Учимся «свистеть» и «звенеть» правильно
Когда мы работаем над дефектным звуком, нам всегда помогает артикуляционная гимнастика. Половина успеха зависит от его ежедневного выполнения
Свистки s и h одинаковые в суставе, поэтому для них подходит один и тот же комплекс упражнений, важно понимать, какой сустав нам нужен. Для звука (ов) это так: в улыбке губы вытянуты, зубы ровно друг на друга «забором», между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка немного тянется и поднимается к небу, его края касаются верхних зубов, в центре языка образуется неглубокая бороздка, по которой поток воздуха свободно проходит и выдыхает между пространством в зубы i
Попытайся!
Таким образом, нам нужно выработать «бороздку» в язычке, небольшой верхний прогиб языка с опорой на нижние зубы («скольжение»), равномерность положения верхних и нижних зубов — «забор», симметричное растяжение губ в улыбке. В случаях, когда у ребенка чрезмерно напряженный или расслабленный язык, необходим речевой массаж языка с помощью зонда.
Закрепление
Чтобы проделанная работа была не напрасной необходимо автоматизировать произношение. Закрепление также проходит поэтапно:
- Автоматизация в слогах. Здесь используют специальные чистоговорки в которых делается упор на повторение звука «С» и «Сь».
- Автоматизация в словах. Применяют небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «С». Фонема должна присутствовать на разных местах в слове.
- Автоматизация в предложениях. Здесь подходит чтение текстов и пересказ услышанного. Также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.
Логопедами разработаны специальные тетради с домашними заданиями. В них содержаться: таблицы с поэтапными занятиями, специальные чистоговорки, скороговорки, стихотворения, изображения, тексты для чтения и многое другое необходимое для устранения дефектов в произношении звука.
Добиться результатов возможно и без обращения к специалисту регулярно выполняя с малышом артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения для правильной постановки звука.
Post Views: 2 641
Артикуляционные упражнения
“Лепешка”
“Сделать язык широким”
“Загнать мяч в ворота”
“Кто дальше загонит мяч?”
“Почистим зубы”
“Кошка сердится”
“Катушка”
“Прятки”
“Подуть через соломинку”
“Лепешка”
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. . Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
“Сделать язык широким”
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению “Лепешка”. “Загнать мяч в ворота” Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий перед ребенком на столе, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щеки, загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
“Кто дальше загонит мяч?”
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
“Почистим зубы”
Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх, затем сверху вниз. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
“Кошка сердится”
Цель: отрабатывать умение выгибать спинку языка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, потом опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык. Язык не должен высовываться изо рта, когда он выгнут. Следить, чтобы язык не просто лежал ровно во рту, а был поднят в средней его части. Следить, чтобы язык был широким.
“Катушка”
Цель: учить удерживать выгнутый язык в полости рта. Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык вверх, двигать средней частью языка вперед-назад (катушка катается). Следить, чтобы кончик языка был прижат к основанию нижних зубов, когда двигается средняя часть языка вперед-назад, чтобы не отрывался от зубов.
“Прятки”
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижние зубы и удерживать так под счет до 3-х, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов и удерживать так под счет до 3-х. Повторить упражнение 7 раз. Следить, чтобы язык лежал не на нижней губе, а на кончиках нижних зубов. Следить, чтобы передний край языка был прижат к передним резцам с внутренней стороны, когда язык прячется за зубы.
«Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
«Подуть через соломинку»
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
Комплекс упражнений
Все задания нужно выполнять в определенном порядке – это одно из важных условий для достижения результата
Особое внимание стоит уделить основным упражнениям, иначе гимнастика будет не такой эффективной
Задания для губ
- «Улыбка» − является базовым, с которого начинают гимнастику. Необходимо улыбаться так, чтобы сомкнутые зубы были видны. Положение губ удерживают под счет до 3, увеличив до 5.
