздочек.
Крендель
Крендель — одно из тех коварных упражнений, которые дают очень серьезную нагрузку зоне, которую сложно проработать: внешние отделы ягодиц. Следите за техникой, чтобы убедиться, что наружные отделы ягодичных мышц участвуют в упражнении. Меняйте положение стоп и ног, исходя из степени вашей гибкости.
Как выполнять
Сядьте на пол или гимнастический коврик. Левая нога согнута, пятка смотрит в направлении ягодиц. Правая нога согнута в том же направлении, пятка почти касается верхних отделов квадрицепсов левой ноги. Руки и грудь обращены в сторону правой ноги. Седалищные кости располагаются на полу. Плавно поднимите левое колено над полом, удерживая левую стопу на земле. Опустите колено. Выполните 30 повторений, а затем поменяйте ноги.
Методы постановки
Практикуются 2 метода постановки гласных у дошкольников. Первая методика принадлежит дефектологу Федору Федоровичу Рау, включает такие пункты:
- Продолжительное изолированное проговаривание, а также в слогах.
- Отработка изолированного и слогового произношения.
- Изменение громкости проговаривания.
- Слоговое проговаривание ударной и безударной гласной, затем в словах.
- Определение гласной в слогах.
У педагога Ксении Александровны Волковой иной подход:
- Изолированное проговаривание.
- Произношение при напряженных органах артикуляции ударной гласной, находящейся в первом слоге слов и в первой позиции слога.
- Отработка ударной и безударной формы фонемы.
- Проговаривание в начале и конце слов, внутри слов меж согласными.
- Определение гласной в слогах, затем в словах.
Действие массажа при дисплазии
Массаж при дисплазии ребёнку необходим, потому как кроме постурального лечения (лечение положением) и массажа мало что эффективно в борьбе с этим недугом. Детский массаж при дисплазии способствует онтогенезу. Разминание мышц, окружающих тазобедренный сустав обеспечивает приток артериальной крови богатой питательными веществами к тканям вокруг ТБС и к элементам самого сустава. Массажем при дисплазии снимается тонус приводящих мышц (аддукторный спазм), который мешает правильному расположению головки бедренной кости в вертлужной впадине. Массаж способствует доразвитию всех элементов тазобедренного сустава. При дисплазии ребёнку создается положение выгодное для тазобедренных суставов, с отведёнными бедрами. В такой позе сустав в своём физиологическом положении. Соответственно ребёнка с дисплазией фиксируют, используя широкое пеленание или специальные шины. Массажист должен следить за состоянием приводящих мышц бедра т.к. длительное нахождение ребёнка в позе с разведёнными ногами способствует снижению тонуса аддукторов.
Особенности
Оглавление
Вырабатывая правильное произношение звуков, надо иметь чёткое представление о звуковом артикуляционном укладе, то есть в какой позиции при воспроизведении определённого звука будут находиться органы речевого аппарата. По этой причине, перед тем, как начать работать с ребёнком, надо выучить все действия, отрабатывая звуки по отдельности перед зеркалом. При возникновении вопросов и трудностей нужно использовать логопедические пособия.
Упражнения позволяют развить умение сохранять нужное положение челюсти, подвижность губ и язычных мышц.
Основные принципы:
- Ежедневная отработка и повторение пройденного.
- Занятие должно включать в себя 2-3 упражнения.
- Время проведения не должно занимать больше 5 минут.
- Тренировки проводятся только при хорошем самочувствии и настроении.
- Усложнение программы занятия должно бить постепенным.
- Можно учить только одно новое упражнение за тренировку, по всем остальным проводится только закрепление.
Проведение занятий требует спокойствия и расслабленности. Тренироваться лучше сидя, сосредоточившись на мимике взрослого. Возможность смотреть на собственное лицо, позволяет ребёнку лучше контролировать свои движения.
Артикуляционная гимнастика
«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане». К.С. Станиславский.
АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.
В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.
К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.
Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.
Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.
Наш организм – это совершенная система, в которой психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.
Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части. Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:
- нижней челюсти;
- губ;
- языка.
Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
- Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
- Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
- Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
- Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось ваше лицо полностью. Далее зрительный контроль можно устранить.
- Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
- Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
- Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
- Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.
Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.
Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
Подъем ягодиц со штангой
Перед вами усложненная версия подъема ягодиц из положения лежа. Для него понадобится тренировочная скамья и штанга с блинами от 5 до 10 кг (в зависимости от ваших возможностей). Подъем ягодиц со штангой акцентировано прорабатывает ягодицы при участии всех мышц ног. Из-за расположения штанги нагрузку почувствуют и мышцы брюшного пресса.
