Артикуляционные упражнения для звука [р], которые можно делать дома без логопеда

Постановка звука [Р] от звукосочетаний [ДР] или [ТР]

Детям с двуязычием не стоит пытаться ставить звук по подражанию, так как зачастую они начинают использовать вместо кончика языка «маленький язычок» (увулярный звук ), либо корень языка, который соприкасается с мягким небом (велярный звук ). Самый результативный способ постановки звука – это использование вспомогательных звуков и , которые повторяют расположение языка и направленность воздуха. Вот несколько вариантов постановки звука с использованием вспомогательных звуков:

1. Вы вспоминаете с ребенком упражнение «Гармошка» (см. выше описание), когда прикрепляете язык к твердому небу и удерживаете его там. Хорошо раскройте рот, чтобы уздечка максимально натянулась. Двумя большими пальцами приподнимите широкие края языка к верхним боковым зубам (середина языка и уздечка остаются свободными). Попросите ребенка произвести глубокий вдох носом и с силой выдохнуть воздух ртом с включённым голосом. У ребенка должен «набухнуть» язык, и вы услышите что-то похожее на . С многократным повторением и постепенным увеличением напора выдыхаемого воздуха вы должны услышать сочетание звуков . Следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал, а края языка плотно прилегали к верхним боковым зубам.

2. Механическая постановка звука , для которой потребуется палец ребенка или же любая закругленная плоская палочка. Пальчик или палочку следует снизу подвести под язык (под кончик языка, ни в коем случае под корень языка!) и придать ему колебательные движения – из стороны в сторону, одновременно произнося слог или много раз подряд. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен, губы были в улыбке. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем. В таком положении можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание. Струна начинает звучать. Но если струна ослаблена, звука не будет.

Как только у ребенка получается произносить сочетание звуков правильно и четко, можно переходить к более длительному произношению и в слогах, словах и предложениях с помощью пальцев (или палочки) и сильным напором воздуха.

  • Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у тра-т тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры
  • Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трудный
  • Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка, пе-трушка.
  • Предложение: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.

Основные артикуляционные упражнения

«Орешек» (или «конфетка»)

В данном упражнении роли орешка или конфетки выступает язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение.

«Колечко»

Указательный и большой палец необходимо сложить в форме колечка небольшого диаметра и проталкивать в это колечко язык. Чем уже колечка, тем эффективнее упражнение. После упражнения язык необходимо расслабить, высунув его изо рта и свесить вниз.

«Косточка»

Артикуляционная гимнастика для звука «р» в данном упражнении выполняется при помощи счетной палочки, которая выполняет роль косточки. Ее необходимо разместить за верхними резцами и прижать языком. Мысленно досчитав до 10-20, косточку можно убирать.

Далее, необходимо проделать то же самое, но на этот раз, косточка помещается на нижние резцы

Очень важно, чтобы при выполнении данного упражнения, рот был максимально открыт. Чем дольше выполняется упражнение, тем толще должна быть косточка

Многие предпочитают со счетной палочки, переходить на карандаш или ручку.

«Гармошка»

Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).

Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Многие испытывают затруднение, выполняя данную процедуру, потому что не могут расслабить язык. Достаточно просто пошлепать его верхней губой. Чтобы было проще понять, как именно это сделать, положите язык на нижнюю губу в форме чашечки и проговорите «пя, пя, пя!» Затем рекомендуется мысленно досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.

«Налей в чашечку воды»

Данное упражнение поможет тем людям, которые не могут придать языку форму чашечки. В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать.

Зачастую, форма чашечки автоматически будет достигнута. Все вышеперечисленные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо они получаются.

«Фокус» (или «парашютик»)

Немаловажную роль в произношении играет дыхание. Проблема многих людей заключается в том, что они просто не умеют дуть на язык. Многие вдыхают воздух носом и пытаясь произнести звук «р» выдыхают воздух через нос, что и является причиной некорректного произношения. Какое упражнение поможет решить данную проблему?

Упражнение очень простое, но крайне эффективное. На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.

Логоритмика: упражнения для детей

Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.

Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.

Деревцо

Дует ветер нам в лицо —

(махать руками ладошками к себе) 

Закачалось деревцо.

(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.) 

Ветерок все тише, тише —

(плавно опустить руки) 

Деревцо все выше, выше.

(Поднять руки и тянуться вверх.) 

Физкульт-привет

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

(имитировать умывание) 

Полотенцем растирались.