- «Трубочка» − тоже относится к базовым упражнениям. Губы вытягивают вперед и удерживают «трубочкой» под такой же счет.
«Улыбку» и «Трубочку» чередуют, постепенно ускоряя темп, чтобы развивать не только статическую составляющую, но и динамическую.
Задания для языка
Цель этого комплекса – умение произвольно расслаблять мышцы языка, убирать его за нижние зубы и удерживать в таком положении. Это является основой для произношения свистящих.
- Рот открыт, широкий язык помещен на нижнюю губу. Зафиксировать такое положение в течение нескольких секунд.
- Это задание обязательно стоит выполнять, если язык напряжен и не получается сделать его широким. Органы артикуляции занимают аналогичное положение, как при выполнении предыдущего упражнения. По языку делают похлопывающие движения, проговаривая «ПЯ-ПЯ-ПЯ».
Выполняя улыбку, рот держат открытым, зубы не сомкнуты. Кончиком языка имитируют движения зубной щетки в одну и другую стороны.
Исходное положение такое же, как в предыдущем задании. Язык находится внизу, а его кончик упирается за нижние зубы, спинка и средняя часть должны быть подняты так, чтобы по форме получилась горка. «Горку» удерживают под счет до 3, потом до 5.
Если возникают трудности с расслаблением мышц, назначают сеанс логопедического массажа. Чаще всего его делают зондами, но для этого нужно получить специальное образование. Можно выполнять самомассаж с помощью зубной щетки с мягкой щетиной.
Упражнения на формирование сильного выдоха
К вышеперечисленному комплексу добавляют дыхательную гимнастику. Сильный плавный выдох является составляющей артикуляционного уклада свистящих звуков. Воздушная струя должна быть холодная и проходить посередине языка.
- «Кто забьет быстрее гол?». Для его выполнения понадобятся два небольших кусочка ватки и предметы, которые можно использовать в качестве футбольных ворот. Ребенок улыбается, на нижнюю губу помещает широкий язык. Произнося таким образом звук Ф, ему нужно задуть ватку в ворота.
- Все сделать так же как и в предыдущем упражнении. Только не нужно говорить Ф, а просто вытягивать губы трубочкой.
Для тренировки силы и длительности выдоха можно использовать мыльные пузыри. Вдох нужно делать носом, а выдох – ртом, тогда это задание будет выполнено правильно, и выдох получится плавным и длительным. Можно предложить малышу дуть на капельки краски через трубочку – это не только эффективное, но и интересное занятие.
Артикуляционная гимнастика
- «Наказать непослушный язычок».
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
- «Блинчик».
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
- «Язык перешагивает через зубы».
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
- «Почистим зубы».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
- «Горка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
6. «Катушка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.
7. «Заборчик».
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
8. «Трубочка».
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.
9. «Лодочка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
После того как ребёнок научился выполнять правильно основные артикуляционные упражнения. Знакомлю малыша с артикуляционной позой с опорой на схематическое изображение.
- Губы улыбаются.
- Зубы на маленьком расстоянии.
- Язык, широкий, упирается в нижние зубки, посередине языка – канавка.
- Воздушная струя сильная и холодная.
- Горлышко не гудит.
Затем учимся удерживать артикуляционную позу звука и переходим непосредственно к постановке звука.
Данные способы постановки звука придуманы не мной, я только собирала и систематизировала наиболее эффективные, которые активно использую в своей работе.
Первый способ
«Насос»
Вспомните вместе с малышом, как свистит насос, которым надувают мячик или резиновый матрас. А теперь предложите ему попробовать сымитировать этот звук.
Возьмите зеркало в руки и попросите ребёнка широко улыбнуться. Скажите ему, что зубки во время этого упражнения должны быть плотно сомкнуты, как заборчик. И вот в этом положении (рот широко открыть в улыбке, зубки сжаты) попросите ученика сделать выдох, подуть, издавая звук, похожий на свист насоса «с-с-с».