Как выполнять
Упритесь в скамью спиной на уровне чуть ниже лопаток и положите штангу на тазовую область (используйте полотенце в качестве прокладки, чтобы штанга не давила на кости). Возьмитесь за гриф верхним хватом и плавно оторвите ягодицы от пола. Генерируйте усилие от туловища и пяток, чтобы поднять таз чуть выше уровня колен (если получится). Затем медленно вернитесь в исходное положение и повторите от 10 до 30 раз в зависимости от уровня подготовки.
Занимаемся и играем
Эффект от гимнастики накапливается постепенно, поэтому заниматься нужно каждый день. Пятилетнему ребенку легче объяснить, зачем нужно заниматься ежедневно: «чтобы язычок не болел», «чтобы уметь говорить, как большие дети», «чтобы не пришлось ходить к логопеду и долго у него учиться» и т. д.
С маленькими детьми заниматься сложнее, их зачастую даже нельзя уговорить посидеть 5 минут на одном месте. Увлечь малыша можно только тем, что ему будет интересно. Поэтому для выполнения упражнения «Лягушка» можно подготовить игрушку или картинку с веселым лягушонком и рассказать, например, такую историю:
«Жил-был на свете маленький добрый лягушонок. Он был самым улыбчивым лягушонком в мире и очень радовал маму-лягушку.
Этот лягушонок улыбался каждому, кого встречал на своем пути, даже серьезному и хмурому крокодилу! Он его совсем не боялся.
Лягушонок пел веселую песенку, и от этого каждый, кто его встречал, тоже улыбался – вот так (показываем упражнение, рассказываем стишок):
Подражаем мы лягушкам: Тянем губки прямо к ушкам. Вы тяните дружно губки — Я увижу ваши зубки. Мы потянем-перестанем, И нисколько не устанем.
Лягушонок улыбался не только животным. Он любил природу и улыбался цветам, деревьям и солнышку, вот так:
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Лягушонок радовался даже своему отражению в лужице. Он думал, что встретил другого лягушонка! Давай пофантазируем, что мы тоже улыбчивые лягушата:
Мы — веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Потянули — перестали. И нисколько не устали!»
Артикуляционное упражнение «Лягушка» тренирует подвижность речевых органов, а также помогает выработать правильное положение мышц для дальнейшего становления речи. Для чистого произношения нужны сильные, крепкие мышцы губ, щек, языка, и артикуляционная гимнастика должна стать таким же ежедневным ритуалом, как чистка зубов или купание перед сном.
Способы постановки звука «С» и Сь»
Картотека заданий
логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:
По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения.
Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимаютзондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение.
Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть».
Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы.
Постановка от «Ф»
При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы.
Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.
Постановка звука «Сь»
При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.
Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением
и в быстром темпе.
Плюсы и минусы
Сначала рассмотрим все преимущества упражнения «Лягушка»:
- Это практически универсальное упражнение, оказывающее комплексное воздействие на организм.
- При правильном выполнении прорабатываются все группы мышц, что позволяет комплексно воздействовать на мышечный корсет человека.
- Если подобрать подходящий вариант упражнения, то с ним сможет справиться даже человек, не имеющий полноценной физической подготовки и только начинающий заниматься спортом.
- Упражнение поможет улучшить рельеф тела, стать стройнее и привлекательнее.
- Заниматься можно в любом месте, в том числе в комфортной домашней обстановке.
- Для выполнения не требуются специальные приспособления. Всё, что нужно – расстелить мягкий коврик на пол.
- Некоторые варианты довольно сложны, поэтому новички не справятся с ними.
- Неправильное выполнение будет неэффективным и может привести к травмам.
Что такое артикуляционная гимнастика
Для правильного и чёткого произношения звуков у малыша должны быть сильные и подвижные мышцы речевого аппарата. Для тренировки этих мышц и существует артикуляционная гимнастика. Её цель, во-первых, укрепить мышцы и, во-вторых, научить малыша полноценным движениям и определенным положениям, которые должны занимать язык, губы, мягкое нёбо во время говорения.