(Имитировать растирание спины полотенцем.) 

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

(Имитировать движения, указанные в тексте.) 

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям — физкульт-привет!

(Резко поднять руки вверх.) 

Бабочка

Спал цветок

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками) 

И вдруг проснулся.

(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.) 

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».) 

Солнце утром лишь проснется —

Бабочка кружит и вьется.

(«Летать», имитируя движения бабочки.) 

Водичка

Водичка, водичка,

(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка) 

Умой мое личико,

(ладошками имитировать умывание) 

Чтобы глазки блестели,

(дотрагиваться до глазок по очереди) 

Чтобы щечки краснели,

(тереть щечки) 

Улыбался роток

(улыбаться, гладить руками ротик) 

И кусался зубок.

(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.) 

Кулачок

Как сожму я кулачок

(сжать руки в кулачки) 

Да поставлю на бочок.

(Поставить кулачки большими пальцами вверх.) 

Разожму ладошку,

(распрямить кисть) 

Положу на ножку.

(Положить руку на колено ладонью вверх.) 

Тук-тук

– Тук-тук-тук.

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Да-да-да.

(Три хлопка в ладоши.) 

– Можно к вам?

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Рад всегда!

(Три хлопка в ладоши.) 

Зайчики

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

На лесной опушке.

(Разводить руками перед собой, описывая окружность.) 

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

В серенькой избушке.

(Сложить руки над головой в форме домика.) 

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам) 

Мыли свои лапочки.

(Имитировать мытье рук.) 

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) 

Надевали тапочки.

(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)

Снег

Как на горке снег, снег,

(показывать руками горку) 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой») 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

А под снегом спит медведь.

(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.) 

Тише, тише, не шуметь!

(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)

Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений

Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).

Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей. 

Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!

Приятных вам занятий!

Как заинтересовать ребенка?

Чтобы занятия были эффективными, малютке должно быть интересно. Читаете книжку комментируйте ее, изображайте героев сказок, по ходу повествования ненавязчиво вставляйте артикуляционные упражнения. Гуляя на улице, покачайтесь язычком на качелях, проходите мимо стройки станьте малярами. Возьмите себе за правило чистить зубы не только щеткой, но и языком.

Существует определенная последовательность в разучивании комплекса артикуляционной гимнастики. Для начала вы в игровой форме рассказываете об упражнении, привлекая игрушки (гармошку, лошадку, грибок), картинки. Заодно покажите буквы. Чтобы у малыша загорелись от восторга глазки, понадобится ваше актерское мастерство. Важны интонация голоса взрослого и эмоциональный настрой. Вы скучаете ваш отпрыск тоже.

Рассказали покажите упражнение сами, да не просто так, а с восторгом. Гарантируем, что с таким же упоением малыш будет повторять за вами. Когда ребенок старается сделать все сам, следите за правильностью выполнения: если требуется, помогите чаду удерживать язык, заводить моторчик, используя соску, чайную ложку или шпатель.

Ваше золотце любит варенье? Намажьте сладким верхнюю губу, дети с удовольствием слизывают его, при этом фиксируя нужное положение языка. Фантазируйте. Если в доме живут питомцы, привлекайте их. Облизнитесь, как Барсик. У кого получится лучше? Чей язык длиннее Рекса или Дашеньки?

Используйте музыку, комбинируйте артикуляционную гимнастику для постановки звуков с движениями рук, тела. Полезны игры с водой дуть через коктейльную трубочку в стакан с водой, пускать мыльные пузыри, сдувать легкие предметы перышки, ватные шарики, кусочки бумаги. Можно задуть горящую свечку на медленном выдохе, постепенно отдаляя свечку от ребенка.

Советы для родителей

Участие родителей, их заинтересованность в исправлении дефекта у ребенка повышает эффективность работы логопеда. В домашних условиях можно давать детям облизывать тарелки как кошки — это тренирует кончик языка, растягивает связку.

Можно использовать следующий прием — ириска режется на кусочки. Малышу предлагается кончиком языка приклеить ее на верхние альвеолы. Такая игра приходится по вкусу дошкольникам.

Для снятия напряжения мышц используют теплый ромашковый чай, массаж, другие способы релаксации. При гипотонусе полезны физические занятия, активность.

Родителям стоит приготовиться, что потребуется год и больше для устранения дефекта. Только их заинтересованность поможет сократить срок. При дизартрии и других серьезных проблемах на коррекцию уходит 2-3 года.