Для того чтобы проводимое упражнение было более понятно ребёнку, продемонстрируйте прохладную воздушную струю, которая образуется у него при выдохе. Для этого во время выдоха ему нужно приставить тыльную сторону ладошки к губам и рту.
Подготовительные упражнения
Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.
Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.
Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения — повторять всё то же самое, но уже без палочки.
Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.
Упражнения для постановки
Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.
Артикуляционная гимнастика
Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание
- Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
- Губы и щеки:
- губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
- губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
- надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.
3. Язык:
Упражнение «Грибок»
- «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
- «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
- «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.
4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.
Дыхательная гимнастика
Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:
- Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
- Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
- Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.
Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.
Упражнения по автоматизации
Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.
Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.
Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги — Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные — Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна — Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.
Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.
Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно
Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен — логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.
Какие проблемы вызывает неправильное звукопроизношение
Хорошая дикция зависит от качества произносимых звуков. Среди них нет главных. Отсутствие хотя бы одного из них приводит к искажению речи. Если вовремя не исправить речевые ошибки, то это может стать причиной серьезных нарушений речи. А они приводят к следующим недостаткам произношения у учащихся:
- Возникают ошибки в написании слов. Заменяют буквы или пропускают. Снижается грамотность письма.
- Чтение дается с большим трудом. Дети не понимают, что прочитали. Не могут ответить на вопросы о прочитанном тексте.
- Плохо воспринимают информацию на слух.
- Происходит искажение свистящих звуков — сигматизм. В данном случае С, Ц напоминают Ф. З похож на В. Также слышится не свист, а шум (Т или Д), или шипение. Эти проблемы возникли из-за неверно сформированного речевого уклада звуковых фонем. Их трансформация происходит путем постановки звуков специалистом.
- Заменяют свистящие звуки — парасигматизм. В основе этого лежит фонематический дефект. Технология коррекции парасигматизма основана на развитии фонематического слуха. Постановка верного артикуляционного уклада свистящих, автоматизация их в речи — вопросы, которыми в данном случае, должен заниматься только специалист.
Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика
Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.
«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –
10 секунд.
«Трубочка». Исходное положение — как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.
Упражнения поочередно повторить несколько раз.
«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.
«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».
«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.
«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.
«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.
«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.
«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».
Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.
Автоматизируем звук
Даже научившись правильно выговаривать звуки и , ребенок может продолжать произносить их по-старому во многих словах. Поэтому после налаживания артикуляции необходимо закрепить свистящие звуки в речи. Постепенно малыш отвыкнет подменять их другими и заговорит чисто.
Руководствуясь принципом «от простого к сложному», логопеды рекомендуют автоматизировать свистящие в следующем порядке:
- в начале слова в сочетании с гласным звуком: солнце, сыр, санки, заяц, цапля,
- в конце слова после гласной: колос, мороз, перец,
- в сочетании с согласными: свет, звонок, цветок.
В таких упражнениях обязательно использовать карточки с яркими картинками — это испытанное средство, помогающее удержать внимание детей и поддержать игровую атмосферу. Добившись правильного выговаривания свистящих в отдельных словах, можно переходить к чистоговоркам и скороговоркам
Причем учиться произносить их нужно вначале медленно, не допуская увеличения скорости за счет снижения качества звука
Добившись правильного выговаривания свистящих в отдельных словах, можно переходить к чистоговоркам и скороговоркам. Причем учиться произносить их нужно вначале медленно, не допуская увеличения скорости за счет снижения качества звука.
Произношение свистящих — одна из наиболее частых проблем в детской речи, но если она не вызвана физиологическими причинами, ее не так уж сложно решить. Главное — сделать это своевременно и грамотно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Автоматизируем звук
Даже научившись правильно выговаривать звуки и , ребенок может продолжать произносить их по-старому во многих словах. Поэтому после налаживания артикуляции необходимо закрепить свистящие звуки в речи. Постепенно малыш отвыкнет подменять их другими и заговорит чисто.
Руководствуясь принципом «от простого к сложному», логопеды рекомендуют автоматизировать свистящие в следующем порядке:
- в начале слова в сочетании с гласным звуком: солнце, сыр, санки, заяц, цапля;
- в конце слова после гласной: колос, мороз, перец;
- в сочетании с согласными: свет, звонок, цветок.
В таких упражнениях обязательно использовать карточки с яркими картинками — это испытанное средство, помогающее удержать внимание детей и поддержать игровую атмосферу. Добившись правильного выговаривания свистящих в отдельных словах, можно переходить к чистоговоркам и скороговоркам
Причем учиться произносить их нужно вначале медленно, не допуская увеличения скорости за счет снижения качества звука
Добившись правильного выговаривания свистящих в отдельных словах, можно переходить к чистоговоркам и скороговоркам. Причем учиться произносить их нужно вначале медленно, не допуская увеличения скорости за счет снижения качества звука.
Произношение свистящих — одна из наиболее частых проблем в детской речи, но если она не вызвана физиологическими причинами, ее не так уж сложно решить. Главное — сделать это своевременно и грамотно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Упражнения для произношения звука С и Сь
Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.
Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:
- обыкновенный насос;
- душ;
- велосипедная шина, проколотая гвоздем;
- воздушный шарик, из которого выходит воздух.
Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное — наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.
Что сделать, чтобы ребенок «засвистел»?
Чтобы ребенок правильно начал проговаривать свистящие звуки нужно немного потрудиться.
Выделяют несколько направлений работы для правильного формирования звукопроизношения, в том числе и свистящих звуков:
- развитие фонематического восприятия,
- укрепление артикуляционного аппарата,
- постановка звука,
- автоматизация,
- дифференциация,
- введение звука в связную речь.
Конечно, для некоторых направлений работы необходима помощь логопеда, но мы говорим о том времени, когда еще к логопеду идти рано. К тому же, если оказать помощь ребенку в развитии фонематического восприятия и укреплению артикуляционного аппарата в момент становления этих звуков, то в норме , возможно, этого небольшого «толчка» хватит, и звуки появятся самостоятельно.
Хотите, чтобы ваш ребенок научился различать свистящие и шипящие звуки. Предлагаем вам вместе с вашим малышом позаниматься на курсе «Различение свистящих и шипящих. Начальный курс!». Где с помощью аудио заданий и картинного малериала в доступной форме ваш малыш научиться различать С и Ш, З и Ж.
Формы сигматизма
Сигматизм — это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.
Первая — собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.
Вторая — парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.
Варианты парасигматизма:
- на «ф» — губно-зубной;
- на «т» — призубный;
- на «ш» — шипящий.
Третья — искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).
Четвертый — смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» — «ся», «со» — «сё», «су» — «сю», «с» — «сь».
Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы ребенок не устал и не случилось перенапряжение органов артикуляции необходимо выполнение правил артикуляционной гимнастики.
— Выполнение не более трех упражнений за один подход.
— Одно упражнение нужно повторять от 4 до 5 раз.
— Новые упражнения вводятся только после правильного выполнения ранее изученных упражнений.
— Гимнастика выполняется обязательно перед зеркалом, в котором хорошо видно лицо ребенка и взрослого.
— Взрослый следит за симметрией лица при выполнении упражнений ребенком.
— Во время выполнения упражнения не должно быть никаких лишних движений, его нужно выполнять четко и плавно, в среднем темпе.
— Малышу будет значительно интересней делать гимнастику, если она будет проводиться в игровой форме
Обратите внимание, если у ребенка не все получается сразу, будьте терпеливы, обязательно успокаивайте и хвалите его. Постарайтесь, чтобы гимнастика стала веселым и увлекательным приключением с мамой