Прелесть артикуляционной гимнастики заключается в том, что её можно выполнять в любом возрасте и при любом диагнозе. Даже если малыш ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет ему выработать навыки, необходимые для правильного произношения звуков. Конечно артикуляционная гимнастика в большинстве случаев сама по себе не поставит отсутствующий звук. Тем не менее, после того, как логопед подобрал необходимые малышу артикуляционные упражнения, мама может сама заниматься с малышом дома и таким образом быстрее подготовить речевой аппарат малыша к следующему этапу — постановке звуков.
Классическая «Лягушка» на спине
Классическое упражнение «Лягушка» для пресса выполняется лёжа на спине.
Согните ноги в коленях и соедините ступни. В таком положении позвольте коленям опуститься вниз, но не напрягайте их. Это исходное положение.
Поднимите верхнюю часть тела насколько возможно и напрягите пресс
Обратите внимание на несколько важных нюансов:Поясница плотно прижата к полу. Этому способствует положение ног
Колени расслаблены.
Шея не напряжена.
Не вытягивайте подбородок вперёд. Движение тела происходит только за счёт сокращения абдоминальных мышц.
В самой верхней точке задержитесь на два счёта.
Опускаясь вниз, не расслабляйте мышцы пресса. Они должны быть напряжены постоянно во время выполнения упражнения. В самой нижней точке плечи только касаются пола.
Руки могут находиться в любом положении, которое обеспечивает баланс и точную технику выполнения «Лягушки»: за головой с развёрнутыми локтями, за головой – локти вперёд (фото 1) или перекрещенные на груди.
Повторите 15-20 раз.
Не многие знают, что именно это классическое упражнение входит в так называемый “комплекс Брюса Ли”. Оно не только укрепляет мышцы, но и высушивает их, делая рельефными. Поэтому такая разновидность упражнения «Лягушка» популярна у женщин, которым нужна не мышечная масса, а плоский живот с красивым, но невыпуклым рельефом. Количество подходов при этом увеличивается с одного до трёх-четырёх. Перерыв между подходами – 30 секунд.
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
С младшими дошкольниками можно проводить упражнения в виде игры, цель которых – это знакомство с органами речи, их функциями. Так, педагог объясняет непоседе, что его губки любят улыбаться и умеют вытягиваться трубочкой. При этом нижняя челюсть открывает и закрывает ротик, а маленький язычок двигается вверх и вниз. Он умеет вращаться по кругу, убегать влево и вправо.
Вот какую артикуляционную гимнастику можно выполнять с детьми 3-4-х лет.
- Улыбка – трубочка.
Малыш растягивает губы в широкой улыбке и при этом показывает сомкнутые зубы.
Тянем губки к нашим ушкамУдивляются лягушки!Посмотри! Они смеются!И глаза у них, как блюдца.
- Откроем и закроем дверцу
В этом упражнении нужно чередовать движения губ. Сначала при сомкнутых зубах губы растягиваются в широкой улыбке («дверца закрыта»). Потом зубки размыкаются, и дитя продолжает широко улыбаться («дверца открыта»). Нижняя челюсть при этом остаётся полностью неподвижной.
Открываем – закрываем!
С нашей дверцей мы играем.
- Часики
Резцы при улыбке обнажаются, а «весёлый» язычок высовывается и поворачивается к правому углу рта. Затем движение меняется на противоположное. Язык двигается к левому углу рта при статичной нижней челюсти.
Язычок наш потянулся,Вправо-влево повернулся.Словно часики: тик-так.Улыбнулись мы – вот так!
- Лопаточка и иголочка
Сначала ребёнок по просьбе педагога кладёт широкий расслабленный язык на нижнюю губку и при этом растягивает губы в улыбке («лопатка»). После этого малыш просовывает между зубками и делает его тоненьким («иголочка»).
Лопатка
Язычок наш отдыхает,Потихоньку засыпает.Вот проснулся язычок,Вылез тонкий и – молчок!
- Качели
В широкой улыбке толстый кончик языка сначала поднимается к бугоркам за верхние зубы, а потом опускается за нижние резцы. Он словно «качается на качелях», вверх – вниз.
На качелях я лечу и спускаться не хочу!Вниз и вверх я поднимаюсь,Прямо в небо упираюсь!А когда я покаталсяВниз с качелей я спускался.
- Горка
Педагог предлагает крохе отодвинуть кончик язычка к подъязычной связке. При этом задняя часть его спинки выгибается вверх и становится «горкой».
Ну – ка спинка языкаВ небо поднимись слегка!Станет горкой наш язык,С горки, прямо в снег и — прыг!