При проблемах со строением артикуляционного аппарата (короткая связка, неправильный прикус и т. п.) необходимо сразу консультироваться у стоматолога. При необходимости используют все средства для исправления дефекта.

Регулярность занятий гарантирует эффективность коррекции. Поэтому нельзя их пропускать. Исправлением лучше заниматься до школы, так как это лучший период для исправления речи.

Заключительные занятия

После установки раскатистого «р-р-р», используя подражательные способности ребёнка, необходимо автоматизировать правильное произношение мягкого «р’». Для этого нужно соединить рокочущий «р-р-р» с гласными «я», «е», «ё», «ю», «и» и отработать их произношение в слогах «ря», «ре», «рё», «рю», «ри».

Закрепление (автоматизация) звука «Р»

На этой стадии можно проводить такие виды работ: закрепление произнесения «р» в слогах, словах и предложениях; заучивание стихов и скороговорок, в которых звук «р» повторяется в разных позициях. Упражнения по развитию речи, включающие в себя виды работ с использованием словоформ, содержащих букву «Р».

Подбирайте слова из разных частей речи, предлагайте ребёнку составлять из них предложения, стараясь по максимуму использовать слова, в которых есть буква «р».

Играем с картами детского лото и картинками

Вместе с буквой «Р» играем и картинки подбираем.

Принцип этого занятия прост – предложите ребёнку выбрать из имеющихся карточек детского лото те, слова которых содержат звук «р».

Успешная постановка звука «р» у детей зависит в первую очередь от готовности малыша заниматься, уровня его личной мотивации. Поэтому надо стремиться, чтобы занятия, направленные на улучшения произношения ребёнка, возбуждали у него интерес и доставляли только положительные эмоции.

Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена

Видеоурок по автоматизации звука «Р» от логопеда:

https://youtube.com/watch?v=ysCVNJ0R0DM

Логопедическая коррекция произношения буквы «Р»

Для правильной постановки применяются различные методики, программа подбирается индивидуально для каждого ребенка. Но предусмотрен и общий комплекс с упражнениями, который полезен для всех маленьких пациентов. Используют следующие техники:

  • метод подражания, в котором задействуется слуховое восприятие. Ребенок может подражать звучанию мотора или рычанию льва. Упражнение делают перед зеркалом;
  • губная гимнастика. В нее входят упражнения с губами в трубочку, разные улыбки и медленное закрывание и открывание рта;
  • упражнения с языком. В процессе занятий вырабатывается управление мышцами языка, начиная с перемещения языка вдоль зубов и в разные стороны, а также с загибанием кончика к верхней части.

Кроме упражнений, специалисты применяют механическое воздействие. Для этого применяются специальные инструменты. После того, как удастся достичь стойких результатов, проводится работа над речью. Дети повторяют слоги, а затем слова и небольшие фразы. Занятия проходят в игровой форме, чтобы ребенок не потерял интерес к происходящему.

Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»

Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.

Работа над правильным звукопроизношением

Возрастные нормы

Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).

Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение

Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»

К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.

Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях

Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.

Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом

Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»

Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.

Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»

Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.

Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка

Физиологические причины картавости

Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.

Упражнения для растягивания уздечки

В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.

Уздечка языка до и после подрезания

Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».

Упражнения на дыхание

Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.

Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»

Правила проведения

Для того чтобы ускорить постановку звука логопед рекомендует родителям проводить занятия самостоятельно. Уроки должны быть каждый день по 10-15 минут.

Каждое упражнение вводится постепенно. Они выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. Взрослый показывает образец выполнения. Нельзя позволять баловаться, делать кое-как, отвлекаться.

Необходимо уделить внимание особенностям проведения каждого упражнения. Они направлены на развитие движений, улучшение координации, переключаемости

Нельзя заставлять ребенка выполнять гимнастику часами – это вызовет негативизм, отказ заниматься

Желательно поощрять дошкольника — покупкой игрушек, сладостей, наклеек — это способствует выработке внешней мотивации

Нельзя заставлять ребенка выполнять гимнастику часами – это вызовет негативизм, отказ заниматься. Желательно поощрять дошкольника — покупкой игрушек, сладостей, наклеек — это способствует выработке внешней мотивации.

Детей необходимо приучать к учебной деятельности. Упражнения выполняются за столом, возле зеркала, не должно быть игрушек рядом и других отвлекающих факторов.

Статические упражнения (неподвижные) удерживают на счет до пяти, активные до десяти.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий